Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение. Федор тютчевпредопределение

И роковое их слиянье,

И чем одно из них нежнее

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

Подобные записи

Анализ Стихотворения Тютчева « Предопределение »

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Предопределение» предположительно напи­сано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый «де­нисьевский цикл», в который вошли такие стихотворения, как «Не раз ты слышала признанье…», «Я очи знал…», «О, не тре­вожь меня укорой справедливой…», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…». Все они посвяще­ны Елене Александровне Денисьевой, возлюбленной поэта. Эта история любви была очень драматична: она осуждалась обще­ством, у Тютчева и Денисьевой родилось трое незаконнорожден­ных детей. Елена Александровна была больна чахоткой, рано умерла, а затем умерли и двое их общих детей.

Стихотворение мы можем отнести к любовной и философс­кой лирике. Здесь поэт размышляет о сущности любви. Что же такое любовь, по мысли Тютчева? Это «союз души с душой род­ной», который предопределен человеку его судьбой:

Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

Однако любовь не заключает в себе вечной гармонии: «по­единок роковой» часто заканчивается гибелью одного из воз­любленных. И погибает нежное, любящее сердце.

Стихотворение построено в форме постепенного развертыва­ния темы: роковая встреча — отношения — кульминация этих отношений («поединок роковой») — печальная развязка (гибель одного из любящих). Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и клаузулами. Поэт использует различные средства художественной выразительности — метафору, анафо­ру, ряд однородных членов, лексический повтор (в первой стро­фе). Во второй строфе присутствует метафора, инверсия и ряд однородных членов:

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

На фонетическом уровне находим аллитерацию («В борьбе неравной двух сердец») и ассонанс («Союз души с душой род­ной»).

Таким образом, в этом произведении поэт выразил свои взгляды на любовь, судьбу, жизнь человека в целом. «Денисьев­ский цикл» оказал большое влияние на развитие всей русской поэзии.

Здесь искали:
  • предопределение тютчев анализ
  • тютчев предопределение АНАЛИЗ
  • предопределение тютчев

«Предопределение» Ф.Тютчев

«Предопределение» Федор Тютчев

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их соединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье.
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.

Наделенная природной красотой и острым умом, Елена Денисьева с первой встречи произвела на Тютчева настолько неизгладимое впечатление, что он, предчувствуя начало бурного романа, в 1850 году посвятил ей стихотворение «Предопределение», в котором фактически предсказал, как будут развиваться его взаимоотношения с этой женщиной. Любовь в понятии поэта представляет собой «союз души с душой родной». Однако это не только мир и гармония, но и «поединок роковой», который неизбежен, когда речь идет о чувствах . Кто-то в таком союзе всегда является лидером, а кто-то подчиняется, иначе отношениям не суждено стать долгими и счастливыми.

В этом романе, как ни странно, лидером оказалась Елена Денисьева, которая первой сделала шаг навстречу своему избраннику, а после настояла на том, чтобы Тютчев не расторгал свой брак, что могло помещать его успешной карьере дипломата. Именно эта женщина, обладающая потрясающим самообладанием и силой воли, ради возлюбленного отказалась от собственной семьи, наследства и статуса в общества, предпочтя семейному счастью жизнь в затворничестве. Однако «в борьбе неравной двух сердец» поэт увидел и обратную сторону, лишенную романтики и идеализма. Это – душевная боль, которая является неизбежным спутником любви, и из-за которой сердце «изноет наконец». Тютчев был убежден, что эта участь неизбежно постигает того, кто в любовном союзе подчиняется своему избраннику . Но поэт ошибся, так как страдать от порочной связи пришлось не столько ему, сколько Елене Денисьевой, имя которой оказалось запятнанным на всю жизнь. Она не давала своему возлюбленному поводов для ревности и не требовала ничего взамен. Но, став любовницей женатого мужчины, обрекла себя на одиночество, с чем Тютчев так и не смог смириться.

«Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

«О любви немало песен сложено. » Эти слова по праву могут быть отнесены к творчеству поэта второй половины XIX века Федора Ивановича Тютчева. Действительно, его жизнь, как и жизнь, пожалуй, любого поэта, озарена светом великой любви. В жизни Тютчева было много увлечений. Еще в юности, будучи чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене, увлекается Амалией Лерненфельд (в замужестве баронесса Крюденер), к которой обращено знаменитое стихотворение «Я помню время золотое. » (1836) и другое, более позднее - «Я встретил вас - и все былое. » (1870), ставшее популярным романсом.

Тютчев был уже дважды женат, когда в 1850 году в Петербурге познакомился с Еленой Денисьевой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. 24-летняя Елена, очарованная личностью и творчеством Федора Ивановича, глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил длительной и страстной привязанностью. Однако в высшем петербургском обществе их связь, которую невозможно было скрыть, вызвала скандал. К тому же за эти 14 лет у них родилось трое детей. Вся тяжесть осуждения и отвержения при этом легла на плечи Денисьевой: отец от нее отрекся, тетка была вынуждена уйти из Смольного института, на ее детях лежало клеймо «незаконности», а перед ней самой закрылись двери лучших петербургских гостиных.

Кроме того, Тютчев сохранил привязанность к законной семье, к детям и к жене, которую назвал своим «земным провидением». Находясь в таком двусмысленном положении в свете, Елена Денисьева постоянно находилась во взвинченном состоянии, была раздражительной, что в итоге ускорило развитие у нее чахотки, а 4 августа 1864 года она умерла. Следом умерли их общие сын и дочь. Тютчев был потрясен смертью близких и до конца жизни считал себя виновником такой трагической развязки. Переживаемые им чувства нашли отражение в стихотворениях о любви, ставших вершиной не только русской, но и мировой любовной поэзии. Позднее эти стихи объединились в цикл, получивший название «денисьевского».

К этому циклу относятся такие стихи, как «Предопределение» . «Я очи знал – о, эти очи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др. Все стихи «денисьевского цикла» драматичны и напоминают в какой-то мере исповедь. Сходство усиливается формой диалога, в котором лирический герой кается, просит прощения у той, кто теперь не с ним.

Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» - «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь - предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви.

Конечно, лирический герой страдает не меньше, но страдает, когда случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Он будто понимает, что причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ничего не может, ведь результат поединка с высшими силами, с судьбой заранее известен: сердце «любя, страдая, грустно млея. изноет наконец».

Сам Тютчев с покаянием писал впоследствии: «Гноится рана, не заживает. » Поэтому основные стихотворения этого цикла появились спустя несколько лет после смерти Елены Александровны.

В заключение хотелось бы отметить, что написанное традиционным для XIX века четырехстопным ямбом, это стихотворение звучало слишком бравурно и жизнеутверждающе. Поэтому использование пиррихиев и клаузул позволило поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения и вызвать ощущение поединка человека с роком. В дальнейшем «денисьевский цикл» окажет огромное влияние на развитие русской лирики двадцатого столетия.

Кроме анализа «Предопределения» ознакомьтесь со следующими сочинениями:

Проанализировать и сопоставить стихотворения Ф.И. Тютчева «Предопределение» и Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей. »

Тема любви – одна из самых традиционных в мировой и русской поэзии. Художники слова в разные эпохи «рассматривали» это чувство со всех сторон, анализировали все его оттенки, нюансы – и создали своеобразную мировую «энциклопедию любви».
Значительный вклад в ее создание внесли такие русские поэты, как Ф.И. Тютчев и Н.А. Некрасов. Им обоим принадлежат циклы стихотворений, посвященные любимой женщине. У Тютчева это «денисьевский цикл», посвященный Е.А. Денисьевой, у Некрасова – «панаевский цикл», посвященный А.Я. Панаевой.
Мы знаем, что любовь обоих поэтов не была полностью счастливой – она сопровождалась различными внешними трудностями, внутренними противоречиями и имела печальный финал. Однако каждый из поэтов по-своему осмыслял собственную историю любви, делал свои, сугубо индивидуальные выводы.
Так, в стихотворении Тютчева «Предопределение» (1851) поэт рассуждает о сущности любви. В его понимании, это не только огромная радость и счастье, как обычно принято считать:
Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье…
По мнению Тютчева, в любовном чувстве, помимо слияния, всегда присутствует противоборство двух любящих сердец – «поединок роковой». Важно, что в первой строфе, которая является своеобразной водной частью в стихотворении, поэт несколько раз повторяет эпитет «роковой». Для него любовь двух людей предопределяется свыше, судьбой или Богом, и поэтому все, что происходит между двумя любящими, – тоже предопределено. Это значит, что человеку нужно смириться с этим, как бы больно это порой ни было.
Вторая часть стихотворения развивает этот тезис Тютчева:
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.
В этой любовной борьбе есть, как это ни печально, проигравший. Им становится тот, кто больше любит, кто полностью отдает себя другому человеку. Участь такого «нежного сердца» - «изныть», то есть измучиться, страдать, печалиться, но не иметь возможности что-либо изменить, потому что все предопределено роком.
Таким образом, любовь у Тютчева приобретает космическое значение – любовь у него является поединком между человеком и высшими силами. Результат этого поединка заранее известен, поэтому он носит трагический оттенок. Однако человеческая природа такова, что человек не может не вступать в эту борьбу.
Стихотворение состоит их 2-ух пятистрочных строф и написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и видоизмененными клаузулами. Это позволяет поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения, но создать ощущение поединка, борьбы человека и рока.
«Жесткое» сочетание шипящих, звонких согласных и звука «р» в стихотворении также способствуют созданию этого эффекта – грозной, очень серьезной борьбы:
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея…
В синтаксическом плане стихотворение отличает большое количество многоточий (недоговоренность). Поэт создает ощущение высокого эмоционального накала, большой взволнованности своего лирического героя, который является участником этого «рокового поединка». Он понимает всю его трагичность и страдает от этого – видимо, он причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ситуацию не может.
Ведущим эпитетом в стихотворении является эпитет «роковой» - он передает основную мысль произведения. Кроме того, здесь есть метафоры («союз души с душой»; «Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье»; «В борьбе двух сердец»; «оно изноет»), другие эпитеты («с душой родной», «грустно млея»).
В центре стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей» (1850) также драматическая, печальная ситуация – угасание любви. Стихотворение сюжетно – оно о свидании двух любящих друг друга людей, предчувствующих скорый разрыв. Именно от этого, неясного пока, охлаждения и ирония лирической героини, которая упоминается уже в начале произведения.
Однако чувства еще живы – это понимает и лирический герой, который ведет мысленный диалог со своей возлюбленной. Он видит: «Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты…»; чувствует, что «Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты…» Однако – развязка неизбежна. Ее объяснению, описанию посвящена последняя строфа стихотворения:
И без того она не далека:

Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны.
Здесь чувства людей сравниваются с природным явлением – бурной рекой осенью. Тем самым Некрасов утверждает единство человека и природы, подчинение человека законам Вселенной. Он уверен, что перед концом чувства «кипят сильнее», однако это своеобразная агония перед смертью, ведь «в сердце тайный холод и тоска».
Понимая неизбежный конец, герой испытывает тоску и печаль. Ведь он помнит, как горячо было чувство, как много он пережил вместе со своей любимой женщиной. И от этого – ему невыносимо слышать иронию в ее голосе, которая указывает на остывающее чувство:
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!
Композиционно стихотворение делится на три части (по количеству 5-ти строчных строф). Каждая из них – описание разных этапов чувств героев: первая строфа - нежная любовь, окрашенная горьким предчувствием разлуки, вторая строфа – описание «прошлой» любви, третья – чувства героев, ведущие к разрыву.
По форме стихотворение представляет собой «внутренний диалог» лирического героя. Вообще, стихотворение очень «личностное» - здесь проявляется характер не только героя, но и лирической героини, вычленяются детали их внутреннего облика. Так, героиня резка и иронична, но, в то же время, нежна и застенчива. Герой более рассудителен и спокоен, чем его любимая, возможно, более меланхоличен и созерцателен.
В произведении присутствует большое количество эпитетов: «застенчиво и нежно продлить», «горячо любившим», «ревнивые тревоги и мечты», «кипят мятежно», «тайный холод и тоска». Присутствуют здесь и метафоры: «отжившим и не жившим», «остаток чувства», «кипят тревоги и мечты», «не торопи развязки», «кипим сильней». Кроме того, стихотворение завершает сравнение, в котором содержится суть всего произведения – сравнение остывающей любви с бурной осенней рекой: «Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны. »
В синтаксическом плане стихотворение отличает наличие восклицательных предложений и многоточия в финале. Все эти знаки передают взволнованное состояние лирического героя, испытывающего боль от осознания приближающегося конца.
Сочетание шипящих и свистящих согласных с сонорным «р» в последней части создает ощущение «бурления», но, в то же время, ощущение остывания, леденящего холода:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска.
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны.
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями и дополнительными ударными слогами, что позволяет создать ощущение бурного движения реки – последнего кипения чувство героев.
Таким образом, любовь в понимании Тютчева и Некрасова - это неизбежное сочетание радости и страдания, душевной боли. В сознании Тютчева такая природа любви ниспослана человеку свыше – на земле человек вынужден страдать, такова его доля.
Некрасов считает любовь, как и все другие стороны человеческой жизни, частью жизни природы. Именно поэтому чувства подчиняются законам природы, имеют свое начало и конец, как и все в мире.
В стихотворении Некрасова образ лирической героини выведен более четко, чем у Тютчева. Для героя Некрасова идеалом является нежность и скромность его возлюбленной. Для героя Тютчева – полная отдача себя, трагическая покорность судьбе, жертвенность.
Оба виртуозные мастера слова, Тютчев и Некрасов используют большое количество художественных средств в стихотворениях. Так, главным лексическим средством у Тютчева является метафора, Некрасов же обогащает свое стихотворение большим количеством эпитетов, использует он так же метафоры и сравнение.
В синтаксическом плане Тютчев, как более «философский» художник, использует многоточие. Так он передает горестные, но несколько созерцательные размышления своего героя. Герой Некрасова более эмоционален – на это в стихотворении указывают восклицательные знаки.
Кроме того, оба художника используют звуковые средства (аллитерацию) для более полного и «зримого» впечатления, передачи настроения героев. В тех же целях и Тютчев, и Некрасов мастерски применяют ямб, сочетая его с пиррихиями и дополнительными ударениями

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Стихотворение Тютчева «Предопределение» входит в «денисьевский цикл». Произведение было написано в 1851 году и посвящено возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой. Тютчев состоял в браке, когда познакомился с ней, поэтому их чувства вызывали недоумение и непонимание в обществе. Эта беззаветная любовь, которая, несомненно, принесла много ярких и хороших моментов, тем не менее, остается одним из самых драматических периодов в жизни поэта. Данное произведение относится к любовной и философской лирике.

Предопределение - предначертание судьбы, любви человека, мысль автора состоит в том, что люди изначально предопределены на страдания, переживания и муки, вызванные любовью. Название стихотворения передает суть произведения, наталкивает нас на мысль, что финал будет несчастным. В понимании поэта любовь – «поединок роковой», «борьба неравных сердец», «страдание». Это прекрасное чувство у Тютчева лишено гармонии, просветленной пушкинской чистоты. Автор раскрывает трагическую природу любви, показывает «темную» сторону, для него любовь – это противостояние и в итоге «изноет» сердце того, кто сильнее любит.

Стихотворение представляет собой некую цепочку, которая поэтапно описывает каждый этап: первая встреча, отношения, кульминация («поединок роковой») и трагическая развязка. Произведение написано четырехстопным ямбом, автор использует различные средства выразительности: метафору, анафору, эпитеты, инверсию, лексический повтор, для лучшего изображения и передачи темы.

Данное стихотворение отображает отношение Тютчева к любви, его собственные переживания и муки, так как события, описанные в произведении, являются автобиографичными. Это чувство, которое многие поэты «превозносили» и называли истинным счастьем, Тютчев открыл с иной стороны, более глубокой. Человек не волен противостоять року, а значит, неизбежен трагичный финал.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Предопределение

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Любовь

    Анна Ахматова в своей любовной лирике смогла отобразить множество женских судеб. Можно отметить, что для своих читателей писательница предоставила на обозрение целую книгу женских душ. Описываемая любовь в стихах довольно часто

  • Анализ стихотворения Есенина Край ты мой заброшенный

    В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал

  • Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню

    Литературное наследие великого русского поэта Сергея Александровича Есенина содержит в себе немало лирических строк о любви, о счастье встреч и о грусти расставаний. Чуть более чем за год до своей смерти, он написал стихотворение

  • Анализ стихотворения Тургенева Близнецы 7класс

    Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался

  • Анализ стихотворения Жуковского Лесной царь

    Василий Андреевич Жуковский - один из самых талантливых поэтов 19 века, он является основателем такого направления в русской литературе как романтизм. Также за свое творчество Жуковский написал большое количество баллад, посланий,

Фёдор Иванович Тютчев являлся известным русским поэтом, публицистом, дипломатом, а также член-корреспондентом Петербургской Академии наук. Родился великий автор на территории Орловской губернии в поселке с неприметным названием Овстуг. Семья Федора относилась к древнему дворянскому роду и была уважаемой.

Начальный курс образования был получен автором в домашних условиях. Уроки вел известный на то время поэт и переводчик, которого звали Раич Семён Егорович. Именно он привил Федору любовь к литературе, языкам, искусству Древнего Рима. Следует отметить, что к 14 годам Тютчев без особенного труда мог перевести произведения, написанные Горацием. Первое опубликованное произведение автора датируется 19-м годом 19-го столетия. Оно представляло собой перевод вольного типа.

В 14-летнем возрасте Федор Тютчев поступает в Московский университет на факультет, посвященный словесности. Первым делом он является вольнослушателем, а потом становится настоящим студентом.

Окончание университета оказалось блестящим. В 21-м году Федор покидает стены учебного заведения и поступает на работу в государственную коллегию по иностранным делам. Помог ему в этом родной дядя. Спустя один год, Тютчев уезжает за границу в качестве представителя дипломатической миссии – в Баварию, Мюнхен. В Германии он знакомится со многими культурными деятелями и интересуется философским направлением.

В ранней молодости Тютчев не отличается обширной публикацией. Стихи автора появлялись в свет весьма редко и не производили впечатлений у критиков того времени. Сильно изменилась ситуация в 36-м году. Именно в это время тетрадь с записями Тютчева попала в руки А.С. Пушкина. Александру Сергеевичу весьма сильно приглянулись стихи, и он решил опубликовать их в своем журнале «Современник».

За границей Федор Тютчев провел более 22 лет. Именно здесь он встретил свою первую любовь – Элеонору Петерсон, которой посвятил огромное количество произведений. Чуть позже у автора закручиваются отношения с Эрнестиной, из-за которой Тютчеву пришлось покинуть Германию.

Автор скитался без работы до того момента, пока его не заметил Николай Первый. Он оценил вклад, созданный Тютчевым в историю формирования России, и решил вернуть его на должность, предложив работу в Министерстве по иностранным делам. Этот период не отмечен большим количество стихов.

Особенности творчества Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев – это изысканный русский поэт, который создал множество произведений. Некоторые исследователи утверждают, что их было более 400. Все творчество можно смело подразделить на несколько этапов. Первый этап считается ранним и относится к различным философским суждениям, а вот второй относится к чувствам поэта, а также личным переживаниям.

Вторая половина девятнадцатого столетия отличается особенной любовной тематикой. Жизнь автора была переполнена любви, как и многих культурных деятелей того времени. Фёдор Тютчев имел бесчисленное количество увлечений, поэтому в его творчестве так много стихов любовного и интимного содержания. Не стоит, однако, забывать, что Тютчев был поэтом разносторонним, его затрагивали различные темы: философия, природа, любовь к Родине.

Дипломат и поэт, Фёдор Иванович был очень любвеобильным человеком. Был дважды женат и имел многочисленные связи. Особое место в его сердце занимала Елена Денисьева, с которой он познакомился в зрелом возрасте. Она была племянницей инспектрисы, находящейся при Смольном институте. Именно в этом учреждении воспитывались дочери поэта.

Елене было всего 24 года. Она была весьма очаровательной, и с первых же минут знакомства влюбилось в личность Тютчева и его особенное творчество. Автор изысканных произведений ответил Денисовой взаимностью и весьма страстной привязанностью, которая продлилась до самой смерти Елены.

Следует отметить, что высшее петербургское общество не одобрило взаимоотношения Елены и Федора. Возник грандиозный скандал. И хотя у пары за время отношений родилось трое детей, этот союз никогда не был принят общественностью. Сильное осуждение легло на плечи именно Денисовой, от нее отрекся даже собственный отец. Практически каждый человек указывал на то, что дети Елены рождены незаконно. Лучшие заведения закрыли перед девушкой свои двери.

Несмотря на то что Фёдор Иванович закрутил роман с Еленой Денисовой, он продолжал поддерживать отношения со своей законной семьей. Детей и жену он называл земным проведением.

Елена постоянно находилась в состоянии двусмысленности, это приводило к нервозности и взвинченному состоянию. Постоянная раздражительность привела к тому, что у девушки развилась чахотка, которая привела к смерти в 64-м году.

После смерти Елены на тот свет ушли и их двое детей – сын и дочь. Федора Ивановича Тютчева весьма потрясли такие события и он на протяжении долгого времени считал себя виновником в произошедшем. Именно такие чувства, переполненные смыслом и горечью, отражались в произведениях автора. Чуть позже эти произведения отнесли к определенному циклу, который известен и в настоящее время, являясь интересным для читателей со всего мира.

Наиболее яркими произведениями, затрагивающими жизненную ситуацию автора, являются стихи под названием «Предпочтение», «Я очи знал…», «Накануне годовщины…» и многие другие. Все данные стихотворения весьма драматичны и напоминают своей манерой письма исповедь. Они усиливаются формой написания – в виде диалога, когда определенный лирически герой просит прощения у девушки, которой на момент высказывания нет рядом.

Анализ произведения «Предопределение»

Стихотворение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, максимально качественно раскрывает сущность любви. Автор не рисует иллюзий, и честно заявляет, что как бы не были близки люди по душевным качествам, их союз может быть роковым. Поэт дважды подчёркивает слово «роковой», будто придавая трагичности тем отношениям, к которым его привела сама судьба.

Те ощущения счастья, которые должна дарить любовь, в сочетании со страданиями, муками, угрызениями совести кажутся неизбежными. Запутанная и порочная связь с любимой, запятнанная репутация, полное отторжение и неприятие - вот расплата за чувства, которые должны в идеале делать мир чище и добрее.

В строках время от времени повторяются эпитеты, раскрывающие главную идею произведения, что любовь – это максимальное высокое чувство, которое может возникнуть у человека. И плата за это чувство может быть непомерной.

Особенности произведения «Предопределение»

Автор отмечает, что каждой личности суждено перенести муки и всевозможные страдания, исходящие от любви. Человек обязан смириться такими явными вещами. Любовь – это поединок, в котором обязательно будет проигравшая сторона. Федор отмечает, что проигрывает всегда тот, кто сильнее любит, чье сердце просто-напросто изнывает от высоких ощущений.

Лирический герой произведения «Предпочтение» страдает не менее, чем проигравшая сторона. Данные страдания основаны на том, что произошедшее ранее уже никак не вернуть и ничего невозможно изменить. Именно на такое осмысление указывают многие многоточия, присутствующие в строках. Именно они передают особенную взволнованность, присутствующую у лирического героя. В строках постоянно сохраняется накал, но и присутствует своеобразная недоговоренность.

Лирический герой прекрасно понимает, что за время взаимоотношений причинил много боли своей возлюбленной, но уже поздно, изменить ситуацию невозможно. Поединок, который организуется с высшими силами, предначертан судьбой, а результаты не зависят от человека. Поэт отмечает, что нанесенные раны никогда не заживут, а будут постоянно кровоточить и напоминать о себе.

Стихотворение «Предпочтение» написано с использованием четырехстопного ямба, который был весьма распространен во второй половине девятнадцатого столетия. Такая форма позволяет передать чувства читателю весьма бравурно и по-особенному жизнеутверждающе. Именно поэтому автор использует в строках клаузул и пиррихиевы, которые способны немного снизить жизнерадостность в строках и вызвать у читателя ощущение, связанное с поединком человеческой личности и судьбы.

Комментарий:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 4.

Список - Муран. альбом с опиской в последней строке: «Она» вместо «Оно».

Первая публикация - Совр. 1854. Т. XLIV. С. 40. Вошло в Изд. 1854. С. 40; Изд. 1868. С. 150; Изд. СПб., 1886. С. 201. А. А. Флоридов, вероятно, видел автограф, ибо 5-я строка в Изд. 1900. С. 184 напечатана так, как в рукописи, т. е. с многоточием после союза «и», чем придается, разумеется, особая интонация выражению «поединок роковой». Однако Флоридов, подобно своим предшественникам по редактированию Тютчева, не разбил пьесу на строфы, а между тем в подлиннике стихотворение разделено на две строфы.

Печатается по автографу с учетом текстологических коррективов, внесенных Г. И. Чулковым, К. В. Пигаревым и А. А. Николаевым, но с сохранением авторского знака (тире) в конце первой строфы. Если все остальные замены (тире на запятые) все же оправданны, то здесь замена тире многоточием представляется неверной. Многоточие ведет стихотворение к интонационному спаду, а Тютчев своим тире как раз противодействовал этому. Кроме того, тире - это способ художественного скрепления строф.

Автограф беловой. Поправок в тексте нет. Это характерно для психологии тютчевского творчества: пережитое и выстраданное в глубинах творческого духа через импровизацию тут же воплощается в художественный текст. Заглавие стихотворения сверху и снизу выделено подчеркиванием («завиток», переходящий в прямую линию).

Датируется началом 1850-х гг.

Входит в состав «денисьевского» цикла, образуя его смысловое ядро. В его психологическом сюжете выразился весь драматизм любовного «поединка» Тютчева и Е. А. Денисьевой, о котором впоследствии расскажет сам Тютчев в письме А. И. Георгиевскому от 13/25 декабря 1864 г.: «За этим последовала одна из тех сцен, слишком вам известных, которые все более и более подтачивали ее жизнь и довели нас - ее до Волкова поля, а меня - до чего-то такого, чему и имени нет ни на каком человеческом языке... О, как она была права в своих крайних требованиях, как она верно предчувствовала, что должно было неизбежно случиться при моем тупом непонимании того, что составляло жизненное для нее условие». Из письма ясно и то, что вторая строфа оказалась пророческой: «сердце» Денисьевой «изныло» раньше, чем это случилось с Тютчевым. «И в стихах Тютчева вместе с этою любовью возникло что-то новое, открылась новая глубина, - писал Чулков, - какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти».

Тем не менее Тютчев смог вырваться из стихии личных переживаний, превратив стихотворение в философскую манифестацию на тему любви. В истоках ее - шеллинговская концепция «борьбы» противоположностей, которой пронизано человеческое «самосознание». Ф. В. И. Шеллинг особо подчеркивал, что в «самосознании разыграется бесконечная распря». По Тютчеву, даже любовь оказывается захваченной этой «распрей». Отсюда его философское видение любви как «поединка рокового», а это предопределяет появление трагического гротеска («союз» - «поединок») в тютчевской художественной философии любви. В виде именно философской аллюзии этот гротеск отразится во фрагменте трактата В. С. Соловьева «Смысл любви»: «Чувство требует такой полноты соединения, внутреннего и окончательного, но дальше этого субъективного требования и стремления дело обыкновенно не идет, да и то оказывается лишь преходящим. На деле вместо поэзии вечного и центрального соединения происходит лишь более или менее продолжительное, но все-таки временное, более или менее тесное, но все-таки внешнее, поверхностное сближение двух ограниченных существ в узких рамках житейской прозы».

Ю. Айхенвальд, раскрывая содержание тютчевского гротескного образа любви в «Предопределении», отметил: «В самой любви таится уже будущая вражда, разлука или измена, смерть или утомление» (А. А.).

/ / / Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Будучи уже в солидном возрасте, Ф.И. Тютчев встретил Елену Денисьеву. Поэт был поражен красотой и умом этой женщины. Он понимал, что не устоит перед ее чарами, хоть и жил тогда в браке со второй женой Эрнестиной. Предчувствуя развитие отношений с Денисьевой, в 1850 г. поэт написал стихотворение «Предопределение», которое, подобно зеркалу, отобразило его смешанные чувства.

Тема анализируемого произведения – любовь. Автор утверждает, что любовь может связывать только родные души. Он считает, что их союз – не только соединение, но и борьба.

Система образов «Предопределения» оригинальная. В центре произведения лирический герой, а во втором катрене появляются образы сердец. Учитывая биографию Ф.И. Тютчева, можно утверждать, что лирическое «я» произведения – отражение внутреннего состояния автора. Лирический герой размышляет над вечным вопросом любви. К раздумьям его подтолкнуло предание, согласно которому любовь – союз родных душ. Герой соглашается, что любовь – соединение душ, но в конце первой строфы добавляет, что это роковой поединок. Последний тезис развивается во втором катрене.

Лирический герой уверен, что любовь – борьба двух сердец. То, которое нежнее, неизбежно страдает и млеет от грусти. Вскоре оно вовсе изнывается, любя. О сердце менее нежном автор не говорит ничего, не открывая тайну, триумфирует оно или сокрушается. Заканчивается произведение оборванной синтаксической конструкцией, которая подталкивает читателя обдумать все, что было сказано в «Предопределении».

Стихотворение Ф.И. Тютчева состоит из двух смысловых частей: рассказ о любви, основанный на предании и рассказ о борьбе двух сердец, ее последствий. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение поделено на два катрена с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Чтобы передать чувства и эмоции лирического героя и показать свой взгляд на любовь, Ф.И. Тютчев использует художественные средства. Главную роль играет метафора: «союз души с душой», «роковое их слиянье» (о душах), «борьба двух сердец». Метафора – основа создания образов любви и двух сердец. Монолог-рассуждение лирического героя дополняется эпитетами: «поединок роковой», «борьба неравная», страдает «неизбежней».

В анализируемом стихотворении заметную роль играет интонация. Ф.И. Тютчев в обоих катренах использует оборванные предложения. При помощи них передается задумчивое состояние лирического героя и автора. Кроме того, этот прием помогает поэту расставить смысловые и эмоциональные акценты.

Мысли, выраженные в «Предопределении» Ф.И. Тютчева подчеркиваются при помощи аллитерации. Например, в описании поединка сердец преобладает согласный «р»: «в борьбе неравной двух сердец». В рассказе о страдании побежденного сердца используются слова с согласными «с», «з».

Проанализированное произведение Ф.И. Тютчева выражает восприятие проблемы любви зрелым мужчиной, который не раз испытывал это чувство.