Виды навесного оборудования для мотоблоков. Навесное для мотоблоков, разнообразие оборудования и приставок Мотоблок зубр навесное оборудование своими руками

С приобретением мотоблока у пользователя появляется желание использовать его во всех домашних работах для дачи, огорода и пр. Некоторые стремятся сразу приобрести максимально возможный набор навесного оборудования для мотоблока, другие покупают только минимальный ряд, докупая постепенно остальное. Третья категория владельцев берется за самостоятельное изготовление своими руками приспособлений и дополнительных устройств. Порой они по многим параметрам превосходят то, что может предложить промышленность.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Чем комплектуются мотоблоки

Сам по себе мотоблок представляет только силовой агрегат с колесами. Чтобы он мог выполнять полезную работу, его нужно превратить в сельскохозяйственную машину, дополнив навесным оборудованием. Только тогда начинают проявляться положительные стороны этого энергонасыщенного устройства.

Небольшой список основного навесного оборудования и насадок:

  1. Грунтозацепы позволят мотоблоку двигаться по пашне.
  2. Плуг и фреза. Издавна глубокая обработка земли с оборотом пласта выполнялась плугами. Почвенная фреза представляет устройство, способное разрыхлить плодородный слой.
  3. Картофелесажалка облегчит труд сельского жителя и дачника при посадке картофеля.
  4. Плоскорез – это один из древних инструментов, который переживает второе рождение с возникновением идей органического (экологического) земледелия.
  5. Окучники. Увеличение урожая корнеплодов, а также повышение эффективности корневой системы растений достигается использованием окучников.
  6. Прицеп превращает мотоблок в транспортное средство, которое может перевозить грузы на участке и дорогах общего пользования.
  7. Снегоуборщик расширяет период использования мотоблока, зимой он активно используется для расчистки снега.

Это далеко не полный список навесного оборудования для мотоблока.

Не обязательно приобретать весь комплект навесного оборудования для мотоблока сразу. По мере необходимости приобретается или изготавливается дополнительные инструменты.

Грунтозацепы своими руками

Крутящий момент двигателя через трансмиссию передается на колеса. Чтобы двигаться по пашне, нужно создать достаточное усилие. Увеличить тягу можно, повысив коэффициент сцепления колеса с грунтом. Поэтому грунтозацеп увеличивает этот коэффициент в несколько раз, позволяя не увеличивать массу силового агрегата.

Чтобы изготовить это навесное оборудование, нужно приобрести:

  • листовую сталь толщиной 2-3 мм, достаточно сталь обычного качества ст3;
  • равнобокий уголок 35-50 мм;
  • трубу с внутренним диаметром более 25 мм.

Этот набор заготовок достаточен для начала работ. Остается выбрать конструкцию или разработать собственную.

Грунтозацеп может быть ведущим и накладным. Ведущие грунтозацепы устанавливают на место базовых колес мотоблока. Накладные надеваются поверх базового колеса. Чаще делают ведущие .

Плуг и фреза своими руками

Плуг при всей своей внешней простоте довольно сложен в изготовлении. Обычно изготовление начинают со сцепки – специальное навесное оборудование. На сцепке закрепляют корпус – это и есть основной рабочий орган. производит подрезание почвенного слоя. Далее формируется пласт, а затем происходит его оборот.

Конструкция корпуса плуга включает несколько составляющих:

  • лемех – врезается в почву;
  • отвал – служит для создания заданного движению пласту и оборот;
  • полевая доска – стабилизирует направление хода всего сельскохозяйственного агрегата.

Для мотоблока интересна конструкция поворотного плуга, одним перемещением фиксатора плуг легко изменяется с правого на левый и наоборот. Это очень удобно для обработки земли на небольших по протяженности участках.

Если плуг можно условно признать пассивной рабочей навеской, то почвенная фреза является активной. При обработке почвы снимают колеса, перемещение агрегата происходит за счет вращения фрез. Рабочие лопатки совершают вращательное движение и разрыхляют землю.

  • листерный (туковый) окучник конструктивно похож на корпус плуга с двумя отвалами, он движется в междурядьях, перемещая землю из канавки в гряду. Их используют при сравнительно небольшой ширине междурядий;
  • дисковый окучник в виде двух дисков, охватывающих гряду. При их движении гребень создается сразу с обеих сторон;
  • роторный (пропеллерный), имеющий активные пластины, подкидывающие почву в гряду.

Листерные окучники часто оснащают регулируемыми отвалами. Это позволяет изменять ширину захвата рабочего органа. Пропеллерные навески многие используют для окучивания картофеля, но подрезая корневища многолетних сорняков, они способствуют засорению поля.

Наиболее распространены дисковые окучники, ими несложно манипулировать в процессе работы. Их также несложно изготовить своими руками.

Прицеп для мотоблока своими руками

Прицеп расширяет возможности мотоблока. С ним он превращается в транспортное средство, способное доставлять разные грузы. Параметры этого самодельного навесного оборудования для мотоблока зависят от имеющейся мощности. Чем она выше, тем более сложным может стать тележка.

Для энергонасыщенных мотоблоков с двигателями более 10 л.с. возможны двухосные прицепы, которые могут перевозить до 1000 кг груза. Обычно строят небольшие , грузоподъемность которых составляет 300-500 кг.

Есть важное требование. Надежность и управляемость прицепного устройства должна соответствовать характеристикам, предъявляемым к транспортным средствам, эксплуатируемым на дорогах общего пользования. Поэтому чаще всего используют оси или мосты от другой колесной техники. Многие ориентируются на применение готовых мостов от легковых автомобилей и грузовых мотороллеров.

Колеса от мотороллеров рассчитаны на нагрузку более 150 кг на каждое. Поэтому их и берут за основу при проектировании. Некоторые самодельщики комплектуют прицеп запасным колесом, чтобы на дороге выполнить быструю замену.

Главное создать прочную раму, так как она будет воспринимать нагрузку от перевозимых материалов. В то же время от прочного каркаса зависит и безопасность всех участников движения при эксплуатации мотоблока с прицепом на дорогах, где имеются и другие транспортные средства.

Снегоуборщик своими руками

Приобретая мотоблок, большинство пользователей рассчитывает эксплуатировать его только в весенне-летний период. На самом деле при использовании энергонасыщенного агрегата зимой в качестве снегоуборщика можно значительно увеличить эффективность его применения в личном хозяйстве. Бывают периоды, когда снег приходится убирать с дорожек и территории почти каждый день.

Для уборки снежного покрова применяют несколько типов :

  • шнековый с роторным отбрасывателем;
  • бульдозерного типа с отвалом;
  • лопата-отвал – это упрощенный тип снегоуборщика;
  • роторно-вентиляторный.

Для большинства пользователей достаточно иметь отвал-лопату, этот снегоуборщик изготовить значительно проще.

Пользователь в зависимости от своих условий определяется с типом снегоуборщика, нужного ему. Многие берутся за изготовление сложного шнека, полагая, что именно это устройство будет помогать в зимний период. На самом деле большинство убеждается, что проще просто сдвинуть снег, освободив проезжую часть и территорию.

Мотоблок – помощник в обработке почвы, в перевозке грузов, в сборе урожая. Для этих манипуляций его надо оборудовать дополнительными навесными приспособлениями. Но в магазине они стоят дорого, полный комплект по цене получается дороже самого мотоблока. Многие умельцы конструируют и делают самоделки для мотоблока своими руками. В этом помогают статьи, фото, инструкции из Интернета.

Обладая простейшими навыками в работе с болгаркой, сварочным аппаратом, дрелью, можно из подручного материала и вышедших из употребления деталей собрать полезные самоделки. Самодельные конструкции, часто, сделаны из более прочного металла, чем покупные, и служат дольше.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Самодельные приспособления для мотоблока

К необходимым в хозяйстве навескам можно отнести:

  • землеобрабатывающие – плуги, фрезы, рыхлители;
  • для ухода за культурами – окучиватели;
  • грабли;
  • снегоуборочные лопаты;
  • сеялки, посадочные приспособления.

Грабли для мотоблока

Самодельные грабли к мотоблоку используют при заготовке сена для домашнего скота в небольшом хозяйстве. Их изготавливают своими руками из узких металлических труб и прутьев. Чтобы получилась прочная конструкция, детали собираются на сварку.

Грабли-самоделки делают складными для удобства транспортировки.

Самостоятельно конструируя грабли, можно сделать ширину захвата по своему усмотрению. Высота подбора валков регулируется. Прутья грабель делают под сбор сена или скошенной травы на участке. Во втором случае и ширина конструкции, и величина зубьев может быть уменьшена.

Самодельные фрезы «гусиные лапки» для мотоблока

Помогают глубоко взрыхлить почву, размельчить крупные комья земли.

Это приспособление представляет собой цельную сварную конструкцию, поэтому она крепче и прочнее обычных культиваторов для мотоблока. Фреза качественно обрабатывает твердую почву под посев картофеля. Ею можно вспахать землю под снег.

Качество вспашки зависит от степени заточки фрез-самоделок. Земля становится пышной, поднимается на 5-10 см, если края плоскорезов острые. Они размельчают крупные и мелкие корешки, уничтожают вредных жуков и проволочника, насыщают почву кислородом.

Самодельные «гусиные лапки» для стандартного входного крепления надо сделать диаметром 52 см, захватом – 1,25 м, количество лучей – 30 штук. Каждый луч крепится к катушке на болтах.

Плуг самодельный

Плуг-самоделку для вспашки несложно сделать даже человеку с минимальными навыками в работе с металлом. Фрезами пользуются для рыхления уже используемой земли. Плугом обрабатывают целину и слежавшуюся твердую почву. Он имеет больший запас прочности. Плуг стоит дорого, купить его может не каждый дачник, но можно попробовать сделать его своими руками.

Понадобится пластина толщиной 4-5 мм и труба со стенкой такой же толщины. Крепится конструкция на раму. Главным элементом приспособления является заточенная пластина, ее надо вырезать болгаркой в форме отвала. Лемех имеет форму вытянутой плоской трапеции. Закрепляем трубу и собираем конструкцию полностью. К мотоблоку она присоединяется через сцепку.

Оборотный плуг

Плуг этой конструкции немного сложнее. Сверху самоделки крепится закругленное перо. Происходит не только вспашка земли, но и отвал срезанного пласта – при обработке целины это бывает необходимо. Сложное строение оборотного плуга предполагает изготовление его профессиональным мастером, который может рассчитать точные параметры каждой детали.

Одной из разновидностей такой конструкций является плуг Зыкова. Для сборки своими руками потребуется стойка, с помощью которой он цепляется к мотоблоку, непосредственно корпус плуга с лемехом, доска для упора и загнутое лезвие для переворачивания пластов. Отвал плуга изготавливается из трубы диаметром 50 см.

Отвал-лопата

Мотоблоком можно выравнивать земельные участки для строительства хозяйственных сооружений. Он как бульдозер может чистить тротуары и дорожки от грязи и снежных сугробов. Для изготовления самодельного отвала надо взять металлический лист в 2 мм толщиной. Для прочности внутри отвала вертикально привариваются пластины из более толстого металла – они не дадут прогибаться задней стенке отвала. Еще нужна нижняя часть лопаты, ее обшивают жестью, чтобы низ не застревал в грунте или снегу. Низ лопаты к нижнему основанию располагают под прямым углом.

Самоделки для мотоблока своими руками можно изготавливать из отслуживших материалов.

Для изготовления самодельной лопаты понадобится пила по металлу, дрель и сварочный аппарат. В качестве материала подойдет 200-литровая стальная бочка. Ее надо разрезать вдоль высоты на 3 части и сварить между собой крайние две из них. Металл бочки имеет достаточную толщину для прочности приспособления.

Картофелесажалка

Очень востребованным и незаменимым оборудованием на огороде является самодельная картофелесажалка. Она имеет расширитель для клубней с отверстием внизу и дисками для закапывания их в землю. Заднее колесо с внутренней стороны надо закрыть пластиной, чтобы посадочный материал не попадал под колесо мотоблока. Вся конструкция крепится на стальной раме. Глубина его закрепления регулируется.

Бункер можно сделать из фанеры или оцинкованного тонкого листа. Деревянный ящик можно покрасить водостойкой краской. Чтобы клубни не повреждались, внутри бункер выстилают резиной.

Посадочное устройство состоит из металлической трубки диаметром 10 см, к которой крепится сошник для прорезывания борозды. Высота его, а значит и глубина борозды, регулируется вертикальным перемещением конструкции.

Борозды заделываются дисками, направленными навстречу друг другу под углом. Они двигаются за счет подшипников. Ширина ряда изменяется ослаблением болтов стремянок и сдвиганием дисков. Чтобы на земле не оставалось следов от колес сажалки, землю можно рыхлить культивационными лапками, приваренными к раме.

Сидение сеятеля-самоделки для мотоблока крепится к металлической раме основания.

Дисковый окучник

Из подручных материалов своими руками можно собрать удобное приспособление для окучивания посаженных рядами овощных культур. Основными элементами самодельной навески будут две металлические крышки от кастрюль или диски одинакового размера. Диаметр их – не меньше 50 см. Края крышек или металлических дисков надо заточить как фрезы. Это основные детали окучника. Плоские крышки закругляют внутрь с помощью молотка.

Диски, собирающие землю в валик вокруг стеблей картофеля или другой культуры, укрепляют на металлическую раму. К нижней части ее приваривают небольшие колесики для опоры. Надо закрепить стержни дисков подвижно, чтобы можно было регулировать угол наклона обрабатывающих поверхностей.

Мотоблок является одним из самых полезных и востребованных технических устройств среди используемых на приусадебном участке. Однако это утверждение справедливо только при наличии дополнительного оборудования. Если размеры обрабатываемого земельного участка невелики, то приобретать фирменные агрегаты целесообразно. Именно поэтому вопрос о том, как сделать навесное оборудование для мотоблока своими руками является популярным.

Самодельные устройства для мотоблока

Перечень дополнительных агрегатов не ограничивается косилкой, плугом или бороной. Этот список достаточно велик, и ни один мотоблок не обладает такой сильной комплектацией. После подсчетов суммы, в которую обойдется приобретение всего необходимого оборудования, многие от этой затеи отказываются. Также следует помнить, что не каждая модель может считаться универсальной.

Говоря проще, приобретая агрегаты для одного мотоблока, гарантировать их работу на другом очень сложно. Однако при наличии желания и определенного багажа знаний, многие дополнительные устройства можно изготовить самостоятельно.

Их чертежи часто встречаются в интернете, но при этом важно убедиться в совместимости. Разрабатывая навесное оборудование с нуля, необходимо ориентироваться на имеющуюся в наличии модель мотоблока.

Адаптер-прицеп своими руками

С помощью этого агрегата мотоблок легко превращается в минитрактор, что позволяет автоматизировать большое количество работ по обработке приусадебного участка. Конструкция адаптера-прицепа состоит из следующих элементов:

Чтобы сделать несущую раму следует использовать трубу любого сечения, длина которой находится в диапазоне от 1,5 до 1,7 метра. С одной стороны приваривается устройство для крепления к мотоблоку, а с другой - поперечная балка. Ширина второго элемента выбирается в соответствии с размерами колесной базы мотоблока. Затем на штанге крепятся раскосы для увеличения жесткости конструкции и колесные стойки.

Чаще всего дополнительные агрегаты к адаптеру мотоблока крепятся посредством одинарной сцепки. Также необходимо подумать об управлении оборудованием, и оптимальным вариантом в данной ситуации окажется рычаг, переключение которого приведет к изменению положения вспомогательных устройств.

Последним шагом в создании адаптера-прицепа станет установка сиденья, и для этого посередине поперечной балки крепится стойка.

Самодельный дисковый окучник

Оптимальным видом окучника для приусадебного участка является дисковый. При работе с ним не требуется прикладывать больших усилий, а при снижении скорости движения увеличивается мощность. Не стоит забывать, что дисковый окучник - универсальный инструмент, потому что его можно использовать не только после посадки культур, но и в период их роста.

Конструкция этого вида навесного оборудования не отличается высокой сложностью и включает в себя:

  • Раму.
  • Диски.
  • Талперы винтового типа.
  • Стойки.

Благодаря наличию талперов появляется возможность регулировать угол наклона рабочих дисков. Именно этот фактор влияет на глубину их погружения в почву и прикладываемое во время работы усилие.

Диски можно взять от пришедшего в негодность сельскохозяйственного оборудования, например, старой сеялки либо сделать из качественной стали, толщина которой составляет 1,5−2 мм. Наружные кромки выгибаются, а в центре просверливается отверстие для крепления к раме.

Изготовление картофелекопалки

Данный агрегат способен значительно облегчить работу по уборке всех клубневых сельскохозяйственных культур, не только картофеля. Среди основных элементов конструкции агрегата необходимо выделить:

  • Сварную раму.
  • Лемех.
  • Барабан-очиститель.
  • Редакционный узел.

Лемех - подвижный элемент картофелекопалки и может быть сделан из листового железа. Вырезанные пластины следует заострить, но при этом притупить все кромки, чтобы не повредить клубни . Изготовление рамы также не должно вызвать серьезных затруднений. Для решения поставленной задачи потребуются уголок, швеллер № 8 и профильная труба. Размеры рамы подбираются в индивидуальном порядке, а необходимое количество материалов определяется на месте.

Основной элемент всей конструкции агрегата - редакционный узел. Чтобы его изготовить, потребуется два металлических цилиндра , в которые затем устанавливаются соединительные втулки. После этого предстоит сделать ступицы из металлической трубы, диаметр которой равен 25 мм. Они используются для крепления звездочек, предварительно закрепленные на втулках посредством шпонок.

Наиболее сложным в изготовлении является барабан-очиститель, состоящий из двух роликовых цепей по 94 звена в каждой. Цепи, в свою очередь, устанавливаются на специальные стержни, а затем готовый элемент крепится на двух осях. В результате достигается максимальная подвижность.

Крутящий момент с двигателя мотоблока передается на лемех, соединенный с кожухом. Во время движения изменяется угол наклона, и совершаются копательные движения. Для регулирования угла наклона рабочего элемента конструкции, а, следовательно, и глубины копа, можно сделать ползун. Отличным материалом для изготовления этой детали станет фторопласт.

Мотоблок незаменим в хозяйстве и оснащён разными навесными агрегатами: машина может окучивать картофель, убирать снег или заготавливать дрова на зиму. В то же время список агрегатов, которые подсоединяются к самым дорогим моделям мотоблока, ограничивается 2-3 видами навесных элементов.

В этой статье вы узнаете, как сделать навесное оборудование для мотоблока собственными руками и как его использовать.

Знаете ли вы? Мотоблок является малогабаритным трактором, но при этом имеет те же детали, что и трактор.

Как сделать картофелесажалку

Посадка картофеля на нескольких больших огородах занимает много времени и сил. Посадка может быть упрощена, если использовать картофелесажалку, которую можно сделать своими руками, а затем прикрепить к мотоблоку.

Лучше всего будет использовать мотоблок с небольшой мощностью. Сажалка для картофеля будет сама прокладывать посадочную борозду, забрасывать в лунки картофель и засыпать их землёй.

Потребуются следующие детали для сборки этого устройства:

  • звёздочки (зубьев на шестерёнке должно быть 32: и на ведущей, и на ведомой)
  • швеллера восьмого размера.
На каркасе устанавливается бункер для картофеля. На нём должно поместиться до 20 кг картофеля. В бункер ставится лифт, на котором устанавливаются чаши размером 8 см.

Также существует ещё одна схема, но она сложнее по конструкции и интереснее в плане сборки. Основная задача устройства – посадить картофель на одинаковом расстоянии и на равной глубине.

Это самодельное оборудования для мотоблока используется на обработанной заранее почве. В таком случае картофель сажается равномерно, а результат отразится на урожае картофеля.

Такой агрегат используется как на небольшом огороде, так и на большом поле.

Важно! Картофелесажалка подойдет не только для картофеля, но и для других овощей.

Для создания такого оборудования потребуются чертежи на бумаге. Для основы берётся рама, и к ней крепятся все узлы. Рама сваривается из швеллеров и стальных полосок.

Арка приваривается к передней части лонжеронов, и приваривается вилка для центральной тяги. Крепежи используются для нижней тяги. Пластинки крепятся в качестве опоры сбоку от рамы.

Стальные полоски усиливают раму. Для бункера понадобится фанера толщиной в 1,5 см. Из неё вырезают детали, которые скрепляют уголками. После этого бункер красят и покрывают изнутри резиной. Это предотвращает повреждение картошки при посадке.


Полученную раму скрепляют с рыхлителем и колёсной осью. Когда работа будет выполнена, нужно заварить штифты. Стальными зажимами крепится колёсная ось.

Для колёс используются стальные листы. Форма колёс должна быть цилиндрической, чтобы меньше сминать почву. Также на колёсах должно быть по две ступицы, а на них по одному подшипнику. На них насаживаются шипы, чтобы подшипники не загрязнялись.

Чтобы не заниматься изготовлением колёс, можно купить колёса от другой сельскохозяйственной машины. Для держателя рыхлителя используют квадратную штангу. Из листовой стали на концы штанги приваривают обоймы, внутрь монтируют стойки лап культиватора.

Стальная или чугунная труба будет применяться в виде сеялки картофелесажалки. Её толщина должна быть не менее 10 см в диаметре. Внизу трубы приваривается устройство, которое будет делать борозды.

После регулировки бороздореза нужно крепко стянуть стремянки.

Такое устройство имеет большой вес, поэтому перед монтажом оборудования на мотоблок нужно ставить противовес. Это поможет агрегату не переворачиваться от картофелесажалки.

Картофелесажалкой нужно управлять в четыре руки. Один человек садится за мотоблок, другой за картофелесажалку. В бункер засыпают картофель. Мотоблок должен двигаться со скоростью 1 км/ч, чтобы между кустами посаженной картошки было оптимальное расстояние.

Засыпать посаженый картофель самостоятельно не понадобится. Сделанные засыпные диски будут делать это за вас.

После посадки картофеля на поле остаются следы. Убрать их можно с помощью лап, они устанавливаются на культиваторе.

Знаете ли вы? Первые прототипы мотоблока были созданы еще в XX веке.

Картофелесажалка выглядит примерно так:

Картофелекопалка своими руками

Еще один вариант самоделки для мотоблока своими руками – это картофелекопалка.

Картофелекопалка облегчает процесс уборки урожая картошки.

Для создания этой техники потребуется сварная рама, лемех, редакционный узел и барабан-очиститель.

Лемех – это подвижная часть картофелекопалки, которая создаётся с помощью стальных прутьев и нескольких заострённых стальных пластин. Острые концы конструкции лемеха должны быть затуплены для предотвращения повреждения клубней картофеля. Для сварной рамы нужен угол, сделанный из метала, размер которого должен быть 60 на 40 мм, а также профилированная труба и отрезок швеллера №8. Размеры должны соответствовать габаритам мотоблока.


Редакционный узел – это главная деталь копалки для картофеля. Для создания этого агрегата требуется два цилиндра из металла. Они выполняют роль стаканов для соединительных втулок. Это обеспечивает взаимодействие ведущего и ведомого валов. Из металлической трубы диаметром 25 мм делаются ступицы, к ним приваривают передаточные звёздочки. С помощью шпонок к звёздочкам присоединяют втулки.

Барабан-очиститель является сложной частью копалки для картофеля. Конструкция оборудования состоит из пары роликовых цепей по 94 звена. Они надеваются на стержни, и эта деталь крепится на две оси, которые затем фиксируются. Это обеспечит подвижность оборудования во время вращения. Усилием вала двигателя лемех картофелекопалки, который прикрепляется к подвижному кожуху, меняет угол наклона в процессе движения мотоблока.

Угол наклона регулируется с помощью ползунка. Создать его можно из фторопласта. Параметры подбираются в соответствии с характеристиками основного агрегата.

Знаете ли вы? Один из первых мотоблоков был выдан шведскому подданному Конраду фон Мейербургу в 1912 году под маркой Siemens Bodenfräse.

Копалка для картофеля выглядит так:

Как самому сделать дополнительные фрезы и плуг

Одними из видовнавесного оборудованиядля мотоблокаявляются фрезы и плуг, их можно создатьсвоими руками. Фреза позволяет обрабатывать пласты после вспашки заболоченных участков. Плуг используется для вспашки земли. Фрезы применяются на мягком и постоянно обрабатываемом грунте. Плуг используется на целине.

Фрезы безопасны в работе благодаря саблеобразной форме. Когда мотоблок наезжает на корень или камень, фрезы поднимают технику подобно колесу авто. Если фрезы прямые, они цепляются за преграду, что может привести к тому, что мотоблок опрокинется.

Ножи крепятся пластинами к основанию фрезы. Они приварены к валам под разными углами. Это помогает фрезам плавно входить в землю. Для ножей используют углеродистую сталь. Для создания других деталей используют сталь марки Ст-25, Ст-20. Они легко поддаются сварке.

Также можно сделать и почвенные фрезы в виде «гусиных лапок» из стали. Применяются при работе с твёрдой землей. Устанавливают их на любой мотоблок.

«Гусиные лапки» применяются для вспахивания земли под картофель.

Диаметр оси для четырёхрядных фрез для мотоблока – 30 мм.

Изготовление оборотного плуга


Перед тем, как начать создавать плуг своими руками, следует проконсультироваться у специалиста, так как в процессе изготовления могут возникнуть сложности.

Наиболее простая и подходящая для новичков конструкция у однокорпусного плуга. Верх корпуса имеет загнутое перо, что позволяет обрабатывать переворачиваемый пласт земли. Этот агрегат подойдет для обработки твёрдой почвы.

Важно! Соблюдайте все инструкции при создании плуга. Малейшая неточность приведет к негативным проявлениям во время работы с ним.

Для создания плуга потребуется сталь толщиной 3-5 мм. Сначала делаем лемех, который должен быть съёмным. Режущую часть отбивают на наковальне и затачивают. Следующим делают овал. Для заготовки используют трубу диаметром 0,5 м. Стенки должны быть толщиной 5 мм. Газовой сваркой вырезают по шаблону заготовку, которую шлифуют болгаркой. Изготовив две детали из стали толщиной 2-3 мм, делают корпус плуга, после чего собирается всё устройство.

Данный плуг предназначен для крошения и оборота пахотного слоя. Плуг присоединяется к мотоблоку с помощью сцепки. Агрегат должен быть отрегулирован так, чтобы боковая грань полевой доски при работе была вдоль стенки борозды. Лемех должен находиться горизонтально. Устройство оборотного плуга позволяет отваливать слой земли в одну сторону.

Знаете ли вы?

Прицеп для мотоблока своими руками


Мотоблок облегчает труд при вспахивании грунта, посадке и уборке культур, а также может перевозить более 400 кг груза.

У любого сельскохозяйственного работника часто возникает необходимость перевезти урожай, вывезти мусор, строительные материалы. Мотоблоки навесное оборудование к нему, такое как прицеп, помогут в этом.

Предлагаем вам ознакомиться с инструкцией по созданию прицепа своими руками.

Для начала лучше всего нарисовать подробный чертёж. Оборудование следует прорисовать с нескольких сторон, на каждую деталь подписывать размер или длину.

Важно! Для узла или сцепки нужен отдельный план.

Теперь с этой схемой мы можем представить наглядно масштабы работы и составить список материалов и инструментов для создания прицепа.

Основные моменты:

1. Какие основные узлы будут соединять прицеп (скручивание болтами или сварка);

2. Как будут реализовываться движения поворотных деталей (подшипник, шарнир, ось);

3. Потребность в опрокидывателе;

4. Нужны ли стояночные подставки.


Размеры повозки для мотоблока зависят от грузоподъёмности. Стандартные размеры кузова следующие: длина – 1,5 м, ширина – 1,15 см, высота – 28 см. Такая тележка выдерживает 2,5 центнера.

Основные детали прицепа:

  • сварной каркас с устройством сцепа,
  • сидение для водителя,
  • рама,
  • кузов,
  • одна или две оси с колёсами.
Несущую раму надёжнее сделать из металлического швеллера. Сварку проводить нужно очень тщательно, так как на раму приходится максимум ударной нагрузки. К раме привариваются угловые опоры и шарнир. К ним же крепится с помощью сварки колёсная ось. Для оси можно взять стальной прут диаметром более 3 см, при этом колёса на оси не должны выходить за периметр самого кузова.

Важно! В качестве оси может подойти и старая колёсная база.

Ёмкость для кузова делается из листов железа или из досок. Лучше всего будет укрепить углы уголками из металла. Верхние края упрочняют швеллером или полосками нержавейки. На раме кузов крепится с помощью трёх деревянных балок на прикрученные к ней болты.


Так как крепиться тележка будет на штатный кронштейн, необходимо подготовить нужную консоль, например, окучиватель. Нижняя часть консоли – ось. Вокруг неё двумя подшипниками крепится поворотный узел. Во избежание разрушения конструкции промежуток между подшипниками смазывают. В полый продольный шарнир загоняется дышло и фиксируется запирающим кольцом.

После этого закрепляем кресло для водителя и устанавливаем колёса. Также для удобства можно сделать подножку.

Изготовление дискового окучника для мотоблока своими руками

Дисковой окучник занимает второе место по значимости после плуга и лебёдки. Он нарезает борозды для посадки и засыпает их посадочным материалом после высаживания. Для изготовления этого агрегата нужно подобрать тип крыльев. Диски должны быть сделаны из стальных листов толщиной 2 мм. Они должны иметь отогнутые нижние кромки.

Важно! Диски должны быть симметричны. В случае с асимметричными дисками конструкция будет отклоняться в сторону и затруднять работу.

Для обустройства конструкции можно использовать лемехи. Снять их можно с сеялки, которая отслужила свой срок.

Соединить элементы можно болтами или сваркой. Диски соединяют с помощью регулируемых переходников. Основными деталями инструмента являются: Т-образный поводок, винтовые талрепы и стойки. Талрепы регулируют вдоль вертикальной оси поворота дисков. К мотоблоку крепят с помощью балки с крыльями.


При изготовлении и сборке агрегата важно рассчитать соотношение размеров и конструкцию крепления. Существует два варианта создания дискового окучника: с фиксированной или переменной шириной захвата крыльев.

Для облегчения работы с агрегатом важно предусмотреть обустройство подшипников скольжения. В процессе сборки конструкции для крепления агрегата к мотоблоку применяют кронштейн сцепки без грядиля, то есть к кронштейну прикрепляют поводок окучника с помощью болтов. Стопор вставляют внутрь квадратной трубы, а затем прижимают к поверхности снаружи. Дисковой окучник готов.

Знаете ли вы? В 1920-1930-х годах в других развитых странах, таких как Швейцария, Англия и Америка, появились первые мотоблоки, но пик популярности пришелся на послевоенное время.

Как сделать лопату для снега, тюнинг мотоблока зимой

Зимой уборка снега обычной лопатой занимает много времени и сил, в этом случае можно задействовать двигатель мотоблока.

Кровельное железо используют для создания корпуса шнека снегоуборочной лопаты. Для создания боковин используют фанеру толщиной 10 мм. Раму сваривают из металлического угла. Трубу толщиной 40 мм используют для изготовления ручки, а из трубы толщиной 20 мм делают вал шнека. Сквозной пропил служит для крепления металлической пластины. Параметры лопатки – 120 на 270 мм. Лопата предназначена для откидывания снега при вращении вала.


Двигает снег к лопатке в этой конструкции двухзаходный шнек. Делают его из транспортной ленты толщиной 10 мм. Из полутораметровой ленты можно вырезать четыре кольца. Делать это можно электролобзиком. Диаметр колец должен быть 28 см.

К трубе приваривают металлические углы перпендикулярно пластинам. Для вхождения вала в закрытые подшипники нужно сделать на концах пару пропилов и обстучать их. После этого диаметр вала уменьшается. Для шпонки под звёздочку с одной стороны этого вала делается паз.

Важно! Подшипники должны быть закрытые, т.к. не допускается попадание в них снега.

Конструкцию необходимо ставить на лыжи. Их можно сделать из деревянных брусков и закрепить на них пластиковые накладки. Это обеспечит лучшее скольжение по снегу.

Поворотный жёлоб делается из пластиковой канализационной трубы не менее 160 мм в диаметре. Закрепить его следует на трубе меньшего диаметра. Присоединяется это к корпусу шнека. К жёлобу крепится кусок канализационной трубы, она будет направлять выброс снега.

Диаметр поворотного жёлоба должен превышать размер лопатки шнека . Это не задерживает продвижение снежной массы.

22 раза уже
помогла


Навесное оборудование для мотоблоков всегда представляло особый интерес для мастеров самодельщиков. Простое и одновременно универсальное устройство силового агрегата средних и тяжелых мотоблоков позволяет создать несколько видов навесных орудий. А это значит, что все эти относительно нехитрые приспособления сделают мотоблок, настоящим конкурентом современному трактору.

Самодельное навесное оборудование для мотоблоков

Для мотоблоков средней и большой мощности сегодня поставщики и производители предлагают огромное количество навесного оборудования и приспособлений, которые обеспечивают механизацию многих операций. Однако, несмотря на столь привлекательные предложения и готовые варианты поставки комплектов многие владельцы предпочитают делать навесное оборудование для мотоблока своими руками. И причина не в том, что самоделки обходятся дешевле. Отнюдь, если брать стоимость материалов, то это абсолютно не так. Проблема кроется в другом. Сделанный своими руками инвентарь для мотоблока, это в большинстве своем универсально подобранные по своим качественным параметрам орудия труда, отвечающие запросам конкретного человека.

Такой подход к формированию парка сельскохозяйственной техники дает возможность учесть в процессе проектирования и сборки инвентаря всех возможных особенностей как участка, так и самого владельца.

Разрабатываемое оборудование для агрегата условно делится на оборудование:

  • универсального назначения;
  • узкоспециализированной направленности;
  • вспомогательное оборудование и устройства, позволяющие упростить управление мотоблоком.

К универсальным средствам относятся прежде всего адаптеры и разного рода прицепы, делающие универсальной транспортной платформой как для перевозки грузов, так и в качестве удобного транспортного средства. Отдельные модели мотоблоков способны развивать скорость до 25 км в час. Хотя до комфорта мини трактора здесь еще далеко, но ходить пешком уже не приходиться.

Узкоспециализированные виды оборудования чаще всего предназначаются для выполнения всего 1 или максимум 2 операций. Однако именно это самые востребованные с точки зрения потребительских качеств инструменты для качественной обработки почвы, выполнения операций по уходу за посевами, заготовке кормов и даже применяемые в строительстве. Отчасти следует заметить, что среди самоделок специального назначения преобладают относительно простые виды инструмента - плуги, фрезы, . Это то, что можно сделать из подручных материалов и при помощи самого простого электроинструмента. А вот более сложные элементы изготавливаются при помощи агрегатов от другого оборудования.

Ну и, конечно, то что облегчает управление - противовес на мотоблок, утяжелители колес и противоскользящие цепи все это позволяет работать с агрегатом круглый год.

Самоделки для мотоблока

Вопрос о том с чего начать конструировать навесное оборудование для мотоблоков вполне резонный. Дело в том, что практически все мотоблоки оснащаются прицепными устройствами, фабричного образца, рассчитанными на применение стандартных видов оборудования. Нужно уточнить, при этом что именно стандартное оборудование и не удовлетворяет запросам покупателей - уж слишком нежным и хрупким оказываются прицепные системы при использовании их в жестких условиях эксплуатации.

Для отечественных мотоблоков прицепные устройства в основном изготавливаются из стали сварным способом, а вот для массового китайского производства это в основном чугунное литье, или сплав металлов. Понятно, что для одного корпусного плуга даже самый мощный адаптер из чугуна не выдержит.

Потому первое что необходимо создать, это прицепное к мотоблоку своими руками для плуга. Здесь за основу конструкции лучше принять стандартную схему - адаптер представляет собой шарнир с возможностью фиксации плуга в разных положениях, что особенно удобно для вспашки небольших участков, когда применяется плуг как с левым, так и с правым отвалом.

Такой вариант поможет использовать его и для вспашки, и для окучивания, и для установки адаптера-сиденья для косилки или граблей для переворачивания сена на сенокосе.

Универсальный прицеп к мотоблоку

Наличие прицепа обеспечивает мобильность, ведь одно дело вести мотоблок с уже установленными агрегатами, другое, когда плуг, фреза или просто грузятся на прицеп и транспортируются самим мотоблоком.

Рассчитывать параметры прицепного оборудования для мотоблока нужно исходя из его мощности, принцип здесь прост - 1 л. с. означает возможность перевозки 100 кг полезного груза на тележке. Самым простым и надежным является схема одноосного прицепа с нагрузкой на центральную ось. И хотя грузоподъемность такого прицепа невелика, всего до 500 кг, этого вполне хватает для того, чтобы на прицепе установить сиденье и управлять мотоблоком сидя на прицепе.

Самое сложное здесь это подобрать необходимые комплектующие. Легче всего использовать готовые детали. Например, ступица для мотоблока своими руками изготавливается из автомобильной, для легковых машин. Это позволяет использовать стандартные автомобильные колеса и покрышки для оборудования агрегата. С другой стороны, ступица от вазовской классики отлично подойдет и для того чтобы сделать и другие полезные самоделки - грунтозацепы, лебедки, утяжелители колес.

Для прицепа в основном используют конструкцию из прямоугольной трубы, но в качестве рамной основы может быть использован и швеллер и двутавр. Борта для прицепа лучше предусмотреть съемными. Предпочтительно сразу предусмотреть возможность установки на платформу нескольких видов бортов:

  • деревянные или металлические для перевозки сыпучих грузов;
  • легкие, сетчатые для заготовки зеленой массы для животных;
  • раскладные, с возможностью увеличения полезной площади для перевозки сена.

А вот для того чтобы было комфортно перемещаться по дорогам стоит сделать крылья на мотоблок. По возможности сразу установить на них брызговики. Ведь не на всех дорогах есть асфальт и твердое покрытие.

Мотоблок с прицепом назвать транспортным средством согласно законодательству, сегодня нельзя, но это не означает что прицеп не должен оборудоваться средствами световой сигнализации.

Обязательно установить на прицеп как минимум 4 светоотражающих элемента - 2 красного цвета сзади и 2 белого впереди. Это поможет водителю автомобиля определить повозку в темноте.

Орудия обработки почвы - плуг и соха для мотоблока своими руками

Перед тем как сделать навеску на мотоблок для обработки почвы следует решить, что важнее и расставить приоритеты в вопросе техники обработки участка. Для больших участков, применяемых для посадки картофеля, корнеплодов, зерновых культур оптимальным вариантом была бы соха для мотоблока своими руками. Сделать ее проще и легче. А вот для грядок под овощные культуры, для обработки полос между рядами сада или финальной обработки под посадку лучше сделать фрезу. Это намного облегчит дальнейшие работы.

При готовой сцепке на мотоблок самым сложным в изготовлении плуга выступает его форма. Корпус имеет сложную для формовки форму и поэтому лучше сделать плуг из нескольких составляющих. Сошник для мотоблока своими руками лучше сделать из стали. Большое усилие, которое будет испытывать этот элемент не должно приводить к его деформации. Тем более, что именно сошник отвечает за глубину опускания плуга.

Лемех плуга должен быть из максимально твердого металла. Это та часть плуга, которая врезается в землю и разрезает ее пласт. Прочность и мощность этого элемента позволит работать с плугом как в условиях обрабатываемой пашни, так и делать предварительную обработку целины. Несмотря на сложность конструкции отвала сделать его довольно просто. Для изогнутого отвала лучше взять уже готовую заготовку круглой или овальной формы. Из нее по чертежу сделать отвал. Умельцы для этого обычно используют трубы большого размера от 350 мм в диаметре или газовые баллоны. Отвал при этом получается практически идеальной формы.

Одним из вопросов как сделать плуг для мотоблока будет изготовление полевой доски - стабилизирующего элемента для плуга, задающего направление его движения при работе на пашне.

Соха своими руками для мотоблока так же, как и плуг собирается из нескольких элементов. Правда, для использования сохи в обработке почвы лучше предусмотреть отвал из арматуры, так, чтобы во время обработки грунт как можно больше рыхлился при повороте пласта. В конструкции сохи лучше предусмотреть не фронтальный отвал, а двусторонний отвал с арматурными прутьями.

Фреза для мотоблока своими руками

Навесное оборудование для мотоблока в виде грунтофрезы может быть использовано в основном для легких и средних агрегатов. Для тяжелых моделей с отдельным механизмом отбора мощности и передачей крутящего момента на прицепные агрегаты для мотоблока оптимальными будут фрезы с цепной передачей.

Самыми простыми фрезами для рыхления почвы могут быть четыре сегментные сабельные фрезы. Конструктивно такая фреза представляет собой трубу, на которую жестко посажены сабельные фрезы. Для средних и легких агрегатов полуоси для мотоблока делают разборными. Так можно регулировать ширину и скорость обработки почвы. Если установлено два сегмента с каждой из сторон редуктора, то скорость обработки существенно выше. Правда, ширина в этом случае будет небольшой. Для полуосей из двух или даже четырех элементов ширина захвата может быть увеличена до 1,5 метра.

Навесные агрегаты для мотоблока своими руками изготавливаются из профильной трубы. Профиль легче устанавливать на редуктор колес. Да и сочленять их при наращивании намного проще и легче.

Достаточно просто вставить их друг в друга и закрепить шпильками. Полуоси для мотоблока своими руками изготавливаются из квадратной или шестиугольной трубы с толстыми стенками. Для 1 комплекта фрез понадобится:

  • трубы для корпуса полуоси с толщиной стенок 2,5-3 мм длиной 50-80 см;
  • для соединения сегментов трубы меньшего диаметра длиной 50-60 см;
  • 8 сабельных элементов для рабочего органа;
  • фиксаторы на полуосях - 4 штуки;

Сами фрезы рекомендуется изготовить из стальной полосы толщиной 5 мм и более. Самое лучшее решение для изготовления фрез — применение кованного металла. В таком случае и прочность выше и нет необходимости часто делать заточку инструмента. Рекомендуется использовать при разработке формы фрезы для мотоблока своими руками чертежи наиболее удачных моделей - сабельной, изогнутой или фрезы с треугольным заостренным элементом.

Дисковый культиватор для мотоблока

Одним из самых востребованных видов навесного оборудования для мотоблока в период ухода за растениями летом является культиватор. Полольщик для мотоблока своими руками можно сделать:

  • по примеру классического культиватора в виде прицепного рыхлителя;
  • в виде дисковых окучников, применяемых для обработки посевов корнеплодов.

Технология обработки предусматривает прохождение мотоблока между двумя рядами посевов или при использовании много корпусного культиватора трех и даже четырех рядов.

Рыхлитель окучник может иметь несколько видов инструмента, установленных в одном корпусе:

  • рыхлитель;
  • два двухотвальных плужка-плоскореза;
  • 2 дисковые бороны для формирования гряд;
  • два диска для защиты растений.

Диски защиты растений для мотоблока своими руками обычно изготавливаются из листовой стали. В зависимости от назначения устройства, к которому они будут применяться рассчитывается их диаметр. Для фрез, обычно диаметр меньше фрез на 5-7 см, а для культиватора они, должны быть диаметром 30-35 см. Просто во время фрезерования участка растения обычно имеют небольшую высоту. А вот культивация проводится, когда растения достигают значительного роста, и поломка их на этом этапе может закончиться гибелью овощной культуры.

Диски среднего размера могут быть и универсальными, диаметром 20-25 см. При этом нужно предусмотреть и универсальный тип крепления к каждому из видов навесного оборудования.

Вспомогательное оборудование для мотоблока

В числе необходимых усовершенствований мотоблока в виде навесного оборудования рекомендуется сделать, кроме всего вышеперечисленного, следующие элементы:

  • колеса с грунтозацепами для работы на рыхлой почве;
  • подъемник;
  • навесной ковш-отвал для уборки снега.

Для конструкций колес, используемых в качестве движителей мотоблока на пашне используют колеса с резиновыми покрышками. Как самому сделать колеса для мотоблока с грунтозацепами подскажет опыт и умение работать с готовыми конструкциями, например, со стальными дисками от автоколес.

Для этого нужно:

  • 2 стальных диска от легкового автомобиля;
  • уголки 25х25 см;
  • электросварка;
  • болгарка;
  • рулетка и карандаш.

Уголок разрезается на отрезки по 35-40 см. Обода диска размечаются на равные сегменты. Лучше всего, если их будет 8 или 10. Делаются отметки и в местах отметок привариваются уголки.

Подъемник своими руками для мотоблока лучше сделать из отрезка трубы диаметром 100 мм. Сам подъемник делается в виде ролика на кронштейне. Он в случае необходимости изменяет свое положение и дает возможность поднять мотоблок на опору. В обычном положении вал-подъемник находится впереди агрегата и используется как опорный каток при преодолении канав и рытвин.

Ковш можно сделать:

  • из листового металла толщиной 1,5-2 мм;
  • жесткого пластика с ножом в нижней части из металлической полосы;
  • из фанеры толщиной 8-10 мм или плиты OSB 10-12 мм.

Ковш жестко закрепляется на раме мотоблока. Для облегчения работы можно сделать поворотное устройство для изменения угла наклона режущей плоскости к поверхности дороги.

Чтобы ковш работал долгое время, впереди на кронштейне выносится опорная лыжа. Это позволит сделать очистку более безопасной. Режущая поверхность будет находиться на определённой высоте над землей и не касаться грунта.

Усовершенствовать домашнюю мототехнику под свои требования можно без больших затрат. Ведь навесное оборудование на мотоблок можно собрать самостоятельно, все сделав своими руками.

Работа мотоблока с навесным оборудованием — видео