Борьба с коррупцией в образовательных учреждениях. Коррупция в сфере образования. Локальные акты по антикоррупционной деятельности

УДК 343.35 №2 (9)/2016, с. 55-58

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Оксана Витальевна Овчинникова

кандидат юридических наук

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупции в образовательной организации высшего профессионального образования; производится анализ правового положения научно-преподавательского состава на предмет применения норм уголовной ответственности за коррупционные преступления; предлагаются меры противодействия малозначительным коррупционным нарушениям путем издания локального нормативного акта - Положения об антикоррупционной политике организации.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, коррупционные нарушения, Положение об антикоррупционной политике.

ANTI-CORRUPTION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Oksana Ovchinnikova

Candidate of Law

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

E-mail: [email protected]

This article discusses the anti-corruption in the educational institution of higher professional education; produced an analysis of the legal status of scientific and teaching staff for application of the rules of criminal liability for corruption-related crimes. It proposes measures to counter corruption insignificant violations by issuing local normative act - the Regulation on anti-corruption policy of the organization.

Keywords: corruption, corruption crimes, corruption violations, the Regulations on Anti-Corruption Policy.

В настоящее время в Российской Федерации, несмотря на наличие антикоррупционного законодательства, отвечающего мировым стандартам, продолжают иметь место коррупционные проявления.

Так, за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8800 человек. Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов1. Социологические опросы говорят о том, что 25% россиян продолжают сталкиваться с коррупцией в повседневной жизни . К сожалению, не удалось изменить по этому вопросу и мнение о России мирового сообщества. Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало 3 декабря 2014 года юбилейный, двадцатый Индекс восприятия коррупции. Как и прежде, страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень

1 Протокол заседания Совета по противодействию коррупции 20.01.2016. - http://www.kremlin.nj (дата обращения 01.02.2016).

восприятия коррупции, а сто - самый низкий. В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном .

В связи с этим среди приоритетных направлений - повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере. Необходимо внедрять действенные меры, которые будут способствовать разрушению коррупционных механизмов, формированию правового пространства. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на заседании Совета по противодействию коррупции 20 января 2016 года отметил, что ключевой задачей остаётся формирование в обществе антикоррупционного правосознания. Неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи -ив школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье2.

2 Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по противодействию коррупции 20.01.2016. - http://www.kremlin.ru (дата обращения 01.02.2016).

Одним из основных направлений реализации поставленной задачи должно стать формирование целенаправленной антикоррупционной политики в образовательных организациях высшего профессионального образования.

В настоящее время ситуацию поступления в вуз, сдачи экзаменов или защиты дипломов определили как коррупционную около 60% попадавших в нее. При этом 63,9% были готовы в данной ситуации давать взятки. Терпимость к данному явлению у населения неоднозначна. Из опрошенных жителей ситуацию передачи экзаменатору коньяка в обмен на хорошую оценку 46,2% определили как коррупционную, в то время как около 20% заявили, что к коррупции это не имеет никакого отношения .

Следует отметить, что одной из причин создавшегося положения является неопределенность статуса профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения высшего профессионального образования при применении антикоррупционных механизмов. Законодателем коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами-".

Таким образом, для отнесения неправомерных действий к коррупционным и реализации соответствующих мер, совершившее их физическое лицо должно являться должностным, то есть субъектом преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядител ьн ые, ад м и н истрати в но-хозя й-ственныефункции в государственныхорганах,

3 О противодействии коррупции: федеральный

органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

При этом педагогические работники упомянуты только в пункте 4 вышеуказанного Пленума, в соответствии с которым к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии)^.

Учитывая вышеизложенное, необходимо исследовать функции преподавателя высшего учебного заведения, возложенные на него иными нормативными актами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» в структуре работников образовательной организации выделено 3 блока должностей: педагогические работники, отнесенные к п рофессорско- п ре п ода вател ьс ко му соста ву; иные педагогические работники; руководители образовательныхучрежденийг". Согласно Положению о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ,утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2014 г. № 1536, преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой относятся к научно-педагоги-ческим работникам6.

1 О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 // СПС Консультант Плюс.

5 Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций: постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 // СПС Консультант Плюс.

6 Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ: приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2014 г. № 1536 // СПС Консультант Плюс.

Трудовые функции вышеуказанных кате-гор и й работн и ко в ре гул и ру ются сл еду ю щи м и нормативными актами:

1. Трудовым договором, в соответствии с которым лицо принимается на работу для преподавания учебных предметов по кафедре или учебных предметов по аспирантуре, а также для научного руководства аспирантами, соискателями кафедры.

Соответственно, работник обязуется:

обеспечить выполнение обязанностей по занимаемой должности с соблюдением установленных законодательством об образовании и уставом вуза требований;

соблюдать устав вуза, правила внутреннего трудового и учебного распорядка, индивидуальный план работы.

2. Типовым уставом вуза, согласно которому преподаватель входит в профессорско-преподавательский состав и не наделен какими-либо организационными и распорядительными, а также административно-хозяйственными функциями.

Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» также не содержат какие-либо положения о наделении преподавателя организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Преподаватель выполняет работу, которая по своему содержанию является существенно иной, чем у руководящих работн и ков высшего учебного заведения, не относящихся к профессорско-преподавательскому составу, - ректора, проректора, руководителей филиала и института, основное содержание деятельности которых связано с осуществлением собственно управленческих, административных функций. Исходя из норм законодательства об образовании, должность преподавателя к административному персоналу не относится, работа его по своему содержанию является существенно иной, чем у руководящих работников, т.е. у преподавателя отсутствуют основные признаки должностного лица -организационные и распорядительные .

Таким образом, научно-педагогические работники, вне рамок приема экзаменов, не могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений. Сложившееся положение дает возможность приема различных подношений в ходе процесса обучения, целью которых является формирование настроя преподавателя на снижение требовательности при проведении итоговой аттестации. При этом вручаемые «подарки» явно имеют характер

взятки, поскольку незаконно передаваемое вознаграждение явно имеет характер подкупа, обуславливающее определенное служебное поведение получившего его лица.

Наличие подобной практики является недопустимым, поскольку дискредитирует в глазах студентов не только самого преподавателя, но и образовательное учреждение в целом, существенно снижая качество обучения. Крометого,указанные проявления делают коррупцию обыденным явлением, своеобразной нормой повседневной жизни, деформируют общественное правосознание.

Необходимо отметить, что в большинстве случаев материальные ценности, передаваемые в виде подарка, явно малозначительны (бутылка коньяка, коробка конфет), и факт их передачи не достигает степени общественной опасности, необходимой для преступления. Тем не менее, факт их получения является должностным проступком, подлежащим наказанию.

Для исключения подобных проявлений необходимо установить для научно-педагогических работников запрет получать вознагражден ия, связанные с исполнениемслужеб-ныхобязанностей, по аналогии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», установившим подобные ограничения для государственных служащих.

При этом нормативно-правовое противодействие коррупции следует осуществлять не только на уровне государственных органов и органов местного самоуправления, но и на уровне отдельной организации. Необходимо принятие локального норматив-ногоакта-Положенияобанти коррупционной политике организации, разработанного с участием представителей работников и работодателя.

На стадии разработки подобных локальных нормативных актов необходимо уделить немало внимания их согласованности с другими организационно-распорядительными и корпоративными документами, соответствию антикоррупционной политики хозяйствующего субъекта действующему законодательству и общепринятым нормам, четкости формулировок, обеспечивающей правильное понимание проводимой политики .

В тексте Положения необходимо указать перечень действий, являющихся коррупционными нарушениями, а также специальные должностные обязанности, направленные на недопущение коррупции.

Для обеспечения эффективности действия Положения следует включить ссылку

на него в текст стандартного трудового договора, предусмотрев ознакомление работника с Положением об антикоррупционной политике организации при трудоустройстве. С работниками, состоявшими в штате предприятия до утверждения положения, целесообразно заключить дополнительное соглашение с антикоррупционной оговоркой. В этом случае в соответствии с Методическими рекомендациями, подготовленными Министерством труда и социальной защиты

России за совершение неправомерных действий работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение7.

Указанные меры призваны обеспечить противодействие любым коррупционным проявлениям среди сотрудников образовательного учреждения, что будет способствовать формирование антикоррупционного правосознания, неприятие к нарушению закона во всех его проявлениях.

Примечания

1. Елецкий Н., Корниенко О. Коррупция в ВУЗах России как угроза национальной безопасности // Фонд Стратегической Культуры: электронное издание // URL: http://www.fondsk.ru (дата обращения 01.02.2016)

2. Семенова Е. Как бороться с корпоративной коррупцией // ЭЖ-Юрист. - 2014. - № 24. - С. 12-14.

3. Transparency International Россия // URL: http: // www.transparency.org.ru (дата обращения 01.02.2016).

4. Бытовая коррупция: говорим одно - делаем другое // URL: http:// www.city-news.ru (дата обращения 01.02.2016).

1

В настоящее время особенно актуальным в России становится вопрос об антикоррупционном воспитании и образовании молодежи. В статье раскрывается понятие профилактики коррупции в России, дается анализ Конвенции ООН против коррупции и Национального плана противодействия коррупции в России в вопросе участия и информирования общества через средства публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах. Одной из основных профилактических мер является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению через просвещение, а также необходимость привлечения гражданского общества к противодействию коррупции. Исследование акцентирует внимание на том факте, что антикоррупционное образование находит свое отражение в основном только в профильных учебных программах, тем самым указывая на необходимость единой учебной программы для всех обучающихся независимо от специальности и направлении подготовки.

коррупция

антикоррупционное образование

профилактика коррупции

противодействие коррупции

1. Антикоррупционное воспитание и образование в высшей школе. Волосова Н.Ю., Журкина О.В., Педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 54–63

2. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/blog (дата обращения 3.09.15).

3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи 31 октября 2003 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 10.08.15)

4. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы: Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 15. – Ст. 1729.

5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 1729

6. Отчет о выполнении контракта по проведению опроса общественного мнения в рамках реализации муниципальной долгосрочной программы «Противодействие коррупции в г. Каменске-Шахтинском на 2011–2013 гг.» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-56318.html (дата обращения: 10.08.15)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf

8. Шишкарёв С.Н., Правовой порядок Российской Федерации и законодательное обеспечение борьбы с коррупцией: монография. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008 г.

В настоящее время наиболее негативным явлением, парализующим экономическую, политическую и социальные сферы общества, является коррупция, которая разрушает любое государство изнутри. Россия не является исключением. Так, согласно данным Международного движения Transparency International Россия заняла 136-е место в Индексе восприятия коррупции (ИВК) за 2014 г., поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном . Тем самым актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью антикоррупционного просвещения в целом и в частности антикоррупционного образования в высших образовательных учреждениях в России.

Результаты и обсуждение

Анализ данных с пугающей убедительностью показывает, что на сегодняшний день коррупцией поражены многие социальные институты, в том числе институты социализации подрастающего поколения. Молодые люди, вступающие во взрослую жизнь, с самого начала сталкиваются с проявлением коррупционной деятельности, привыкают с ее помощью решать свои проблемы и преодолевать препятствия, что в итоге приводит к тому, что это становится естественной частью социальной среды. Законом отбора в такой среде становится тот факт, что молодые люди при помощи коррупции легче достигают тактических успехов и принимают их за стратегические. В конечном итоге социальная группа, из которой будут пополняться политические, экономические, военные, культурные и иные элиты, становится ядром коррупционных действий, укореняя и умножая ее негативные последствия .

Заложенные действующим антикоррупционным законодательством установки государственной антикоррупционной политики ориентируют на осуществление обществом и государством предупредительных мер, направленных как против причин возникновения и роста коррупции, так и против способствующих этому условий. В этом смысле правовой порядок в данной сфере в целом имеет профилактическую направленность и ориентирован на искоренение причин коррупции, но не ее следствий .

Такой профилактический подход к преступности всегда расценивался как стратегически более эффективный в борьбе с ней, т.е. сам термин «профилактика» не является отказом от борьбы с коррупцией, но, наш взгляд, отражает более гибкие ее формы и методы. По содержанию профилактика есть не что иное, как совокупность мер предупреждающего воздействия, цель которых заключается в недопущении появления новых форм коррупции, их количественного и качественного изменения.

В Федеральном законе о противодействии коррупции представлены основные меры по ее профилактике:

1) формирование у граждан России негативного отношения к коррупции;

2) экспертиза законопроектов и нормативных правовых актов на наличие коррупционного элемента;

3) наличие высоких требований к гражданам, претендующим на государственную или муниципальную должности, в том числе строгая проверка сведений, предоставляемых указанными гражданами;

4) освобождение от должности и (или) увольнение, а также возможность применения иных мер юридической ответственности в отношении лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, не предоставившего или предоставившего заведомо ложные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе, а также имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Законом предусматривается развитие контроля, как общественного, так и парламентского, за соблюдением законодательства в сфере противодействия коррупции.

Среди профилактических мер противодействия коррупции особое место занимает, на наш взгляд, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению посредством антикоррупционного просвещения и образования граждан.

Конвенция ООН, ратифицированная Россией в 2006 г. против коррупции, предполагает участие общества в противодействии коррупции (ст. 13) . Каждое государство - участник Конвенции должно принимать меры для эффективного взаимодействия частного сектора: гражданского общества, неправительственных организаций, целью которых является непосредственно борьба с коррупцией.

В Конвенции прописано, что ее участники должны укреплять участие общественности в противодействии коррупции проведением различного рода мероприятий для населения, в том числе и информированием населения, которое могло бы способствовать созданию негативного отношения к коррупции. Также Конвенция призывает к осуществлению антикоррупционных образовательных программ как в школах, так и в университетах.

На сегодняшний день в России все чаще можно встретить общественные организации, занимающиеся просвещением антикоррупционного поведения как на федеральном, так и на региональном уровне. В начале 2014 г. Президент РФ утвердил Национальный план по противодействию коррупции на 2014-2015 гг. , в котором нашли свое отражение многочисленные мероприятия, в том числе и образовательные. Например, Министерство образования и науки РФ совместно с Министерством внутренних дел и Следственным комитетом должны обеспечить проведение ряда образовательных и просветительских мер по разъяснению тем взяточничества и ответственности за взяточничество в образовательных организациях высшего образования.

Национальный план обязывает Правительство РФ как орган исполнительной власти ежегодно проводить на базе ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» учебно-методические семинары для преподавателей, которые реализуют образовательные программы по антикоррупционной тематике. Также Правительство РФ должно обеспечить разработку и внедрение в образовательных организациях учебного цикла на тему «Противодействие коррупции» в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»; типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции.

Несмотря на сдвиги относительно профилактики коррупции, антикоррупционному образованию уделяется мало внимания, государство в лице уполномоченных органов нацелено на ужесточение мер наказания, на выработку стратегий по искоренению преступного поведения в той сфере, где коррупция достигла неимоверных масштабов. Многие не считают необходимым заботиться о профилактике, которую необходимо проводить в первую очередь посредством образовательных программ. Образовательные анктикоррупционные программы в рамках среднего общего образования и средне-специального образования разрабатываются и реализуются учителями, в том числе проводятся внеурочные занятия, посвященные теме коррупции, но этого, безусловно, мало. Есть потребность в разработке единой программы, которая бы охватывала не только школы и средне-специальные учебные заведения, но и вузы.

Например, антикоррупционное образование в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации в первую очередь реализуется по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». В Федеральном образовательном стандарте по направлению подготовки «Юриспруденция» предусматривается формирование навыков в антикоррупционной деятельности обучающихся. В частности, этим документом предусмотрено формирование компетенций в антикоррупционном поведении.

1. Профессиональные компетенции - выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

2. Общекультурная компетенция - иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6) .

Мы считаем, что должна быть единая антикоррупционная программа, которая нашла бы свое отражение в учебных планах вне зависимости от специальностей и профилей подготовки, так как антикоррупционное образование имеет целью формирование у обучающихся жесткого неприятия коррупционного поведения, повышения антикоррупционной грамотности независимо от того, какую профессию он получает.

Такого же мнения придерживаются Н.Ю. Волосова, О.В. Журкина, при этом они выделяют некоторые аспекты, которые должны быть учтены и раскрыты в антикоррупционной программе:

1) цели антикоррупционного образования и воспитания в вузе;

2) задачи антикоррупционного образования и воспитания в вузе;

3) средства и способы антикоррупционного образования и воспитания в вузе;

4) оценка эффективности средств и способов антикоррупционного образования и воспитания в вузе;

5) совершенствование и развитие средств и способов антикоррупционного образования и воспитания в вузе .

Выводы

Обобщая вышеизложенное, хотелось бы сделать вывод о том, что целью антикоррупционного образования является формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.

Формирование негативного отношения у граждан к коррупционному поведению посредством антикоррупционного образования должно стать главным ресурсом анктикоррупционной политики государства, рассчитанной на длительную перспективу.

Рецензенты:

Куликов С.Б., д.ф.н., заведующий кафедрой философии и социальных наук, декан факультета общеуниверситетских дисциплин ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск;

Сартакова Е.Е., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики и психологии факультета общеуниверситетских дисциплин ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.

Библиографическая ссылка

Чойбсонова Ч.В. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ КАК МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22024 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Доклад заместителя начальника Управления образованием Советского района Баруткиной Г.К. на заседании межведомственной комиссии по противодействию коррупции в Советском районе 29.10.2014

Противодействие коррупции в системе образования осуществляется на основании норм федерального и областного законодательства, правовых актов Советского района, приказов начальника Управления образованием и приказов руководителей образовательных организаций.

Управлением образования Советского района отводится большая роль профилактическим мероприятиям, направленным на недопущение проявления коррупции в системе образования. Нетерпимое отношение к проявлениям коррупции формируется путем систематического участия всех муниципальных служащих Управления образованием в аппаратных совещаниях, где рассматриваются вопросы противодействия коррупции, проводится ознакомление с нормативно-правовыми документами. Управлением образованием, в свою очередь, осуществляется постоянное информирование руководителей образовательных организаций по направлениям исключения коррупционных факторов в их деятельности.

Участие в работе областного обучающего семинара по вопросам соблюдения общеобразовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения бесплатного общего образования позволило наработать необходимый материал для консультирования руководителей образовательных организаций по данным вопросам.

С целью недопущения коррупционных проявлений в образовательных организациях на совещаниях с руководителями ежегодно рассматриваются вопросы противодействия коррупции, соблюдения законодательства Российской Федерации в части:

1) организации приема граждан в общеобразовательные организации;

2) оказания платных образовательных услуг;

3) привлечения и расходования добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц;

4) недопущения незаконных денежных сборов с родителей учащихся на деятельность по ремонту, содержанию и охране зданий общеобразовательных организаций, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, приобретению учебников, учебных пособий.

5) обеспечения неукоснительного соблюдения норм этики и морали в должностном поведении работников образовательных организаций.

Начальником Управления образованием утверждён приказ от 21.08.2014 № 118 «Об утверждении плана мероприятий по минимизации «бытовой» коррупции в образовательных организациях Советского района на 2014 - 2015 годы», согласно которого всеми руководителями образовательных организаций разработаны и утверждены своими приказами индивидуальные планы по минимизации «бытовой» коррупции.

В 2013 году введено обязательное декларирование доходов руководителями муниципальных учреждений. Постановлением администрации Советского района от 20.02.2013 № 159 утверждено Положение «О представлении лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителем муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.» Постановлением администрации Советского района от 20.02.2013 № 160 утверждено Положение «О проведении проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, поступающими на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителями муниципальных учреждений сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Данные постановления размещены на официальном сайте Управления образованием. Ежегодно руководители образовательных организаций представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей с последующим размещением этой информации на сайте администрации Советского района. В 2014 году фактов непредставления данных сведений не зафиксировано.

Прокуратурой Советского района в июне 2014 года была проведена проверка соблюдения руководителями муниципальных учреждений образования Советского района требований закона о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. На основании представления от 27.06.2014 № 02-03-2014 нарушения законодательства о противодействии коррупции были устранены. Руководителями образовательных организаций были внесены уточненные сведения не позднее 30 июля года, следующего за отчетным. Установленные сроки руководителями ОУ не нарушены.

Разработаны, утверждены и выложены на сайте РУО критерии определения размера должностного оклада и выплат стимулирующего характера для руководителей учреждений дополнительного образования, для руководителей общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждений, руководителей интернатных учреждений Советского района.

Приказом начальника Управления образованием Советского района от 11.12.2013 № 217а утверждены показатели эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций и их руководителей. В соответствии с критериями со всеми руководителями ОО заключены «эффективные контракты».

С целью обеспечения открытости и информирования общественности о деятельности образовательных учреждений в Советском районе постановлением администрации Советского района от 14.11.2013 № 1145 «О независимой системе оценки качества работы образовательных организаций Советского района» утверждено Положение об Общественном совете, создан и утвержден Общественный совет при администрации Советского района.

Вот уже второй год учреждения общего, дошкольного и дополнительного образования участвуют в проведении независимой оценки качества работы образовательных организаций. Респондентами выступают родители (законные представители) обучающихся и учащиеся основного и среднего уровней образования.

Кроме всего, в сентябре 2014 года Управлением образования, общеобразовательными учреждениями была организована подготовительная работа в рамках проведения Всероссийской олимпиады школьников (школьный, муниципальный этапы). Учителям, ответственным за подготовку текстов заданий по праву, обществознанию были даны рекомендации включить вопросы по антикоррупционной тематике.

Обеспечению открытости деятельности образовательный организаций способствует включение представителей общественности в составы аттестационных, наградных, конкурсных комиссий, иных совещательных органов.

С целью повышения взаимодействия с общественностью и привлечения ее к противодействию коррупции в сфере образования обеспечен доступ общественности к Интернет-сайтам всех образовательных организаций. Так, в рамках реализации комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в СМИ, на сайте Управления образованием и сайтах всех образовательных организаций размещены телефоны «горячей линии» по вопросам предоставления информации о незаконных сборах денежных средств с родителей. Были размещены телефоны:

департамента образования Кировской области,

управления Юго-Западного образовательного округа департамента образования Кировской области,

Управления образованием Советского района, а также телефоны руководителей образовательных организаций.

«Горячая линия» создана во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, направлена на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных учреждениях.

Кроме вышеперечисленных мероприятий разработан и утвержден приказом начальника Управления образованием от 07.10.2013 № 155а План по реализации комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных организациях Советского района Кировской области.

Одним из мероприятий антикоррупционной направленности в Управлении образованием Советского района является предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в электронном виде. Данная услуга позволяет родителям самостоятельно отслеживать очередность в ДОУ.

Следует отметить, что за первое полугодие 2014 года в Управление образованием поступило 38 обращений граждан, из них о фактах коррупции – не было. По всем рассмотренным обращениям заявителям направлены ответы в установленные сроки.

Одним из важных направлений деятельности РУО по противодействию коррупции является строгое и неукоснительное соблюдение всех норм и требовании, установленных Федеральным законом «О контрактной системе» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. С учетом принципов гласности и прозрачности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в том числе путем проведения открытых аукционов в электронной форме или иных конкурентных способов, закрепленных данным нормативно-правовым актом. Данная процедура исключает коррупционную составляющую, как на этапе планирования, так и на этапе определения поставщика. То есть, все закупки заносятся в план-график, организуются процедуры проведения аукциона в электронной форме или в форме иного конкурентного способа. Результаты аукциона доступны неограниченному количеству лиц.

В рамках работы образовательных организаций руководители учреждений по данному направлению работы постоянно информируют участников образовательного процесса (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов о недопустимости проявлений коррупции. Взаимодействие осуществляется на родительских собраниях классов, общешкольных родительских собраниях, заседаний родительских комитетов, педагогических советах, собраниях трудовых коллективов. Ежегодно руководители всех образовательных организаций выступают перед участниками образовательного процесса с публичными докладами о результатах деятельности, с последующим размещением информации на официальных сайтах ОУ. Кроме того, информационная среда в сети Интернет позволяет узнать результаты самообследования и планы по улучшению качества работы каждой образовательной организации Советского района. Среди сотрудников учреждений проводятся беседы этического характера «Этика поведения сотрудника».

В целях недопущения проявления коррупции в общеобразовательных организациях прием в школу осуществляется в соответствии с закрепленной территорией (Постановление администрации Советского района от 30.03.2012 № 226 «О закреплении за муниципальными общеобразовательными учреждениями определенных территорий Советского района Кировской области»).

На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2014 № 785 сайты образовательных организаций приведены в соответствие с требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» в котором размещены «Основные сведения» (информация об учредителе, режиме, графике работы, контакта, «документы» (Устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации, план финансово-хозяйственной деятельности, локальные, нормативные акты), «Образование» (информация о реализуемых уровнях образования, о реализуемых программах, о численности обучающихся…), «руководство» (о руководителях, о персональном составе педагогических работников, о повышении квалификации, стаже работы…), «материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса», «финансово-хозяйственная деятельность», «вакантные места для приема (перевода)». Все страницы доступны для просмотра посетителями сайта.

Делая вывод, можно сказать, что основными направлениями деятельности Управления образованием в сфере противодействия коррупции является реализация плана мероприятий по минимизации «бытовой коррупции» в образовательных организациях, обеспечение эффективного взаимодействия и координации их деятельности в сфере противодействия коррупции, обеспечение нормативно-правового регулирования указанной деятельности в пределах установленной компетенции.

Школа — ячейка общества. Что происходит в обществе, то — и в школе. К сожалению, в последнее время данное явление у нас переросло в значительную проблему: то вдруг выясняется, что директор школы на скромную зарплату построил роскошный дворец, то вымогают взятку при устройстве ребенка в школу, то кому-то помогли получить высокий балл на ЕГЭ… Не прекращаются и жалобы на поборы в школах.

Истоки школьной коррупции:

  • Недостаточное бюджетное финансирование. Естественное стремление обеспечить более комфортные условия обучения и воспитания, сделать школу более конкурентноспособной заставляет ее администрацию изыскивать дополнительные материальные ресурсы. При этом легче всего использовать пути наименьшего сопротивления – организовать сборы средств родителей в фонд школы: т.н. вступительные взносы при поступлении в школу, принуждение к благотворительности, сборы на охрану, на ремонт, на приобретение мебели и т.д. Как правило, деньги собираются налом, а наличие «живых» денег обычно чревато соблазнами.
  • Использование коррупционной составляющей действующего законодательства об образовании. Например, законодательством не запрещается привлечение для целей образования на добровольной основе спонсорской помощи, средств родителей, организаций, предприятий. Администрация школы использует данный факт для будто — бы добровольных взносов, которые фактически являются обязательными. Обычно сборы осуществляются по классам классными руководителями, сдаются иногда директору школы или другим лицам, хранятся наличкой или в сейфе директора, или в бухгалтерии, не приходуются, квитанции родителям не выдаются, отчет об их расходовании до сведения родителей не доводится. Установить, было ли присвоение или нет, как правило, не представляется возможным.
  • Д е кларативный характер положения законодательства о равнодоступности качественного образования. С 1992 года образование перестало называться народным. Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Родители, имеющие достаточные доходы, отдают своих детей в более престижные школы, отправляют учиться за границу, нанимают репетиторов… Они же могут оказать школе и большую материальную поддержку, тем самым способствуя росту ее конкурентноспособности. Желающих поступить в такую школу становится больше ее возможностей. Создаются условия для одних дать, а для других взять.
  • Перенесение рыночных отношений в образовательную среду. Постановка перед школой задачи обеспечить выполнение работ и услуг переносит образовательный процесс в сферу производственных отношений. В бизнесе главное – прибыль. А тут, как говорится, все средства хороши, в т.ч. и коррупция.

Многолетний опыт инспектирования образовательных учреждений показывает, что в школах сложились определенные формы коррупционных схем:

  • Вступительные взносы при поступлении ребенка в школу под видом благотворительности в форме финансового взноса конкретной суммы, предложение приобрести мебель, оплатить ремонт и т.д.;
  • Единовременный взнос на приобретение чего-либо (на учебники, форму, мебель, компьютеры и т.д.), на подготовку школы к началу учебного года и т.д.;
  • Систематические ( ежемесячные) сборы установленной суммы в фонд школы: на оплату охраны, интернета, сайта, на приобретение канцтоваров, текущие расходы и др. услуги;
  • Инициативы родителей (предложение отдельной группы родителей по сбору денег на подарок учителю, директору, школе, на шторы, на установку пластокон и т.д., и возведение его в ранг добровольно-обязательного);
  • Репетиторство с учеником данной школы;
  • Вознаграждение учителю за содействие по зачислению ребенка в престижный класс, группу, факультатив и др.;
  • Благодарность родителей за более высокие оценки, исправление оценок при выпуске из школы и др.;
  • Общественные фонды, созданные, как правило, по инициативе директора школы для формализации распределения родительских и спонсорских средств. Как правило, приоритеты в распределении средств фонда отдаются предложениям директора школы.

Как и всякое негативное явление, коррупцию легче предотвратить, чем с ней бороться. Несколько примеров ее профилактики:

1. Достаточное финансовое обеспечение образования. В последнее время в этом направлении делаются определенные шаги как на уровне федеральных, так и региональных органов власти. Стараются в этом направлении и муниципалитеты. В школы поступает новое оборудование, особенно цифровые средства обучения, повышается зарплата педработников, ремонтируются школьные помещения и т.д. Конечно, желательно иметь большую поддержку. Но и на эти средства жить можно. Главное – надо научиться жить по средствам . Хочешь жить лучше – зарабатывай, благо закон №83-ФЗ предоставляет такую возможность: вся прибыль, полученная школой от приносящей доход деятельности, теперь остается у учреждения, если оно является бюджетным или автономным. В таком случае не потребуется облагать родителей данью и меньше соблазнов. В этих условиях задача директора школы – быть эффективным менеджером.

2. Обеспечение достойной зарплаты учителю не за счет интенсификации труда (увеличения учебной нагрузки), а за качество работы. Действующая система оплаты труда в настоящее время позволяет реализовывать этот принцип, надо только умело им пользоваться.

3. Достижение каждой школой высокого уровня реализации государственных образовательных стандартов (при наличии соответствующих материальной базы и кадров) на основе качественного выполнения муниципального задания. В этом случае каждая школа дает выпускнику качественное образование в объеме стандарта и тем самым обеспечивается его равнодоступность. Т.о. родителю не надо будет предлагать взятку при выборе школы — любая школа дает качественное образование. Всё остальное, сверх стандарта, обеспечивается по желанию родителя за счет дополнительных образовательных услуг, в т.ч. и платных. При этом учащимся следует предоставить право получать их не только в своей школе (разрешить школе комплектовать группы из учащихся разных школ).

4. Создание профильных школ (общеобразовательных, гуманитарных, математических, технологических, естественных, художественных и т.д.) в составе старших классов, школ для одаренных детей. При этом соблюдается установленный законодательством принцип равного права на выбор родителями образовательного учреждения. Возможности этого заложены в законодательстве об образовании – в школах введено профильное обучение.

5. Помощь родителей школе должна осуществляться только на добровольной основе в строгом соответствии с действующим законодательством: через банковские счета, добровольные пожертвования, дарение, благотворительные взносы с оформлением соответствующих документов. При этом обеспечиваются подотчетность, контроль дарителя, возможность влияния на школу.

6. Введение в школах тьюторов, решительно пресекая случаи репетиторства учителей с учащимися своей школы.

7. Усиление контроля администрации за объективностью оценки знаний обучающихся.

8. Минимизация рыночных отношений в образовании . Школа — это там, где учат.

9. Повышение ответственности Учредителя за качество работы образовательных учреждений.

10. Усиление роли общественного управления школой : управляющих, наблюдательных советов, родительских комитетов, поставив под их контроль финансовые потоки в учреждении. Потребовать от школы предоставления ежегодного публичного финансового отчета перед участниками образовательного процесса, в т.ч. на сайте школы.

Профилактика коррупции в школе