Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Больница. Конспект сюжетно-ролевой игры "школа" подготовительная группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Иваниха Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

Конспект сюжетно-ролевой

игры « Поликлиника »

в подготовительной группе .

Воспитатель:

Паксеева Елена Николаевна

2018 г.

Цели : Формировать представления у детей о профессиях врача, медицинской сестры, регистратора.

Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас.

Воспитывать чувство благодарности к человеку за его труд.

Словарная работа : Жаловаться, фонендоскоп, шпатель, регистратура, регистратор.

Предварительная работа : Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит» ; беседа о работе врача, медсестры » .

Материал и оборудование :

1. Одежда : 3 халата, 3 шапочки (на детей) ;

2. Медицинские инструменты : шприцы, фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт.

3. Документация : Медицинские карты на каждого «больного» . У каждого ребёнка-пациента свой медицинский полис с геометрическими фигурами.

Ход игры:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем наше занятие с пожелания добра друг другу. Повернитесь друг к другу лицом и скажите:

Мы желаем друг другу добра.

Воспитатель : - Ребята я хочу загадать вам загадку, послушайте внимательно :

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач-

Ведь тебе поможет…

Дети : - Врач.

«Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру - « Поликлинику » . Кто из вас был в поликлинике ? Давайте с вами вспомним, что мы там видели? (врача, медсестру, делают укол)

Ребята скажите, а каких врачей вы знаете? (Лор-врвч, педиатр, хирург, окулист, стоматолог и д.р.)

А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику ? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться) .

Мы приходим в поликлинику и говорим , что болит, а как это называется? (жаловаться) . Правильно, врач спрашивает : «На что жалуешься?»

Ребята, а когда мы приходим в поликлинику , то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку) . Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор-медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.

Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Это инструмент - фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает) . Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие) . Правильно.

А это-шпатель (показываю) . Что им делают? (смотрят горло) .

А это - неврологический молоток. (показываю) . Что им делает врач? (стучит по коленке) . Правильно, так врач проверяет рефлексы у больного.

А другие инструменты вы знаете и кому врачу они принадлежат?»

Дети рассматривают инструменты : градусник, шприц, вата, бинт, витамины; называют, для чего они нужны, как ими пользоваться.

Педагог: А еще у нас в поликлиники работает кабинет здорового ребенка. Что это за кабинет, знаете? Здесь можно взвесится, измерить свой рост. А еще в этом кабинете можно узнать много интересного и полезного о своем здоровье и как его сберечь. Вот вы знаете, что нужно делать по утрам, чтобы не болеть? Какие молодцы, конечно зарядку! Давайте вместе с вами ее сделаем. Физминутка

С добрым утром, глазки!
(Указательными пальцами поглаживать глаза)

Вы проснулись? (Сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него )

С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживать уши)

Вы проснулись? (П риложить ладони к ушам - «Чебурашка»)

С добрым утром, ручки! (Поглаживать то одну, то другую ручки)

Вы проснулись? (Х лопки в ладоши )

С добрым утром, ножки! (Поглаживание коленок)

Вы проснулись? (Топать ногами )

С добрым утром, солнце! (Поднять руки вверх)

Я - проснулся! (Посмотреть на солнце)

Воспитатель : Молодцы ребята. Присаживайтесь.

Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть врачом? А медсестрой? А медрегистратором? Врачом в первый раз будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника .

Выбор ролей. Дети занимают свои места.

«Начинаем приём»

Дети по очереди подходят в регистратуру, называют свою фамилию, имя, адрес. Медрегистратор-ребёнок выдаёт карточки. (на карточках нарисованы такие же геометрические фигуры, как на медицинском полисе у детей-пациентов). Затем дети по очереди проходят к врачу.

1ситуация:

Ислам-врач :

Арина-больной : «У моего ребенка болит горло» .

Врач : «Давайте вас посмотрим. Откройте рот, скажите «а-а-а» . Я посмотрю вас шпателем, не пугайтесь. Да, горлышко красное. Давайте померим температура. Температура у вас в порядке. Сейчас я вам выпишу рецепт. Зайдите в аптеку и купите лекарства. А ко мне на прием придете через три дня. До свидания».

2 ситуация:

Ислам-врач : «Здравствуйте, проходите, садитесь. Как ваша фамилия? Что у вас болит?»

Саша-больной : : «Здравствуйте. Ермолаев Саша. Моему ребенку нужно сделать прививку» .

«Моему ребенку нужно сделать прививку» .

Врач : «Давайте вас посмотрим. Сейчас я вас послушаю, сердце в порядке, легкие чистые. Дыхание ровное. Откройте рот, скажите «а-а-а» . Я посмотрю вас шпателем, не пугайтесь. Горлышко чистое. Давайте померим температура. Температура у вас в порядке. Вот вам направление на прививку, пройдите в процедурный кабинет. До свидания».

3 ситуация:

Саша - Здравствуйте, я к вам по направлению от педиатра.
Фарид - Проходите, присаживайтесь. Давайте руку. Не волнуйтесь, сейчас быстро поставим укольчик и все будет хорошо.

Ну вот и всё.
Саша- Спасибо, до свидания.
Фарид - Будьте здоровы.

Так по очереди дети проходят то к врачу, то к медсестре. Игра продолжается до последнего пациента-ребёнка.

Музыкальная пауза "Веселые мартышки"

Подведение итогов игры :

Молодцы ребята!

1. Понравилась игра?

2. Понравились вам врач? Медсестра? Медрегистратор? (да или нет, почему) .

3. Понравилось ли самому ребёнку быть в роли врача, медсестры, медрегистратора и больного?

4. Как вы думаете, вы справились со своими ролями?

5. Мне очень понравилось, как вы сегодня играли.

Раздача витаминов.

"Поездка на теплоходе" конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

Описание: этот конспект предназначен для воспитателей старших подготовительных групп.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие","Речевое развитие","Социально-коммуникативное"
Цель: Обогащение игрового опыта детей.
Задачи:
образовательные:
Формировать игровые умения, закрепить знания о профессиях капитана, матросов, кассира, врача, мед.сестры. Формировать умение распределять игровой материал и роли между участниками, выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры, пользоваться необходимыми атрибутами,предметами заместителями. Закреплять знания о родном городе, о воде. Закреплять навыки счёта.
воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения. Воспитывать нравственные качества.
развивающие:
Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о профессиях взрослых.
словарная работа: корабль, кок, якорь, трап, штурвал, рулевой, матросы, кассир, врач, экскурсовод, экспонаты, судостроители, судосборщики.
материал:
модули для постройки теплохода, костюмы матросов, кока, врача, предметы заместители, бумажные монеты достоинством 1р. 2р.5р., билеты, атрибуты необходимые для игры врача, кока, матросов. Якорь, штурвал, трап.
Ход:
Воспитатель:
Ребята,скажите пожалуйста,чём можно поехать куда-либо?
Дети:
Машине, автобусе, велосипеде.
Воспитатель:
Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательную поездку на теплоходе.
Что для этого нужно сделать?
Дети:
Построить теплоход.
Воспитатель:
Из чего мы можем его построить?
Дети:
Из строительного материала, модулей,стульев.
(Дети совместно с воспитателем строят теплоход: размещают трап, якорь, штурвал, стулья для пассажиров, выделяют место для кока.)
воспитатель:
Как называется передняя часть корабля?Зачем нужен трап,якорь.штурвал?Для чего предназначен теплоход?Что мы должны разместить на палубе для удобства пассажиров?Если мы строим теплоход,то кто мы по профессии?
Воспитатель:
Теплоход готов, что будем делать дальше?
Дети:
Решать, кто кем будет.
Воспитатель:
Распределим роли. Кто главный на теплоходе? Капитан, каким он должен быть?
Дети:
Храбрым, сильным.
Воспитатель:
А ещё ответственным, умным. Он отвечает за всю команду и пассажиров. Кого мы выберем на эту роль?
Дети:
Сашу.
Воспитатель:
Кто ещё нужен на теплоходе?
Дети:
Матросы, рулевой, кок.
(Назначают роли).
Воспитатель:
Ребята нужен врач на теплоходе? Конечно, может кто-то почувствовать себя плохо, заболеть. Каким должен быть врач?
Дети:
Внимательным, вежливым.
Воспитатель:
Кто помогает врачу?
(Выбирают врача и мед.сестру).
Воспитатель:
Теперь матросы могут пройти мед. осмотр.
(Врач,мед. сестра матросы одеваются,берут атрибуты.Доктор осматривает матросов,кого осмотрели моют палубу,готовят теплоход к приёму пассажиров)
Воспитатель:
Кем будем мы, остальные ребята?
Дети:
Пассажирами.
Воспитатель:
Что должны сделать пассажиры чтобы попасть на теплоход?
Дети:
Купить билеты в кассе речного вокзала.
Воспитатель:
выберите кассира.Ребята,я точно знаю,что билеты стоят 10 рублей,а сдачи в кассе нет.Нужно набрать ровно 10 рублей.
(Пассажиры выбирают кассира,берут деньги.разложенные по кучкам,насчитывают нужную сумму и покупают билеты)
Воспитатель:
Если всё готово к отправлению, то команда проходит на борт, пассажиры занимают свои места.
Капитан делает команды, “Поднять трап!”“Поднять якорь!” “Полный вперёд!”.
Рулевой отвечает о выполнении команды, он ведёт корабль.
Кок готовит угощение.
Воспитатель проводит беседу о родном крае.
Воспитатель:
По какой реке мы идём?
В каком городе живём?
Как раньше назывались наш город, река?
Кто основал наш город? Чем славится, достопримечательности.
Кок сообщает, что обед готов, угощает пассажиров.
Капитан объявляет, что теплоход подходит к пристани города (по выбору). Даёт команды “Стоп машина!” “Спустить якорь!”“Спустить трап!”.
Пассажиры и команда выходят на берег.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам сначала посетить музей.(работники музея рассказывают о том, что здесь представлено).
Капитан объявляет об отплытии.
Капитан делает команды.
Теплоход возвращается в д/сад.
Дети убирают игру

В даном конспекте подробно описывается как мы с детьми интересно можем разыграть сюжетно-ролевую игру "Больница". Здесь есть и сопутствующие игры - "Дочки-матери", "Аптека". Приведены интересные методы и приемы для развития сюжетных линий и поддержания интереса детей к игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница».

в подготовительной группе.

Предполагаемая игра: «Больница»

Сопутствующая игра: «Дочки-матери», «Аптека»

Задачи руководства:

1. Пробуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о больнице, о работе врачей, об аптеке и работе продавца, о жизни семьи.

2. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться.

3. Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование). Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека», знакомство с работой врача, беседа с медицинской сестрой из детского сада; беседа с детьми о том, как они ходили вместе со своими родителями в больницу, аптеку, рассказы детей о том, что нового они узнали о профессии врача.

Подготовка воспитателя: изготовление вывески «Больница», «Аптека»; все атрибуты и оборудование заранее подготовлены.

Литература:

1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед уч-щ по спец. 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / В.И. Ядешко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – 2 –изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.

2. С.А. Козлова, Куликова Т.А.

Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Индивидуальная работа проводилась с Валерией, Ритой дабы активизировать детей, помочь не быть застенчивыми, дала Валерии и Рите главные роли главные роли в сюжетно-ролевой игре «Больница».

Обстановка игры: столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности, шприцы, градусник, таблица, фонарик, лекарства, касса; бытовые принадлежности для игры в «Дочки-матери»; посуда, стульчики, столы и т.д., сумки для мам; справки – бумаги, карты – картон, ручки, деньги – бумаги, куклы.

Роли:

Воспитатель –

Возраст детей – 6-7 лет

Длительность игры: 30 минут.

Руководство игрой:

Ребята, недавно мы с вами беседовали о больнице. И вы все рассказывали, о том, как вы ходили в больницу вместе со своими родителями. Так ведь?

Дети: Да.

А давайте-ка ребята мы с вами еще раз вспомним о том, какие врачи работают в больнице. Кто знает, поднимает руку.

Андрей: Окулист.

Верно, молодец! Еще?

Катя: Хирург.

Умница. А еще? Ребята, ну давайте смелей!

Снежана: Педиатр.

Правильно, педиатр – это самый главный детский врач. А еще в больнице работает невропатолог, массажист, кардиолог, эндокринолог всех их и не перечислишь.

Но вы молодцы, справились с заданием!

А сегодня, ребята у нас с вами начнет работать новая больница. Но есть, проблема в новой больнице совсем нет врачей. Давайте, исправим эту ошибку и выберем играющих.

У нас есть регистратура, кабинет педиатра, кабинет окулиста, процедурный кабинет.

Кто будет работать у нас в регистратуре? Требуется медицинская сестра.

Дети: Пусть будет Аня.

А почему Аня?

Дети: Она отзывчивая и вежливая. Аня справится с этой ролью.

Дети: Валерия.

Да, ребята я согласна с вашим выбором. Валерия очень заботливая и внимательная. Валерия будет врачом-педиатром.

А кто будет помогать врачу-педиатру и возьмет роль медицинской сестры?

Лена: Можно я буду медицинской сестрой.

Хорошо. А кто у нас будет врачом-окулистом?

Сережа, будешь врачом – окулистом?

Сережа: Да, а можно Снежана будет работать у меня медицинской сестрой?

Конечно можно.

Ребята, у нас с вами еще есть процедурный кабинет. Кто у нас будет делать прививки?

Даша: А можно я буду работать в процедурном кабинете.

Хорошо.

Ребята у нас ведь с вами будет еще и аптека и туда требуется кассир.

Азалия, эту ответственную роль, поручаю тебе. Ты у нас девочка ответственная. Думаю, ты справишься с этой ролью.

Азалия: Хорошо.

Ребята, а кто будет играть в «Дочки-матери»? Кто у нас будет играть маму и папу?

Дети: Пусть у нас мамой будет Мария.

А почему Мария?

Дети: Потому что она заботливая и хозяйственная.

Ладно. А тогда кто у нас будет папой?

Андрей: Можно я буду папой?

Хорошо, Андрей.

Андрей и Мария идут в игровой уголок. Вы папа и мама, и у вас есть дочка кукла Катя. Готовьте там все.

Врачи и медицинские сестры одевают халаты.

Остальные дети, те которые остались без роли будут пациентами. Вы тоже берете себе куклы – это будут ваши дети.

Можете взять сумки.

Главным врачом больницы будет Роман. Рома ты будешь следить за обстановкой в больнице.

Итак, все роли распределены. Теперь откроем нашу больницу, и главный врач торжественно перережет красную ленточку.

Дети, посмотрите, какие кабинеты открылись: кабинет окулиста, кабинет педиатра, процедурный кабинет.

Все врачи распределились по кабинетам и готовы принимать пациентов.

Так, я соседка Марии.

Надо зайти к соседке в гости.

Здравствуй, Мария!

Мария: Здравствуйте.

А я вот решила к тебе заглянуть, можно?

Мария: Да, да конечно, проходи.

А что ты сейчас делаешь?

Мария: А мы вот с Андреем завтрак готовим.

М-м, понятно. Мария, а ты слышала, что тут неподалеку, построили новую детскую больницу?

Мария: Да я слышала. Сегодня мы как раз собираемся пойти вместе с дочкой на прием к окулисту.

Да?! А мы тоже с дочкой собрались пойти на прием. Ну ладно, я пойду, а то надо еще занять очередь. До свидания.

Мария: До свидания.

Регистратура.

Ребята встаем в очередь.

А кто последний, в регистратуру?

Катя: «Я последняя».

Хорошо, тогда я буду за вами.

Ребята в регистратуре, мы получим направления на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста».

Рита и Рустам: Дайте нам, пожалуйста, направление к педиатру.

Аня: Сейчас подождите я выпишу вам направление… Возьмите пожалуйста.

Рита и Рустам: Спасибо.

Кирилл и Маша: А нам дайте, пожалуйста, направление к окулисту.

Аня: Сейчас напишу. Пожалуйста, возьмите.

Здравствуйте, не могли бы вам нам выписать направление к педиатру?

Аня: Да, конечно, сейчас напишу.

Кто последний на прием к педиатру?

Рита: Я последняя.

Хорошо тогда мы будем за вами.

Скажите, пожалуйста, а прием уже начался?

Рита: Да мы сейчас зайдем (заходит к врачу)

Ребята не забываем здороваться.

Рита: Можно?

Валерия: Да, войдите.

Рита: Здравствуйте, доктор!

Валерия: Здравствуйте. Садитесь, что у вашей дочки болит? На что жалуетесь?

Рита: Моей дочке надо сделать прививку от гриппа. Доктор, выпишите нам, пожалуйста, направление.

Валерия, а ты будешь слушать пациентку через фонендоскоп?

Валерия: Давайте я послушаю вашу дочку. Платье поднимите, пожалуйста. Дышите. Не дышите. Дышите. Все в порядке. Напишите пациентке направление на прививку от гриппа (дает карточку Лене - медицинской сестре).

Лена: Хорошо. Вот возьмите.

Рита: Спасибо большое. До свидания.

Валерия: До свидания.

Воспитатель заходит в кабинет врача.

Здравствуйте доктор.

Валерия: Здравствуйте, садитесь, на что жалуетесь?

У моей дочки болит горло и еще она кашляет.

Валерия: Давайте я осмотрю вашу дочку. Открой рот. Скажи а-а! Так горло очень красное.

Валерия: А теперь я вас послушаю. Дышите. Не дышите. Дышите. Так все понятно. Возьмите градусник и подержите 5 минут.

Валерия: Ой, какая высокая температура у вашей дочки. Я вам сейчас выпишу рецепт, это лекарство вы сможете купить в аптеке. Принимайте его 3 раза в день. А еще каждый вечер пейте горячее молоко, с медом.

Спасибо доктор. До свидания.

Процедурный кабинет.

Рита: Можно?

Даша: Да, да войдите.

Рита: Здравствуйте, мы пришли на прививку от гриппа.

Даша: Здравствуйте, хорошо проходите, присаживайтесь. Сейчас мы сделаем вам прививку. Пока готовьте рукав.

Даша: (делает укол) Вот так. Держите вату.

Рита: Спасибо вам большое. До свидания.

Даша: До свидания.

Прием у окулиста.

Сережа принимай пациентов, они ведь ждут.

Кирилл и Маша: Нам можно? Здравствуйте.

Сережа: Да, да войдите. Присаживайтесь. Здравствуйте! На что жалуемся? Есть жалобы на зрение?

Маша: Мы пришли на обычный прием, чтобы обследоваться.

Сережа: Хорошо. Тогда я сейчас проведу осмотр глаз вашего ребенка.

Маша, помоги доктору, посади свою дочку поудобнее, подготовь для осмотра.

Сережа (проводит осмотр) Так я осмотрел вашу дочку. Она здорова. Зрение у нее хорошее.

Сережа (говорит Снежанне медицинской сестре) Напишите ей справку, о том, что ребенок здоров.

Снежана: Хорошо… Возьмите вашу справку.

Маша: Спасибо. До свидания.

Сережа: До свидания. Следующий проходите.

Катя и Даниил: Здравствуйте, доктор!

Сережа: Здравствуйте, присаживайтесь, что вас беспокоит?

Катя: У нашего сына болит один глазик. Доктор видите, даже немного покраснел.

Сережа: Давайте мы сейчас осмотрим вашего ребенка.

Сережа не забывай пользоваться медицинскими инструментами. Посвети фонариком. Для того чтобы не ошибиться и правильно поставить диагноз.

Сережа (осматривает): Глазик надо лечить, для этого вам необходимо купить вот эти капли для глаз. Сейчас я вам выпишу рецепт… Вот возьмите, можете прямо сейчас пойти в аптеку и купить эти капли.

Катя: Спасибо, доктор. До свидания.

Сережа: До свидания.

Дети, посмотрите, как заработала наша больница, какие здесь хорошие врачи. Пойду, схожу в аптеку и куплю лекарство, которое мне выписал врач.

Аптека.

Ребята не забываем быть вежливыми друг с другом.

Данил: Дайте, пожалуйста, капли вот по этому рецепту.

Азалия: Держите. С вас 12 рублей 50 коп.

Данил: Вот возьмите.

Азалия: Ваша сдача, капли, рецепт возьмите, пожалуйста. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Всегда будем рады вас видеть у нас в аптеке. До свидания.

Данил: До свидания.

Девушка, здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, дайте мне лекарство вот по этому рецепту.

Азалия: Да конечно, подождите секундочку. Вот ваше лекарство. С вас 76 рублей 34 копейки.

Возьмите, пожалуйста.

Азалия: Ваша сдача. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще.

Спасибо вам. До свидания.

Азалия: До свидания.

Рита: Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, витамины для детей.

Азалия: Здравствуйте, вам сколько упаковок?

Рита: Мне две упаковки.

Азалия: Так с вас 35 рублей.

Рита : Возьмите, пожалуйста.

Азалия: Спасибо вам за покупку. Приходите к нам еще. Мы всегда рады видеть вас у нас в аптеке.

Рита: Да, конечно обязательно приеду. До свидания.

Азалия: До свидания.

Ребята сегодня уже поздно и наша больница закрывается, а вместе с ней и аптека. Но завтра больница и аптека рады будут видеть вас у себя. И вы можете прийти на прием к врачу завтра. Ребята вам понравилась игра? Ребята игра окончена. А теперь все дружно ставят игрушки на место, наводят порядок в групповой комнате.


Дата публикации: 16.01.17

План-конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Космическое путешествие »

Цель : активизировать знания детей об окружающем мире, о Земле, формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний, побуждать к содержательному общению друг с другом, воспитывать положительные взаимоотношения в детском коллективе, развивать творческую активность детей.

Словарная работа : земляне, планета, марсиане, космонавт , исследователь, штурман, оператор, инопланетяне, кратер, спутники.

Предварительная работа :

Оформление помещения группы на тему «Космос » ;

Знакомство детей со звездами, созвездиями, легендами о созвездиях;

Знакомство детей с планетами (чем они отличаются от звезд и созвездий) ;

Знакомство детей с Луной и Солнцем (почему на Земле бывают день и ночь) ;

Знакомство детей с космосом (обсуждение вопросов : Почему в космос летают на ракете ? Почему и как летит ракета? Как устроена ракета? Зачем космонавту скафандр ? И т. п);

Рассматривание книг и иллюстрированных альбомов о космосе ;

Рисование на тему «Космос » ;

Чтение глав из книг «Почемучка» , «Малышам о звездах и планетах» , «Веселая астрономия» , «О чем рассказал телескоп» ;

Изготовление атрибутов для игры .

Интеграция образовательных областей : коммуникация, социализация, познание, музыка.

Ход игры.

Звучит космическая музыка, дети стоят полукругом.

Воспитатель. Ребята, что напоминает вам эта музыка? Закройте глаза и представьте, что мы с вами находимся не в детском саду, а (Ответы детей.) Музыка перенесла нас в космос . Хотите отправиться в космическое путешествие ? Давайте решим, на чем мы полетим.

Дети: На ракете, звездолете.

Ведущий: А помогут нам разобраться в этом наши гостьи журналистки Ксения и Екатерина. Итак, начинаем игру.

Журналистки вместе: Добрый день дорогие телезрители, мы ведем свой репортаж из космодрома «Восточный».

Журналист Катя: Сегодня отсюда через несколько часов стартует ракета «Протон-М».

Журналист Ксюша: В которой находятся два наших смельчака космонавта. Ракета стартует с целью достичь планеты Марс, где наши космонавты ученные проведут свой исследования.

Журналист Катя: Давайте проедем в предстартовый павильон и посмотрим, что происходит внутри.

Журналисты проходят в павильон и удивляются, там очень много людей разных профессии.

Катя: Как мы видим вся работа в самом разгаре.

Ксюша: Но, что здесь делают медики и ученные? Давайте подойдем и спросим у них самих. (журналисты подходят к столу медиков)

Ксюша: Здравствуйте!

Медики: Варя и Амелия: Добрый день!

Катя: А скажите, пожалуйста, зачем на космодроме медики?

Амелия: Медицинские работники на космодроме нужны, чтоб следить за самочувствием космонавтов - летчиков.

Варя: Мы следим за из здоровьем в течении всего времени подготовки к полету, чтоб организм пилотов мог выдержать огромные перезагрузки, которые испытывает человек в ракете.

Ксюша: Теперь нам и нашим телезрителям стало ясно, чем занимаются медицинские работники на космодроме.

Катя подходит к ученым изобретателям.

Катя: Мы тут разобрались, зачем нужны мед. Работники на космодроме, а вы- то ученные, зачем нужны?

Айдар: Мы многим здесь, чем занимаемся, например, следим за исправностью всех приборов, состоянием скафандров космонавтов, а еще мы делаем различные расчеты.

Катя передает микрофон Никите.

Никита: Чтоб ракета оторвалась от земли и вышла в открытый космос мы делаем просчеты. Считаем, какое расстояние, она должна преодолеть и какие условия могут быть на марсе.

Катя: Да, получается, что без ученых в космос ни как!

Журналистки проходят к тому месту, где готовятся сами космонавты.

Ксюша и Катя: Здравствуйте! Вы главные герой сегодняшнего дня.

Обращается к первому Космонавту:

Егор как вы считаете, какими качествами нужно обладать, чтоб стать космонавтом как вы?

Егор: Космонавт должен быть сильным, смелым, ловким, отважным, решительным. А я еще и командир корабля а, он управляет всем полетом.

Ксюша: Можете сказать, сколько частей-ступеней у ракеты и что с ними происходит в космосе ?

Егор: У ракеты 3 ступени. По мере сгорания топлива они отделяются от ракеты и каждая из них сгорает в атмосфере.

Ксюша: Кто и где создает ракеты?

Егор: Ракеты и космические корабли создаются в конструкторском бюро по проектированию и строительству ракет и космических кораблей . Над их созданием работают инженеры, конструкторы .

Катя подходит к космонавту исследователю.

Катя: Марат Римович. А каким должен быть космонавт исследователь ? Чем он занимается в полете?

Марат: Космонавт -исследователь должен быть самым любознательным, самым внимательным. Он ведет наблюдение за звездами, Солнцем, Луной с помощью телескопов, изучает Землю, с высоты космического полета .

Космонавты проходят на предстартовый осмотр.

Подходят к медикам. Варя и Амелия приветствуют космонавтов и начинают осмотр. Проверяют зрение, мерят температуру и давление. Варя у Егора, Амелия у Марата.

Варя: Егор Денисович здоров, может участвовать в полете.

Амелия: Марат Римович здоров, допущен к полету.

Айдар: Ракета и космонавты к старту готовы.

Космонавты занимают свои места . Дается сигнал к отправлению ракеты. Диспетчер-оператор и космонавты готовятся к взлету :

Диспетчер.Владик: Проверка скафандров.

Командир. Есть проверка скафандров!

Диспетчер. Ключ на старт.

Командир. Есть ключ на старт.

Диспетчер. Зажигание.

Командир. Есть зажигание.

Диспетчер. Отсчет времени 3-2-1-ПУСК!

На экране ребята и гости видят запуск настоявшей ракеты с космодрома «Восточный»

Командир. «Земля» , «Земля» , на связь вызывает «Салют» . Как слышите? Прием!

Диспетчер. «Салют» , «Салют» , слышу вас хорошо. Мимо чего вы сейчас пролетаете? Прием!

Командир. Мы пролетаем возле планеты Венера. Она вся закрыта облаками. Кажется, что ее поверхность блестит.

Диспетчер. А что вы видите перед собой?

Космонавт-исследователь . Впереди у нас Меркурий. Он движется с очень большой скорость. Вся его поверхность покрыта кратерами.

Диспетчер. Расскажите, пожалуйста, как выглядит Земля из космоса . На что похожа?

Космонавт-исследователь . Наша земля кажется маленьким шариком. Мы видим на ней синие пятна – это океаны, моря, реки, озера. Есть и белые пятна – ледники в горах, коричневый цвет – суша.

Ракета приземляется на Марсе!

Космонавты выходят и начинают осмотр. Натыкаются на большой камень под которым сидят Марсиане. Космонавт-исследователь (Марат) сдергивает покрывало. Звучит музыка выскакивают марсианки и начинают танцевать.

Танец Марсианок (под музыку детской группы Дельфин «Инопланетяне»)

Марсианки танцуют и быстро разбегаются.

Командир корабля: Оказывается даже на марсе, любят музыку!

Надо об этом доложить на землю (космонавты возвращаются на борт корабля)

Ведущий: Стоп игра! Дальнейшие приключения ребят мы расскажем и покажем следующий раз, потому-то это совсем другая история!

В конце игры все участники и зрители получают сладкие призы.

С ранних лет у ребёнка начинается процесс социализации, который продолжается всю жизнь. Потребность к общению, взаимодействию с людьми помогает реализовать сюжетно-ролевая игра. В процессе увлекательной деятельности малыши примеряют на себя различные социальные роли взрослых, моделируя в воображаемых условиях реальные жизненные ситуации. Этот вид игры актуален в наше время, когда многодетные семьи и дворовые разновозрастные группы, в которых более старшие ребята передают младшим товарищам опыт игровых умений, являются редкостью. Именно воспитатель поможет заменить дошкольнику старших друзей, вовлекая его в игру и придумывая сюжет. В подготовительной группе сюжетно-ролевая игра усложняется, переходит на новый уровень по разнообразию тематики и более глубокому содержанию деятельности.

Специфика сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе детского сада

Дошкольники очень любят сюжетно-ролевые игры. В них ребята обретают внутреннее ощущение свободы, поскольку действие протекает в воображаемой ситуации, всё происходит «понарошку». Благодаря этому активно развивается воображение, образное мышление ребёнка. Однако свою развивающую функцию игра выполняет лишь тогда, когда она усложняется по мере взросления ребёнка.

Будущие школьники уже многое знают и умеют, их кругозор довольно широк, в связи с этим усложняется и сюжетно-ролевая игра. Заметно расширяется её тематика, однако этот параметр не является главным. Если в более младшем возрасте игра строилась как цепь условных манипуляций с предметами, то теперь это последовательность ролевых взаимодействий и событий, тесно связанных между собой.

В старшем дошкольном возрасте игра усложняется, разворачивается как логическая последовательность событий

Дети седьмого года жизни воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). Воспитатель же берёт на себя особую роль - партнёра и ненавязчивого помощника. В старшем дошкольном возрасте ребятам уже проще договориться друг с другом: они объединяются в сюжетно-ролевые игры по интересам и взаимным симпатиям. За счёт этого они лучше понимают друг друга, проявляют уступчивость и доброжелательность к партнёрам.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А. С. Макаренко

Цели проведения

Сюжетно-ролевая игра при работе с будущими школьниками направлена на реализацию следующих целей:

  • Совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов.
  • Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов (деньги, билеты в кино, театр, зоопарк), проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности.
  • Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.

Ребята седьмого года жизни способны сами объединиться в игру, договориться между собой и распределить роли

Педагогические приёмы

Организуя сюжетно-ролевую игру с будущими школьниками, воспитатель должен проявить максимум педагогического такта и мастерства. Среди приёмов, которыми пользуется педагог, следует выделить косвенные и прямые. В первом случае воспитатель не вмешивается напрямую в детскую деятельность. Он только предлагает дошкольникам атрибуты и создаёт игровую обстановку, занимая роль стороннего наблюдателя. Вторая ситуация - педагог непосредственно участвует в игре в качестве равноправного партнёра (временно превращается в ребёнка). Он берёт на себя одну из ключевых ролей, помогает детям договориться между собой, участвует в развитии сюжета.

На традиционных занятиях, в режимные моменты воспитатель, как правило, занимает позицию учителя (даёт задание, оценивает, иногда даже наказывает). В совместной же сюжетно-ролевой деятельности педагог является «играющим партнёром», с которым ребята ощущают себя свободными, вне оценок. Они не должны чувствовать, что их обучают.

Воспитатель принимает участие в игре наравне с детьми

Роль воспитателя также заключается в том, чтобы поддерживать интерес дошкольников к игре. Если педагог видит, что активность ребят ослабевает, то можно разнообразить деятельность новым персонажем или неожиданным действием (например, в магазин приехала комиссия по проверке свежести продуктов, в больницу доставлен срочный пациент с тяжёлой травмой, автобусу нужно сделать остановку, чтобы заправиться).

Воспитатель не даёт угаснуть интересу детей к игре, мягко направляет их действия

Если в более раннем дошкольном возрасте центральным моментом игры было ролевое поведение, то в подготовительной группе воспитатель побуждает ребят к активному использованию речевых комментариев. Их функция заключается в словесном замещении определённых событий, которые нельзя проиграть (или это просто незачем делать). Словесные реплики органично вписываются в сюжетную линию. Например, можно имитировать разговоры по телефону (мама звонит по телефону папе, чтобы он забрал ребёнка из детского сада, продавец магазина звонит на склад и просит привезти новый товар и т. д.).

Работая с детьми седьмого года жизни, сюжетно-ролевую игру необязательно начинать с придумывания новой сюжетной линии. Педагог может использовать приём «расшатывания» давно известных детям сценариев. Совместно с детьми он преобразует знакомую ситуацию. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье: соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу (песни, загадки, различные игры). Другой вариант - знакомую с раннего возраста ребятам игру «Магазин» можно представить не только как взаимодействие продавца и покупателей, а смоделировать ситуацию приезда рекламного агента, который уговаривает продавцов закупать продукцию именно его фирмы. Дети седьмого года жизни уже понимают, что такое скидки, акции, поэтому, играя в магазин, можно проигрывать и эти темы. Если малыши раннего возраста, играя в больницу, много раз повторяют те же самые действия - измеряют температуру, смотрят пациенту горло, делают прививки, то будущие школьники уже перевоплощаются в узких специалистов - хирурга, окулиста, рентгенолога - и выполняют конкретные специфические действия.

Игра в больницу в подготовительной группе приобретает особую специфику

Что касается атрибутов для сюжетно-ролевой игры, то в подготовительной группе воспитателю не нужно предлагать их дошкольникам в готовом виде: пусть ребята активно используют предметы-заместители, дополнительный игровой материал. Например, строительный материал можно использовать в качестве мыла, продуктов питания (хлеб), мобильного телефона и т. д. Это будет способствовать развитию воображения и образного мышления.

При работе с детьми седьмого года жизни по-прежнему очень важен принцип индивидуального подхода. Ведь в сюжетно-ролевой игре чётко проявляются особенности развития каждого ребёнка: его кругозор, воображение, характер взаимоотношений с товарищами. Воспитателю желательно уделить особое внимание застенчивым детям, помочь освоить им новую социальную роль, предусмотренную игрой, включиться с общение.

Педагог должен помочь застенчивому ребёнку раскрепоститься в игре

Виды сюжетно-ролевых игр для детей 6–7 лет

В подготовительной к школе группе тематическое содержание игр расширяется за счёт углубления знаний детей об окружающей действительности. Сюжеты они черпают непосредственно из своего жизненного опыта, экскурсий, просмотренных телепередач, рассказов взрослых. Условно игры можно разделить на следующие группы:

  • Бытовые - игры, моделирующие различные сцены из семейной жизни (семья, приход гостей, новоселье, семья на даче, если мамы нет дома, уход за грудным ребёнком). Ребятам нравится изображать взаимоотношения членов семьи (мужа и жены, мамы и дочери, папы и сына).
  • Профессиональные - игры, отображающие трудовой процесс взрослых (повара на кухне, лаборатория, хлеборобы, строители, пожарные, поликлиника, скорая помощь).
  • Общественные - игры, воспроизводящие работу сферы услуг и развлечений, взаимодействие работников и клиентов (кафе, супермаркет, аптека, салон красоты, зоопарк, библиотека, банк, почта, музей, телевидение, фотостудия, типография, автозаправка, пассажир на вокзале, автобус, инспектор и водитель, воспитатель, дети и родители).
  • Игры-путешествия (в лес, в космос, на пиратском корабле).
  • Фантазийные - игры по мотивам популярных мультфильмов, прочитанных книг (например, девочкам нравится воображать себя диснеевскими принцессами и придумывать связанные с ними различные сюжеты, мальчикам любят играть в человека-паука, охотников за привидениями, дети также часто играют в Бабу-Ягу, Деда Мороза, волшебников). Такие совместные фантазийные игры хорошо развивают творческие способности, воображение, обогащают эмоциональную сферу дошкольника.

Дети с удовольствием играют в игры-путешествия, особенно в далёкий космос

Как показывает педагогический опыт, наибольшей популярностью у детей пользуются следующие сюжеты:

  • профессиональные сцены (ребятам нравится перевоплощаться в представителей разных профессий);
  • военизированные, часто по мотивам популярных мультфильмов («стрелялки», погоня за злодеями, перевоплощение в супергероев);
  • путешествия и открытия (космические);
  • игры, связанные с искусством (показ театрального, циркового представления).

Что касается популярных у мальчиков игр в «войну», то задачей воспитателя является наполнение забав патриотическим содержанием. В противном случае такая деятельность воспитывает в детях жестокость и грубость. Педагог должен сформировать у дошкольников представление о мужественном герое-воине, сражающемся за свою Родину. Этому способствуют рассказы о Великой Отечественной войне и чтение соответствующей литературы, встречи с ветеранами и экскурсии к военным памятникам.

Некоторые сюжетно-ролевые игры особенно актуальны для будущих школьников, поскольку воспитывают качества личности, необходимые ученику. Это «Школа» и «Библиотека». В ходе такого ролевого действия ребята отражают свои представления о школе, школьном поведении, требованиях учителя. Игра в библиотеку способствует повышению интереса к книге.

В некоторых сюжетно-ролевых играх используется музыка. Так, девочки поют куклам колыбельные песни. Отправляясь в воображаемое путешествие, можно напевать весёлую мелодию, при этом аккомпанируя на бубне, маршировать с барабаном или просто спеть песню про поезд, самолёт, машину. Такое песенное сопровождение организует действие, делает движения ритмичными, а саму игру более выразительной (например, «Цирковое представление»). Музыкальная сюжетно-ролевая игра может ставить перед собой цель закрепить знания о музыкальных инструментах (например, «Оркестр»).

Сюжетно-ролевая игра может закреплять знания о музыкальных инструментах

Сюжетно-ролевая игра также может иметь спортивную направленность. Например, в военизированной игре «Переправа через мост» ребята могут ходить по скамейке приставным шагом, «Танкисты» будут кататься на велосипеде, отрабатывая повороты влево и вправо. Интересная идея - разыграть урок физкультуры в школе. Такие креативные спортивные игры совершенствуют двигательную активность детей, воспитывают решительность и настойчивость.

Фотогалерея: бытовые сюжетно-ролевые игры

В игре ребята учатся встречать гостей с пирогами и самоваром Интересная идея - изобразить первобытную семью Бытовые сцены могут разыгрываться и на природе - семья устроила пикник В ходе игры вся семья собирается вместе за завтраком

Фотогалерея: профессиональные сюжетно-ролевые игры

Мальчишки обожают заниматься с автомобилями, им нравится перевоплощаться в автослесарей Доктор на приёме выпишет рецепт и подскажет, пациенту, какие пропить витамины У строителей есть настоящие каски и вполне реалистичные кирпичи В швейном ателье есть разные профессии: кто-то придумывает модели, кто-то их раскраивает, а кто-то шьёт

Фотогалерея: общественные сюжетно-ролевые игры

Фотогалерея: игры-путешествия

Космос - популярный маршрут для игр-путешествий Как увлекательно отправиться в плавание на корабле Отправляясь в путешествие на Луну, можно также заглянуть и на планеты Солнечной системы

Фотогалерея: фантазийные сюжетно-ролевые игры

В основе фантазийной игры может лежать сюжет известной сказки Действие предновогодней игры может происходить в мастерской Деда Мороза Фантазийные сюжетно-ролевые игры часто организуются по мотивам мультсериалов

Проведение сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детского сада

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Этапы организации сюжетно-ролевой игры

Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе требует определённой подготовки со стороны педагога. Чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Поэтому начальный этап работы - это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме. Например, что нужно делать, если человек заболел («Поликлиника», «Аптека»), если семья ждёт прихода гостей («Новоселье»), хочет поехать отдохнуть в тёплые края («Туристическое агентство»), куда человек обращается, когда у него ломается автомобиль («Автосервис») и т. д.

Следующий этап работы воспитателя с детьми - это обогащение, расширение знаний и впечатлений по теме исследования. Здесь используются такие методы, как экскурсии, встречи в детском саду с представителями определённых профессий (например, с пожарным), чтение соответствующей художественной литературы, инсценировки по произведениям с задействованием игрушек, кукольного театра, рассказ воспитателя с обязательной демонстрацией фотографий и картинок, индивидуальные беседы с ребятами.

Затем педагог вместе с дошкольниками занимается подготовкой атрибутов. Воспитанники подготовительной группы многое уже могут сделать своими руками (например, маски для игры «Театр», выпечку для «Кафе», нарисовать упаковки таблеток для «Аптеки» и т. д.). Далее воспитатель совместно с детьми намечает различные сюжетные линии, которые можно использовать (при этом не навязывая ребятам своё мнение, а лишь давая советы). Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» мама с дочкой могут отправиться на праздник, моряки - перевозить не только людей, но и грузы, поликлиника может переквалифицироваться в призывную комиссию. Если педагог сам будет непосредственно участвовать в игре, то у него, конечно, появится больше возможностей, чтобы направлять детское воображение.

Ключевой этап - это непосредственно сам процесс сюжетно-ролевой игры.

Игру в дочки-матери можно совместить с чаепитием в кафе

Сюжетно-ролевой игре вовсе не свойственно чёткое планирование и следование намеченной схеме. В начале её лишь намечается общая сюжетная линия, а затем события нарастают подобно снежному кому.

Что касается количества участников игры, то оно может быть разным в зависимости от выбранной темы. Однако чем меньше детей задействовано в деятельности, тем более творческой она будет (не более 4–5 человек). И наоборот, игры с большим количеством участников (полёт в космос, поездка на автобусе), как правило, требуют придерживаться намеченного плана (воспитатель координирует действия).

Картотека тем сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Тематика сюжетно-ролевых игр - это самые разные эпизоды из реальной жизни, которые дети могут изображать. Одна и та же тема содержит в себе множество эпизодов. Задача педагога - из множества жизненных впечатлений выбрать наиболее яркие, которые выступят хорошим сюжетом для игры. При работе с будущими школьниками можно использовать следующие варианты:

  • «Ветеринарная лечебница». Люди приносят на приём больных питомцев, ветеринар их осматривает, выслушивает хозяев, назначает лечение. Медсестра выписывает рецепт. В процедурном кабинете другая медсестра делает животному укол, обрабатывает рану. После этого санитарка делает в кабинете уборку и меняет полотенце. В ветеринарной аптеке хозяин животного покупает выписанное врачом лекарство.
  • «Экскурсия в зоопарк». Воспитатель сообщает дошкольникам, что в их город приехал зоопарк, приглашает ребят его посетить. Воспитанники приобретают билеты в кассе. Экскурсовод подводит детей к клеткам и рассказывает о каждом животном (что оно ест, как нужно за ним ухаживать).
  • «Швейное ателье». В ателье находятся кассир-приёмщик, модельер, швеи, закройщик, гладильщица, кладовщик. Приходит клиент и выбирает фасон платья или костюма, модельер помогает выбрать модный фасон, швея снимает мерки. Закройщик делает выкройку, разрезает материал. Процесс шитья, разглаживания изделия, затем оно отправляется на склад. Клиент приходит ещё раз на примерку, оплачивает заказ в кассе.
  • «Фотостудия». Клиент приходит в фотостудию, снимает верхнюю одежду, приводит свою внешность в порядок, рассказывает фотографу о своих пожеланиях (хочет сделать снимок стоя, сидя, с игрушкой и пр.). Мастер делает снимки, печатает фотографии на принтере и показывает их клиенту. Оплата работы в кассе.
  • «Библиотека». Дети приходят в библиотеку и распределяются на 2 группы: одна идёт в читальный зал, другая - в абонементный. Чтобы взять понравившуюся книжку, ребёнок должен сказать её название либо кратко рассказать, о чём она. Тем, кто затрудняется с выбором, библиотекарь помогает определиться. В читальном зале ребята садятся за столики и читают книги.
  • «День рождения бабушки». Изображается большая семья: мама с папой, бабушка с дедушкой, трое детей. Идёт подготовка ко Дню рождения бабушки. Папа отправляется в магазин за недостающими продуктами, мама готовит праздничный обед, дедушка сервирует стол, сама бабушка делает себе красивую причёску, а дети готовят поздравительные слова.
  • «Автозаправка». Автомобилисты приезжают на заправку (большие игрушечные машины). Заправщик начинает заливать бензин, а водитель отправляется в кассу оплачивать заказ. Кассир предлагает клиенту выпить кофе, съесть пирожное. Водитель благодарит сотрудников заправки и уезжает.
  • «Школа». Несколько детей выполняют роли учеников (сидят за партами). Заходит учитель - ребята приветствуют его стоя. Учитель даёт задания, школьники выполняют его. Затем начинается другой урок (математики, родного языка, музыки, физкультуры) - приходит другой учитель и даёт новые задания.
  • «Почта». Воспитатель сообщает детям о скором приближении какого-то праздника и предлагает поздравить своих близких с этой датой. Для этого ребятам предстоит отправиться на почту, чтобы купить конверты, куда они смогут положить открытки (их они нарисуют потом). На почте педагог знакомит дошкольников с сотрудниками этого учреждения - сортировщиком, телеграфистом, почтальоном, оператором, который принимает посылки и бандероли, начальником почты. Каждый объясняет, чем он конкретно занимается. Затем каждый ребёнок покупает конверт и марку. С покупками ребята возвращаются обратно в детский сад и рисуют для мамы и папы красивые открытки.
  • «Пограничники». Командир пограничного отряда выводит бойцов на открытое место около границы (на участке дошкольного учреждения) и сообщает, что получено сообщение - в сторону границы идут несколько иностранных нарушителей. Конечно же, их необходимо задержать, но враг хитёр и будет маскироваться. Вдоль границы (красная линия на асфальте) шагает патруль, смотрит по сторонам и прислушивается. Разведчики получают задание - пройти десять шагов и вернуться обратно, чтобы доложить об обстановке (всё, что они увидели). На некотором расстоянии от них снайперы соревнуются в меткости: они бросают еловые шишки (как вариант - каштаны) в щит-мишень. Командир приказывает стрелять разными способами: с места, стоя на одном колене, с разбега. Шпионы пытаются пересечь границу. Начинается стрельба. Девочки-санитарки подбирают раненых бойцов, оказывают им помощь. Отважные пограничники ловят нарушителей и приводят их в штаб к командиру. В конце игры командир зачитывает приказ: все бойцы, которые участвовали в операции, награждаются медалями за смелость.

Игра в парикмахера и его клиента пользуется популярностью у девочек

Многие детские игры - подражание серьёзной деятельности взрослых.

Я. Корчак

Таблица: примеры конспектов сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе (фрагменты)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр дошкольников 6–7 лет

Важное условие успешного проведения сюжетно-ролевой игры - это её «материальная база». Для этого необходимы соответствующие атрибуты, представляющие собой имитацию настоящих вещей, либо предметы-заместители, которым придаётся воображаемое значение. В подготовительной группе используется гораздо больше предметов заместителей, нежели в более раннем возрасте. Это различные лоскуты материала, палочки от мороженого, крышечки от бутылок, деревянные и пластмассовые бруски и пр. Причём они не должны лежать отдельно от реалистичных вещей.

Материал к определённой игре всегда должен быть у детей под рукой, но в то же время не нужно держать его на виду в качестве элемента дизайна. Самое удобное решение - хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр в отдельных контейнерах (коробках). С их лицевой стороны нужно обозначить символ игры и надпись (ведь многие воспитанники подготовительной группы уже умеют читать).

Примеры атрибутов для игр разных тематик в подготовительной группе:

  • «Супермаркет». В комплект входят весы, касса, корзинки для покупателей, кошельки, бумажные деньги, монеты, чеки, ценники для товара, бейджики для сотрудников, таблички с названиями отделов.
  • «Поликлиника». Модель человеческого тела из картона, плоскостные силуэты человеческих органов (сердце, мозг, лёгкие, печень), игрушечный фонендоскоп, термометр, микроскоп, таблица для проверки зрения, карточки пациентов.
  • «Банк». Стол, стул сотрудника, телефон, компьютер, папки с документами, сейф. Для охранника стол, стул и телефон.
  • «Почта». Картонный монитор компьютера, настоящая или нарисованная клавиатура, пустые коробки из-под посылок, сумка почтальона, конверты, газеты и журналы.
  • «Театр». Нарисованные бумажные билеты, ширма, витрина для буфета, игрушечная посуда и муляжи пирожных, стулья с обозначенным рядом и местом.
  • «Моряки». Штурвал (пластмассовый, деревянный или картонный), бинокли, фляги, якорь, форма моряков (бескозырки, тельняшки), глобус.

Желательно, чтобы дети могли развернуть сюжетно-ролевую игру в любом месте группы. Для этого у педагога всегда под рукой должен быть большой отрез материи для создания уголка. Ткань просто набрасывается на стулья, стол, мягкие модули.

Фотогалерея: атрибуты для сюжетно-ролевых игр с детьми 6–7 лет

У аптекаря в продаже должно быть очень много наименований лекарств Будущим школьникам играть в магазин интересно тогда, когда ассортимент товаров очень широк Для игры в моряков нужно учесть самые разные детали, включая глобус и фляги для воды В подготовительной группе детям понадобится широкий круг предметов, связанных с медициной Для игры «Почта» понадобится компьютер, пустые коробки для посылок, сумка почтальона, газеты и журналы

Атрибуты, созданные своими руками

Большой интерес дошкольников всегда вызывают рукотворные вещи, сделанные воспитателем или родителями. Например, из обычного поролона можно сделать аппетитные пирожные для игры в кондитерский магазин или кафе: прямоугольный кусочек украшается аппликацией из ниток или ткани. Из материала без труда можно также сделать конфеты, блины, яичницу-глазунью, пельмени или вареники (набив продукты синтепоном). В подготовительной группе к процессу изготовления муляжей-продуктов можно привлечь и самих дошкольников. Ребята, к примеру, будут в восторге от самодельного мороженого: поролоновая губка для мытья посуды просто надевается на деревянную палочку.

Во многих сюжетно-ролевых играх профессиональной и общественной тематики используются компьютеры и ноутбуки. Их также легко изготовить своими руками из обычного картона или старых коробок. На поверхность наклеивается рисунок с изображением клавиатуры и монитора.

Для изготовления ноутбука потребуется картон и распечатанные цветные картинки

Старая коробка - замечательная основа для создания холодильника, стиральной машинки или микроволновой печи. Стоит лишь проявить фантазию и подобрать соответствующие наклейки. На занятии по конструированию ребята могут изготовить бумажные кошельки, которые пригодятся им для многих сюжетно-ролевых игр.

Для изготовления микроволновой печи подойдёт обычная картонная коробка

Фотогалерея: самодельные продукты питания

Из ткани и синтепона можно сшить множество реалистичных продуктов Из обрезков поролона можно сделать очень аппетитные пирожные Муляж эскимо легко сделать из поролоновой губки и деревянной палочки

Как оформить уголок сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Для того чтобы дошкольники в любое время могли организовать сюжетно-ролевую игру, в группе оформляется соответствующий уголок. Там находятся атрибуты на различные темы, помещённые в коробки или лотки с узнаваемой маркировкой и надписями. Помимо традиционных наборов («Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и пр.) педагог постоянно пополняет зону новыми наборами, такими как «Туристическая фирма», «Рекламное агентство», «Телевидение», «Банк». Содержание уголка воспитатель постоянно пополняет по мере расширения детского кругозора и обогащения впечатлениями.

Иногда предметы различной тематики помещают вместе, чтобы ребята легко могли подбирать их, комбинировать в соответствии со своим замыслом. Ведь сюжет иногда может разворачиваться неожиданным образом: дети играют в больницу, и им нужна посуда, чтобы покормить пациентов в столовой. Или дошкольники играют в семью, где заболел ребёнок, и ему вызвали врача на дом (он будет измерять ему температуру, делать укол и пр.).

В уголке для сюжетно-ролевых игр должен присутствовать строительный материал. Кубики и брусочки - универсальный вариант предметов-заместителей. Это же касается и бросового материала: например, пустые бутылочки из-под молочных продуктов фантазия может превратить и в огнетушитель, и в микстуру.

Ролевое действие невозможно без умения перевоплощаться. Для этого в игровой уголок педагог помещает специальные костюмы: кухонный фартук для мамы и бабушки, белый халат для доктора и медсестры, фуражка для полицейского, палочка инспектора ГИБДД и пр. Все эти вещи можно хранить в отдельном шкафчике либо просто на вешалке.

Фотогалерея: примеры оформления уголков для сюжетно-ролевой игры

Костюмы для сюжетно-ролевых игр находятся в свободном доступе для дошкольников Все атрибуты находятся на виду, что позволяет легко комбинировать их в одной игре
Игровая зона может быть оформлена тематически по атрибутам для девочек и для мальчиков В сюжетно-ролевом уголке, разделённом на секции, есть даже симпатичная витрина для овощей и фруктов Отдельные игровые зоны в уголке интересно оформлены: есть даже окно с шикарным видом на море

Диагностика, анализ и самоанализ сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

После окончания каждой сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе педагогу желательно провести вместе с дошкольниками её анализ. Воспитатель уточняет названия ролей, которые выполняли дети. Ребята рассказывают, интересно ли было ли им играть вместе, какие трудности возникали в процессе деятельности. Будущие школьники высказывают свои предложения (возможно, в дальнейшем в эту тему можно внести какие-то полезные изменения, например, добавить определённые атрибуты).

После игры на профессиональную тему воспитателю обязательно стоит спросить, кто из детей всерьёз заинтересовался данной профессией (например, доктора), хочется ли ребятам и в реальной жизни оказывать людям помощь. Помимо такой беседы на подведение итогов воспитатель должен уметь провести самоанализ сюжетно-ролевой игры. Ведь далеко не каждая игра обладает развивающим действием. Для этого педагог оценивает её для себя (письменно или устно) по ряду критериев:

  • Как организовано начало игры: есть ли у дошкольников интерес к теме, мотивация?
  • Какие воспитательные задачи решает данная деятельность?
  • Соответствуют ли используемые приёмы возрасту детей и уровню их развития?
  • Как проявлялись в игре коммуникативные умения воспитанников (речевые реплики, мимика и жесты)?
  • Был ли реализован индивидуальный подход?
  • Была ли игра эмоционально насыщенной?
  • Были ли ребята увлечены действием, были ли в итоге удовлетворены игрой?
  • Как взаимодействовали друг с другом в процессе игровой деятельности, легко ли договаривались между собой, не возникали ли конфликты?
  • Способствовал ли педагог развитию сюжетной линии, формированию взаимоотношений между воспитанниками?
  • Как можно преобразовать, улучшить данную тематику?

Взрослые направляют игры ребёнка так, чтобы они стали для него подготовкой к жизни, первой «школой» его ранних детских лет, средством его воспитания и обучения.

С. Л. Рубинштейн

«Основы общей психологии»

Проводя диагностику, воспитатель оценивает активность каждого участника игры

Как и различные виды детской деятельности, сюжетно-ролевая игра подлежит диагностике. В подготовительной группе она проводится традиционно в начале и в конце учебного года. Выделяют 3 уровня овладения необходимыми приёмами и навыками: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл). Некоторые воспитатели пользуются четырёх- или пятибалльной системой оценивания игровых умений дошкольников.

Педагог путём наблюдений оценивает игровые навыки каждого воспитанника по нескольким критериям:

  • Проявляет ли ребёнок инициативу в создании замысла игры, обсуждает ли его с партнёрами, участвует ли в развитии сюжета?
  • Умеет ли согласовывать свои действия с партнёрами по игре?
  • Насколько выразительна игра ребёнка (мимика, жесты, интонации голоса)?
  • Проявляет ли дошкольник радость от общения в процессе игры, от её результатов, соотносит ли их с первоначальным замыслом?

Примеры сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе ДОУ

В подготовительной группе значительно расширяется тематика сюжетно-ролевых игр, а знакомые сюжеты становятся более глубокими и детальными.

Видео: сюжетно-ролевая игра в подготовительной к школе группе

https://youtube.com/watch?v=BBqP2k5hUwE Video can’t be loaded: Сюжетно-ролевая игра в подготовительной к школе группе (https://youtube.com/watch?v=BBqP2k5hUwE)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Торгово-развлекательный центр»

Видео: сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

https://youtube.com/watch?v=-iuo-h0TtI Video can’t be loaded: Сюжетно - ролевая игра «Библиотека» (https://youtube.com/watch?v=-iuo-h0TtI) Video can’t be loaded: Сюжетно- ролевая игра «ТЕЛЕВИДЕНЬЕ». Группа № 12 (https://youtube.com/watch?v=cDQZ2BbDun4)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Призывная комиссия»

https://youtube.com/watch?v=llOb7FIbTRA Video can’t be loaded: Cюжетно- ролевая игра «Призывная комиссия» Рыкова Е.И. Леонтьева О.В. (https://youtube.com/watch?v=llOb7FIbTRA)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Театр юного зрителя»

https://youtube.com/watch?v=x1PtP2wzruo Video can’t be loaded: Сюжетно-ролевая игра «Театр юного зрителя» (https://youtube.com/watch?v=x1PtP2wzruo)

Сюжетно-ролевая игра - один из самых любимых видов детской деятельности. В подготовительной группе ребята по-прежнему проявляют к ней живой интерес, ведь это настоящая социальная практика дошкольника. Игровая деятельность становится не просто отражением окружающей жизни, а творческим процессом, в котором органично переплетаются реальность и вымысел. При работе с будущими школьниками педагог создаёт богатую развивающую среду и берёт на себя роль равноправного партнёра в игре, ненавязчиво подсказывая детям развитие сюжета и помогая скоординировать последовательность действий.