Сбер не передал в финмониторинг. Когда банк сообщит о вас в Росфинмониторинг: под подозрением даже вклады ИП. Под подозрением даже вклады

Люди стали чаще получать такие СМС от Сбербанка:

ИМЯ ОТЧЕСТВО, действие карты и доступ в Сбербанк Онлайн (при наличии) приостановлены в рамках исполнения Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001. Если вам потребуются денежные средства, то для их получения можете обратиться в офис банка в пределах региона, где открыта карта, с документом, удостоверяющим личность. Ознакомиться со списком документов, необходимых для рассмотрения возможности разблокировки карты, можно на сайте банка http://sber.me/?p=61L .

ИМЯ ОТЧЕСТВО, для рассмотрения возможности разблокировки карты в течение 7 дней отправьте на электронную почту [email protected] или письмом по адресу ****, документы, подтверждающие экономический смысл операции (-й) по карте.

По закону 115-ФЗ все банки обязаны анализировать денежные операции своих клиентов и проверять их на подозрительность. Это делается по критериям Центробанка, которые прописаны в Положении № 375-П от 2 марта 2012 года. По ним отслеживаются любые операции, похожие на незаконный перевод безналичных денег в наличные («обналичивание»), на запутывание схем расчётов и сокрытие истинных целей и участников сделок («транзит»), на незаконный вывод денег за границу.

Если банк обнаруживает операции, которые вызывают сомнения в легальности, он имеет право:

  • временно заблокировать банковские карты клиента;
  • отключить доступ к интернет-банку (веб-версия и приложение Сбербанк Онлайн);
  • отказать клиенту в выдаче наличных или в переводе денег по безналу;
  • отказать клиенту в открытии счёта, выпуске или перевыпуске карты.

Банк запрашивает документы о происхождении денег и экономическом смысле операций, чтобы решить, признавать ли клиента действительно причастным к сомнительным денежным расчётам. Если предоставить документы, согласно которым доходы легальны, а расходы объяснимы, доступ к счетам и картам восстановят. Банк к каждому случаю подходит индивидуально и заинтересован в том, чтобы применять такие меры как блокировка или отказ в обслуживании только при оправдавшихся подозрениях.

Отказ в банковском обслуживании по закону 115-ФЗ грозит клиенту тем, что он не сможет открывать новые счета и вклады, получать новые банковские карты, в том числе перевыпущенные; действующие карты клиента останутся заблокированными; клиент не сможет пользоваться Сбербанк Онлайн; все операции по счетам клиент сможет проводить только в офисе банка; операции на крупные суммы клиент сможет проводить только по согласованию с банком; могут возникнуть проблемы при открытии счетов и карт в других банках . Если банк в течение календарного года отказал в обслуживание 2 раза или больше, счёт закрывается.

Как не попасть под подозрение или доказать, что операции законны?

Сбербанк советует: не соглашайтесь на просьбы знакомых, родственников, друзей и т.д. перевести через ваши счета и карты деньги, к которым вы не имеете отношения, особенно если речь идёт о крупных суммах. Не соглашайтесь снимать эти деньги наличными. Не передавайте свои банковские карты никому, даже близким родственникам, - карты могут использовать для «обналичивания» и «транзита».
Снимайте наличные со своих счетов, вкладов и карт, только когда это действительно необходимо, особенно если деньги зачисляются на счета, вклады и карты безналичным путём. Старайтесь пользоваться безналичной формой расчётов.
Не используйте свои банковские карты для незаконной предпринимательской деятельности - зарегистрируйтесь как индивидуальный предприниматель и оформите Бизнес-карту.
Не соглашайтесь на просьбы знакомых, родственников, друзей и т.д. оформить вас как директора организации или как индивидуального предпринимателя, если вы не собираетесь реально участвовать в бизнесе.
Если вы - индивидуальный предприниматель и у вас есть банковские карты, которые вы получали как частное лицо, не используйте их, чтобы принимать платежи покупателей или платить поставщикам и подрядчикам. Оформите для этих целей Бизнес-карту;
Позаботьтесь о том, чтобы операции по вашим счетам можно было подтвердить документально. Держите все бумаги в порядке (договора, счета, накладные, платёжки и т.п.).
Сотрудничайте с банком: если не отвечать на его вопросы о законности тех или иных операций, выводы могут быть не в вашу пользу.
Если банк просит вас подтвердить законность происхождения денег на ваших счетах и экономический смысл проводимых операций, обязательно отправьте интересующую банк информацию в указанный в запросе срок и по указанному адресу. Чем подробнее вы всё поясните, и чем быстрее данные поступят в банк, тем выше вероятность, что вопрос решится благоприятно для вас.
Как банк сообщает клиенту о сомнениях в законности денежных операций?
Если у банка появились вопросы, он уведомляет клиента об этом любыми доступными способами: обычно по телефону через СМС, реже - по электронной почте. В таких сообщениях банк может:

  • написать о блокировке карт и отключении Сбербанк Онлайн в соответствии с требованиями закона 115-ФЗ;
    запросить сведения и документы, подтверждающие законность происхождения средств на счетах и экономический смысл проводимых операций;
  • известить, что документы приняты в работу, указать сроки их рассмотрения, а при необходимости - написать о возможном продлении сроков;
  • информировать о том, какое решение принято - когда будут (и будут ли) разблокированы счета и карты и восстановится ли доступ к Сбербанк Онлайн.

В отдельных случаях банк направляет запрос в свой офис по месту открытия счёта, вклада или выдачи карты. В нём банк запрашивает сведения и документы, подтверждающие, что деньги на счетах клиента имеют законное происхождение, а проводимые операции - экономический смысл.

Как передать в банк запрошенные сведения и документы?
Когда банк запрашивает у клиента сведения и документы о законности происхождения денег и экономическом смысле проводимых операций, он обязательно сообщает, как их передать. Нужно отправлять документы в банк именно тем способом и по тому адресу, который указан в запросе. Обычно банк предлагает отправить скан-копии документов по электронной почте. Также клиента могут попросить принести документы в офис банка по месту открытия счёта или выдачи карты либо переслать копии бумажной почтой.

Если отправляете документы по электронной почте, обязательно укажите в теме письма ваши Ф. И. О. Файлы лучше пересылать в формате PDF. Общий объем письма не должен превышать 12 Мб. Если вам надо отправить больше, разбивайте на несколько писем.

Если решили направить документы бумажной почтой, помните, что такое письмо может опоздать. Тогда банк не получит его в установленные сроки, а это может повлиять на его решение. По возможности отправляйте документы по электронной почте или, если это указано в запросе, принесите их в офис банка.

Если вы не можете вовремя предоставить нужные документы или у вас их нет, как можно скорее сообщите в банк указанным в запросе способом, почему сложилась такая ситуация. Чем подробнее и быстрее вы всё объясните, тем лучше. Это может стать определяющим фактором, когда банк будет принимать решение.

Какие подтверждающие документы нужно предоставить в банк?
Это могут быть любые документы, которые подтверждают законность происхождения средств на ваших счетах и экономический смысл проводимых операций. Полного перечня не существует, поскольку основания могут быть самыми разными.

Например, это могут быть договоры купли-продажи, договоры подряда, договоры займа, договоры найма помещения, договоры аренды имущества, счета на оплату товаров и услуг, квитанции об оплате, расчётные листы о начислении заработной платы, долговые расписки, выписки по счетам в других банках, справки из налоговой и т.п.

Что делать, если банк отказал в обслуживании (не открывает счет, не выдаёт карту, в том числе перевыпущенную)?
Если банк запрашивал у вас документы и сведения, ссылаясь на 115-ФЗ, но вы ничего не отправили, просто сделайте это тем способом, который указан в запросе, и ждите решения.

Если вы отправляли все документы, но банк принял отрицательное решение, сделать ничего нельзя. Через некоторое время можно снова попытаться открыть счёт или карту - банк может пересмотреть ваш вопрос по истечении определенного периода.

Также банки по закону обязаны блокировать счета клиентов, причастных к экстремистской деятельности или терроризму. Таких людей и такие организации Федеральная служба финансового мониторинга включает в специальный перечень. Ни один российский банк не имеет права работать со счетами тех, кто находится в перечне.

Федеральная служба по финансовому мониторингу - орган исполнительной власти, задача которого - противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг ведёт перечень организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму. Основания для включения в перечень перечислены в п. 2.1 ст. 6 закона 115-ФЗ. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Росфинмониторинга.

Если на счета банком наложены ограничения на основании информации, поступившей от Росфинмониторинга, это означает, что в банк поступила информация от Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) о вашей возможной причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Согласно закону 115-ФЗ банк обязан ограничить проведение операций по вашим счетам. Вы имеете право распоряжаться средствами на счетах в виде и в размерах, предусмотренных п. 2.4 ст. 6, п. 4 ст.7.4 закона 115-ФЗ. Вы не сможете пользоваться банковскими картами и Сбербанк Онлайн, проведение операций будет возможно в офисе банка.

Если вы считаете, что включены в перечень по ошибке, или имеются основания для исключения вас из перечня, в соответствии с п. 2.3 ст. 6 Закона 115-ФЗ вы имеете право обратиться в Росфинмониторинг с письменным заявлением об исключении вас из перечня.

Кроме того, межведомственный координационный орган, противодействующий финансированию терроризма, может принять решение о замораживании (блокировке) денежных средств или иного имущества организации или физического лица в соответствии со ст. 7.4 закона 115-ФЗ.

Полное название закона 115-ФЗ: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Он определяет обязанности и ответственность организаций, которые работают с деньгами и имуществом граждан: банков, страховых компаний, микрофинансовых организаций и т.д. Цель закона - не допускать легализации незаконных доходов и финансирования терроризма.

5 судебных заседаний, 4 письма в Росфинмониторинг и больше 10 обращений в банк с начала апреля 2013 года понадобилось директору Арктического центра стратегических исследований при Северном (Арктическом) Федеральном университете Ивану Мосееву, чтобы добиться получения собственных денег со своей карты Сбербанка.

Сегодня Межрегиональная правозащитная Ассоциация "Агора" сообщила, что спустя год он все-таки добился выдачи денег.

За приписываемый ему комментарий на форуме в прошлом году Иван Мосеев был признал виновным в унижении достоинства этнической группы "русские" и приговорен к штрафу в размере 100 тысяч рублей. Он попал в так называемый "перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга", и его банковская карта была блокирована. После ряда неудачных попыток снять деньги Мосеев обратился в Архангельское отделение Сбербанка, где ему 23 мая 2013 года формально ответили, что банк вправе приостановить или прекратить действие карт в случае нарушений условий их использования. При этом в личных беседах сотрудники банка дали понять Мосееву, что он входит в "черный список Росфинмониторинга" и проблема кроется именно в этом.

Только 10 октября 2013 года из Управления претензионной работы Центра сопровождения клиентских операций "Южный порт" Сбербанка России пришло официальное разъяснение, что установлен запрет на совершение операций с денежными средствами по карте Мосеева в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (№ 115-ФЗ от 07.08.2001 года). В Сбербанке подчеркнули, что по вопросам отмены запрета Мосеев может обратиться в Росфинмониторинг.

Иван Мосеев посчитал действия банка незаконными и обратился в Октябрьский районный суд Архангельска. Он сообщил, что является единственным кормильцем в семье из четырех человек, двое из которых несовершеннолетние дети, и те небольшие деньги на карте ему нужны на самые необходимые бытовые нужды, а не на финансирование терроризма. Мосеев попросил обратить внимание, что он был осужден не за осуществление террористической деятельности, а за комментарий в интернете, ранее никогда не привлекался к уголовной ответственности и не был судим за совершение преступления в сфере нарушения антитеррористического законодательства.

Судебный процесс по делу Мосеева против Сбербанка начался 10 февраля 2014 года и продолжается до сих пор. 10 июня состоится очередное заседание, на которое из архива Сбербанка в "Ясной поляне" должен поступить подписанный Мосеевым оригинал условий банковского обслуживания. Представители Архангельского отделения Сбербанка утверждают, что, если бы не блокировали карту Мосеева, то для них могли бы наступить крайне негативные последствия вплоть до приостановления лицензии Центробанком.

– Первые 3 обращения в Росфинмониторинг в рамках этого судебного процесса завершились несодержательными отписками ведомства, – рассказывает юрист Сергей Петряков, представляющий интересы Ивана Мосеева. – И только, когда встал вопрос о необходимости участия в суде представителя Росфинмониторинга, нам пришел ответ ведомства о том, что постановление о приостановлении расходных операций по банковскому счету Мосеева Росфинмониторингом не выносилось. Таким образом, учитывая, что Росфинмониторинг устранился, мы считаем, что в нарушение действующего законодательства банк фактически взял на себя обязанность надзорного органа по одобрению или отказу в проведении операций.

После получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу Иван Мосеев обратился в Архангельское отделение Сбербанка России с просьбой выдать ему необходимую сумму с его банковской карты, приложив этот документ. В течение получаса банк выдал деньги Ивану Мосееву.

устойчивого малого бизнеса в России

Если вы предприниматель, любой банк может внезапно заблокировать доступ к счету.

Причина - подозрение в обнале. Но дело не в вас, дело в Центробанке.

Россия борется с обналом и уходом от налогов. Существует целая индустрия обнала, и ЦБ постоянно ищет способы ее переиграть.

На нынешнем витке в борьбу включены банки: они обязаны блокировать любые операции, которые похожи на обнал. Под санкции банка могут попасть даже честные предприниматели: достаточно случайно провести несколько подозрительных операций.

В этой статье - как не стать случайной жертвой борьбы закона с хитростью.

Что за обнальщики

Обнальщики - ребята, которые превращают официальные деньги на счете в неофициальную наличку.

Компания, которой нужны наличные, заключает договор и оплачивает какие-нибудь невещественные услуги - например консультации. Другая компания их как бы оказывает. Но на самом деле она выводит деньги подставной компании, та переводит их по липовым договорам через транзитные фирмы, а в конце цепочки деньги снимают как наличные. В итоге первой компании привозят сверток с деньгами, из которого предприниматель выдает серую зарплату, уходя от налогов и взносов.

Заниматься обналом и пользоваться подобными услугами незаконно. Мы не советуем так делать и надеемся, что вам никогда не придется с этим столкнуться.

Если Центробанк замечает, что какой-то банк помогает обнальщикам, он резво отзывает у него лицензию. Тогда блокируются деньги всех клиентов, и если ваши вклады застрахованы, то вы их получите через АСВ через две недели. Если нет - возможно, не получите. В итоге десяток обнальщиков со счетами в одном банке могут подкинуть проблем тысячам клиентов.

Чтобы не подводить своих клиентов, банки вынуждены самостоятельно следить за подозрительными операциями. Для этого во всех банках есть отдел финмониторинга. Что именно и как мониторить, им говорит Центробанк.

Расскажем, что делать честным предпринимателям, чтобы их не посчитали обнальщиками.

Проверяйте контрагентов

Если ваша фирма работает с подозрительными компаниями, ее могут посчитать транзитером - частью цепочки по обналичиванию средств. Поэтому, прежде чем начать работу с новым поставщиком или клиентом, убедитесь в его надежности.

Подозрительно : контрагент находится по адресу массовой регистрации. Проверьте, сколько компаний зарегистрировано по адресу контрагента - проще всего сделать это на сайте ФНС. Вбейте в поисковик адрес и посмотрите, что за здание там расположено: если это не бизнес-центр и там зарегистрировано 15 фирм, то это адрес массовой регистрации.

Подозрительно : директор компании числится директором во многих других фирмах. Директора тоже можно проверить на сайте налоговой.

Очень подозрительно : у контрагента много арбитражных дел, исполнительных листов за неуплату налогов и исков от контрагентов за неисполнение обязательств. Проверяйте в картотеке арбитражных дел.

Всё и сразу можно проверить на сайте налоговой в разделе ЕГРЮЛ, в сервисах «Мое дело-бюро», «Спарк», «Контур-фокус».

Подробно описывайте переводы

Когда отправляете платеж, подробно описывайте его назначение: основание, дату, НДС. Если нет описания платежа, финмониторинг может начать расследование.

Если у банка возникнут подозрения в подлинности договоров или счетов, вас попросят их предоставить. Обычно на предоставление дают хотя бы один рабочий день, за это время собрать документы реально, если они рядом. Сложнее, если оригиналы на подписи у контрагента. Но чаще всего для подтверждения достаточно фотографий. Можно попросить контрагента сфотографировать документы на телефон и переслать.

Чтобы предупредить вопросы, подробно описывайте платежи и держите под рукой оригиналы или сканы договоров.

Работайте по своим оквэдам

Коды ОКВЭД-2 показывают, чем занимается компания. Их выбирают при регистрации предприятия. Вам должны платить только за то, что прописано в оквэдах.

Например, компания говорит государству: «Буду заниматься реставрацией произведений искусства» - поэтому выбирает «Деятельность в области художественного творчества» - код 90.03.

Надежно : ни у кого не возникнет вопросов, если такая компания получит деньги за реставрацию картины или антикварного столика из музейной коллекции. Эта деятельность соответствует зарегистрированным оквэдам.

Подозрительно : если придут деньги за абстрактные «финансово-консультационные услуги», проверка начнется наверняка. Еще налоговая может оштрафовать на 5000 Р за неправильное предоставление данных.

Если вы понимаете, что фирма растет и появляются новые направления бизнеса, просто добавьте коды оквэда. Для этого нужно заверить у нотариуса заявление и подать документы в ФНС. Госпошлина - 800 Р, для ИП - бесплатно.

Не снимайте все наличные

Как только ИП начинает снимать со счёта все деньги, к нему приходят с проверкой. ИП чаще всего задействованы как концевые звенья цепи обнала, поэтому здесь к ним особое внимание.

Подозрительно : ИП получает 300 тысяч и на следующий день снимает все деньги в банкомате.

Безопасно : ИП получает 300 тысяч и переводит часть денег на личный счет, а часть тратит с карты, привязанной к счету. ИП может покупать по корпоративной карте хоть оборудование для фирмы, хоть колбасу в «Ашане». Если у ИП «доходы минус расходы», то колбасу просто не нужно заявлять к вычету. Если просто «доходы» - покупки вообще никого волнуют, можно везде и всегда рассчитываться корпоративной картой.

В «Тинькофф-бизнесе» ИП могут бесплатно переводить до 150 000 рублей ежемесячно на собственную карту Tinkoff Black и получать кэшбэк за покупку колбасы. Но если каждый день вы получаете по 150 тысяч и тут же переводите на свою карту, после чего обналичиваете в банкомате - финмониторинг может заволноваться.

Платите налоги и взносы

Компании обязаны платить налоги и взносы. Банки обязаны за этим следить. Но есть нестыковка: компании могут открыть счета в нескольких банках и чисто теоретически платить налоги с любого из них - законом не запрещено. Но следят за налогами все банки одновременно: каждый хочет, чтобы вы платили именно через него. В итоге, если у вас счета в двух банках, а платите вы налоги только с одного, второй банк начнет вас подозревать.

Безопасно : платить налоги параллельно со всех счетов. Например, с одного - подоходный, а с другого - взносы.

Иметь несколько счетов для бизнеса в нескольких банках - это хорошее дело. Если у одного из банков отзовут лицензию, заморозятся не все деньги.

Нормально : платить налоги и взносы с одного счёта и держать под рукой копию платежки, чтобы в случае чего показать ее финмониторингу.

Еще есть налоговая нагрузка по сфере деятельности. Она определяет процент налогов от оборота компании по виду экономической деятельности и варьируется от 1,4% до 41,5%. Если платить меньше, чем в среднем по сфере, то с проверкой в офис придет уже налоговая, а не банк.

Если компания или предприниматель работают с физическими лицами, то они почти всегда являются налоговым агентом и должны удержать и перечислить в налоговую НДФЛ за физлицо. Если вы отправите деньги физлицу, но не заплатите налог в течение суток - начнутся вопросы.

Что делать, если вас заподозрили

Банк не сразу блокирует обслуживание за подозрительные операции. Обычно процедура выглядит так:

  1. Специально обученный робот ловит подозрительные транзакции и выдает отчет.
  2. Живой аналитик смотрит на операции и решает, подозрительные они или нет. Если подозрения есть, открывается расследование.
  3. Сотрудник банка связывается с предпринимателем, чтобы запросить подтверждающие документы: счета, по которым идет оплата, копии договоров. Банки дают от 1 до 10 дней, чтобы предприниматель прислал нужные документы - обычно достаточно их сфотографировать и прислать фото. Если сомнений в честности нет, то расследование закрывают.
  4. Если предприниматель никак не ответил на запрос банка или не показывает документы, то блокируется дистанционное обслуживание счёта - нельзя будет зайти через интернет-банк и вывести деньги.
  5. Чтобы разблокировать обслуживание, предпринимателю достаточно предоставить запрошенные документы в банк. Если документов не будет, деньги так и останутся лежать на счете, но забрать их можно будет только после контакта с банком.

Финмониторинг работает, чтобы защищать всех клиентов банка от отзыва лицензии. Поэтому сотрудники никогда не блокируют обслуживание счёта без разбора, а реальные санкции начинаются, только когда предприниматель начинает скрываться. Случайно обслуживание счетов не блокируется.

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Подлежащие обязательному контролю операции 115 ФЗ (федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001) описывает достаточно подробно. О сделках, находящихся на особом контроле, расскажет наша статья.

Операции, подлежащие обязательному контролю из-за условий сделки

В первую очередь на особом контроле находятся сделки, отвечающие двум условиям:

  1. Цена сделки равняется или больше 600000 рублей (либо аналогичной сумме в валюте).
  2. По характеру сделка относится к одному из видов финансовых действий, перечисленных в п. 1 ст. 6 вышеупомянутого закона.

Именно к таким операциям закон относит:

  • снятие или зачисление на счет организации наличных, если эта процедура не вытекает из особенностей хоздеятельности фирмы;
  • купля-продажа валюты гражданином;
  • покупка гражданином акций и других ценных бумаг за наличные;
  • получение физлицом денег по чеку на предъявителя, если чек выписан иностранным гражданином;
  • обмен банкнот разных достоинств;
  • внесение физлицом доли наличными в уставный капитал организации.

Если одна из сторон финансовых отношений зарегистрирована, живет или находится в стране, которая не исполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (список государств установлен приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361), либо используются счета в банковских организациях, зарегистрированных в таких странах, особому контролю подлежат:

  • зачисление или перевод на счет денег;
  • выдача или получение кредита или займа;
  • манипуляции с ценными бумагами.

Читайте также: Как комиссоваться из армии

Кроме того, к особо контролируемым относятся некоторые операции, связанные с движением средств на счетах:

  • помещение денег на счет с оформлением документации на неопределенных третьих лиц;
  • открытие вклада в виде наличных финансовых средств для других лиц;
  • перечисление средств на счет за рубеж или получение денег из-за границы, если второй стороной является анонимный владелец;
  • зачисление или снятие денег со счета юрлица, срок деятельности которого не превышает 3 месяцев или счетом которого не пользовались со дня открытия фирмы.

Также ст. 6 определяет, что контролю подлежат некоторые операции с движимым имуществом:

  • сдача ювелирных украшений, лома из них, драгметаллов, драгкамней и иных ценностей в ломбард;
  • выплата гражданину страховки или принятие от него страховой премии по страхованию жизни или другому виду накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  • обретение или передача собственности через лизинг;
  • перечисление денег по заданию клиента некредитным предприятием;
  • купля-продажа «ювелирки», лома таких изделий, драгметаллов и камней;
  • прием или выдача денег (в том числе в электронной форме), связанных с участием в лотереях, тотализаторах и других азартных играх;
  • предоставление некредитными фирмами беспроцентных займов или получение ими таких займов.

Финансовые процессы, подлежащие контролю из-за цены сделки

В зависимости от стоимости сделки, подлежащими обязательному контролю операциями могут быть признаны и другие операции (т. е. не отвечающие условиям, указанным выше). К таким сделкам относятся:

  1. Купля-продажа, дарение, мена и прочие операции, связанные с передачей права собственности на имущество, на сумму более 3000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте).
  2. Приобретение некоммерческой организацией денег или имущества на сумму от 100000 рублей (либо ее эквивалента в валюте), если такой перевод совершается от лица иностранного государства, международной или иностранной фирмы, иностранцев или лиц без гражданства. Контролю также подлежат траты некоммерческой организации в размере от 100000 рублей.
  3. Движения по счетам стратегически значимых для ОПК и безопасности России предприятий либо прямо или косвенно контролируемых такими предприятиями организаций в сумме, равной 50000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте) и более.
  4. Зачисление или списание денег, а также операции по первому зачислению средств на счета головного исполнителя или участника-исполнителя поставок продукции по гособоронзаказу в размере 600000 рублей и более. Дальнейшие зачисления и списания подлежат контролю только при оперировании суммами от 50000000 рублей (либо их эквивалента в валюте).

Бизнес-процедуры, подлежащие контролю из-за стороны сделки

В обязательном порядке контролируются сделки, если имеются данные о причастности одной из сторон к экстремизму или терроризму либо контроле участника сделки со стороны лиц, предположительно причастных к экстремизму или терроризму. Порядок установления лиц, причастных к экстремизму или терроризму, установлен постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804.

При этом попавшие в такой список граждане ради обеспечения существования себя и не имеющих самостоятельных доходов членов семьи вправе:

  • оперировать денежными средствами или имуществом для получения или траты зарплаты в сумме не более 10000 рублей в месяц на каждого указанного человека;
  • проводить операции с деньгами или имуществом для получения или траты пенсии, стипендии, пособия и других соцвыплат, а также для уплаты налогов, штрафов и иных обязательных платежей;
  • оперировать деньгами или имуществом с целью исполнения обязательств, наступивших до включения лица в перечень лиц, причастных к экстремизму или терроризму.

Таким образом, контролируемые в соответствии законом № 115-ФЗ финансовые операции представлены довольно широким списком. Ознакомиться с ним во избежание проблем и недоразумений желательно всем лицам, ведущим предпринимательскую и иную финансовую деятельность.

Росфинмониторинг

Финмониторинг — это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.

Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.

Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.

Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.

Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.

Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.

Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.

Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.

Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

Организовывать рабочие группы и комиссии.

Проводить расследования и проверки.

Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Например, если покупатель — физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц — от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

Финансовый гений

Финансовая грамотность, эффективное управление личными финансами

Финансовый мониторинг

В этой статье я разберу тему, на которую мне периодически поступают вопросы – финансовый мониторинг или, как его называют сокращенно, финмониторинг . Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое финансовый мониторинг, что представляет собой орган (служба) финансового мониторинга, как он работает, как осуществляется финансовый мониторинг в банках России и Украины, чем он регулируется, какие операции попадают под финмониторинг, стоит ли его бояться юридическим и физическим лицам, и много другой полезной информации на эту тему.

Что такое финансовый мониторинг?

Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. “Финансы” – это деньги в движении, а “мониторинг” – это процесс наблюдения и фиксации результатов.

Таким образом, финансовый мониторинг – это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган – служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь – коммерческие банки. Помимо них, субъектами финансового мониторинга являются страховые компании, биржи, платежные системы и многие другие финансовые структуры.

Читайте также: Служебная записка о повышении заработной платы сотруднику образец

В разных странах эта процедура может называться по разному, например, “финансовый контроль”, “финансовая разведка”, у нас же присутствуют все эти понятия, они в чем-то похожи, но имеют свои различия. Сегодня мы будем говорить именно про финансовый мониторинг в банках.

Итак, в России, Украине и других постсоветских странах финансовый мониторинг осуществляется с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и тесно связан с законодательными актами, касающимися этого (далее я приведу названия конкретных законов).

Виды финансового мониторинга.

Существует два вида финмониторинга: обязательный и внутренний. Рассмотрим, что они означают.

Обязательный финансовый мониторинг – это анализ финансовых потоков, проводимый специальным государственным органом финансового мониторинга.

Внутренний финансовый мониторинг – это внутрибанковский контроль над проводимыми операциями клиентов с целью выявления тех операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу для отправки данных о них в уполномоченный орган, а также любых других операций, которые могут быть связаны с “отмыванием” денег и финансированием преступной деятельности.

Как осуществляется финансовый мониторинг в банках?

Теперь пару слов о том, как проводится финансовый мониторинг в банках, в чем он заключается. Все очень просто, вся процедура сводится к следующему:

  • Сотрудник банка, осуществляющий операцию (операционист или кассир), проводит идентификацию клиента (проверяет, вписывает и/или копирует его паспортные данные и другие документы при необходимости);
  • Сотрудник банка, ответственный за финмониторинг, проверяет все проведенные финансовые операции, и на тех, которые подлежат обязательному или внутреннему мониторингу, ставит специальные отметки – различные коды, которые обозначают критерии отнесения операции к финансовому мониторингу;
  • В необходимый срок (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) сотрудники головного офиса банка формируют нормативную отчетность, включающую операции, попадающие под финансовый мониторинг (они отмечены кодами, см. выше), и отправляют эту отчетность в электронном виде в уполномоченный орган финансового мониторинга.

Сотрудники службы финансового мониторинга просматривают эту отчетность, и в случае, если у них возникают подозрения о причастности некой операции к легализации преступных доходов или финансированию терроризма, запрашивают в банке дополнительную информацию (данные документов клиента или сами документы), которую банк им предоставляет или запрашивает у клиента. Далее при необходимости проводится проверка клиента, других его операций, и в случае, если выявлена преступная схема – задержание и последующие следственные и судебные процедуры.

Исключение составляют редкие случаи. Например, когда кто-то пытается совершить платеж в пользу лица, числящегося в списке международных террористов или нечто подобное.

Законы о финансовом мониторинге.

Финансовый мониторинг в России базируется на законе № 115-ФЗ от 07.08.2001г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

Финансовый мониторинг в Украине осуществляется согласно закону № 1702-VII от 14.10.2014г. “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения”.

В этих законах детально описана система финансового мониторинга в России и Украине соответственно, поэтому, если вам необходимо найти какие-то точные моменты на эту тему, рекомендую изучить актуальное законодательство своей страны (как вы понимаете, в законы регулярно вносятся всевозможные изменения).

Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.

Органы финансового мониторинга.

Немного о том, как называются органы финансового мониторинга в России и Украине, и что они собой представляют.

В России эти функции выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу или, как ее часто называют, Росфинмониторинг . Официальный сайт – fedsfm.ru . Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти и подчиняется президенту РФ.

В Украине функционирует Государственная служба финансового мониторинга (Госфинмониторинг) , официальный сайт – sdfm.gov.ua . Эта служба подконтрольна Кабинету Министров Украины, а конкретно – министру финансов, и имеет статус центрального органа исполнительной власти.

Операции, попадающие под финансовый мониторинг.

Далее я рассмотрю отдельные, наиболее часто встречающиеся операции, попадающие под обязательный (государственный) и внутренний финансовый мониторинг. Обращаю внимание, что это не исчерпывающий перечень, а также на то, что перечень, суммы и типы операций в любой момент может измениться внесением соответствующих изменений в законодательные акты. Поэтому для получения на 100% точной и актуальной информации лучше всего обратиться к первоисточникам.

Повторюсь, что для России такие операции определены законом № 115-ФЗ от 13.07.2001г., а для Украины – законом № 1702-VII от 14.10.2014г.

Итак, какие операции попадают под государственный финмониторинг?

Во-первых, операции с наличностью на сумму, превышающую 600 тыс. рублей для РФ и 150 тыс. гривен для Украины:

  • покупка или продажа иностранной валюты;
  • снятие со счета наличных или взнос наличных на счет с последующим перечислением;
  • покупка ценных бумаг;
  • обналичивание иностранного чека на предъявителя;
  • обмен банкнот одного номинала на другой;
  • покупка или обналичивание дорожных чеков;
  • выплата страхового возмещения или внесение страховой премии;
  • зачисление или перевод средств из стран / в страны, входящие в перечень стран, не выполняющих требования ФАТФ – межправительственной организации, занимающейся противодействием легализации преступных доходов и финансированию терроризма (в частности – это оффшоры);
  • открытие депозита на предъявителя или в пользу третьего лица;
  • перечисление средств на депозит за рубеж или зачисление возврата депозита из-за рубежа;
  • выплата выигрышей в лотерею, денежных призов и т.п.;
  • внесение средств для участия в азартной игре;
  • предоставление или получение беспроцентных займов;
  • получение или перечисление благотворительной помощи;
  • некоторые другие операции.

Во-вторых, операции на любую сумму, если они осуществляются лицом или в пользу лица (физического или юридического), входящих в список лиц и организаций, причастных к терроризму и экстремизму.

Какие операции попадают под внутренний финмониторинг?

  1. Финансовые операции, носящие запутанный характер, в которых не прослеживается конечная цель и смысл совершения операции, независимо от суммы (например, клиент А перечисляет некую сумму клиенту Б, клиент Б делит ее на 2 части и перечисляет клиентам В и Г, а клиенты В и Г перечисляют их обратно клиенту А).
  2. Финансовые операции, не соответствующие направлению деятельности клиента, независимо от суммы (например, сельскохозяйственное предприятие покупает золотые слитки).
  3. Финансовые операции, характер которых дает понять, что клиент хочет уклониться от обязательного финансового мониторинга или идентификации. (Например, дробление суммы операции: клиент не меняет валюту на 600 тыс. рублей сразу, а меняет три дня подряд на 200 тыс. рублей).
  4. Любые операции, если у субъекта финмониторинга возникают подозрения, что они могут быть связаны с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Чем грозит финансовый мониторинг?

Часто люди пугаются финансового мониторинга и боятся проводить операции, которые могут под него попасть. На самом деле, в этом нет ничего страшного. Ежедневно в каждом банке осуществляются сотни, тысячи, десятки тысяч операций, попадающих под обязательный и внутренний финансовый мониторинг. И это отнюдь не означает, что у клиентов, совершающих такие операции, возникают какие-либо проблемы.

Просто все эти операции скапливаются в базе данных, которая хранится в уполномоченном органе (службе) финансового мониторинга, и при необходимости может быть использована.

Из личного опыта: на протяжении 9-летней работы в банке, в отделениях, где я работал, практически ежедневно совершались операции, подлежащие внутреннему и обязательному финансовому мониторингу. И за это время ни разу, ни к одному клиенту не возникало каких-либо серьезных вопросов от контролирующих органов по поводу этих операций. Периодически запрашивалась дополнительная информация в банке, банк запрашивал ее у клиента и передавал, все.

Банк может заблокировать операцию, только если у нее имеются явные признаки легализации преступных доходов или финансирования терроризма. Также блокировку на счет может наложить государственная служба финансового мониторинга. При этом такие блокировки носят, как правило, временный характер, до предоставления клиентом каких-то дополнительных документов, позволяющих удостовериться, что эта операция не попадает под действие законов “О противодействии легализации…”.

Многие часто спрашивают: означает ли попадание операции под финмониторинг то, что сведения о ней передадут в налоговые органы? Нет, не означает. Сведения об операции поступают только в уполномоченный орган финансового мониторинга, в компетенцию которого не входит проверка соблюдения налогового законодательства и выявление уклонений от уплаты налогов.

Теперь вы имеете представление о том, что такое финансовый мониторинг, как он осуществляется, каковы виды финансового мониторинга, какими законами он регулируется в России и Украине, какие операции попадают под финмониторинг. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, ну а за более подробными данными обращайтесь к законодательным актам. Если у вас возникли какие-то вопросы, всегда можете задать их в комментариях.

На этом я прощаюсь с вами. Сайт Финансовый гений – отличный способ бесплатно повысить свою финансовую грамотность и получить много полезной практической информации в области финансов, экономики, достижения успеха. Оставайтесь с нами и будьте финансово грамотными! До новых встреч!

Здравствуйте! У нас такая ситуация,обналичили 200т якобы на выдачу зп, на самом деле деньги были сняты на строительно-монтажные работы,и по этим суммам еще не отчитались. Теперь хотим перечислением приобрести канц.товары и другой необходимый инвентарь.Нарушаем ли мы правила, влечет ли за собой это проблемы? И так же хотим написать письмо, о том что те деньги были не правильно указаны, как правильно это все сделать, чтоб не навредить себе? Если можно хотелось бы получить ответ на почту

Константин Белый пишет:

Здравствуйте, на почту я ответы не даю. Да, Вы нарушаете правила, так делать нельзя. Сумма снимается по чеку на конкретные цели, в банке ставится специальный кассовый символ, означающий цель снятия средств. Это все отражается в Ваших выписках по счету. Любая проверка может выявить это несоответствие. Банку это все равно, он тут не при чем, а вот налоговым органам – нет. Никаких писем писать не нужно – банк уже ничего не изменит, и повторяю, его использование Вами средств не по назначению вообще не касается. Если Вы снимали деньги на зарплату – Вы еще должны были одновременно перечислить все налоги на ФОТ. Без этого банк не должен был выдавать Вам деньги.

Банк обязан проверять каждый перевод и поступление клиентов. Эти обязанности прописаны в федеральном законе № 115, который рассказывает о правилах борьбы с отмыванием денег.

В банке клиентов проверяет специальное подразделение — финмониторинг. Финмониторинг анализирует платежи и поступления, запрашивает документы и определяет честность компании-клиента.

Часть потенциально опасных клиентов банк отсеивает, когда открывает счет. Но недобросовестные клиенты все равно попадаются. Им на счета переводят деньги от взяток, откатов, мошеннических схем или торговли оружием, и клиенты выводят их наличными. Или наоборот, они переводят деньги подставным компаниям, чтобы получить наличные и не платить налоги. Если у банка есть такие клиенты, он считается сообщником, а за такое могут лишить лицензии.

В целом правило такое: если клиент отказывается подтверждать деньги, которые проходят по счетам, ему есть что скрывать. Если раздражаться и не отвечать на звонки банка, сотрудники заблокируют удаленный доступ, и клиент не сможет переводить деньги. Если дела совсем плохи, банк закроет счет и другие банки открыть счет клиенту с такой историей не захотят.

Сотрудники финмониторинга — не враги. Банку невыгодно закрывать счета, а на проверку клиентов и содержание целого отдела финмониторинга он тратит кучу денег. Банк хочет поверить в вашу честность, помогите ему.

Рекомендации для банков: письмо за 2014 г. и за 2016 г.

Чтобы помочь банкам бороться с отмыванием денег, Центробанк разработал рекомендации: на чем ловить нечестные компании. На основе этих рекомендаций банк разрабатывает свои правила для проверки клиентов.

Платить налоги

Рекомендация. Первое правило честного клиента — платить налоги. Налог у ИП или ООО должен быть не меньше 0,9% от оборота по счету. Это минимальное требование. Если оно нарушается, финмониторинг проверяет компанию.

Проблема. Компании открывают счета в нескольких банках, а налоги платят только с одного. Другие банки об этом не знают и начинают сомневаться в честности клиента: деньги на счете есть, а налогов нет.

Еще налогов может быть слишком мало. Обычно это проблема компаний, которые экономят на НДФЛ и страховых взносах. Официально они платят сотрудникам минимальную зарплату, а остальное дают в конвертах. Или вообще зарплату целиком платят в конверте.

Что делать. Если не хотите вызвать подозрения банка, воспользуйтесь советами:

Платить налог в каждом банке, в котором у компании расчетный счет. Когда банки видят налоги, у них нет повода беспокоиться. Если всё же платите налоги только в одном банке, сохраните платежки об оплате. Когда банк задаст вопросы, платежки помогут пройти проверку быстрее.

Платить НФДЛ за перевод физлицу. НДФЛ лучше платить одновременно с платежом, но по закону у предпринимателя есть сутки. Если финмониторинг видит перевод, но не видит налогов, он начинает проверку.

Платить 0,9% от оборота по счету. Чтобы держать эту планку, достаточно платить генеральному директору среднюю зарплату по рынку и оформить всех сотрудников на работу. НДФЛ и страховых взносов с полной зарплаты хватает для 0,9% налогов от оборота.

При расчете налогов ориентируйтесь на налоговую нагрузку своей отрасли. Что такое налоговая нагрузка — это тема отдельной статьи, но по сути, это налог, который государство ждет от компании. Если компания платит меньше этой цифры, налоговая может начать собственную проверку.

Минимальная налоговая нагрузка в 2015 году — 1,4%. Если компания платит меньше 0,9% от оборота по счету, ее ждет проверка финмониторинга и, возможно, налоговой.

Лучше привыкать платить больше 0,9% налогов от оборота. Минимальная планка будет расти.

Не снимать наличные

Рекомендация. Второе правило — редко и мало снимать наличные, а лучше совсем не снимать. Банки обращают внимание на клиентов, которые обналичивают деньги, но устанавливают лимиты, сколько можно снимать денег без проверок. Решение банка зависит от особенностей бизнеса клиента. Давайте на примере:

Валерий — программист. Для работы он не арендует офис, у него нет сотрудников и он не пользуется услугами подрядчиков. Всё, что пришло на счет — это доход Валерия. Финмониторинг это понимает, и у него нет вопросов, когда Валерий снимает деньги.

Егор перепродает фрукты и овощи. Он раз в месяц снимает деньги, которые ему переводят клиенты, а сам никому не платит со счета. Финмониторинг не понимает, что происходит.

Если Егор перепродает фрукты, то должен у кого-то их покупать и платить за перевозку. Скорее всего, у него есть сотрудники, и им тоже надо платить. Финмониторинг не видит этих платежей, поэтому подозревает, что клиент открыл липовую компанию для незаконного вывода денег. А, может быть, он снимает деньги и рассчитывается со всеми наличкой. Это тоже неправильно. Чтобы разобраться, финмониторинг начинает проверку.

Проблема. У клиентов могут быть разные причины пользоваться наличкой. Иногда так удобнее расплачиваться с партнерами, иногда — выдать сотрудникам деньги под отчет. Но в любом случае для банка это подозрительно.

Что делать. Чтобы не вызывать подозрения, советуем вот что:

Карта против наличных

Оплачивать расходы через банк, по карте или счету. В зависимости от банка, по карте можно расплатиться за крупную покупку.

ИП пользуются картой для себя и бизнеса: покупают продукты в магазине, рекламу в Фейсбуке или сувенирку. ООО оплачивают только нужды компании: ужин с партнером, закупку офисной бумаги или аренду зала для презентации. Каждую оплату ООО нужно подтвердить чеками или квитанциями.

Отчитываться по картам несложно. Если система налогообложения не включает учет расходов, подтверждать и обосновывать платежи с карты не надо. Компании, налог которых зависит от расходов, сохраняют чеки и квитанции об оплате картой. Их отдают бухгалтеру, а бухгалтер включает в отчет.

Выдавать зарплату через зарплатный проект банка и не выдавать наличными. Банк поможет составить ведомость, рассчитать налог с зарплаты и перевести зарплату на карты сотрудников. Банк будет в курсе, куда идут деньги компании и как она платит НДФЛ за сотрудников, и перестанет запрашивать документы.

Сохранять подтверждающие документы, если расплачиваетесь наличными. Подойдут товарные чеки, накладные, договор — всё, что докажет, что вы отдали деньги за реальную услугу реальной компании. Документы не помогут избежать проверки, но помогут ее ускорить. Эти же документы понадобятся бухгалтеру для отчетов.

Понятно описывать платежи

Проблема. Предприниматели часто не обращают внимание на формулировку в платежках. Некоторые думают, что банку это неважно или он сам поймет, что сделка легальна. Это не так. Без пояснений банк не поймет.

Что делать. Наш совет — подробно описывать услуги в платежах. Во всех платежках пишите номер и дату договора, название услуги или продукта. Если даете взаймы другу на бизнес или покупаете драгоценные металлы, тоже пишите подробно. Формулировка в платежках должна совпадать с текстом договора и актами.

Для оплаты по счету без договора — правила такие же.

Подозрительно

Оплата по договору

Выдача займа

Покупка золотых монет

Понятно

Оплата за поставку средства для борьбы с грызунами «Бактороденцид» по договору № 12 от 26.02.2016 г.

Выдача займа под 15% годовых по договору № 10 от 01.08.2016 г. , общая сумма договора 1 000 000 рублей

Покупка золотых монет по договору № 1 от 01.02.2016 г. , общая сумма договора 300 000 рублей

Работать по выбранным кодам ОКВЭД

Рекомендация. Четвертое правило — работать по направлениям, которые выбрали. Если предприниматель должен проводить корпоративы, а деньги приходят за корпоративы и продажу стройматериалов, финмониторинг начинает проверку.

Проблема. Коды ОКВЭД записывают при открытии компании, а за время работы предприниматели могут увеличить направления бизнеса. Например, ИП начинал как дизайнер сайтов, теперь еще ведет курсы по дизайну. Деньги приходят за услуги, которых нет в документах ИП.

Что делать. Наш совет — добавьте новые коды ОКВЭД. Для этого напишите заявление на новые коды, заверьте у нотариуса или поставьте цифровую подпись и отдайте в налоговую. О новых кодах расскажите банку.

Если в уставе ООО прописано, что она может заниматься только определенным бизнесом, придется изменить учредительные документы и передать сведения в налоговую.

Шаблоны заявлений опубликованы на сайте налоговой: форму Р24 001 — для ИП, формы Р14 001 — для ООО.

Если нет времени разбираться в заявлении, попросите банк вам помочь. В банках для предпринимателей обычно есть служба юристов и бухгалтеров.

Не добавляйте лишнего. Если вы добавите ОКВЭД для перевозки грузов, дизайна и торговли покрышками, финмониторинг начнет сомневаться в легальности бизнеса. Финмониторинг попросит обосновать, как одна компания планирует развивать такой разный бизнес.

Не работать с однодневками

Проблема. У малого бизнеса нет денег на службу безопасности, как в Газпроме. Иногда компания даже не знает, что партнер ненадежный, и сама несет риски в работе.

Что делать. Наш совет — проверять партнеров. Понять, партнер однодневка или нет, поможет отчет о надежности компании. Такие отчеты предлагают некоторые банки, налоговая и сервисы типа «Моего дело. Бюро», «Спарка», «Контур-фокуса». В отчетах может быть информация о финансовых показателях, дате и месте регистрации, уставном капитале, владельцах, бенефициарах и судебных исках.

Отчет не дает стопроцентный ответ, но если рейтинг надежности низкий — это тревожный знак:

Компания не прошла проверку сервиса «Мое дело. Бюро» — рейтинг надежности низкий

Сервис «Спарк» тоже публикует факторы риска компаний. Например, у этой ООО часто меняется руководитель, клиенты и партнеры с ней судятся, — это признаки ненадежной компании. Возможно, компания — однодневка.

Еще один способ проверить партнеров — собственное расследование. Это сложно, но опишем два признака компании-однодневок, которые вы разглядите без специальных знаний:

массовость адреса. Если компания зарегистрирована в офисе в нежилом здании и там работают больше десяти компаний — это плохой знак. Однодневки экономят на аренде, поэтому регистрируются в бизнес-коммуналках. Чтобы проверить адрес на массовость, вбейте его на сайте налоговой.

Бизнес-центры не в счет: компания снимает там офис и регистрируется по этому адресу, это нормально. Поэтому Москва-сити не бизнес-коммуналка.

количество сотрудников. Если в ООО официально работает один сотрудник, скорее всего, компания уходит от налогов. Обычно в однодневках руководитель и главный бухгалтер — это один и тот же человек.

Финмониторинг банковских операций в РФ

В связи с большим количеством переживаний и вопросов насчёт того, куда и когда стучат банки по деньгам, поступающим на ваши счёта, а также опасениям за их судьбу, рассказываю.

Доходы, которые вы зарабатываете, как правило, интересуют государство в двух контекстах:

1. Подлежат ли они налогообложению и, если да, уплачен ли с них налог? Вот тема про налоги для игроков http://antourage.pokeroff.ru/blog/note/1060193/ , где мы подробно об этом говорим.

Хочу лишь добавить, что по любой сумме денег, поступающей на ваш счёт, банк по своей инициативе В НАЛОГОВУЮ НЕ СТУЧИТ, в т.ч. по так называемым «операциями купли-продажи ценных бумаг» при прямом банковском переводе со своего кошелька на свой банковский счёт через ООО «Агентство Гарантий» (АГ), уполномоченного агента системы WebMoney по данной операции (миф, здесь в том, что стучит банк, а на самом деле банк не стучит, а если кто и может стучать, то только АГ, т.к. именно оно выкупает у вас электронные чеки и по закону обязано проинформировать налоговую о выплате дохода физ. лицу) *upd: 29.03.10 говорил со спецами АГ, они сказали, что в налоговую инфу поимённо по каждому клиенту не подают*. Для подобного стука у банка же НЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ! При этом, по запросу налоговой и других компетентных органов по конкретному человеку, банк обязан предоставить любую информацию, если запрос сделан в строгом соответствии с законами РФ, что целая процедура, т.к. у нас действует понятие «банковская тайна». Просто так, ни налоговая, ни другие компетентные органы по вам запрос во все банки РФ делать не будут, а то, что у вас есть счёт в конкретном банке налоговой «по умолчанию» не известно, т.к. по закону ни вы, ни ваш банк не обязаны никого об этом информировать, если только этот счёт не в заграничном банке.

2. Не являются ли ваши доходы преступными и не связаны ли они с финансированием терроризма? Если, вдруг, именно такой вопрос возникнет у вашего банка, глядя на операции по вашему счёту - это, действительно, нюанс, возможная крайность которого - необходимость побегать с честными глазами по банку, а может даже по инстанциям, объясняя, что вы не преступник и не террорист, а честно выигрываете в покер. Нет, конечно, по закону вы не обязаны доказывать свою невиновность, но тогда ваш счёт просто заморозят на неопределённый срок, пока будут доказывать вашу вину.

В этом вопросе всё вертится вокруг закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Контролирующим органом является Финмониторинг, точнее Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и именно в эту организацию все банки в РФ обязаны сообщать в случае чего.

Когда ваш банк на вас настучит? Ошибочно считается, что банк стучит - только, если сумма одной операции по счёту клиента больше 600 000 руб. (или эквивалент в валюте). В действительности, список законных поводов для стука, относительно распространённых у профессионального игрока банковских операций, у банка следующий:

а) Обязан настучать по сумме операции более 600 000 руб. с использованием налички, в т.ч.:
- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
- приобретение физическим лицом ценных бумаг (это не про WebMoney, а, например, про акции Газпрома) за наличный расчет;
- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

б) Обязан настучать по сумме операции более 600 000 руб. по безналичным операциям клиента, в т.ч.:
- зачисление или перевод на счет денежных средств, если отправитель ваших денег находится в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх (авт.: ничего не напоминает? ;)

в) Обязан настучать, если вы совершаете сделку с недвижимым имуществом на сумму от 3 000 000 руб. (или эквивалент в валюте).

В законе есть ещё кое-какие пункты, когда именно банк ОБЯЗАН «сообщить куда следует» об операциях клиента, превышающих сумму 600 000 руб., но к нам они уже отношения, практически, не имеют.

А, вот, теперь обратите внимание на ещё одну норму рассматриваемого закона.

Цитирую п. 3 ст. 7:

«В случае, если у работников организации (т.е. вашего банка), осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации … программ осуществления внутреннего контроля возникают ПОДОЗРЕНИЯ, что какие-либо операции ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, ОБЯЗАНА направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона».

Т.е. банки ОБЯЗАНЫ докладывать в Финмониторинг не только о крупных операциях клиентов (от 600 000 руб. согласно списку требований, и от 3 000 000 руб. по операциям с недвижимостью), но и обо всех подозрительных операциях, НЕ ЗАВИСИМО ОТ ИХ СУММ.

Это означает, что если вам на банковский счёт (карточку) пришли из рума, например, всего 3 000 $ (меньше 100 000 руб. по текущему курсу), но сотрудники банка на основании внутренних правил сочли операцию подозрительной (сомнительной) - ОНИ ОБЯЗАНЫ сообщить о ней в Финмониторинг. Риск подобного выше, если ваш банк мелкий, а отправитель ваших денег находится непонятно на каких островах, что целое событие для валютного контроля мелкого банка. Естественно, учитывается и систематичность подобных поступлений.

По закону, к общим основаниями считать банковскую операцию сомнительной, относятся, в т.ч.:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом (например, кешаут в долларах из рума не 600 000 руб. по курсу ЦБ, а три кешаута подряд по 200 000 руб.).

На основании письма ЦБ РФ № 161-Т от 26.12.2005, к сомнительным операциям в частности могут быть отнесены «регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней».

Последствия попадания под подозрения собственного банка могут быть разными: от доверительных бесед с сотрудниками валютного контроля и службы безопасности с письменным обоснованием операций и предоставлением дополнительных документов, до оперативной работы с вами сотрудников более компетентных структур. В любом случае, многое будет зависеть от вашей открытости и честности, ведь выигрывать онлайн и получать выигрыш на счёт в банке у нас не запрещено.

Возможные санкции при попадании под подозрения:
а) счёт работает, средства доступны, но вас пригласили в банк для объяснений;
б) автоматическая блокировка счёта на 2 дня, поговорили, поняли друг друга, разблокировка счёта;
в) блокировка счёта на 2 дня, поговорили, НЕ поняли друг друга, дело передано Финмониторингу, счёт заблокирован на дополнительный срок;
г) счёт заблокирован, вас таскают по всем инстанциям, всё серьёзно, медленно и на неопределённый срок.

1. Получать банковский перевод уже в рублях через российскую организацию. Например, из рума в WebMoney и далее в банк. Удобно и для физ. лиц, и для ИП с 6%-налогом. Поступления на рублёвые счета внутри страны гораздо менее подозрительны, чем на валютные и из-за рубежа. Желательно это делать через банк, лояльно относящийся к WebMoney, а ещё лучше, через банк - официального партнёра или уполномоченного агента WebMoney. Единственный более-менее серьёзный нюанс в этой схеме - возможная передача уполномоченным агентом информации об операциях в налоговую, как о покупке у гражданина электронных чеков (ценных бумаг). Подчёркиваю, в налоговую по закону обязана сообщить организация, покупающая ваши электронные чеки (WMR), а не банк, на ваш счёт в котором приходит перевод. *upd: 29.03.10 говорил со спецами АГ, они сказали, что в налоговую инфу поимённо по каждому клиенту не подают*.

На сегодня, кстати, уже есть примеры банков, партнёров WebMoney, которые при выводе WMR зачисляют рубли на ваш счёт с нейтральными формулировками, не связывая операцию с куплей-продажей ценных бумаг, вместе с тем, пока не понятно, куда тогда исчезают электронные чеки, ведь кто-то же их должен был у вас купить...

2. Иметь несколько валютных и рублёвых счетов в разных крупных банках (ВТБ24, Альфа-Банк, Сбербанк, др.) и чередовать кешауты неодинаковыми небольшими суммами не чаще одного раза в месяц в каждый из них. Естественно, к каждому счёту иметь карточку (желательно, мультивалютную) для возможности оперативного круглосуточного доступа к деньгам. Управлять своими счетами и картами через интернет-банк.

Если банк счёл систематические поступления на ваш счёт от зарубежных источников подозрительными (сомнительными), во избежание блокировки счёта и передачи вопроса в Финмониторинг, рекомендую незамедлительно по первому запросу банка предоставить необходимые документы, подтверждающие что вы выигрываете эти деньги в покер на иностранных сайтах, а для получения выигрышей пользуетесь, если пользуетесь, международными электронными платёжными системами, которые и перечисляют их в Россию. Обязательно распечатайте документы (желательно на русском), подтверждающие международную законность деятельности этих платёжных систем, и подконтрольность их деятельности национальным финансовым регуляторам.

Всё, что вы расскажете своему банку, а если потребуется и Финмониторингу, о природе возникновения ваших средств и цепочке их перевода в Россию, не противоречит законам РФ.

При вашей честности и открытости, сопряжённой с вменяемостью сотрудников банка, в Росфинмониторинг вопрос, при его цене до 600к руб., уйти не должен. А в налоговую (см. пункт 1 статьи) - НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.

Если вопрос всё-таки ушёл в Финмониторинг, там вас могут спросить, мол, если всё так просто, законно и честно, то платите ли вы с этих выигрышей в России подоходный налог? Скажите, что срок подачи декларации о доходах - до 30 апреля, и вы как раз планируете в ближайшее время это сделать. Если по времени актуально подавать декларацию только в следующем году, скажите, что, как того и требует закон, подадите её в следующем году и, если Финмониторингу будет надо, принесёте соответствующую справку. Если в этом году забыли про декларацию или просрочили - рекомендую не изобретать велосипед и говорить, как есть. Одно дело, штраф в ГАИ вовремя не заплатить, и совсем другое, когда, слушая невразумительные ответы и глядя на бегающие глаза, делают вывод, что человек что-то недоговаривает, и подозревают его в международном терроризме (особенно, если речь идёт о крупных постоянных переводах с непонятно каких оффшоров). Тут уж, знаете, одним Финмониторингом не отделаетесь. В общем, чем честнее, тем лучше, и главное - не бояться)))

3. Иметь счета в международных электронных платёжных системах (Moneybookers, Neteller, др.), держать часть капитала там. Мало того, что они неподконтрольны нашим надзорным органам, так ещё и средства на этих счетах законно не подлежат налогообложению в России, т.к. фактически вами не получены.

4. Не снимать поступившие на счёт деньги полной суммой сразу по приходу или в течение следующих нескольких дней. Не переводить их с такой же скоростью на другие счета.

5. Чередовать все, в т.ч. другие законные доступные методы.

К общим рекомендациям стоит добавить необходимость уплаты налоговыми резидентами РФ налога с доходов от зарубежных источников, что снимает груз с плеч, а также существенно облегчает контакты с любыми контролирующими государственными органами в целом и в случае каких-либо недоразумений в частности.