Сценарий праздника «Путешествие в морское царство. Водные забавы. Сценарий для летнего лагеря Небольшой сценарий для детей подводное царство

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о морских обитателя.

Задачи:

Образовательные: закрепить представления детей о жизни моря и его обитателях;

Развивающие: развивать грамматический строй речи, внимание, память, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные навыки.

Материал и оборудование: трон Нептуна, ларец с заданиями: морские загадки, картинки для игры «Угадай морского обитателя»; бумажные кораблики, морские жемчужины, кораблики на веревочке, мячи и корзины для метания, удочки и рыбки, тонкий канат; музыкальное сопровождение: песня «Музыка моря», звуки моря, музыка для игр, входа и ухода Нептуна, музыка для танца русалок; костюм Нептуна (взрослый), костюмы русалок (детские), свиток-грамота, подарки для детей.

Предварительная работа: знакомство детей с жизнью в море, с морскими обитателями: НОД «Морские обитатели», «Сравнительное наблюдение за рыбами»; просмотр видеороликов и презентаций: «Дельфины», «Морские обитатели», «Подводный мир», «Самые странные в мире животные», «Тайны морских глубин»; чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?».

Отгадывание загадок и заучивание стихотворений о морских обитателях. Рисование и лепка морских обитателей. Изучение подвижных игр «Море волнуется раз …», «Рыбак и рыбки». Разучивание песни «Музыка моря», прослушивание песни «Дельфины», прослушивание звуков моря. Организация выставки рисунков «Морские обитатели».

Оформление: музыкальный зал оформлен в морском стиле. Ближе к сцене стоит трон Нептуна. Около трона - морские раковины. Стена оформлена в виде морских волн.

ХОД развлечения.

В.: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие в гости к Нептуну. Кто из вас знает, кто такой Нептун?

(Нептун - это морской царь! Это владыка всех вод: морей, океанов, больших и малых рек, ручейков и озер)

Ну, что согласны? Тогда в путь! Но для начала нужно провести магический обряд.

(разминка «Морское путешествие» - дети встают друг за другом и выполняют движения по тексту )

Мы с весёлым ручейком

В гости в сказку поплывём.

Ручеёк звенит, журчит,

Быстро, весело бежит - (обычный бег )

Скачут капли-капитошки

Поднимайте выше ножки - (бег высоко поднимая колени )

Вот уже течёт река

Широка и глубока - (ходьба парами )

К морю подбирается,

Шире разливается - (дети встают в общий круг )

И вот перед нами море,

Бушует, шумит на просторе - (волнообразные движения руками в стороны )

А в море высокая ходит волна - (поднять руки вверх, встать на носки )

Вверх до небес и вниз до дна - (присесть, коснуться руками пола, выпрямиться )

Качает вода солёная

Водоросли зелёные - (наклоны вправо-влево, руки скользят по бокам )

Вправо качает и влево качает - (по тексту )

Откинет назад и вперёд наклоняет - (наклоны вперёд-вниз )

Крабы разбрелись по дну - (ходьба врассыпную на корточках )

Ходят не толкаются

В гости к осьминогам знакомым направляются.

(закончив разминку, дети садятся на места )

(звучит музыка - появляется Нептун )

Н.: Гордый я морей властитель

Рыб, дельфинов повелитель

Мой дворец на дне морском

Весь усыпан янтарём!

Кто нарушил мой покой

Кто устроил шум и вой?

Из моих владений проч!

А не то - наступит ночь!

(замечает детей )

Кто это к нам пожаловал?

В.: Царь Нептун, не сердись! Приплыли к тебе ребята из группы «Звездочки» детского сада «Ёлочка». Ты здесь скучаешь, а дети в детском саду очень весело живут! Хочешь послушать, какие они стихи знают?

(дети рассказывают стихи )

Ребенок: Раки любят жить во мраке

В ил забиться, под коряги.

Любят спорить - кто сильней,

У кого усы длинней.

Ребенок: Рыбы очень молчаливы,

Болтовня им ни к чему.

Если им доверить тайну

Не расскажут никому.

Ребенок: Плачет краб: «Ох, горе, горе!

Как попасть мне снова в море?

Возле берега купался,

Детворе опять попался.

Детям я клешней машу,

Отпустить меня прошу.

Я же краб, я не могу

Долго быть на берегу!»

Ребенок: Снаружи грозный осьминог,

В душе - добрейший малый:

Он приготовил нам пирог

С начинкой из коралла -

Из нежного коралла!

Ребенок: Держась хвостом за стебелек,

Стоит на дне морской конек.

Он изгибает круто шею,

Но бегать быстро не умеет.

Ребенок: Кораллы живут на морской глубине

На уютном и синем причудливом дне

В ветвистых кораллах рыбки снуют

Кораллы им дали еду и уют.

Ребенок: Барышня-медуза в пышных кружевах

Весело танцует на морских волнах.

Длинные сережки очень ей идут.

Ими любоваться рыбы все плывут.

Ребенок: В своей ракушке не видна

Ютилась устрица одна.

И жители морского дна

Вплоть до ее последних дней

Считали, что она бедна,

Что просто нет ее бедней.

Была вдруг обнаружена

Внутри нее … жемчужина.

Н.: Ну что ж, ладно да складно вы сказываете. Вот вы пожаловали ко мне в гости, а что вы про мои владения знаете, про обитателей царства морского?

В.: Царь-Нептун, наши дети много чего знают. Ну, если хочешь, проверь их.

Н.: Проверю, проверю. Задание дам сложное. Вам нужно собрать картинки и отгадать морских обитателей.

(игра «Угадай морского обитателя» бумажный пазл)

Н.: Ну, хорошо. С этим заданием вы справились. А теперь я проверю, как вы загадки умеете разгадывать. Отгадаете их - разрешу в морском царстве погостить!

(Нептун загадывает загадки детям)

Вот просторы океана

Бороздит гора с фонтаном,

Бьёт хвостом, вода кипит —

Проплывает важно (Кит )

Головоногий то моллюск —

Десяток рук, присоски плюс.

Довольно крупный экземпляр.

А как зовут его? (Кальмар )

Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска - восемь ног.

То придонный… (Осьминог )

Кит? А, может быть, дельфин,

Чёрно-белый исполин?

В океанах обитает,

Живность хищно поедает. (Касатка )

Как торпеда с плавниками.

С очень страшными клыками!

Острым нюхом жертву чует,

Днём и ночью всё кочует. (Акула )

Вот так Чудо! Вот так Диво!

Зонтик жжётся как крапива.

Зонтик плавает в воде.

Если тронешь - быть беде! (Медуза )

Вы знакомы с Морячком

Ходит странно он бочком.

Пятернёй своей не слаб

Морячок - спешащий (Краб )

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок -

Прыгает морской… (конек )

И на суше, и в воде -

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме… (черепаха )

Н.: Ну молодцы, сообразительные дети! Все загадки отгадали!

В.: Царь - Нептун, а наши дети ещё в морскую игру играть умеют. Хочешь, и тебя научат!

Н.: Интересно-интересно! Что это за игра такая?

(игра «Море волнуется раз …»

Н.: Молодцы! Хорошо играли. Очень похоже изображали! Устал я, сяду, посижу.

В.: Посиди Царь-Нептун, отдохни! А наши девочки-русалочки тебе станцуют.

(танец русалок)

Н.: Очень красивый танец!

За это награжу вас жемчугом. Только рассыпался он, раскатился по морскому дну. Поможете собрать мне его?

(игра «Собери жемчужины»)

Н.: А есть среди вас смелые, да умелые, которые не побояться выполнить мои задания? А ну, выходи по командам.

1 Испытание: Кто быстрее поймает рыб.

2 Испытание: Чей корабль быстрее доплывет до другого берега.

3 Испытание: Кто больше всех закинет мячей в корзину.

Н.: Молодцы! Никто не испугался и выполнил все мои испытания. А вы знаете, что в моих морях есть много рыбаков? Сейчас я проверю, какие вы ловкие. А ну, становитесь все в круг. Вот сейчас стукну трезубцем, и вы превратитесь в рыбок, а я вас буду ловить.

(игра «Рыбак и рыбки»)

Н.: Молодцы! Ох, и ловкие же вы. Пора обратно в детей превращаться.

В.: Царь-Нептун, ты, наверное, устал? Присядь на свой трон отдохни, а ребята тебе песню споют.

(исполнение песни «Музыка моря»)

Н.: Ну, ребята, спасибо, угодили царю! Ох и повеселили же вы меня. И с заданиями моими справились. Слушайте же мой Высочайший указ:

Смуглолицы, загорелы,

Дети все бодры и смелы,

И у всех отменный вид,

И прекрасный аппетит.

Всех детей группы «Звездочки»

Принять в морское царство и Р А З Р Е Ш И Т Ь

Купаться во всех морях, реках и озёрах!

(передаёт Указ)

Н.: А чтобы вам запомнилось морское путешествие, вот маленькие подарочки от меня.

(передает мешок с подарками)

Н.: Вот пришла пора прощаться,

В путь-дорогу отправляться.

Во дворец пойду и я.

До свидания, друзья!

Дети под музыку уходят в группу.

БОЛЬШАЯ МОРСКАЯ ПРОГУЛКА.

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Оформление: гирлянда из флажков.

Ведущий. «По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там». Все! Хватит зимы! На юг! В морское путешествие! Отправляемся на большую прогулку! Надо снарядить 5 кораблей и придумать название своим кораблям. Помните, в мультфильме про капитана Врунгеля такой девиз: «Как корабль назовете, так он и поплывет»?
Далее набираем свои команды, в составе которых должны быть капитан, старший помощник, штурман, радист, боцман, кок, матросы. Участники придумывают свои эмблемы.

Звучит танцевальная мелодия. За время ее звучания участники игры разбиваются на 5 команд, придумывают название своему кораблю, выбирают состав команды.

Ведущий. Итак, знакомимся с нашей эскадрой: корабль - (дети хором называют название и т.д.)
Итак, мы отплываем. Приглашаю сюда капитанов. Капитан - самый главный человек на корабле, самый опытный моряк.

Конкурс «Капитаны»

Ведущий. Вам предлагается ответить на вопрос теста:

1. Сколько метров составляет одна морская миля:

  • 1500;
  • 1853.

2. Глубина, на которую погружается судно в воду, называется:

  • посадка;
  • осадка;
  • оснастка.

3. Батометр - это прибор для измерения:

  • кровяного давления;
  • атмосферного давления;
  • для взятия проб воды.

4. Большие гонки спортивных судов называются:

  • регата;
  • аркада;
  • эскадра.

5. Банка у матросов - это:

  • окно;
  • стена;
  • скамейка.

Ведущий. Перед вами словарик морских терминов. Расшифруйте, что значит...

  1. Лоция (список опасных мест).
  2. Аврал (работа для всей команды).
  3. Риф (подводная скала).
  4. Сходни (мостик, по которому сходят на берег).
  5. Штиль (полное безветрие).
  6. Трюм (помещение для груза).
  7. Переборка (стена).
  8. Швартовы (веревка, которой судно привязывают к причалу).
  9. Камбуз (корабельная кухня).
  10. Курс (направление движения судна).

Каждый капитан получает жетоны. Объявляется общий танец.

Конкурс «Старпомы»

Ведущий. Старпомы отвечают за погрузочно-разгрузочные работы. Вам нужно расставить кегли, чтобы они не упали. (Ставить кегли нужно на подвешенную за все 4 угла площадку. Изначально, она должна висеть ровно. Или придумайте свой вариант расстановки кегель). Кто быстрее? Разрешается брать по одной кегле из общей коробки.

Проводится конкурс.

Конкурс «Штурманы»

Ведущий. Штурман прокладывает курс, по которому затем движется корабль.
Задача наших штурманов - провести игрушечный кораблик между кеглями, не сбив ни одной туда и обратно. Кто быстрее?

Конкурс «Коки»

Ведущий. По-моему, все матросы немного проголодались. Как там у нас на камбузе? Приглашаю коков ко мне. Для начала наловим рыбки, чтобы побаловать свою команду славной ухой. Задача коков - набросить удочку с кольцом на кеглю. Кто поймает больше?

Проводится конкурс.

Конкурс «Боцман»

Ведущий. Боцман на судне командует моряками и делает это с помощью свистка. Каждый боцман получает свисток. Ему надо просвистеть песню, чтобы команда узнала мелодию.

Проводится конкурс.

Конкурс «Радист»

Ведущий. Приглашаю на палубу радистов. Вам надо передать радиограмму своей команде, используя только мимику и жесты. Команда должна угадать, о чем идет речь.

Список радиограмм

  1. Получил радостное известие с берега. Сын капитана сдал экзамен на 5. Просит привезти из плавания большую ракушку.
  2. Корабль попал в шторм. Оторвался якорь. Видим впереди риф. Помогите.
  3. Возвращаемся в порт. Забыли груз - 10 ящиков. Встречайте.
  4. Попали в штиль. Задерживаемся на 2 недели. Скоро закончится продовольствие.
  5. Человек за бортом. Кидаем спасательный круг. Прыгаем сами. Спасен.

Проводится конкурс. Объявляется общий танец.

Сценарий мероприятия для летнего пришкольного лагеря

Сценарий игровой программы для младших школьников «Морское путешествие в Почемучию»

Белоусова Анастасия Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ Увельская СОШ №2, Челябинская область, Увельский район, посёлок Увельский.

Назначение: материал данного мероприятия могут использовать в своей практике учителя начальных классов, воспитатели во внеурочной деятельности по ФГОС, а также вожатые или организаторы в летних пришкольных лагерях.
Цель: создать условия для личностного и интеллектуального развития ребят.
Задачи: расширить кругозор участников по морской тематике;
Формировать интерес к интеллектуальным игровым программам;
Воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
Действующие лица: ведущий – капитан, лев Бонифаций – боцман, акула, осьминог, кит (играют дети, одетые в соответствующие костюмы или с шапочками на голове, изображающими морских обитателей), мальчик Почемучка, девочка Почемучка.
Оборудование: бутафория: корабль (фанерный) – размером 70*50 см, штурвал, бинокль, карта путешествия (нарисована на листе ватмана), медузы, морские звёзды, рыбки и предметы, принадлежащие сказочным героям (сделаны из плотной бумаги).
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в неизвестную страну. У этой страны есть одна особенность: её нет ни на одной карте мира. Эту страну предстоит открыть нам самим. И название у неё загадочное и интересное – Почемучия.
Я – ваш капитан, ведущий нашего путешествия. На нашем корабле шесть команд: «Моряки», «Рыбаки», «Арго», «Садко», «Нептун», «Посейдон». Поприветствуйте друг друга!
(Звучит песня В. Ибряева «Школьный корабль») для отплывающих. Вбегает лев Бонифаций.
Лев Бонифаций . Капитан! Возьмине меня на борт!
Капитан. Ребята!Возьмём Бонифация с собой в плавание?
Ребята. Да!
Капитан. Так и быть! Будешь боцманом. Вставай к штурвалу. Поднять паруса! Отдать швартовы! Полный вперёд!
Перед тем, как подать команду, капитан надевает морскую фуражку. Под музыку кто-то из детей держит бутафорский корабль и имитирует движение по морю. Остальные берутся за руки и изображают волны.
Капитан. Как много в мире неизвестного,
Ребята!Это не беда!
Как много в мире интересного,
Всё новое узнаем мы всегда!
Лев Бонифаций (смотрит в бинокль) . Земля! Земля на горизонте! Ура-а-а! Я вижу страну Почемучию!
Капитан . Ребята, в нашем путешествии нас ждёт много интересного! Итак, приключения начинаются. Перед нами бухта «Математическая».
Акула приносит конверты с математическими заданиями для команд. Дети их выполняют.
Бухта «Математическая»
1.Задача для команды «Моряки»
Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трёх ершей.
Говорили всем ерши:
«Щи у щуки хороши»
Сколько рыб ели щи? (четыре)

2.Задача для команды «Рыбаки»
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трёх окуней.
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыбок из реки
Натаскали рыбаки? (семь)

3.Задача для команды «Арго»
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало:
Два окуня, три карася.
Один ершок – и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу!
Сколько рыб я сварю? (шесть)

4.Задача для команды «Садко»
Две большие галки
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
Пять сельдей несла больших.
Сельди засолили, посчитать забыли.
Так сколько селёдок галки
Принесли с рыбалки? (десять)

5.Задача для команды «Нептун»
Рыбаки поймали в сети
Три белуги и две сельди,
Двух бычков и осетра,
И попалась камбала.
Их улов совсем не плох.
Сосчитайте их улов! (девять)

6.Задача для команды «Посейдон»
Хорошо на рыбалке рыбу ловить,
Хорошо из рыбы ухи наварить.
Щука, два окуня, три пескаря –
Навариста будет ушица моя!
Эх, жалко вот щуку! Хитра и шустра,
В последний момент ушла из ведра!
Сколько рыбок осталось в ведре? (пять)

Капитан. Наше путешествие продолжается. Право руля! Полный вперёд!
Лев Бонифаций (крутит штурвал).
Наш парус ветер подгоняет,
Корабль скользит по ласковой волне.
Вон за бортом дельфин играет (показывает) ,
Резвясь в прозрачной глубине.
«Приплывает» дельфин, приносит морские звёзды, на которых написаны загадки.
Дельфин.
Ребята! Около мыса живёт огромный осьминог. Он не пропустит ваш корабль до тех пор, пока вы не поможете ему сочинить новые слова. А сейчас отгадайте загадки.
Капитан. Боцман! Бросаем якорь у полуострова «Угадай»
Участники соревнования отгадывают загадки.
Полуостров «Угадай»

По две загадки для каждой команды.
1. Кругом вода, а спитьём беда.
Кто знает, где это бывает? (море)
2. Семьсот ворот, да один вход. (невод)
3. По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт,
Тут и пропадёт. (волна)
4. Есть крылья – не летаю,
Ног нет, а гуляю,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звёзд не считаю,
Людей избегаю. (рыба)
5. По волнам гуляет зонтик.
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо! Вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива! (медуза)
6. В глубине морской живёт
Чудо-юдо «многоног».
Восемь ног у чудо-юда
И зовётся… (осьминог)
7. Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
А из чудо-великана
Вырывается фонтан. (кит)
8. Страшная, зубастая,
Хищница опасная.
В море синем шмыг да шмыг,
Всё подряд глотает вмиг. (акула)
9. Под водою быстро мчится,
Над волной парит, как птица.
Житель тёплых он морей,
Верный спутник кораблей. (дельфин)
10. Паровоз без колёс –
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл! (пароход)
11. Великан стоит в порту,
Освещая темноту
И сигналит кораблям:
-Заходите в гости к нам. (маяк)
12. Когда он нужен –
Его выбрасывают.
Когда не нужен –
Его поднимают. (якорь)
Лев Бонифаций. Молодцы, ребята! Можно смело отправляться в путь!
Под музыку корабль плывёт дальше.
Капитан. Солёный ветер поднимается
Поскрипывают мачты на ветру
И парус силой наполняется.
Мы все сегодня на борту.
Появляется осьминог.
Осьминог.
Стоп, машина!
Команды выполняют задания осьминога.
Мыс «Осьминог»

Из букв, входящих в заданное слово, составить как можно больше новых слов.
Для команд «Моряки» и «Рыбаки» - слово «Осьминог»
Для команд «Арго» и «Садко» - слово «Альбатрос»
Для команд «Нептун» и «Посейдон» - «Наутилус»
Капитан. Дорогой Осьминог, задания твои мы выполнили и продолжим своё путешествие.
Осьминог. Попутного вам ветра!
Капитан. Полный вперёд!
Под музыку «плывут дальше»
Капитан.
Пусть бушуют волны крутые,
В лохматых тучах небосвод.
Не страшны нам штормы седые,
Плывём мы вперёд и вперёд!
Боцман. Ребята! Наш корабль находится в Спортивном море. Надвигается шторм! Берегись! По левому борту большой кит!
Приплывает кит.
Проводится игра «Море волнуется». Кит показывает морские фигуры, которые повторяются представителями от каждой команды.
Боцман.
Шторм стихает! В путь, друзья!
Капитан. И вновь к себе зовут заманчивые волны,
Под сенью парусов спешим мы в дальний путь.
И дружные сердца единой страстью полны.
С намеченного курса не можем мы свернуть!
Лев Бонифаций. Капитан! Прямо по курсу – остров!
Капитан (смотрит в бинокль) . Да остров-то не простой, а музыкальный. Бросить якорь! Вот уж повеселимся, ребята!
Учитель музыки проводит конкурс «Угадай мелодию». В заключение ребята исполняют танец «Яблочко» (танец приготовлен заранее).
Капитан. Ох, и весело! Но пора в путь, друзья! Поднять якорь! Полный вперёд! Плывём к Литературному заливу.
Лев Бонифаций. Капитан! Наши сети полны рыбы!
Поднимают «сеть», в которой находятся задания для команд. Задания написаны на рыбках, медузах, сделанных из бумаги. Вместе с уловом в сеть попались различные предметы. Дети должны определить, какому герою и из какой сказки они принадлежат.
«Литературный залив»

В сеть попались рыбы, медузы. На них написаны отрывки из литературных произведений. Необходимо угадать автора и название каждого произведения.
1. «Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
2. «Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют…»
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. «И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок, цвету алого – красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (С.Аксаков «Аленький цветочек»)
4. «Не цветы ей нужны, а золото. Обещала наша королева целую корзину золота тому, кто принесёт во дворец корзину подснежников. Вот и послали меня в лес…» (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)
5. «тут я подъехал: лопочут ушами, сами ни с места; я взял одного. Прочим скомандовал: прыгайте сами. Прыгнули зайцы мои, - ничего!... (Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
6. «Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему по струнке и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась… (Г.Х.андерсен
« Стойкий оловянный солдатик»)
Лев Бонифацкий. Капитан, а не пора ли нам пополнить запасы пресной воды, да и отдохнуть?
Капитан. Стоп, машина! Бросить якорь! Высаживаемся на берег. Привал на острове Смеха.
Конкурс «Свари уху» С одной стороны поставлены 6 стульев с пустыми кастрюлями. Напротив – 6 стульев с набором продуктов для ухи: картофель, морковь, лук, рыбка-оригами, соль, перец.
Количество продуктов можно увеличить, соответственно увеличивается и количество участников-поваров.
После ухи лев Бонифаций читает «Смешилки».
«Смешилки» от Бонифация
1.Плывёт муравей на спичке. К нему села муха. Муравей кричит: «Кыш, кыш, пернатая, баржу потопишь!»
2.Бегает ёжик вокруг бочки и думает: «Когда же этот забор кончится?»
3.сидит ворона дереве, а сыр во рту держит. Подходит лиса: «Голубушка, как хороша!» Ворона положила сыр под крыло и отвечает: «Хватит сказки рассказывать! Кто сейчас этого не знает!»
4.Сидит ёжик в глубокой яме и думает: «если через 5 минут не вылезу, пойду домой за лестницей».
5.Два комара прилетели бить слона. А слон кричит: «Двое на одного – нечестно!!
6.Захотели звери пить. Послали черепаху за водой. Ждут час, другой… Волк не выдержал: «Долго что ли сходить до ручья и обратно?»
Черепаха отвечает: «Молчи, а то совсем не пойду!»
Капитан. Ребята! Наше путешествие подходит к концу. Последний пункт – долина Почемучек.
Лев Бонифаций. А почему она так называется?
Капитан. А потому что здесь живут самые любознательные Почемучки на свете.
Выходят мальчик Почемучка и девочка Почемучка, проводят конкурс на самый оригинальный ответ.
Вопросы Почемучек.

1.Почему у жирафа шея длинная? (Он любит списывать)
2.Почему у бегемота нет талии? (Не умеет танцевать)
3.Почему у слона огромные уши? (Удобно мух отгонять)
4.Почему коровы не летают? (Летающая корова- это опасно для людей)
5.почему лягушки не улетают в тёплые края? (Много квакают)
6. Почему в сыре много дырочек? (Это ходы для мышей)
Жюри подводит итоги по ходу всего «плавания». За каждый правильный ответ команды получают ракушку. В конце соревнования подсчитывается общее количество ракушек. Победителям вручаются призы. Ракушки и призы сделаны из цветной бумаги методом оригами.
Ведущий. Много каверзных вопросов
Задают нам малыши.
Пристают к взрослым с просьбой:
«Расскажи» да «Покажи».
Лев Бонифацкий. Почему гроза бывает?
Почему грибы растут?
С деревьев листья опадают?
Облака куда плывут?
Ведущий. Мы дать хотим один совет:
Откройте книгу просто.
И вы найдёте там ответ
На тысячу вопросов!
В заключение все участники исполняют песню Алые паруса «Ребята, надо верить в чудеса»

Использованные источники:
1.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., Просвещение, 2008
2.Волкова Т.О., Молчанова М.И.Информатика в играх и задачах. – М., Просвещение, 2010
3.Эдигей В.Б. Увлечение чтением. – М.,Просвещение, 2002

Сценарий детского мероприятия для лагеря отдыха «Подводное царство», подходит на день Нептуна.

Детское развлечение, имеющееся целью вызвать у детей интерес к жителям подводного мира,с совершенствованием навыков в прыжках в высоту и быстрого бега.

«Подводное царство».

Дети заходят в музыкальный зал.

Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня на нашем физкультурном развлечении мы познакомимся с жителями подводного и водного царства.

Вас ждут чудеса и превращения. В этом нам поможет бутылка с волшебной водой.

Подводное царство
В морях, океанах,
В речках, озерах, прудах.
А если узнаете,
Как в нём прекрасно,
То скажете дружно все – «ах!»

Вы согласны попасть в подводное царство? Раз-два-три. Ты нам чудо покажи (опрыскивает детей водой из бутылочки)
В море живет осьминог
Так назвали его из-за большого количества ног

(показывает осьминога на картинке)

Мы сейчас, как «осьминожки»
Потанцуем здесь немножко

Танец «Осьминожек»

(Дети исполняют танец «Осьминожки» с султанчиками)

Ведущая: В подводном царстве живут, конечно, рыбки.
Вам предложить хочу игру: «Рыбки и акула».
Вы будете рыбками, а я – акулой.

Рыбки плавают, бегают, руки вытянуты вперед, ладони сомкнуты, выполняют вращения кистями рук. На сигнал «Акула»: садятся на корточки, обхватив руками колени. «Акула» пытается двумя руками обхватить «рыбку». Пойманные «рыбки» выходят из игры.

Звучит морской прибой (музыкальная запись).

Ведущая: Что вы слышите? (дети отвечают)
Так шумит море, закройте глаза.
Берет бутылочку. Опрыскивает водой в сторону ширмы.
Раз-два-три: «Нам чудо покажи».

Ширму отодвигает – там сидит Русалочка.

Русалочка: Меня Русалочкой зовут
В подводном царстве я живу
Мои друзья рыбки, осьминожки
Медузы, но не кошки.

Ведущая: Кошек у нас нет, а вот ребята, есть. Поиграй с нами.

Русалочка: Не могу я по земле ходить
Только по воде могу я плыть

Ведущая: Тебе я помогу
Эликсиром напою
Три глотка всего отпей
Вместо хвоста – ноги имей.

Русалочка: Ой, теперь у меня есть ножки
Я поиграю с вами немножко
В море много ракушек есть
Вам ребята их не счесть

Игра «Кто быстрей соберет ракушки»

Ведущая: А кто еще твои друзья?

Русалочка: Конечно – же, еще лягушки
Зелёные квакушки.

Игра: «Кувшинки и лягушки»

Ребята превращаются в лягушат, одевают медальоны «лягушки» на шею. Каждая лягушка садится на кувшинку (встает в кольцо). Звучит музыка. Лягушата покидают свои кувшинки – прыгают и квакают. Музыка отключается, и лягушки садятся на любой цветок. Кувшинки постепенно убирают. Кто остался без цветка, выбывает из игры.

Ведущая: Хорошо, мы поиграли, познакомились с жителями подводного и водного царства, с чудом – Русалочкой. Беритесь все за руки, вставайте в круг, поводим хоровод, а Русалочка будет одевать вам на шейки медальончики с портретами своих подводных друзей. У всех они будут разные. Придете в группу и хорошо и внимательно их рассмотрите.

«В подводном царстве»

Познавательно- игровая программа для учащихся 2 классов.

Задачи:

    познакомить с разнообразием мира морей, океанов и рек;

    показать неразрывную связь человека с природой;

    пробуждать интерес к изучению тайн природы.

Ход занятия.

Ведущий : Велик и интересен животный мир морей и океанов, рек, озёр, прудов. Мы поговорим о рыбах. У нас очень часто возникают вопросы: Как они там живут? Почему не задыхаются под водой? Как передвигаются без ног и крыльев?

На земле около 200 тысяч видов рыб. Рыбы- дети воды: где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!

Что ни рыба, то своя, особая форма тела, свой цвет и свой размер. Тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые, как мячик, крохотные - с муравья и огромные - больше слона. То есть, размеры рыб самые разные: от 1 см. до 20 метров. Есть рыбы травоядные, как овцы и козы, и есть хищные, как тигры и львы.

Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, и это облегчает им плавание. Жабры извлекают из воды нужный для дыхания кислород. Хвостовой плавник-весло движет рыбу в воде. В особых камерах в голове плавают камешки - отолиты, они помогают рыбе сохранять равновесие.

Есть у рыб плавательный пузырь - ни у кого, кроме рыб, его больше нет! Он помогает рыбам нырять, всплывать и парить в воде. И даже «разговаривать»! И есть ещё удивительный орган - боковая линия. Она позволяет рыбам видеть без глаз и слышать без ушей. У нас с вами пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. А у рыб шесть: ещё и чувство боковой линии. Хищника не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение - боками!

Наука, изучающая рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ. А люди, которые занимаются этой наукой - ИХТИОЛОГИ.

Какие бывают рыбы? Чтобы узнать, какие есть названия рыб, нам помогут книги:

Н. Сладкова: «Рыбы», «Подводная газета»;

С. Сахарнова: «В мире дельфина и осьминога».

Задание:

1. Записать в тетрадь названия книг.

2. Записать названия рыб.

О рыбах, загадочных и таинственных, написаны стихи. Послушайте одно из них.

Рыбка

Рыбка, рыбка - ласточка речная!

То мелькнёшь ты на холме волны,

То, траву у берега качая,

Солнышком блеснёшь из глубины.

А когда в реке тебе взгрустнётся -

Выплывешь на тоненькую мель,

И невольно с губ твоих сорвётся

Пузырьков задумчивая трель…

Т. Белозеров.

Сейчас вам, ребята, следует быть очень внимательными, чтобы отгадать загадки.

Загадки

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба)

Приманку сорвала

И, не сказав «спасибо»,

Куда-то уплыла

Невежливая … (Рыба)

Вильнёт хвостом туда-сюда,

И нет её, и нет следа. (Рыба)

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт. (Рыба)

Его ведь даже щука

Не может проглотить. (Ёрш)

Он в иголках, словно ёж,

Как зовётся рыба? (Ёрш)

Он в самом омуте живёт,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (Сом)

Опасней всех в реке она.

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом, такая злюка!

Конечно, это … (Щука)

В реках, старицах, озёрах

Много зарослей, в которых

И в карьерах обитает

С промерзающей водой.

И серебряный бывает,

И бывает золотой. (Карась)

Ребята, у вас было домашнее задание: познакомиться с книгами о рыбах. Надеемся, что вопросы викторины не вызовут у вас сильных затруднений.

Викторина «В гостях у Золотой рыбки».

1. У кого оба глаза на одном боку?

(у взрослой рыбы камбала)

2. У кого рот на брюхе

3. Какая лисица хвостом рыбу глушит?

(акула - лисица)

4. Какая собака не лает?

(Рыба -собака: она не лает, но кусается крепко, может откусить палец. Икра и печень рыбы - собаки ядовиты.)

5. Какая рыба для икры вьёт гнездо?

(колюшка)

6. Кто плавает хвостом вперёд?

(мальки горбуши)

7. Кто летает, а не птица?

(летучая рыба: может пролететь более ста метров, в воздухе она не машет плавниками, а летит как планер)

8. Какая рыба одомашнена человеком?

(зеркальный карп)

9. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру?

(морской конёк)

10. Какие рыбы имеют усики?

(осетровые, усач, карп, сазан, сом)

11. Почему рыбы спят с открытыми глазами?

(у рыб нет век)

12. Какие рыбы носят оружие на носу?

(меч - рыба, рыба - пила)

13. Какие рыбы носят названия небесных светил?

(луна- рыба, рыба -солнце)

14. Какие рыбы долго живут?

(белуга до 100 лет, щука больше 100 лет, сом до 60 лет)

15. Какая рыба плавает быстрее всех других рыб?

(скорость меч -рыбы достигает 25 м/сек.,

а рыбы- парусника 130 км/час.)

16. Какая рыба стала похожа на доску?

(камбала)

Тест

Из предложенных названий, вам, ребята, нужно выбрать правильный ответ.

1. Кто из этих названий здесь лишний? (лягушка)

2. Он в самом омуте живёт,

хозяин глубины. (сом)

3. Кого из них называют подводным санитаром? (щуку)

1. Найди лишнее название.

2. Колется, как ёж

3. У какой рыбы постоянно растут и меняются зубы? (у акулы)

Лото

«За что рыбы получили свои названия»

(о речных рыбах)

верховки

Эти рыбы всегда плавают поверху воды. За это и получили своё название

гольян

На этой рыбе очень мелкая, едва заметная чешуя, а на брюшке чешуи нет совсем.

колюшка

Вместо брюшных плавников - острые шипы - колючки. На спине тоже колючки. Из-за этих колючек рыбу даже щука редко трогает.

краснопёрка

За красное «оперение», то есть за окраску плавников, рыба получила своё название.

Внешний вид этой рыбы: голова, хвост, посередине колючки.

пескарь

Эта рыбка любит песчаное дно.

окунь

Эта рыба с большими глазами-«очами».(Именно так в старину назывались глаза - очи)

вьюн

Издали похож на змею: гибкое тело, маленькая, очень похожая на змеиную головка. Рыба извивается, вьётся всем телом.

карп

Имя этой рыбы греческое. В переводе на русский язык обозначает «плод», «приплод». И в самом деле эта рыба очень плодовита. У неё есть прозвище «водяная свинья» за привычку рыться в иле. Рыба эта прожорлива и малоподвижна, поэтому быстро толстеет.

Пантомима: «На рыбалке, у реки»

Задание: Сейчас вам, ребята, нужно будет проявить своё актёрское мастерство. Постарайтесь передать содержание рассказа пантомимой.

1-й рассказ: однажды сложил я в сумку снасти, положил на плечо удочку и поехал на велосипеде на рыбалку. Расположился у реки, насадил наживку, закинул. Только собрался съесть бутерброд, как начался клёв. Выждал время и резко подсёк. Но огромная рыбина с силой рванула, и я, не удержавшись, очутился в воде.

2-й рассказ : однажды вечером на рыбалке я набрал хворосту, разжёг костёр. При этом меня страшно донимали комары. Вдруг я услышал плеск. Очевидно, в сетях билась огромная рыба. Я вскочил на лодку, начал торопливо грести, затем выбирать сети. Из воды вдруг высунулась голова такой огромной и страшной рыбы, что я, отпрянув, перекувыркнулся с лодкой прямо в воду.

Использованная литература:

1. Сахарнов С. В мире дельфина и осьминога: рассказы о морских животных. - М.: «Малыш», 1987. - 120 с.

2. Сладков Н.И. Подводная газета. Изд. 2-е, доп. - Л.: «Дет. лит.», 1973. - 287с.

3. Сладков Н.И. Рыбы. Ихтиология в картинках. - М.: Дет. лит., 1986. - 32с.

4. Тамбиев А. Как увидеть морское дно? - М.: «Малыш», 1988.

Составитель: Белоусова О. И., воспитатель КОУ СКОШИ