Правописание ч щ суффиксе чик щик. "буквы ч и щ в суффиксах -чик и -щик". Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Цель деятельности учителя

Развивающая:

Образовательная:

Воспитательная:

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные:

Методы и формы обучения

Частично-поисковая, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация.

Технологии

Здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1. Организационный этап

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Добрый день.

Громко вновь звенит звонок

Нам пора начать урок

Все волнения отбросьте-

Не забыли о нас гости!

Оглянитесь, улыбнитесь,

Тихо по местам садитесь.

− Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

-Открывайте тетради , записывайте число, классная работа

Приветствие учащихся

фронтальная

Личностные:

Проявить интерес к изучению темы;

Познавательные:

формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничеств

Устные ответы

Проверка домашнего задания

– Сегодня мы продолжаем работу с частью речи нам уже знакомой: Догадайтесь, о какой части речи пойдет речь.

Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, – вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда представлю как предмет.

– Что это за часть речи?

Что общего между фотографиями и этой часть речи? А вам знакомы эти предметы, где они находятся?

Правильно, это предметы, которые находятся у нас в Клявлино.

А вы любите Клявлино?

Отвечают устно, проверяют правильность по ключам на слайде

Изображение обозначает предмет.

Устные ответы

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

Целеполагание, формулирование темы урока, введение в урок проблемного диалога, определения учащимися границ знания – незнания.

3. Постановка проблемы

4. Постановка темы, цели.

Скажите, пожалуйста, вы любите свой поселок? А за что?

Да, у нас красивое Клявлино, много красивых домов, зданий. А вы хотели бы построить новое здание? А какое?

Я решила организовать строительство…(выбор детей) в нашем Клявлино. Поможете?

Что необходимо сделать, чтобы начать строительство? Как нам найти людей? (Напишем объявление) Люди каких профессий нам понадобятся?

…Я уже начала писать объявление и не смогла, у меня возникло сомнение при написании некоторых слов, например груз..ик , кранов…ик.

Вы не подскажете? Какие есть идеи?

В какой морфеме я сомневаюсь? Теперь вспомните, людей, каких специальностей мы ищем, нет ли среди названий тех, которые образованы при помощи наших суффиксов?

Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.

Можно определить по произношению, какую букву писать?

Какую орфографическую проблему мы обнаружили? Произношение не соответствует написанию. Какой будет тема урока?

-Какая цель урока?

Воспользуйтесь вспомогательными глаголами. –Познакомиться, выяснить... (Ответы детей)

Да.(ответы детей)

-да, высокое, красивое.

Поможем.

Нужно найти рабочих

Написать объявление

Высказывают свое мнение

По произношению определить нельзя, можно запутаться.

Произношение не соответствует написанию

-«Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»

Выявить условия написания ч и щ в суффиксах _-чик - щик).

фронтальная

Личностные : имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные : устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные : целеполагание, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

3. Актуализация знаний

4. Изучение нового материала

Беседа. Подготовка мышления учащихся к осознанию ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Над решением этой цели мы и будем сегодня работать.

Для достижения нашей цели у нас два варианта: посмотреть в учебник или провести исследование

Что выбираете?

Мы проведем исследование. Вы проводили когда-нибудь исследования? Что это значит?

Давайте понаблюдаем, выделите суффиксы в этих словах, подчеркните согласную букву перед суффиксами. Что заметили?

Заказчик

Подписчик

Укладчик

Паркетчик

Перебежчик

Каменщик

Компьютерщик
бетонщик

Крановщик

− Итак, ребята, вы можете ответить, от чего зависит написание согласных Ч и Щ в суффиксах –чик-щик? Сформулируйте, пожалуйста, правило.

Давайте составим алгоритм:

Каким будет первый шаг нашего алгоритма?

учитель фиксирует на доске алгоритм

Можем мы теперь правильно написать суффиксы –чик, -щик? (Да). Можем обосновать выбор букв Ч и Щ? (Да).

Посмотрите вот на эти слова. Что видим общего?

кровельщик; стекольщик; плательщик; прядильщик; пильщик; (показываю другие слова, видят, как пишется л с ь, а нщ без ь) крановщик, бетонщик, электросварщик

Провести исследование

Работают в паре.

-Согласная перед суффиксом, подчеркнуть в каждом слове

Выписать: д-т, з-с, ж – -чик
Остальные – -щик

Формулируют правило

Алгоритм:

1.выделить суффикс.

2. обратить внимание на букву, которая стоит перед суффиксом.

3. Перед суффиксом нет букв д-т, з-с, ж, значит надо писать суффикс –щик.

Во всех словах после л пишется мягкий знак.

Теперь надо потренироваться

Фронтальная, работа с таблицей.

Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают и задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель: формирование умения находить различные формы отрицатель

ных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без.

Групповая форма работы.

Развитие речи учащихся, познавательной активности, логического и образного мышления.

Физкультминутка

Развитие взаимовыручки, коммуникативности, коллективизма.

Теперь мы можем дать объявление о наборе рабочих для строительства…Я одна не справлюсь…

Ученики работают с карточками. Оформляем два стенда «Требуются рабочие».

Почему две доски объявления? Грузчик и крановщик пишу, а теперь проработаем по такому же принципу и распределим эти профессии: Сварщик, водопроводчик, сборщик, бурильщик, компьютерщик, наладчик, смазчик, грузчик, каменщик, паркетчик,

Много профессий на свете у нас!

О них поговорим сейчас:

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь

(Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись!
И, конечно, не ленись!

Еще одно задание на внимание.

– Чтобы проверить,насколько внимательно вы изучили правило о суффиксах -чик , -щик , определите: соответствует ли указанному правилу написание данных слов?

1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.
2. Ключик, кирпичик, кузнечик.
3. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.
4. Фонарщик, барабанщик, наборщик.

– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

Игра «Кто я такой?»

    Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .

    Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .

    Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

    Рабочий, который замешивает бетон бетонщик .

    Человек, работающий на экскаваторе экскаваторщик .

-Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения ?

Ученики работают с карточками. Оформляем два стенда «Требуются рабочие».

Один с суффиксом –чик, другой с суффиксом –щик

Работают в паре, обсуждают, записывают.

Выходят к доске и распределяют

Выполняют упражнения

(Не во всех рядах слов существительные содержат суффиксы -чик и -щик : во втором ряду существительные имеют уменьшительно-ласкательный суффикс -ик , а в первой и третьей группах слов суффикс -чик придает словам значение маленького предмета. Только существительные четвертой группы соответствуют изученному сегодня правилу).

- (познакомились с профессиями, научились применять правило

(записывают слова, объясняя свой выбор)

письменная

Работа в паре

фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные : слушают, извлекая нужную информацию.

Личностные: продолжают формирование культуры здоровья

Коммуникативные : осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы. Письменная работа.

Выполняют упражнения

5. Первичная проверка понимания

Цель: выявить уровень усвоения знаний по теме урока

На партах у вас приготовлены две сигнальные карточки. Буква ч и щ. В следующем задании вам нужно будет на слух определить правописание буквы в суффиксе чик или щик, поднять нужную карточку.

Рассказчик – ч

Каменщик – щ

Стекольщик – щ

Заказчик – ч

Приказчик – ч

Фонарщик – щ

Банщик – щ

Сложно ли на слух отличать тот или иной суффикс друг от друга? Какой вывод можно сделать (на слух определить нельзя) все эти слова произносятся с суффиксом -щик,а пишутся по-разному.

- А вы знаете, ко мне в руки попали части заявлений некоторых неграмотных людей. Давайте исправим их ошибки. ПРИЛОЖЕНИЕ2.

    Работать грузщиком. (груз чик)

    Являться рассказщиком (рассказ чик)

    Юный барабанщик (нет ошибки)

    Опытный резщик (рез чик)

    Буду подписщиком (подпис чик)

6. Строгий заказщик. (заказчик)

Выбирают нужную карточку

Исправляют ошибки

Работа в паре, самостоятельная

Познавательные: сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

коммуникативные: рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество;

Регулятивные: оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Письменная работа, устный ответ

6. Обобщение, систематизация знаний.

Цель: формирование умения самостоятельного применения изученного материала на практике

Осуществление принципа «обратной связи», развитие познавательной активности учащихся в творческом поиске исследовательского типа.

Пробуждение у учащихся любознательности.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А что нужно сделать, чтобы не допустить подобных ошибок?

А давайте теперь посмотрим, как вы усвоили это правило.

− У вас на столе лежат карточки с заданием, которое предлагаю вам выполнить. Успехов вам, у вас все получится

Тест.

Вопрос № 1
Укажи правильный ответ:

а) В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч
б)В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква щ
в)В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ж
Вопрос № 2
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву щ?

а)развед...ик
б)перебеж...ик
в)груз...ик
г)фонар...ик

Вопрос № 3
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву ч?

а)груз...ик
б)фасов...ик
в) часов....ик
г)танцов...ик

Вопрос № 4
В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву щ?

а)съём...ик
б)прицеп...ик
в)рматур...ик
г)лёт...ик

Вопрос № 5
Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква ч:

а) камен...ик, уклад...ик
б)сортиров...ик, пулемёт...ик
в)барабан...ик, газет...ик
г)перебеж...ик, уклад...ик

Нужно знать правило

После выполнения работы учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания в соответствии с ключом

самостоятельная работа

Личностные: положительное отноше­ние к учению, познавательной деятель­ности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.

Регулятивные : оценивают свою работу; исправляют ошибки.

Коммуникативные : формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа

Устный ответ

7. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения

Цель: организовать оценку результатов работы и постановку собственной учебной задачи в процессе выполнения Д/З

Материал параграфа 44(выучить правило.)

А) составить связный рассказ

на тему «Рабочие на стройке», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.

Б) придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-.

8. Рефлексия

самонаблюдение, размышление

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

− Заканчивается урок.

− Какую цель мы ставили на уроке?

− Достигли её?

− Докажите

− В чем вы испытали затруднения?

− Что вам помогло их преодолеть

-Благодаря нашей работе, мы грамотно составили объявление, и теперь у нас будет строиться новое здание.

Критерии оценивания:

Поднимите кружочки красного цвета, кто

Уверен в своих знаниях.
Поднимите кружочки желтого цвета, кому

Нужно ещё повторить.

Поднимите кружочки синего цвета, кто

Нуждается в помощи.

Оценки за тест я поставлю в журнал.

А я прощаюсь с вами, до свидания, мне было очень приятно с вами работать.

Ответы детей

Подвести итог

Мы поставили цель выявить условия написания ч и щ в суффиксах -чик - щик

Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания ч и щ в суффиксах -чик - щик

Выбирают смайлик нужного цвета

Фронтальная

Коммуникативные: внутренняя оценка деятельности учащихся;

Личностные:

Оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные:

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Устный ответ

Приложение №1

Заказчик

Подписчик

Укладчик

Паркетчик

Перебежчик

Каменщик

Компьютерщик
Бетонщик

Крановщик

Прил.2.

Сварщик, водопроводчик, сборщик, бурильщик, компьютерщик, наладчик, смазчик, грузчик, каменщик, паркетчик

Самоанализ урока

Тема урока: «Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»

Тип урока : Урок усвоения новых знаний

Цель :

Развивающая:

Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания

Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания

Воспитательная: привить любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные : уметь писать правильно слова с суффиксами на –чик-щик, составлять схему, алгоритм по правилу

Личностные : уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности

Метапредметные: уметь определять и формулировать тему урока; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Дидактическая цель достижима, реалистична, диагностична. Соответствует отобранному содержанию и способствует достижению планируемых результатов.

Урок по русскому языку я строила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и

воспитывающий характер.

Мною выявлен следующий уровень знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися:

Знают, от каких условий зависит правильное написание суффиксов –чик- -щик-, цель их употребления в речи.

Умеют самостоятельно подбирать суффиксы –чик- - щик.

Умеют выделять орфограммы, объяснять правописание, применять правила на практике.

Владеют навыком выполнения разных видов грамматических разборов.

В соответствии с целями и задачами урока на занятии используется репродуктивный метод (оперирование уже имеющимися знаниями, воспроизведение, выполнение работы в соответствии с образцом, составление алгоритма действия) с элементами частично-поискового (учащиеся приобретают новые знания, оперируя имеющимися).

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Применение технологий здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий позволяют избежать перегрузок детей во время урока. Проведение тематической физкультминутки способствовало предотвращению у учащихся усталости.

Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения:

Индивидуальный опрос:

Устный ответ

    Монологический ответ по опорной схеме.

    Связный ответ на отдельные вопросы.

Письменный ответ

    Ответ с использованием карточек контроля знаний.

Коллективный опрос.

    Фронтальный опрос.

    Выборочный опрос.

    Работа в паре: рецензирование ответов друг друга; взаимопроверка и оценка знаний.

Итог самоанализа

При планировании урока я учитывала особенности личности учащихся и классного коллектива. Задачи урока планировались комплексно (образовательные, развития, воспитательные). Способы и пути реализации задач продуманы с помощью содержания, форм, методов, средств. При отборе содержания учитывались требования программы, материал учебника, методические рекомендации. Учтён дифференцированный и индивидуальный подход к детям. Сочетание фронтальных, парных, и индивидуальных форм работы тщательно продуманы. Обеспечены оптимальные условия для проведения данного урока:

– учебно-материальные (наличие необходимого для данного урока оснащения);

Школьно-гигиенические (воздушный и световой режим, размещение учащихся в классе, профилактика утомляемости);

Морально-психологические (педагогический такт и оптимизм, отношения с классом, межличностные отношения учащихся, общий психологический климат в классе).

Тип и структура урока выбраны оптимально (последовательность избранных элементов урока, дозировка времени). Выбран оптимальный объём и оценена сложность домашнего задания. Моя работа по предупреждению неуспеваемости учащихся целенаправленна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урахчинская основная общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

«Написание О и Е после шипящих

в окончаниях и суффиксах

существительных и прилагательных»

(урок русского языка в 4 классе)

Подготовила и провела

учитель начальных классов Чугунова Любовь Николаевна

2016 год

Тема: Написание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Цель: формирование правописания о, е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

Задачи: - выявить степень усвоения учащимися знаний о частях речи (существительные, прилагательные), морфем слова;

Создавать условия для развития навыков правильного написания букв О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных у младших школьников.

Развивать связную речь, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.

Тип урока : урок изучения нового материала.

УУД: предметные : применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные : освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Планируемые результаты : обучающийся научится объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

Основные понятия: написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

Ресурсы : Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник 1 ч.;

Байкова Т.А. Русский язык. 4класс: Тетрадь для самостоятельных работ №1; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, таблицы с выводами и алгоритмом работы над написанием О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, план урока, презентация.

Формы работы : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Ход урока:

I . Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Начнем урок русского языка.

Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, проверьте свою посадку, запишите число 12 декабря, классная работа.

Исследование языкового материала .

У: ребята. Обратите внимание на доску. На доске написаны словосочетания. Почему после шипящих поставлены разные гласные в следующих словах?

В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

сторож е вой катер пушистый снеж о к

в больш о м доме теплым луч о м

еж о вые рукавицы огромной чаш е й

Вы можете воспользоваться подсказкой. (разобрать слова по составу)

Учитель: Запишите в тетрадь слова с орфограммами после шипящих, выделите морфему. (Гриша работает на листочке)

В какой морфеме встречаются орфограммы правописания гласных после шипящих? Одинаково ли они пишутся?

Предполагаемый ответ : гласные суффиксе, окончании и пишутся по-разному.

У: о чем будем говорить на уроке?

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА

Правописание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

(Тему урока на доску)

ПОСТАНОВКА целей урока учениками с помощью приёма домысливания

(продолжить предложения) :

1. Познакомимся ………..

2. Закрепим правописание …………

3. Проверим свои ………….

II . Актуализация знаний учащихся о правописании О и Е после шипящих в суффиксах существительных

У: Сейчас мы проведём ФИНК - РАЙТ – РАУНД РОБИН

Ваша задача подумать. Вставить нужные буквы на листочках. Потом по очереди зачитать свой ответ с листочка. (работаем в группах)

Д: вставляют нужные буквы

У: Ребята , возникли трудности при написании слов.

Д: да

У: какие трудности?

Д: написание букв о-е после шипящих

Что же получается? Проблемная ситуация

Д: Возникает проблема: какую букву надо написать после шипящих в суффиксе О или Ё.

У: как же решить проблему? Посмотрим в какой части слова находится данная орфограмма?

Для этого необходимо узнать, от основы какого слова образованы данные слова.

Д: Слово бочок образовано от основы слова бок при помощи суффикса -ок. Значит эта орфограмма находится в суффиксе.

Запись в тетради столбиком слов: бок-, баран-, т.д.

Чтение плаката Летучей Мыши на с 135

В СУФФИКСАХ существительных под ударением пишется О, без ударения - Е, если эти существительные образованы от других существительных:

мужич о к – (от мужик);/

скворчонок – (скворец);/

овражек – (от овраг);/

У: Расставляем ударения в словах на листочках. Проверяем, правильно ли вставили пропущенные буквы после шипящих, используя правило. Записываем данные слова. Какое чередование видим? (к/ч, н/ш, т.д.)

III . Упражнения на закрепления написания О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных

    Упражнение 103, с 103

У: Прочитайте стихотворные строки.

Д: Нарезал горький луч(ё\о)к старич(ё\о)к

Поужинал им и залёг боч (ё\о)к.

У: Выпиши слова с суффиксом -ок- столбиком. Рядом с каждым из этих слов запиши слова, от основы которых они образованы. Покажи видимое на письме чередование согласных [к ] \ [ ч ].

Д: лу ч ок – лу к

стари ч ок- стари к

бо ч ок – бо к

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Наклонились вправо, влево

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

IV . МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)

У: Что такое существительное?

Д: Имя существительное это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется под ударением?

Д: в суффиксах существительного под ударением пишется О.

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется в безударном положении?

Д: В безударном положении в суффиксах существительного пишется буква Е

У: Что такое имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

У: А какие буквы пишутся в суффиксах прилагательных после шипящих?

V . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных

Правило летучей мыши стр.136.

У пражнение 105, с 137

А) У: Прочитайте задание про себя. Стол №… Участник №… , скажите, что нужно делать.

Д: От основ существительных нужно образовать прилагательные с помощью суффикса -ов- или -ев- и записать их. В получившихся словах нужно поставить ударение и выделить суффикс.

(взаимопроверка)

У: У вас на столах есть карточки со словами. У меня тоже есть карточки со словами. Я поднимаю карточку, а вы составляете словосочетание, выбрав из списка подходящие по смыслу существительные и поставив их в нужную форму.

1 группа слова прилагательные: ключ…, камыш…, морж…, ёж… .

2 группа слова существительные: вода, заросли, ус, семейка.

У: Составьте два предложения, в которых будут использованы все четыре словосочетания.

Д: например: Ежовая семейка пошла за ключевой водой. Вдруг из камышовых зарослей появился моржовый ус.

VI . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных

Правило летучей мыши, стр.137

Выполнение упражнения 106, стр.137

VII . Итог урока Рефлексия. ( Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Наш урок подошёл к концу.

Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

Возьмите тот смайлик, который скажет о вашем настроении на уроке.

    Какую цель мы перед собой сегодня ставили в начале урока?

    Приложение

    В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

    сторож е вой катер пушистый снеж о к

    в больш о м доме теплым луч о м

    еж о вые рукавицы огромной чаш е й

    Боч..к, бараш..к, снеж..к, барсуч..нок, веноч..к, платоч..ек, пастуш..к.

    ключ…

    камыш…

    морж…

    ёж…

    вода

    заросли

    ус

    семейка

Прокопьева Оксана Алексеевна, учитель русского языка и литературы

6-й класс, русский язык

Тема. Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик).

Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в

существительных суффиксов -чик, -щик ;

Задачи: 1)научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -

щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик

уменьшительное значение;

2)развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности

учащихся;

3)вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить уважение и любовь к родному

языку.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, рабочие тетради к учебнику.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Мы за парты тихо сели,

И на доску посмотрели.

II. Актуализация знаний.

(учащиеся читают стихотворение-загадку)

После корня он стоит, перед окончанием.

Его я если заменю, другое слово получу.

Обозначу уголком, называю …. (суффиксом)

Вспомните, что такое суффикс?

I I I.Введение в тему.

1)Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
2)Проблемная ситуация.

Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик .

( На доске перепис…ик ).

Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете?

( .)
-Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

( Произношение не соответствует написанию ).

Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

I V . Изучение нового материала.

1)Оформление тетрадей.

Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) ”.
2)Наблюдение.

Посмотрите на записанные на слайде слова с суффиксами –чик- - щик-.

Объез д чик

Прока т чик

Гру з чик

Разно с чик

Перебе ж чик

Обойщик

Фонарщик

Танцовщик

Прицепщик

Съёмщик

Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Что обозначает в этих словах суффикс –чик-щик-?
(
Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий ).
-Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных
-чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1 .)

Таблица № 1

В суффиксе существительных -чик (-щик)

ч

щ

после букв: д, т, з, с, ж

объез д ч ик

в остальных случаях:

бараба н щ ик

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.

Чтобы ещё раз закрепить правило, обратимся к учебнику . Читаем правило.

А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик ? Почему?

3) «Запоминалка».

Чтобы легче запомнить правило, предлагаю вам «запоминалку». Зарисуйте её себе в тетрадь.

ЧИК

Д

Ж Т

С З В остальных случаях суффикс –ЩИК-.

Или предложение ДеТи За СаЖей.

V . Закрепление изученного.

1)Распределительное письмо.

Давайте проверим то, как вы поняли новую тему. В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.

прицепщик (вагонов),

(у доски 2 учащихся)

-чик

-щик

извозчик

экскаваторщик

обходчик

каменщик

грузчик

арматурщик

разведчик

сварщик

рассказчик

стекольщик

переписчик

компьютерщик

лётчик

прицепщик (вагонов)

2)Лексический диктант.

По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
2. Рабочий, специалист по бетонным работам –
бетонщик .
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь –
подносчик .
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке –
каменщик .
5. Рабочий по проходке горных выработок –
проходчик .
6. Рабочий, специалист по типографскому набору –
наборщик .
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь –
учётчик .
8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности –
съёмщик .
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь –
смазчик .
10. Работник бани, обслуживающий посетителей –
банщик .

3)Игра «Корректор».







4)Слово учителя.

А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2 .)

Таблица № 2

-чик

Значение лица

Уменьшительное значение

гру з ч ик

фонта н ч ик

5)Выборочный диктант .

-щик: сборщик, шарманщик, сварщик

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

VI. Выводы.

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов?

VII. Рефлексия. Самооценка.

1)Я усвоил(а) орфограмму «

Баллы:

    Да – 5 баллов

    Частично – 3 балла

    Нет – 0 баллов

Сумма баллов

Оценка

15 баллов

12–14 баллов

9–11 баллов

3 балла

Домашнее задание. Выучить орфограмму, § 44. Выполнить упражнение 245, в рабочей тетради – 18б, в.

Рабочий лист учени 6 «б» класса __________________________________________(Ф.И.)

Тема. Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик).

1)Распределительное письмо. В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.

Извоз..ик, обход..ик (путей), груз..ик, развед..ик, экскаватор..ик, перепис..ик, лёт..ик, рассказ..ик, камен..ик, арматур..ик, свар..ик, ракет..ик, прицепщик (вагонов), перевод..ик, стеколь..ик, барабан..ик, компьютер..ик.

-чик

-щик

2)Лексический диктант.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Игра «Корректор».

- Исправить допущенные ошибки в предложениях:

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

4)Выборочный диктант.

-чик

-щик

Значение лица

Уменьшительное значение

Рефлексия. Самооценка.

Да (понял), Частично, Нет (не понял).

1)Я усвоил(а) орфограмму « Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик").

2)Я умею находить слово с данной орфограммой.

3)Я отличаю значение суффиксов («уменьшительное», значение «лица»).

Баллы:

    Да – 5 баллов

    Частично – 3 балла

    Нет – 0 баллов

Сумма баллов

Оценка

15 баллов

12–14 баллов

9–11 баллов

3 балла

Оценка

Класс: 6

Урок №: 19 (33)

Дата:

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК, - ЩИК.

Цель: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.

Задачи:

Образовательные:

    познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных

чик и –щик,

    познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;

    научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;

    расширить кругозор учащихся о профессиях.

Развивающие:

    развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;

    развивать орфографическую зоркость и творческие способности учащихся;

    продолжать работу по развитию критического, образного мышления;

    создать условия для развития коммуникативных навыков.

Воспитательные:

    воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;

    воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других;

    совершенствование навыков этичного межличностного общения;

    продолжить формирование уважительного отношения к различным видам профессий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке:

фронтальная,индивидуальная, коллективная, дифференцированная, дидактическая игра, ролевая игра.

Оборудование: проектор, иллюстрации учащихся к уроку, пазл «Бакенщик», видеофильм «Суффиксы Чик и Щик», презентация PowerPoint , волшебная яблоня.

Ход урока:

    Организационный момент. Вступительное слово учителя (1 минута).

Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня. В начале урока я бы хотела проверить,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку?? («пять»)!

    Мотивационная деятельность по формированию темы урока (5 минут).

Использование приёма «Отбрось лишнее».

- Ребята, я предлагаю вам взглянуть на слайд.

Пр. .ехать, по л .. ж ить, газет ..ик , набор ..ик , о Лиди ..

Внимательно посмотрите на слова и скажите, в каких морфемах пропущены орфограммы. При ответе на этот вопрос вспомните, изучали ли мы правописание той или иной орфограммы.

(Приехать – приставка, при пишется, т.к. содержит значение приближения.

Положить –корень. Лож пишется, т.к. перед о – ж.

Газетчик, наборщик – суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.

О Лидии – окончание. Пишется и, т.к. это П.П., существ.на – ия.)

- Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах

Чик и -щик»).

Сегодня на нашем уроке мы окунемся в удивительный, огромный мир суффиксов. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Ребята, а какова основная функция суффиксов? (Образовывать слова)
Изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я (постановка проблемного вопроса)

Мне надо правильно написать слово переписчик . ( На доске перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете ? ( Заслушиваются варианты ответов .)
- Так какую же выбрать букву: ч или щ? Аргументируйте свой ответ!

Какую орфографическую и фонетическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию.В соответствии с системой нашей артикуляции нам удобнее произносить перепищик).

А как узнать о том, как правильно писать суффиксы –чик и –щик? Какова цель нашего урока ? (Познакомиться с правилом, научиться применять его на практике).

Вы готовы получить новые знания? Если готовы – поднимите правую руку вверх, как положено настоящему прилежному ученику! Тогда вперёд!

Записываем в тетради число. Сегодня

Семнадцатое декабря.

Классная работа.

    Изучение новых знаний и способов действия (10 минут).

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.

Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, хотела бы обратить ваше внимание на волшебную яблоню , которая выросла у нас в классе. На ней висят зеленые яблоки. А как вы думаете, почему яблоки могут быть зелёными? (по одной причине: от сорта (например, греннисмит или семеренко), но ещё они зелёные по другой причине –неспелые).

Ребята, а почему же на нашем сегодняшнем уроке все яблоки зелёные, нет ни одного красного?(Потому что не знаем материал).

А возможно ли сделать так, чтобы по волшебству яблоки вдруг покраснели? При каком условии это произойдет? (Выучить новое правило, работать ).

По ходу урока у вас будет возможность сорвать своё яблоко и положить себе на парту дозревать, но только в одном случае: если вы будете старательно работать.

Я предлагаю вам окунуться в сказочный мир. Дома вы подготовили удивительные иллюстрации, я попросила вас изобразить суффиксы, которые ожили на ваших рисунках. Именно к ним в гости, в страну Суффиксляндию мы и отправимся.

Лингвистическая сказка на видео.

«Жили-были суффиксы ЧИК и ЩИК. И хотя ЧИК был тихоня, а ЩИК – задира и непоседа, жили суффиксы дружно. По очереди ходили на работу, по очереди отдыхали. А работали суффиксы строителями, строили слова.

Вот выходит на работу ЧИК, и появляются новые слова». ПАУЗА!!!

Ребята, давайте попробуем заняться строительством слов,раз мы в сказочной стране!

На доске слова:

буфе т – буфетЧИК

сма з ать – смазЧИК

разве д ать – разведЧИК

Разно с ить – разносЧИК

Перебе г(//ж) ать - перебежЧИК.

«А потом приходит смена суффикса ЩИК, и он образует новые слова»: ПАУЗА!!!

камень – каменЩИК

прицеп – прицепЩИК

фонарь – фонарЩИК.

И все у братьев шло ладно да складно, пока однажды ЩИК не заявил своему брату:

- Послушай, ЧИК, а ведь я вполне могу обойтись и без тебя. Послушай, как звучат тобой образованные слова: резчик - ре[ЩИК], смазчик - сма[ЩИК], извозчик - изво[ЩИК], перебежчик - перебе[ЩИК]. Ну, что, убедился, что в этих словах вполне могу писаться я, суффикс ЩИК.

- Но это же несправедливо. Мы ведь договаривались с тобой всю работу делить пополам.

- Когда это было! Договаривались мы давно, а теперь я передумал. Словом, я решил: всю работу буду делать я, а ты, ЧИК, сиди дома, в русском языке обойдутся и без тебя.

ЩИК убежал, а ЧИК горько заплакал. Проходила мимо компания друзей- букв, увидели ЧИК и спрашивают:

- Что случилось?

Объяснил суффикс ЧИК, как брат ЩИК его обманул. Стали буквы возмущаться:

- Морфемика – это наука, и все в ней должны соблюдать лингвистические законы . Суффикс – это значимая часть слова, она образует новые слова. Но все-таки суффикс не самая важная часть слова, почему, ребята? ПАУЗА!!!

(Корень важнее.Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).

-А мы, буквы,часто завершаем корень. Ты, суффикс ЧИК, нам очень нравишься, и мы считаем тебя своим другом. Поэтому запомни: после нас будешь писаться только ты, суффикс ЧИК.

Так с тех пор и пошло: как только в слове, обозначающем лицо по профессии, роду деятельности, корень оканчивается на буквы(??? Что за буквы, ребята???)

Д, Т, З, С, Ж , так пишется суффикс ЧИК, а после других букв пишется суффикс ЩИК.

Вы сами не заметили, как сформулировали правило! (Суффикс ЧИК пишется после д, з, ж, с, т, а суффикс ЩИК после всех остальных).

Внимательно посмотрите на слова. Что все они обозначают? Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).

Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило, откроем учебник на странице 102, параграф 44 .

ФИЗМИНУТКА Флеш Плеер ! (1 минута)

IV . Этап проверки понимания изученного (2 минуты).

Форма организации учебной деятельности: совместно – распределительная работа.

Молодцы, ребята! Теперь мы сможем решить нашу проблему, которую я поставила перед вами в начале урока. Что напишем на месте пропуска в слове перепис..ик? (чик, потому что после с) На доске вы видите цветочек чик, но его лепесточки с названиями потерялись. Ребята, давайте поможем цветочку обрести свои цвета и потерянные элементы.

На слайде вы видите одну фразу: Я т о ж е зд е с ь. Кто догадался, какая подсказка заключена в этих словах??

Ребята, вы готовы попробовать применить новое правило на практике? Тогда приготовились к моему первому заданию.

V . Этап закрепления изученного.

    Давайте для разминки сыграем в игру «Кто я такой?» (5 минут).

Цель данной игры – углубить свои знания по лексике, научиться применять новое правило.

Форма работы: дидактическая игра.

Ваша задача заключается в том, чтобы угадать, о какой профессии или роде деятельности идет речь, на доске написать угаданное слово, применяя новое правило, свой ответ аргументировать (каждое слово – слайд с картинкой).

    Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .

    Солдат, обслуживающий пулемет пулемётчик .

    Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .

    Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .

    Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .

    Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .

    Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

    Рабочий, который замешивает бетон бетонщик .

    Человек, работающий на экскаваторе экскаваторщик .

    Работник, который укладывает паркет паркетчик .

Рефлексия.

Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения? (познакомились с профессиями, научились применять правило)

2. «Распредели-ка!» (5 минут).

Следующее задание распределительный диктант . Но вы не будете работать поодиночке. Вообразим себя чик ом и щик ом. Поэтому один человек, работающий у доски будет отвечать за слова на – чик, а другой – на щик. От настроя в паре зависит качество вашей работы.

Цель данного задания – научиться на слух определять правописание букв в суффиксах чик, щик.

-чик

-щик

Переводчик, переносчик, рассказчик, грузчик, разносчик, заказчик.

Компьютерщик, наборщик, сборщик, барабанщик, сварщик, шарманщик.

Рефлексия.

Ребята, какой навык вы отрабатывали в этом упражнении?

3 . «Корректор» (6 минут)

- Далее я вам предлагаю представить себя взрослым, поработать в роли корректора .

Форма работы: ролевая игра.

Цель игры: научиться видеть ошибки в словах, исправлять их.

Кто знает, в чём заключается задача этой профессии? (Корректировать написанное, исправлять).

На доске – зашифрованныйпазл. Но только когда мы исправим все ошибки, нам удастся узнать, что было спрятано за ошибками. С места вы читаете предложения поп порядку, ели нужно - исправляете ошибки в словах. Только потом я смогу открыть картинку, которую вы пожелаете.

Цель данного задания – научиться видеть орфографические ошибки в словах с изученной орфограммой, формировать умения отстаивать свою точку зрения.

    Работать грузщиком. (гру з чик)

    Являться рассказщиком (расска з чик)

    Юный барабанщик (нет ошибки)

    Ответственный приказщик (прика з чик)

    Опытный резщик (ре з чик)

    Подлый доносчик (нет ошибки)

    Профессиональные обходщики (обхо д чики)

    Он стал подписщиком (посдпи с чик)

    Усталый фонарьщик (фона рщ ик)

Кто изображён на картине? (мужчина, рыбак). Как вы думаете, кто он, если судить по роду деятельности? (??) Взгляните на слайд. (БАКЕН) Что это, кто догадался? Ребята, а что такое бакен? (плавучий знак, устанавливаемый для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров).

Как вы думаете, существует ли профессия, связанная с этим словом? (Да, бакенщик – зажигают бакены)Значит, на зашифрованной картине изображен бакенщик.

Напишите слово на доске, затранскрибируйте слово, объясните правописание орфограммы.

Рефлексия.

Ребята, чему вы научились, выполняя это задание? Сложно ли исправлять ошибки, если знать правило? О какой профессии вы узнали?

4. Физминутка для глаз (слайд) (1 минута).

5. Распределительная работа с сигнальными карточками (1 минута).

Форма работы: дифференцированная работа.

Цель задания: научиться на слух дифференцировать слова с определенным написанием.

Закрепим наши знания. На партах у вас приготовлены две сигнальные карточки. Буква ч и щ. В следующем задании вам нужно будет на слух определить правописание буквы в суффиксе чик или щик, поднять нужную карточку.

Рассказчик – ч

Каменщик – щ

Стекольщик – щ

Заказчик – ч

Приказчик – ч

Фонарщик – щ

Буфетчик – ч

Банщик – щ

Бакенщик- щ

Рефлексия.

Что это задание позволило проследить? Сложно ли на слух отличать тот или иной суффикс друг от друга?

Резервное задание:

6. Самопроверка (3 минуты).

Форма работы: индивидуальная.

Цель задания: формировать умения объективно оценивать свои знания, научиться мысленностроить цепочку логических рассуждений, касаемыхтой или иной изученной орфограммы.

Ну что ж, ребята, мы с вами учились применять правило на практике, закрепляли его на примерах интересных упражнений. Теперь остается одно – проверить, на сколько вы освоили тему. Проверять вы будете себя сами. Оценивать тоже. Проведите в тетради вертикальную линию на 5 строк так, чтобы можно было с одной стороны в столбик вписать букву, которая пишется по новому правилу в суффиксах чикщик, а с другой стороны вы напишете букву, которая пишется в окончании этого слова. Это будет выглядеть примерно так:

Ч И

ЩЕ

ЩИ

Ч Е

ЩИ

Слова для диктанта: о грузчике, в заговорщике, о водопроводчике, о погрузчике, об укладчике.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

Ч Е

ЩЕ

Ч Е

Ч Е

Ч Е

Если вы допустили 0 ошибок, можете смело поставить себе отметку «5», 1 ошибку - «4», 2-3 ошибки– «3». Передайте тетради с классной работой, чтобы я смогла выставить вам оценки. Откройте дневники.

VI . Этап информации о домашнем задании (2 минуты +шарики!). (СЛАЙД)

    На выбор:

    Написать сочинение на любую тему, используя 10 слов с изученной орфограммой;

    В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения;

    Выполнить упражнения 244, 245;

    Обязательное индивидуальное задание.

VII . Этап рефлексии (2 минуты).

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из

рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…

Я научился…
У меня получилось

Было трудно…

VIII . Подведение итогов (1 минута).

Урок был очень увлекательным, интересным. Вы работали очень активно, и ваши яблоки успели поспеть. Угощайтесь и набирайтесь сил на следующий урок. До свидания!

Прочитайте. Можно ли по произношению определить выбор букв ч или щ в суффиксе -чик (-щик) ? Почему? После каких согласных пишется буква ч в суффиксе -чик (-щик) ?

Применяя данное правило, рассуждайте так: слово смазчик образовано от глагола смазать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква з . Значит, в суффиксе надо писать букву ч . Слово спорщик образовано от слова спорить. Имеет значение «производитель действия». Перед суффиксом нет букв д - т, з - с, ж . Значит, в слове спорщик надо писать букву щ .

244 . Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица.

245 . Ч или щ ? Обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное. Какое из значений глагола копировать использовано при образовании выделенного существительного? В каком из выделенных слов вы употребили ь ? Почему?

копировать

Буфет..ица, к..пиров..ик, экск..ватор..ик, п..репис..ик, с..ртиров..ица, ра..фасов..ик, стекол..ик, автомат..ик, лёт..ик, объезд..ик, разнос..ик, возник, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик, компьютер..ик.

246 . Озаглавьте текст. При списывании вставьте существительные, называющие лиц по их профессии. Каким способом они образованы? Объясните постановку тире во втором предложении. Какие предложения связаны с помощью однокоренных слов?

Где только не стро..т в нашей стране! Строитель - очень поч..тная профе..ия. Собственно, это не одна, а много разных профе..ий.

Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня или к..рпича. Это делают - -. Нужно уст..новить арм..туру 3 . Эту работу выполняют - -. Надо св..рить металлические 3 части. Этим зан..маются - -. Долго пр..шлось бы переч..слять всех, кто возводит пр..красные совр..менные дома.

профессия

арматура

247 . По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите. Обозначьте в них условия выбора букв щ и ч в суффиксе -щик (-чик) . Какие ещё значения слова разведчик вам известны? Как образованы записанные существительные?

1. Шахтёр, работающий в забое. 2. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. 3. Лётчик, управляющий вертолётом. 4. Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке. 5. Солдат, обслуживающий пулемёт. 6. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг. 7. Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка колёс. 8. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. 9. Специалист по переводам с одного языка на другой.

248 . Спишите, расставляя пропущенные занятые. Обозначьте условия выбора буквы ь для обозначения мягкости согласных. Составьте схему 2-го предложения.

1. Строит..ли собрались во множеств..: пл..лись неспешно рязанские пил(?)щики да стекол(?)щики чинно ш..гали тверские камен(?)щики и печ(?)ники проходили кровел(?)щики б..тон(?)щики кузнецы. (Л. Леонов.) 2. Резко с..гналили шофёры покрикивали воз..ики сновали агенты груз..ики водники в форменных фура..ках. (А. Рыбаков.) 3. Сегодня вернё(т, ть)ся с линии смен(?)щик. (А. Рыбаков.)

бетон

агент

249 . Распределите слова по видам орфограмм на месте скобок.

Барабан(?)щик, камен(?)щик, стакан(?)чик, лимон(?)чик, ноч(?)ка, свеч(?)ка, поч(?)та, меч(?)та 1 , свар(?)щик, сбор(?)-щик, домен(?)щик, помощ(?)ник, об(?)явление, под(?)ём, скво-реч(?)ник.

250 . Диктант . Обозначьте части слов, в которых вы вставляли пропущенные орфограммы.

Пос..щение выставк.., зелень в палисадник.., вскрикн..т от (не)ожиданност.., укрыва..тся плащ..м, ра..тает в долин.., наход..мся (в)отдалении, стро..м на побережь.., зам..реть в ожидани.., пр..гревает на солнц.., пр..соединимся ко всей групп.., (не)зам..чаем опас(?)ност.., шёл по а(л, лл)е.., распол..житься в рощиц.., на окраин.. деревн.., блес(?)нёт на тёмн..м неб.., пряч..тся в шиповник.., знаменитый танцов..ик.