Что страдательное причастие русском языке. Сколько форм причастий возможно образовать от непереходных глаголов НСВ? Краткая форма причастий

В системе современного русского языка раздел морфологии составляют достаточно большие группы слов, объединенных общими грамматическими признаками. Среди них можно выделить наиболее трудную - причастия. В чем заключается трудность? Ответ достаточно прост.

Его можно проиллюстрировать словами одного известного лингвиста Даля: «Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного». Исходя из этой фразы, можно объяснить название, то есть имеющее отношение и к глаголу, и к прилагательному.

Это очень удобно, потому что причастие позволяет ярко выразить мысль, при этом выражаясь достаточно ясно и коротко. Что такое страдательное причастие, на какие вопросы отвечает, от каких глаголов образуется?

Страдательной называют причастную форму, которая имеет значение признака по действию, причем это действие обязательно должно совершаться над объектом. К ним можно задать те же вопросы, что и к прилагательному.

Страдательные причастия используются в речи как в полной, так и в краткой форме. В этом отношении они похожи на имена прилагательные.

Страдательные причастия прошедшего времени (СППВ - сокращение, общепринятое среди лингвистов) выражают значение признака по действию. Причем под влиянием названного действия оказывается определяемый объект.

В грамматике русского языка выделяют две группы причастий: страдательные и действительные. Страдательные причастия (СП) обычно называют признак предмета по действию. Причем этот предмет или объект испытывает действие на себе.

СППВ в русском языке можно образовать суффиксальным способом.

К СП можно задать такие же вопросы, что и к прилагательным. К полной форме можно задать вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? К кратким – Каков? Какова? Каковы? Каково?

  • Книга (какова?) прочитана.
  • Пирог (какой?) испеченный.

В русском языке есть «особенные» глаголы, основа которых никогда не станет производной для СП:

  1. Непереходные глаголы. От названной группы глаголов, вернее, от их основы, возможно образовывать только действительные причастия.
  2. Возвратность глагола. Если глагол возвратный, то от него невозможно образовать страдательные причастия прошедшего времени.
  3. От глаголов бить, писать, шить, мести не представляется возможности образовать СППВ.

Как найти краткое страдательное причастие

Чтобы найти в тексте СППВ в краткой форме, нужно следовать следующим правилам:

  1. Запомнить или записать признаки, отличающие причастие от других частей речи. В данной ситуации это значение части речи и аффиксы.
  2. Причастие всегда сочетает в себе глагольные признаки и показатели прилагательного.
  3. Суффиксы СП. Их необходимо заучить.
  4. Выполнить разбор предложения по ЦИОВО. Найти все определения и среди них выбрать такое, которое сочетает в себе признаки глагола и прилагательного.
  5. Запомнить прилагательные, которые образовались путем перехода из причастий. Например, моченые (яблоки); избитая (истина).

Если выполнять все шаги в указанном алгоритме, то достаточно просто обнаружить СП в предложении.

Интересен лингвистический термин «страдательное». От чего или из-за кого страдает? Это, конечно, шутка. А если серьезно, то ответ достаточно прост.

Страдательное - значит такое, когда действие направляется на предмет, но выполняет его кто-то другой.

В учебнике русского языка для 7 класса есть такой пример страдательного причастия: Кукла, одеваемая девочкой.

Причастие СППВ, так как кукла «страдает» от того, что делает с ней девочка.

Важно! Википедия содержит подробную статью на рассматриваемую тему. В ней дано определение этой части речи, описаны показатели СППВ. Достаточно много информации о СП, подробно описан механизм их возникновения с помощью аффиксов. Вот ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Причастие_(лингвистика).

Суффиксы страдательных причастий

СП настоящего времени
образуются от основы глаголов, сочетающихся с сущ. в В. п. без предлога несов. в. и от основы глаг. наст. вр.
-ем-
-ом-
рису(ем) → рисуемый,
нести → нес(ем) → несомый
-им- Глагол д/б. 2 спр.:

ненавидеть → ненавид(им) → ненавидимый,
гнать → гон(им) → гонимый

делить→делимый

решить→решимый

СП прошедшего времени
образуются от перех. глаг. несов. в. и сов. в. от основы прошедш. вр. с помощью аффиксов:
-н(н)- Глаг. на -ать, -ять, -еть:

задержать → задержанный,
провертеть → проверченный,
обхаять → обхаянный

сметать → сметенный

велеть → веленный

перед -нн- :
слышать → слышанный,

В СППВ в краткой форме одна буква -н-:

Листья унесены ветром с асфальта.

Сочинение написано разборчиво.

Упражнение выполнено аккуратно.

В СППВ в полной форме (от глаг. сов. в.):

приготовить (гл. сов. в.) → приготовленный

принести → принесенный

приблизить→ приближенный

СППВ в полной форме образ. с помощью аффиксов -(ир)ова-, -ева:

механизировать → механизированный,
четвертовать → четвертованный

-ен(н)- от глаг., оканч. на -чь, -сти и -ить:

печь → печеный,
увезти → увезенный,
согрешить → согрешенный

свалить → сваленный

под ударением пиши е:

решенный,
сожженный

лишенный

испеченный

врученный

В СППВ в краткой форм одна буква Н:

Работа выполнена качественно и в срок.

В этой клинике гарантировано хорошее лечение.

Абитуриенту гарантировано поступление в институт на бюджетной основе, если он получит высокий балл на ЕГЭ.

В определенный период времени некоторые виды сельскохозяйственных работ были механизированы.

Ошибка при трактовке результатов экзаменов исключена.

Глаг. сов. в. От их основы в СППВ две буквы -нн-:

застелить → застеленный,
занавесить → занавешенный

пролечить → пролеченный

просветить → просвеченный

У СППВ есть приставка (кроме не-) - -нн-:

повесить → повешенный,
свалить → сваленный

Рядом с СППВ есть зависимое слово - -нн-:

Жаренный во фритюре картофель.
Но: жареный картофель.

-т- от глаг., оканчивающихся на -нуть, -оть, -ереть, и глаг., состоящих из одного слога:

ввернуть → ввернутый,
колоть → колотый,
замкнуть → замкнутый,
бить → битый

протянуть→протянутый

Важно! Причастия начали употребляться активно в русском языке в конце 17 – начале 18 века. О них писал еще М.В. Ломоносов, отмечая их удивительные свойства.

Полное страдательное причастие

СППВ в полной форме по внешним признакам похожи на имена прилагательные. Отличать их следует по значению. СППВ в полной форме всегда имеют значение признака по действию . Также СППВ в полной форме имеют такие грамматические признаки, как время и показатель вида. Они «унаследованы» ими от глаголов.

Вначале приведем примеры одиночных СП: заплетенная, разбитая, вышитая, размотанная, расхлябанная, украшенная, решенная.

Причастия, как страдательные, так и действительные, это поистине универсальная часть речи. Они украшают язык художественых произведений, делая ее яркой и образной.

Полезное видео

Русский язык богат большим количеством различных частей речи, которые помогают построить грамотный и логичный текст. Но нельзя представить нашу родную речь без причастий, форм глагола, которые содержат в себе и его признаки, и прилагательных. Причастия — это синтезированная часть речи, которая обладает большим количеством выразительных возможностей, может выполнять разные функции в предложении. Ее обязательно изучают в курсе школьной программы.

Прежде всего, необходимо дать определение причастию как части речи. Причастием называют глагольную форму, сочетающую в себе признаки имени прилагательного и глагола и отвечающую на вопросы какой? который? Причастие характеризует действие и его признак в одно и то же время. Так кратко можно объяснить, что такое причастие. Примеры слов, относящихся к этой части речи, — это ведущий, кричащий, знающий, ставший, живший, читаемый и многие другие.

Поскольку причастие неотделимо от прилагательного, у них есть некоторые общие признаки. Так, причастия могут меняться по числам, родам и падежам. Важно отметить, что данными признаками обладают как краткие, так и полные причастия. Примеры слов, имеющих эти особенности, сближающие их с прилагательными: мечтающий — мечтающая (изменение по родам), признавший — признавшие (единственное и множественное число), составленный — составленного — составленному (изменение по падежам: именительный, родительный и дательный соответственно).

Признаки глагола в причастии

Поскольку причастие является одной из форм глагола, эти две части речи тесно взаимосвязаны и обладают набором общих признаков. Среди них следует отметить вид (совершенный — сказавший, несовершенный — говорящий), возвратность и невозвратность (смеющийся, убранный), залог (страдательный — приготовленный, действительный — стареющий). Переходность и непереходность — вот еще один признак, которым характеризуется причастие. Примеры слов, которые относятся к переходным, — убирающий (комнату), читающий (газету), к непереходным — стоптанный, воодушевляемый.

Особым пунктом является наличие у причастий времени. Необходимо запомнить, что у данной части речи есть только прошедшее и настоящее время. У причастий нет формы будущего времени.

Действительные причастия

Данная группа причастий называет действие, которое осуществляет сам объект. Но что такое на практике действительное причастие? Примеры слов данного разряда — пугающий, шепчущий, проживший, кричащий, летящий и т. д.

В предложении действительное причастие описывает действие, развивающееся одновременно с тем, которое называет сказуемое (например: Мать наблюдает за играющим ребенком).

Особая ситуация с действительными причастиями прошедшего времени. О том, какое действие описывает конкретное причастие, можно судить после определения вида глагола, от которого оно образовано. Так, если действительное причастие образовано при помощи соответствующих суффиксов от глагола совершенного вида, то действие произошло прежде, чем другое, названное глаголом. Например, в классе сидит ученик, решивший контрольную работу. Причастие образовано от глагола «решить» (что сделать?) — совершенного вида. В классе сидит ученик, решающий контрольную работу. В данном случае в предложении используется причастие несовершенного вида.

Страдательные причастия

Еще одну разновидность данной части речи составляют страдательные причастия. Примеры слов, относящихся к этой категории, могут быть следующими: созданный, приобретаемый, одетый, встроенный, ведомый и др.

Данная разновидность причастий описывает действие, которое совершают над объектом. В свою очередь, процесс, который называет причастие, может происходить как одновременно с тем, о чем говорит сказуемое, так и закончиться раньше, тем не менее иметь связь с настоящим моментом.

Очень часто и в речи, и в литературе можно встретить страдательное причастие с зависимым словом. Примеры таких словосочетаний: написанное композитором произведение, прослушанный меломаном музыкальный трек и пр.

Связь с другими частями речи

Причастие может трансформироваться в другие части речи под влиянием различных процессов, способствующих развитию русского языка. Так, причастие может субстантивироваться в существительное (необходимо обратить внимание на такие слова, как командующий, будущее, которые отвечают на вопросы кто? и что? ).

Еще одно важное понятие — подвергшееся адъективации причастие. Примеры слов, которые подверглись воздействию этого процесса, — жареный, зрелый, сокровенный, прирожденный и др. Возникает вполне логичный вопрос: как отличить причастие от прилагательного в каждом конкретном случае? Один из главных признаков, который поможет разделить эти части речи, — найти причастие с зависимым словом. Примеры таких слов: жаренный на сковородке картофель, вызывающий негодование поступок и т. д.

Разбор причастий в теме «Морфология»

В курсе изучения каждой части речи как в школьной программе, так и в учебной программе любого филологического факультета присутствуют задания по разбору того или иного слова в предложении. Для этого необходимо определить часть речи, к которой относится данная лексическая единица, и грамотно выполнить разбор. Так, попробуем разобрать причастие. Как определить, что слово является представителем именно этой части речи? Нужно просто знать типичные суффиксы причастий. Примеры слов, содержащих суффиксы -ущ-, -ющ (участвующий, жаждущий), -ащ-, -ящ- (спешащий, спящий), -вш- (ставший), -т- (обманутый), -енн-, -нн- (встроенный, узнанный), -ом-, -ем- (обожаемый, ведомый), — все это причастия, действительные и страдательные, прошедшего или настоящего времени.

Итак, разбор причастия состоит из подстановки к нему вопроса (чаще всего какой?), идентификации его как причастия, указания начальной формы мужского рода, единственного числа в именительном падеже, определения глагола и суффикса, с помощью которого оно от него образовано. Обязательно также указание вида, наличия возвратности и переходности, залога, времени, формы (краткой или полной), рода, числа, падежа и склонения, синтаксической роли в данном конкретном предложении.

Следует остановить внимание учащихся на том, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида и почти не образуются от глаголов несовершенного вида (исключениями являются причастия читанный, писанный, виденный, слышанный, надеванный, несенный, тертый, колотый и некоторые другие).

Это полезно показать на парных глаголах, например: встретить и встречать; от глагола совершенного вида встретить образуется форма встреченный, а от глагола несовершенного вида встречать страдательное причастие прошедшего времени не образуется (учащиеся часто образуют несуществующую форму «встречанный»).

Полученные знания закрепляются в процессе выполнения упражнения.

Обозначить вид и переходность каждого глагола. Где возможно, образовать страдательные причастия прошедшего времени, где невозможно, объяснить почему: бросить (с. в., перех.) - брошенный; бросать (н. в., перех.) - не образуется; броситься (с. в., неперех.) - не образуется.

а) Выявить, выявлять; решить, решать; доставить, доставлять; повысить, повышать; расчистить, расчищать; полить, поливать; сеять, посеять; выключить, выключать.

б) Повторить, повторять, повториться; встречать, встретить, встретиться; назвать, называть, назваться; возвратить, возвратиться, возвращать; ходить, исходить; убежать, пробежать; гулять, прогуляться; занять, занимать, заняться, заниматься.

При образовании страдательных причастий прошедшего времени учащиеся чаще всего ошибаются в написании гласной перед суффиксом -нн- или неправильно употребляют суффикс -енн-. Очень важно научить их различать эти суффиксы. Для этого учащиеся должны запомнить, что суффикс -нн- прибавляется к основе прошедшего времени, оканчивающейся на а, я.

Во всех остальных случаях прибавляется суффикс -енн-. Перед суффиксом -нн- сохраняется та же гласная, что стояла в глаголе прошедшего времени. Учащимся полезно напомнить, что действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, к которой прибавляются суффиксы причастий.

Тренировку можно провести на следующем материале.

1. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- от данных глаголов.

Закончить, потерять, оскорбить, схватить, зажечь, распахать, выслушать, потревожить, обидеть, осветить, услышать, успокоить, осмеять, испечь, претворить.

2. Образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени от глаголов.

Почистить, расплавить, выдержать, взлелеять, отворить, смутить, разложить, доставить, укусить, обещать, прострочить, рассказать, разрушить, наградить, овеять, преобразить.

3. Данные причастия разобрать по составу; указать глаголы, от которых они образованы.

Увенчанный славой, отвинченная гайка, сломанный стул, сломленная воля, разбросанные вещи, заброшенные поля, настоянные травы, удостоенный награды, выкаченная из погребабочка, выкачанная вода, взвешенные товары, развешанные ковры, замешенное тесто, размешанный раствор, припаянная труба, вспоенный молоком, затаенная обида, затеянная игра, вываленный из машины торф, вывалянная в муке рыба.

4. Образовать страдательные причастия прошедшего времени и составить с ними словосочетания: потерять - потерянное время.

а) Заклеить, напечатать, одержать, ограничить, засеять, накормить, исказить, выучить, затратить, удержать, вылечить, разбудить, раскрасить, перемножить, вымазать.

б) Сшить, разбить, понять, согнуть, забыть, выбить, прополоть, свернуть, скрыть, снять, развернуть, принять, покинуть, открыть, обмануть, вынуть.

5. К данным глаголам подобрать видовые пары и, где возможно, образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени: оставить - оставивший - оставленный; оставлять - оставлявший.

Возвратить, продолжить, сохранять, исправлять, запретить, удивить, озлоблять, возглавить, объяснить, уточнить, стеснять.

После соответствующей тренировки учащиеся довольно успешно овладевают написанием этой орфограммы. Однако трудности возникают тогда, когда появляется необходимость отличать причастие от сходных форм прилагательного. Так, школьники смешивают написание однокоренных слов разменянный (рубль), замененная (деталь), разменная (монета) потому, что не могут правильно разобрать их по составу и найти слова, от которых они образованы. Или еще пример: слово медленный учащиеся считают причастием, образованным от глагола медлить.

Однако глагол медлить непереходный, и страдательные причастия от него не образуются. Значит, медленный - прилагательное (от него можно образовать форму сравнительной степени медленнее, что характерно для качественных прилагательных) слово же замедленный (шаг) - причастие, оно образовано от переходного глагола совершенного вида замедлить.

Таким образом, учащиеся должны понять, что, если к данному слову невозможно подобрать глагол, от которого оно образовано, значит, это прилагательное.

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. В краткой форме они изменяются по числам, а в единственном числе - по родам:

Суффиксам –нн- и -енн- (-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы -н- и -ен- (-ён-) кратких:

Остальные краткие страдательные причастия имеют те же суффиксы, что и полные:

В предложении краткое страдательное причастие является сказуемым:

В чём сходство и в чём различие в изменении полных и кратких страдательных причастий? В чём сходство кратких страдательных причастий и кратких качественных прилагательных?

1. Образуйте и запишите указанные в образцах формы кратких страдательных причастий. Поставьте ударение. Обратите внимание на место ударения в этих формах.

1. Начатый - начат, начата, начаты; взятый, принятый, занятый. 2. Приведённый - приведён, приведена, приведены; привлечённый, изменённый, нагромождённый, помещённый.

Составьте по одному предложению со страдательными причастиями женского рода из первой и из второй группы.

2. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Подчеркните причастия как члены предложения. Выделите окончания причастий.

1. Передо мною высокий человек, в туфлях на босую ногу, в стареньком, рыж..м пидж..ке надет..м на рубаху на ворот.. рубах.. одна пуговица оторвана. Брюки его измяты вытянуты на коленях дли(н, нн)ые волосы ра..трёпаны. (А. М. Горький.) 2. С карточк.. смотрело д..вольно широкое, худощавое, кре..кое в скулах и челюстях, больш..лобое юношеское лицо с пр..мым, добp..м взглядом. Распахнутый ворот рубашк.. позв..лял видеть шею и ключицы, и этого было достаточно, чтобы представить, как ладно скроен и кре..ко сшит был весь Иван. (Ю. Нагибин.)

Над какими орфограммами вы работали?

Русский язык считается одним из самых сложных для изучения. И этот факт очень легко объяснить лишь количеством в нем частей речи, не говоря уже об их особых формах. В школьном курсе русского языка с причастием детей знакомят именно как с особой глагольной формой, однако многие лингвисты утверждают, что оно является самостоятельной частью речи, у которой есть свои грамматические признаки.

Причастие в русском языке

Определение в учебнике для 7 класса звучит примерно так: причастие - это особая форма слов, обозначающих действие с явно выраженными признаками имени прилагательного, которые отвечают на вопросы какой? что делающий? и что сделавший? По сути, это глаголы, которые описывают действие предмета и одновременно определяют его признаки в определенном отрезке времени. Именно такая особенность данной части речи является не только камнем преткновения в определении ее самостоятельности, но и частой ошибкой в обозначении функции слов в предложении, которые к ней относятся. Достаточно часто школьники путают причастие с глаголами или прилагательными. Такие ошибки приводят к неправильному написанию слов и неверной расстановке знаков препинания в предложении. Как же отличить причастие от глагола или имени прилагательного, как понять, полное это или краткое причастие? Примеры, с помощью которых наглядно будет показано, как образуются причастия от глаголов в разных спряжениях, можно найти в этой статье. Также здесь можно найти описание действительных, страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Сходства причастий с глаголом и прилагательным

Причастие включает в себя грамматические признаки двух частей речи: глагола и имени прилагательного. Как и глагол, оно бывает совершенного и несовершенного вида, или, другими словами, может означать законченное или незаконченное действие. Может иметь форму возвратности и может быть действительным или страдательным. Как и у имен прилагательных, бывает полное и краткое причастие. Помимо этого, данная форма глагола изменяется по родам, падежам и числам, что вполне может означать ее самостоятельность. Следует также отметить, что причастие может иметь только настоящее и прошедшее время. Формы будущего времени у него нет. Например: прыгающий - несовершенный вид в настоящем времени и спрыгнувший - совершенный вид в прошедшем времени.

Особенности причастий

Все причастия, в зависимости о того, на какой признак они показывают, делятся на два типа: страдательные (указывающие на признак предмета, к которому направлено действие) и действительные (указывающие на признак предмета, совершившего действие). Например: направляемый - направляющий, открываемый - открывающий . В зависимости от того, какой глагол берется для образования причастия, выходит разная временная форма. Например: смотреть - смотрящий, смотревший, смотренный; просмотреть - просмотревший, просмотренный . На примере видно, что от глагола несовершенной формы, где нет указания на то, что действие будет закончено, образуется причастия прошедшего и настоящего времени, а от совершенного вида только прошедшего. Отсюда также можно сделать вывод, что образование причастие напрямую связано с видом и переходностью глагола, форму которого оно представляет. В свою очередь, страдательные причастия также делятся на два вида: краткое причастие и полное. Еще одной особенностью причастия является то, что оно вместе с зависимыми от него словами достаточно часто образует оборот, который на письме выделяется запятыми.

Действительные причастия

Для образования действительных причастий в настоящем времени за основу берется начальная форма глагола и к первому спряжению добавляется суффикс -ущ-, -ющ- , а ко второму -ащ-, -ящ- . Например: скачут - скачущий, лечат - лечащий . Для образования действительного причастия в прошедшем времени суффиксы -ть- и -ти- заменяют на -ш- и -вш- . Например: ехать - ехавший, нести - несший .

Страдательные причастия

Страдательные причастия также образуются в результате замены суффиксов. Для образования настоящего времени для первого спряжения глаголов употребляются суффиксы -ем- , а для второго -им- . Например: любим - любимый, храним - хранимый . Для того чтобы получить страдательное причастие прошедшего времени, в качестве основы берут инфинитив с окончанием -ать или -еть и добавляет к глаголу суффикс -нн- . Например: нарисовать - нарисованный, наклеить - наклеенный . Для глаголов, заканчивающихся на -ить, при образовании причастий используют суффикс -енн -. Например: красить - крашенный, белить - беленный . Если же окончание глагола -оть, -уть или -ыть , то для получения причастия используют суффикс -т- . Например: надуть - надутый, пороть - отпоротый.

Краткое и полное причастие

Страдательные причастия имеют две формы: краткую и полную. Краткое причастие обладает теми же грамматическими признаками, что и краткое имя прилагательное. Образуются они от полной формы причастия и могут изменяться по числам и родам, однако не склоняются по падежам. В предложении краткое причастие зачастую выступает как именная часть составного сказуемого. Например: я не любима никем . Однако бывают исключения, в которых краткое причастие употребляется в качестве обособленного определения, связанного с подлежащим. Например: бледна как поганка . В полных причастиях заключены грамматические признаки как прилагательного, так и глагола, а в предложении они всегда являются определением.

Причастия и отглагольные прилагательные

Причастия характеризуются не только наличием морфологических признаков глагола, особенно важно их значение в предложении. Они обладают способностью подчинять себе слова, образуя при этом обороты, о которых уже упоминалось. Однако если теряются временные признаки, которые привязывают к себе действие, то признак предмета становится постоянным. А это может означать только то, что причастие потеряло все свои глагольные признаки и стало прилагательным, которое зависит от имени существительного. Например: сдержанный характер, натянутые струны, приподнятое настроение. Учитывая такую возможность перехода причастия в имя прилагательное, следует очень тщательно проводить анализ слова, чтобы не перепутать эти две похожие, но в то же время разные части речи.

Схема морфологического разбора причастия

Хоть причастие и не выделяют в отдельную самостоятельную часть речи, а лишь говорят, что это особая глагольная форма с элементами прилагательного, но все же морфологический анализ проводят по той же схеме, что и разбор самостоятельных частей речи. В первую очередь определяют название, в данном случае это причастие. Далее описывают его морфологические признаки: определяют начальную форму. То есть ставят слово в именительном падеже в мужском роде и единственном числе; описывают постоянные признаки, к которым относятся следующие показатели: действительное причастие или страдательное, указывают время, в котором слово употребляется в предложении и вид причастия; следующий пункт - описание непостоянных признаков: число, род и падеж (для полных причастий). В завершении разбора описывают синтаксическую функцию причастия в предложении (является ли оно определением или выступает именной частью сказуемого).