Эссе на тему «Портрет современного педагога. Эссе на тему “Портрет современного учителя «Учитель – это звучит гордо?…»” Эссе на тему портрет идеального учителя

Разделы: Общепедагогические технологии

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».

Древнекитайская мудрость .

Долгое время в высшей школе бытовало мнение, что главное для выпускника педагогического ВУЗа – это, какой он специалист, а то какой он человек – это второстепенно. Проведенные социологические исследования как в нашей стране, так и за рубежом говорят о том, что лишь 15% успеха учителя зависит от его профессиональных качеств, все остальное – умение работать с людьми, личностные качества педагога. Бесспорно, учитель несет детям знания. Но как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе.

Учитель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных. Со временем, все выше становится уровень требований, предъявляемый нам. Сегодня мы действительно должны знать и уметь многое, иначе будем не интересны своим ученикам. Но нельзя забывать о нравственных качествах. А для этого нужно, чтобы зрячим было наше сердце, главный педагогический инструмент учителя. Инструмент познания самого себя, жизни, души ребенка.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику. Невозможно достичь нового качества образования (новых образовательных результатов, соответствующих потребностям развития общества) за счёт увеличения объёма знаний и даже за счёт изменения содержания знаний по отдельным предметам. Надо использовать другой путь – изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.

Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Сейчас много говорят об инновациях в образовательном процессе. Единого представления об инновациях у учителей нашей школы нет. Не каждый педагог осмыслил собственную обучающую, развивающую и воспитательную роль в современном педагогическом процессе. Не каждый учитель готов сделать ученика равноценным участником педагогического процесса. Пока не каждый учитель выявил для себя первоочередные задачи обучения.

Становление и развитие творчества и педагогического мастерства учителей мало отвечает современным требованиям. Учитель по-прежнему считает себя единственным источником знаний. Ученики же могут получить информацию из Интернета, телевидения, в среде сверстников. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А учитель? Он так и остался наедине с учебником, доской и мелом. Хотя современное общество требует от учителя включения всех участников педагогического процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации. Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего учителя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. От учителя зависит насколько интересным, насыщенным будет учебный процесс.

В нашей школе создан информационно-исследовательский центр, в котором учениками издается школьная газета, решаются демонстрационные КИМы ЕГЭ и тесты по различным предметам, причем работой с КИМами занимаются не только выпускники, но и учащиеся 9-10 классов, ведется работа над исследовательскими проектами; доступ к глобальной сети позволяет осуществлять подготовку к внеклассным мероприятиям, находить материал при подготовке рефератов, обмениваться информацией с учителями и учениками других школ. Учителями с использованием электронных пособий создается банк медиауроков. Объединенные в локальную сеть компьютеры, наличие цифровых проекторов, телеаудиотехники позволяют проводить с данными ресурсами уроки, конкурсы и другие внеклассные мероприятия, тестирование учащихся. Учащиеся нашей школы участвуют во многих конкурсах, проектах, фестивалях. Но учителя пока сами не могут изменить отношение к преподаваемому предмету, есть несколько инициативных ребят, на которых учитель взваливает работу по оформлению, обсуждению материала. А большая часть учащихся остаётся «за бортом» изучаемой проблемы. Учитель не может озадачить, нацелить, организовать их, потому что самому учителю необходимо измениться, самому надо быть компетентным в том или ином вопросе. Задачей образования является создание условий для воспитания и формирования личности учащегося, интересов и способности к самоопределению, формирование общей культуры личности учащихся, их успешная социализация в обществе.

Основная роль в решении этих задач принадлежит учителю. Каждый учитель определяет для своего класса конкретные задачи, которые необходимо выполнить на определённом уроке, обычно их 4-5 не более. Исходя из задач, и должна строиться работа учителя на уроке. Давно замечено, что время измеряется не суммой прожитых лет, а плотностью заполнивших их событий. Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это банк на всю жизнь. Таким источником впечатлений, информаций и общений может стать урок – здесь столько возможностей более близкого, более личностного общения учителя со своими учениками. Ребята должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами. Необходимо, чтобы каждый ученик в классе был занят каким-либо важным делом. В практике своей работы я выделяю несколько форм оценочной деятельности учащихся:

1. Публичное выступление.
2. Самостоятельная практическая работа.
3. Защита проекта.
4. Решение задач с использованием информации.
5. Участие в дискуссии.

Хотелось бы дать пожелание учителям, которые должны взять на вооружение компетентностный поход в обучении:

1.Учитывайте возможности своих учеников.
2. Составляя план урока, не стройте воздушных замков, исходите из реальных условий.
3. Объединяйте учащихся, сплачивайте коллектив.
4. Доверяйте, но проверяйте.
5. Итоговый анализ – итог успешной работы в дальнейшем.

Я считаю, что результативность образовательного процесса не возможна без компетентности учителя. Компетентность учителя это есть то качество образования, получаемое обучающимся, поэтому компетентностный подход получил широкое распространение в современной образовательной практике.

Учитель должен быть творческой личностью, быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием. Я считаю, что в современной педагогической практике, чтобы достичь эффективности на уроках учитель должен быть фасилитатором, т.е. дать возможность ученику самому найти пути и решения поставленной задачи. Как учитель истории, я считаю и делаю все для того, чтобы мои ученики были знающими, мыслящими, самостоятельными, умеющими на доступном для них уровне решать свои проблемы, критически мыслить.

Каждый учитель должен постоянно совершенствоваться, и «расти» на высоком уровне, тогда и ученики будут успешными и востребованными в современном обществе.
И в заключении, я ни в коей мере не отрицаю традиционный урок, который имел и имеет место быть в школе, но сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, компетентностных. И сама жизнь подсказывает новые формы и методы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Компетентностный подход в обучении – это естественный и реальный этап в создании нового человека, человека 21 века.

Список использованной литературы:

  1. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие/ под. ред. В.В.Маскина – 2-е издание, испр. и доп.– М.АРКТИ.2008
  2. Павлова И.В., Фещенко Т.С., Лебедева О.И. Компетентностный подход к преподаванию:методическое пособие/М.Новый учеб. 2008
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 №393/ Учительская газета № 31, 2002
  4. Компетентностный подход в преподавании, ж-л Преподавание истории в школе №8, 2010

ЭССЕ НА ТЕМУ:

« ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

Решетникова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 12»

Эссе «Портрет современного учителя»

Учитель 21 века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.

Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

"Учитель, независимо от пола, должен одеваться строго, скромно, чисто и опрятно, избегать ярких, кричащих цветов. Уже внешним видом он сможет подавать ученикам пример хорошего вкуса. Конечно, обувь должна быть тщательно вычищенной, прическа - аккуратной, а маникюр - классическим. Однако одежда - лишь часть облика, важна манера поведения.

Современный учитель должен идти в ногу со временем” - с этим мнением согласны и учителя, и учащиеся. Но что это значит? Не секрет, что время не стоит на месте, стремительно меняется объем и качество информации, содержание школьных программ, учебников, методичек. Применение компьютерных технологий становится обычным в деятельности педагога. Конечно, компьютер помогает добыть информацию, книга дает пищу для размышления, но учить и воспитывать может только учитель. Его задача – наполнять мир ученика нравственными красками, верить в хорошее и видеть то лучшее в учениках, чего пока нет, но обязательно проявится потом, а еще научить его учиться так, чтобы ученик умел и хотел самостоятельно добывать знания. И, конечно же, рядом должен быть учитель-помощник, учитель-партнер и сотрудник.

Учитель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных. Со временем, все выше становится уровень требований, предъявляемый нам. Сегодня мы действительно должны знать и уметь многое, иначе будем не интересны своим ученикам. Но нельзя забывать о нравственных качествах. А для этого нужно, чтобы зрячим было наше сердце, главный педагогический инструмент учителя. Инструмент познания самого себя, жизни, души ребенка.

Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Сейчас много говорят об инновациях в образовательном процессе. Единого представления об инновациях у учителей нашей школы нет. Не каждый педагог осмыслил собственную обучающую, развивающую и воспитательную роль в современном педагогическом процессе. Не каждый учитель готов сделать ученика равноценным участником педагогического процесса. Пока не каждый учитель выявил для себя первоочередные задачи обучения.

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.

Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить.

Какое бы ни было общественное мнение, ясно одно, стране нужны новые педагогические кадры и новые специалисты, как бывшие выпускники школ, способные реализовать себя в будущем. А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:
У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.

И - искренний, индивидуальность.

Т - тактичный, толерантный, терпеливый.

Е - естественный, единомышленник.

Л - любящий детей, любящий свою работу.
Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!

и эта истина будет неподвластной времени.

Литература

1. Бордовская И. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вуза. М.: Питер, 2005.

2. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А. С. Роботовой, Т. В. Леонтьевой, И. Г. Шапошникова/ М.: Академия, 2008.

3. Колесникова И. А., М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование. Учебное пособие для высших учебных заведений, М., Академия, 2006.

4. Колесника И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д. Воспитательная деятельность педагогов. Учебник для высших учебных заведений М.: Акакдемия, 2008.

5. Фроловская М. Н. Становление профессионального образа мира педагога: Автореферат. дис. …, 2009.

6. http://nsportol.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/09/25/esse-portret sovremennogo-uchitelya-s-uchetom.

7.http://konovalovanata.ucoz.ru/publ/ehsse_portrer_sovremennogo_uchitlija_s_uchetom_kompetentnogo_podkhoola_v_obuchenii/1–1-0–5.

Данный эпиграф выбран мною не случайно. Учитель – это, прежде всего тот Великий человек, которому доверено самое важное – успешная жизнь будущего поколения. Лично для меня идеальный учитель должен обладать следующими качествами: уважать личность ребенка, свято верить в его возможности, кроме того обладать интеллигентностью, безграничным терпением, тактом и нести ответственность за свою работу 24 часа в сутки.

Согласитесь, что в наше время таких учителей, которые идут на свою работу как на праздник – единицы. А знаете почему? Не потому, что педагог ленив, и просто отсиживает время. Всё потому, что основная функция современного учителя XXI века – это не давать знания детям, а выполнять бюрократическую и порой унизительную работу по сбору справок, ведению личных дел, переделыванию рабочих программ, заполнению бумажных и электронных журналов. Современное общество построено на потреблении. Поэтому педагог из строгого, но справедливого наставника ребенка (как это было в советское время), превратился в обслуживающий персонал, то есть работника, оказывающего образовательные услуги по обучению, воспитанию и присмотру за детьми.

Средства массовой информации прочно сформировали негативный образ учителя, снизили его статус. Каждый год в нашей стране выпускается большое количество педагогов, а вот работать в образовательные учреждения приходят единицы. Почему так сложилось, что раньше слово учитель – звучало гордо, то теперь стало словом унизительным?

С приходом века цифровых технологий – использования современных компьютеров и мультимедийных проекторов, многофункциональных устройств жизнь учителя, казалось бы, стала легче. Есть возможность преподнести ученикам материал в доступной и интересной форме, а также мотивировать на самостоятельное углубленное изучение материала. Но детям и это неинтересно, они не желают учиться мыслить, искать материал не только в книге, но и в интернете. Куда лучше бездумно сесть и играть в компьютерные игры… Виноват только учитель? Виновато само общество с его «клиповым мышлением» и неправильные установки очередных государственных стандартов.

Один государственный лидер сказал, что «учитель-это призвание». Да, я с этим согласна, но одним призванием сыт не будешь. Современный учитель должен быть материально обеспечен, а иначе, о каком качестве знаний может идти речь? Конечно, современный учитель идет в ногу со временем, но идет с низко опущенной головой. Это нужно воспринимать как данность, но с этим можно бороться – не одному, а всем вместе!

Я являюсь молодым учителем-дефектологом в самой обычной массовой школе. Поэтому мне как никогда больно знать, что происходит сейчас с нашим образованием…

Зная данную проблему «изнутри», я не ставила цель писать возвышенные слова о портрете современного учителя. К нему предъявлено множество требований и компетенций, отраженных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. А многие забыли только об одном, что учитель – это тоже живой человек, со своими желаниями и потребностями. У учителя есть семья, которой нужно уделять время. Учитель – не робот, работающий по 10-12 часов в сутки на две ставки, чтобы прокормить только себя. А как же духовное развитие – путешествия, походы в театры или концерты? У учителя должно быть чувство собственного достоинства, которое в современном обществе принижается. Концепция такова – «если ты такой умный, то почему такой бедный?»

Немного хочется написать о позитивном, а именно о своей профессиональной деятельности. Мои ученики – особенные дети. Поэтому моя работа очень интересна, она выходит за «рамки» только учительской деятельности. Ведь я не только провожу занятия с детьми, но и занимаюсь диагностикой, разрабатываю индивидуальные коррекционные маршруты, консультирую педагогов и родителей. Мой рабочий день расписан до мелочей, ведь меня ждут маленькие ученики, каждый из которых неповторим, к каждому нужен особый подход. Кого-то из моих учеников нужно пожурить, кого-то похвалить. Но всегда важно дарить улыбку и частицу тепла. Ведь дети так тонко чувствуют наше настроение, которое влияет на успешность их обучения. Поэтому стараюсь быть с моими подопечными настоящей, честной, искренней и надеюсь, что ребята отвечают мне тем же. Каждое проведенное мной занятие – это частичка жизни ребенка. От того, насколько доступно и интересно будет преподнесен материал, зависит успешность ребенка в будущем. Стремлюсь использовать на занятиях компьютерные и игровые технологии, разнообразный дидактический, раздаточный материал. Заинтересовать – значит двигаться в правильном направлении и приблизится на шаг в формировании стойкой мотивации ребенка к развитию.

Подводя итог собственным размышлениям, напишу, что современный учитель – это мобильная личность, которая находится в постоянном развитии. Ведь развитие – это не только раздумья, разочарования, колебания, но и радость профессиональных открытий, вера в успехи своих подопечных, энергичность, доброта и постоянная работа над собой.

Скажите «спасибо» своим учителям! Они этого достойны!

Эссе на тему “Портрет современного учителя «Учитель – это звучит гордо?…»” обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14
Эссе
«Портрет современного педагога»

Тверь, 2016
“Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить”
А. ДистервегШколы хороши лишь настолько, насколько хороши работающие в нем учителя. Учитель – это сама душа процесса образования.
Какой же он, идеальный учитель сегодня? Современный учитель… Каким он должен быть, какими качествами должен обладать, чтоб учить детей в современной школе?
«Современный учитель должен быть современным» - с этим мнением согласны и учителя, и учащиеся. Но что значит, быть современным? Не секрет, что время не стоит на месте, стремительно меняется объём и качество информации, содержание школьных программ, учебников, методических материалов. Применение компьютерных технологий становится обычным в деятельности современного учителя. Конечно, компьютер поможет добыть информацию, книга даёт пищу для размышления, но учить и воспитывать может только учитель. В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но не надо забывать о роли учителя в процессе обучения. Его влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе. Работа современного учителя – наполнять мир ученика нравственными красками, верить в хорошее и видеть то лучшее в учениках, чего пока что нет, но обязательно проявится потом.
Главная задача современного учителя – учить учится, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания. И, конечно же, рядом с ними должен быть учитель-помощник, учитель-партнёр и сотрудник. Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор. Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Современный учитель должен быть профессионалом во всем.
Главной целью работы современного педагога является воспитание настоящего человека: грамотного, творческого, старательного и отзывчивого.
Огромное количество притч об учителях существует сегодня. Но мне близка по духу именно эта. В ней сказано следующее.
«Однажды ученики спросили Учителя: что самое главное в его профессии? И Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже.Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как тронуться в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда учитель отправил их искать родник. Но ученики пришли обратно, ничего не найдя.Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды Учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь к нему, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».
Притча показывает, что только мудрый педагог сможет научить детей думать, чувствовать и действовать самостоятельно, планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений.
Бесспорно, учитель несет детям знания. Умение и готовность постоянно учиться – это то качество, в котором более всего отражается специфика данной профессии. Умения самоорганизации и самоконтроля - качества, без которых учителю XXI века никак не обойтись.
Меня настолько заинтересовал данная тема эссе, что я решила задать вопрос детям: «Каким они представляют себе современного учителя?». Вопрос был задан детям разного возраста. Вы знаете, ответы были не однозначными. Мнения учащихся среднего и старшего звена несколько расходились…Ученики старшего звена ответили, что «современный учитель должен идти в ногу со времени, должен быть эрудированным», «должен заинтересовать своим предметом», «уважать мнение каждого ученика, понимать подростка и слышать его душу», «должен быть готовым оказать помощь и поддержать в трудную минуту», «должен быть современных взглядов», «модно и современно одетым». А учащиеся 7,8 классов хотят видеть современного учителя «добрым и отзывчивым», «заботливым», «любящим детей», «общительным и весёлым», «чтобы не кричал на детей».
Интересно отметить, что в обеих возрастных группах ученики обратили большое внимание на такие качества, как:
доброжелательность и понимание
умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться
оптимизм
организованность, активность, энергичность
неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
умение заинтересовать своим предметом
Опрос учащихся показал, что среди положительных качеств педагогов они отмечают следующие: доброту, справедливость, понимание, юмор, ум, искренность, строгость, общительность. К отрицательным качествам отнесли: несправедливость, безграмотность, грубость. Всё это говорит о том, что дети большее предпочтение отдают человеческим, а не профессиональным качествам педагога.
Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:
знание предмета
умение доходчиво объяснить материал
владение различными педагогическими приемами
разумное сочетание требовательности и уважения к учащимся
четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
способность заинтересовать своим предметом
успехи учеников
стремление к новациям в обучении
Учителя, при обсуждении проблемы «какой учитель нужен школе» отметила, что в первую очередь, школе нужен учитель-профессионал. Только такой педагог сможет научить детей думать, чувствовать и действовать самостоятельно; планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений.
Но как бы, ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе. Я считаю, что современный учитель должен обладать такими личностными качествами как: ответственность, трудолюбие, правдивость, добросовестность, благородство, доброта. И ученики хотят видеть в нем доброту, справедливость, понимание, юмор, ум, искренность, строгость, общительность. Крайне неприятны детям такие качествам, как несправедливость, безграмотность, грубость. Всё это говорит о том, что дети большее предпочтение отдают человеческим, а не профессиональным качествам педагога.
Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения. Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет только в том случае, если он чувствует заинтересованность учителя. Мне всегда хотелось доверять детям, помогать находить правильный путь, и если даже ученик ошибся, обманул – главное это его поддержать, направить и показать что многие люди совершают ошибки – главное, это во время их исправить. Я думаю, что современный педагог должен не только обучить детей своему предмету, но и воспитать в них качества личности, человека с большой буквы. Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав?» Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Народная мудрость гласит: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем.
Учитель должен быть добрым, чутким, эрудированным, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они ожидают от меня многого. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Вместе с ними я делаю открытия, первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой мир, в свою жизнь. Учитель должен помочь ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно, действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником.
Я считаю, что современный учитель должен обладать такими личностными качествами как: ответственность, благородство, доброта, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, фантазия и выдумка, чуткость, самокритичность, толерантность. Современный учитель-это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а когда, выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!» - и это самое главное богатство.
Я считаю, что современный педагог - это человек с твердой жизненной позицией, сам социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, работающий постоянно над повышением своего кругозора, формирующий научный тип мышления у своих учеников, развивающий творческие личностные качества детей, придающий особое значение формированию базовых умений, УУД, обеспечивающих возможность планировать свои действия, нацеленные на достижение определенного результата, формирование навыков здорового образа жизни и социального здоровья. Это педагог, ориентирующий на принятие социальных ценностей «могу, хочу, должен», воспитание лидерских качеств человека-творца, человека-исследователя, человека-гражданина.
Современный учитель должен обладать приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать ученика.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Рисуя портрет современного учителя, я считаю, что
прежде всего, он должен любить детей. Не разделяя их на шумных и тихих, послушных и капризных, прилежных и не очень. На том простом основании, что они - дети.
Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.
Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джованни РуффиниЧетыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи учителя. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
Свечой, которая зажгла моё сердце, для меня стали мои учителя. Я сама являюсь ученицей своей школы, той в которой сейчас работаю. Ведь только благодаря человеческим качествам моих учителей, я захотела вернуться именно в мою школу. Мою родную школу. Где меня любили, где я чувствовала поддержку и взаимопонимание. Где мне всегда было хорошо. Мне было и есть, у кого поучиться. Огромное спасибо моим педагогам.
Я с детства видела, как их любят и уважают ученики, родители, коллеги по работе. Учителя открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. Так было и со мной. Мне всегда нравилось проводить время в школе, помогать учителям. Меня тянуло как магнитом. И в один прекрасный момент я сама того не понимая вернулась обратно в школу. Но уже не выпускником, а учителем все той, же родной мне школы. В выборе профессии я не ошиблась. Школа - это особый мир. Здесь каждый день не похож на предыдущий. Жизнь в школе «бьет ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам.
Я очень люблю свою профессию и рада, что судьба дала мне возможность называться этим не простым, но замечательным словом «Учитель».
Учитель - это тонкая работа
Он - скульптор, он - художник, он - творец
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь человек - труда его венец.
Любить работу в наше время сложно
И труд подобный увлечёт немногих,
Но отказаться просто невозможно
От выбранной судьбою нам дороги.
А у работы нашей, без сомненья
Поверьте, не изменится названье.
И это - главное, пожалуй, увлеченье,
Всё потому, что наше в нём призванье.

Современный учитель-это, прежде всего,- гуманист, с позитивным и гибким мышлением. Он призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №511

Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Эссе

« Портрет современного педагога »

учитель начальных классов

Литовченко Марина Владимировна

На любой стадии обучения дети нуждаются в наставнике, которому от бога дано предугадать, как отзовется его слово в трепетном сердце ребенка, ждущем от него понимания, заботы, поддержки.

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор.
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Современный учитель должен быть профессионалом во всем.

Главной целью работы современного педагога является воспитание настоящего человека: грамотного, творческого, старательного и отзывчивого.

Я – учитель в начальной школе. Первый учитель… Или, как еще говорят, вторая мама. Как это звучит гордо и ласково! Но, в то же время, как ответственно быть первым учителем. Ведь именно мне, первому учителю, доверяют родители самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится не только школьная жизнь ребенка, но и его будущее. Педагог может создать комфортную атмосферу для детского коллектива. Ведь только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они ожидают от меня многого. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Вместе с ними я делаю открытия, первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой мир, в свою жизнь.
Учитель должен помочь ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником.

Я очень люблю свою профессию и рада, что судьба дала мне возможность называться этим не простым, но замечательным словом «Учитель».

Я считаю, что современный учитель должен обладать такими личностными качествами как: ответственность, благородство, доброта, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, фантазия и выдумка, чуткость, самокритичность, толерантность.

Современный учитель-это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!»

Современный учитель-это, прежде всего,- гуманист, с позитивным и гибким мышлением. Он призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).

Я считаю, что современный педагог - это человек с твердой жизненной позицией, сам социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, работающий постоянно над повышением своего кругозора, формирующий научный тип мышления у своих учеников, развивающий творческие личностные качества детей, придающий особое значение формированию базовых умений, УУД, обеспечивающих возможность планировать свои действия, нацеленные на достижение определенного результата, формирование навыков здорового образа жизни и социального здоровья. Это педагог, ориентирующий на принятие социальных ценностей «могу, хочу, должен», воспитание лидерских качеств человека-творца, человека-исследователя, человека-гражданина.

Современный учитель должен обладать приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать ученика.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных.
В заключении хотелось бы отметить, что современный, квалифицированный, компетентный учитель – это центральная фигура в развитии страны.