Что значит слово жития в литературе. Житие как жанр литературы. Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

ЖИТИЕ , Жития - в христианстве - жанр церковной литературы, в котором рассказывалось о жизни духовных или светских деятелей, причисленных Церковью к лику святых. Церковно-служебным назначением Ж. обусловливалось строгое соблюдение основных канонов.

Герои Ж. идеализируются, описываются с соблюдением основных принципов жанра: святой рождается в благочестивой семье, с детства избегает игр с детьми, отдает предпочтение молитве и церковному пению, после смерти родителей все наследство отдает бедным, идет в монастырь, проводит время в молитвах и терпении, совершает подвиги благочестия, добивается любви и признания братии и мирян. Его отмечает Дух Святой (см. Святой Дух ), он начинает творить чудеса, говорит с ангелами и много пользы приносит тем, кто слушает и видит его, затем рассказывается о его кончине и посмертных чудесах.

Ж. появились в Римской империи в первые века христианства (200-209) - во время антихристианских репрессий Септимия Севера. В 3-4 вв. Ж. широко распространились на Востоке, в Византийской империи и католических странах Западной Европы. В многочисленных "пассионах" и мартириях рассказывалось о мученической смерти тех людей, которые во время преследования христиан признавали единого Бога - Иисуса Христа. Святыми были провозглашены и многие государственные деятели - цари, князья, императоры, деятели церкви (основатели и игумены [см. ] монастырей, епископы [см. ] и митрополиты [см. ]). Ж. были приурочены к определенной дате - дню смерти святого - и под этим числом входили в прологи, минеи, в сборники устойчивого состава. Обычно Ж. сопровождались посвященными святому церковными службами, похвальными словами в его честь, а иногда словами на обретение его мощей.

В истории христианства выделяются Ж. мучеников, Ж. святых отцов, в западной версии - мартирологи и др. В начале 11 в. византийские Ж. Алексея, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Евстафия Плакиды, Андрея Юродивого, Евфросинии Александрийской, Николая Мирликийского, Симеона Столпника, Федора Стратилата, Епифания Кипрского, Козмы и Дамиана, Марии Египетской и др. через посредничество Болгарии были перенесены на земли восточных славян. В Ж. - мартириях - подробно описываются мучения, которым подвергают святого перед смертью, пытаясь заставить его отречься от веры. Другие Ж. рассказывали о христианах, которые добровольно подвергли себя испытаниям: богатые молодые люди тайно покидали родительские дома, вели нищенский образ жизни, уходили в пустыни, жили в полном одиночестве, проводили дни в непрестанных молитвах. Особым видом христианского подвижничества было столпничество - долгие годы святой обитал в каменной башне (столпе).

Появление оригинальных Ж. связано было с политической борьбой Руси за утверждение своей церковной самостоятельности. В 1051 князь Ярослав Мудрый, последовательно добиваясь независимости Русской Церкви от опеки Константинопольского патриарха и византийского императора, поставил в Киеве митрополитом русина Илариона и стал настаивать на канонизации своих родных братьев Бориса и Глеба. Жизни и мученической кончине князей посвящен ряд памятников - рассказ в "Повести временных лет" (1015), "Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба" (начало 12 в.) Нестора и анонимное "Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба" (середина 11 в.). Именем младших сыновей князя Владимира Святославича - Бориса и Глеба - освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии и была основана традиция т. н. княжеского Ж. в древней восточнославянской литературе.

Наряду с княжескими Ж. стали появляться и Ж., посвященные выдающимся деятелям Церкви - основателям тех или иных монастырских общежитий. Около 1091 Нестор написал "Житие Феодосия Печерского", в котором рассказал о монахе-подвижнике, ушедшем в монастырь против воли матери, обладающей сильным и непреклонным характером. Феодосий преодолевает все испытания и посвящает себя служению Богу. В изображении Нестора Феодосий Печерский прежде всего суровый подвижник - аскет, деятельный хозяин вверенного ему монастыря, по инициативе Феодосия иноки из пещер окончательно переселились в Печерский монастырь.

"Житие Феодосия Печерского" послужило литературным источником Киево-Печерского патерика - сборника рассказов об иноках Киевского Печерского монастыря. В основе сборника - переписка Владимиро-Суздальского епископа Симона с киевским монахом Поликарпом, которые жили в конце 12-13 в. Авторы изобразили печерских святых людьми особого склада, стремившихся в неустанной борьбе достигнуть того аскетического идеала, который в древности выработали греческие и восточные монашеские общины. Путь духовного совершенства иноков показан на фоне исторической действительности, сообщается немало фактов, характеризующих монастырский быт той эпохи, утверждается идея славного прошлого Киева и общерусского значения Печерского монастыря и его святынь.

Выдающимися памятниками белорусской агиографии 12 в. является "Повесть о жизни и смерти Евфросинии". Неизвестный автор восславляет настойчивую подвижницу, ее стремление к достижению знаний и духовному совершенству. Главная героиня Предслава - внучка князя Всеслава, дочь князя Святослава-Георгия - отказывается от замужества и против воли родителей постригается в монахини под именем Евфросиния (см. Евфросиния Полоцкая ). В монастыре она переписывает книги, записывает молитвы и проповеди. В произведении литературный схематизм и дидактическая риторика соседствуют с яркими реалиями времени, жизненной правдивостью описаний, основанных на реальных исторических фактах: строительство Спасо-Преображенского храма, мужского и женского монастырей, которые стали средоточием культуры и просвещения в Полоцке, по ее просьбе Лазарь Богша создал Крест, где сохранялись христианские святыни. Внутренний мир героини раскрывается в многочисленных монологах и диалогах, в произведении органично сочетается художественное описание жизни святой, краткое описание ее путешествия в Иерусалим и похвала.

В конце 12 - начале 13 в. было создано прологовое Ж. туровского епископа Кирилла, в котором главный герой изображен в полном соответствии с традициями агиографической литературы Средневековья. Сын богатых родителей отказывается от наследства и становится покорным иноком, некоторое время проводит на столпе. В заключительной части Ж. восславляется "другой Златоуст, иже на Руси паче всех восиа".

В полном соответствии с христианской традицией монах Ефрем написал "Житие Авраамия Смоленского" (начало 13 в.), в котором изображен талантливый проповедник и образованный монах Селищанского монастыря. Значительную роль в произведении играет авторский элемент. Ефрем размышляет, проводит аналогии с Ж. Саввы и Иоанна Златоуста, использует стилевую манеру Нестора. В произведении рассказывается о гонениях на Авраамия со стороны местного духовенства, которое завидовало его популярности и любви народа. Автор описывает тяжелые физические и душевные муки героя, его тернистый путь к всеобщему признанию.

Период борьбы с монголо-татарами и шведско-немецкой интервенции ознаменован написанием княжеских Ж.: Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Михаила Всеволодовича Черниговского, Довмонта-Тимофея, Дмитрия Донского. В 1270-1280-х книжник Владимирского Рождественского монастыря написал "Житие Александра Невского". Автор произведения называет себя современником Александра, "самовидцем" его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников. Приступая к описанию "святой, и честной, и славной" жизни князя, он приводит слова пророка Исайи (см. Йешаяѓу ) о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. В Ж. создан образ мужественного князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика, показаны наиболее значительные события из его жизни - битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, дипломатические отношения с Золотой Ордой и Папой Римским. Александр Ярославич является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории - Иосифа, Самсона, Соломона (см. Шеломо ), а также римского царя Веспасиана. "Житие Александра Невского" стало образцом для княжеских жизнеописаний, его влияние ощутимо в "Повести о Довмонте", в "Сказании о Мамаевом побоище", в "Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского".

В 14 - начале 15 в. формируется идеология централизованного государства, укрепляется авторитет великокняжеской власти, в литературе на первый план выдвигается нравственный идеал человека, целеустремленного, стойкого, способного к самопожертвованию во благо народа. Неизвестный автор создал "Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского", главным героем которого является московский князь - победитель монголо-татарских завоевателей, идеальный правитель всей Русской земли. После победы Дмитрия Ивановича над Мамаем "бысть тишина в Руской земли". При этом отмечается, что подобно Давиду, помиловавшему детей Саула, великий князь был милостив к провинившимся перед ним: "повинных же прощааше".

Выдающимся русским агиографом первой четверти 15 в. был Епифаний Премудрый, написавший "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского" (см. - Т. К.). Писатель стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, превыше всего ставящего общее дело - дело укрепления Русского государства. В "Житии Стефана Пермского" прославляется миссионерская деятельность русского монаха, ставшего епископом в далекой коми-пермяцкой земле, показывается торжество христианства над язычеством. "Житие Сергия Радонежского" посвящено известному церковному и общественно-политическому деятелю, создателю и игумену подмосковного Троицкого монастыря. Будучи прекрасно образованным и начитанным, Епифаний Премудрый владел множеством литературных форм и оттенков стиля, талантливо включал в сочинения библейские цитаты и литературные реминесценции, мастерски использовал риторически изощренный стиль "плетение словес", сочетая стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития.

Во второй половине 16 в. русский писатель и публицист Ермолай-Еразм создал "Повесть о Петре и Февронии Муромских", в которой рассказывает историю любви князя и крестьянки. Автор сочувствует героине, восхищается ее умом и благородством в борьбе против бояр и вельмож. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому, корыстному поведению ее высокородных противников. В произведении с необычайной силой прославляется сила и красота женской любви, которая способна преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. В повести отсутствуют характерные для Ж. описания благочестивого происхождения героев, их детства, подвигов благочестия, ореолом святости окружается не аскетическое монашество, а идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое единодержавное управление своим княжеством. После канонизации Петра и Февронии на соборе 1547 это произведение получило распространение как Ж.

В 17 в. жанр Ж. трансформируется в бытовую повесть, эти изменения ярко прослеживаются в "Повести о Юлиании Лазоревской", написанной ее сыном Дружиной Осорьиным. Автор создает образ энергичной русской женщины, образцовой жены и хозяйки, терпеливо переносящей испытания. Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни и служения людям.

Следующий шаг по пути сближения Ж. с реальной действительностью сделал протопоп Аввакум в своем знаменитом Ж.-автобиографии. В 1640-е встал вопрос о проведении церковной реформы, которая вызвала мощное антифеодальное и антиправительственное движение - раскол, или старообрядчество. Идеологом старообрядчества был протопоп Аввакум, который в 1672-1673 создал свое лучшее творение - "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное".

Характер Аввакума раскрывается как в семейно-бытовом плане, так и в его общественно-политической жизни, воссоздается образ стойкого, мужественного и бескомпромиссного русского человека. Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадит и самого царя, хотя царскую власть считает незыблемой. Тесное переплетение личного и общественного превращает данное Ж. из автобиографического повествования в широкую картину социальной и общественно-политической жизни своего времени. В стиле Ж. органично сочетается сказовая форма с проповедью, что и обусловило сочетание церковно-книжных элементов языка с диалектными. Новаторством протопопа Аввакума является то, что он решился написать свое собственное "Ж." и создал блестящее произведение автобиографического жанра, до той поры в зачаточном виде существовавшего в русской литературе. Основной удар своей обличительной критики Аввакум направил против реформ патриарха Никона. Человек громадной энергии и силы духа, Аввакум показал себя мастером полемики и агитации. Никакие пытки и истязания, ссылки, гонения, уговоры царя и бояр, обещания земных благ за отказ от своих убеждений не могли заставить Аввакума прекратить борьбу против "блудни еретической".

В православии в настоящее время особой распространенностью пользуются сюжеты из Ж. следующих угодников Божьих: Иоанна Крестителя; святого первоверховного Апостола Петра; святого первоверховного Апостола Павла; Апостола Андрея Первозванного; благоверного великого князя Александра Невского (1220-1263); великомученицы Варвары (3 - начало 4 в., пострадала за Иисуса Христа ок. 306); равноапостольного великого князя Владимира (ок. 960-1015); великомученика Георгия Победоносца; великомученицы Екатерины (казнена между 305 и 313); святого пророка Илии; Апостола и евангелиста Иоанна Богослова; святителя Иоанна Златоуста; праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908); блаженной Ксении Петербургской (18 - начало 19 в.); святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (конец 3 - первая половина 4 в.); равноапостольной великой княгини Ольги (10 в.); великомученика и целителя Пантелеимона (3-4 вв.); преподобного Серафима Саровского; преподобного Сергия Радонежского; сорока мучеников севастийских (4 в.) и др.

Т. П. Казакова


Поделиться:

- (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… … Википедия

ЖИТИЕ, жития, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар., теперь шутл.). Благоденственное и мирное житие.… … Толковый словарь Ушакова

См … Словарь синонимов

житие - житие’м житие’, житие’м … Словарь употребления буквы Ё

Житие, я, житием, в житии[не житиё, ём]; мн. жития, ий … Русское словесное ударение

Житие, жития, жития, житий, житию, житиям, житие, жития, житиём, житиями, житии, житиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

житие - ЖИТИЕ, я, ср Текст, содержащий описание жизни святого, т.е. канонизированного христианской церковью церковного или государственного деятеля, мученика или аскета, включающий в себя биографические данные, молитвы, поучения и т.д. Житие упоминает о… … Толковый словарь русских существительных

I ср. 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. Изложение наиболее значительных фактов жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. II ср. 1. Временной период от рождения до смерти человека или животного;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Я; ср. 1. Жизнеописание какого л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского. 2. Разг. = Жизнь (2, 4 5 зн.); житьё. Беспечальное ж. ◁ Житийный, ая, ое (1 зн.). Ж ая литература. Ж ые сказания … Энциклопедический словарь

Житие - религиозно нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая , . Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, взятое из Четии-Минеи 6 декабря и 9 мая, и из книги: Служба, житие и чудесаиже во святых отца нашего…
  • Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары , Злых Н.. Житие преподобномучениц, составленное известным церковным писателем, агиографом, кандидатом исторических наук архимандритом Дамаскином, известным православнымчитателям как исследователь…

Житие

житие , жития, ср.

1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк. ). Жития святых.

| То же, что (книж. устар. ).

2. То же, что (книж. устар. , теперь шутл. ). Благоденственное и мирное житие. Беззаботное житие.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Житие

жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры древнерусской литературы

Пример: "Житие Феодосия", "Житие Александра Невского"

* "XI веком датируются... первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Житие

, я , ср.

1. Жизнеописание святых или каких-то лиц, канонизированных церковью.

* Агафья рассказывает ей [Лизе] не сказки: мерным и ровным голосом рассказывает она житие Пречистой Девы, житие отшельников . // Тургенев. Дворянское гнездо // *

2. Жизнь.

* [Пимен :] А сын его Феодор? На престоле он воздыхал о мирном житие Молчальника . // Пушкин. Борис Годунов // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Житие

жити’е (Быт.6:9 ; Быт.37:2 ; Иер.32:37 ; 1Пет.3:1 ,2,16; 1Тим.4:12 ; 2Тим.3:10 ) - жизнь, образ жизни.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Житие

религиозно-нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых - мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных, государственных и ученых мужей, выдающихся церковных деятелей, оставивших неизгладимый след в христианской культуре. В жанре агиографии оставили свой след Афанасий Великий, Григорий 1 Великий, Григорий Турский, Беда Достопочтенный, Петр Дамиан и др. Предыстория житийного жанра уходит своими корнями в античный биографизм Плутарха и Тацита. Его непосредственным основанием являются Четвероевангелие и Деяния Апостолов, рассказывающие о земной жизни Христа и подвижнической деятельности Св. Апостолов. Начиная с V в. стали широко распространяться житийные сборники - патерики . Житийный жанр составил неотъемлемую принадлежность христианской, западной и восточной (византийской) литературы. Его религиозноцерковное предназначение заключалось в том, чтобы способствовать широкому распространению почитания христианских святых.

Проблема достижения состояния святости и то, как она освещалась в житиях, была рассмотрена в работах русского культуролога П. М. Бицилли. «Кто знаком с житийной литературой средневековья, - писал исследователь, - знает, какую ничтожную роль в житиях святых - по крайней мере, до периода возбуждения исторического понимания под влиянием мистики - играет для агиографов проблема достижения святым святости. Святой или сразу выступает на историческом поприще уже "совсем готовым" святым, или же глухо упоминается о его внезапном "обращении". Отчасти правда эта вытекает из условий осведомления о святом: его узнают лишь с того момента, когда он начинает действовать как святой; однако мы хорошо знаем, что отсутствие материала редко когда рассматривалось агиографами как препятствие: на худой конец - и это постоянное явление - недостающие сведения восполняются готовыми шаблонами. Если "предыстория" святого обычно опускалась, то потому, что о ней просто не думали» (Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.-С. 159).

Результаты познавательных усилий писателей - агиографов (от греч. hagios - святой и grapho - описывать) позволяют выявить типические особенности христианского сознания в его наиболее ярких проявлениях. При этом авторское «я» полностью растворялось в повествовании, не обнаруживало себя никакими характерными проявлениями. Это обстоятельство составляло одну из важнейших отличительных особенность данного жанра: автор считал свой труд служением Богу, воспринимал свое «я» как ничтожно малую величину, недостойную внимания и упоминания. По сравнению с фигурой изображаемого святого она представлялась ему самому совершенно незначительной.

Другая особенность заключалась в однозначности морально-психологических рисунков, изображающих духовные метаморфозы христианских святых. Это проистекало не от слабости интеллектуальных ресурсов авторов жизнеописаний и не от их равнодушия к тому неповторимому, что присутствует в каждой отдельной судьбе, а от стремления выявить и обозначить самое главное и наиболее характерное в тех метаморфозах, которые происходят в человеке под воздействием Духа Святого.

Личность в житии предстает, как правило, в трех основных состояниях - обыкновенном, повседневно-обыденном, затем переходном, кризисном, переломном и, наконец, в состоянии, отвечающем критериям святости. Подчеркиваются высокий драматизм, сложность и трудность совершающегося преображения. В конечном счете перед подвигом веры во славу Божью отступают все мирские привязанности страстотерпца, его любовь к родителям, дому, богатству, если таковое имелось, и т.д. Через аскезу и молитвы преодолевается несовершенство человеческого естества.

Посредством житийных писаний формируется этическая парадигма, идеальный тип, представляющий высший нормативный образец христианского мироотноше- ния. В этом типе тон задает новозаветная парадигма трансформации фарисея Савла в апостола Павла, которая, однако, существенно видоизменяется. В Новом Завете фактически нет сведений о психодинамике преображения Савла в Павла, а есть история двух полярных типов - фанатичного гонителя христиан и неустрашимого апостола. Агиографический жанр, сосредоточенный на сюжетах преображения, тщательно выписывает траектории восхождений будущих святых от их «естественного», дохристианского состояния к просветлению. Но это, по преимуществу, внешние знаки и свидетельства преображения, а не внутренняя борьба мотивов. У читателя остается впечатление о внутреннем перерождении как мгновенном акте, совершающемся как бы за пределами физического времени.

Еще одно характерное отличие происходящей духовной трансформации обнаруживается в том, что если преображение Павла совершилось как бы помимо его воли, то преображения с житийными героями - это чаще всего метаморфоза, происходящая в соответствии с их свободным решением, движимая их свободной волей.

Ранняя христианская агиография отличается целым рядом существенных особенностей:

Тиражирование нескольких типовых моделей дианойи (перестройки души) - метанойи (перестройки ума):

1) превращение язычника в христианина, пронизанное пафосом борьбы с языческими искушениями;

2) превращение обычного христианина в праведника;

3) неустанная борьба праведника с множеством соблазнов и искушений плоти, которые продолжают смущать его и в уединении и отдалении от мирской суеты;

Нормативная идеализация, предполагающая «подверстывание» всего эмпирического материала под житийный канон;

Интерес не столько к внешней и внутренней жизни личности святого, сколько к тому, в какой степени и в каких формах обнаруживается ее причастность к христианской идее, к миру религиозного долженствования, к идеалу святости;

Преобладание тона суровой нормативности, благочестивой дидактики, морализирующего назидания, имеющих своей целью «услаждение души, стремящейся к добродетели»;

Сквозной характер антитез между сущим и должным, земным и небесным, плотским и духовным, тщетой благ мирских и величием райского блаженства;

Присутствие фольклорных мотивов, связывающих жизнеописание с глубокими культурными традициями дохристианского прошлого и стереотипами народного мировосприятия;

Предельно серьезный тон повествования, исключающий какие-либо признаки смехового начала;

Феноменология намеренного антиэстетизма описаний, подчеркивающих бренность всего земного, плотского, обесценивающих последнее, указывающих на его несопоставимость с красотами христианской духовности и высшего благочестия; итог стратегии антиэстетизма оказывался парадоксальным, но, вместе с тем, вполне соответствующим библейской традиции «извлечения драгоценного из ничтожного» (Иер. 15, 19): из земного праха взрастала христианская добродетель смиренного самоотвержения, достигающая степени ослепительной святости. Посредством житийных писаний складывалась философско-этическая парадигма, формировался идеальный тип, представляющий высший нормативный образец христианского мироотно- шения.

Древняя Русь, воспринявшая православие от Византии, отнеслась с большим вниманием к агиографическим сочинениям: стали появляться многочисленные переводы византийских жизнеописаний святых. Впоследствии в этом жанре стали творить и первые русские церковные писатели-летописцы, создавшие жития об убиенных князьях Борисе и Глебе, о христианском мыслителе Феодосии Печерском, Александре Невском, Сергии Радонежском и др. Страдания и нравственные подвиги святых расценивались как свидетельства их избранности, как знаки отмеченности Божьим покровительством.

В XV в. в Москве под руководством митрополита Макария был создан свод агиографических повествований «Великие Минеи-Четии». В нем были собраны жития ряда латинских (католических), греческих (византийских) и русских святых. На рубеже XVII -XVI11 вв. митрополит Дмитрий Ростовский подготовил многотомный свод жизнеописаний святых.

Древнерусские агиографические сочинения, рассредоточенные по рукописным сборникам XV-XVIII вв. и сгруппированные в специальных изданиях - это не только жанр душеспасительного чтения и одна из составляющих историко-литературного процесса, но еще и важный источник вне- религиозной и внелитературной информации. Изучение агиографических творений привело исследователей в выводу о том, что историческая эволюция житийной литературы совершалась в соответствии с той же логикой, с какой происходил переход живописи от иконы к портрету: нормативная роль канона постепенно ослабевала, а фактологическая сторона содержания становилась все более представительной. В итоге стало возможным появление произведений такого рода, как «Житие протопопа Аввакума». Это уже маргинальное сочинение, в котором смешаны жанры жития, исповеди, проповеди, авантюрного романа. От него тянется нить преемственности уже к сугубо художественным произведениям, авторы которых использовали элементы агиографии как литературный прием, позволявший придать повествованию особую, возвышенно-архаизированную направленность. К литературным произведениям такого рода следует отнести роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы » (1880) как часть задуманного «сверхромана» «Житие великого грешника Отца Сергия » (1898) Л. Н. Толстого, «Соборян » (1872) Н. С. Лескова, «Жизнь Василия Фивейского » (1904) Л. Н. Андреева, «Святого Евстафия » (1915) и «Матфея Прозорливого » (1916) И. А. Бунина, «Плаху » (1986) Ч. Айтматова и др. В западной литературе элементы агиографии использовали в своем творчестве Т. С. Элиот, К. Г. Честертон, Р. Брандштеттер и др. писатели.

В XIX в. светские ученые обратили внимание на способность этих литературных памятников служить источником научно- теоретических, социогуманитарных, исторических знаний об основании монастырей, строительстве храмов, важных церковногосударственных, политических событиях, трагических коллизиях княжеских усобиц и борьбы с вражескими нашествиями. Русский филолог, исследователь древней иконописи Ф. И. Буслаев считал агиографию чрезвычайно важным источником, дающим ценную информацию по истории древних обычаев и нравов.

Ярким свидетельством этого может служить магистерская диссертация русского историка В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник » (1871). Университетский учитель Ключевского, историк С. М. Соловьев предложил своему ученику рассмотреть подвижническую деятельность русских святых, монахов-отшельников какодно из проявлений внутренней колонизации России. Возникающие в северных лесах скиты, монастыри составили одну из линий колонизации Русью ее собственных, неосвоенных географических пространств. Ключевский сформулировал ряд тезисов относительно использования агиографии в научно-исследовательских целях: «1. По литературной части жития биографические факты служат в нем только готовыми формами для выражения идеального образа подвижника. 2. Из описываемой жизни житие берет лишь такие черты, которые идут к означенной задаче. 3. Избранные черты обобщаются в житии настолько, чтобы индивидуальная личность исчезла в них за чертами идеального типа. 4. Агиобиограф и историк смотрят на описываемое лицо с различных точек зрения: первый ищет в нем отражения отвлеченного идеала, второй - индивидуальных отличительных черт. 5. Обилие и качество биографических фактов в житии находятся в обратном отношении к развитию чествования святого, к торжественности повода, вызвавшего житие, и к хронологическому расстоянию, лежащему между кончиной святого и написанием жития». Ключевскому удалось усмотреть в агиографии не только материал для историка, но и более широкие познавательные возможности социологического и антропологического характера. Он писал: «Читая жития, мы присутствуем при двух основных процессах нашей древней истории: мы встречаемся лицом к лицу с древнерусским человеком, который, вечно двигаясь с крестом, топором и сохой, в зипуне и в монашеской рясе, делал одно немалое дело - расчищал место для истории от берегов Днепра до берегов Северного Океана и в то же время, несмотря на такую растяжимость, умел собрать силы на создание государства, сдержавшего и вторжения с Востока и пропаганду с Запада».

Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.

Жанры религиозной литературы

Древняя Русь обретала свою письменность вместе с которые были привезены из Византии греческими священниками. Да и первая славянская азбука, как вы знаете, была разработана солунскими братьями, Кириллом и Мефодием. Поэтому именно церковные тексты стали тем по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились псалмы, жития, молитвы и проповеди, церковные легенды, поучение и повесть. Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались в жанры светских произведений. Другие же остались строго в церковных рамках. Давайте разберемся, что такое житие. Определение понятия следующее: это произведения, посвященные описанию жизни и деяний святых. Речь не идет только об апостолах, продолживших проповедническую деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и пострадавшие за веру.

Характерные признаки жития как жанра

Отсюда следует первый отличительный признак того, что такое житие. Определение включало в себя некоторое уточнение: во-первых, оно составлялось о реальном человеке. Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого. Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.

Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества. Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались. И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык. Здесь много обращений, слов и выражений с библейской символикой.

Исходя из вышесказанного, что такое житие? Определение можно сформулировать так: это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.

Жития преподобных

Житийные произведения долгое время были самыми популярными в древней Руси. Писались они по строгим канонам и, по сути, раскрывали смысл человеческой жизни. Одним из самых ярких образцов жанра является «Житие преподобного Сергия Радонежского», изложенное Епифанием Премудрым. Тут есть все, что должно быть в этого типа: герой происходит из благочестивой семьи праведников, послушных воле Господней. Божий промысел, вера и молитвы поддерживают героя с детства. Он кротко переносит испытания и уповает только на Божью милость. Осознав важность веры, свою сознательную жизнь герой проводит в духовных трудах, не заботясь о материальной стороне бытия. Основу его существования составляют посты, молитвы, укрощение плоти, борьба с нечистым, аскетизм. Жития подчеркивали, что их персонажи не боялись смерти, исподволь готовились к ней и принимали свой уход с радостью, так как это позволяло их душам встретиться с Богом и ангелами. Заканчивалось произведение, как и начиналось, славословием и восхвалением Господа, Христа и Духа Святого, а также самого праведника - преподобного.

Перечень житийных произведений русской литературы

Перу русских авторов принадлежит около 156 текстов, относящихся к жанру жития. Первые из них связаны с именами князей Бориса и Глеба, предательски убитых своим же братом. Они же стали и первыми русскими христианскими мучениками-страстотерпцами, канонизированными православной церковью и считающимися заступниками государства. Далее были созданы жития князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других видных представителей земли русской. Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума - непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век). По сути, это первая автобиография, рождение нового

В литературе есть четкое определение, что такое житие. Это рассказ о жизни и подвигах деятелей христианской церкви, которые были удостоены звания святых. Со временем житие видоизменились, но главная суть -прославление достойного человека, в них осталась.

Рассказы о святых были включены в сборники и появились на Руси в одно время с новой религией – христианством. Они сразу же полюбились в кругу грамотных людей и стали читаться с большим интересом.

Задача жития

Рассказы были построены таким образом, чтобы читателю было понятно, почему историческое лицо было названо святым. Что такое житие, понятно, если разобраться, какие задачи ставили перед собой авторы писаний.

Основная задача жития – прославление святого, была реализована за счет воспевания его храбрости, отваги, умения справляться с трудностями. Например, в житие об Александре Невском можно прочитать красочное описание известной Невской битвы, когда Александр въехал на своем скакуне прямо на палубу вражьего корабля.

Структура писаний

Каждое житие построено по единому образцу. Обязательно должны быть описаны сведения из истории, географии, иногда экономики того места, где жил святой. Поэтому житие является источником для историков, из которого они могут почерпнуть различную информацию дней минувших.

Известны случаи, когда святыми признавали обычных людей, которые ничего героического в жизни не совершили. Им приписывали совершение чудес, которые произошли уже после их смерти. Еще бывало писали о вымышленных героях.

Со временем в жанр житие добавили так же рассказы о жизни человека, что практически заслоняло рассказы о подвигах святых. Писатели стремились показать, что жизнь простого человека, который помогает другим, ничем не отличается от жизни мучеников, убитых в далеком прошлом и этот человек заслуживает должного уважения.