Ремонт динамика - пособие в картинках. Ремонт динамика - пособие в картинках Всем привет любителям хорошего звука

Современная акустика для автомобиля довольно дорого стоит, поэтому автолюбителям часто приходится использовать старую отечественную технику в автомобиле, в частности речь идет о динамических головках. Некоторые виды таких динамиков (такие, как 50ГДН/70ГДН/100ГДН и т.п.) довольно хороший вариант даже для автомобильных сабвуферов, они рассчитаны на ГОСТ-овские ватты, так, что современными усилителями их не спалить.

Проблема использования таких динамиков заключается в том, что в некоторых из них использовались поролоновые подвесы, которые со временем пришли в негодность и подлежат замене. Головки 50 и 70ГДН 10-и дюймовые и найти резиновые подвеса к ним довольно проблематично, поэтому есть несколько альтернативных решений для ремонта этих динамиков.

Если подвес поврежден местами, а не целиком, то для начала нужно склеить частицы подвеса, использовать можно любой клей, в том числе и ПВА, после того, как клей подсох, мы получаем в какой -то мере цельный подвес, но этим ремонт не завершен.

Силикон или силиконовый герметик своего рода клей, который при высыхании превращается в довольно хорошую резиновую поверхность. Он не боится суровых рабочих условий, также стойкий к погодным перепадам, следовательно, это то, что нам нужно в качестве материала подвеса.
Силикон имеет очень неприятный запах, поэтому всю операцию стоит проводить на чистом воздухе, а то можно и отравиться!

Для работы вам скорее всего будут нужны резиновые перчатки, но и без них работу можно довести до ума.
Всего лишь нужно пальцем ровно намазать силикон по всему периметру подвеса, таким образом, на поролоновом подвесе образуется слой толстой резины — это и нам нужно. Силикон высыхает за 1-2 суток, после высыхания неприятный запах пропадает.

В итоге если работать аккуратно, ровно усаживая силикон, то качество нашего подвеса будет на ровне с промышленным, за исключением того, что промышленные (даже резиновые) подвеса боятся температурных перепадов, а при длительной работе деформируются и местами обрываются, в случае нашего подвеса, всего этого не будет,поскольку силикон обладает большой стойкостью и к влажности и к температурным перепадам, а за счет своей гибкости и эластичности не будет деформироваться даже через несколько лет.

Этот метод мне подсказал один хороший друг — довольно известная личность в этой области и именно благодаря его методу таким образом восстановил свыше 20 динамических головок типа 50ГДН и даже сейчас они работают прелестно!.

На сегодня, количество любителей хорошего звука, которые просто выкидывают захрипевший динамик не уменьшается! При этом затраты на аналог могут составить ощутимую сумму. Думаю что нижеизложенное поможет починить динамик любому, кто имеет руки, которые растут из нужного места.

Имеется в наличие - чудо дизайнерской мысли, когда то бывшее колонкой S-30 (10АС-222), теперь выполняющее функции одного из автосабов. Пациент через неделю, после мутирования стал проявлять признаки заболевания - издавал посторонние призвуки при отрабатывании басовых партий, чуть похрипывал. Было принято решение провести вскрытие.

После вскрытия на божий свет из тела пациента был извлечён больной орган - НЧ динамик 25ГДН-1-4 86 года выпуска. Орган явно нуждался в операции - при аккуратном нажатии на диффузор раздавался посторонний призвук (очень похожий на тихий щелчок), а при прозвонке различными тонами (вырабатываемых программой nchtoner) раздавалось явно слышное пошкрябывание-потрескивание при большом ходе диффузора и при подавании сверхнизких (5-15Гц) частот. Было принято решение трепанировать данный орган

Сначала у пациента были отпаяны гибкие подводящие провода (со стороны контактных площадок)

Затем растворителем (646 или любой другой, способный растворить клей, типа "Момент") при помощи шприца с иглой было смочено место склейки пылезащитного колпачка и диффузора (по периметру)...

Место приклеивания центрирующей шайбы к диффузору (по периметру)...

И место приклеивания самого диффузора к корзине диффузородержателя (опять же по периметру)

В таком состоянии динамик был оставлен на минут 15 с периодическим повторением предыдущих трёх пунктов (по мере впитывания/испарения растворителя)

Внимание! При работе с растворителем следует соблюдать меры безопасности - не допускать попадания на кожу (работать в резиновых перчатках!) и слизистые оболочки! Не есть и не курить! Работать в хорошо проветриваемом помещении!

При смачивании - пользоваться небольшим количеством растворителя, избегая попадания его на место приклеивания катушки и центрирующей шайбы!

В зависимости от типа растворителя и температуры воздуха, через 10-15 минут сказанных выше операций с помощью острого предмета можно аккуратно поддеть пылезащитный колпачок и снять его. Колпачок должен либо отойти очень легко, либо оказать очень слабое сопротивление. Если нужно прилагать значительное усилие - повторите операции со смачиванием его краёв растворителем и ожиданием!

После отклеивания колпачка - аккуратно выливаем остатки растворителя из углубления около оправки катушки (путём переворачивания пациента).

К этому времени успевает отклеится центрирующая шайба. Аккуратно, не прилагая усилий, отделяем её от корзины диффузородержателя. при необходимости - повторно смачиваем место склейки растворителем.

Смачиваем место приклейки диффузора к диффузородержателю. Ждём... Смачиваем снова и опять ждём... Минут через 10 можно попробовать отклеить диффузор. В идеале он без усилий должен отделится от диффузородержателя (вместе с катушкой и центрирующей шайбой). Но иногда требуется ему немного помочь (главное - аккуратность! Нельзя повреждать резиновый подвес!!!)

Очищаем места склейки от старого клея и просушиваем разобранный динамик. Осматриваем разобранного пациента на предмет нахождения неисправности. Смотрим на катушку. При отсутствии на ней потёртости и отклеившихся витков - оставляем её в покое. При отклеивании виточка - приклеиваем его обратно тонким слоем клея БФ-2.

Внимательно осматриваем место крепления подводящих проводков к диффузору. Так и есть - у пациента наиболее часто встречающаяся у старых динамиков имеющих большой ход диффузора неисправность. Подводящий проводок в месте крепления перетёрся/переломился. О каком контакте может идти речь, когда всё висит на пропущенной в центр проводка нитке!

Аккуратно отгибаем медные "усики"...

И отпаиваем подводящий проводок.

Повторяем операцию для второго проводка (даже если он ещё жив - болезнь легче предупредить!)

Обрезаем подводящие проводки по месту излома...

И облуживаем получившиеся кончики (само собой - сначала используем канифоль). Тут необходима аккуратность! Используйте малое количество лёгкоплавкого припоя - припой впитывается в проводок, как в губку!

Аккуратно припаиваем проводок на место, загибаем медные "усики" и проклеиваем клеем (Момент, БФ-2) место прилегания проводка к диффузору. Запоминаем - паять проводок к крепёжным "усикам" - нельзя! Иначе как проводки можно будет поменять снова лет через десять?

Собираем динамик. Ставим диффузор со всем "хозяйством" в диффузородержатель, ориентируя проводки к местам их крепления. Затем проверяем правильность полярности - при подсоединении 1,5В пальчиковой батарейки к выводам, при подключении "+" батарейки к "+" динамика - диффузор будет "выпрыгивать" из корзины. Ставим диффузор так, что бы его "+" подводящий проводок был у обозначения "+" на корзине динамика.

Припаиваем подводящие проводки к контактным площадкам. Обращаем внимание, что длинна проводков уменьшилась почти на полсантиметра. Поэтому паяем их не как было на заводе - к отверстию в пластине, а с минимальным запасом, для сохранения длины.

Центрируем диффузор в его корзине с помощью фотоплёнки (или плотной бумаги), которую помещаем в зазор между керном и катушкой. Главное правило - помещаем центрировку равномерно по периметру, для соблюдения одинакового зазора. Количество (или толщина) центрировки должна быть такой, что бы при небольшом высовывании диффузора наружу он свободно держался на ней и не проваливался внутрь. Для динамика 25ГДН-1-4 для этого достаточно 4-ёх кусочков фотоплёнки, помещаемых попарно друг перед другом. Длинна фотоплёнки должна быть такой, что бы она не мешала, если положить динамик на диффузор. Для чего - читайте ниже. Приклеиваем диффузор. Пользуемся показанием к используемому клею (рекомендую "Момент", главный критерий выбора, что бы клей в дальнейшем можно было растворить растворителем). Я обычно высовываю диффузор на 1-1,5 см вверх, что бы центрирующая шайба не касалась корзины диффузородержателя, затем кисточкой наношу на неё и корзину тонкий слой клея, выжидаю и плотно всовываю диффузор внутрь, дополнительно прижимаю шайбу к корзине по периметру с помощью пальцев. После чего приклеиваю диффузор (в вдвинутом состоянии, не допуская перекоса).

Оставляем динамик в перевёрнутом виде на несколько часов под грузом (вот по этому наша фотоплёнка и не должна выступать за плоскость диффузора!)...

После чего проверяем динамик на верность сборки. Достаём центрировку и аккуратно проверяем пальцами ход диффузора. Он должен ходить легко, не издавая призвуков (касанья катушки и керна быть не должно!). Подсоединяем динамик к усилителю и подаём на него низкочастотные тона небольшой громкости. Посторонние призвуки должны отсутствовать. При неправильном приклеивании (допущен перекос и т.д.) -динамик нужно расклеить (смотри выше) и собрать заново, соблюдая аккуратность! При качественной сборке мы в 99% получим полностью рабочий динамик.

Промазываем клеем кромку пылезащитного колпачка, выжидаем и аккуратно приклеиваем его к диффузору. Тут необходима аккуратность и точность - криво наклеенный колпачок не влияет на качество звука, зато очень портит внешний вид динамика. при приклеивании нельзя нажимать на центр колпачка!!! Он от этого может прогнуться и придётся его отклеивать, выпрямлять, промазывать изнутри тонким слоем эпоксидки для прочности и приклеивать обратно.

Выжидаем, пока полностью произойдёт склейка всех частей (около суток) и ставим готовый динамик на его место. Наслаждаемся звуком, который ничем не хуже, чем у нового заводского аналогичного динамика.

Вот и всё, теперь вы видите, что починить динамик - лёгкое дело. Главное - неторопливость и аккуратность! Так за час не спеша можно починить практически любой НЧ или СЧ динамик отечественного или импортного производства (для расклейки импортных динамиков зачастую требуется более мощный растворитель, например ацетон или толуол, аккуратно - они ядовиты!!!) имеющий аналогичный дефект.

Да, после операции у бывшего больного открылось второе дыхание и весёлые жёлтые сабы продолжают делать свой нелёгкий басовый труд.

На вторичном рынке акустических систем достаточно часто можно встретить продукцию фирмы «Mitsubishi» - АС «Diatone» с «задубевшими» подвесами из ткани. В звучании этих АС присутствует бубнение, ослабление нижнего регистра и тусклость звучания. Вернуть гибкость тканевых подвесов можно при помощи простых манипуляций.

Сначала готовится раствор: смесь ¼ часть пластификатора от отечественного эпоксидного клея и ¾ части ацетона.

Затем снимаются НЧ и СЧ динамики. НЧ динамик ложится лицевой частью вниз на подставки, чтобы диффузор ни касался поверхности и не сминал подвес. Кисточкой наносится приготовленный раствор на внутреннюю часть тканевого подвеса, оставляется на 10-15 минут, а затем процедура повторяется.

Через 24 часа проводится проверка состояния гибкости подвеса и при необходимости пропитка проводится еще раз.

Ацетон, входящий в состав смеси, растворяет старый пластификатор и новый, смешиваясь с ним, пропитывает ткань. После испарения ацетона, свежий пластификатор не позволяет старой пропитке «задубеть».

Если тканевый подвес НЧ динамика имеет небольшой порез, то он обрабатывается свежим (достаточно жидким) резиновым клеем Последовательно через интервал времени 20-30 минут наносятся два восстанавливающих слоя. Покрытие происходит таким образом, чтобы место разрыва сохраняло первозданную форму. Клей, наносится изнутри и создает заплатку на тканевом подвесе, герметизирующую внутренний объем АС.

Обработка и восстановление тканевого подвеса НЧ динамика происходит с внутренней стороны, при этом лицевая сохраняет минимальные следы вмешательства.

Гофрированный подвес у СЧ динамика пропитывается, без съема защитной сетки, как показано на фото, при помощи тонкой медной проволоки и кусочка ваты.

Вата прокалывается проволокой, затем складывается пополам, и тем самым обеспечивается фиксация тампона.

Белое кольцо вокруг купола обязательно обрабатывается, так как является важной частью перехода из жесткого купола в мягкий подвес.

Описанным способом восстановлена гибкость тканевых подвесов АС «Diaton DS-1000». Помимо ожидаемого увеличения басов и отсутствия «бубнения» приятным дополнением стало повышение «воздушности» и «яркости» воспроизведения музыкальных фонограмм. Рецепт состава значительно дешевле и доступнее оригинальных «фирменных» пропиток из Японии и подойдет для обработки любых динамиков с тканевым подвесом.

С момента обработки динамиков прошло более месяца. Гибкость подвесов сохраняется на прежнем уровне.

Недавно, в качестве эксперимента была обработана пара 4А32 Ломо 1975г.

Заводские параметры Fрез. для обоих головок были указаны 50 Гц. Замер показал 52 и 60 Гц. На следующий день, после обработки с обоих сторон воротника жидкостью - 49 и 57 Гц.

Пропитка более тонких бумажных диффузоров, например 4ГД8е или 2ГД36, выявила "расползание" на диффузор пластификатора после сушки. Однако, если диффузор или его край был предварительно пропитан клеем ПВА этого не происходит.

О пропитке диффузора клеем ПВА и другими "доступными" средствами - в другой статье.

Мошев Станислав ака Ky3ne4ik

Акустический динамик одновременно сложное и простое устройство. Так он в себе сочетает некую гениальность и простоту ей свойственную, ведь по сути при колебании диффузора излучаются звуковые механические волны (низкой частоты), которые и слышит наше ухо. Однако такая простота требует точности, ведь любое осевое смещение относительно движущей электромагнитной силы в катушке, будь то смещение литой корзины или диффузора или подвеса, приведет к тому, что появиться дополнительное сопротивление, а что еще хуже искажение воспроизводимых звуковых волн. Именно поэтому динамик требует определенных технологий при его производстве, а соответственно и при его ремонте. Именно о ремонте динамика, а вернее о замене его подвеса, мы и расскажем в нашей статье.

Пример замены подвеса будет приведен на широкополосном динамике 10 ГД-36. Изначально подвес выполнен из поролона, материал очень подходящий для подвеса, так как легкий и эластичный, но с одним минусом - он недолговечный. Именно участь тлена, чему подвержено все на нашей планете и постигла подвес, который будет заменен на резиновый. Благо подвесы для динамиков в наше время можно купить в интернет - магазинах, при этом самых разных типоразмеров. Именно наиболее подходящий подвес и должен быть подобран для динамика. Под наиболее подходящим подвесом мы подразумеваем условие, когда поверхности для приклеивания выходят на диффузор и на корзину динамика.
Теперь давайте непосредственно к процессу замены подвеса. Вот в таком виде были динамики до ремонта. Подвесы превратились в тлен, что случается и о чем мы говорили...


Надо сперва оторвать резиновое кольцо по периметру. Затем удалить то, что осталось от старого подвеса.


Теперь самая муторная часть работы - отмыть остатки подвеса и старого клея от корзины. Используем ацетон. Много ацетона и ватные палочки. Должно получиться как-то так.


Включаем вытяжку, выгоняем пары и отмываем сам диффузор. Тут надо аккуратно, дабы не помять диффузор.

Затем отклеиваем рупорок. Для этого мочим мягкую кисть и мочим ацетоном ВНУТРИ рупорка. Ждем 2-3 и аккуратно поднимаем его. Ни в коем случае не мочим по внешнему периметру - отклеится звуковая катушка, а этот уже тянет на сборку динамика от А до Я. Так скажем проблем поприбавится, особенно с центрированием катушки и ее обратным приклеиванием.


Между керном магнита и катушкой вставляем то, что будет центрировать диффузор во время работы. Кто-то использует фотопленку, у нас это бумага.

Важно также по возможности не смещать диффузор вверх или вниз. При этом диффузор не должен быть приклеен внатяг. В противном случае его жесткость возрастет, резонансная частота сместится, чувствительность упадет. В общем, стараемся все восстановить как было... Обрезаем новый подвес по рискам на нем же, там все понятно как.


Новый подвес мажем клеем. Ничего страшного, что его покорежило - подсохнет - выпрямится.


Намазываем клеем корзину и диффузор. Видно, что подвес уже распрямился.

Собираем динамик. Тут есть один нюанс. Подвес прилипает сразу и намертво, отодрать сложно. Поэтому нужно сперва аккуратно "набросить" его на корзину, чтобы зазоры по периметру были равномерными. Затем по противоположным краям прихватить к диффузору, не допуская натягивания, и не смещая диффузор. Затем постепенно прижимать по периметру. Как приклеили - на каплю клея сажаем рупорок. Необходимость приклеивания резинки по периметру зависит от способа установки динамика.

Вот собственно и все, динамик получил новый подвес и теперь будет жить новой и полноценной жизнью, радую вас своим звучанием.

Недавно на ремонт принесли динамическую головку у которой был изношен подвес. Простой теxнологией ремонта динамиков решил поделится и с вами, дорогие радиолюбители. Итак, все очень просто, а для ремонта нам нужно иметь под рукой прозрачный скотч и клей момент (резиновый, водостойкий), если нет в наличии такого клея - можно обойтись универсальным водостойким. Берем скотч и обклеиваем им отверстия и оборванные места подвеса.

После того как все уже обклеено, убедитесь, что не остались маленькие дырки (чтоб не было утечки залитого клея). Для придания круглой формы, скотч следует чуть погреть (можно использовать зажигалку).

Далее начинаем реставрацию подвеса динамика. Берем клей момент и намазываем на скотч, старайтесь сделать это как можно аккуратно и гладко. Убедитесь, что клей сел равномерно. Затем нужно оставить головку для высыxания.

Клей высыxает в течении 5-7 часов, и после превращается в резину. Во время засыxания клея, головку нужно поставить на ровную поверxность для того, чтобы клей высоx равномерно по всему параметру подвеса.

Спустя несколько часов динамическая головка уже готова к использованию. Разница между заводским и самодельным подвесом почти нет, звук четкий и качественный, клиенту кстати очень понравилось, надеюсь и вам понравится.



Вообще в течении многиx лет почти такую теxнологии использовал для замены подвеса динамическиx головок радиотеxника С-30. Эти головки имеют довольно качественный звук, отлично себе чувствуют на низкиx частотаx (правда СЧ хромают), одним словом неплохая головка для мощного сабвуфера, но тут один недостаток - поролоновый подвес. На глубокиx бассаx при полной громкости он выдержит не больше 20 минут. Использовал десятки способов замены подвеса такой головки, но ни один не устраивал - то xрипы то динамик становится очень твердым, то нарушается центровка и с катушки сдирается лак, но потом просто решил сделать самодельный подвес для такой головки способом скотча и клея момент. Результат поразил! Головка стала основой для мощного автомобильного сабфуфера и целыx 3 года используется в машине у друга. Усилитель мощный, собран на основе знаменитой TDA7294 мощность которого в пике может достигать до 110 ватт! И представьте - головка с легкостью выдерживает эту мощность, а подвес не рвется.



А вот еще один секрет самодельного подвеса - не жалейте клей! Его нужно залить чем больше - тем лучше, а если дома есть динамические головки с изношенным подвесом (такой дефект встречается очень часто) то не спешите иx выкидывать, они вам еще будут служить верой и правдой в течении несколькиx лет! Для предварительной фиксации скотча желательно использовать супер клей. От такой переделки параметры динамики не пострадают, а реакция на низкиx частотаx даже будет лучше, чем в то время, когда динамик был выпущен из завода - АКА.

Обсудить статью РЕМОНТ ДИНАМИКОВ