Праздник ашура - день поминовения внука пророка мухаммеда имама аль-хусейна ибн али. Ашура — судьбоносный день в истории человечества

В календаре мусульман День Ашура, приходится на десятый день священного месяца Мухаррам. В десятый день Адам каялся о совершенной ошибке, и Всевышний принял его покаяние. В День Ашура Аллах спас пророка Мусу, а также погубил фараона и его войско. Кроме того, это день траура по погибшему в мучениях Хусейну, внуку пророка Мухаммеда. До ниспослания обязательного соблюдения поста в месяце Рамадан, день Ашура также был отмечен строгим постом. Но затем его стали расценивать как желательный, но добровольный.

Сам праздник начинается на закате предыдущего дня. Исламский календарь является лунным, а григорианский - солнечным. Поэтому дата празднования Дня Ашура, являющаяся постоянной в исламском календаре и приравнивающаяся к национальным государственным праздникам в большинстве мусульманских стран, в григорианском смещается каждый год примерно на 11 дней. Кроме того, она может несколько варьировать в зависимости от страны, так как некоторые из них берут в расчет только астрономические расчеты, а некоторые - фактические наблюдения Луны.

С днем Ашура поздравляю,
От души тепла желаю.
В день десятый Мухаррама,
Вспоминаем мы Адама.
В этот праздник мусульман
Пусть хранит народ Коран.
Несмотря на строгий пост,
Этот день не очень прост.
С ним сегодня поздравляем,
Доброты в сердцах желаем.

Наступил десятый день Мухаррама,
В этот день произошло рождение Адама,
Появилось все от Неба до Земли.
Помни ты про этот день, помни ты!

Помни каждого пророка, не забудь,
Они за нас прошли тяжелый путь!
Будь же ты, мой друг, счастливее всех,
Пусть тебя во всех делах ждет успех.

В День Ашура пожелаю истинно чтить посланников Аллаха и суметь очистить душу от тёмных помыслов. Пусть не будет в твоей жизни злословья, грешных проступков, недобрых дел и гнусных мыслей. Желаю здравия тебе и твоим близким, желаю, чтобы Аллах укрыл твой дом покрывалом благодати и любви.

С Днем Ашура, днем творений славных,
С первым человеком на Земле,
С Днем небес и ангелов крылатых,
С Днем спасенья от Потопа в дождевой воде.

Пожелаю Вам спокойствия и веры,
Крепкой веры в лучшее, в добро,
Не коснуться Вас ни слезы, ни потери,
Ни беда, ни истинное зло.

В священный месяц Мухаррам
Будет пост у мусульман.
В этот день случилось чудо -
Появились небеса,
Ангелы, Земля родная,
Горы, звезды - вся краса.
Много памятных событий
В этот день произошло,
В этот день желаем в доме
Счастья, очага тепло!

Мусульман поздравим мы
С Днем Ашура наступившим,
Счастье пусть ко всем придет,
И успех не будет лишним,
Строгий пост идет сейчас,
Соблюдать его так важно,
Тот, кто выдержит его,
Будет сильным и отважным!

Вот уж наступает месяц Мухаррам.
Что о Мухарраме говорит Коран?
День один особый в Мухарраме есть,
Это - день Ашура, день в пророков честь.

В этот день сотворены земля и небеса,
И Адам увидел свет - какие чудеса!
День Ашура, что проходит в месяц Мухаррам,
Очень важный, очень ценный день для мусульман!

Строгий пост пускай очистит
Душу и фигуру.
Помянем пророков славных
В день большой Ашура.

В праздник этот пожелаю
Роду вашему добра.
Чтоб хватило для нужденных
Вам душевного тепла.

Вера пусть защитой будет
Вам от бед и от невзгод.
День десятый Мухаррама
Пусть вам счастье принесет.

День Ашура наступил,
Нас Аллах благословил
На хорошие дела,
Чтобы жизнь светла была.

В этот день погиб Хусейн,
Мы об этом помним все,
Этот день совсем не прост,
Соблюдем трехдневный пост.

Разрешите пожелать
Вам добра, и бед не знать,
Мира в доме и тепла,
Чтоб удачно шли дела!

Ашур - великий праздник, и это знает каждый
Десятый день Мухаррама, святой великий час,
Мы молимся Аллаху, нам праздник очень важен,
В тот день Бог Землю создал, и Небеса для нас.

Мы также вспоминаем великого пророка,
И внука Мухаммеда, Хусейна ибн Али,
Он смерть пал за веру, по воле злого рока,
За подвиг этот славный должны мы все молиться.

Ликуйте правоверные, отметим день Ашура,
Тем почести и слава, кто пост сумел держать,
Прославим мусульманскую, великую культуру,
Молясь за процветание, и миром дорожа.

Муха́ррам, мухаррем (مُحَرَّم ‎‎ - араб. "заповедный", "священный") - название первого месяца мусульманского лунного календаря (хиджры). Первые 10 дней мухаррама - дни траура у шиитов, посвящены памяти великомученика Хусейна .

Месяц Мухаррам

В доисламской Аравии этот месяц был особенно почитаем, наряду с месяцами Раджаб, Зулькада и Зульхиджа. Это были так называемые "запретные" месяцы, в которые не допускалось ведение войны и кровопролитие вокруг Каабы .

Самым почитаемым днем месяца мухаррам считается десятый день или День Ашура, который отмечается как мусульманами-шиитами , так и суннитами .

Другие дни месяца мухаррам также отмечены знаменательными событиями:

Ашура

Десятый день месяца мухаррам называется Ашура (عاشوراء ‎‎ араб.) - букв. "десятый день". На день Ашура приходится кульминация шиитской траурной церемоний и поминовения имама Хусейна, а сунниты празднуют победу Мусы над войском египетского фараона.

В этот же день произошел целый ряд других примечательных событий. Например, корабль пророка Нуха причалил к горе Джуди, спасся брошенный в огонь пророк Ибрахим, после долгой разлуки пророк Йакуб встретился со своим сыном Йусуфом, пророк Мухаммад прибыл в Медину .

День Ашура отмечает также трагические события 10 октября 61 г.х. (680), когда в битве у города Кербела в столкновении с халифскими войсками под командованием Умара ибн Саада погибли внук пророка Мухаммада имам Хусейн ибн Али, его брат Аббас, их родственники и 70 их сподвижников . Причиной битвы послужил отказ имама Хусейна признать халифом Язида I (645-683), которому власть передал его отец и основатель Омейядской династии халифа Муавийя (603-680) .

Битва при Кербеле оказалась поворотным пунктом разделения шиитской и суннитской ветвей ислама .

Шахсей-вахсей

В связи с этим шииты ежегодно справляют в первые десять дней Мухаррама траур по убитому и обезглавленному Хусейну, которого они считают своим третьим непогрешимым имамом. Кульминация траурных мероприятий приходится на день Ашура.

В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить ряд траурных церемоний. В их число входят мемориальные службы (маджалис аль-тазия); посещение гробницы Хусейна в Кербеле, в особенности в день Ашура и в 40-й день поминок после Ашуры (зиярат аль-арбаин), религиозные церемонии оплакивания (аль-мавакиб аль-Хусейния), театрализованные представления битвы при Кербеле (шабих), самобичевания (татбир) .

В память о невинной крови имама участники церемония татбир совершают самоистязания, бьют себя кулаками в грудь, наносят себе удары цепями по спине или мечом (тальвар) по голове, что приводит к истечению крови . Самобичевание сопровождается возгласами: "Шах Хусейн! Вах, Хусейн!" (Царь Хусейн ! О , Хусейн !), откуда происходит название церемонии - Шахсе́й-вахсе́й .

Кровавой практики самобичевания придерживаются шииты-традиционалисты. В результате в дни Ашуры больницы Кербелы ежедневно принимают несколько сотен человек, страдающих от сильного кровотечения . Более прогрессивной формой татбира является донорство крови .

В 2017 году Совет кадиев Управления мусульман Кавказа призвал к донорству крови вместо самобичевания. В Баку на этот призыв отозвались как минимум 2500 человек .

В дни Ашуры шииты не постятся - это запрещено хадисами. В исламе пост - это акт выражения благодарности Аллаху. Наоборот, в эти дни в мечетях организуются благотворительные обеды или ужины (назри), а прихожане жертвуют продукты и сладости.

День Ашура для суннитов

Если для мусульман-шиитов Ашура - это день скорби, то для суннитов Ашура - это праздничный день, который связан с памятью о дарованной Аллахом победе Мусе (Моисею) и сынам Израиля над войском египетского Фараона.

По этой причине в день Ашура мусульмане-сунниты постятся. История этого поста восходит к началу мединского периода в жизни пророка Мухаммада. Согласно хадисам из сборника Бухари, когда пророк Мухаммад переехал в Медину, он обнаружил, что для иудеев день Ашура был днем поста (день очищения от грехов - Левит 16:29). Когда пророк поинтересовался причиной этого, ему сказали, что в этот день Аллах спас пророка Мусу и сынов Израиля от войска египетского Фараона, и, в знак благодарности, Муса начал держать пост. На это Мухаммад ответил, что мусульмане ближе к традиции Мусы, чем иудеи и начал поститься, приказав делать это и своим подвижникам .

Поскольку известно, что древние арабы в день Ашура также соблюдали пост, эта традиция в своих истоках считается общесемитской. В одном из хадисов , переданных Аишой, упоминается о том, что сам пророк Мухаммад еще находясь в Мекке, наряду с другими курайшитами также держал пост в день Ашура, а после переезда в Медину он продолжил эту традицию.

Пост, который мусульмане могут соблюдать 10 мухаррама является желательным, но не обязательным . Такого мнения, в частности, придерживался суннитский богослов Абу Ханифа (699-767): "Пост в день Ашура. Это десятый день месяца мухаррам. Желательно вместе с этим днем поститься и одиннадцатого, если не постился девятого числа" . После того, как обязательным постом был объявлен пост в месяц Рамадан, обязательность поста в месяце мухаррам была отменена.

Согласно Сунне пророка, для того, чтобы отличаться от иудеев, лучше держать пост месяца мухаррам на протяжении 2 дней (в 9-й и 10-й, либо в 10-й и 11-й дни) .

Календарь

  • 1 мухаррам 1439 г. х. - 21 сентября 2017 года
  • 1 мухаррам 1440 г. х. - 11 сентября 2018 года
  • 1 мухаррам 1441 г. х. - 31 августа 2019 года

Ашура:

  • 30 сентября 2017 года
  • 20 сентября 2018 года
  • 9 сентября 2019 года

Примечания:

  1. Madelung W. Ḥosayn b. ʿAli // Encyclopaedia Iranica.
  2. Резван Е.А. ал-Кибла // Ислам: энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. - М.: Наука, 1991. С. 137.
  3. Али-заде А.А. Али Зайн аль-Абидин // Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007.
  4. Abou-Samra, S. Islamic Beliefs, Practices, and Cultures. New York, 2011. P. 152.
  5. Кербела - город в современном Ираке, в 100 км к юго-западу от Багдада. В этом священном для шиитов городе находится святилище имама Хусейна - мечеть и место его погребения.
  6. В живых остался сын Хусейна - Зейн аль-Абидин (658-712), а также женщины и малолетние дети, которых отправили в Дамаск. В 682 году халиф Язид отпустил их всех на свободу, позволив вернуться в Мекку.
  7. Madelung W. Ḥosayn b. ʿAli // Encyclopaedia Iranica; А ли-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.
  8. Riess J. The Martyrs of Karbala: Shi"i Symbols and Rituals in Modern Iran // Publishers Weekly, 11.15.2004.
  9. Nakash Y. The Shi"is of Iraq. Princeton & Oxford, 2003. P. 142; P. 77-78; Weiss M. In the Shadow of Sectarianism. Law, Shi"is and the making of modern Lebanon. Cambridge (Mass.), London, 2010. P. 33 .
  10. Nakash Y. An Attempt To Trace the Origin of the Rituals of Āshurā¸ // Die Welt des Islams, 33 (2), 1993. S. 161–181.
  11. Кушев В.В. Ашура // Ислам: энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. М.: Наука, 1991.
  12. Иракских шиитов призвали отказаться от самоистязания // Корреспондент.net, 10.01.2011.
  13. Mervin S. "Ashura": Some Remarks on Ritual Practices in Different Shiite Communities (Lebanon and Syria) // The Other Shiites: From the Mediterranean to Central Asia. A. Monsutti, S. Naef, F. Sabahi. Bern, Berlin, N.Y., Oxford, 2007. P. 146.; Шииты Азербайджана в День Ашура провели акции по сдаче крови // Кавказский узел, 13.10.2016.
  14. Сахих аль-Бухари. Кн. 31, хадис 222; Кн. 55, хадис 609; Кн. 58, хадис 279; Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2518, 2519, 2520; Katz M.H. The Birth of The Prophet Muhammad: Devotional Piety in Sunni Islam. London: Routledge, 2007. P. 113-115.
  15. Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2499.
  16. Виды постов по мазхабу имама Абу-Ханифы // Islam.ru.
  17. Али-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.

День Ашура приходится на 10-й день священного для мусульман месяца мухаррам. Само название «Ашура» происходит от арабского слова «ашара», что означает «десять». В 2009 году день Ашура отмечается 26 декабря (10 мухаррама 1431 года по хиджре).

По преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама».

В мусульманской традиции день Ашура посвящается воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес, земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции - Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда.

Сначала отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 года по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн - младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей».

После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение . В память о мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления - траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда произошло европейское название этого обычая - «шахсей-вахсей»). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней, их даже собирают в особые сосуды - слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников.

Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.

Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.

Согласно мусульманской традиции, если кто посетит больного в день Ашура , то это будет равносильно тому, как если бы он посетил всех детей Адама. Тот человек, который в этот день даст напиться страдающему от жажды, получит за это вознаграждение, как если никогда не ослушивался Аллаха. Кто совершит полное омовение в день Ашура, будет защищен от страданий и многих болезней. Кто проведет ночь, предшествующую дню Ашура, в поклонении (ибадате), а утро будет поститься, будет сохранен от ужаса предсмертной агонии. Кто будет щедр с людьми, находящимися в материальной зависимости от него, то Всевышний проявит Свою щедрость к такому человеку в течение целого года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сегодня, 21 сентября, начинается новый 1439 год по хиджре. Первый месяц мусульманского лунного календаря называется мухаррам, что буквально переводится как «запретный» (от слова «харам»). Мухаррам был одним из четырех запретных месяцев, в которые нельзя было начинать войны.

Самый знаменательный день этого месяца – это 10-ый день месяца, день Ашура, в который мусульмане по традиции держат пост. Также в этот день считается желательным проявлять щедрость к своей семье и принимать гостей.

Однако с этим месяцем связаны некоторые ложные практики. У арабов бытовали предрассудки, согласно которым этот месяц считался несчастливым для брака (и некоторых других дел). Мусульмане-шииты устраивают в день Ашура траурные церемонии – во время которых особо рьяные фанатики наносят себе увечья — в память о трагической гибели в этот день внука Пророка (мир ему и благословение) имама Хусейна и его сторонников (да будет доволен ими Аллах) в местечке Кербела. Следует помнить, что подобные вещи не поощряются нашей религией и не соответствуют шариату.

Более подробно об этом месяце и его особенностях рассказано далее.

Как называется первый месяц исламского календаря, и что это слово означает?

Мухаррам – это первый месяц мусульманского лунного года, слово «мухаррам» буквально означает «запретный». Даже в доисламскую эпоху этот месяц считался священным, во время которого было запретно начинать войны и проливать кровь.

О каких четырех священных месяцах говорится в Коране и хадисах?

В Коране сказано:

«Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать (лунных) месяцев (и это было записано) в писании Аллаха [в Хранимой Скрижали] в тот день, (когда) Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных (месяца) (в которые Аллах запретил воевать)» (9, 36).

В число этих четырех месяцев, в соответствии с подлинными хадисами, входят: Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Святость этих месяцев соблюдалась в шариатах предыдущих пророков.

Какой день в месяце Мухаррам – самый значимый?

10-ый день месяца Мухаррам, который называется днем Ашура.

Какие особенные действия совершал в этот день наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха)?

Он (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в этот день. Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он держал пост в этот день и предписал своим сподвижникам поступать так же.

Какая другая община соблюдала пост в 10-ый день месяца Мухаррам во время жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и почему?

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел в Медину и обнаружил, что иудеи в этот день держат пост, он спросил их: «Что это за день, в который вы держите пост?» Они ответили: «Это день, когда Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и его общину, и потопил фараона и его армию. Муса (мир ему) постился в знак благодарности Аллаху – поэтому мы также постимся в этот день». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал тогда: «Мы более достойны следовать за Мусой (мир ему), чем вы, и мы ближе к нему, чем вы». После этого он держал пост в этот день и велел сахабам поступать так же (Муслим, Абу Дауд).

Святость и значимость дня Ашура имеют какое-то отношение к мученической смерти Хусейна (да будет доволен им Аллах), внука Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?

Многие люди ошибочно считают 10-ый день месяца Мухаррам днем траура в память о мученической смерти Хусейна (да будет доволен им Аллах). Нет сомнения, мученическая смерть имама Хусейна (да будет доволен им Аллах) является одним из самых трагических эпизодов нашей истории. Тем не менее, святость дня Ашура не может быть отнесена к этому событию по той простой причине, что святость этого дня была предписана Пророком (мир ему и благословение Аллаха) намного раньше, чем произошло рождение Хусейна (да будет доволен им Аллах). Наоборот, одним из достоинств господина Хусейна (мир ему и благословение Аллаха) является то, что он принял мученическую смерть в день Ашура. Святость дня Ашура также установлена из шариата предыдущих пророков.

Допустимо ли сооружать в день Ашура т.н. «тазия» (деревянные помосты, представляющие собой мавзолеи мучеников Кербелы) для парадов на улицах (как это делают шииты)?

Нет, такие вещи запретны. Имран ибн Хасан (да будет доволен им Аллах), как передается в сборнике хадисов Ибн Маджа, сообщает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды увидел, что люди сняли верхнюю одежду и надели (особые) рубашки в знак траура. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был очень недоволен этим, заявив, что это обычай времен невежества, который следует отменить. Из этого хадиса следует, что запрещено выражать траур путем особых церемоний, ношения особой одежды и иным образом.

Допустимо ли заключать браки в месяце Мухаррам?

Это еще одно заблуждение о месяце Мухаррам, что это месяц зла и несчастий вследствие трагического инцидента с имамом Хусейном. Вследствие этого заблуждения люди избегают вступать в браки в это время. Такое суеверие противоречит учению Корана и Сунны, где говорится, что приход Ислама упразднил все понятия о несчастных месяцах и днях. Если считать, что смерть какого-то известного человека делает несчастным этот день на все будущие времена, то вряд ли какой-то день в году будет свободным от такого невезения, поскольку каждый день кто-то из людей умирает, в том числе значительные и праведные люди. Подобные суеверия следует забыть, как не заслуживающие нашего внимания.

Это также ошибочная практика – плакать и совершать разные траурные церемонии в память мученической гибели имама Хусейна (да будет доволен им Аллах). Событие в Кербеле является одним из самых трагических событий нашей истории, но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам проведение траурных церемоний по случаю смерти любого человека. Люди во время джахилийи (невежества) имели обыкновение оплакивать своих умерших родственников или друзей, громко причитая по ним, разрывая свою одежду и царапая свои щеки и грудь. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил мусульманам делать все это, повелев им соблюдать терпение в несчастьях, говоря: «Инна лиЛЛяхи ва инна илейхи раджиун». По этому поводу имеется множество подлинных хадисов. В одном из них сказано: «Не из нашей общины тот, кто бьет себя по щекам, рвет свою одежду и кричит, уподобляясь людям джахилийи». Все ученые единодушны во мнении, что такое выражение скорби запретно. Сам имам Хусейн (да будет доволен им Аллах) незадолго до своей кончины советовал своей любимой сестре Зайнаб (да будет доволен ей Аллах) не оплакивать его смерть подобным образом. Он сказал ей: «Моя дорогая сестра, если я умру, ты не должна рвать одежду, царапать лицо, проклинать кого-то или желать своей смерти». То есть, сам праведный человек, в память которого проводятся подобные церемонии, осуждал такие действие. Каждый мусульманин должен избегать этой практики и соблюдать заповеди Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его любимого внука имама Хусейна (мир ему и благословение Аллаха).

Что считается желательным и дозволенным совершать в день Ашура (10-ого числа месяца Мухаррам)?

1. Считается мустахаб (желательным) поститься в этот день.

2. Также допустимо (мубах) более щедро (чем в иные дни) тратить на нужды своей семьи в соответствии со своими возможностями.

‘Ашура’ – десятый день месяца аль-Мухаррам . В этот день Ноев ковчег подплыл к суше, и посланник Господа Ной всю оставшуюся жизнь постился в этот день в благодарность Господу . Также именно на этот день пришлось спасение Моисея и его народа от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском . Моисей тоже постился в этот день всю оставшуюся жизнь в благодарность Аллаху за спасение. Пророк Мухаммад (да благословит Господь и приветствует) постился в этот день до своего переселения в Медину . После прибытия посланника Божьего в Медину, на десятый день месяца аль-Мухаррам, он увидел, что иудеи также постятся. Узнав причину, он подтвердил своим сподвижникам желательность поста, оговорив, что это вознаграждаемо и является причиной искупления прегрешений одного года. Более того, арабы-бедуины постились в этот день еще до начала пророческой миссии Мухаммада и меняли покрывало Каабы именно в этот день .

Хадисы про день ‘Ашура’

Пророк Мухаммад сказал: «Лучший пост после [поста в месяц] Рамадан – в месяц Божий аль-Мухаррам. Лучшая молитва[-намаз] после обязательных [пяти] – молитва[-намаз] ночью [до начала зари]» .

‘Аиша передала: «День ‘Ашура’ был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии [Мухаммада] . Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал этот пост. Когда же он [заключительный Божий посланник] прибыл в Медину, то как сам постился в этот день, так и приказал другим поститься. После установления месяца Рамадана месяцем обязательного поста он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто желает, тот может поститься [в ‘Ашура’], а кто не желает, тот может не поститься» .

«Аль-Аш‘ас ибн Кайс зашел однажды к ‘Абдулле Ибн Мас‘уду в день ‘Ашура’. Увидев, что тот трапезничает, он воскликнул: «Сегодня же ‘Ашура’?!» ‘Абдулла ответил: «В этот день [строго] постились до утверждения обязательного поста в месяц Рамадан. После [обязательность] отпала. Если ты не постишься, то присоединяйся к трапезе» .

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара передается: «До пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) арабы постились в день ‘Ашура’. Пророк постился в этот день вместе со сподвижниками до становления месяца Рамадан месяцем обязательного поста. Когда это произошло, посланник Божий сказал: «Воистину, ‘Ашура’ является одним из дней Аллаха (Бога, Господа). Кто пожелает, тот может поститься в этот день, а кто не желает, может не поститься» . Ибн ‘Умар постился в этот день только тогда, когда это совпадало с днями его дополнительных постов .

Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Иудеи возвеличивали и считали священным день ‘Ашура’. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поститесь в этот день [и] вы [о мусульмане]» .

Ибн ‘Аббас рассказал: «По прибытии в Медину [через некоторое время, когда наступил месяц аль-Мухаррам] Пророк застал иудеев постящимися в день ‘Ашура’. Он спросил у них: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост? [В чем причина вашего поста именно в этот день?]». Ему ответили: «Это – великий день! Аллах (Бог, Господь) спас Мусу (Моисея) и народ его [от зла их врага] именно в этот день, утопив фараона вместе с войском. Поэтому Муса (Моисей) постился в этот день в благодарность [Творцу]. И мы соблюдаем пост в этот день». Посланник Господа воскликнул: «Мы [мусульмане] более первостепененны относительно [оставленного] Мусой (Моисеем) [являясь представителями заключительного этапа религиозного развития человечества]». Пророк Мухаммад постился сам и приказал другим» .

Му‘авия ибн Абу Суфьян передал: «Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Этот день – ‘Ашура’, поститься не обязательно (не фард). Я соблюдаю пост. Вы же поступайте по желанию (как хотите)» , .

Есть хадис, в котором оговаривается, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) незадолго до смерти сказал: «Если наступит следующий год, тогда, с Божественного на то благословения (ин ша’ал-ла), будем соблюдать пост на девятый день [месяца аль-Мухаррам]». Но до ‘Ашура’ следующего года он (да благословит его Всевышний и приветствует) не дожил .

В своде хадисов имама Ахмада приведен хадис, где пророк Мухаммад говорит: «Поститесь в день ‘Ашура’ и не будьте [излишне] похожи на иудеев. Поститесь [также] день до него и день после» .

Итак, можно заключить, что наиболее предусмотрительным является поститься на девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам. Также можно поститься на девятый и десятый дни или только на десятый . В то же время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным , но воздаяние за него велико: «Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день ‘Ашура’ – искупления грехов прошедшего» , . Имам ан-Навави, комментируя хадисы о прощении грехов, сказал: «В первую очередь компенсируются незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то снижается бремя больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то повышается степень праведности человека пред Богом» .

Пост в день ‘Ашура’ в очередной раз подтверждает единство корней монотеистических религий, в том числе и в религиозной практике.

Ответ на вопрос про день ‘Ашура’

Известно, что день ‘Ашура’ у мусульман-шиитов сопровождается глубоким трауром. Имеет ли это обоснование в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)?

В соответствии с Сунной Пророка день ‘Ашура’ является исторически примечательным днем, как было сказано ранее, и днем, в который дополнительный пост значительно вознаграждаем. Ничего другого в достоверной Сунне относительно этого дня не оговаривается .

Что касается траура у мусульман-шиитов, то это результат исторического совпадения гибели Хусейна, внука пророка Мухаммада, и дня ‘Ашура’. Убит он был именно в десятый день месяца аль-Мухаррам. Сторонники Хусейна сделали этот день траурным, выдумав в оправдание своего новшества некоторое количество хадисов. Те же, кто способствовал гибели внука Пророка, сделали этот день праздником, также внедрив в практику выдуманные хадисы, якобы оправдывающие каноническую обоснованность этого. Такого рода фанатизм и нововведения строго отвергаемы Исламом и неприемлемы. Ученые-мухаддисы исключили все эти недостоверные хадисы из религиозного обихода, однако на уровне народных обычаев это встречается и сегодня.

Слепой и глухой фанатизм делит людей на противоборствующие стороны, делает их врагами, когда они должны бы быть пред Богом родными душами. В Коране сказано: «И воистину, это - мой путь, являющийся прямым, следуйте же ему. Не следуйте путям, которые удаляют вас от стези Господа [удаляют вас от веры]. Завещает Он [Господь миров] вам это, возможно, вы будете богобоязненны [оживете душою, прозреете и начнете отличать добро от зла, стремясь делать первое и не искать оправданий последнему]» (Св. Коран, 6:153).

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 219; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 307.

Св. х. Ахмада. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309, 310 и 311.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130).

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 311.

Св. х. ат-Табарани. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 452, хадис № 202–(1163) и похожий по смыслу хадис № 203–(1163); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 54 и 55, хадис № 202–(1163) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 276, хадис № 2429, «сахих».

Также см., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 243, хадисы № 739 и 740.

У ‘Икримы однажды спросили об этом. Он ответил: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отяготило их сердца. Им сказали: «Поститесь в день ‘Ашура’. Это поспособствует искуплению греха». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 399.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2002; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 113–(1125); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2442, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2001; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 115–(1125).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 437, хадис № 124–(1127).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1362, хадис № 4503.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 117–(1126); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2443, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 563, хадис № 1892; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 436, хадис № 119–(1126).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 129–(1131); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2005.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 310.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 128–(1130); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 9, хадис № 128–(1130).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 593, хадис № 2004; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2444, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 592, хадис № 2003; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 438, хадис № 126–(1129).

Также хадисы по теме см., например: См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 256, 257, хадисы № 1706, 1707, 1709-1713; Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, 233, хадисы № 665, 666, 667; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 439–440; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 339, хадисы № 2442–2444; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 2. С. 470–473; ас-Сан‘ани А. Аль-мусаннаф [Свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1983. Т. 4. С. 285–291, хадисы № 7831–7852.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 439, хадис № 133–(1134); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 277, хадис № 2445, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 260, хадис № 1714 (последний риваят); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 308.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 309.

Человек верующий понимает, что такого рода хадисы не допускают совершения грехов на протяжении лет, будто грехи могут быть быстро искуплены одним-двумя днями поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать (баракят) и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее примечательно, и, если хотите, – выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

Хадис от Абу Катады; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312, хадис № 5055, 5057, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701.

См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 51, хадис № 197–(1162); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари [Опора гостя]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 1. С. 267, 268; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 398.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 221.

Существуют такие недостоверные хадисы: «Кто будет щедр в этот день к своей семье, к тому будет щедр Аллах (Бог, Господь) на протяжении последующего года» и «Кто помажет сурьмой глаза в день ‘Ашура’, у того они никогда не будут болеть». Имеется несколько хадисов такого рода, но все они, по мнению ученых-хадисоведов, являются недостоверными или выдуманными (мавду‘). См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 253, хадис № 2641 и пояснение к нему; аль-Албани М. Сильсиля аль-ахадис ад-да‘ифа и аль-мавду‘а [Серия недостоверных и выдуманных хадисов]. В 4 т. Ар-Рияд: аль-Ма‘ариф, 1992. Т. 2. С. 89.