День крещения Руси — дата, история, поздравления, стихи, проза, смс. День крещения руси 28 июля день крещения руси

Произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Как повествуют летописи , в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: "Ныне познал я Бога истинного!" После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг".

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Как повествуют летописи , в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: "Ныне познал я Бога истинного!" После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг".

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

28 июля (15 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Суббота 9-й седмицы по Пятидесятнице (девятой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет . В Русской Православной Церкви совершается Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия (к памяти которого приурочено празднование Дня Крещения Руси ), а также еще четырех угодников Божиих и празднование Собору Киевских святых , о которых далее пойдет речь в этом материале.

Творец Святой Руси: Память равноапостольного великого князя Владимира

Равноапостольный великий князь Владимир (во Святом Крещении Василий) . Творец Святой Руси, благодаря подвигу которого вся Русь в конце X — начале XI столетий от Рождества Христова была просвещена светом Христовым. Сначала в древнем Херсонесе, где в 988 году крестились сам князь с дружиной. А затем — в водах Днепра и других русских рек, где совершалось массовое крещение наших предков.

Как говорится в «Похвале князю Владимиру» святителя Илариона, митрополита Киевского :

И совлек с себя князь наш — вместе с одеждами — ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия — и вошел в святую купель. И возродился он от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся; и вышел из купели просветленный, став сыном нетления, сыном воскресения... Впрочем, на этом не остановился он в подвиге благоверия, но повелел всему народу своему креститься... И тогда осветило землю нашу Солнце Евангелия».

Икона Крещения Руси. Фото: pravoslavie.ru

Мученики Кирик и Иулитта . Одни из самых известных и почитаемых на Руси раннехристианских страдальцев за Христа и Его Церковь. Святая Иулитта была знатной вдовой-христианкой из малоазийского города Икония.

Во времена антицерковных гонений императора-язычника Диоклетиана, правившего Римской империей в 284-305 годах от Рождества Христова, Иулитта со своим четырехлетним сыном и двумя верными рабынями оставила дом и все имущество и ушла из города. Долгое время им удавалось скрываться под видом нищих, но в 305 году они были разоблачены.

Святая была подвергнута страшным мучениям, но не отреклась от Христа, постоянно повторяя: «Я христианка и не принесу жертвы бесам». Младенец Кирик также отверг любые искушения мучителей и смело воскликнул: «Пустите меня к матери, я христианин». Его швырнули к матери с высоты, и он разбился. Мать же после мучений усекли мечом.

Мученики Кирик и Иулитта. Фото: pravoslavie.ru

Издревле, согласно народным верованиям, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении больных детей.

Мученик Авудим Тенедосский . Современник святых Кирика и Иулитты. Также пострадал за Христа и Его Церковь в период антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана (284-305 годы от Рождества Христова)

Священномученик Петр Троицкий, диакон . Святой из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, погибший в годы «Большого террора» в 1938 году.

Собор Киевских святых . Совершение этого православного праздника было установлено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 10 февраля 2011 года . Празднование было приурочено ко дню памяти равноапостольного великого князя Владимира. В лике Киевских святых прославляется множество святых, от века просиявших в землях Киевской Руси.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Крещение Руси ознаменовывается принятием христианства и провозглашением его князем Владимиром в качестве государственной религии в 988 году. Этот момент стал переломным для Русского Государства. Значение этого праздника нельзя переоценить. 1030-летие Крещения Руси напоминает нам о том, что мы - единый и сильный народ с великой историей.

1030-летие Крещения Руси отмечают сегодня миллионы людей как в России, так и за ее пределами. Пусть у каждого из них будет тепло и уютно в доме, а в семьях воцарятся мир и благополучие. Мы должны помнить о величии наших предков, уважать православные ценности и наши многовековые традиции. С праздником!

Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом ) и Велесу ( Волосу ) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом . Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича . Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра , некое женское божество — Мокош , а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы . Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX ст. с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро , коло ) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод. Подобные примеры можно было бы множить, что, впрочем, не является целью данного очерка, важно лишь в конечном итоге дать этому явлению адекватное объяснение.

Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром ( пращуром ). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень ), встречали весну (красная горка ), провожали лето (купала ) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть . Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений) . Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья.

Из школьных учебников мы знаем, что обращение Руси в христианскую веру случилось еще в 988 году. К сожалению, «сухая» дата и зачастую скучный материал изложения не дают даже близкого ощущения грандиозности и важности события для нашей страны.

Пришло время исправить недочет образовательной системы, тем более что грядет важный повод – День крещения Руси, отмечаемый 28 июля. Что это за повод?

История превращения судьбоносного события в федеральный праздник

Государственный праздник в честь определяющей развитие нашей страны вехи истории учрежден всего 5 лет назад – 1 июня 2010 года.

Эта мысль пришла в голову тогдашнему президенту Д.А.Медведеву не случайно, а под влиянием просьбы Русской Православной Церкви придать эпохальной дате государственный статус, с которой служители обратились еще в 2008 году. И правда: трудно найти событие, что оказало бы более значительное влияние на укрепление государственности нашей страны, культурное наследие, ее духовное и общественное развитие.

Эти доводы разделили и главы других конфессий, что также находятся на территории России, и высказали однозначное согласие: подобный день должен быть в календаре памятных дат.

Почему официальной «пропиской» праздника выбрано именно 28 июля? Дата взята далеко не с «потолка»: в этот день принято чтить память крестителя Руси – равноапостольного князя Владимира, известного в народе как Красное Солнышко.

Историческая подоплека праздника

Великий князь Владимир – весьма колоритная историческая фигура. Воспитанный отцом-язычником, он поклонялся «местным» идолам, а о порядочности и достоинстве слышал только краем уха. Недюжинная хитрость и острый ум помогли свергнуть ему с Киевского престола родного брата и стать правителем «ключевой» территории, присоединяя к ней новые земли: одни – мирным путем, другие – мечом. Конечно, предпочтение в укреплении власти отдавалось второму способу.

Князь Владимир вполне мог сыскать славу свирепого и кровожадного правителя за свои бесчестные поступки, если бы не прямое участие в обращении собственных земель в христианскую веру. К слову, принятие христианства лично изменило бессердечную натуру правителя, а народ впоследствии ласково окрестил его Красным Солнышком. Впрочем, это будет чуть позже, а пока обратимся к причинам, заставившим князя пойти на столь глобальный шаг, описанный в «Повести временных лет».

Возможно, кто-то разочаруется, узнав больше о личных интересах Владимира, нежели духовной подоплеке, но от суровой действительности тех времен не уйдешь. Во-первых, разрастание территорий единого государства требовало подхода «один князь – один Бог» с исключением поклонения «разномастным» племенным идолам. Во-вторых, это внешнеполитический вопрос: Европа к тому времени уже отдала предпочтение христианству, соответственно, Русь не хотела оказаться на «окраине» со своими языческими божками. В-третьих, новая религия несла в себе идею милосердного отношения к ближнему и укрепляла семейные основы. Князь Владимир прекрасно понимал: семья – те самые «соты», из которых состоит общество. Четвертой причиной приобщения территорий Руси к общей религии становится неизбежный толчок в развитии духовного наследия, культуры и письменности, который получает страна.

Почему при многообразии вер государство было обращено именно в христианство? Причины также кроются в исторической необходимости укрепления мирового статуса Руси. Способствовать этой цели мог союз с Византией, страной мощной во всех отношениях. А вот и подходящий случай выдался: византийский император обещал выдать за Владимира сестру Анну, если тот поможет в устранении соперника, что претендует на целостность Византии. Как водится, сказано – сделано. Правда, важный нюанс мешал потенциальной женитьбе: Владимир был язычником, и ему стоило принять крещение.

Также историки утверждают: на князя большое влияние оказали религиозные взгляды княгини Ольги, его бабушки, которая изначально придерживалась христианства, и рассказы посланников, вернувшихся из Константинополя.

Так или иначе, в 988 году сначала Владимир принял христианство, затем обернул в веру своих двенадцать сыновей, далее призвал последовать этому примеру всех киевлян. В водах Днепра при наставлениях присутствующих византийских священнослужителей и было произведено таинство «без числа».

Что было бы, если бы христианство не пришло на Русь? Страшно представить, ведь не был бы задан рост ни искусству, ни образовательной системе, ни зодчеству… Но гораздо важнее иное: появление новой религии полностью изменило душу не только князя Владимира, своими дальнейшими деяниями заслужившего титул святого, но и миллионов рядовых славян. По этой причине призываем сделать небольшую паузу, отдать дань памяти Равноапостольному Владимиру Крестителю и задуматься о соответствии своего сегодняшнего уклада жизни истинному нравственному облику славянского народа. Для этого, кстати, даже не обязательно дожидаться 28 июля.