Разметка фундамента под гараж своими руками. Какой фундамент нужен для надёжного основания гаража? Выбираем фундамент для гаража

При сооружении любого гаража необходимо позаботиться и о его основании, от которого будет зависеть прочность, долговечность всей конструкции. своими руками сделать не сложно, но стоит заранее определить тип грунта, условия работы. Для современного гаража можно практически любой конструкции, среди разновидностей особенно выделяется ленточный, который очень прост в изготовлении, на строительство не уходит много времени.

Варианты фундамента под гараж

Одним из самых оптимальных вариантов сооружения основания под гараж является ленточный фундамент, который отличается крайней простотой и высокой надежностью. Он представляет собой бетонную ленту, которая заливается по периметру будущего строения на высоту над уровнем грунта от 10 см. Как построить такой фундамент своими руками, рассмотрим более подробно ниже.

Считается одним из самых прочных, но и затраты на него требуются довольно большие. Такое основание подходит практически для любого типа почвы, для его сооружения необходимо определенной глубины, армировать пространство, после чего выполнить заливку бетоном. В результате получается монолитная плита, которая выдерживает большие нагрузки.

Если грунт нестабильный, то лучше всего ставить плитный плавающий фундамент, который способен правильно распределить все нагрузки, предотвратить разрушение конструкции и самого гаража.

Свайный фундамент применяется редко, только в том случае, если строительство производится на неустойчивом грунте. Возводится такое основание при помощи металлических труб, заливаемых бетоном, которые устанавливаются на глубину ниже уровня промерзания грунта. Рекомендуется применять свайно-винтовой тип основания, после монтажа опор сверх требуется сооружение железобетонного ростверка. Высота над уровнем грунта не должна быть большой, так как гаражом будет просто неудобно пользоваться.

Вернуться к оглавлению

Бутобетонный и плавающий фундамент

Считается экономной, но очень прочной конструкцией. Процесс его сооружения заключается в следующем:

  • сначала выполняется разметка, выкапывается траншея, как для обычной бетонной ленты;
  • на дно насыпается щебень и песок, которые тщательно утрамбовываются;
  • на дно укладывается слой бутового камня, затем все заливается цементно-песчаной смесью. После этого снова выкладывается слой камня и проливается раствор. Так делают до тех пор, пока цемент не сравняется с уровнем грунта.

Является идеальным вариантом, если строительство необходимо производить на слабых, ненадежных, сложных грунтах. Он позволяет выдерживать значительные нагрузки, колебания почвы. Основание, возводимое своими руками, представляет собой следующий «пирог»:

  • грунтовое основание;
  • уплотненная подушка из песка;
  • слой геотекстиля;
  • слой бетонной подготовки;
  • слой гидроизоляции из плотного материала;
  • укладка армированной бетонной плиты.

Подобный плавающий фундамент под гараж может быть:

  • монолитным железобетонным, армированным только по краям;
  • монолитным решетчатым или сборным;
  • обычным плавающим.

Вернуться к оглавлению

Выбор грунта под фундамент для гаража

Перед строительством фундамента под гараж следует первоначально определить тип грунта. Это позволит обеспечить строению устойчивость, прочность, способность выдерживать нагрузки. Рассмотрим основные типы грунтов, возможность строительства на них:

  • скальный считается идеальным, так как он не проседает, не сжимается, не промерзает. Во многих случаях специалисты советуют просто расчистить площадку, после чего начинать строительство гаража. Объясняется это тем, что работать со скальным грунтом тяжело, вырыть траншею почти невозможно;
  • гравийный также считается хорошим вариантом, так как не размывается, не сжимается. Глубина промерзания составляет всего 50 см;
  • глинистые грунты для сооружения фундамента своими руками могут доставить определенные трудности. При замерзании в зимнее время почва вспучивается, сжимается, а это приводит к образованию трещин в фундаменте. Значит, глубина при закладке основания должна быть больше, чем глубина промерзания;
  • песчаные грунты подходят для сооружения основания, так как промерзают слабо, не сжимаются. Наличие пористости позволяет избежать такого негативного явления, как застаивание воды;
  • суглинок, то есть смесь песка и глины, – это не самый лучший вариант для фундамента, так как грунт сильно промерзает, глубина может составлять до 2 м. В таком случае рекомендуется делать не самый удобный для гаража тип основания – свайный фундамент;
  • совершенно не пригодны для сооружения основания для гаража такие типы грунта, как илистый, торфяной, мелкопесчаный. Если другого варианта нет, то потребуются довольно сложные работы, например, насыпка из крупнозернистого песка, прочие работы для упрочнения участка строительства.

Вернуться к оглавлению

Очередность строительства ленточного фундамента

Чаще всего для гаражей ставится ленточный фундамент, так как этот вариант не только проще, но и дешевле, а по прочности не уступает остальным. Для суглинка и супеси глубина залегания ленты будет составлять 40-70 см, для гравийного грунта – примерно 50 см. Если же строительство планируется на скальном основании, то участок следует просто выровнять, после чего ставить строение прямо на грунте.

Чтобы возвести ленточный фундамент, необходимо соблюдать такой порядок действий:

  • для начала придется расчистить выбранный для строительства участок, убрать весь мусор, произвести разметку. Далее следует точно определить размеры, выставить деревянные колышки по углам, проверить диагонали при помощи обычной рулетки. После этого определяются границы основания, рассчитывается ширина ленты. Она должна быть на 20% больше, чем ширина стены для будущего гаража;
  • теперь своими руками надо выкопать траншею для ленты, на дно уложить песчаную подушку, толщина которой составляет 20 см. Песок поливается водой, после этого утрамбовывается. Такую процедуру надо повторить два раза;
  • далее ставится таким образом, чтобы высота ее над уровнем грунта составляла от 10 см до 30 см. Монтируется опалубка так: в углы траншеи вбиваются колья на необходимую высоту, то же самое делается по периметру. К ним прибиваются доски, никаких щелей не должно оставаться, в противном случае бетон при заливке начнет вытекать;
  • готовить бетон для основания гаража лучше всего из цемента марки М200, М250. Специалисты рекомендуют использовать заводские смеси, которые отличаются высоким качеством;
  • редко армируют, но если это необходимо сделать, то надо воспользоваться металлическими армировочными прутьями, которые укладываются в два пояса. Крепятся прутья вязальной проволокой, над поверхностью будущего фундамента они выступать не должны;
  • лента заливается своими руками в один прием, после заливки надо оставить конструкцию для высыхания, набора прочности;
  • когда бетон высохнет (на это может уйти до трех недель), необходимо по верхней части ленты уложить гидроизоляцию из двух слоев рубероида, закрепив битумной мастикой.

Каждому автомобилисту известно, что качественный фундамент под гараж является залогом его долговечности и надежности. От него зависит каким будет . Заказать строительство подобного сооружения можно у профессионалов, однако в нашей стране мужчины привыкли все делать самостоятельно. Потому в статье мы рассмотрим, как сделать фундамент под гараж своими руками качественно и недорого.

Прежде чем задумываться о том, как правильно залить фундамент под гараж, нужно определиться с его видом. На сегодняшний день в нашей стране принято использовать такие виды гаражного фундамента:

  • Ленточный
  • Свайный или столбчатый
  • Монолитный или плитный

Ленточный фундамент под гараж представляет собой железобетонную конструкцию, уложенную в земле в виде ленты. Сегодня подобный вид фундамента является самым востребованным и распространенным, так как выполнить его можно самостоятельно.

Монолитное основание под гаражное помещение подразумевает под собой наличие одной сплошной плиты, которая является и основанием гаража, и его полом. Данный вид фундамента чаще всего используется лишь в случаях, когда строительство планируется в сложных условиях – наличие болотистой структуры почвы, неглубоко расположенных грунтовых вод или пучения земли. По сравнению с другими видами фундамента, монолит можно считать самым надежным и устойчивым. Однако есть у него и ряд недостатков – сложность технических расчетов и затратная часть на строительство.

Столбчатое основание гаража представляет собой заглубление специальных асбестоцементных или металлических столбов глубоко в землю, которые и выполняют функцию поддержки. Обустройство подобного фундамента требует небольших физических и временных затрат (не больше дня при условии четырех рабочих рук). При этом возводить стены гаража можно сразу же после установки свай.

Подготовка

Перед тем, как сделать фундамент для гаража, необходимо создать проект будущего здания. При его формировании нужно учитывать следующие показатели:

  1. Уровень залегания грунтовых вод.
  2. Тип, пучение и уровень промерзания почвы.
  3. Строительные материалы.
  4. Наличие дополнительных помещений и углублений в гараже (смотровая яма, погреб, другие подсобные помещения).
  5. Вес будущей конструкции.

Основные работы

Так как самым распространенным и легким в исполнении считается ленточное основание, то на его примере мы и рассмотрим, как залить фундамент под гараж своими руками.

В работе пригодятся следующие инструменты:

  • Рулетка
  • Лопата
  • Бетономешалка
  • Уровень
  • Отвес
  • Ведро
  • Молоток
  • Тачка
  • Колышки
  • Леска или разметочный шнур

Из материалов необходимы:

  • Цемент
  • Гравий
  • Песок
  • Щебень

Разметка

Прежде чем разметить фундамент под гараж, нужно очистить рабочую зону от мусора и плодородного слоя почвы. Затем с помощью колышков необходимо обозначить углы будущего основания гаража. Между забитыми колышками требуется натянуть леску или разметочный шнур вдоль всего периметра планируемого фундамента. Также рекомендуется проложить диагонали полученных углов – в месте их пересечения по наличию кривых углов можно обнаружить погрешности и скосы.

Земляные работы

Траншея для фундамента роется на глубину от 60 см. Ее ширина будет напрямую зависеть от ширины стен в гараже – зачастую она больше на 10-20 см. Копать траншею можно собственноручно, а можно с помощью экскаватора.

Создание подушки

Чтобы фундамент гаража стоял прочно, его основание необходимо укреплять специальной «подушкой». В случае с ленточным фундаментом «подушка» делается из щебня и песка. На дно траншеи насыпается песок крупных фракций и заливается водой. Слой утрамбованного песка должен составлять не менее 10 см. Затем на плотно сдавленный песок насыпается мелкофракционный щебень и также плотно трамбуется. Слой щебня должен быть не менее 10 см.

Опалубка

Залить фундамент под гараж своими руками вовсе не сложно, а вот правильно сделать опалубку самому – дело другое. В процессе выполнения данного задания потребуется максимум внимания и опыта, так как все детали опалубки должны быть выполнены идеально. Потому чаще всего новички заказывают изготовление опалубки у профессионалов. Высота ее должна ровняться высоте фундамента или быть немного выше нее. Материалом для ее изготовления могут послужить доски, ДСП, ФСФ. Изнутри получившуюся конструкцию рекомендуется выложить плотной полиэтиленовой пленкой.

Армирование

Чтобы сделать прочный фундамент под гараж своими руками, желательно армировать его конструкцию. Подобная процедура позволит усилить железобетонное сооружение и защитить его от давления веса гаража и сдвигов грунта. Гараж, фундамент которого будет выполнен из металлической арматуры, считается более устойчивым, чем постройка с арматурой из пластика или композитного прутка. Закрепление прутков между собой лучше выполнять вручную арматурной проволокой и арматурными кусачками. Сварку допускается использовать лишь для арматуры с маркировкой «С».

Металлический каркас фундамента гаража обязательно необходимо располагать внутри бетонной конструкции, так как в результате крошения камня неизбежна коррозия металла. Для закрепления арматуры чаще всего используют специальный стаканы или другие подпорки, которые позволяют ей располагаться на высоте от 5 см от края ленты.

Вначале на дно траншеи на высоте от 5 см укладываются два металлических прутка диаметром в 1см параллельно друг другу. Используя шаг в 40-50 см, прутки нужно периодически скреплять. Затем такие же прутки необходимо расположить вертикально. Их сцепка должна происходить с таким же шагом, как и у горизонтальных прутков. Верхние горизонтальные прутки крепятся уже к установленным вертикальным. Чтобы правильно сделать фундамент под гараж своими руками, и не допустить его разрушения, не стоит забывать о расстоянии от верхнего края ленты до верхних горизонтальных арматур.

Чаще всего заливка фундамента осуществляется из самодельного раствора (10кг цемента, 30кг песка, 40кг щебня и 40 л воды). Щебень лучше всего использовать мелкофракционный, так как его легче уплотнять.

Внимание! Заливать сразу весь периметр ленты – неправильно. Профессионалы рекомендуют заливать раствор послойно – по 20-30см каждый слой.

Чтобы залитый своими руками фундамент хорошо сцепился, нужно выжидать, пока подсохнет каждый из слоев. Если работы выполняются в холодный период года, не стоит искусственно подсушивать бетон. Если же постройка происходит в очень жаркое время, залитый бетон желательно поливать водой и укрывать от ветра, солнца.

В процессе заливки раствора необходимо следить за тем, чтобы не образовывались пустоты. Для этого можно использовать глубинный вибратор или протыкать залитый раствор острым штыком.

  1. В процессе создания чертежа фундамента под гараж желательно спланировать его глубину ниже уровня промерзания почвы.
  2. Чтобы построить гараж правильно, необходимо знать, что отклонение его прямоты по высоте не должно превышать 0,5см на 1м.
  3. Приступать к возведению гаража необходимо не ранее, чем через неделю после заливки фундамента.

Правильно сделанный фундамент под гараж гарантирует длительную и безаварийную эксплуатацию постройки, в которой хранится машина. Залить основание для автодома несложно своими руками, зная технологию выполнения такого мероприятия.

Построить по-настоящему надежный гараж можно исключительно на прочном основании, обустроенном на участке земли, который отвечает определенным требованиям. Перед заливкой фундамента по этой причине нужно проводить геологические изыскания грунта, где будет стоять ваш автодом. Такие исследования предоставят информацию о составе земли и подстилающих пластов, а также о грунтовых водах на участке.

Без этих данных вам будет сложно определиться с типом фундамента (столбчатый, ленточный) и его глубиной. Если исследования покажут, что для возведения гаража выбран участок, где грунт практически не впитывает воду, либо земля перенасыщена влагой, основание под гараж вам придется сделать с хорошей дренажной системой. Ее отсутствие на подобных почвах приводит к тому, что зимой вода, имеющаяся в земле, будет замерзать и расширяться, а с приходом тепла оттаивать.

Участок для возведения гаража

В результате фундамент станет испытывать серьезные нагрузки, которые вполне могут привести к деформированию и самого основания, и автодома, стоящего на нем. От вида почвы зависит и глубина фундамента. У специалистов существуют специальные формулы, позволяющие рассчитывать до сантиметра требуемый уровень заглубления основания под гараж. Если же вы решили сделать фундамент под гараж своими руками, обратите внимание на следующие советы профессионалов:

  • На скальном грунте разрешается возводить основание под автодом без рытья траншеи. Только не забудьте тщательно выровнять участок земли.
  • На глинистых и гравийных почвах глубину основания берут обычно более двух метров. Она должна находиться на уровне, который будет ниже глубины промерзания грунта.
  • На песчаных почвах достаточно вырыть траншею около 60–70 см глубины. В некоторых случаях можно обойтись и 40 см.

Обратите внимание – на торфяниках строить фундамент нельзя. Если нет иного выхода, нужно выбрать весь слой торфа до минеральной основы грунта, а затем заполнить получившуюся яму смесью песка с гравием.

Теоретически основание под дом для авто может быть любым. Но своими руками проще всего сделать ленточный фундамент. Такое мероприятие не требует больших затрат физических сил и применения тяжелой специальной техники. Чаще всего владельцы транспортных средств решают обустраивать монолитное ленточное основание, которое характеризуется минимальными земельными работами.

Еще один достаточно легкий в исполнении тип фундамента – бутобетонный. По сути, он является одним из вариантов ленточного. Чтобы его сделать, вам потребуется запастись бутовым камнем и цементом. Технология обустройства этих фундаментов практически идентична (о ней мы расскажем далее).

Бутобетонный фундамент

Также можно залить плавающий фундамент под гараж своими руками. Он рекомендован для случаев, когда строение для хранения автомобиля возводится на неустойчивых почвах. Плавающее основание выдерживает серьезные нагрузки, не боится капризов погоды и колебаний грунта. Но оно требует немного больших финансовых затрат на строительство. Существуют три вида плавающего фундамента: решетчатый (сборный либо монолитный); обычный; монолитный, который по краям армируется металлическими изделиями.

Выбрав тип основания, можно определяться с его геометрическими параметрами. Длина фундамента зависит от габаритов гаража, ширина – от массивности автодома (обычно она берется на уровне 0,4–0,5 м), глубина – от характеристик почвы.

После выполнения всех расчетов приступайте к разметке будущего фундамента, земляным работам (требуется вырыть траншею заданных размеров, насыпать на ее дно слой щебня и песка и хорошо утрамбовать), установке опалубки и заливке основания под гараж.

Под опалубкой понимают короб, который изготавливают для того, чтобы залить его бетонной смесью. Состоит такая конструкция из щитов (сделать их можно практически из любой древесины, пенополистирола или из бетона), подгоняемых друг к другу максимально плотно. Доски короба должны монтироваться прочно и ровно, поэтому на этом этапе работ вам не обойтись без . Укрепить конструкцию в случае необходимости можно деревянными подпорками.

Опалубка бывает несъемной и съемной. В первом случае короб, изготовленный из пенополистирольных плит либо бетона, остается в фундаменте после заливки бетонной смеси. Сделать такую опалубку самостоятельно достаточно сложно. Намного проще и быстрее собрать съемную конструкцию и поместить ее в траншею для фундамента.

Короб из пенополистирольных плит

После этого нужно сделать «сетку» из 1–1,2-сантиметровых по толщине металлических стержней:

  • положить два длинных прутка на 5 см выше дна траншеи;
  • поперек этих длинных стержней положить прутки меньшей протяженности (дистанция между отдельными изделиями – примерно 0,5 м);
  • в места пересечения прутков установить вертикальные стержни и соединить (используя сварочный аппарат либо прочную стальную проволоку) все изделия в единую конструкцию;
  • затем через каждые 0,25–0,3 м следует приварить (зафиксировать проволокой) следующие стержни (короткие) к вертикальным прутьям.

После всех указанных мероприятий у вас получится ровная и прочная армирующая «сетка».

Теперь можно приступать непосредственно к заливке основания под автодом. Сделать это можно по двум технологиям – подавать бетонную смесь в траншею частями либо сразу весь объем. Специалисты советуют выполнять такое мероприятие по второй схеме. Вам нужно заливать бетон за один раз, тогда вероятность образования стыковочных швов сводится к нулю.

Сразу же заметим, что самостоятельно залить ленточный фундамент за один раз нереально. Необходимо заручиться поддержкой нескольких помощников. Втроем вы легко справитесь с поставленной задачей. Если используется технология заливки по частям, подавайте смесь слоями не более 15 см. При этом каждый слой требуется тщательно утрамбовывать, используя подручные приспособления либо профессиональный бетонный вибратор.

Профессиональный бетонный вибратор

После заливки полученное сооружение следует выдержать дней 10. А затем изолировать ленточный фундамент от воды и утеплить его (если есть такая необходимость). В качестве гидроизолятора лучше всего применять битумную мастику. Ею нужно промазать стенки основания снаружи и приклеить к ним рубероид.

Снизить затраты на изоляцию позволяет простая методика. Вместо мастики вы можете засыпать в пазухи основания обычную глину и утрамбовать ее. Желательно дополнительно установить на рубероид дренажную мембрану или современный геотекстиль. В этом случае гидроизоляция гаража будет по-настоящему идеальной.

Аналогично заливается ленточный бутобетонный фундамент:

  1. Размечаете участок.
  2. Копаете траншею.
  3. Насыпаете в ров щебень и , трамбуете смесь.
  4. Укладываете на дно бутовый камень.
  5. Смешиваете два ведра цемента с ведром цемента.
  6. Заливаете полученной цементно-песчаной смесью первый ряд бутобетонного основания.
  7. Снова укладываете камень и поливаете его раствором.
  8. Повторяете процедуру до того, как последний слой смеси не выйдет на край рва.

Бутобетонное основание гидроизолируют по описанной выше методике.

Возведение любой постройки начинается с создания прочного основания. В нашей статье речь пойдет о том, как сделать фундамент под гараж.

На первоначальном этапе происходит выбор места для строительства фундамента под гараж. Чтобы его правильно определить, необходимо располагать информацией:

  • о типе почвы;
  • об уровне грунтовых вод и глубине промерзания грунта;
  • о приблизительной массе сооружения.

Тип почвы

Особенности строения грунта можно определить самостоятельно. В зависимости от типа почвы и будут определены размеры фундамента под гараж с соответствующей глубиной закладки.

Различают следующие разновидности почвы:

  1. Скальная. Довольно плотный грунт, который позволит возвести гараж непосредственно на выровненном участке.
  2. Глинистая и гравийная. Фундамент под гараж закладывается ниже глубины промерзания грунта.
  3. Песчаная. Песок не замерзает и не сжимается под весом конструкции, а вода уходит сквозь него без задержки. Поэтому глубина фундамента составляет в пределах 0,4-0,7 м.
  4. Супесь. Заливка фундамента под гараж производится на глубине свыше 2 м.
  5. Торфяная. На ней не рекомендуется возводить гараж. Если все же не удалось найти другое место для строительства, то следует полностью удалить слой торфа, а траншею засыпать крупнозернистым песком.

Уровень грунтовых вод и глубина промерзания грунта

Данные о глубине промерзания почвы, которая отличается различной величиной в зависимости от региона, можно найти в справочной литературе.

Уровень расположения грунтовых вод сопоставляется с глубиной промерзания почвы. После чего принимается решение о закладке фундамента. Существует три варианта определения глубины фундамента под гараж:

  1. Глубина промерзания почвы выше уровня грунтовых вод. В этом случае фундамент закладывается на глубине, которая на 0,1 м превышает отметку промерзания почвы.
  2. Если в зимнее время уровень грунтовых вод выше глубины промерзания почвы в пределах до 2 м, то нижнюю часть основания под гараж можно создавать на уровне глубины промерзания. Причем почва, расположенная ниже 0,5 м, изымается, а пространство заполняется песком или гравием.
  3. При превышении уровня грунтовых вод над глубиной промерзания двухметровой отметки, закладку фундамента рекомендуют осуществлять на глубине 0,4-0,5 м.

Вес гаража

Данный критерий также является одним из важных при определении размеров фундамента. Необходимо учесть:

  • материал, из которого сооружается гараж;
  • сложность конфигурации постройки;
  • эксплуатационные характеристики здания (высота и ширина, толщина стен, шаг фиксации арматуры).

Естественно, что при наличии слишком тяжелого гаража, фундамент должен быть более надежным. В принципе для гаража можно использовать различные типы фундамента:

  • свайный;
  • столбчатый;
  • плитный;
  • ленточный.

Наиболее распространенным является закладка ленточного фундамента.

Закладка фундамента

Такой процесс, как заливка фундамента под гараж, включает следующие последовательные действия:

  • разметка участка;
  • рытье траншеи;
  • создание подушки;
  • установка опалубки;
  • армирование основания;
  • изготовление и заливка бетонной смеси.

Разметка фундамента

На этом этапе следует правильно определить исходный угол постройки, который будет служить ориентиром для проведения остальной разметки. В месте расположения первого угла происходит вбивание колышка.

От надежно зафиксированного колышка под прямым углом в две стороны натягиваются две веревки, с помощью которых устанавливаются длина и ширина гаража. Концы веревок тоже фиксируются колышками.

Для определения местонахождения четвертого угла делают соответствующие размеры. Натяжение веревок к нему должно осуществляться под прямыми углами. Сделанный прямоугольник является внешней границей фундамента. Опираясь на ширину фундамента, аналогично производится разметка его внутренней части.

Рытье траншеи и засыпка подушки

Данная стадия устройства фундамента под гараж является наиболее трудоемким процессом. В большинстве случаев здание не несет большой нагрузки. В связи с этим отпадает необходимость заливать слишком мощный фундамент. Для рытья траншеи вполне достаточно глубины 0,5-0,8 м.

Что касается ширины основания, то данный параметр зависит от типа грунта. При наличии прочной почвы, ширина траншеи будет составлять в пределах 0,4-0,5 м, а изготовление опалубки происходит лишь для наземной части фундамента. При сыпучей почве опалубка сооружается и под землей. А это значит, что при рытье траншеи следует сделать запас на величину опалубки.

Создание подушки и опалубки

На следующем этапе дно траншеи поочередно покрывается слоем гравия (15 см) и песка (10 см). Оба слоя тщательно трамбуются. Для более надежного осуществления данного процесса песок рекомендуется заливать водой.

После устройства песчано-гравийной подушки приступают к сооружению опалубки. Обычно ее изготавливают из ровных досок. Из них делают щиты, которые фиксируются подпорками, установленными по всему периметру траншеи. Для предотвращения распирания конструкции бетонным раствором для скрепления щитов, следует воспользоваться проволокой или обрезками досок.

Укладка арматуры

Чтобы ленточный фундамент был максимально прочным, его следует уплотнить металлическим каркасом. В качестве арматуры применяются прутья толщиной 1-1,2 см.

Технология армирования предполагает:

  • укладку двух длинных прутьев на расстоянии 5 см от дна ямы и от опалубки;
  • последующее поперечное соединение проволокой длинных прутьев с короткими с шагом 0,4-0,5 м;
  • фиксация вертикальных прутьев;
  • приваривание к вертикальным прутьям коротких стержней на расстоянии 0,2-0,3 м друг от друга.

После проведения армирования должна получиться решетка.

Изготовление и заливка бетонного раствора

Завершающей стадией создания фундамента под гараж своими руками является бетонирование. Для качественной «ленты» заливка раствора должна осуществляться беспрерывно. По этой причине следует заранее обзавестись бетономешалкой.

Бетонный раствор готовится в следующих пропорциях:

  • 1 ч. цемента;
  • 2-3 ч. песка;
  • 4 ч. гравия;
  • 0,5 ч. воды.

Изготовление рабочей смеси производится в следующей последовательности:

  • цемент;
  • песок;
  • вода;
  • щебень.

Для облегчения заливки приготовленного бетона в траншею, бетономешалка размещается возле опалубки. Процесс бетонирования обязательно сопровождается трамбовкой раствора, с помощью которой происходит удаление воздуха. Выравнивание верхней части фундамента осуществляется до полного схватывания бетона.

После заливки ленточного фундамента под гараж следует:

  • поддерживать оптимальный температурный режим;
  • оберегать конструкцию от ветра и жарких солнечных лучей.

В летнее время фундамент периодически смачивается водой, а в дождливые дни - прикрывается полиэтиленовой пленкой. Снятие опалубки и возведение стен гаража происходит только после полного застывания бетонного раствора.

Видео об устройстве фундамента под гараж:

Задумав построить бокс для личного автомобиля, первое, что необходимо решить, каким будет фундамент для гаража. Выбор основы под строение во многом зависит от функционала: будет ли в гараже смотровая яма или подвал?

Планируется ли надстройка второго этажа? Из какого материала будут стены бокса: пена или газоблоки, кирпич или каркасная обшивка. Рассмотрим варианты устройства основания в зависимости от конструктива строения и особенностей грунта.

Виды фундаментов для устройства гаража

Любой вид фундамента, подходящий для легкой постройки, подойдет для одноэтажного гаража. Устройство основы возможно:


Особенностей строительства гаража без технической ямы собственно нет. Строится обычное легкое здание на подходящей для почвы типом основы. Разберем особенности устройства фундамента под гараж с подвалом. Такая возможность есть при строительстве заглубленного ленточного основания или монолитной плиты.

Лента заглубленная

Ленточный фундамент для гаража с погребом на данный момент – самое распространенное устройство основы. Можно залить монолитную ленту или собрать из ЖБИ блоков.

Самый экономичный вариант – забутовка траншеи.

При устройстве стен из блоков понадобится тяжелая специальная техника для установки их в траншею.

Своими силами можно выполнить работы с помощью заливки бетонного раствора различной степени плотности.

Итак, перед заливкой в траншею, необходимо выполнить следующие виды работ:


Необходимо подготовить площадку для отвала извлеченного грунта на расстоянии не менее 1,5 м от края котловина. Верхний плодородный слой почвы снять и переместить в сад или огород.

Время полного застывания бетонной смеси 28 дней. После этого следует снять опалубку и обработать стены рубероидом на мастике.


Для гаража лучше залить ребристую плиту

Специфика закладки монолитной плавающей основы схожа с процессом устройства заглубленной ленты.

Разница в том, что плита устраивается меньшей высоты, около 20 см и одновременно выполняет роль пола.

В случае с гаражом имеет смысл залить плиту ребристого типа, в которой ребра буду выполнять функцию стен. Котлован при этом роют на глубину ниже уровня промерзания.

Глубина промерзания грунта по СНиП, м*

Географическая область суглинки и глины песок мелкий, супесь песок крупный, гравелистый
Архангельская 1,56 1,90 2,04
Вологодская 1,43 1,74 1,86
Свердловская 1,57 1,91 2,04
Курская 1,06 1,29 1,38
Московская 1,10 1,34 1,44
Нижегородская 1,45 1,76 1,89
Новосибирская 1,83 2,23 2,39
Пермская 1,59 1,93 2,07
Ростовская 0,66 0,80 0,86
Самарская 1,54 1,88 2,01
Ленинградская 0,98 1,20 1,28
Саратовская 1,19 1,44 1,55
Тюменская 1,73 2,10 2,25
Челябинская 1,73 2,11 2,26

* значение усреднено.

Бетонный фундамент для гаража по монолитной технологии – лучший вариант для строительства на неспокойных грунтах.

Чтобы повысить уровень комфорта и срок службы, под монолитную плиту можно проложить теплоизоляцию.

В данном случае подойдет не любой материал. Основные условия при выборе:

  • долгий срок гарантийной эксплуатации. Заменять утеплитель даже раз в несколько лет будет проблематично и весьма затратно;
  • влагоустойчивость, чтобы вода не разрушила структура материала и не снизила рабочие свойства.

Для прокладки слоя утепления фундамента могут быть использованы различные материалы. Хорошим вариантом будет отсыпать слоем керамзита. Также могут быть использованы пенопласт, пенополистирол, минеральная вата или материалы напыления.

Укладка термоизоляции происходит на песчаную подушку и значительно увеличивает срок службы основания.

Гараж на столбах, сваях или мелкозаглубленной ленте

Эти типы основания предполагают отсутствие подвала.

В целях экономии или в условиях нехватки времени можно устроить столбчатый фундамент под гараж, вкрутить сваи или залить мелкую ленту с одной нитью армации.

Работы не требуют особой квалификации или большой бригады. Любое устройство можно осилить вдвоем:

  1. Столбы размещают в точках наибольшей нагрузки, изготавливают из кирпича, ЖБИ или заливают в опалубку. В основании устраивается песчаная подушка и гидроизоляция.
  2. Сваи покупают с литым буром, вкручивают, затем полость внутри трубы заливают бетонным раствором.
  3. Мелкозаглубленная лента делается, как и заглубленная. В данном случае отличие состоит в количестве армирования и глубине траншеи.

При выборе фундамента не стоит опираться лишь на данные по материальным затратам. Для принятия верного решения следует понять на каком типе почвы будет проходить строительство, как глубоко залегают грунтовые воды, а также оценить рельеф местности. О том, как сделать свайный фундамент для гаража, смотрите в этом видео:

Пучинистые почвы не любят легких строений на глубокозаглубленных лентах. Определившись с типом грунта, рассмотрите ландшафт. При больших перепадах высот участка строительства фундамент необходимо делать либо свайным, либо комбинировать разные типы основ.

Для сохранности и увеличения срока службы любого фундамента необходимо устроить на здании желоба водоотводов, а нижнюю часть защитить опалубкой.