Развитие речи ср гр. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Короткие и длинные слова. Тема: В королевстве Феи Правильной речи

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017

Возраст детей: 4 – 5 лет

В ОД используются технологии: здоровье сбегающие технологии, моделирование

Цели:

  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
  • Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
  • Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.
  • В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.
  • Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

Развивающие задачи:

  • Закрепить навыки правильного произношения
  • Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа
  • Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам
  • Воспитывать взаимопомощь.

Демонстрационный материал:

Мягкая игрушка медведя, графическая схема описания игрушек, картинки различных игрушек, картинки животных, игрушки для описания: кукла, машинка, мячик.

Раздаточный материал: зеленые и красные сигнальные карточки (на каждого ребенка) .

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

Этот зверь живет в лесу.

У него коричневая, теплая и густая шуба.

У этого зверя большие, толстые, косолапые лапы.

Этот зверь любит мед и ягоды.

Зимой он спит в берлоге и сосет лапу.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно, дети, это медведь. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не испугался.

«мишка» тихо (шепотом) .

Воспитатель: Не слышит он нас. Давайте позовем мишку чуть погромче.

Дети: Дети зовут медведя, произнося слово «мишка» громче.

Воспитатель: Все равно не слышит он нас. Давайте позовем мишку громко.

Дети: Дети зовут медведя, произнося слово «мишка» громко.

Появляется медведь.

Медведь: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

Основная часть:

Воспитатель: Мишка, конечно мы любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем тебе о наших любимых игрушках. Миша присаживайся с нами рядышком и послушай, как ребята будут описывать свои любимые игрушки. А поможет нам описывать игрушки наша схема.

Но прежде чем начать мы немножко отдохнем.

А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Составление описательных рассказов по графическим схемам.

Величина

Как можно играть?

Воспитатель: А еще, Мишка, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька» , ребята, давайте покажем как мы играем с Ванькой-Встанькой.

Физкультминутка: Динамическая пауза «Ванька – Встанька» .

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,

Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево

Сядь немножко посиди. Приседания

По дорожке походи. Ходьба

Одевай рубашку. Повороты туловища

Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны

Воспитатель: Молодцы ребята. Тихонечко присаживаемся.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Мишка, поиграть вместе с нами. Дети, возьмите сигнальные карточки, если вы услышите неправильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять красную карточку, если правильное – зеленую.

Примеры:

Кирамидка

Пирамидка

Нирамидка

Сирамидка

Медведь: А я тоже знаю очень интересную игру «назови ласково» . Я буду показывать картинки животных, а вы, ребята, должны назвать их ласково.

Кошка, собака, коза, куры, утка, лошадь, белка, заяц.

Дети: Кошечка, козочка, курочки, лошадка, белочка, зайчик.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с игрой Мишки.

Медведь: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы очень интересно рассказываете о своих игрушках. Я тоже нарисую такую схему и буду описывать игрушки своим лесным друзьям. Спасибо вам. До свидания.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня не просто поиграли с Мишкой, но и вспомнили как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, вы у меня все сегодня молодцы.

реквизиты: Никитина Ольга Александровна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №10 муниципального образования Усть - Лабинский район

К четырем годам завершается формирование ребенка как личности, проходит кризисный период трех лет, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду» и т.д. В этот период у малыша появляется большая потребность в общении, познании и самостоятельности. Язык на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.

Взрослые - хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка — важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в познании им окружающего мира.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки, приведенные в этом разделе, помогут дошкольникам расширить свои знания об окружающем мире.

Увлекательные наблюдения на прогулках, самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям среднего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, совершенствовать свои навыки в экспериментальной и опытнической работе, сделать свои первые выводы причинно- следственных связей и закономерностей. Все это поможет формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, школьника, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Отсюда и главные задачи по знакомству дошкольников с окружающим миром детей пятого года жизни:

Вызвать творческий интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, явлений природы и т.д.);

Формировать представления о себе, о ближайшем окружении («Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и моя планета»), устанавливать родственные отношения (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат и т.д.);

Формировать и систематизировать представления о предметах быта, необходимых человеку (одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.);

Формировать и систематизировать представления о деятельности людей, профессиях, рукотворном мире;

Знакомить с разными местами обитания человека, животных (вода, земля, воздух), с их функциональными свойствами;

Воспитывать уважение к взрослым;

Формировать умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей;

Развивать коллективные взаимоотношения и индивидуальные способности каждого дошкольника.

Занятия в ДОУ. Средний дошкольный возраст

НОД для детей средней группы «Семейные традиции»Автор: Башкирова О. Е Пояснительная записка: Самое главное в жизни ребёнка – это его семья. Ему необходимо чувствовать заботу, внимание, любовь родителей, близких людей. Он должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Детям дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Это, в свою очередь, позволяет воспи...

Конспект НОД по развитию речи "Путешествие по сказке «Три медведя»" в детском саду. Средняя группаТема: Путешествие по сказке «Три медведя» Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ Цель: развитие речи детей посредством приобщения к устному народному творчеству. Задачи: 1. Образовательные: - закрепить знание детьми содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию; - закрепить умения узнавать сказку по характерным признакам сказочных...

Занятие для детей 4-5 лет по теме: Аппликация «Зайчик».Автор: Редькина Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования БОУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования», г. Тара Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. НОД: аппликация Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия, разработанный для детей дошкольного возраста (5-6) лет по теме: Аппликация «Зайчик». Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, и педагогам дополнительного об...

Конспект интегрированной познавательно - исследовательской образовательной деятельности в разновозрастной (3-7 лет) группе "Снежная тайна"Цель: создание условий для формирования исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом. Детская цель: выявить секреты снега, узнать его свойства Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно –эстетич...

Декоративное рисование "Рыбка". Дымковская роспись. Средняя группаПрограммные задачи: - Закрепить знания о дымковских игрушках; - Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); - Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи; - Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы рыбки, из знакомых элементов. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчес...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду «Воздух и его свойства». Средняя группаКонспект будет полезен педагогам, использующим в своей работе опытно-экспериментальную деятельность с детьми и игровую технологию. Цель: систематизация знаний детей о воздухе, его свойствах и качествах в процессе экспериментирования. Задачи: 1) Сформировать представление о том, что воздух окружает нас повсюду, как его можно увидеть, услышать и почувствовать. 2) Способствовать умению с...

Конспект с презентацией игрового занятия «Новый год с Тараторкой» с детьми 4-5 летАвтор: Морозова Наталья Михайловна, учитель-логопед МДОУ д/с № 5 «Звёздочка» г. Фурманов Ивановской области. Описание: конспект игрового занятия реализовывался на одной из встреч детско-родительского клуба «Тараторка» с воспитанниками 4-5 лет и их родителями. Может быть использован учителями-логопедами, дефектологами и воспитателями в качестве итогового занятия или развлечения на тему «Новый год». Цель: профилак...

Конспект НОД по математике «Счет до пяти» в средней группеВозрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Тема: Счет до 5. Цель: Закрепление счета до 5. Интеграция образовательных областей: Познавательная, коммуникативная.Программные задачи:Познавательная: Отрабатывать прямой счет до 5. Тренировать умение сравнивать предметы по величине. Закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый). Развивающая: Развивать связную речь, память, внимание, логическое мышление. Воспитательная: Воспитывать а...

"Путешествие в зимний лес", бинарное занятие для детей средней группы с ОНРАвтор: Аронова Наталья Михайловна, учитель-логопед высшей категории МАДОУ «Детский сад №68» г.Березники, Пермский край Тема: Путешествие в зимний лес. Тип занятия: бинарное занятие в средней группе для детей с ОНР Цель: Показать родителям динамику развития детей по развитию речи и двигательной активности за первый квартал. Задачи: Совершенствовать общую и мелкую моторику, двигательные действия с различными предметами....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром» в средней группе на тему «Зимующие птицы»Вид занятий: фронтальное. Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Форма образовательной деятельности: проблемная ситуация. Цель: уточнить и расширить представление детей о разнообразии зимующих птиц. Задачи: Образовательная: - учить выделять общие признаки птиц...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Соколова Елена Николаевна

Воспитатель, МБДОУ Дс № 22, Волгоградская обл. г.Камышин

Соколова Е.Н. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Поиграем вместе» // Совушка. 2016. N4(6)..02.2020).

Цель: продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать четко на вопросы; учить составлять описательный рассказ употреблять в речи слова в родительном падеже в ед. и мн. числе. Учить четко произносить слова, сочетая движения пальцев рук. Обогащать словарный запас детей. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Ход занятия:

Здравствуйте!

Ребята, сядьте поудобнее расправьте плечики и послушайте меня внимательно. Отгадайте, о чем моя загадка?

Если б не было его?

Не сказали б ничего (язык)

О чем идет речь в загадке? (о языке)

Для чего нужен язык человеку? (чтобы говорить)

Где всегда находится? (во рту)

Покажите свои язычки. Как они работают? (двигаются) Что делает, когда мы молчим? (спит)

Послушайте сказку о веселом язычке. «Жил на свете язычок-вот какой» (дети показывают). Жил он в домике, который называется рот. В домике были двери — это губы. Покажите, где эти двери (дети размыкают губы). Язычок любил сидеть на окошке и поглядывать по сторонам вправо, влево, вверх, вниз (дети двигают свои язычки). А больше всего наш язычок любил сидеть на подоконнике и рассказывать веселые стихотворения. Вот одно из них послушайте:

Жил был Шум.

Ел Шум: хрум, хрум.

Спал так: храп, храп.

Ел суп: хлюп, хлюп.

Шел Шум: бум, бум.

Как ел Шум? Как ел?

Как спал Шум? Как шел Шум?

А теперь вместе с нашим язычком расскажем это стихотворение, меняя тембр голоса.

Поиграли с язычком. А теперь встанем и вытянем руки. Посмотрите, руки у нас какие? (умелые, сильные, ловкие...)

Что умеют наши руки? (рисовать, лепить, копать...)

В этом помогают нам наши пальчики.

Сколько пальцев на правой руке? (5)

Сколько на левой? (5)

Сколько всего пальцев на обеих руках (10).

Раз, два, три, четыре, пять,

Крепкие и дружные,

Все такие нужные.

Поднимаем кисти обеих рук вверх, широко раздвинув пальцы.

Поочередно сгибаем их в кулачок, начиная с большого.

Тише, тише, не шумите

Наши пальцы не будите

Птички станут щебетать

Будут пальчики вставать.

Ребята, садитесь на стульчики и посчитаем пальчики по-другому:

Один палец

Два пальца и т.д.

Сколько пальцев? (десять)

Пальцы спрятались, и не стало чего? (пальцев)

Ну вот, наши пальчики поиграли. А теперь поиграем мы с вами. Мои пальчики нашли для вас очень интересные картинки животных (на столе разложены картинки с изображением диких и домашних животных.

Как назвать всех, кто здесь представлен, одним словом? (животные)

Какие животные? (дикие и домашние)

Ребята, а вот фигурки этих животных, давайте их разместим по среде их обитания (на столе домик и лес, дети называют и раскладывают животных к домику и лесу) звучит спокойная музыка.

А сейчас я загадаю вам загадку об одном животном:

Рыжая, пушистая, хитрая. Следы на снегу заметает? (лиса)

А теперь вы выберите о ком вы хотите загадать загадку и расскажите, (дети составляют описательные рассказы)

Молодцы, ребята, а теперь изобразите мимикой и движениями любимых животных.

Театрализованная игра «Узнай, кто я?»

Молодцы, очень хорошо у вас получилось. А сейчас возьмитесь за руки, встаньте в круг. Давайте вспомним с вами ласковые слова и назовем друг друга ласково (Сашенька, Димочка). На этом наше занятие заканчивается. Чем мы с вами сегодня занимались?

План-конспект открытого занятия по развитию речи

в средней группе «Непоседы»

МБ ДОУ Детский сад №9 на тему «Заюшкина избушка»

Разработала: Казакова Дарья Витальевна

Проверила: Васильева Алена Сергеевна

__________________________

Новокузнецк, 2017

Конспект занятия по развитию речи

Дата проведения: 13.02.17

Тема: «Заюшкина избушка»

Вид деятельности: «Коммуникативная»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «Связная речь»

Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Задачи:

1. Образовательные:

2.Развивающие:

3.Воспитательные:

Оборудование: Компьютер, игрушка лисы, декорации (деревья), фонограмма «Звуки леса», коррекционная дорожка (для профилактики плоскостопия), канат, скамья, мнемотаблицы

Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Наблюдения в природе

Дидактические игры «Кто в домике живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?»

Пение песен про животных

Рассматривание книг про животных

Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных

Чтение потешек «Зайцы скачут, скок, скок», «Сидит, сидит зайка»

Работа с мнемотаблицами.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Ребята, вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие. Знаете куда? В сказочный лес, он волшебный. А путь наш очень сложный, мы пойдём по болоту, нужно наступать строго на камешки (идём по коррекционной дорожке, между деревьев).А вот и волшебная река течёт представьте, пройдём по мосту (по скамье), а теперь по узкой тропинке (приставным шагом)Вот мы и в лесу.(звучит фонограмма «Звуки леса»), послушайте, как птицы поют.

2.Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ой, смотрите, кто-то спрятался за ёлкой. (из-за ёлки виднеется лисий хвост)Чей это хвост? (лисий) Как вы догадались, что это лиса? (у неё длинный, пушистый, рыжий хвост)

Лиса: здравствуйте, ребята. Вы молодцы, меня угадали. Я прибежала сюда из сказки. А вы знаете, как меня в сказках называют? (лиса-Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисонька, лиса - всему лесу краса)А, если бы это был хвост моего соседа зайца? Чей это был бы хвост?(заячий), а если бы моей соседки белки? Чей это был бы хвост?(беличий)

Лиса: я такая красивая, а кто меня сможет описать?

Поисковый этап

Воспитатель из коробочки достает атрибуты из сказки и дети должны угадать.

Вот и герои нашей сказки, которую мы должны с вами вспомнить. Какая это сказка?

3.Беседа

А теперь, ребята, присаживаемся на пенёчки (стульчики) и давайте попытаемся описать нашу гостью.(беседа проводится с более слабыми детьми, а сильные дополняют)

Федя, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

Хорошо Дима Березиков, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

Молодец, а Сережа расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

Егор, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодец, Коля, а есть у лисы враги? Кто?

Воспитатель: лисичка, а наши ребята умеют по схемам описывать животных.

(Один ребёнок рассказывает)

Лиса – это дикое животное. Она живёт в лесу. У неё 4 лапы. Тело покрыто рыжей шерстью. Хвост - пушистый. У лисы есть детёныши – лисята. Лиса – хищное животное, она ест: кур, мышей.

Лиса: а вы только обо мне умеете рассказывать?

Воспитатель: нет лиса, ребята умеют про разных животных рассказывать. Вот послушай про зайца.

Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него 4 лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У него два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, капусту.

Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а в каких сказках мы с вами встречали лису? (Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками.

Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Слайд программа.

    Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

(Заяц)

(Слайд с зайцем в природе).

А кто назовёт мне всю семью зайца? (мама – зайчиха, детёныши –зайчата, папа – заяц)

2) Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.(медведь)

Что делает на картине медведь? (Медведь ловит рыбу)

3) Посмотрите по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке гребешок.
Кто же это?(петушок)

Назовите всю его семью.

4) В тени под деревом лежит

И двор и сад наш сторожит.

Не то что настоящий вор -

Прохожий не зайдет во двор.

А нас он любит, признаёт,

Учтиво лапу подаёт. (Собака)

Как называют детёнышей собаки?

    Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

5. Физминутка.

Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Тогда встаем в круг.

Мы заходим с вами в лес

(Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

(Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков.

(Раз, два, три...)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим.

(Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели

6. Моделирование сказки.

Вот мы немного отдохнули, а сейчас, лисичка, наши ребята расскажут сказку про тебя. (присаживайтесь за столы)

На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.

У вас лежат листики. Какие геометрические фигуры нарисованы?

Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Соня, расскажи, как можно начать сказку?

Правильно, а теперь нарисуй лисичку, что отличает лису от других животных?

Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

А что отличает собаку в нашей сказке?

Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

Стеша, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Продолжит сказку Дима Потехин.

Дима, а что есть у петушка особенного?

Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

Какими словами можно закончить сказку?

7. Подведение итогов.

Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка» А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми)

Лиса: я всё поняла, я стану лучше, я буду дружить со всеми зверями.

Ну а нам пора прощаться, нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, лиса!

Используемая литература:

1. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.

2. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. Гербова В.В.

Самоанализ занятия в средней группе группе.

В группе 23 человека, которые посещают дет.сад третий год год. Все дети - физически развиты. Преобладающее настроение у большинства детей весёлое. Период адаптации закончился у всех детей. По утрам дети с желанием идут в детский сад.

Дети в основном спокойны, сдержанны, хорошо идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Есть дети упрямые, обидчивые, но эти черты легко исчезают в ходе игры со сверстниками.

Контакт у некоторых детей избирательный, эти дети проявляют симпатии к одному - двум детям из всей группы.

Малыши подросли и многому научились. Все дети стали понимать устную обращённую речь, все могут показать предмет, названный взрослым. Намного улучшилась речь детей, все дети заговорили. Легко произносят услышанные стихи и песни. Дети заговорили сложными фразами. Ребята рассказывают об увиденном, хотя иногда и отрывочными фразами, но это присуще их возрасту. Произношение у большинства детей правильное, за исключением звука р и шипящих. Речь стала более развитой, благодаря проводимой кружковой работе «Потешки» и «Пальчиковые игры» . Большое внимание уделяется развитию мелкой моторике рук. Видны результаты работы на лепке, рисовании.

Занятия проводятся по подгруппам. Разделение по подгруппам проведено по принципу индивидуальных особенностей детей, в группе есть гиперактивные дети, их распределили в разные подгруппы.

    Степень сложности проведённого занятия высокая, т. к. у всех детей освоение программы на среднем и высоком уровне.

    Цель : формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

4. Задачи :

1. Образовательные:

учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

2.Развивающие:

развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.

3.Воспитательные:

воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к животным.

Игровые методы и приё мы :

    Сюрпризность, эмоциональность.

    Создание игровых ситуаций.

    Дидактические и подвижные игры.

Словесные методы и приё мы :

    Разговор, беседа.

    Рассказывание стихов.

    Рассматривание картинок.

    Подсказывание нужного слова.

    Напоминание, пояснение.

    Использование художественного слова.

    Вопросы.

Практические методы и приё мы :

    Совместные действия воспитателя с ребёнком.

    Упражнения.

    Выполнение поручений.

Наглядные методы и приё мы :

    Показ предметов и игрушек.

    Приближение объекта к детям.

    Задание детям, вопросы.

    Включение предметов в деятельность детей.

    Активное действие детей.

    Выполнение игровых действий.

    В ходе занятия был закреплён пройденный материал и выявлен уровень знаний детей по предложенным заданиям. Задания соответстуют возрасту детей и программному материалу.

    Были использованы названные методы и приёмы.

    Удачные моменты :

Поставленные цели и задачи были решены.

Дети с удовольствием выполняли все предложенные задания; не было пауз. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Неудачи :

Занятия затянулось по времени, но дети не устали, т. к. были использованы различные методы и приёмы, чередовались различные виды деятельности.

МБОУ « Джанайская ООШ»

«Путешествие в сказку»

Подготовила и провела: Джуманова Ф. М.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

«Путешествие в сказку»

Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы: компьютер, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.

Ход занятия:

1. Организационный момент . Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

2. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.

Ребята, посмотрите, что это?

Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый хвост)

3. Беседа. - А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и давайте попытаемся описать нашу гостью.

Алина, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

Хорошо, Саша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

Молодец, Саша. А Рома расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

Арина, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодец, Арина. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками. - Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

На компьютере появляются слайды.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)

У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)

Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

5. Физминутка.

Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом.

6. Моделирование сказки. -Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.

На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.

Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Арина, расскажи, с чего начинается сказка.

Правильно, а Аня выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису. Аня, что отличает лису от других животных?

Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

Вадим, что же произошло дальше?

А что отличает собаку в нашей сказке?

Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

Расскажет нам сказку дальше Женя.

Аня, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Продолжит сказку Вика.

Аня, а что есть у петушка особенного?

Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

Чем же, Наташа, заканчивается сказка?

Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка», а теперь давайте ее инсценируем в стихах, как мы с вами учили.

7. Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.

А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток.

Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста - круглый год!

Заяц: Неужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика)

Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг - и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Вед: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(медведь уходит)

Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком -

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

Лиса: Ой, боюсь я петуха!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не тужить!

8. Подведение итогов.

Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

Ну а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять