Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Тематика, проблематика, идейная направленность. Нравственная и философская проблематика романа Л. Толстого «Анна Каренина

Министерство образования и науки Украины

Днепропетровский национальный университете им.О.Гончара

Факультет заочного и дистанционного образования

Доклад на тему:

«Проблема любви, брака и семьи в романе Толстого «Анна Каренина».

Композиционные и жанровые особенности».

Выполнила студентка группы

Гернец Кристина Витальевна

Проверила

кандидат филологических наук

Карабут Людмила Алексеевна

г. Днепропетровск – 2010 год

    Вступление

    Проблема любви, брака и семьи в романе Л.Толстого «Анна Каренина»

    Сюжет и композиция романа

    Жанровые особенности романа

    Заключение

    Список литературы

ВСТУПЛЕНИЕ

В 1875 году в январском номере журнала «Русский вестник» были напечатаны первые главы «Анны Карениной». После «книги о прошлом», как Толстой называл «Войну и мир», его «роман из современной жизни» поразил читателей «вседневностью» содержания.

«Мне теперь так ясна моя мысль, - говорил Толстой Софье Андреевне в 1877 году, заканчивая работу над романом. - ...Так в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны 12-го года...»

«Анна Каренина» - одна из великих книг мировой литературы, роман общечеловеческого значения. Невозможно себе представить европейскую литературу XIX века без Толстого. Он завоевал мировую известность и признание своей глубокой народностью, проникновением в драматические судьбы личности, преданностью идеалам добра, непримиримостью к общественной несправедливости, социальным порокам собственнического мира.

Впервые мысль о сюжете «Анны Карениной» возникает у Толстого еще в 1870 году. «Вчера вечером он мне сказал, - пишет Софья Андреевна в своем дневнике 24 февраля 1870 года, - что ему представился тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и не виноватой и что как только ему представился этот тип, так все лица и мужские типы, представлявшиеся прежде, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины. «Теперь мне все выяснилось», - говорил он».

Толстой в своем романе дал полный простор и для «поэзии страсти», и для «поэзии брака», соединив оба эти начала своей животрепещущей «семейной мыслью». Он словно задумался с тревогой над тем, что сталось бы с пушкинской Татьяной, если бы она нарушила свой долг.

ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ, БРАКА И СЕМЬИ В РОМАНЕ Л.ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»

В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова, незаконная жена соседнего помещика Бибикова. Семья Толстых хорошо знала погибшую женщину, и ее трагическая судьба нашла отзвук в романе «Анна Каренина». Толстой работал над новым романом более четырех лет - с 1873 по 1877 год. Выдвинутая поначалу тема семьи оказалась связанной с общественными, социальными, философскими вопросами; произведение разрослось до большого социального романа, в котором отразилась современная писателю жизнь.

В Москве, на вокзале Николаевской железной дороги граф Алексей Кириллович Вронский встречал приезжающую из Петербурга мать. В.ожидании поезда он - думал о юной Кити Щербацкой, о ее любви к нему, от которой он «сам себя чувствовал лучше, чище». «Вронский пошел за кондуктором й вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он ~ извинился и пошел - было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее… Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то». Это была Анна Аркадьевна Каренина. Встретившие случайно, Анна и Вронский не могут забыть друг друга.

Каренина - замужняя женщина, мать восьмилетнего сына; она понимает, что Вронский не может и не должен интересовать ее. Однако на московском балу наблюдавшая за.ней Кити видит, что «Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения…». Анна принимает решение покинуть Москву и вернуться домой, в Петербург, чтобы не встречаться с Вронским. Свое решение она выполнила, и на другой день брат провожал ее в Петербург. Но на остановке в Бологом, выйдя из вагона, Анна встретила Вронского.

«Я не знала, что вы едете. Зачем вы едете? - сказала она… И неудержимая радость и оживление сияли на ее лице.

Зачем я еду? - повторил он, глядя ей прямо в глаза,

Вы. знаете, я еду для того, чтобы быть там, где вы, сказал он, я не могу иначе.

…Он сказал то самое, чего желала ее душа, но чего она боялась рассудком. Она ничего не отвечала, и на лице ее он видел борьбу». Смятение и тревогу в душе Анны Толстой подчеркивает описанием разбушевавшейся природы. «И в это время, как бы одолев препятствие, ветер посыпал снег с крыш вагонов, затрепал каким-то железным оторванным листом, и впереди плачевно и мрачно заревел густой свисток паровоза. Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь».

Эта встреча решила судьбу Анны Карениной. Как ни старалась она, вернувшись домой, жить по-старому, ей это не удавалось. Любовь к Вронскому заставила ее по-другому взглянуть на свою супружескую жизнь. «…Я поняла, что не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить», - думает Анна. Неумение обманывать, искренность и правдивость вовлекают ее в тяжелый конфликт с Карениным и светской средой.

Судьба Алексея Александровича Каренина мужа Анны,- несомненно, трагична, и многое в ней заставляет сочувствовать ему. Каренин не «злая машина», как в порыве отчаяния называет мужа Анна. Толстой показывает его искренность, человечность в сцене примирения с женой. Даже Вронский признает, что в минуту примирения Каренин был «на недосягаемой высоте».. Правдиво раскрывая всю тяжесть человеческих переживаний Каренина, Толстой вместе с тем - глубоко анализирует его отношение к жене и его поведение. В бытность свою губернатором, уже немолодым человеком, Алексей Александрович встретился с Анной Аркадьевной, которая была на двадцать лет моложе его. «Он сделал предложение и отдал невесте и жене все то чувство на которое был способен». Создав ту «обстановку счастья», которая вошла у него в привычку, Каренин вдруг обнаружил, что она «нелогичным» образом поломалась. Толстой сравнивает Каренина с человеком, который спокойно прошел по мослу и вдруг увидел, «что этот мост разобрали и что там пучина». «Пучина эта была - сама жизнь, мост - та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович». Живые, естественные чувства Каренин проверяет понятиями и нормами, установленными государством и церковью. Узнав об измене Анны, он, после «странного чувства физической жалости к ней», почувствовал, что его занимал теперь вопрос о том, «как наилучшим, наиприличнейшим, удобнейшим для себя и потому справедливейшим образом отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и -продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни». Однако методичность, осторожность,. безжизненная систематичность - черты, характерные для высших кругов бюрократической среды, - оказались бессильны в столкновении с жизнью.

Флигель-адъютант Вронский, аристократ и джентльмен, «один из самых лучших образцов золотой молодежи петербургской» полюбил Анну Каренину и жертвует во имя любви военной карьерой: выходит в отставку и вопреки светским понятиям и нравам (решительно «объявляет он брату, что смотрит на свою связь с Карениной, как на брак…») уезжает с Анной за границу.

Чем больше Анна узнавала Вронского, «тем больше она любила его»; и за границей она была «непростительно» счастлива. Но «Вронский, между тем, несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив… Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска». Попытки заняться политикой, книгами, живописью не дали результатов, и, в конце концов, уединенная жизнь в итальянском городе показалась ему скучной; было решено ехать в Россию.

Любя Анну, он всегда забывал то, «что составляло самую мучительную сторону его отношения к ней,- ее сына с его вопрошающим, противным, как ему казалось, взглядом. Мальчик этот чаще всех других был помехой их отношений». В сцене свидания Анны с сыном Сережей Толстой- с непревзойденным мастерством художника-психолога раскрыл всю глубину семейного конфликта. Чувства любящей матери к оставленному ребенку, страсть к Вронскому, протест против ложной морали высшего общества и неопределенность положения образуют в судьбе Анны узел противоречий, который она не в силах развязать. Трагически звучат ее слова, обращенные к Долли Облонской: «…я не жена; он любит меня до тех пор, пока любит»… «Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа - Сережу и Алексея… Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно…» И когда Анна поняла, что ее страстной,…любви недостаточно для счастья Вронского, и он, для которого она пожертвовала сыном, «все больше и больше хочет уйти от нее», она осознала свое положение как безвыходное, как трагический тупик.

Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виновную, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам». Смысл эпиграфа в том, что не светским ханжам судить человека, его жизнь и поступки. Мысль эпиграфа несколько раз звучит в словах действующих лиц романа. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение ею Анны говорит: «Не нам судить, графиня». Библейское изречение, взятое для эпиграфа, Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим «зло ложь и обман».

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Толстой назвал «Анну Каренину» «романом широким и свободным», воспользовавшись термином Пуш­кина «свободный роман». Это ясное указание на жанровые истоки произведения.

«Широкий и свободный роман» Толстого отличен от «свободного романа» Пушкина. В «Анне Карениной» нет, например, лирических, философских или публицистиче­ских авторских отступлений. Но между романом Пушкина и романом Толстого есть несомненная преемственная связь, которая проявляется и в жанре, и в сюжете, и в композиции.

В романе Толстого, так же как в романе Пушкина, первостепенное значение принадлежит не фабульной за­вершенности положений, а «творческой концепции», ко­торая определяет отбор материала и в просторной раме современного романа представляет cвободу для развития сюжетных линий. «Я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы - как то женитьба или смерть, после которых интерес повествова­ния бы уничтожился. Мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к дру­гим лицам, и брак представлялся большею частью завяз­кой, а не развязкой интереса»,- писал Толстой.

«Широкий и свободный роман» подчиняется логике жизни; одной из его внутренних художественных целей является преодоление литературных условностей. В 1877 г. в статье «О значении современного романа» Ф. Буслаев пи­сал о том, что современность не может удовлетвориться «не­сбыточными сказками, какие еще недавно выдавались за романы с загадочными завязками и похождениями невероятных героев в фантастической, небывалой обста­новке». Толстой сочувственно отметил эту статью как интересный опыт осмысления путей развития реалисти­ческой литературы XIX в. .

«Теперь интересует в романе окружающая нас дей­ствительность, текущая жизнь в семье и обществе, как она есть, в ее деятельном брожении неустановившихся элементов старого и нового, отмирающего и нарождаю­щегося, элементов, взбудораженных великими переворо­тами и реформами нашего века»,- писал Ф. Буслаев.

Я человек, но так ли я велик,

Но так ли безупречен, совершенен?

В. Боков

Сравнивая «Войну и мир» с «Анной Карениной», Л. Толстой заметил, что в первом романе он любил «мысль народную», а во втором — «семейную». Проблема семейных отношений всегда волновала его, она присутствует почти во всех его произведениях.

Роман «Анна Каренина» начинается так: «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Этими словами автор подчеркнул, что главное его внимание будут занимать несчастливые семьи. И в самом деле: нет счастья ни в семье Облонских, ни в семье Карениных. Отчего так?

Литературные критики объясняют это бурным развитием капитализма в поре-форменной России, который рушил старые устои, разорял дворянство и был совер-шенно чужд Толстому. Я думаю, дело не только в этом. Семейное счастье зависит от самих людей, от их взаимопонимания. В семье Левиных тоже бывали ссоры, но они любили, понимали и уважали друг друга. Только эту семью в романе и можно назвать счастливой. Правда, сам Левин отличается от других и бесстрашно чест-ным умом, и добротой, и богатством внутреннего мира. Долли говорит о нем: «Это мало сказать, что прекрасный. Я не знаю лучшего человека».

С образом Левина связана очень важная для Толстого проблема самосовершен-ствования личности. Лучшие его герои всегда чрезвычайно требовательны к себе. Таков и Левин. Он считает, что не достоин Кити. Значит, надо стать лучше, найти свое истинное призвание, проявить в полной мере свою личность.

А главное его стремление — достигнуть такого положения, когда бы он мог пе-ред народом «чувствовать себя вполне правым». Так «мысль семейная» переплета-ется в романе с «мыслью народной».

Левин упорно занимается хозяйством, ходит с мужиками на косовицу и в то же время пишет книгу о землеустройстве в России, пытаясь выяснить тот путь, по которому должна развиваться деревня в новых условиях. С глубоким огорчением убеждается он в исторической обреченности дворянства. Можно было бы смирить-ся с обеднением дворян, если бы дворянские земли попадали в руки к мужикам. Но чаще всего за счет разорения дворянства наживались темные дельцы вроде купца Рябинина (как это знакомо нам сегодня!).

Симпатизируя крестьянам, Левин так и не перешел на их сторону и, сам того не замечая, переводит вопросы, которые его мучили, из социального плана в мораль-ный. Так возникает перед ним проблема смысла жизни, проблема смерти и бес-смертия. У постели умирающего брата Левин «ужаснулся не столь самой смерти, сколько жизни без малейшего знания о том, откуда, для чего, зачем и что оно та-кое». Мучительные вопросы и ни одного ответа. Это доводит его до отчаяния. Но вера в собственный и общечеловеческий разум спасает его от того шага, который был сделан Анной Карениной.

Анну и Левина сближает то, что они не подчиняются слепо общепринятым нор-мам жизни, а пытаются жить по-своему. Они постоянно сталкиваются с «нечест-ной действительностью», мучаются и страдают, но при этом духовно растут и все глубже познают окружающий их мир. Однако путь Левина идет по восходящей линии, а Карениной — по нисходящей. Мы оставляем Левина в конце романа сча-стливым человеком, для которого смысл жизни — творить добро.

Анна же была счастлива только в короткий период первых свиданий с Вронс-ким. Разлученная с сыном, оскорбляемая обществом, она с ужасом видит, что и любви, ради которой принесено столько жертв, уже нет. «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?..» Материал с сайта

«Анна Каренина» — роман о людях большой и трудной судьбы, о прекрасной женщине, желавшей полноценного человеческого счастья, о величии и бесстрашии человеческого ума, способного дойти до истины и признать истину, чего бы это ни стоило. И хотя смерть в этой книге идет рядом с жизнью, жизнь неизменно берет верх. Ведь и сама Анна решила умереть только потому, что, кроме смерти, у нее не было средства защитить свою честь и чистоту своей жизни. Поэтому «Анна Каре-нина» — не трагедия, а жизнеутверждающий роман. Читая его, мы учимся нена-видеть ложь и праздную жизнь, постигаем красоту человеческих отношений, вов-лекаемся в мир духовных исканий, то есть ощущаем себя по-настоящему людьми.

В самые значительные минуты своей жизни мы, как и Левин, видим перед со-бой небо, высокое и бесконечно мудрое. И радость бытия наполняет душу. Прекра-сен этот мир! Значит, прекрасным должен быть и человек.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анна каренина проблематика романа
  • нравственные и философские проблемы в романе анна каренина
  • проблематика роману анна каренина
  • бытовое и философское в романе анна каренина
  • философська тематика анна каренина

48. Проблематика романа Толстого «Анна Каренина». Толстого интересовала эпоха Петра I(писатель видел в петровском времени начало всего, узел русской жизни). По словам Толстого, его произведение было написано благодаря божественному Пушкину(он перечитывал его прозу по 7 раз, особенно привлек Толстого незаконченный отрывок Гости съезжались на дачу.... Там идет речь о женщине, которая осмелилась нарушить правила аристократического общества. Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль, - говорил Толстой. -Так, в Анне Карениной я люблю мысль семейную. История родственных дворянских семей - Облонских, Щербацких, Карениных, Левиных - отразила один из переломных, трагических периодов истории России. Диалектика души, сложная и противоречивая духовная жизнь человека - вот что прежде всего интересует Толстого. Главная проблема романа развивается на примере нескольких семейных пар: Во всех случаях автор так и не находит ответа на волнующие его вопросы: как живет человек в семье и в обществе, можно ли ограничиться только рамками семьи? В чем секрет человеческого счастья? Анна + Каренин. Главные герои романа живут в обществе, где превыше всего ставится благопристойная форма. В этом обществе внешней благопристойностью можно прикрыть все: взаимный обман, распутство, подлость, предательство. Живое, искреннее чувство здесь дико, неуместно, оно кажется направленным против самых основ этого общества и потому сурово порицается. Анну совсем еще юной отдали замуж за Каренина, преуспевающего царского чиновника. Его обычное, нормальное состояние-бездушие и ложь, преклонение перед формой. Таков он и на государственной службе, и в обществе, и в семье. Они говорят: религиозный, нравственный, честный, умный человек, - думает Анна о муже,- но они не видят, что я видела. Они не знают, как он восемь лет душил мою жизнь, душил все, что было во мне живого... Не знают, как на каждом шагу он оскорблял меня и оставался доволен собой. Я ли не старалась, всеми силами старалась найги оправдание своей жизни? Я ли не пыталась любить его, любить сына, когда уже нельзя было любить мужа? Но пришло время, я поняла, что я не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить. Долли + Облонский. Долли полностью посвятила себя семье и детям, но не нашла счастья, потому что ее муж - Степан Аркадьевич Облонский постоянно изменяет ей, и не видит в этом ничего предосудительного. Для него нет ничего необычного в измене, и хотя он любит Долли и своих детей, он не понимает, что счастье и нормальные семейные отношения не могут быть построены на лжи. Долли решила сохранить семью и обман продолжается. Автор подчеркивает, что не имеет значение, изменяет ли ей Стива и дальше, главное – нарушено внутреннее духовное единство между людьми, каждый живет сам по себе, и руководствуется не велениями собственного сердца и не принципами христианской морали, а светскими законами, которые сами по себе противоречат природной морали. Китти + Левин . Во внешне гармоничной семье Левина и Китти тоже нет счастья, хотя она и построена на взаимной любви. Замкнутый мир брака не дает Левину ощутить полноту жизни ответы на вопросы о смысле бытия. Не случайно в романе появляется образ поезда, ставший символом всей эпохи, которая неуклонно двигается на человека, угрожая его существованию. Поэтому семейная трагедия Анны Карениной – это закономерное отражение духовных и социальных противоречий времени. В романе есть и другие семейные истории: матери Вронского, княжны Бетси и т.д. Но не в одной нет «простоты и правды». Фальшивой жизни аристократов противопоставляется жизнь народа, где еще сохранились настоящие ценности. Семья крестьянина Ивана Парменова живет намного счастливее богачей. Но, как замечает Левин, духовное разрушение проникло и в народную среду. Он наблюдает обман, хитрость, лицемерие среди крестьян. Все общество захвачено внутренней духовной гнилью, нарушены важнейшие моральные принципы, что приводит к драматичной развязке.

47 образ Анны Карениной. Смысл эпиграфа к роману. Анна Каренина - один из обаятельнейших женских образов русской литературы. Ее ясный ум, чистое сердце, доброта и правдивость притягивают к ней симпатии лучших людей в романе - сестер Щербацких, княгини Мягкой, Левина. Особенную прелесть Анны безотчетно чувствуют дети - чуткие души, не терпящие фальши. Анна пыталась вырваться на волю из фальшивого, бездушного мира, но не сумела. Обманывать мужа, как делали порядочные женщины ее круга, никем за это не осуждаемые, она не могла. Развестись с ним тоже было невозможно: это означало отказаться от сына. Сережу, горячо любящего мать, Каренин не отдает ей - из высоких христианских побуждений. Вокруг Анны вырастает стена отчуждения: Все набросились на нее, все те, которые хуже ее во сто раз. Толстой не оправдывает свою героиню, но он защищает ее от суда светской морали. Мне отмщение, и аз (т. е. я) воздам- этог евангельский текст Толстой взял эпиграфом к роману. Не вам судить и карать ее-таково одно из возможных прочтений этого текста. Так решает писатель одну из центральных нравственных проблем, поставленных в романе. После появления 7 ой части "Анны Карениной" критики вспомнили об эпиграфе к роману. Казалось, Толстой осудил и наказал свою героиню, следуя этому библейскому изречению, но в дальнейшем придерживались и другой, оправдательной позиции, которую занимает Толстой относительно своей героини. Таким образом, критика видела в эпиграфе отражение позиции Толстого по отношению к Анне Карениной и решала вопрос: кто для нее автор - гениальный прокурор или гениальный адвокат? Роман открывается взятым из Библии эпиграфом «Мне отмщение, и Аз воздам». Вполне ясный смысл библейского изречения становится многозначным, когда его пытаются трактовать применительно к содержанию романа. В этом эпиграфе виделись авторское осуждение героини и авторская же защита ее. Эпиграф воспринимается и как напоминание обществу о том, что не ему принадлежит право судить человека. Много лет спустя Толстой признавался, что выбрал этот эпиграф для того, «чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием все то горькое, что идет не от людей, а от Бога и что испытала на себе и Анна Каренина». Это признание писателя является, по сути дела, определением того, что есть нравственный закон как закон воздаяния человеку за все им совершенное. Нравственный закон и есть тот смысловой центр романа, который создает «лабиринт сцеплений» в произведении. Одним из современников Толстого оставлена запись более позднего, но важнейшего суждения пи- Чтобы ярче высветить свое понимание библейского эпиграфа, обратимся к мнениям писателей: Н. Н. Арденс (русский литературовед) писал: "Эпиграф Толстой понимал в гуманистическом духе. Он никому не угрожает и никому не обещает мстить. В нем он проводит мысль о том, что суд и осуждение человеческих поступков принадлежит Богу, но никак не людям. Вопрос о мести и "воздаянии" - это дело "Бога", но не людского суда и человеческого отмщения. ("Я воздаю" - т. е., мне принадлежит право отмщения, - один Бог только может судить, но не люди)". Арденс верно отметил, что Толстой эпиграфом к роману хотел показать неправомочность людского суда и единственно возможный Божий суд, но как Толстой понимал Бога, Арденс не сказал. Достоевский много работ посвятил этой теме. Он видит в эпиграфе романа Толстого новое решение старого вопроса о "виновности и преступности людей. он переводит проблематику романа из социальной в философскую и видит причину трагедии Анны Карениной в ее натуре. Д. считает возможной трагедию героини романа Толстого в любом обществе, так как зло и грех таятся в человеческой природе изначально, а не возникают лишь под влиянием окружающей обстановки. В такой трактовке социально-психологический роман Толстого стал напоминать философский роман Достоевского, который признает только Бога в качестве единственного морального воздаятеля, знающего судьбу и потому могущего судить людей. Для Достоевского важно, что человек ". не может браться решать ничего. с гордостью своей непогрешности.", потому что ". он грешник сам." С потрясающей силой изображает Толстой муки одинокой женской души. У Анны нет ни друзей, пи дела, которое могло бы ее увлечь. В жизни ей остается только любовь Вронского. И Анну начинают терзать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее. Она становится подозрительной, несправедливой. .Между нею и дорогим ей человеком поселяется злой дух какой-то борьбы. Жизнь становится невыносимой. И смерть, как единственное средство восстановить в его сердце любовь к ней, наказать его и одержать победу в той борьбе, которую поселившийся в ее сердце злой дух вел с ним, ясно и живо представилась ей. К горестному итогу приходит эта живая душа: Разве все мы не брошены на свет затем только, чтобы ненавидеть друг друга и потому мучить себя и других?; Все неправда, все ложь, все обман, все зло!.. Наступает развязка. Анна бросается под поезд. Перед смертью мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновенье со всеми ее светлыми прошедшими радостями. Уже под колесами поезда Анна ужаснулась тому, что она сделала, но было поздно. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла...

Сколько сердец, столько и родов любви.

Л. Толстой

«Я часто сажусь писать одно и вдруг перехожу на более широкие дороги, - при­знавался Толстой, - сочинение разрастается». Так случилось и с «Анной Карениной». В самом начале работы над романом автор говорил: «Сюжет романа - неверная жена и вся драма, происшедшая от этого». Но этот сюжет составлял только внешнюю, собы­тийную основу его книги. А внутренний смысл повествования вышел далеко за пределы семейной истории. В романе можно выделить несколько тем, волновавших Толстого: семья и брак, разрушение дворянского уклада жизни и попытки спасти его, пробле­мы взаимоотношения личности и общества, вопросы государственного устройства, хозяйственные реформы. Можно сказать, что в целом писатель стремится понять все «мироустройство человеческое», в котором, конечно, есть место и любви. Тему любви в романе Толстого нельзя отделить от других и рассматривать ее, не касаясь проблем нравственных, социальных. «Все смешалось в доме Облонских!» Эта фраза не только начинает роман «Анна Каренина», она отражает его характерную черту: в нем все сме­шалось, как в самой жизни, все переплелось и запуталось. В книге столько проблем, столько возникает вопросов! А ответов на них нет. И нет, наверное, другой такой сложной и глубокой книги о любви, о семье, о счастье.

Казалось бы, все логично и просто. Все мечтают о любви, ждут ее. Потому что лю­бовь - это первый шаг к счастью. И путь к нему - самый надежный и верный - лежит через семью. В романе Толстого все главные герои любят или хотя бы слегка влюблены, в кого-то: Вронский в Каренину, Анна во Вронского, Каренин любит свою жену, Долли Облонская - своего мужа, Левин - Кита Щербацкую и т. д. И этот период влюбленности и ожидания счастья, по-моему, самый счастливый в жизни героев. Но как трлько Толстой соединяет любящих друг с другом - начинаются проблемы. «Все счастливые семьи по­хожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В романе «Анна Каренина» все семьи несчастливые. Создается такое впечатление, что брак и семья - это Не мост между любовью и счастьем, а какая-то неодолимая преграда между ними. Но так не должно быть. Почему так сложно и болезненно происходит воссоединение даже тех, кто любит друг друга? И куда потом уходит любовь? Кто виноват в этом?

Может бьггь, дело в самой любви? Любовь у Толстого - понятие сложное. Это вовсе не светлое и радостное чувство, а очень тревожное, неспокойное, обязательно связанное со страданием и даже с ужасом. Так, Вронский накануне своего соединения с Анной, обещая ей любовь и всего себя, говорит: «Я не вижу впереди спокойствия ни для себя, ни для вас». Анна же испытывает «чувство стыда, радости, ужаса перед этим вступлением в новую жизнь». Чувство ужаса испытывает и Каренин «перед возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него». Затем к чувству ужаса и тревоги добавляются страда­ния от ревности, от непонимания, от неизбежной лжи. Потом приходит сознание своей вины перед теми, кого любишь, итеми, кого заставил страдать, лишив их своей любви. «Любовь. Я оттого и не люблю этого слова, - говорит Анна, - что оно для меня много значит, больше гораздо, чем вы можете понять». Наверное, это очень важно - уметь понять того, кого любишь. Ведь «сколько сердец, столько и видов любви», - считает героиня Толстого. Может быть, для того, чтобы любовь, семья и счастье соединились в единое понятие, нужно, чтобы два сердца совпали в своем представлении о любви и это не касалось бы больше никого и никому не мешало, не разбивало бы других сердец.

Мне кажется, что любовь Анны и Вронского закончиласьтрагедией не только потому, что героиня поздно встретила свою любовь и чувство вины перед сыном и мужем мешало ее счастью. Даже если бы они встретились раньше, финал мог остаться таким же. Ведь Анна и Вронский воспринимают это чувство по-разному. Для Вронского любовь - толь­ко часть его жизни, жизни внутренней, которая теперь «была наполнена страстью». Но жизнь «внешняя оставалась неизменной. В полку его любили и уважали. И он любил эту жизнь». Его жизнь - это служба, свет, любимое занятие (лошади) и любовь к Анне. Для нее же осталась только любовь. И чем она сильнее, тем меньше шансов на совпадение и больше простора для непонимания.

Прочитав роман, с уверенностью можно сказать только то, что любить - это так же непросто, как и жить. И, может быть, именно эта непостижимая сложность любви и жизни так притягивает нас. «Ежели бы мне сказали, - писал Л. Н. Толстой, - что я могу написать роман, которым неоспоримо установлю кажущееся мне воззрение на все вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети через двадцать лет и будут над ним плакать и смеяться, и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

Трудно найти другое такое произведение русской литературы, которое с момента создания и по сей день имело такую востребованность и популярность в культуре. Как в России, так и за рубежом. Театральные и музыкальные постановки, многочисленные экранизации – всё это говорит о том, что многим деятелям искусства не даёт покоя идея о поиске верного прочтения этого великого сочинения – это «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого.

В феврале 1870 года у Л.Н. Толстого возникает замысел произведения о духовных исканиях и личной жизни представителей российского дворянства, а импульсом к созданию «Анны Карениной» послужило вдохновение прозой Пушкина.

Роман назван по имени главной героини, чей образ как будто приковывает внимание. Анна красива и образована, но первоначальный замысел Толстого был иным. В ранней редакции роман носил удалое название «Молодец-баба», а центральный персонаж выглядел иначе: имя героини было Татьяна Ставрович, а характер отличался вульгарностью и малодушием.

Работа над произведением была начата в 1873 году, роман печатался частями в журнале «Русский вестник», а в 1878 году творение было опубликовано целиком.

Жанр и направление

Жанр «Анны Карениной» — роман, направленность которого весьма обширна. Один из главных векторов – философский. Герои размышляют о таких категориях, как жизнь, её смысл, любовь, вера, истина. Примечательно, что в романе взаимодействует мудрость книжная с народной. Именно слова крестьянина помогают Левину ответить на волнующие вопросы.

Не чуждо произведению и определение «социальный». В романе описывается судьба трёх семей, совершенно непохожих друг на друга. Но участники романа не ограничиваются лишь кругом родных и близких: действующим лицом является и целое общество. Мнение окружающих не в последнюю очередь определяет то или иное действие персонажей.

Суть

Открывается роман известными словами о доме Облонских: там ждут Гостью – Анну Каренину, сестру Стивы Облонского, главы семейства. Преданная мужем Долли желает сохранить семью и надеется на помощь золовки. Но и для Анны эта поездка становится судьбоносной: на перроне она знакомится с Вронским – её будущим любовником. Молодой граф же приехал с тем, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой. Девушка испытывает чувства к Вронскому и предпочитает его Левину, влюблённому в неё.

Анна вместе с Облонскими и Щербацкими едет на бал, где снова встречает Вронского. Мечты Кити разбиты: она понимает, что не может конкурировать с великолепием и обворожительностью Карениной.

Анна возвращается в Петербург и осознаёт, как ей опостылела её жизнь. Отвратителен муж, не любим ребёнок.

Завязываются романтические отношения между Карениной и Вронским, обманутый супруг возмущён, но на развод не соглашается. Анна принимает решение оставить мужа и сына и уезжает с любовником в Италию. У них рождается дочь, но материнство не приносит героине радости: она чувствует, что Вронский относится к ней холоднее. Это переживание толкает молодую женщину на отчаянный поступок – самоубийство.

Главные герои и их характеристика

  1. Один из центральных персонажей романа – Анна Каренина . Её образ весьма сложный и многогранный (подробнее о нем мы написали в кратком ). Героиня хороша собой, образована, в ней заложен большой потенциал, которому не дано реализоваться. Как жена она не могла создать счастливую семью с бесчувственным Карениным, но и за отношения с Вронским ей приходилось платить большую цену – изгнание из светского общества. Материнство тоже не приносит радости героине: Анна мечтает о другой жизни, завидуя персонажам романов.
  2. Вронский видит в Анне нечто необыкновенное, восхищается ею, но сам же он ничего особенного из себя не представляет. Это сторонник тихого спокойного счастья, соответствующего лучшим английским традициям. Он молод, горяч, пылок, но первые серьезные испытания меняют его характер: Алексей становится таким же невнимательным и безразличным человеком, как умудренный опытом супруг Анны.
  3. Долли в некотором роде стесняется Анны. Дарья Александровна оттеняет Каренину – этот яркий и своенравный персонаж. Она скромна, покорна, жизнь вынуждает Долли терпеть и стойко переносить все испытания, уготованные судьбой: измены мужа, бедность, болезни детей. И ничто изменить ей не дано.
  4. Есть мнение, что роман Пушкина «Евгений Онегин» мог бы называться именем Татьяны, подобная же ситуация сложилась и вокруг «Анны Карениной», где значительное внимание уделяется Левину. Прототипом для этого персонажа является сам Л. Н. Толстой. Многие ситуации, например, сцена предложения руки и сердца, автобиографичные. Константин Левин – вдумчивый, скромный и рассудительный человек. Он стремится познать смысл бытия и найти свое призвание, но истина все время ускользает от него.
  5. Стива Облонский — любвеобильный, непостоянный и суетливый человек, добившийся хорошего места только благодаря удачному замужеству сестры. Он добродушен, весел и словоохотлив, но только в компании. В семье же не уделяет жене и детям должного внимания.
  6. Каренин — чиновник высшего звена, человек чопорный и серьезный. Он редко проявляет чувства, холоден к жене и сыну. В его жизни работа занимает центральное место. Он очень зависим от общественного мнения, ценит видимость, а не суть.
  7. Темы

  • Любовь. Для Л.Н. тема любви всегда выходила за рамки романтических отношений. Так и в романе «Анна Каренина» мы наблюдаем, как, например, в главной героине борются два чувства: любовь к ребёнку и страсть к Вронскому.
  • Семья. Мысль семейная лежит в основе рассматриваемого романа. Для автора домашний очаг является важнейшей целью человека. Писатель предлагает читательскому вниманию судьбы трёх семей: одна распалась, другая на грани, третья – идеальна. Такой подход не может не отсылать нас к фольклорным мотивам, когда идеального героя оттеняли два негативных.
  • Филистерство. Блестящая карьера в романе Толстого противоречит возможности создать крепкую семью. Анна дважды страдает от принятых в обществе порядков: это неприспособленность Каренина к общению в семейном кругу, а также непринятие в высших кругах её романа с Вронским.
  • Месть. Именно желание отомстить Вронскому толкает Анну на самоубийство. Для неё это был лучший способ наказать возлюбленного за недостаточное внимание к ней, непонимание её. Было ли так на самом деле? Трудно сказать, но именно так видела их отношения Анна перед роковым шагом.

Проблемы

  • Измена . Это явление рассматривается как преступление против самого важного и святого, что есть в жизни человека – семьи. Толстой не даёт рецепта, как этого избежать, но показывает, к чему супружеская неверность может привести. Долли и Каренин по-разному относятся к предательству, но сами преступники счастья от этого не находят.
  • Равнодушие. Многие персонажи романа во взаимодействии друг с другом придерживаются правил этикета, не давая при это никакой воли чувствам и не проявляя искренность. В кабинете министра или на светском приёме такое поведение вполне уместно, но не в домашнем кругу. Холодность мужа отравляет Анну, а непонимание Вронского приводит к гибели.
  • Общественное мнение. Проблему следования за общественным мнением поставил ещё в начале XlX века Грибоедов в своей известной комедии. Толстой даёт более драматичные иллюстрации того, как сказываются на судьбах людей светские суждения. Анна не может получить развод, а незаконная связь закрывает двери в высшие круги.

Смысл

Анна Каренина становится жертвой собственного преступления. Счастье, основанное на разрушении семьи, оказалось невозможным. Её начинает одолевать ревность, мысль, что Вронский охладевает к ней, становится наваждением, сводящим с ума.

Слепое следование за страстью — не есть благоприятный путь для человека. Поиск истины, смысла – вот идеал для Толстого. Воплощением такой идеи представлен Левин, которому удаётся избежать самого тяжелого греха, благодаря открывшейся мудрости.

Критика

Далеко не весь литературный мир радушно принял новый роман Толстого. Достоинства «Анны Карениной» подчеркивал в своих отзывал лишь Достоевский. За это сочинение он удостоил писателя звания «бог искусства». Другие же критики, например, Салтыков-Щедрин, называли творение Л.Н салонным великосветским романом. Возникали разночтения и на почве существовавших в то время идеологических течений: славянофилам роман был гораздо ближе, нежели западникам.

Существовали и претензии к тексту. Так А.В. Станкевич обвинял автора в нецелостности композиции и несоответствии жанру романа.

Сегодня «Анна Каренина» занимает особое место в мировой литературе, но споры о структуре произведения, характерах главных героев существуют до сих пор.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!