Консультация «Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. Предисловие

Учитель-дефектолог:

Томова Анна Сергеевна

Фонетическая ритмика как средство обучения произношению младших дошкольников с нарушениями слуха.

Сообщение из опыта работы.

План:

  1. Из истории возникновения фонетической ритмики.
  2. Взаимосвязь речи и двигательного развития ребенка в онтогенезе.
  3. Фонетическая ритмика как средство обучения произношению детей с нарушениями слуха.
  4. Из опыта работы в 1 младшей группе по обучению произношению с помощью средств фонетической ритмики.

Из истории возникновения фонетической ритмики

Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами, риторическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма. На рубеже 19-20 веков в разных в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Н. А. Римского-Корсакова, Э-Жака-Далькроза, Д. М. Теплова и др. Было установлено, что во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий жизнь (день-ночь, зима-лето).

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 г, когда Жак –Далькроз, профессор в Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. Формирующим началом в комплексе упражнений считалась музыка.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала появляться лечебная ритмика. В дальнейшем, поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимало слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.

Благодаря существенному вкладу Г. А, Волковой в 80-х годах XX в. логопедическая ритмика выделилась как наука. Волкова Т. А. расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, афазия, нарушение голоса.

Фонетическая ритмика из истории обучения лиц с нарушением слуха

В 1950 г профессор Петар Губерина развил верботональный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами коммуникации. Лингвист, специально занимавшийся проблемой восприятия речи. Фонетическая ритмика являлась отдельной технологией его верботонального метода.

Сторонники верботонального метода исходят из того, что слуховой и речевой центры у глухого ребенка сохранны (детей с абсолютной глухотой практически нет), и нужно сделать так, чтобы они заработали. Петар Губерин проводил такую аналогию: если не разрабатывать сломанную руку, она так и повиснет плетью. Смысл его метода в том, чтобы разрабатывать слуховой центр, формируя речь.

Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий ребенок. Ребенок учится слышать всем телом. Для этого используется верботональная доска, сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом, через органы чувств, через вестибулярный аппарат. Особое место в верботональном методе уделяется развитию моторики тела - фонетической ритмике, музыкальной, и др. занятиях. Дети на данных занятиях работают в наушниках, с электроакустическими аппаратами «Верботон». Аппараты преобразуют звук, передавая его по другим частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию.

Взаимосвязь речи и двигательного развития ребенка в онтогенезе .

Работая с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики. Одна из которых – равномерное созревание и развитие психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции.

Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения – значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Следовательно, очень важно, развивающую и коррекционную работу выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе 3 компонента: эмоциональный, двигательный речевой- и использующая механизмы их функционального единства.

Развитие речи и двигательной активности взаимосвязаны. В книге М. М, Кольцовой «Ребенок учится говорить» описан эксперимент, который проводился со здоровыми детьми в возрасте 1г. 2 мес. Малышей разделили на 2 группы. В одной дети свободно передвигались 20 минут каждый день, в другой были все время в манеже. В обеих группах с крохами ежедневно вели занятия по развитию речи: добиваясь звукоподражания, логопеды показывали слушателям, как «говорит» корова, собачка. Интересно, что дети, которые активно двигались, попытки подражать звукам появились на 7-й день, а к 20-му дню малыши уже точно воспроизводили все звуки. Во второй группе попытки к звукоподражанию возникли на 14 день, но не стали четкими.

Дело в том, что микро-движения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствует определенным макро-движениям нашего тела. Значит, движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются еще очень двигательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движение за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы, в конечном итоге произношение улучшается. В дальнейшем, когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно.

Таким образом, речь рождается из движения. Для слышащего ребенка лепет, гуление, являются видом двигательных упражнений, в которых выражается коммуникативная функция. Маленький ребенок произносит слоги и шумы, двигая (ритмически) стопами, руками, ногами. Первые речевые упражнения являются двигательными, сопровождающиеся удовольствием ребенка, основного условия для овладения речью.

Фонетическая ритмика как средство как средство обучения произношению дошкольников с нарушениями слуха

В систематической целеноправленной работе по обучению произношению основными формами работы являются, как известно, фронтальные и индивидуальные занятия, речевые зарядки. Основной задачей фронтальных занятий является закрепление произносительных навыков, сформировавшихся на индивидуальных занятиях. Материал фронтальных занятий должен быть доступен всем детям, как в отношении лексического состава, так и по возможностям его произношения. На фронтальных занятиях может вестись работа над такими характеристиками произношения, как темп, слитность, словесное ударение, которые поддаются коррекции на слухо-зрительной основе в процессе подражания речи педагога. С целью работы над темпо-ритмической стороной речи широко используется в ДОУ для детей с нарушениями слуха фонетическая ритмика. Для детей ясельной и младшей групп особое значение в процессе фонетической ритмики имеет обучение подражанию движениям, сочетанию движений с речью, что долгое время представляет трудность для детей, учитывая уровень их моторного развития. На фронтальных занятиях проводится работа по автоматизации или дифференциации имеющихся звуков, материалом для которых являются слова и фразы, подобранные с учетом их необходимости ля общения. Одной из форм организации работы по обучению произношения являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке.

Власова Т. М. и А. Н. Пфафенродт в своих методических разработках по фонетической ритмике (Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. – М., 1997 г.) разработали специальные серии занятий по фонетической ритмике по годам обучения. Разработки рассчитаны на проведение урока по фонетической ритмике в школе в течение 40 минут. В детском саду они такие занятия рекомендуют проводить по 30 минут. Систематические занятия по произношению, в том числе и по фонетической ритмике, авторы предлагают начинать со 2 года пребывания ребенка в детском саду и продолжать 4 года – в младшей, средней, старшей, подготовительной группах. Элементы речевого материала 2 года обучения могут быть использованы, по рекомендациям авторов и в преддошкольной группе.

Особый акцент авторы делают на диафрагмальном дыхании, так как для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, которые еще не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы. Начинать тренировку по развитию диафрагмального дыхания авторы рекомендуют еще с детского сада. С выработки статистического дыхания, т. е. дыхательных упражнений в положении лежа, сидя, стоя. Вначале двигательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения. Они в дальнейшем сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох ртом. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные двигательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Например, вдох носом, после чего произнести спокойно:о___х___ или а___х____, выпуская воздух через рот.

Затем постепенно фонационные упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звуки с остановкой и без: с_с_с_. с____________. Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: кс__, ф__с__ш__. По мере закрепления навыков фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование.. С произнесением на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в тоже время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения.

Педагогам, ведущим занятия по фонетической ритмике, необходимо еще помнить о том, что для правильного функционирования артикуляционного аппарата большое значение имеет напряженность и расслабленность мышщ. У детей с недостатками слуха слуха и речи мышцы тела очень напряжены.

Каждое занятие включает в себя несколько вариантов для снятия напряжения: дети стоят, сидят, ходят, бегают, прыгают. В упражнения по закреплению навыка речевого дыхания постепенно включается речевой материал, который должен произноситься на длительном выдохе: ряд слогов, слов, словосочетаний со сменой ритма и темпа.

Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения и должны быть обязательным компонентом каждого занятия. Характер этих движений также должен быть различен- от плавных и медленных, до отрывных, резких.

Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений. Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляется ученикам слухозрительно. Наряду с этим используется и только слуховое восприятие. Все упражнения проводятся по подражанию. Во время занятия дети стоят в кругу вместе с учителем. Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальные занятия. Авторы (Власова Т. М., Пфафенродт А. Н.) предлагают специальные разработки занятий по фонетической ритмике, а также методические рекомендации к ним.

Также имеются разработки занятий по фонетической ритмике в «Методических рекомендациях для педагогов специальных детских садов, изданных центром реабилитации детей с нарушениями слуха. (Екатеринбург, 1993 г.)

Из опыта работы в 1 младшей группе по обучению произношению с помощью средств фонетической ритмики

Далее остановимся на таком вопросе, как обучение детей преддошкольного возраста произношению с помощью фонетической ритмики. Первая младшая группа включает в себя 8 детей. Основная масса детей пришли в дошкольное учреждение впервые и обучались по программе 1 года обучения (Данил, Дима, Полина, Вера, Макар). Валера и Аня пришли в дошкольное учреждение весной 2015 года, и с сентября 2016 года начали также обучение по программе 1 года обучения Валера старший из детей. Ребенок пришел в дошкольное учреждение поздно, не имея элементарных навыков общения в коллективе.

Возраст детей группы на данный момент:

Данил- 3 г.9 мес

Артем- 3г 9 мес

Анна- 2г.7 мес

Валера- 5лет

Вера- 3 года

Макар- 2г.4 мес

Полина- 3 год

Фактически группа является разновозрастной. И сразу хочется сказать, что как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях с детьми, мы учитывали как возраст каждого ребенка, так и индивидуальные физические. Речевые и слуховые возможности.

Первоначально в работе с детьми преддошкольного возраста или начинающими обучение младшими дошкольниками большое значение придается не только подражанию речи, но и движениям. Известно, что артикуляционная моторика обусловлена состоянием общей моторики ребенка. И здесь я хочу отметить, с каким уровнем развития по состоянию общей моторики пришли в группу дети на начало обучения. Почти у всех детей группы нами было отмечено слабое развитие общей моторики. На момент диагностического обследования в таких заданиях, как «Повтори движение за мной», «Хлопай», «топай», «Хлопай: ты мне, я – тебе», «Покажи и спрячь флажок» было выявлено, что не все дети психологически, эмоционально, моторно, готовы к выполнению подражательных, сопряженных, отраженных выполнений движений за педагогом. Так, Данил Т., неохотно подражал движениям, часто отказывался от выполнения упражнений. Вера К. эмоционально очень закрытый ребенок, избегала любого прямого контакта, не подражала движениям ни в упражнениях по фонетической ритмике, ни в других игровых моментах. Макар пришел к нам импульсивный, с хаотическими движениями, неусидчивый, не умел действовать с игрушками. Движениям подражал, но внимание ребенка удержать больше чем на несколько секунд было невозможно. Валера – самый сложный ребенок в группе. Действия и поведения отмечались беспокойностью, хаотичностью, временами – агрессивностью. Отмечались гримасничанья. Долгое время часто отказывался принимать участие как во фронтальных, так и индивидуальных занятиях, отказывался подражать как общей, так и артикуляционной моторике.

У большинства детей группы отсутствовало звукоподражание, некоторые дети не могли произносить даже гласные звуки сопряженно с педагогом (Данил, Макар, Вера). В группе есть дети, в речи которых имелся как неотнесенный, так и отнесенных лепет (Аня, Полина, Артем) некоторые элементарные слова отраженно за педагогом (Валера, Дима).

После проведения диагностики мы в первую очередь начали работу по развитию общей моторики детей; развитию умения выполнять действия по подражанию; по принятию и понимаю цели задания в игровых ситуациях («Сделай заборчик», «Спрячь мышку от кошки»: развитию положительных эмоций у детей.

Учили младших дошкольников подражать крупных и мелким движениям: по подражанию педагогу поднимать и опускать руки, хлопать ладонями, топать одной или двумя ногами. Подражать движениям губ языка. Например, проводились такие упражнения с детьми:

«Покажи и спрячь флажок»

« Покажи и маши ленточками. Спрячь ленточки»

«Покажи, как кошка моет лапки, умывается»

«Покажи кошке язычок. Спрячь язычок от кошки» и др.

Упражнения включались в игровые действия с куклами и игрушками, что делало их выполнение детьми более мотивированно. В дальнейшем подражание различным движениям начали сочетать с произнесением звуков, а в дальнейшем слогов и слов.

Необходимо отметить очень важную работу, необходимую для более успешного вызывания и автоматизации звуков на фонетической ритмике – это работа по развитию дыхания и голоса.

Когда дети пришли в дошкольное учреждение, у них было отмечено очень слабое дыхание, слабый выдох. Для развития дыхания нами проводились следующие упражнения:

« Сдуй бабочек с цветочков»

«Сдуй яблочки с ёжиков»

«Сдуй тучку с солнышка»

«Сдуй снежинки, перышко, снег с грузовика» и т.д..

Фонетическую ритмику мы проводили в форме фонетической зарядки во время фронтальных занятий, а также отдельные её элементы – на индивидуальных занятиях. Речевой материал на протяжении учебного года усложнялся постепенно. Детям предлагались различные виды движений, сочетающиеся с произношением сначала гласных звуков: А – О – У – Э, а затем согласных в обратных и затем прямых слогах. Это такие согласный звуки, как П, М, Т, Ф, Л, и другие – в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка, которые учитывались, как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях. На данный момент хотим отметить следующие результаты:

Если в начале учебного года дети неохотно, и с трудом подражали движениям общей и артикуляционной моторики, в речи у определенной группы детей отсутствовало подражание звукам, лепету, то сейчас, можно сказать, что у каждого ребенка отмечен большой сдвиг в развитии:

  1. Все дети группы произносят следующие гласные звуки с движениями фонетической ритмики: А, О, У, Э (Дима, Валера, Артем – звук «И»). Дети соотносят звук с буквой. Произносят слоги в обратных и некоторых прямых слогах с помощью фонетической ритмики: АФ, ОФ, ФА, ФО, ПА, ПО, АП, и др. (Для обучения детей соотнесения звука с буквой мы очень успешно использовали метод рисования по манке, а также пластилиновых букв)
  2. Дети с помощью фонетической ритмики, а также без неё произносят лепетные слова: «аф», «мяу», «му», прр. Многие дети группы (Дима, Валера. Артем, Аня, Данил произносят сопряженно, а некоторые дети и отраженно простые слова с элементами фонетической ритмики: «мама», «папа», «дом», «лопата» и др.

Валера стал более спокоен, организован, стал проявлять интерес как к фронтальным, так и индивидуальным занятия. Владеет глобальным чтением. Стал сопряженно, а также отраженно произносить полные слова с помощью фонетической ритмики. Читает слова по табличкам с элементами аналитического чтения, используя фонетическую ритмику.

Хоть и с большим трудом, но раскрывается и эмоционально Вера, чаще – на индивидуальных занятиях. Стала подражать простым движениям, произносит тихо, почти беззвучно звуки «А», «О», по настроению, но стала подражать движениям фонетической ритмики.

Данил, который на момент начала обучения в детском саду не произносил ни одного звука, с трудом удерживал внимание на занятии, сейчас знает гласные звуки А, О, У, произносит их с помощью фонетической ритмики. С помощью фонетической ритмики произносит лепетные слова. Некоторые полные слова сопряженно с педагогом, такие, как «мама», «папа», «дом», «там». Соотносит звуки с буквами.

Макар, самый маленький воспитанник (2 г. 4 мес), произносит гласные звуки с фонетической ритмикой «А». «О», «М» Пытается подражать артикуляции при произнесении других звуков. Понимает слухозрительно лепетные слова. Стал подражать движениям.

Дима – ребенок с хорошими остатками слуха. На начало обучения он уже подражал лепетным словам отраженно за педагогом. Но ребенок был неуверенный в себе. Отмечалась слабая артикуляционная и общая моторики. Сейчас ребенок уверенно произносит слоги, а также слова с элементами фонетической ритмики сопряженно, а иногда и отраженно за педагогом. Соотносит изучаемые звуки с буквами.

Также по данному вопросу была проведена работа с родителями. Родителям наших воспитанников была проведена консультация на тему « Фонетическая ритмика как средство обучения произношению младших дошкольников с нарушениями слуха», а также на родительском собрании с родителями был проведен тренинг, на котором родителям было предложено совместно с педагогом провести занятие по обучению фонетической ритмики. Родителям было предложено выйти в круг и выполнить вместе с учителем примерный набор упражнений по вызыванию и автоматизации звуков с помощью фонетической ритмики. Каждому родителю был предложен практический материал, состоящий из выборки основных упражнений для занятий с ребенком дома. Родителям данная форма работы очень понравилась. Они сообщили, что слышали о фонетической ритмике впервые, что эта форма работы и её цель им понятна, и они с удовольствием будут закреплять усвоенные умения ребенка в ДОУ по фонетической ритмике.

Подводя итоги мы можем сказать о том, что фонетическая ритмика является эффективным средством развития речи младших дошкольников с нарушением слуха, способствует нормализации всех видов дыхания у ребенка, а также, в конечном итоге, приводит к овладению ребенком фонетически правильно оформленной речи без движений.

Таким образом, мы знаем, что речь рождается из движения. Первые речевые упражнения ребенка являются двигательными еще в раннем возрасте. Фонетическая, логопедическая ритмика имеет свои глубокие корни, основанные на законах развития как здорового, так и ребенка с проблемами развития. Логопедическую, фонетическую ритмику широко используют не только с детьми, имеющими нарушения слуха, а также с детьми, имеющие различные речевые расстройства. Очень важной работой в этом направлении является также работа с родителями: организация с ними различных консультаций, тренингов и семинаров по этой теме.

Очень высока социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из (главнейших) задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Т. е., все тО, что мы можем объединить в одной технологии, такой как

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Игры со смыслом. Учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела.
Для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное - вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать или расслаблять мышцы речевого аппарата.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

· нормализовать речевое дыхание;

· воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;

· воспроизводить звуки в заданном темпе;

· воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;

· учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.

· Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы.

Фонетическая ритмика - это движения , а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию.

Итак, начнем нашу веселую игру с того, что поможет ребенку научиться чередовать расслабление и напряжение.

Камень превращается в веревочку.

Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.

Летят уточки.

Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, а кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив "крылья".

Тигр превращается в кошечку.

Пусть кроха изобразит "коготки тигра" (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.

Замерз - согрейся.

Всех участников сковывает мороз, да так, что не пошевелиться, твердеет каждая клеточка. Но наступает весна, и люди "оттаивают".

Добро сильнее зла.

Первая задача - изобразить, каким бывает лицо у злого колдуна. Для этого надо стиснуть зубы и прищурить глаза. А потом мы заставим чародея подобреть, смягчив и расслабив мускулы своего лица.

Поза лягушонка.

Сядем на корточки, раздвинув в стороны колени и упершись в пол руками, "выпучим" глаза, растянем закрытый рот. А затем расслабимся.

Как правильно дышать

Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается).
Положим руки на область диафрагмы. Вдох - через нос, на выдохе произносим звук С (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете).

Вверх-вниз.

Малыш лежит на спине, а на животике у него - листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.

Море шумит.

Попробуем это изобразить: вдох - поднимаем руки вверх, выдох длительно произносим звук "ш-ш-ш-ш" и опускаем руки. Это можно делать каждый день.

Полетаем!

Бумажную бабочку пли самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.

Ветер налетел.

Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу (чем не дерево). А теперь подуем на него, будто "ветер" колышет листву.

Песику жарко.

Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть то же самое повторит кроха.

Юный боксер.

Делая выпады то правой, то левой ногой, держим одну руку на талии, а другой как будто наносим удар но спортивной груше. При каждом ударе на выдохе произносим кратко слог (например, "ша", "са") и одновременно легко, пружинисто приседаем на опорную ногу. Повторив несколько раз один слог, меняем ногу.

В нужном темпе

Отрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.

· Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, "та"). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и проговаривая по возможности четко и быстро "та-та-та-та"...

· Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой - вправо, левой - влево), произнося "па". Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: "па-па-па" (повторяем 3-4 раза).

· Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим "па-па-па-па-па", делаем остановку - хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: "па-па-па-па-па"... остановка - и снова хлопок.

Проверяем чувство ритма

Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.

Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).

Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением: "ТАМ" - делаем резкий указательный жест в сторону, "САМ" - плавно показываем на себя, "ПОЛ" - направление жеста на пол, "НОС" - указываем на нос.

Вместе с малышом хлопайте в одном ритме, произнося двухсложные слова: "мама", "папа", "осень", "дует", "сильный", "много" и др. Затем выбирайте трехсложные слова: "высота", "лебеда", "кто куда" и т. д.

Слушаем и говорим правильно

Используя упражнения фонетической ритмики, вы можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Начнем со звука "Ш".

Поднимем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук "ш-ш-ш-ш".

На очереди - "Ч".

Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук "ч".

Операция "Ж".

Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим "ж".

Звук "Р"

Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук "р-р-р-р"...

Звук "Ц"

Поднимем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем "ц-ц-ц-ц", стараясь подчеркнуть в нем элемент "с".

Звук "Л"

Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем "ла-ла-ла"...

Трудными для произнесения могут быть также звуки "Ф", "С".

Начнем работу со звука "С".

Поднимем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая "с-с-с"...

На очереди звук "Ф".

Поднимем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим "ф-ф-ф"...

Гласные звуки . Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно продолжительными.

А : руки перед грудью. Произносим звук А - широко разводим

руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

О: руки вниз. Произносим звук О - руки через стороны

поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык

неподвижный.

У : кисти рук у плеч. Произносим звук У - руки вытягиваем вперед.

Э : руки в стороны. Произносим звук Э - руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И - тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

Домашний театр двух актеров

Когда вы читаете своему ребёнку коротенькие сказочки или стихи, попробуйте сопровождать текст простыми жестами и движениями, соответствующими описанию.

Вот несколько примеров: Взял Саша палку (проиллюстрируйте то, что сделал мальчик Саша),
Кинул палку в галку (жест направлен вверх, в потолок). Галка улетела (правой рукой махните вперед, как крылом} И на елку села.
Села, посидела. Опять полетела (всплесните руками) И на елку села...

Таким образом можно попробовать "оживить" любое стихотворение, важно лишь проявить больше фантазии. Главное, чтобы ваши занятия нравились малышу и приносили пользу.

Желаю успехов!

учитель-логопед

МАДОУ Винзилинский д/с «Малышок»

«Фонетическая ритмика»

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования учащихся направлена на создание системы комплексной помощи детям, в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Упражнения, содержащие движение и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

Нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью;

Формирование умений изменять силу и высоту голоса;

Правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях словах, фразах;

Воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

Восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

Умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;

Данная программа предназначена для коррекционно-логопедической работы с группой учащихся возрастом с 7 до 11 лет, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

Новизна : Использование фонетической ритмики как коррекционной технологии сохранения и укрепления здоровья.

Педагогическая целесообразность:

1.Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.

2. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, в процессе логопедических занятий.

3. Формирования полноценных предпосылок к обучению детей родному языку.

Особенность программы:

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в условии программы общеобразовательной школы, особенно в усвоении таких важных навыков как письмо и чтение.

Школьники с нарушениями звукопроизношения, фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи- общее недоразвитие речи. Эти учащиеся требуют от учителя-логопеда особого внимания, так как одним из негативных последствий ОНР (общего недоразвития речи) у учеников является недостаточная сформированность основных предпосылок к обучению.

Фонетическая ритмика включает в себя три компонента:

    Эмоциональный

    Двигательный

Фонетическая ритмика характеризуется тремя основными элементами:

    Напряженностью

    Интенсивностью

    Временем

Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Цель данной программы - коррекция нарушений речевой деятельности через

развитие:

Слуховой, зрительной памяти, внимания;

Оптико- пространственных представлений и навыков;

Статической и динамической координации общих движений;

Тонкой произвольной моторики и мимики лица;

Фонетического слуха

и воспитание:

Чувства ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущения в движениях и речи ритмической выразительности;

Темпа, ритма дыхания и речи;

Задачи фонетической ритмики:

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

    развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;

    формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;

    развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и слитность речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    различение и воспроизведение ритмов;

    выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

    Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

    Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.

    Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

Основные направления коррекционной работы:

1.Работа над дыханием . Работа над дыханием направлена на нормализацию речевого дыхания, умение управлять своим голосом, выработку правильного, продолжительного выдоха, сохранение плавности речи и интонационной выразительности, условия поддержания нормальной громкости речи. С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой). Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
2.Упражнения по изменению силы голоса . Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.
3.Развитие темпо-ритмических способностей . Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа, развитие чувства ритма; правильное воспроизведение ритмического рисунка слов; является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением; использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи. Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.
Нормализация произносительной стороны речи. В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи: формирование и закрепление произносительных навыков; автоматизация приобретённых навыков; тренировка слухового восприятия. Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений.

Сроки реализации программы : занятия проводятся с детьми 7-10 лет 2 раза в неделю (68 ч. в учебный год).

Форма работы : малые группы наполняемостью 5 человек.

    Занятия проводятся регулярно 2 раза в неделю по 30 минут

    Во время занятий дети должны стоять врассыпную, хорошо видеть педагога

    Дети выполняют упражнения по подражанию

    Каждое движение повторяется сначала группой детей, затем отдельно каждым ребенком

    Использование звуков на занятии осуществляется по принципу от простых к сложному

    Занятия должны носить игровой характер

    Речь педагога должна служить образцом для детей, быть естественной и эмоциональной

Форма контроля : проектная работа в конце обучения / театральное выступление обучаемых.

Формирование универсальных учебных действий в ходе коррекционной работы.

Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД : Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД : умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД : Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

Перечень учебно-методического обеспечения программы.

    Регулярно обновлять и пополнять методическую копилку методическим

материалом.

    Продолжить подборку и систематизацию дидактического материала по лексическим темам.

    Использование компьютерных технологий на занятиях.

    Продолжить оформления кабинета в соответствии с современными требованиями и программными требованиями.

Следить за методическими новинками и готовить наглядность и другие дидактические материалы в соответствии новых требований.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА:

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Шкафы для пособий – 4 шт.

2. Мольберт для картинок.

3. Стол канцелярский.

4. Стулья – 12 шт.

5. Детские столы – парты – 6 шт.

6. Учебно – методические пособия.

7. Настольные игры, игрушки.

8.Магнитная и разрезная азбука.

Ожидаемые результаты к концу обучения:

Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

Активизация и развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений.

Коренное совершенствование системы оздоровления на основе реализации индивидуального подхода.

Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Повышение заинтересованности работников школы и родителей в укреплении здоровья школьников.

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей

Повышение квалификации работников школьных учреждений.

Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Учебно-тематический план к программе (всего 68 часов):

п / п

Название

Всего часов

В том числе теоритических занятий

В том числе практических занятий

Развитие физиологического дыхания

Развитие речевого дыхания

Развитие ритма движений

Развитие темпа движений,речи

Развитие интонационной выразительности речи

Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений)

Всего часов:

Тема1. Развитие физиологического дыхания (10 часов)-теория, практика- выработка диафрагмального дыхания;

Тема2 . Развитие речевого дыхания (10 часов)-теория, практика- коррекция речевого дыхания, выработка глубокого выдоха;

Тема4 . Развитие ритма движений (8 часов)-теория, практика- развитие чувства ритма, музыкальной памяти, выразительности движений;

Тема5 . Развитие темпа движений,речи (10 часов)-теория, практика- коррекция темпа движений, формирование нормального темпа произношения;

Тема6 . Развитие интонационной выразительности речи (10 часов),теория, практика- коррекция словесных, логических ударений;

Тема7 . Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений)10 часов)-теория, практика- коррекция слухового внимания, памяти, автоматизация произношения смешиваемых звуков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.





Задачи:





· Развивать связную речь.
Материал:
Ширма.

1 часть.



2 часть .
Игра "Найди игрушку".






3 часть.






4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе

1, 2, 3,4, 5,

Мы закончили считать.
Логопед:


5 часть.






6 часть.

Сказка






7 часть.
Пересказ сказки.

Конспект проведения логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
Задачи:
· Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
· Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
· Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
· Развивать слуховое и зрительное восприятие.
· Развивать внимание и память.
· Развивать связную речь.
Материал:
Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
Ширма.
Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.

1 часть.
Игра: "Угадайте, что я делаю?"
Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
2 часть .
Игра "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) - шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук.
3 часть.
Фонетическая ритмика для гласных звуков.
«А» - и.п. руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
«О» - и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
«У» - и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
«Э» - и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они - согласные звуки. Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»).
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (руки в замке).
Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),
1, 2, 3,4, 5,
Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).
I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
Мы закончили считать.
Логопед:
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т"-т"-т"», пыхтят нежно «п"-п"-п"», и даже рычат нежно «р"-р"-р"».
5 часть.
Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: ""Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося "Ба-Ба-Ба", встряхивать пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
6 часть.
Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным – захотелось. "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
7 часть.
Пересказ сказки.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

К.О. Печёнкина, учитель - логопед

МБДОУ «ЦРР д/с Колокольчик»

Г. Абакан, р. Хакасия

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

В своей практике я использую набор «звуковых карточек», которые очень нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике. (см.приложение)

Гласные звуки.

Звук «А». «Девочка плачет»

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Звук «О». «Зуб болит»

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Звук «У». «Паровозик гудит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Звук «Э». «Мальчик кричит»

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И». «Иголочка»

И.п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы». «Медвежонок рычит»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы». произносится сердито.

Согласные звуки:

Звук «С». «Чайник свистит»

Губы растянуты в улыбке. Дети тянут «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимаем вверх и опускаем вниз.

Звук «З». «Комарики летят»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют полёт комаров.

Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Х». «Греем ручки»

Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .

Звук «Ш». «Змейка ползёт»

Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Звук «Ж». «Жучок летит»

И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вперёд – назад.

Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»

На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.

Звук «Л». «Пароход гудит»

Закусив кончик языка дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.

Звук «Р». «Собачка рычит»

И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Звук «Д». «Пулемёт»

Губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

Звук «Т». «Молоточек»

Губы растянуты в улыбке. Дети произносят «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.

Звук «М». «Коровка»

Дети произносят «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)

Звук «Н». «Лошадки»

Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»

Звук «Б». «Барабан»

Дети произносят «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»

Звук «П». «Лопнул шарик»

Дети произносят «п-п-п», при этом работают кисти рук (из кулачков выпрямляем пальчики)

Звук «В». «Вьюга»

Дети произносят «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.

Звук «Ф». «Задуваем свечку»

Дети дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».

Звук «К». «Пистолет»

Дети произносят «к-к-к», при этом руками показываем пистолет.

Звук «Г». «Гусята»

Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух;

Нормализуется речевое дыхание;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Литература:

1. Власова Т.М., Пфафенродпг А.Н. Фонетическая ритмика. - М.,1989.

2. Волкова КЛ. Методика обучения глухих произношению. - М.,1980.

3.КагарлицкаяА.С., Тугова Н.Л., Шелгунова Н.И. Музыкально-ритмические занятия. - М., 1992.

4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ