Хитровка с комментариями гиляровского

Между Покровским бульваром и Солянкой располагается местность, называемая в период 19-го - начале 20-го века Хитровка .
Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.

В конце 19 века район и расположенные вокруг трактиры и ночлежки были заполнены представителями московского «дна» - наемными рабочими, нищими, воришками. Общество было настолько обширным (от 5 до 10 тыс. человек) и живописным, что даже получило собственное прозвище: «Хитрованцы» .
Большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке .

Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской "биржей труда" для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, "стоянкой" рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.
Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни - каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности.

Многие "хитрованцы" все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.

"Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии.
В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны..."
Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи»

Хитровка прекратила свое существование в 1923 г.
Сегодня уже ничто не напоминает о страшных трущобах и воровских притонах, находившихся здесь.


Прямо около метро Китай-город (Маросейка, 5) теснится храм Николая в Кленниках .
Каменная церковь была построена в 1657г. и была посвящена св. Николаю.
В конце XVII в. около церкви обосновались торговцы блинами, и с тех пор церковь называется "В Блинниках".
Позже церковь получила название "В Кленниках"; так она и именуется официально.
"В Блинниках" - верное название: кленов в этих местах не было, а блинами торговали.
Название "В Кленниках" появилось от названия подмосковной деревни, где было явление иконы св. Николая.
В 1749г. была построена существующая колокольня, трехъярусная, с тонкими резными белокаменными деталями.
В 1931 г. храм был закрыт, купола разобраны. Здание было передано ЦК ВЛКСМ под хозяйственное управление. В храме до 1990 г. был склад. В 1990г. храм возвратили верующим. При храме действуют иконописная школа и приходская библиотека.

Спустимся вниз по Большому Спасоглинищевскому переулку .

Архитектурной доминантой здесь выступает Московская хоральная синагога .

Место было выбрано не случайно, к середине XIX в. Зарядье у Кремля было наполовину заселено евреями, так называемое "московское еврейское гетто". Однака строить молельни в Зарядье было запрещено властями, поэтому выбрали Спасоглинищевский переулок - от него до Зарядья рукой подать.
Первая хоральная синагога в Москве была освящена 1 июля 1870 года. А в 1886 году был разработан новый проект молельного дома Семеном Эйбушитцу. В 1887 году состоялась закладка новой синагоги. Доминирование сыграло с синагогой в свое время злую шутку. Московский губернатор, великий князь Сергей Александрович Романов, по легенде, не разглядев, случайно перекрестился на звезду Давида, венчавшую купол синагоги. Когда ему объяснили, что он сделал, губернатор пришел в ярость и повелел снести купол «от греха подальше».
Синагогу вскоре вовсе закрыли и открыли только в 1906 г. после объявления свободы вероисповедания в Российской империи.
К реставрационным работам привлекли известного московского зодчего Романа Клейна, он оформил интерьер большого молитвенного зала в изысканном стиле модерн.

В 2001 г. на синагоге вновь возвели купол со звездой, а также выложили аккуратной плиткой весь переулок. В синагоге работает кафе с кошерной пищей.

Существующий ныне храм построен в 1793 году на месте более древней церкви.
Когда и кем была построена рання церковь, точных сведений не имеется.
В конце 17-го столетия над ранней Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжной Евдокией Андреевной Куракиной, и здесь устроена была новая церковь.
В конце 18 века Космодамианский храм пришел в полную ветхость. Перестраивался храм в течение 12 лет.
В 1795 года освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный - во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, - освящен был 4 октября 1803 года.
Новый храм, построенный по плану известного архитектора Казакова, представляет собой замечательно искусное сочетание отдельных частей и линий. Оригинально в этом храме устройство приделов: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.
Этот храм - один из наиболее ярких памятников зрелого классицизма.
В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и не скоро оправилась от постигшего ее разорения.
В начале тридцатых годов храм закрыли: приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.
В 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания храма Русской Православной Церкви. В храме начались ремонтные работы, были возобновлены службы.
При храме действуют воскресная школа для детей и их родителей, приходская библиотека, швейная мастерская и мастерская по изготовлению икон. Открыты книжная и иконная лавки.

Напротив церкви Косьмы и Дамиана в 1780-х годах для полковника М.Р.Хлебникова был возведен жилой дом - ярко-голубой дворец с лепниной. Он был построен по проекту В.Баженова.

После Хлебникова владел этим домом генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский - герой русско-турецкой войны. Своды парадных комнат украсили живописные и лепные изображения побед Румянцевва.
Потом владельцем стал его сын Николай Петрович - собиратель книг и создатель Румянцевского музея.
В 1840-х годах дворец приобрели купцы Грачевы. На воротах до сих пор сохранилась загадочная надпись "Свободен от постоя" . Обяснение она имеет простое - расчетливые купцы уплатили взнос на строительство казарм в Москве, и за это были освобождены от обязательстельного содержания и постоя солдат.

Если свернуть на Старосадский , то в начале переулка будет видна лютеранская кирха - апостолов Петра и Павла .

Творение архитектора Шехтеля, гения московского модерна. Построенная в 1906-1907 гг. она является современным центром жизни московских протестантов. Архитектура здания несимметрична и оригинально сочетает в себе традиционные североевропейские мотивы с модерном.
Это одно из немногих московских зданий, построенное в формах готического стиля. Здание венчал высокий шпиль, а под ним были башенные куранты. Зал славился своей акустикой.

Внизу Старосадского переулка стоит Ивановский монастырь .

Монастырь был переведен сюда с Пятницкой ул. (тогда дороги) около 1533 года. Предположительно его перевода поближе к Кремлю добилась Елена Глинская в память рождения наследника престола Ивана Васильевича (в будущем - Ивана Грозного).
Монастырь был посвящен Дню Усекновения Главы Иоанна Предтечи и отличался строгим монастырским уставом.
Первыми узницами стали особы царствующих фамилий. Здесь были не по своей воле пострижены в монахини Прасковья Михайловна, жена Ивана Ивановича, старшего сына Ивана Грозного, и Мария Петровна, жена царя Василия Шуйского. Сюда тайно привозили раскольниц, сторонниц протопопа Аввакума, и держали их в каменных мешках.
Главный собор монастыря был одним из первых монументальных зданий в этой части Белого города.
Основной объем (куб) был окружен тремя одинаковым притворами той же высоты. Собор был оформлен просто и строго: плоские арочные ниши в пряслах стен между широкими лопатками, подчеркнутые боковые плоскости вытянутой тройной апсиды, гладкий портал, щелевидные окна в барабане главы, крестчатый свод.
Главный собор стоял в центре. С севера была колокольня (1701 г.); у юго-западного угла - тюрьма для содержания колодниц.
Святые ворота с двумя неравными арками выходили в М.Ивановский пер. С севера к ним примыкали настоятельские кельи. У ворот против Хохловского переулка была сторожка. В монастырском дворе рядами стояли кельи, каменные и деревянные.

Со всех сторон монастырь окружала стена, кроме той стороны, которая примыкала к Соляному двору (Солянка).
После одного из пожаров в XVIII в. монастырь был упразднен.
В 1761 году его восстановили по велению императрицы Елизаветы Петровны.
В октябре 1768 года в монастырь была помещениа столбовая дворянка Дарья Николаевна Салтыкова, известная в русской истории своей жестокостью по отношению к крепостным Салтычиха. Ее лишили звания и фамилии, выставили у позорного столба на Лобном месте, а после этого привезли в монастырь и заключили в "покаянную" земляную тюрьму, где она провела 11 лет. В 1779 году Салтыкову перевели в кирпичную пристройку к монастырской стене, где она просидела до своей смерти в 1801 году. На людей, которые приходили поглазеть на душегубицу, она ругалась, плевалась и пыталась достать их палкой через прутья. Похоронена Д.Н.Салтыкова в Донском монастыре , на аристократическом кладбище, как столбовая дворянка. Надгробие сохранилось.

В 1785 году на территории монастыря был спешно выстроен крошечный домик в две комнаты с прихожей. В него была помещена неизвестная женщина, принявшая постриг под именем инокини Досифеи.
Ее содержали в комфорте, но в строжайшей изоляции; даже в церковь водили ночью и служба шла для нее одной. Кроме игуменьи и духовника, никто ее лица не видел.
Ходили слухи, что Досифея - внебрачная дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского Августину - княжна Тараканова, возможная претендентка на русский престол, имевшая больше прав на корону нежели немецкая принцесса Екатерина.
Ей было 40 лет, когда по приказу Екатерины II ее привезли из-за границы и поместили в Ивановский монастырь.
Досифея прожила в монастыре 25 лет. Умерла в 1810 году. Похоронена с необыкновенной пышностью, почти по-царски, и не в Ивановском, а в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых.
Но кем была на самом деле эта женщина до сих пор неизвестно.

После пожара 1812 года монастырь снова был упразднен.
Соборная церковь Иоанна Предтечи была обращена в приходскую, а кельи заселили служащие Синодальной типографии на Никольской.
Монастырь был восстановлен и отстроен заново по проекту М.Д.Быковского в 1860-79 гг.
Деньги на строительство пожертвовала московская купчиха Елизавета Алексеевна Макарова- Зубачева. Душеприказчицей и распорядительницей капиталов стала купчиха Мазурина, сына которой судили за громкое убийство ювелира Калмыкова. По другим источникам, Мазурина отстроила монастырь на свои средства.
По приказу Мазуриной были снесены все древние строения - собор, кельи, надвратную церковь, клетку Салтычихи.
В архитектуре монастыря Быковский применил формы распространенного тогда стиля Ренессанс, дополнив его романскими элементами. Система открытых арочных галерей заимствована им из древнерусского зодчества. Аркады галерей придают живописность заключенным между ними дворикам. Высокие парные башни образовали торжественную композицию входа (тогда двор между ними не был перекрыт). Перепад рельефа использован в композиции южного двора, над которым возвышается крупный объем собора.
Возможно, при постройке нового собора был использован подклет древнего здания. Есть мнение, что купол главного собора повторил формы купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции работы знаменитого Ф.Брунеллески.
К 1878г. монастырь был отстроен.
В 1879 г. был освящен больничный храм прп. Елисаветы при кельях игуменьи, к востоку от собора.
В 1918 году монастырь был закрыт. Здания были переданы УНКВД, монастырские кельи были надстроены 3-м и 4-м этажами.

После 1945г. часть помещений монастыря были отданы под жилье. На территории построено несколько современных домов.
В настоящее время cобор занят Центральным государственным архивом Московской области, главный двор и окружающие его здания - Высшей юридической школой МВД.
Больничный корпус с храмом Елисаветы возвращен женской монашеской общине. Богослужения возобновлены в 1995 г. Приписан к храму равноап. кн. Владимира в Старых Садех.


Церковь св. Владимира упомянута впервые в 1423 г.
В 1514 г. великий князь Василий Иоаннович повелел заложить в Москве 11 новых церквей. Строил их итальянский зодчий Алоизио Ламберти да Монтаньяна, известный в России как Алевиз Новый. В их числе была и церковь Владимира, стоявшая близ загородного великокняжеского двора.
К середине XVII в. храм обветшал и был разобран.
Около 1660 г. был поставлен новый храм, ныне существующий.
Основной объем квадратный в плане, апсида была трехчастной, с аркатурным завершением плоских ниш на фасадах, верх украшали кокошники.
Храм имеет сложную ассимметричную композицию. Двусветный объем с северо-запада охвачен небольшим притвором и приделом с трапезной. Крыльцо с кубышчатыми опорами и постановка колокольни отвечают стилю XVII в.
Было необычайно красивым оформление глав: к традиционному аркатурному пояску добавлены переплетенные рельефные жгуты. Храм был украшен полихромными изразцами.
Колокольня храма классическая, ярусная. Завершающий ее шпиль и люкарны ближе к XVIII в., так как она перестраивалась после пожара 1737 г.
Храм горел и в 1812 г. При его восстановлении были разобраны кокошники, но сомкнутый свод, прорезанный световым барабаном, и пятиглавое завершение сохранили.
Церковь была закрыта в 1933 г. Были сломаны все главы, уничтожено внутреннее убранство.
С 1970г. началась реставрация. Храм постарались восстановить в том виде, в каком он был в XVII в. (кроме колокольни, которая осталась такой, как была перестроена в XVIII в.)
Колокольню восстановили в 1979г. В начале 1983г. восстановили основной храм и пятиглавие.
Храм охраняется государством как памятник архитектуры.
Богослужения возобновлены в 1991 г. При храме действуют воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, благотворительное братство во имя св. кн. Владимира, издательство.

В XVII веке жители строились кто как хотел. Дома стояли в глубине дворов, окруженные садами. На улицу выходили заборы, ворота, торговые ряды и лавки. Такой расстыковкой москвичи старались уберечь свои деревянные (большей частью) дома от пожаров. Пожары все же случались, и довольно часто. Особенно сильно пострадала Покровка во время больших пожаров 1629 и 1688 годов.

Надо было начинать строить из камня, но он был дорог и дело продвигалось медленно. Однако продвигалось. Число каменных зданий на Покровке и в прилегающих переулках росло.

Самые богатые палаты в конце XVII века построил для себя царский родственник Василий Федорович Нарышкин. Здание, расположенное на левой стороне Покровки по соседству с Малороссийским подворьем , протянулось вдоль улицы почти на 70 метров: два нижних этажа - каменные; возможно, над ними возвышался третий, деревянный, выходивший на галерею-гульбище. Прекрасный образец московского барокко! Старинные чертежи демонстрируют это, да и не только они. Во дворе недавно восстановлен фрагмент фасада (на уровне большой палаты второго этажа): белокаменные наличники, выше - консоли (элементы декора следующего яруса).

Сохранились старинные каменные палаты Мазепы , сооруженные "глаголом" (в форме буквы "Г") - лицом во двор, а к Колпачному переулку - скромным глухим фасадом; палаты дьяка Украинцева , которые, поднимаясь в гору, углом огибает Хохловский переулок .

За неказистой внешностью этого дома с закругленным фасадом скрывается интереснейший комплекс палат дьяка Емельяна Украинцева - видного государственного деятеля XVII века, дипломата, возглавлявшего Посольский приказ во времена Петра I.
Затем палаты были отданы М. Голицыну. В девятнадцатом веке дом опять имел отношения к внешнеполитическому ведомству, здесь располагался Московский архив Государственной коллегии иностранных дел, в котором работали историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев.
В верх по Хохловскому переулку расположена церковь Троицы Живоначальной в Хохлах .


Церковь Троицы Живоначальной. Москва.

Церковь построена в месте возникшего после 1654г. (после присоединения Украины к России) компактного поселения выходцев с Украины - "хохлов".
Приходский храм характерен для московского барокко: восьмерик на четверике, декор из резных белокаменных деталей. Храм построен из большемерного кирпича. Увенчан кирпичной главкой на двух глухих восьмериках. Венчающий карниз четверика с белокаменным профилем закруглен над пучком трехчетвертных угловых колонок. Над капителями колонок карниз обычный. Оконные проемы украшены сложными наличниками.
Храм был закрыт после 1917 г. и обезглавлен. После закрытия храм долго стоял разоренный и запущенный. Потом его передали институту геофизики, который перестроил помещение изнутри.
В 1970-х гг. храм был поставлен на реставрацию. В 1983г. восстановлены ажурный крест и основной объем здания. Богослужения возобновлены в 1991 г.

На ночь Покровку запирали. Решетки с воротами были установлены у церквей святителя Николая Чудотворца и Косьмы и Дамиана.
Уличное освещение отсутствовало; рядовые пешеходы светили себе фонарями, а боярские колымаги сопровождались верховыми с горящими факелами. Тех, кто в ночное время пробирался по улице без огня, сторожа задерживали и отправляли в Стрелецкий приказ, что было весьма разумной мерой: лихих людей тогда на Москве хватало.
Днем здесь царила темнота и толкотня, особенно по праздникам, когда к церквам съезжался и сходился народ. Кое-где ширина проезжей части не превышала 10 метров. Пешеходы и повозки утопали в грязи. Особенно сильную грязь учиняла река Рачка, протекавшая мимо Поганого (а теперь - Чистого) пруда, мимо церкви Троицы на Грязех, пересекала Покровку и "впадала" в Колпачный переулок .
Над ней был устроен деревянный мост... Покровка в этом смысле ничем не отличалась от прочих московских улиц, о состоянии которых говорится в подметном письме, адресованном светлейшему князю Меншикову: "Мостовыя улицы мостят, не вынимая прежних подкладов и не вычищая грязи... а много ж из мостов в скудные дома крадут бревна... По улицам изо многих дворов строят избы и всякое дворовое строение, а тем строением выдаютца на улицы, и оттого улицы истеснились. Из дворов мечют по улицам всякий скаредной помет и собаки и куры и кошки и иную мертвечину, и от того помету летом бывает всякий дух и черви родятца, оттого болезни, паче ж зазор от иноземцев".
Пройдем вниз по Подкопаевскому переулку и нашему виду откроется храм Николая в Подкопаях .


Храм Николая в Подкопаях. Москва.

Впервые упоминания о храме датируются 1493-ым г. В то время близ него располагался конюший двор при загородном великокняжеском дворе.
В 1629 г. храм назван каменным. На планах XVI-XVII вв. он показан кубическим и одноглавым.
В 1812 г. церковь обгорела и бездействовала до 1855 г.
К 1858 г. храм был восстановлен по проекту архитектора Н.И.Козловского.
Трапезную с приделами выстроили заново, а храм получил куполообразную кровлю.
В оформлении фасадов наличествуют барочные элементы, например, карниз сложного профиля. Западный портик выходит в Подкопаевский пер.; он оформлен парными колоннами, а над входом свисает древнерусская "гирька" под круглым киотом.
Внутри пространство храма сообщается с алтарем тремя небольшими арочными проемами.
В 1885г. на линии Подколокольного пер. возвели шатровую часовню, стилизованную под архитектуру XVII в.
Сразу после 1917 г. церковь закрыли. Сломали кресты и главки на приделах и устроили из церкви жилое помещение.
Возвращен церкви и вновь освящен в 1991 г.
При храме действует воскресная школа для детей, правословная школа риторики для взрослых, открыта книжная торговля.


Хитровский дворик. Москва.

Свернем направо в Подколокольный . На пересечение Подколокольного и Солянки – на стрелке - стоит храм Рождества .
Церковь поставлена на Стрелке, то есть на развилке двух дорог - в Заяузье (ул. Солянка) и в село Воронцово (Подколокольный пер.) , где после 1484г. Иван III устроил новый загородный двор.
Церковь была поставлена "на Торгу" около 1460г. Очевидно, она была деревянной, а каменной стала в XVII в., как большинство московских церквей.
После 1773г. построено ныне существующее здание. В плане оно имеет форму равноконечного креста.
В 1800-1802 гг. к основному объему были пристроены трапезная и колокольня. Автором проекта назван Д.Балашов, однако некоторые источники называют Дмитрия Баженова, брата В.И.Баженова.
Подчеркивание вертикальной композиции характерно для времени строительства - перехода от позднего барокко к раннему классицизму. От архитектурной обработки сохранились лопатки на боковых сторонах "ветвей креста" и горизонтальная рустовка на восточной части.
Трапезная со скругленными углами и пилястровыми портиками соответствует типу, распространенному в Москве конца XVIII - начала XIX вв.
Косоугольный план возник из необходимости оформить фасадами стороны по улице и переулку.
После пожара 1812г. здание перестраивалось.
Церковь была закрыта после 1938г. Сначала в храме была скульптурная мастерская, потом "Леспроект". Затем храм отдали рентгено- радиологическому институту, который был рядом. Внутри храм перестроен полностью. В настоящее время ведутся реставрационные работы. Богослужения частично возобновлены по воскресным дням.

Вернемся по Подколокольному переулку на Хитровскую площадь - "пять углов" - пересечение Подколокольного переулка, Хитровскиго тупика, Певческого и Петропавловского переулков .
На Хитровской площади был знаменитый Хитровский рынок .

Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве. Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы , окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка - жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму.

Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а "номера" ходили по двугривенному.

Владимир Гиляровский. "Москва и москвичи".

Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова).


Дом Ярошенко. Москва.

В доме Румянцева были два трактира - «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко - «Каторга». Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты.
В «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники, в «Сибири» - степенью выше - воры, карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была «Каторга» - притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых.
«Обратник», вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу».
Пересечение Петропавловского и Певческого переулков образует острый угол, в который вписано массивное здание по прозвищу Утюг .
Это бывшие владениям Кулакова. Кулаковкой назывался не один дом, а целый ряд зданий между Хитровской площадью и Свиньинским (Певческим) переулком. Утюг – это лишь лицевой дом, выходивший узким концом на площадь. По свидетельству Гиляровского, в Кулаковку полиция вообще не совалась.
Разрушение Утюга, а вместе с ним и всех флигелей "Кулаковки" началось с первых дней революции. В 1917 году ночлежники Утюга все, как один, наотрез отказались платить съемщикам квартир за ночлег, и съемщики, видя, что жаловаться некому, бросили все и разбежались по своим деревням.
От первоначального здания сохранились лишь подвалы и часть первого этажа, прочее было перестроено.
Чуть дальше, на пересечение Подколокольного переулка с Бульварным кольцом находится жилой дом (Яузский бульвар, д. 2/16, 1936-1941 г.г., архитектор И.А. Голосов, скульптор А.М. Лавинский), примечательный монументальными колхозницей (с автоматом) и рабочим (с отбойным молотком), своеобразный гимн феминизму тридцатых.
Пройдем между этими стражами под арку - во дворе спрятался небольшой особняк Хитрово , того, чем именем и была названа эта печально известная местность.


Особняк Хитрово. Москва.

Здесь жил он сам, а в соседнем доме, на "вольном месте", жила его дворня, были конюшни, погреба и подвалы.
Пройдем вверх по Хитровскому переулку . Здесь находится церковь Трех Святителей , называемая ранее на Кулишках.


Церковь Церковь Трех Святителей. Москва.

Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики - птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий "кулишками" в старину вообще именовали заболоченные участки земли.
Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь.
Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года.
Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных.
И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена - ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов - во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских.
И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.
Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Следует отметить, что эта церковь была выстроена тогда на "пограничной" территории рядом с соседней Хохловкой - местностью, которую заселяли выходцы из Украины, Малороссии, что запечатлелось в названии и самой Хохловки и улицы Маросейки.
Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России.И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. Трехсвятительская церковь была закрыта в 1927 году, но, к счастью, не сломана.
Долгое время ее занимали учреждения, были сделаны незначительные перестройки, но в основном старинное здание сохранилось.
Во флигеле дома №5 по Малому Трехсвятительскому переулку в детские годы жил поэт Тютчев.
В доме № 3 располагается церковь евангелических христиан-баптистов .


Церковь евангелических христиан-баптистов. Москва.

Около 1860г. участок приобрела Евангелическо-Реформатская церковь. На участке было построено церковное здание. В церковном доме на участке разместился Совет церкви.
После 1918г. дом оставили церковным общинам. В справочниках он так и назывался "Моленный дом". В разное время в доме размещались баптисты и адвентисты Седьмого дня.
А в небольшом флигеле дома №1 в Большом Трехсвятительском в 1892-1900 годах размещалась мастерская художника Исаака Левитана, где у него в гостях бывали Шаляпин и Нестеров, и где Серов написал его известный портрет.
В Петропавловском переулке возвышается легендарная церковь Петра и Павла у Яузских ворот .


Церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Москва.

Существующий храм был построен в 1700-02 гг. в стиле московского барокко.
Композиция храма традиционно осевая: храм - трапезная - колокольня.
Храм - восьмерик на двухсветном четверике - завершен небольшой главой на граненом барабане. Декор не отличается особой пышностью, но зодчие продемонстрировали высокое мастерство, подчеркнув изящество угловых колонок, карнизов и наличников гладью стен здания.
Церковь никогда не закрывалась и сохранила свои колокола.
В 1944-47 гг. были сделаны золоченые сени над главными иконами иконостаса и золоченая арка у Царских ворот. Фрески в сводах приделов украшены цветными и золочеными плитками.
Церковь очень выразительно поставлена на крутом рельефе; даже в наше время она играет важную роль в силуэте застройки района.

Используемая информация:
Московский журнал 6"2000 года Н.Р.Фрезинская
http://hram.codis.ru

Хитровская площадь или, как любят её называть в простонародье, «Хитровка» является целым культурным наследием. Она находится прямо в центре, недалеко от станций метро «Китай-город» и «Курская». Каждый день через Хитровку проходят тысячи людей, но мало кто догадывается, что их путь на учебу, работу или встречу с друзьями проходит через самый криминальный район Москвы прошлого века…

История Хитровки начинается в 1824 году, когда та была окончательно восстановлена после пожара в 1812 году. Расходы и хлопоты по благоустройству на себя взял почётный генерал-майор Николай Захарович Хитрово́, а после подарил площадь городу – её решили назвать в честь своего создателя.

Сразу же после открытия площади на ней были разбиты торговые ряды. Они строились постепенно: сначала были возведены на южной стороне, затем – на восточной и западной; ­последней сформировалась северная часть площади. Это связано с тем, что после смерти Хитрово (1827) торговля переходила из рук в руки: владельцы часто менялись, им было сложно согласовать свои действия между собой.

В 1860-е годы на Хитровской площади построили аналог нашего Центра занятости населения – Хитровскую биржу. Люди со всех уголков Москвы приезжали сюда, чтобы найти работу. Это были и рабочие, и крестьяне, и даже безработная интеллигенция. Но далеко не у всех получалось заработать, поэтому многие оставались жить в недорогих квартирах и домах рядом с площадью, которые были построены специально для малообеспеченных семей. Здесь же располагались трактиры, харчевни и благотворительные организации, которые снабжали продовольствием жителей Хитровки. Однако питались «хитровские гурманы» далеко не на самом высоком уровне: ходят слухи, что им приходилось питаться различными объедками.

После отмены крепостного права ситуация на рынке резко ухудшилась. Не хватало квалифицированных рабочих – да, население хотело трудиться, но практически никто не имел для этого нужного опыта и образования. Тогда не было ни четко сформулированного законодательства, ни адекватной социальной политики. Как следствие, в стране – кризис и безработица. И если раньше люди выполняли функцию биржи труда, то теперь они вообще не могли делать что-то полезное. Из-за большого скопления безработных атмосфера на Хитровке превратилось в нечто криминальное и страшное: полная антисанитария, вокруг одни воры, убийцы и попрошайки… Здесь предпочитала не появляться даже полиция. А простые люди и вовсе старались обходить площадь стороной. Так появилась новая, «воровская» Хитровка.

«Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке. Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться!» (отрывок из книги В. Гиляровского «Москва и москвичи»).

Самым знаменитым местом считался трактир «Каторга». Это – притон буйного и пьяного разврата. Здесь собирались все криминальные авторитеты Москвы. Таких людей в окрестностях Хитровки действительно уважали: любой, кто возвращался в «Каторгу» из Сибири или тюрьмы, получал тут работу, что считалось высшей степенью почета и успеха.

Стоит также рассказать и о доме Румянцева, который находится рядом с площадью. На первом этаже в нем было два трактира: «Пересыльный» и «Сибирь» – что довольно-таки символично. Гиляровский писал, что в «Пересыльном» собирались, в основном, бездомники и нищие, и, соответственно, обстановка в этих местах была сравнительно приличной. Криминальные авторитеты же предпочитали «Сибирь».

Одним из таких домов, где проживали «криминалы», был дом на Певческом переулке. Он получил название «Утюг» из-за необычной формы здания. Стоит ли говорить, что любой приличный москвич старался обходить стороной это место? Темные, зловонные коридоры здания, вездесущая грязь – всё это наводило ужас на обычных людей.

В советский период преступность на Хитровке достигла своего пика. Поэтому в 1920-х годах по решению Моссовета рынок на площади закрыли, и на её месте построили небольшой парк. В домах, где раньше проживали воры и убийцы, образуются жилищные товарищества (правда, просуществовали они относительно недолго). Позже рядом было построено типовое здание школы, которое впоследствии стало Электромеханическим техникумом (но и его потом снесли).

Сегодня Хитровка представляет собой отреставрированную площадь, на которой разбили живописный зеленый сквер. Сохранился дом Румянцева (сейчас в нем находится посольство Австралии), «Утюг», а также бывшая «Каторга». За её вратами находится очень интересный аутентичный двор, правда, они крепко заперты, поэтому попасть туда может далеко не каждый…

Виктория Бойкова

Разрушение всегда становится матерью созидания. Таким примером стала Хитровская площадь в Москве. На этом месте спокойно жили люди, пока не случилась трагедия. Возобновленная и отстроенная территория должна была стать своеобразным торговым центром, но превратилась в обитель

Городские власти разных временных периодов меняли планировку местности, видоизменяли или сносили постройки, но название до сих пор вызывает у населения смешанные чувства. С одной стороны, это нечто, что напоминает рынок, описанный в начале книги «История одного убийцы» Зюскинда, с другой - красивейшая площадь.

История создания

Никто и подумать не мог, что Хитровская площадь в Москве будет существовать. Если бы не печальное стечение обстоятельств, то, кто знает, возможно, и до наших дней эта территория оставалась бы своеобразным города.

Когда по Москве прошелся пожар 1812 года, было уничтожено большое количество зданий. В том числе сгорели и многие жилые дома. Так как содержать средства в сокровищницах или имитациях банков принято не было, деньги вкладывали в драгоценности, недвижимость или просто хранили дома. После того как город был сожжен, многие потеряли и жилье, и средства к существованию. Не стали исключением и жители двух особняков в центре Белого города Москвы.

Владельцы не могли самостоятельно восстановить дома, а налоги им все равно приходилось платить. Решено было спустить с молотка эти имения. Выкупил их Н. З. Хитрово для того, чтобы построить площадь и подарить ее городу.

Такой факт задокументирован в переписке Николая Захаровича с тогдашним губернатором. Благодаря щедрости горожанина Москва получила красивое место под названием Хитровская площадь.

План площади и ее округи

На генеральном плане изображена площадь, одна сторона окружена зданиями, а другие - деревьями, которые придали бы красоты. Четыре «ребра» были названы соответственно сторонам света.

Южная поместила на себе торговые ряды и жилые подворья. Когда Хитрово умер, эти строения перешли к новым владельцам, но сохранились и до наших дней, хотя немного измененные.

Хитровская площадь не отвечала плану своего «родителя». После смерти генерала увеличили количество торговых рядов, застроив парк. Расположение в центре города делало этот рынок чрезвычайно популярным, и со временем сюда начало приходить все больше и больше покупателей и торговцев.

Хитровская площадь в 19 веке (со второй половины) начала новый этап в развитии.

Опасный период

В первой половине XIX века был достроен еще один торговый ряд на «восточной» стороне. Строительство парковой зоны было сначала отложено, а после и вовсе проигнорировано после возведения «северной» и «западной» сторон. Некоторые из палат также сохранились до наших дней, правда, уже немного видоизмененные как внутри, так и снаружи.

Хитровская площадь набирала торговые обороты с каждым годом еще больше.

Сначала перед церковными праздниками и во время народных гуляний выходили продавцы с переносными лотками, затем места начали занимать постоянные арендаторы.

Настоящий ад начался, когда над местностью построили навес. Здесь расположилась биржа труда, и в поисках заработка сюда начали сходиться безработные, беглые крестьяне со всей округи. Многие так и остались. За пару лет Хитровская площадь превратилась в пристанище для обездоленных и пьющих. Словом, если люди искали в Москве место, где находилось социальное дно, то оно расположилось именно здесь.

Кроме неблагополучного контингента там образовался еще и полнейший крах любой инфраструктуры. Отсутствие освещения, разбои и воровство процветали в районе. Местные говорили, что фонари им не нужны, так как свои дорогу всегда найдут, а чужим и пытаться нечего.

Тогдашняя Хитровская площадь - самое опасное место в Москве XIX века.

В 1929 году на этом месте было построено здание, которое более известно как «Утюг», в нем разместился гастроном. В квартирах жили многие горожане, в том числе и знаменитые, например, актер Евгений Моргунов.

В 20-х годах Хитровская площадь лишилась сквера с редкими и ценными сортами деревьев. Из былых растений остались только три тополя.

В конце 30-х началась стройка излюбленного местными жителями «дома со скульптурами». В то же время была возведена школа как заменитель Зачатьевского монастыря.

Лишилась Хитровская площадь, самая опасная некогда, и своего имени. Её переименовали в Горьковскую. просуществовал до 60-х годов XX века. Его появление привязывают к потому что считают, что Максим Горький приходил сюда за вдохновением и изучал особенности жизни пропащих людей. Но у этого факта нет документального подтверждения.

Реконструкция

Идея восстановить прежний облик площади возникла еще в 1996 году. Однако только в 2008 году заявка о перестройке была рассмотрена. Местным жителям предложили проект, согласно которому вместо Электромеханического колледжа должен был возникнуть предназначенный для офисов. Кроме самого здания планировалось построить большую парковку на пятьсот мест. Однако это вызвало негодование среди местных жителей и краеведов. Было собрано свыше 10 тысяч подписей, и историческое наследие удалось отстоять.

Недавно правительство предоставило Хитровке охранный статус.

Достопримечательности

Хитровская площадь, опасное место в прошлом столетии, возвращает свой былой светлый образ. Сюда часто приходят прогуляться и посмотреть на легендарные места. Киноманы представляют Моргунова, который часто выходил во двор, чтобы поиграть в мяч или подождать друга.

Отдельную ценность представляют архитектурные сооружения, среди которых - сохранившийся дом Хитрово, доходное имение Бунина.

Музыканты чтят площадь как место рождения Александра Скрябина. Сохранилось и здание, основанное в XVII веке, - дом Ярошенко, который в разное время принадлежал высокопоставленным чиновникам.

Среди филологов известен располагавшийся в одной из квартир, в котором собирались наиболее известные писатели и поэты. Также здесь проживала Л. Кашина, ставшая прототипом Анны Снегиной. Они с Сергеем Есениным были близкими друзьями, и поэт часто приезжал погостить.

Мифы площади

Поговаривают, что Хитровская площадь, опасная когда-то, привлекла и легендарную аферистку - Соньку Золотую Ручку. Именно здесь она находила свой круг общения, могла попрактиковаться в умениях и научиться новым. Как гласят легенды, в одном из домов девушка спрятала клад, состоящий из награбленных драгоценностей, но найти его так никому не удалось до сих пор. Любители легкой наживы либо либо погибали при загадочных обстоятельствах.

А еще по улицам якобы разгуливают призраки. Они появились, когда воры попытались обогатиться за счет Храма Николая Чудотворца. Злоумышленники решили сделать подкоп, и когда были уже под святилищем, то здание не выдержало и завалилось прямо на них. С тех пор их души бродят по улицам и пугают прохожих просьбами отмолить чужой грех.

Другой вариант гласит, что купец-погорелец во сне увидел Николая Чудотворца, который приказал ему украсть и продать рясу со статуи, чтобы на эти деньги возобновить дела. Мужчина его послушал, а одеяние через время оказалось на прежнем месте.

Современная площадь

Хитровка - это уникальный район города не только потому, что ей удалось сохранить исторические здания. Это единственное место в центре Москвы, в котором жилых помещений на порядок больше, чем офисов и развлекательных центров. Жители отвоевали площадь один раз, и сейчас снова готовы отстоять свою территорию в борьбе с застройщиками.

Очень часто местное население может наблюдать съемки исторических фильмов на территории Хитровской площади, которая стала гордостью Москвы.

"Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка — жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков." (В. Гиляровский)

Этот последний пост про Ивановскую горку и Хитровку будет скучнее предыдущих. Половина фотографий не моя, и текст состоит в основном из цитат Гиляровского. Зачем я так сделал? Просто изначально я хотел создать нечто вроде альбома иллюстраций к книге "Москва и москвичи", и отбирал картинки к отдельным фразам. Я уже не вспомню, где я взял фотографии с высоты, и если найдётся их автор, я обязательно дам на него ссылку.

Вот он, наш папа Гиляровский. Этот человек обладал огромной силой.

"— Удалой станишник выйдет! — похвалил меня Костыга.
— Жидковат… Ручонка-то бабья, — сказал Балабурда. Мне это показалось обидно. Я взял пятиалтынный и на глазах у всех согнул его пополам — уроки Китаева, — и отдал Балабурде:
— Разогни-ка!
Дико посмотрели на меня, а Балабурда своими огромными ручищами вертел пятиалтынный.
— Ну тя к лешему, дьявол! — и бросил. Петля попробовал — не вышло. Тогда третий, молодой малый, не помню его имени— попробовал, потом закусил зубами и разогнул.
— Зубами. А ты руками разогни, — захохотал Улан. Я взял монету, еще раз согнул ее, пирожком сложил и отдал Балабурде, не проронив ни слова. Это произвело огромный эффект и сделало меня равноправным."

Все знают эту картину Репина. Некоторые казаки на ней срисованы с реальных персонажей. Смеющийся казак в красном справа - это и есть наш Гиляровский.

Самая знаменитая фотография Хитровки сделана американцем Эндрю Мюррей Хоувом в 1909 году. Особенна интересна подпись к ней:
A prize snap shot on a sunday morning in the famous Thieves Market, Moscow. I was mobbed by this crowd after taking this picture and had to be rescued by the Soldier-Police
(Призовой снимок, сделанный воскресным утром на знаменитом воровском рынке в Москве. После снимка эта толпа меня ограбила и пришлось прибегать к помощи полицейского.)

Схема Ивановской горки с окрестностями выглядит где-то вот так. Сегодня мы исследуем её центр, Хитровку, про которую как раз и писал столько папа Гиляровский.

Хитровская площадь (Хитров рынок, Хитровка) — площадь в центре Москвы на территории Белого города (урочище Кулишки). Находится между Подколокольным, Певческим, Петропавловским и Хитровским переулками (на границе нынешних Басманного и Таганского районов). Площадь была создана и подарена городу в 1824 году генерал-майором Н.З.Хитрово, взявшим на себя расходы и хлопоты по благоустройству этой части Москвы после пожара 1812 года. Название площадь получила по имени своего создателя.

"Ужасные иногда были ночи на этой площади, где сливались пьяные песни, визг избиваемых «марух» да крики «караул». Но никто не рисковал пойти на помощь: раздетого и разутого голым пустят да еще изобьют за то, чтобы не лез куда не следует."

За сто с лишним лет эта площадь мало изменилась. Сравним верхнюю фотографию и нижнюю. В 2009 году снесли здание электромеханического колледжа, который стоял на Хитровской площади с 1937 года.

В 2008 году жители узнали о планах строительства восьмиэтажного бизнес-центра на месте, где находилась Хитровская площадь. Планировалось возвести офисный центр на 2500 сотрудников с парковкой на 250 машино-мест. Здание должно было быть в духе времени, респектабельным. Вот такое объявление долгое время здесь висело. Фото не моё.

Конечно, все жители были категорически против! Начался сбор подписей за воссоздание исторической площади со сквером в центре. Здесь я не совсем в теме, деталей не знаю, но в конце концов энтузиасты отстояли площадь, тем более, что строительство бизнес-центра велось незаконно. Почет им и уважение.

Опять сравним верхнюю и нижнюю фотографию.

"А еще совсем недавно круглые сутки площадь мельтешилась толпами оборванцев. Под вечер метались и галдели пьяные со своими «марухами». Не видя ничего перед собой, шатались нанюхавшиеся «марафету» кокаинисты обоих полов и всех возрастов. Среди них были рожденные и выращенные здесь же подростки-девочки и полуголые «огольцы» — их кавалеры. «Огольцы» появлялись на базарах, толпой набрасывались на торговок и, опрокинув лоток с товаром, а то и разбив палатку, расхватывали товар и исчезали врассыпную."

"Степенью выше стояли «поездошники», их дело — выхватывать на проездах бульваров, в глухих переулках и на темных вокзальных площадях из верха пролетки чемоданы… За ними «фортачи», ловкие и гибкие ребята, умеющие лазить в форточку, и «ширмачи», бесшумно лазившие по карманам у человека в застегнутом пальто, заторкав и затырив его в толпе. И по всей площади — нищие, нищие… А по ночам из подземелий «Сухого оврага» выползали на фарт «деловые ребята» с фомками и револьверами…"

"Тырили все больше на той же Старой площади, где рынок, или на Маросейке, где торговые лавки, или на Варварке, у прохожих, иногда на Ильинке, где богатые купцы и биржевые маклеры, но дальше ни-ни. Проха, старшой, называл это "в одном дере от Хитровки" - в смысле, чтоб в случае чего можно было дернуть до хитровских подворотен и закоулков, где тырщиков хрен поймаешь. Тырить Сенька научился быстро. Дело легкое, веселое. (Б.Акунин)"

"Здоровеннейшие, опухшие от пьянства детины с косматыми бородами; сальные волосы по плечам лежат, ни гребня, ни мыла они никогда не видывали. Это монахи небывалых монастырей, пилигримы, которые век свой ходят от Хитровки до церковной паперти или до замоскворецких купчих и обратно. После пьяной ночи такой страховидный дядя вылезает из-под нар, просит в кредит у съемщика стакан сивухи, облекается в страннический подрясник, за плечи ранец, набитый тряпьем, на голову скуфейку и босиком, иногда даже зимой по снегу, для доказательства своей святости, шагает за сбором."

"Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова). В доме Румянцева были два трактира — «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко — «Каторга». Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты. В «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники, в «Сибири» — степенью выше — воры, карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была «Каторга» — притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых. «Обратник», вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу»."

"Теперь второй ваш вопрос — что там за обычаи. Страшные обычаи. Разбойничьи. Ни полиции, ни закону туда хода нет. На Хитровке выживают только две людских разновидности: кто под сильного стелется, да кто слабого давит. Посередке пути нет. А «Каторга» у них навроде большого света: там и товар краденый крутится, и деньги немалые, и все бандюги авторитетные наведываются." (Б.Акунин)

Вот она, «Каторга». Это вход в трактир. Хотя есть версия, что вход был из подворотни. На фото выше мы видим, что в советские времена Хитровская площадь называлась Площадью Горького. Если есть в Москве какой-то квадратный метр, на котором было пролито больше всего крови, то вот он, перед нами.

"Но самый большой и постоянный доход давала съемщикам торговля вином. Каждая квартира — кабак. В стенах, под полом, в толстых ножках столов — везде были склады вина, разбавленного водой, для своих ночлежников и для их гостей. Неразбавленную водку днем можно было получить в трактирах и кабаках, а ночью торговал водкой в запечатанной посуде «шланбой»."

"— А теперь, Глеб Иванович, зайдем в «Каторгу», потом в «Пересыльный», в «Сибирь», а затем пройдем по ночлежкам.
Пройдя мимо торговок, мы очутились перед низкой дверью трактира-низка в доме Ярошенко.
— Заходить ли? — спросил Глеб Иванович, держа меня под руку.
— Конечно!
Я отворил дверь, откуда тотчас же хлынул зловонный пар и гомон. Шум, ругань, драка, звон посуды…
Мы двинулись к столику, но навстречу нам с визгом пронеслась по направлению к двери женщина с окровавленным лицом и вслед за ней — здоровенный оборванец с криком:
— Измордую проклятую!
Женщина успела выскочить на улицу, оборванец был остановлен и лежал уже на полу: его «успокоили». Это было делом секунды.
В облаке пара на нас никто не обратил внимания. Мы сели за пустой грязный столик. Ко мне подошел знакомый буфетчик, будущий миллионер и домовладелец. Я приказал подать полбутылки водки, пару печеных яиц на закуску — единственное, что я требовал в трущобах. Я протер чистой бумагой стаканчики, налил водки, очистил яйцо и чокнулся с Глебом Ивановичем, руки которого дрожали, а глаза выражали испуг и страдание."

"Всем Хитровым рынком заправляли двое городовых — Рудников и Лохматкин. Только их пудовых кулаков действительно боялась «шпана», а «деловые ребята» были с обоими представителями власти в дружбе и, вернувшись с каторги или бежав из тюрьмы, первым делом шли к ним на поклон.
Полицейская будка ночью была всегда молчалива — будто ее и нет. В ней лет двадцать с лишком губернаторствовал городовой Рудников. Рудников ночными бездоходными криками о помощи не интересовался и двери в будке не отпирал."

Художник на картинке сверху изобразил будку городового в нескольких метрах от входа в «Каторгу». Мне это кажется немного странным, неужели большинство убийств совершались практически у него на глазах?

Напротив на фото сверху и снизу мы видим вход в трактир «Сибирь». «Пересыльный» же я не нашёл, и кажется, что найти его уже невозможно, хотя он находился в этом же доме.

Отсюда отходит Певческий переулок, бывший Свиньинский, в честь главного на нём дома. По словам Гиляровского, Свиньин даже воспет Пушкиным: «Вот и Свиньин, Российский Жук».

Позже дом перешёл к инженеру Ромейко. Дом требовал дорогого ремонта. Его окружение не вызывало охотников снимать квартиры в таком опасном месте, и Ромейко пустил его под ночлежки: и выгодно, и без всяких расходов.

“Кулаковкой” назывался не один дом, а ряд домов в огромном владении Кулакова между Хитровской площадью и Свиньинским переулком. Лицевой дом, выходивший узким концом на площадь, звали “Утюгом”. Мрачнейший за ним ряд трехэтажных зловонных корпусов звался “Сухой овраг”, а все вместе-“Свиной дом”. Он принадлежал известному коллекционеру Свиньину. По нему и переулок назвали. Отсюда и кличка обитателей: “утюги” и “волки Сухого оврага”.

"Многие из товарищей-литераторов просили меня сводить их на Хитров и показать трущобы, но никто не решался войти в «Сухой овраг» и даже в «Утюг». Войдем на крыльцо, спустимся несколько шагов вниз в темный подземный коридор — и просятся назад."

Есть картины известных художников, посвящённые Хитровке. Вот, например - «Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889 Маковский»

Возле площади, на Хитровском переулке, находится бывшая усадьба Лопухиных-Волконских-Кирьяковых. Здесь жили портные, которые перешивали награбленное.

"Их звали «раками», потому что они, голые, пропившие последнюю рубаху, из своих нор никогда и никуда не выходили. Работали день и ночь, перешивая тряпье для базара, вечно с похмелья, в отрепьях, босые. А заработок часто бывал хороший. Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.
— Эй, вставай, ребята, на работу! — кричит разбуженный съемщик.
Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны.
Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них — шапки и картузы."

С обратной стороны бывшей усадьбы сохранились галереи, за каждой дверью была отдельная квартира, что было очень удобно для работающих здесь “девиц легкого поведения”.

"Положение девочек было еще ужаснее.Им оставалось одно: продавать себя пьяным развратникам. Десятилетние пьяные проститутки были не редкость.
Они ютились больше в «вагончике». Это был крошечный одноэтажный флигелек в глубине владения Румянцева."

В самом конце мы заглядываем во дворик ночлежки "Ярошенко", это на всей Хитровке самое интересное место. В этом же доме, в нескольких метрах отсюда - вход в трактир "Каторга". Попасть сюда проблемно, так как давно уже ворота с кодовым замком, но нам повезло, мы вошли с кем-то из местных.

А вот это кирпичное сооружение, похоже, одно из самых старых зданий на Хитровке. Я не знаю, что в нём было раньше. Большая часть его под землёй.

Художники, которые рисовали Хитровку, чаще всего рисовали этот дворик.

А сколько тут снято известных фильмов! Вот фильм «За последней чертой». Евгений Сидихин бежит по этому дворику.

В дом Ярошенко, «притон буйного и пьяного разврата, биржу воров и беглых» приходили Станиславский и Немирович-Данченко перед постановкой пьесы Горького «На дне».

С этим помещением у меня тоже связаны воспоминания. Лет 10 назад, когда ещё не было ворот с кодовым замком, я, начитавшись Гиляровского и Акунина, пришёл вечером сюда узнать, что там внутри. С другой стороны есть дверь, ведущая вниз, в подвалы. Она была на ржавом висячем замке, но я даже возиться с ним не стал, а просто выдернул вместе с гвоздями половину засова и заглянул внутрь.

Внизу была какая-то дыра под землю, видимо, старая лестница просто обрушилась. Сбоку была труба, довольно крепкая, и я подумывал, нельзя ли на руках спуститься вниз. Но в нос ударило таким зловонием, крепче любого нашатыря, что очень закружилась голова. Не помню как, видно, как пингвин из воды, я вылетел наружу. Вот эта дверь, но сейчас она уже бронированная, не войти.

А вот флигель во дворе "Каторги", в прошлом пристанище хитровской интеллигенции, сохранился. Здесь, в "писучей" квартире №27 проживали переписчики, спившиеся дворяне и литераторы.

"Сейчас таких осталось считанные единицы, так что галерею вполне можно назвать уникальным памятником старомосковского бытового зодчества. Особенно приятно то, что она до сих пор используется по прямому назначению и выглядит так же, как и сто лет назад. (А. Можаев)"

Этот дом когда-то был богатой барской усадьбой. Стены метровой толщины, в их кладке удалось распознать кирпич, клейменный двуглавым орлом, что указывает на более чем трехсотлетний возраст здания. Вдоль заднего фасада тянется галерея на кирпичных столбах - непременная принадлежность доходного дома второй половины XIX века, с отдельным входом в каждую квартиру.

К дому примыкает кусок старой кирпичной стены. Видимо, когда-то вся Хитровка была вот такая - развалины из красного кирпича.

Каким же образом властям наконец удалось уничтожить этот криминальный рассадник?

"Но пришло время — и Моссовет в несколько часов ликвидировал Хитров рынок.
Совершенно неожиданно весь рынок был окружен милицией, стоявшей во всех переулках и у ворот каждого дома. С рынка выпускали всех — на рынок не пускали никого. Милиция, окружив дома, предложила немедленно выселяться, предупредив, что выход свободный, никто задержан не будет, и дала несколько часов сроку, после которого «будут приняты меры». Только часть нищих-инвалидов была оставлена в одном из надворных флигелей «Румянцевки»…"

Здесь же снимали сцены из сериала "Бедные родственники".

В доме "Ярошенко" до сих пор кто-то живёт, судя по всему. Говорят, местные жители на праздники выносят во двор столы, и по-соседски празднуют. Может, это и так.

Выше мы видим самодельный балкон на козырьке. А над ним, на третьем этаже заколоченная дверь, которая никуда не выходит.

И последний момент из фильма. Обратите внимание на дверь справа перед аркой.

Здесь снимались кадры из самого знаменитого фильма А.Балабанова "Брат-2". Вот Данила-Бодров с другом входят в эту арку.

Здесь их встречает Мурзенко (Фашист) возле двери, ведущей в ночлежку Ярошенко.

И вон туда они шли покупать у Фашиста оружие. За этой решёткой - лестница, наверно это чёрный выход из трактира "Каторга". Возможно, отсюда выносились тела людей, убитых в этом знаменитом трактире.

На этом мои Ивановская горка и Хитровка заканчиваются. Спасибо всем, кто сумел дочитать. Я не настаиваю на достоверности своего текста. Если что, ребята-эксперты подправят, и я внесу изменения.

ОБЪЕКТ: Хитровка - старый район Москвы, имеющий в прошлом дурную славу. Некоторые говорят, что встречают тут призраки старых разбойников.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Добраться до Хитровки: ближайшие ст. метро Китай-город, Курская. Местность, известная в Москве с 19-го по начало 20-го века как Хитровка, находится между Покровским бульваром и улицей Солянкой.

ИСТОРИЯ МЕСТНОСТИ: На схеме обозначены места застройки Хитровки:

НАЗВАНИЕ: История Хитровки началась в 1824 году с Хитровской площади, по фамилии генерала Николая Хитрово, фельдмаршала Кутузова. Николай Хитрово являлся владельцем дома в районе и задумал построить рядом рынок зелени и мяса. Особняк генерала сохранился на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка во дворе сталинки (виден в арке).


ИСТОРИЯ ПЛОЩАДИ: На месте Хитровского рынка стояли 2 усадьбы, сгоревшие в 1812. Никто не брался за восстановление особняков. В 1824 Хитрово выкупил владения и на этом месте основал площадь, которую подарил городу. Хитровская площадь просуществовала с 1824 по начало 1960-х годов. Находилась на стыке Таганского и Басманного районов Москвы, между Подколокольным, Певческим, Петропавловским и Хитровым переулками.

Владения Хитрово проходили от Яузского бульвара до Петропавловского переулка. Тут были построены торговые ряды и подворье. Строительство проводилось на средства Хитрово, а разрешение на работы выдал Д.В. Голицын, занимавший пост генерал-губернатора Москвы. Сохранилась переписка Хитрово и Голицына, в которой оговариваются детали обустройства площади. В 1827 Хитрово скончался, а торговые ряды сменили владельцев. Площадь стала преображаться. Если раньше с трех незастроенных сторон площади располагались палисаднки для красоты, то теперь также разместили торговые ряды, а в воскресенья торговля распространялась и на площадь.

БИРЖА ТЯНЕТ НИЩИХ: В 1860-е на Хитровской площади построили биржу труда, куда стекалось огромное количество людей. На Хитровской бирже нанимали прислугу, сезонных рабочих и пр. Не всем удавалось найти работу, и оседали в окрестностях Хитровки, добывая на хлеб нищенством. Вокруг Хитровской стали открываться харчевни и трактиры, устраивали бесплатное питание для неимущих. Дома вблизи превратили в ночлежные. К середине 19 века Хитровка превратилась в неблагополучный район - заселена нищими, воришками, наемными рабочими. Их количество от 5000 до 10000 человек – хитрованцы.

ОБЛАВНОЕ МЕСТО: Здесь чаще всего арестовывались сбежавшие с сибирской каторги.

ЗНАМЕНИТОСТИ: В отличие от «воровской» Марьиной рощи, Хитровка была еще и богемным районом. В ее доходных домах селились художники, музыканты и писатели. Хировка отражена в произведениях Гиляровского в книге "Москва и москвичи", Акунина, Горького. Её изучал художник Симов. В один из доходных домов Хитровки, в начале 20 века приходили изучать повадки и жизнь московского дна К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко перед постановкой пьесы Максима Горького «На дне». Многие даже считали, что сама пьеса была написана под впечатлением от его знакомства с Хитровкой. Но это не так: писатель черпал вдохновение в нижегородских трущобах. На Хитровке, в больнице для бедных, в полной нищете умер художник А.К. Саврасов (на фото его картина Грачи прилетели, 1871, Третьяковская галерея). Здесь бывали Л. Толстой, Г. Успенский, Т. Щепкина-Куперник. На Хитровскую площадь выходили ночлежные дома, которыми владели Ярошенко, Бунин, Кулаков, Румянцев. В окрестностях Хитровки также находилась студия его ученика – Исаака Левитана, где бывал весь тогдашний бомонд.

ГИЛЯРОВСКИЙ: Журналист-новостник Гиляровский знал нравы улиц. Вот что он пишет: "Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны…". "Хитровские "гурманы" любят лакомиться объедками. "А ведь это был рябчик!" - смакует какой-то «бывший». А кто попроще - ест тушеную картошку с прогорклым салом, щековину, горло, легкое и завернутую рулетом коровью требуху с непромытой зеленью содержимого желудка - рубец, который здесь зовется "рябчик". "Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а "номера" ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть "нумер", где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев…"

ТРАКТИРЫ: Гиляровский попал в самый мрачный период в судьбе этой местности на территории Белого города. В бывшем доме Хитрово организована лечебница для обитателей Хитровки. В румянцевском доме - ночлежка и два трактира: "Пересыльный" и "Сибирь", а в доме Ярошенко – "Каторга". Это неофициальные названия хитрованцев. В "Пересыльном" бывали нищие, бездомные и барышники. "Сибирь" для карманников, воров, крупных скупщиков краденого, в "Каторге" воры и беглые каторжане. Возвратившийся из тюрьмы Всегда приходил на Хитровку, где встречали с почетом и пристраивали "на работу".

УТЮГ: В угол переулков Петропавловского и Певческого (Свиньинского) вписан дом, называемый Утюгом. Хозяином был Кулаков, строения между площадью и Свиньинским переулком назывались Кулаковкой. В наши дни от здания остались подвалы и частично первый этаж, а остальное перестроено. Ночлежка, описанная в главе «Хитровка» книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи»: «Кулаковкой» назывался не один дом, а ряд домов в огромном владении Кулакова между Хитровской площадью и Свиньинским переулком. Лицевой дом, выходивший узким концом на площадь, звали «Утюгом». Мрачнейший за ним ряд трехэтажных зловонных корпусов звался «Сухой овраг», а все вместе - «Свиной дом». Он принадлежал известному коллекционеру Свиньину. По нему и переулок назвали. Отсюда и кличка обитателей: «утюги» и «волки Сухого оврага».

ТРАКТИР "КАТОРГА": На фото биржи сзади видна вывеска "Трактир".

УПАДОК ПОСТРЕВОЛЮЦИИ: После революции Утюг и Кулаковка приходят в упадок. Ночлежники, в духе революции, отказались платить за ночлег. Хозяева, не найдя, кому пожаловаться, забросили свое предприятие. На Хитровке возросла преступность. В 20-х годах Моссовет снес Хитров рынок, 27 марта 1928 г. на площади разбили сквер. Ночлежные дома преобразовывались в жилтоварищества. В 1935 Хитровские площадь и переулок переименовали в честь Горького (исторические названия вернулись в 1994 году).

СОХРАНИВШИЕСЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ: Маросейка, д. 5 - храм Николая в Кленниках (Блинниках) 1657 г. Спуститься по Большому Спасоглинищевскому переулку, можно увидеть Московскую хоральную синагогу (арх. Эйбушитц). Дальше по Маросейке церковь Косьмы и Дамиана, был построен в 1793 году вместо древней церкви. Напротив голубой дворец (арх. Баженов) полковника Хлебникова. Следующим хозяином стал герой русско-турецкой войны П.А. Румянцев-Задунайский, потом его сын Николай. И сейчас на воротах дома можно увидеть надпись "Свободен от постоя". Когда хозяевами дома стали купцы Грачевы, они внесли значительную сумму на постройку военных казарм в Москве, и за это их освободили от обязательного содержания на постое военных. В начале Старосадского переулка Хитровки находится лютеранская кирха Петра и Павла 1906-1907 г. В противоположном конце переулка Ивановский монастырь, который поначалу находился на ул. Пятницкой, а в Старосадский переведен в 1530-е. В стенах обители отбывала наказание Дарья Салтыкова "салтычиха". Под именем Досифеи приняла постриг внебрачная дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского, известная как княжна Тараканова. В Старосадском находится церковь св. Владимира 1423 года. Покровка тоже входит в Хитровку. По левой стороне на 70 м протянулось здание, принадлежавшее родственнику царской фамилии В.Ф. Нарышкину. Здесь и каменные палаты Мазепы, и палаты дьяка Украинцева – деятеля 17 века, кот. являлся главой посольского приказа Петра I. В некоторых местах ширина улицы не превышала 10 метров, днем было не протолкнуться. Все утопало в грязи из-за дождей, реки Рачки и Чистого (тогда Поганого) пруда. Свидетельством такого плачевного состояния улиц служит подметное (анонимное) письмо на имя Меншикова: "Мостовыя улицы мостят, не вынимая прежних подкладов и не вычищая грязи... а много ж из мостов в скудные дома крадут бревна... По улицам изо многих дворов строят избы и всякое дворовое строение, а тем строением выдаютца на улицы, и оттого улицы истеснились. Из дворов мечют по улицам всякий скаредной помет и собаки и куры и кошки и иную мертвечину, и от того помету летом бывает всякий дух и черви родятца, оттого болезни, паче ж зазор от иноземцев". Вверх по Хохловскому переулку церковь Троицы Живоначальной в Хохлах. В результате объединения России и Украины (в 1654 году) в Москве возникло поселение украинцев, хохлов. В Подкопаевском переулке Хитровки храм Николая в Подкопаях. На пересечении Солянки и Подколокольного переулка церковь Рождества Богородицы на Стрелке (на Кулишках) 1460 г. На Варварской (сейчас Славянской площади), недалеко ст. метро "Китай-город", в Зарядье церковь Трех Святителей на Кулишках. Дом №1 в Большом Трехсвятительском переулке, в 1892-1900 тут была мастерская художника И. Левитана, часто заходили Шаляпин, Нестеров, а Серов писал портрет Левитана. Жемчужина Хитровки – церковь Петра и Павла у Яузских ворот в Петропавловском переулке, которая никогда не закрывалась, и все ее колокола уцелели. В октябре 2008 года Хитровской площади и пяти прилегающим кварталам эксперты Историко-культурного комитета по культурному наследию присвоили статус "достопримечательного места". Этот статус закреплен законом о культурном наследии, и предусматривает ограничения на проведение строительных работ и преобразований. На фото распоряжение мэра Москвы Ю. М. Лужкова о воссоздании Хитровской площади и исторической застройки 5 февраля 2010 года.