Можно посещать церковь в критические дни. Ходить в церковь во время месячных: можно или нельзя

Своих близких, за поддержкой своей веры, попросить помощи у Всевышнего или поблагодарить его, исполнить таинство крещения или венчания. В нет строгих ограничений на посещение церкви. Но у женщин часто возникает вопрос, можно ли ходить в церковь во время менструации? Чтобы получить ответ, нужно обратиться в Ветхому и Новому Завету.

Можно ли заходить в церковь во время месячных?

В Старом Завете есть определения чистоты и нечистоты тела. В церковь нельзя ходить при некоторых болезнях и истечениях из половых органов. Следовательно, во время менструации женщинам лучше отказаться от посещения церкви. Но если вспомнить Новый Завет, то во одна из женщин прикоснулась к одежде Спасителя, и это не считалось грехом.

Ответом на вопрос могут послужить слова Григория Двоеслова, который писал, что женщина в период менструации может посещать церковь. Она создана Богом, и все процессы, происходящие в ее организме, естественны, это никак не зависит от ее души и воли. Месячные – это очищение организма, его нельзя сравнивать с чем-то нечистым.

Священник Никодим Святогорец также считал, что нельзя женщине запрещать посещение церкви в критические дни, в этот период можно и . А преподобный Никодим Святогорец говорил, что женщины во время менструации нечистые, так в этот период запрещено совокупление с мужчиной и невозможно продолжение рода.

Современные священнослужители по-разному отвечают на этот вопрос. Одни против посещения церкви во время менструации, другие не видят в этом ничего греховного, а третьи разрешают посещать церковь в критические дни, но запрещают участвовать в религиозных обрядах и прикасаться к святыням.

Почему во время месячных женщина считается нечистой?

В период менструации женщину считают нечистой по двум причинам: во-первых, это связано с гигиеной и подтеканием крови. Когда отсутствовали надежные средства защиты, кровь могла протечь на пол церкви, а Храм Божий – не место для кровопролитий. Во-вторых, нечистота связана с гибелью яйцеклетки и ее выходом во время кровотечения.

Сейчас многие священнослужители ограничивают участие женщины с выделениями в церковной жизни. Настоятели не запрещают посещать им церковь, можно заходить и молиться, но не принимать участие в религиозных ритуалах (миропомазании, исповеди, крещении, венчании и т.д.) и не прикасаться к святыням. И связано это не с тем, что женщина нечистая, а с тем, что при любом кровотечении нельзя трогать святыни. Например, это ограничение действует даже , который поранил руку.

Обычно люди идут в церковь тогда, когда они нуждаются в поддержке своей веры в Бога, хотят помолиться за своё и здравие близких, для исполнения ритуала крещения, венчания, спросить совета и просто быть ближе к Всевышнему. Православная религия в отличие от ислама не накладывает жёстких ограничений для женщин в посещении храма Господнего, но рекомендует всё-таки воздержаться от посещения церкви во время менструации. Поэтому планирование православных ритуалов христианами должно происходить с учётом дней цикла женщины.

Можно ли и почему нельзя ходить в церковь во время месячных? – ответы на эти вопросы кроются в истоках и традициях православной веры и связаны с физической «нечистотой» женщины в этот период.

Почему именно женщине нельзя ходить в церковь, когда у неё идут месячные?

Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). Это связано с тем, что косвенно эти проявления связаны с грехом, хотя и не являются сами по себе греховными.

Но, поскольку, для религии важна нравственная чистота верующих, то списки запретов при составлении Нового Завета пересмотрели и оставили всего 2 ограничения к посещению храма:

  • для женщин после родов (до 40 дней, во время послеродовых выделений);
  • для женщин во время месячных выделений.

Во-первых, причина чисто гигиеническая. Ведь само по себе явление таких выделений связано с подтеканием крови из половых путей. Так было всегда, и во времена отсутствия надежных средств гигиены от протекания. А храм в свою очередь не может быть местом кровопролития. Если придерживаться данного объяснения, то сегодня, воспользовавшись тампонами или прокладками, можно предотвратить возникновения подобного казуса, и посетить церковь.

Во-вторых, причина «нечистоты» объясняется тем, что эти выделения женщины связаны с отторжением эндометрия вследствие родоразрешения (что косвенно подразумевает совершение первородного греха родившегося младенцем), либо очищения в связи гибелью яйцеклетки и её выходом вместе с кровью.

Можно ли идти в церковь с месячными?

В зависимости от того, какого мнения на счёт причины запрета придерживается настоятель той или иной церкви, принимается решение в вопросе «можно ли ходить в храм во время месячных?». Есть те священнослужители, которые не видят ничего дурного в посещении женщиной церкви во время критических дней, а есть и такие, которые категорически против такого явления.

По сути, явившись в период послеродовых или месячных выделений, женщина не совершит никакого греха. Ведь для Бога важна в первую очередь внутренняя чистота человека, его помыслы и поступки. Скорее это будет выглядеть неуважением к соблюдению правил храма и его жизни. Поэтому поступаться данным ограничением следует лишь в случаях крайней необходимости, чтобы подобные поступки не стали в будущем поводом для чувства вины у женщины.

На сегодняшний день почти все священнослужители сходят в решении этого вопроса к тому, что заходить в церковь и молиться женщине с кровяными выделениями можно, но стоит воздержаться от участия в религиозных ритуалах (исповедь, причащение, миропомазание, крещение и т.д.) и прикосновениям к святыням.

Накануне большого религиозного праздника Святой Пасхи с новой силой возникают разговоры на тему: можно ли во время ходить в церковь. Ни в одном источнике невозможно найти единого четкого ответа. Не написано в книгах, нет подтверждений, записи или другой памятки, указывающий на существования такого запрета, однако негласно он существует практически везде. Даже служители церкви не могут дать точной информации. По этому поводу существует много толкований с разными мнениями.

Не зная сути первопричины появления поверья, женщине трудно осознанно решить насколько важно его соблюдать.

Считается, что Божий храм могут осквернить три вещи:

  • мертвое тело;
  • смертельная болезнь;
  • истечения.

Читайте в этой статье

Так почему нельзя ходить в церковь во время месячных?

Откуда возник спор

В Ветхом Завете высказывается однозначное отношение, которое перекликается с традициями язычества – женщина во время месячных нечиста и ей нельзя быть в храме. Объяснялось это тремя причинами, самая обыденная из которых – нормы гигиены.

А вот две остальных — чисто духовные, философские. Согласно Ветхому Завету, Адам и Ева совершили грехопадение и потеряли бессмертие, уготованное им Богом. С тех времен человеческая природа стала поврежденной, женская менструация является подтверждением и напоминанием этого факта. Священники, строго придерживаясь нормы о том, что в Божьем храме ничего не должно свидетельствовать о смертности, греховности человека, запретили женщинам с месячными ходить в церковь.

Тема смерти отражена и в третьей причине, согласно которой мертвое тело не может осквернять церковь. А менструацию у женщины расценивают как отторжение мертвой яйцеклетки, выкидыш несостоявшегося зародыша человека.

Во времена Нового Завета меняется понимание божественной принадлежности человека. Иисус Христос, приняв на себя смерть за все грехи человеческие и вновь воскреснув, отрицает важность физического тела в стремлении человека к единению с Богом. В религиозном восприятии остаются только понятия души, духовности, Святого Духа. Поэтому естественное физическое состояние женщины, как говорится «такой ее создал Господь», не может являться препятствием для молитвы или посещения церкви. Подтверждают это словами из учения апостола Павла, утверждающего, что в человеке, созданном Господом ничего нет нечистого и «всякое творение Божие хорошо». Но отсутствие конкретного разъяснения на тему именно менструирующей женщины, не позволяет поставить окончательную точку в раскрытии этой темы в Новом Завете.

Так, на стыке двух направлений религиозных взглядов, и возник этот спор.

Все «за» и «против»

Считается, что поверье, по которому во время месячных нельзя ходить в церковь, сохранилось по инерции с прошлых староверских времен. Мол, по научению старшего поколения, молодые женщины тоже предпочитали придерживаться этой традиции.

Но ведь споры о том, можно ли посещать храм женщине в критические дни ведутся на протяжении всего времени существования христианства, привязывая его к термину «нечистоты». Кстати, это понятие применяют и в других случаях. Считается, что мать должна очиститься после родов. Если родился мальчик, то этот срок в 40 дней, а если девочка – в 60. Кроме того, «нечистым» считают и мужчину во время семяизвержения.

В Святых книгах можно встретить высказывания, поддерживающие этот запрет. Например, Святой Дионисий Александрийский во втором правиле говорит, что женщинам во время очищения нельзя входить в святой храм, и причащаться.

А Святой Георгий Двоеслов утверждал, что нужно разрешать женщинам посещать церковь во время месячных, поскольку они так созданы природой и не виноваты в этом.

Серьезные споры ведутся вокруг истории о женщине с кровотечением, описанной в Новом Завете. Рассказывается, что она притронулась к одеждам Иисуса, когда он на улице лечил других, и от этого исцелилась. Кроме того, сам Спаситель, не отверг ее, заметив это прикосновение, а, наоборот, подбодрил ее словами «Смелее, дочь!».Это можно привести в качестве доказательства, что женщина и в «критические» дни может обращаться к Господу за помощью и благословением. Но этому мнению противопоставляют рассуждение о том, что она касалась только лишь одежды Иисуса, но не его тела. А значит, «нечистой» женщине дозволено далеко не все то, что обычно.

Некоторая ясность была внесена совсем недавно на Архиерейском Совещании, которое состоялось 2-3 февраля этого года. На нем, опираясь на ряд церковных канонов, была закреплена общепринятая практика, которая предписывает воздерживаться от причащения «в состоянии женской нечистоты».

И это уже не суеверие, не древняя традиция, а четко выписанное правило, принятое собранием архиереев Православной Руси, которого должна придерживаться любая благочестивая женщина. Стоит отметить, что возбраняется совершать только самые сокровенные обряды, но не указывается, что нельзя посещать церковь.

Сейчас практически все согласны, что нужно разрешать женщинам посещать храм в критические дни, но если она из благоговения сама постарается избегать таких ситуаций, то ее можно за это ее личное решение.

Что же позволяется женщине в «критические» дни

Получив некоторую ясность в вопросе, можно ли с месячными ходить в церковь, остается открытая дискуссия: что можно делать в святом храме в такой ситуации.

Многие склоняются к мнению, что практически ничего. Запрещается прикасаться к иконам, святым книгам, ставить свечки. Считается, что храм, где совершается только Бескровная Жертва Спасителя нельзя осквернять истечением крови.

Современные средства гигиены практически исключают возможность попадание крови женщины наружу. Таким образом, некоторые священнослужители признают возможность вести себя в церкви во время месячных, как обычно. В любом случае, всегда лучше будет испросить благословения у своего наставника и последовать его совету.

Часто спрашивают: «Можно ли читать молитвы во время месячных?». Здесь никаких запретов нет, наоборот. Церковники утверждают, что если женщина в «критические» дни не молится, то тем самым помимо воли допускает к себе нечистый дух. Значит молитве ничего не может воспрепятствовать.

Стоит ли совершать таинства и обряды

Церковь имеет более строгое отношение к совершению таких обрядов:

  • Чем нежелательно заниматься во время менструации: спортом, сексом, сдавать анализы, диета, лекарства, спиртное, плавание, сауна, баня. ... Можно ли при менструации париться в бане.


  • По разным опросам, в России от 60 до 80 процентов населения считают себя православными. Из них воцерковленных всего 6-7 процентов. Многие россияне, к сожалению, даже не знают, как нужно себя вести в православном храме.

    1. Мужчинам нельзя заходить в церковь в головном уборе.

    «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

    2. Женщина, напротив, не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши.

    Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5:

    «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая».

    3. Женщина не должна приходить в храм с ярким макияжем. Лучше перед посещением храма совсем не пользоваться косметикой. В церкви должно сохранять внимание к службе и молитве.

    Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе» .

    4. Не стоит входить в храм в шортах и коротких юбках. Для женщины достаточно закрыть колени и надеть любую одежду, которая будет закрывать руки, плечи и грудь. Мужчина должен быть в длинных брюках. Женщинам не подобает приходить в мужской одежде и наоборот.

    Второзаконие, 22:5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это».

    5. Большинство священников пускают женщину в храм во время критических дней, но она не имеет права участвовать в таинствах. В редких случаях, до таинства женщину допустить могут, не не разрешат прикладываться к святым реликвиям.

    6. В православных храмах нельзя креститься слева направо.

    В книге «Псальтирь» сказано в «кратком изъявлении»: «...полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра «.

    В католичестве крестятся слева-направо. Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».

    7. В церкви следует отключать мобильные телефоны или звук звонка. Храм – место для уединения, и общению с Богом ничего не должно мешать. Если телефон зазвонит во время службы – вам будет стыдно, а окружающим – неприятно. И уже тем более православный храм - не место для мобильных игр, вроде Pokemon Go.

    8. В церкви нельзя шуметь, смеяться и громко разговаривать. В храмах сильная акустика и это может серьезно мешать богослужению.

    9. Дети часто еще не умеют правильно себя вести в храме. Если дети гиперактивные, то лучше воздержаться от того, чтобы брать их с собой на службу. Кричащие или плачущие дети в церкви отвлекают от молитвы. Если ваш ребенок заплакал, спокойно выйдите с ним из храма.

    10. Женщины в храме не могут исполнять функции священнослужителя. Это глубоко закреплено в православной традиции.

    Диакон Андрей Кураев: «Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» .

    Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва – без души».

    12. Если вам необходимо перейти в другую часть храма – не проходите между священником и алтарной частью.

    13. Во время богослужения не рекомендуется праздно ходить по храму и здороваться со знакомыми, это мешает прихожанам сосредоточиться на молитвах. Приветствовать знакомых людей стоит молча легким кивком головы. Держаться за руку в храме тоже не принято.

    Преподобный Лаврентий: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш... А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».

    14. Нельзя демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время службы и молитвы.

    15. Не заходите в алтарную часть, даже если вам очень интересно. Там могут находиться только служители храма. Изредка туда допускаются представители власти.

    Шестой Вселенский Собор постановил: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

    16. Если кто-то рядом с вами ведет себя несоответственно ситуации – лучше промолчать или сказать об этом негромко и деликатно. Однако лучший выбор - сосредоточиться на молитве и не делать никаких замечаний в храме.

    Иоанн Златоуст: «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным».

    17. В храме нельзя ничего есть, пить и тем более входить в храм в нетрезвом состоянии. По уставу не принято приходить на утреннюю службу на полный желудок. Оступления возможны по немощи, с укорением себя.

    18. Если вы куда-то торопитесь – лучше не идите в церковь. Поход в храм не терпит суеты, поэтому постоянно поглядывать на часы или спрашивать время у кого-то еще считается неуважительным.

    Исаак Сирин: «Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим – и удобно приучишься ко вниманию. Молящийся ум должен находиться в состоянии вполне истинном. Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния божественной истины, вводит в состояние самообольщения и обмана, а потому оно и отвергается в молитве».

    19. В церкви не стоит скрещивать руки за спиной. Откуда появился этот запрет, уже никто не помнит, но лучше не провоцировать окружающих. Скрещивание рук, как и «фига за спиной» - древнейшие символы защиты и неприятия чего-либо. В общении с Богом следует быть полностью открытым и искренним.

    20. В записках о здравии и за упокой не нужно писать фамилии и отчества, а также нецерковные имена. Вносить в список некрещеных, иноверцев и самоубийц тоже не принято.

    21. Не стоит вынимать отгоревшие свечи и вставлять свою на их место. Это могут делать лишь служащие храма после завершения обрядов.

    22. В храм нельзя ходить с животными, особенно – с собаками. В Библии собака считается нечистым животным, у иудеев ее считали воплощением всего презренного.

    23. Мнение служителей церкви сильно различается относительно неношения нательного крестика в церкви. Некоторые считают, что это большой грех, другие призывают быть терпимее к человеку. Без крестика вас могут пустить в церковь, но к таинствам не допустят.

    24. Прикладываясь к иконе, не целуйте лики Христа, Божьей матери и святых. Нельзя целовать рамку иконы, так как этот обычай – отголосок еретической традиции. Целующий раму невольно поддерживают ересь иконоборчества.

    25. В церкви и во дворе церкви запрещается курить.

    «Можно или нельзя ходить в церковь с месячными?» – важный вопрос, который не имеет четкого ответа. У него есть как ярые сторонники, отстаивающие церковно-исторические правила и понятия, так и активные противники, защищающие женское бессилие перед естественными процессами организма. И те и другие правы, но что в это время делать женщине?

    Запрет Ветхого Завета

    История вопросов и ответов по теме посещения церкви в критические дни уходит корнями глубоко в древние времена – в эпоху Ветхого Завета. Это Священное Писание объединяло в себе две религии – христианство и иудаизм, и являлось своеобразной конституцией христианского верования.

    Ветхий Завет выделял определенную группу «нечистых» людей, которые не имели права причащаться, исповедоваться, молиться в стенах святого места, то есть доступ в храм им был категорически запрещен. К категории «нечистых» относились:

    • прокаженные люди;
    • люди с гнойно-воспалительными инфекциями в организме;
    • мужчины во время семяизвержения и с дисфункцией предстательной железы;
    • прикасавшиеся к трупу люди, тем самым осквернившие себя;
    • женщины во время кровянистых выделений из влагалища (менструация, послеродовые лохи и тому подобное);
    • мужчины и женщины с любым видом кровотечения.

    Почему же нельзя ходит в храм женщинам в критические дни, когда менструация считается естественным процессом, который принимает непосредственное участие в деторождении? Ответ церкви таков: месячные – это отторжение женским организмом человеческой жизни, которая могла зародиться и развиться в ее чреве. «Нечистота» людей в Ветхом Завете ассоциируется со смертью. То есть, грубо говоря, основное предназначение женщины – рождения потомков. Она должна пребывать в постоянно беременном состоянии, так как месячные – это смерть не зарождённого эмбриона и, соответственно, грех. Ответ несправедлив, но это факт.

    Подобное отношение церкви к женщинам чем-то напоминает дискриминацию. Притеснение по половому признаку наблюдается даже в сроках, отведенных на очищение после родов: если родился мальчик – 40 дней, если девочка – 80. В это время женщина должна сидеть дома и ждать, когда закончатся строго отведенные церковью дни для кровотечения.

    Исключением считались тяжелобольные и умирающие женщины – на их менструальные выделения вера закрывала глаза.

    Корректировка запрета Новым Заветом

    Во время главенствования Нового Завета осмысление церковной принадлежности человека поменялось и список «нечистых» подвергся корректировке. Церковь стала относиться к женщинам более снисходительно, и тема менструации могла рассматриваться разве что с точки зрения гигиены.

    После того как Иисус Христос принял смерть, тем самым взяв на себя все грехи, совершенные человеком, и заново вернулся к жизни (воскрес), его понимание божественной принадлежности стало иным – физическое тело ничто в сравнении с духовной силой человека, стремящегося к единению с Богом. То есть религия не смотрит на то, как выглядит человек и в каком состоянии сейчас пребывает его организм. Для религии остается одно важное понятие – душа. Таким образом, женская менструация не является запрещающим поводом для посещения храма.

    Церковь не запрещала женщине в «эти» дни ходить в храм, причащаться, исповедоваться, молиться. Но все же приветствовала решение женщины в дни менструации оставаться дома, а не идти в Божий дом.

    Современный взгляд церкви

    Точки зрения современных священнослужителей, как и в древние времена не совпадают. Почему можно ходить? Почему нельзя ходить? Когда можно, а когда нельзя? Ответы на эти вопросы зависли во времени. Одни считают, что женщине запрещено ходить в храм, другие разрешают совершать молитвы в стенах храма, исповедоваться, причащаться, несмотря на «красные» дни календаря.

    Ни одни ни другие не могут убедительно отстоять свою точку зрения, не имея никаких аргументов в защиту или обвинение.

    Аргументы сторонников запретного ритуала

    «Защитники» запрета объясняют почему нельзя в «эти» дни ходить в церковь, причащаться и исповедоваться, опираясь на традиции Ветхого Завета и тот факт, что во время менструации организм женщины освобождается от неоплодотворенной и умершей яйцеклетки. Но однозначно ответить, какое отношение физиология процессов имеет к духовной силе они не могут.

    По их мнению, женщине в критические дни в стенах храма Божьего запрещено абсолютно все: входить в храм, прикасаться к святым иконам и книгам, ставить свечи, причащаться, исповедоваться. Осквернять святое место любым кровотечением – большой грех. Даже поранившемуся священнику вход в церковь закрыт.

    Аргументы противников запретного ритуала

    Другая сторона Православного христианства считает запрет посещения женщинами церкви в критические дни морально несостоятельным. Еще Святой Иоанн Златоуст (IV век) считал пропаганду «запретного ритуала» суеверием и подобное поведение церкви называл недостойным веры.

    Стоит также отметить, что, по мнению противников «менструального табу», запрет был создан еще во времена язычества, а эта религия не имеет точек пересечения с православием и не может диктовать свои правила и законы.

    Однозначно можно ответить, что для Бога важнее внутренняя чистота помыслов, а поведение тела – вторично. Если женщина пришла к Богу во время месячных, но при этом с чистой душой и искренней верой, то никакие менструальные выделения не могут ей в этом препятствовать. Человек создан Богом, и то из чего он состоит, для Бога является ценным. Нельзя срамиться придуманных им менструации, и уж тем более считать их грехом.

    Если же касаться эстетической стороны, то современные способы гигиены надежно защищают женщину и помещение храма от случайных кровопролитий. В древние времена подобных «казусов» очень боялись, ведь любое кровопролитие в стенах церкви считалось грехом, а женщины не следили за гигиеной должным образом.

    Что разрешается в критические дни?

    Очень огорчает тот факт, что церковь не имеет общих и единых взглядов. Если вера одна – православие – то и законы должны быть одинаковы. Почему тогда возникает спор по вопросу «можно или нельзя ходить в Дом Божий во время месячных, можно ли причащаться и, если нельзя, то почему?»

    На сегодняшний день Божий дом открыт для всех женщин, независимо от их личного менструального календаря. Считается, что для Бога важны не физиологические проявления тела, а духовная чистота и помыслы, с которыми женщина обращается к святому в исповедовании или молитве.

    В большинстве храмов религиозные женщины придерживаются законов критических дней и не посещают святое место пока не закончится менструация. Для них это дань многовековой священной традиции.

    Итак, в наше время бытует две совершенно противоположные истины одной веры: ответ первой возлагает полное табу на посещение церкви, возможность причащаться и совершать молитвы женщинам в критические дни; ответ второй – все запреты, распространенные на женщин в дни менструации – устаревшие церковные предрассудки. Посещать храм можно, если того требует душа и вера.