Что такое грамматические признаки в русском языке. Значение и грамматические признаки имени существительного. Одушевленные и неодушевленные существительные

Транскрипт

1 ГЛАГОЛ Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать, прийти, изобретать, отдыхать, учиться). Неопределенная форма глагола (инфинитив) начальная (исходная) форма, неизменяемая, оформляется при помощи суффиксов -ть, -ти, -чь: даритъ, смотре-тъ, зай-ти, ид-ти, нести, брес-ти, мо-чъ, бере-чъ. Постоянные: вид; возвратность; переходность; спряжение. Грамматические признаки глагола Непостоянные: наклонение (отсутствует в форме инфинитива); время (у глаголов изъявительного наклонения); лицо (у глаголов в форме настоящего или будущего времени изъявительного наклонения, а также повелительного наклонения); число (у глаголов в форме настоящего или будущего времени изъявительного наклонения; у глаголов в форме прошедшего времени и условного наклонения); род (у глаголов в форме прошедшего времени и условного наклонения). Переходные и непереходные глаголы Переходные обозначают действие, которое переходит на другой предмет, и сочетаются с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога: выручить (кого?) друга, писать (что?) письмо, или в родительном падеже при указании на часть предмета: съесть хлеба, купить слив, выпить молока; при отрицании: не читать книг, не видеть сестры, не получить письма (то есть имеют при себе прямое дополнение). Непереходные обозначают действие, которое прямо не переходит на другой предмет, и сочетаются с существительными или местоимениями в косвенных падежах или винительном падеже с предлогом: плакать (без чего?) без причины, подмигнуть (кому?) прохожему, увлечь (чем?) игрой, грустить (о ком?) о лете, верить (во что?) в победу. Помните: все возвратные глаголы (глаголы с постфиксами -ся/-сь) непереходные, сравните: наклонить (что?) ветку наклониться (за чем?) за яблоком.

2 Вид глагола Глаголы несовершенного вида (что делать?) обозначают действие без указания на его внутренний предел, длительное, совершающееся или повторяющееся действие (отдыхать, идти, раскрывать, будет писать, будет рассказывать. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: прошедшее (издавал, собирал); настоящее (издаю, собираю); будущее сложное (буду издавать, буду собирать). Глаголы совершенного вида (что сделать?) обозначают действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел, указывают на завершенность действия, его результат или его начало (отдохнуть, прийти, раскрыть). Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое (пробежит, прикрепит); прошедшее (пробежал, прикрепил). Обратите внимание: в русском языке имеются двувидовые глаголы: витаминизировать, обследовать, переоборудовать, телеграфировать, транслировать, имитировать, стабилизировать, воздействовать, исследовать, организовать, велеть, венчать, женить, жениться, казнить, обещать, ранить: Положение постепенно стабилизируется (наст, вр., несов. вид). Положение скоро стабилизируется (буд. вр., сов. вид). Некоторые видовые пары имеют разные основы: взять брать, найти искать, положить класть, а также могут различаться ударением: разрезать разрезать, отсыпать отсыпать. Возвратные и невозвратные глаголы Возвратные: имеют постфикс -ся (-сь): нравиться, бояться, встретиться, отправиться. Невозвратные: не имеют постфикса -ся (-сь): встретить, прибыть, отправить.

3 Наклонение глагола Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности Изъявительное Условное Повелительное Обозначает действие, которое реально Обозначает действие, которое может произойти при к которому говорящий побу- Обозначает действие, происходило, происходит или будет происходить: учился, учусь, буду учиться. определенных условиях или является желаемым: хотел (хотела, хотело, хотели) бы учиться. Образование: форма прошедшего времени + бы ждает своего собеседника: учи, учите. Образование: говор(ят) + и говори по[й(у]т) + пой говори + те говорите пой + те- пой те Не имеют форм повелительного наклонения глаголы хотеть, жаждать, гнить, мочь, победить, в речи используются описательные выражения: Ты должен победить. Ты должен хотеть. Для глагола ехать формой повелительного наклонения является поезжай: Поезжай быстрее. От глаголов бежать, лечь, прилечь, испечь образуются следующие формы повелительного наклонения: беги(те), ляг(те), приляг(те), испеки(те). Лицо глагола Лицо глагола указывает на отнесенность действия к говорящему или предмету. По лицам изменяются глаголы настоящего и будущего времени, а также глаголы в форме повелительного наклонения. Показателем лица глагола являются личные окончания. Запомните: глаголы в форме прошедшего времени не изменяются по лицам. Безличные глаголы Безличными называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (или предмета): вечереет, подмораживает, знобит, нездоровится. 1) имеют формы инфинитива, изъявительного и условного наклонения: в изъявительном наклонении в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени; в форме среднего рода прошедшего времени; в условном наклонении в форме среднего рода; 2) в предложениях безличные глаголы являются сказуемым; при них нет и не может быть подлежащего Во время дождя хорошо спится. К вечеру похолодало. Скорей бы потеплело.

4 Примечание. В предложении многие личные глаголы могут употребляться в безличном значении. Сравните: Пахнет площадью Сенатской на Семеновском плацу. (Е.Евтушенко) Свежескошеиная трава приятно пахнет. Время глагола Прошедшее: действие происходит до момента речи: учи(ть)+ л, писала, шло, рисовали; обогревали, обогрели. Настоящее: действие происходит в момент речи: пишем, идешь, учит, рисуют; обогревают. Будущее: действие происходит после момента речи: будет учить, будут рисовать; обогреют, прочитаешь. Глаголы будущего времени имеют две формы простую и сложную: будущее простое время имеют глаголы совершенного вида; образуется от основы будущего времени с помощью личных окончаний; будущее сложное время имеют глаголы несовершенного вида; образуется с помощью вспомогательного глагола быть в личной форме и инфинитива глагола Внимание! Глаголы несовершенного вида употребляются в формах всех трех времен, глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшего и будущего. Спряжение глагола У глаголов с ударными личными окончаниями спряжение определяется по личным окончаниям. ед.ч. мн.ч. I спряжение 1-е лицо (я, мы) 2-е лицо (ты, вы) 3-е лицо (он, она, оно; они) -у (-ю); -ешь; -ет; -ем -ете, -ут(-ют) П спряжение 1 -е лицо (я, мы) 2-е лицо (ты, вы) 3-е лицо (он, она, оно; они) -у (-ю) -ишь; -ит; -им -ите, -ат (-ят)

5 У глаголов с безударными окончаниями спряжение определяется по инфинитиву. I спряжение Все те глаголы, которые не являются глаголами II спряжения. II спряжение Все глаголы на -ить, исключая брить, стелить; 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать; 7 глаголов на -еть: видеть, смотреть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть Обратите внимание: 1) спряжение глагола нередко можно определить по 3-му лицу мн. числа: петь (они что делают?) поют -I спр., говорить (они что делают?) говорят II спр; 2) глагол с приставкой относится к тому же спряжению, что и бесприставочный: нести, принести несут, принесут; гладить, выгладить гладят, выгладят; радоваться, обрадоваться радуются, обрадуются. Разноспрягаемые хотеть (захотеть, захотеться) хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; бежать (выбежать, забежать сбежаться, разбежаться и т.п.) бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут; чтить (почтить) чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут. Особо спрягаемые дать (создать), есть (надоесть) и образованные от них с приставками и постфиксом -ся: дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; ем, ешь, ест, едим, едите, едят. Примечание. При определении спряжения глагола следует учитывать его вид: обижаешь обижать (1 спр.), обидит обидеть (II спр.), слушаешь слушать (I спр.), слышишь слышать (II спр.), вылетишь вылететь (II спр.), вылетаешь вылетать (I спр.). Примечание. Некоторые глаголы в русском языке лишены отдельных грамматических форм. Не имеют: 1) форм 1-го и 2-го лица единственного числа глаголы, обозначающие действия нескольких лиц: толпиться, расползаться, галдеть; 2) форм 1 -го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего простого времени глаголы, обозначающие действия, свойственные не человеку, а животным, растениям, предметам: доиться, телиться, разрастись, отпочковаться, колоситься; 3) формы 1-го лица единственного числа некоторые глаголы, совпадающие в произношении с другими грамматическими формами: дерзить (держу от держать); 4) формы 1-го лица единственного числа некоторые глаголы в силу неудобства в произношении: убедить, победить, очутиться, чудить.

6 Основы глагола Формы большинства глаголов образуются от двух основ основы инфинитива и основы настоящего (будущего простого времени). Основа настоящего времени может быть вычленена у глаголов несовершенного вида, а основа будущего простого времени у глаголов совершенного вида, ср.: строят построят. Чтобы найти основу инфинитива, необходимо отбросить показатель инфинитива суффиксы -ть, -ти, например: уме-ть, нес-ти. Чтобы найти основу настоящего (будущего простого времени), необходимо отбросить окончание у глаголов в форме 3-го лица множественного числа: надева[й ут], ле[т"-ат]. От основы инфинитива образуются следующие формы: прошедшего времени (смотре-л); условного наклонения (смотре-л бы); причастий прошедшего времени (смотре-вш-ий); деепричастий совершенного вида (просмотре-в). От основы настоящего времени образуются следующие формы: настоящего времени (листа[й-у]); повелительного наклонения (листай, пиш-и); причастий настоящего времени (листа[й-ущ]ий); деепричастий несовершенного вида (листа[й-а]). Морфологический разбор глагола Порядок разбора I. Часть речи. II. Начальная форма (неопределенная форма глагола). III. Постоянные морфологические признаки: 1) вид; 2) переходность; 3) возвратность; 4) спряжение. IV. Непостоянные морфологические признаки: 1) наклонение; 2) время (если есть); 3) число; 4) лицо (если есть); 5) род (если есть). III. Синтаксическая роль. Образец письменного разбора И месяц светит, когда солнца нет. (Поговорка) Светит глагол, н.ф. светить, несов.в., неперех., невозвр., 2 спр.; в форме изъявит, накл., наст, вр., ед. ч., 3 лица; простое глагольное сказуемое. Правописание личных окончаний глаголов В безударных личных окончаниях глаголов написание е или и зависит от спряжения глагола: I спряжение буква е: брить бреешь, бреет, бреем, бреете; бороться борешься, борется, боремся, боретесь. II спряжение буква и: обидеть обидишь, обидит, обидим, обидите; молиться молишься, молится, молимся, молитесь.

7 Обратите внимание: 1) глаголы I спряжения: а) сеять сеешь, сеет, сеем, сеете, сеют; блеять, веять, лаять, лелеять, реять, хаять, каяться, маяться, надеяться; б) выздороветь выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют; заиндеветь, плесневеть; в) стлать, стелить стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют; 2) непереходные глаголы с приставкой обес-/обез- являются глаголами I спряжения, переходные II спряжения: обессилеть (неперех.) обессилеешь, обессилеет, обессилеем, обессилеете, обессилеют; обессилить (перех.) обессилит, обессилим, обессилите, обессилят. Правописание суффиксов глаголов 1) -ирова-, -изова-, -изирова-: (всегда с и) балансировать, гримировать, характеризовать, идеализировать, стандартизировать; 2) -ене-/-ени-: производные от суффиксов -е- "делать таким, каким обозначает производящее имя прилагательное" и -и- "делаться, становиться каким-л. в соответствии с основой прилагательного", следовательно, в непереходных глаголах пишется суффикс -ене- : леденеть, деревенеть, костенеть, остолбенеть, оцепенеть, обездолетъ; в переходных -ени-: леденить (кровь), искровенить (руки); 3) -ыва-/-ива-, -ова-/-ева-: для выбора правильного суффикса и соответственно правильного написания важно учитывать следующее: глаголы с суффиксами -ыва-/-ива- образуются от приставочных глаголов совершенного вида и составляют с ними видовую пару: разведывать разведать, расстегивать расстегнуть, закручивать закрутить. При изменении слова эти суффиксы сохраняются в формах 1-го лица: разведывать разведываю, разведываем, раскорчёвывать раскорчёвываю, раскорчёвываем, расстёгивать расстёгиваю, расстёгиваем, закручивать закручиваю, закручиваем; глаголы с суффиксами -ова-/-ева- образуются главным образом от бессуффиксных существительных, данные суффиксы являются активным средством приспособления к русской глагольной системе заимствованных основ: советовать, командовать, дрейфовать, рекомендовать, атаковать, горевать, танцевать. При изменении суффиксы -ова-/-ева- в формах 1-го лица в основном не сохраняются: советовать советую, советуем, горевать горюю, горюем. Используя прием подстановки формы 1-го лица, следите за правильностью образования данных форм от глаголов совершенного или несовершенного вида: от глагола совершенного вида образуется форма 1-го лица будущего времени: раскорчевать раскорчую (! не раскорчевываю несов. в., наст, вр.); от глаголов несовершенного вида образуется форма 1-го лица настоящего времени: корчевать корчую, корчуем. Запомните слова с суффиксами -ева-, -ва-, для которых прием подстановки формы 1-го лица неэффективен: застревать, затмевать, намереваться, обуревать, продлевать, увещевать.

8 Глаголы с ударяемым -ва-ть перед суффиксом сохраняют ту же гласную, что и в инфинитиве без -ва-: развить развивать, успеть успевать. Обратите внимание на написание глаголов с историческим корнем -вед-: исповедовать, проповедовать, заведовать, но разведывать, отведывать, проведывать, наведывать, выведывать. Синтаксические функции глагола В предложении глагол чаще всего выполняет функцию сказуемого (Немного отдохнем на этой точке), глагол в форме инфинитива может выступать также в роли подлежащего (Повелевать в этом случае труд утомительный), определения (Был получен приказ (какой?) наступать), дополнения (Лейтенант всего лишь просит (о чем?) огоньку туда подбросить) и обстоятельства (А завтра снова мир зажечь вставало солнце алое).


Правописание глаголов Правописание окончаний глаголов 1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений. Ко II спряжению относятся: глаголы на ить

Глагол Глагол это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться Неопределенная форма глагола

Потешнова Н.Б., учитель начальных классов ГБОУ «Школа 69 имени Б.Ш. Окуджавы» Тема: «ЧАСТИ РЕЧИ» ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Это часть речи, которая обозначает (называет) предметы, явления природы, качества, отвечает

Самостоятельные части речи. Часть речи Вопросы, значение Морфологические признаки Синтаксическая роль 1. Существительное Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Предмет. 2.

Деепричастие Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы. Деепричастие это особая

ВСЕ О ПРИЧАСТИИ 7 КЛАСС Значение, морфологические признаки, образование, синтаксическая роль Чижова Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ 10" г. Реутов Московской области Причастие

Твёрдые Звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] Глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [ с] СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Мягкие [б ] [в ] [г ] [д ] [з ] [п ] [ф ] [к ] [т ] [ с ] НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Твёрдые Звонкие:

Введение ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Существительные на согласный и -И всегда мужского рода Существительные на -А, -Я, -ИЯ женского рода Существительные на -О, -Е, -ИЕ и -МЯ всегда среднего

Образовательный минимум 5 класс Русский язык 1 четверть 1.Язык и человек. Общение устное и письменное. 2.Стили речи (научный, художественный, разговорный) Разговорный Научный Художественный Цель (зачем?)

Разноуровневые тесты по теме «Глагол» (4-й класс) Е.В. Яруллина Я работаю в школе 16 лет, последние 7 по программе «Школа 2100». Для проверки знаний и умений детей предлагается много разнообразных контрольных

Программа по русскому языку и развитию речи 8-ой класс (дети 13-14 лет) 1 Грамматика и правописание Кол-во часов Требования к знаниям и умениям Глагол Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов, суффиксов причастий и деепричастий» (Часть 1, задание 11) Подготовила Павлевич Нелли Дмитриевна, учитель русского

Местоимение как часть речи Местоимение это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны

2 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» На экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил, а

Зависит от 1л.ед.ч. (я) на -ую; -юю -ова, -ева танц вать-танцую рассчит..вать на -иваю; -ываю -ива, -ыва ова/ева ива/ыва суффиксы в глаголах гласная перед _л в гл.пр.вр. Правописание суффиксов (А7) суффиксы

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 5-м классе из расчёта 6 часов в (210 часов) и 5 часов в (175 часов) Раздел и учебника Ты изучаешь русский язык (2 ч/1 ч) расчёта в при 6 ч в

ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие.............................. 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира.................................. 8 2. Понятие о литературном языке........... 9 3.

2 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Фонетика. Орфоэпия Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Особенность

Дидактические игры, обобщающие таблицы и схемы как средства интенсификации обучения переулок непарных [н] [н"] [ м ] улица самых звучных [ м "] [л] [л"] [р] [р"] [й"] улица звонких [а] [и] [ы] [б][б" ]

Дата провед. Тема урока Кол-во часов Форма урока 1 Язык как средство общения 2 Роль родного языка в жизни человека Повторение курса. Слово и его звуковая оболочка.(14ч.) 3 Звуки языка. Гласные и согласные

ОГЛАВЛЕНИЕ Об учебнике «Русский язык. Теория»........ 3 310 5 класс Роль языка в жизни общества............ 8 Русский язык один из богатейших языков мира 9 ВВОДНЫЙ КУРС Грамматика Морфология и орфография

Как часть речи. Причастие как часть речи Причастие самостоятельная часть речи, называющая признак предмета (объекта) по действию, отвечающая на вопросы «какой?» и его формы. В предложении причастие выполняет

35 Урок Сделай уроки! Повелительное наклонение (Tryb rozkazujący) Основа глагола и ударение в 1м л. ед. ч. настоящего (несов. в.) или будущего (сов. в.) Temat słowa i akcent w 1os. l. poj. czasu teraźniejszego

Словарь терминов и понятий Фонетика: звук, буква, ударение, слог. Морфемика: морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание, основа). Словообразование: способы образования слов (приставочный, приставочно

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа собеседования по русскому языку соответствует правилам приема в высшее учебное заведение и примерным программам вступительных экзаменов, утвержденным Министерством образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Морфемика Морфемика раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. В морфемике решаются два основных вопроса: 1) как классифицируются морфемы русского

Упражнения по теме "Глагол" Упражнение 1. Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7)

Раздел Морфологические признаки глагола МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 6 класс Модуль 6: Глагол. Примерные задания 1.Что обозначает глагол? 1) действие; 2) предмет; 3) признак

Содержание Предисловие для преподавателей... 5 Предисловие для учащихся... 8 Список сокращений... 9 Литература к теме... 10 Часть I. Словоизменительная классификация русского глагола в целях преподавания

Тематическое планирование по русскому языку (экстернат) 4 класс. Т.Г.Рамзаева «Русский язык» Тема занятия Задания 1 ТРИМЕСТР 1. Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. Слово. Предложение.

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Карлова Т.А. РУССКИЙ ЯЗЫК Программа вступительных испытаний для поступающих в Московскую академию экономики и права Тематический план по Русскому языку 2 Наименование

Уважаемые коллеги! Предложенный вариант тематического планирования для изучения материала учебников «Русский язык. 4 класс: В 3 ч.» (авторы М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова) предложен на 136

СОДЕРЖАНИЕ Предисловие... 3 182 МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ 1. Предмет морфологии. Связь морфологии с фонетикой, лексикологией, синтаксисом... 4 2. Основные понятия морфологии... 5 ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Объем требований по русскому языку На вступительных испытаниях по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих

Правила в стихах Состав слова. Приставка. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова. Корень. Общая часть Родственных слов Корнем зовется Ответ наш готов.

Наклонение как морфологический признак глагола Наклонение непостоянный морфологический признак глагола. Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном

А3. Морфологические нормы. Задание А3 проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи: имени существительного; имени прилагательного и наречия; имени числительного; местоимения;

МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» Лискинского муниципального района Воронежской области Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса по теме «Глагол» ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ Подготовила: Гончарова Елена

Раздел. Начальная школа. Учитель Билык Светлана Викторовна Памятка для работы над ошибками Наименование ошибки Знаю 1. Ударение Ударение ставится над той гласной, которая в сильной позиции при произношении.

Открытый урок русского языка в 4 д классе (26.11.2014г.) на основе системно - деятельностного подхода в рамках нового ФГОС Тема урока: «Спряжение глаголов» (2 урок по теме) Тип урока: урок-рефлексия Цели

План - конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: Понятие о спряжении глагола. Личные глаголов и спряжения. Цель: Первичное формирование умений определять глагола по ударному личному окончанию. Планируемые

58 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-м КЛАССЕ Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 5-м классе из расчета 6 часов в неделю (204 часа) и 5 часов в неделю (170 часов)

Календарно тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени. Язык важнейшее средство общения. Язык и человек.09 Предп. дата 2. Общение устное

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» Пояснительная записка Данная программа вступительного экзамена по русскому языку предназначена для реализации государственного

Додаток 2 до наказу Міністерства освіти і науки України від 08.12.2010 р. 1218 ПРОГРАМА зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Русский язык ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ Звуки речи.

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь от 14.10.2013 759 Программа вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский государственный

Правописание приставок Согласные в приставках раз-,рас-,из-,ис-,без-,беспишутся так, как слышатся. Если корень начинается со звонкого согласного, пишется з, если с глухого - с. Приставки с гласной а: за-,

МВД РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МВД РОССИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Начальник Краснодарского унцверсгргета МВД России ришйй ^ А.В. Симоненко «2 У 2016 г. Программа вступительного испытания по русскому языку для лиц, поступающих

ПРОГРАММА вступительного испытания по предмету «Русский язык» для поступления в 2010 г. в СПбГУ на программы бакалавриата. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать свободное владение

Объем требований по русскому языку. На экзамене по русскому языку абитуриент должен продемонстрировать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих правил в пределах приведенной

Олимпиада школьников «Ломоносов» 2012 года по русскому языку Очный тур ы на задания для учащихся 10-11 классов Вариант 1 Задание I Проанализируйте приведенное ниже предложение и ответьте на следующие вопросы.

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ТЕКСТ» 1.1.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Русский язык 5 класс 105 часов Kuu Õpitulemused Õppesisu Kohustuslik hindamine I четверть сентябрь 1.Знают, чем отличается текст от группы предложений, определяют тему и основную мысль текста. 2.Видят

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП») ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по дисциплине Русский

Речь. Текст. Предложение. Слово. Текст состоит из предложений, а предложения- из слов. Текст Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Предложение Каждое предложение произносится

Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» УТВЕРЖДАЮ Ректор МГУ имени А.А.Кулешова К. М. Бондаренко 2016 г. Регистрационный В- ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Программа предназначена для поступающих на все направления. Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку (письмо Министерства образования РФ от 18 февраля 2000 г. 14-51- 129ин/12

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык», 6 класс 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)

שיעור י"ג Урок 13 Грамматика Сопряжённые сочетания существительных Существительные муж, жена с местоименными суффиксами ед.ч. Особенности использования предлога винительного падежа, прямое и косвенное

2 Программа вступительного (дополнительного вступительного) испытания по русскому языку. Ростов-на-Дону: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2015. Программа обсуждена и одобрена на заседании методического совета

Грамматические признаки - это составляющие любой части речи. Для чего они нужны? Разумеется, для того чтобы отделить одну от другой, чтобы выявить ее индивидуальные качества. Итак, грамматические признаки слова могут быть как общими, так и принадлежать конкретной части речи. Каждая группа признаков будет разобрана ниже.

Грамматические признаки. Общие положения

Для всех частей речи существует определенный набор признаков, которые можно применить к любому слову. К таким признакам традиционно относят род (мужской/женский, общий/средний), число (собирательное/двойственное, единственное/множественное), а также лицо (первое/второе и третье лицо).

Еще одним общим грамматическим признаком является падеж. Как известно, падежей в русском языке шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Вопросы всех падежей нужно знать наизусть, так как обладание такой информацией помогает не только в определении грамматических признаков, но и в определении типа второстепенных

Грамматические признаки существительного, глагола и прилагательного

Грамматические признаки имени существительного имеют гораздо меньший состав. Во-первых, эта часть речи обладает склонением, во-вторых, нужно определить одушевленность, то есть существительное может быть как неодушевленным, так и одушевленным. В-третьих, определяется принадлежность имени: нарицательное или собственное.

Грамматические также малы, как и существительного. Для такого разбора потребуется определение разряда - качественное/притяжательное/относительное, степень согласованности с существительным в роде/числе/падеже, а также нужно определить полная это или краткая форма, и есть ли степень сравнения (только у прилагательных, которые имеют разряд качественных).

Таким образом, грамматические признаки слова помогают разобрать его на мелкие детали, определить составляющие той или иной части речи. Для этого нужно знать, что существует группа общих и индивидуальных признаков, которые характерны для каждой части речи в отдельности.

Особенность местоимений в русском языке такова, что они представлены разнородными группами слов. Соответственно, их морфологические признаки значительно отличаются. В данной статье приведены постоянные и непостоянные признаки местоимений с примерами.

Грамматические признаки местоимений – это ряд морфологических категорий, присущих данной части речи. Так как местоимения в русском языке представлены разнородными группами слов, их морфологические признаки могут различаться. В одну часть речи эти слова объединяет общее значение местоимений как слов, которые указывают на предметы, признаки или количество, не называя их. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Чей? Сколько? , имеют постоянные и непостоянные грамматические признаки.

Постоянные грамматические признаки местоимений

У местоимений выделяют два постоянных (неизменяемых) грамматических признака.

Постоянные грамматические признаки Примеры местоимений
Разряд по значению Личные ты, мы, она
Возвратные себе, себя
Притяжательные мой, ваш, его
Указательные тот, этот, столько
Вопросительные какой, что, сколько
Относительные чей, кто, какой
Определительные всякий, любой, сам
Отрицательные никто, ничей, никакой
Неопределенные что-нибудь, кое-какой, чей-либо
Лицо (только у личных местоимений) 1-е лицо я, мы
2-е лицо ты, вы
3-е лицо он, она, оно, они

Непостоянные грамматические признаки местоимений

У местоимений выделяют три непостоянных (изменяемых) грамматических признака – род, число и падеж . При этом у многих местоимений категории рода и числа могут быть постоянными либо вообще отсутствовать – в зависимости от того, к какому разряду по значению относится слово и какую часть речи в предложении оно заменяет. Так, например, у местоимений 3-его лица единственного числа он, она, оно категория рода является постоянной, классифицирующей.

Непостоянные грамматические признаки Примеры местоимений
Число единственное твой, всякий, который
множественное твои, всякие, которые
Род мужской он, наш, какой
женский она, наша, какая
средний оно, наше, какое
Падеж И. п. вы, чей, кто-то
Р. п. вас, чьего, кого-то
Д. п. вам, чьему, кому-то
В. п. вас, чей, кого-то
Т. п. вами, чьим, кем-то
П. п. о вас, о чьем, о ком-то

Каждая часть речи имеет собственные морфологические признаки. Мы расскажем, какие из них присущи имени существительному. При этом, уточним, что одни признаки являются постоянными, а также назовём непостоянные признаки.

Что такое морфологические признаки существительного?

Морфологические признаки существительного – это ряд грамматических категорий, которые присущи словам данной части речи и указывают на их значение в предложении. Существительное имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки.

Имя существительное как часть речи начинает изучаться в 4 классе.

Постоянные грамматические признаки существительных

Постоянными грамматическими признаками существительных называют присущие словам морфологические категории, которые не меняются в зависимости от ситуации речи. К постоянным грамматически признакам существительных относятся:

  • Склонение – 1-е (папа, вода, лекция ); 2-е (поворот, зерно, Киев ); 3-е (новость, ночь, мысль ), разносколоняемые (пламя, время ).
  • Род – мужской (телевизор, договор ); женский (клубника, кошка ); средний (озеро, полотно ).
  • Одушевленность – одушевленные (дочь, Евгений ), неодушевленные (тарелка, восторг ).
  • Собственные (Днепр, Мария ) и нарицательные (река, женщина ) существительные.

Непостоянные грамматические признаки существительных

К непостоянным морфологическим признакам имени существительного относятся свойственные словам грамматические категории, которые изменяются в зависимости от контекста речи и места существительного в предложении.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Непостоянные морфологические признаки существительных с примерами:

  • Падеж – И. п. (сестра, море ), Р. п. (сестры, моря ), Д. п. (сестре, морю ), В. п. (сестру, море ), Т. п. (сестрой, морем ), П. п. (о сестре, о море ).
  • Число – единственное (природа, человек, любовь ), множественное (числа, разговоры, пешеходы ).

В этой статье мы поговорим о такой части речи, как имя существительное. Если говорить конкретнее, речь пойдет о том, какие бывают грамматические признаки существительного, что это за часть речи, что вообще для нее характерно. Поговорим о том, как производится морфологический разбор существительных, какие падежи имеют они, как определить склонение имен существительных. Конечно же, по каждому пункту приведем соответствующие примеры, которые помогут разобраться в материале.

Существительное как часть речи

Именем существительным называется такая часть речи, которая отвечает на вопросы о предмете - “Кто?” и “Что?”. Грамматические признаки существительного как раз таки включают в себя характерные вопросы.

Сразу сделаем небольшое примечание. Существительное как часть речи может подразделяться согласно нескольким критериям. Оно может быть одушевленным (люди, животные и так далее) и неодушевленным (цветы, деревья и так далее). Кроме того, имена существительные разделяются на собственные (имена людей, клички животных, имена городов и других подобных объектов, рек, гор) и нарицательные (слова, используемые нами в повседневной жизни, названия предметов: кружка, ложка и так далее). В конце концов, имена существительные разделяются на три рода: мужской, женский и средний. Они имеют соответствующие окончания, но об этом будет рассказано немного позднее.

Существительное как часть речи можно изменять по падежам. Однако изменить одно и то же слово по родам нельзя. Возможно также изменение по числам: существительное может быть единственного, а может быть и множественного числа.

Начальная форма

Грамматические признаки существительного включают в себя несколько параметров. В их числе - падеж и число. А вот согласно этим критериям можно составить начальную форму существительного. Чтобы сделать это, слово нужно поставить в единственное число, а также в именительный падеж. То есть начальной формой существительного можно считать слова: птица, ложка, кровать и так далее. Все они удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к начальной форме существительного.

Как говорилось ранее, существительное отвечает на вопросы “Кто?” и “Что”. В большинстве случаев именем существительным в предложениях выражены подлежащие и дополнения. Безусловно, они также могут быть выражены и другими частями речи, но на долю именно существительного приходится наибольшее количество случаев. Возможен и вариант с определением, которое не обособлено. Не исключено, что существительным будет выражено и обстоятельство.

Имя существительное: собственное и нарицательное

Грамматические признаки существительного включают в себя подразделение на собственные и нарицательные. Существительные собственного типа - это в основном названия лиц. Как правило, это единичные предметы. Что можно отнести к собственным именам существительным? Конечно же, имена, отчества, фамилии людей, клички домашних животных и т.п. Это также касается географических объектов. Например, Краснодарский край, гора Эверест, река Волга. В этот список занесены различные астрономические названия, например, названия звезд и созвездий, планет (Солнце, Нептун и так далее). Завершается список имен собственных названиями компаний, произведений искусства и культуры, названиями журналов и газет, моделей транспорта и так далее.

Переходя к нарицательным существительным, отметим, что они могут быть получены из собственных путем замены синонимами. Кроме того, из физики можно привести примеры, когда фамилия ученого становилась единицей измерения (при этом ее пишут с маленькой буквы).

Имя существительное: одушевленное и неодушевленное

Грамматические признаки существительного включают в себя ряд критериев. В их списке и данные факторы. Одушевленные имена существительные обозначают живые существа, то есть применяются к людям, животным и так далее. Все остальное - природа, растения, реки, моря, планеты - неодушевленные имена существительные. К ним же относятся и предметы, которые мы используем в повседневной жизни: посуда, одежда и т.д.

Как мы говорили ранее, существительное отвечает на вопросы “Кто” и “Что?”. Первый вопрос применяется к одушевленным существительным, второй - наоборот, к неодушевленным.

Имя существительное: единственное и множественное число

Если говорится только об одном предмете, то формы имени существительного предполагают единственное число. Это, в принципе, логично. Если же говорится сразу о нескольких предметах, например, что были “синие, белые, красные шары”, то в этом случае говорится о множественном числе существительного “шары”.

Бывают случаи, когда формы имени существительного предполагают употребление слова только в одном числе. То есть оно может быть только единственного или только множественного числа, и никак иначе.

Слова, употребляемые только в единственном числе

В качестве примеров можно привести так называемые собирательные существительные. Они могут иметь только форму единственного числа: детвора, человечество. Кроме того, в список подобных имен существительных входят такие предметы, которые имеют вещественное значение, например железо, платина, асфальт, сталь, молоко и другие. В единственном числе употребляются признаки и состояния: злоба, радость, ненависть, молодость, темнота, горение, выполнение. Есть еще слова-исключения, которые употребляются только в единственном числе.

Слова, употребляемые только во множественном числе

Множественным числом считаются названия парных предметов, такие как шорты и брюки, штаны и очки. Материалы и остатки относятся также ко множественному числу: опилки, макароны, дрожжи, сливки. Названия игр, наподобие жмурки, прятки и промежутки времени - каникулы, сутки - также нельзя употреблять в единственном числе. Завершают список имен существительных, которые употребляются только во множественном числе, состояния природы, исключения из географических названий и названия действий: заморозки, хлопоты, переговоры, Афины, Сокольники, горы Альпы.

Имя существительное: падежи

Окончания существительных зависят от того, в каком падеже стоит слово. Всего падежей существует 6.

  1. Именительный, помогающий образовать начальную форму существительного, отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”.
  2. Родительный - на вопросы “Кого?”, “Чего?”.
  3. Дательный падеж отвечает на вопросы “Кому?” и “Чему?”.
  4. Винительный - "смесь" родительного и именительного падежа. Его вопросы - “Кого”, “Что?”.
  5. Творительный падеж имеет вопросы “Кем?”, “Чем?”.
  6. Завершает список падежей предложный. Существительные, поставленные в такой падеж, отвечают на вопросы “О ком?” и “О чем?”.

Первый вопрос каждого падежа задается одушевленному имени существительному. Второй же, следовательно, неодушевленному. Определить падеж имени существительного можно задав вопрос. Для этого сначала ищется слово, с которым связано необходимое существительное, а затем уже задается соответствующий вопрос.

Имя существительное: склонения

Окончания существительных зависят и от падежа, но не только от него. Наряду с числом и падежом, родом есть еще один фактор, от которого они зависят. Вообще, он в некотором роде сам состоит из отдельных критериев. Этот фактор - склонение имен существительных”.

Просклонять существительное можно при помощи изменения его по падежам. В русском языке есть три склонения. Первое включает в себя имена существительные, относящиеся к женскому роду. Они должны быть единственного числа и иметь окончание -а или -я. Сюда же относят существительные мужского рода, которые обозначают людей. Они имеют те же самые окончания.

Второе склонение включает в свой список существительные, относящиеся к мужскому роду, а также среднему роду. При этом существительные мужского рода должны иметь окончание -о, -е или иметь нулевое окончание. Существительные среднего рода, стоящие в именительном падеже, также должны оканчиваться на -о и -е.

Третье склонение имеет в своем составе существительные, относящиеся к женскому роду. Они имеют нулевое окончание, будучи поставленными в единственное число и именительный падеж.

Имя существительное: разносклоняемые слова

В русском языке есть существительные, которые называются разносклоняемыми. Это десять существительных, имеющих средний род (бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя). Также сюда относится существительное “путь”. В определенных падежах (а именно в дательном, предложном) эти слова имеют окончания, которые свойственны существительным третьего склонения. Но если их поставить в творительный падеж, то они примут окончания второго склонения.

Имя существительное: несклоняемые слова

Если при постановке во все падежи существительное имеет только одно и то же окончание, то это несклоняемое имя существительное. Примеры: радио, кофе, жюри, Сочи.

Имя существительное: морфологический разбор

Первым пунктом при морфологическом разборе является установление части речи. Вторая часть включает в себя указание морфологических признаков. Это постановка слова в начальную форму, указание таких постоянных признаков, как имя собственное или нарицательное, одушевленность или неодушевленность, указание рода существительного, его склонения. Следующий подпункт указания морфологических признаков - непостоянные характеристики. Это падеж и число слова. Ну и заключается морфологический разбор указанием синтаксической роли слова.

Заключение

Наличие почти всех разобранных критериев, которые определяют данную часть речи, свойственно многим языкам, один из которых наш, русский. Имя существительное в нем занимает очень важное место и играет большую роль.