Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

III. Имена прилагательные

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный .

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный .

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой .

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский .

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский .

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный .

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, запад-но-, северно- и северо-, южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз .

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный .

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама- , например: сам-друг, сам-трете й, сам-пят, сама-пята .

Русский язык 6 класс Дата ________

Тема : ДЕФИСНОЕ И СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ

СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цели: образовательная: познакомить с условиями употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов;

развивающая: развивать умение правильно писать сложные прилагательные;

воспитательная: формировать культуру речевого общения.

Тип урока: комбинированный

Методы: информационно-развивающий, творчески-репродуктивный,

метод контроля, наглядный

Оборудование: карточки для индивидуальной работы

иллюстративный материал

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Концентрация внимания учащихся.

Синтаксический разбор предложения

Снежинки - одно из самых красивых , сложных и абсолютно уникальных творений природы , ее многовековая тайна .

IV. Подготовка к изучению темы

Обратите внимание, как пишется слово многовековая.

Замените это слово сочетанием слов. Какой можно сделать вывод?

Объявление темы, целей, задач урока. Ознакомление с планом работы.

V. Усвоение новых знаний

1. Чтение орфограммы ______________________

2. Составление схемы:

через дефис: слитно:

1. цвет можно заменить словосочетанием

ярко-голубой железнодорожный (железная дорога)

темно-красный большегрузный (большой груз)

2. можно поставить И

горько-соленый

3. стороны света

северо-восточный

4. повторение слов

хороший-прехороший

VI. Первичная проверка знаний

В каких случая прилагат. пишутся слитно, а в каких – через дефис?

1.Выберите прилагательные, которые образованы из сочетания слов, подчинённых одно другому.

Зеленоглазая девушка, музыкально-развлекательная передача, среднеуральское направление, горнолыжный курорт, древнерусский язык, бледно-лиловый костюм, воднотранспортная артерия, юго-восточный берег, чугунолитейный цех.

*********************************************************************

Зеленоглазая (зелёные глаза) девушка, среднеуральское (Средний Урал) направление.

Горнолыжный (горные лыжи) курорт, древнерусский (Древняя Русь) язык.

Воднотранспортная (водный транспорт) артерия, чугунолитейный (чугун лить) цех.

2.Выберите прилагательные, которые пишутся через дефис.

Светло(голубой), плодово(ягодный), стале(литейный), жизне(радостный), парашютно(десантный), взрыво(опасный), научно(популярный), картофеле(уборочный), санитарно(гигиенический), десяти(летний), северо(западный).

************************************************************

Светло-голубой (цвет)

Плодово-ягодный (можно вставить и)

Парашютно-десантный (можно вставить и)

Научно-популярный (можно вставить и)

Санитарно-гигиенический (можно вставить и)

Северо-западный (от северо-запад).

3.Выберите прилагательные, которые пишутся слитно.

Госте(приимные) хозяева, боле(утоляющее) средство, растительно(животный) мир, тридцати(градусный) мороз, литературно(художественный) кружок, железно(дорожная) станция, зелёно(золотистые поля), тёмно(каштановые) волосы, древне(русский) язык, русско(английский) словарь, трёх(комнатная) квартира, паро(ходный) гудок.

Выборочный диктант

* Выписать из текста сложные слова, объяснить их написание.

Интересные факты о снежинках.

Снежинки очень красивый и интересный материал, созданный природой. Каждый из нас пытался разглядеть этих красавиц. Но это очень трудно, так как они сразу тают

1. не бывает пятиугольных или семиугольных снежинок. Все снежинки имеют строго шестиугольную форму.

2. в одном кубометре снега находится 350 миллионов снежинок.

3. снежинки легкие-прелегкие , ее вес всего около миллиграмма, иногда 2, 3 мг.

4. самая большевесная снежинка была обнаружена в 1887 году. Диаметр ее был 38 см. Размер обычной снежинки в среднем 5 мм.

5. снежинки - воздухоочистители , они очищают воздух от пыли и гари. Вот почему легко дышать во время снегопада .

6. снежинки только кажутся нам белыми-пребелыми из-за преломления света на краях кристаллов, а на самом деле они абсолютно прозрачные, так как состоят из 95% воздуха и 5% воды.

7. снежинки – парообразные вещества, они образуются не из воды, а из водяного пара. Замор о зка растаявшей снежинки не возродит её.

8. И еще один интересный факт. Красивые шестилучевые искусственные снежинки можно получить в специальной установке. На острове Хонсю существует Музей снега и льда имени японского ученого Укихиро Накайя, который первый создал искусственную снежинку. Там хранится и машина для получения снежинок.

Вот такая она снежинка, интересная и до сих пор до конца не изученная.

Итог урока

Домашнее задание_____________________________________

Сложные прилагательные - это части речи, созданные в результате сочетания двух слов. Их можно преобразовать снова в словосочетание, составляющие которого будут либо иметь грамматические отношения, либо просто примыкать друг к другу. В последнем случае слова могут быть связаны друг с другом лишь по смыслу.

Способы образования

В русском языке встречаются сложные прилагательные, состоящие из двух элементов, которые в своем первоначальном виде представляют собой слова, связанные друг с другом грамматическим согласованием. Например:

  • русскоязычное население (русский язык);
  • общеисторический метод (общая история);
  • общеобразовательная школа (общее образование);
  • тяжелобольной пациент (тяжелый больной);
  • одностороннее движение (одна сторона).

Имена прилагательные могут быть образованы из существительных, взаимосвязанных друг с другом таким видом грамматического значения, как управление. Например:

  • металлообрабатывающий станок (обработка металла);
  • лесоохранный знак (охрана леса);
  • домостроительная компания (строение дома);
  • автопрокатное предприятие (прокат автомобилей);
  • мелкобуржуазное мышление (мелкая буржуазия).

Сложные прилагательные могут происходить из слов, которые не имеют какой-либо грамматической взаимосвязи, и названий географических объектов. Например:

  • легкоранимый человек (легко ранить);
  • острозаточенный нож (остро заточить);
  • нижнетагильский завод (Нижний Тагил);
  • североосетинский филиал (Северная Осетия);
  • большевяземский музей (Большие Вяземы).

Слитное написание терминов

Правописание сложных прилагательных может быть различным. Зависит оно от способа образования и области лексики, к которой эти слова относятся. В научно-технической и медицинской литературе встречаются нередко термины, происходящие от двух слов. Например: кислородосодержащий, древнеславянский, спинномозговой, термоизоляционный, хромовокислый, частновладельческий, щелочноземельный. Среди этих слов встречаются и такие, которые невозможно преобразовать в словосочетание. Например: конноспортивный; травоядный. Слитное написание сложных прилагательных этой категории не может вызывать сомнений, поскольку они состоят из элементов, один из которых (а в отдельных случаях и оба) не могут употребляться отдельно. Следует также помнить, что всегда пишутся слитно прилагательные, начинающиеся на такие элементы, как обще-, поздне-, верхне-, древне-, нижне-. Раздельно нельзя писать также слова терминологической тематики, начинающиеся на высоко-, широко-, низко-, глубоко-, мелко-, узко-, много-, мало-, сильно-, остро-, круто-, густо- и так далее. Например:

  • сильнодействующе снотворное;
  • высокоразвитая страна;
  • широкомасштабные действия;
  • узкоспециализированное производство;
  • густонаселенный пункт.

Раздельное написание терминов

На правописание сложных прилагательных оказывает влияние присутствие в предложении пояснительных слов. Точнее сказать, при их наличии верным может быть только написание отдельно стоящих слов. Например:

  • густонаселенная область (густо населенная иностранцами область);
  • малоизученные проблемы (мало изученная наукой проблема).

В правописании нужно также обращать внимание на порядок слов. Сложные прилагательные почти во всех случаях предшествуют существительному, к которому они относятся. А свободное словосочетание, примеры которого были рассмотрены выше, следует, как правило, за ним. Например:

  • быстросохнущая краска (краска, быстро сохнущая на открытом воздухе);
  • остропахнущий (раствор, остро пахнущий при высокой температуре воздуха);
  • легкодостижимая цель (цель, легко достижимая для человека, который обладает специальными знаниями);
  • скоропортящееся молоко (молоко, скоро портящееся без предварительной пастеризации).

Также следует помнить, что сложные слова, как и все прочие, имеют только одно ударение. В словосочетаниях их два.

Сложными прилагательными являются также слова, первая составляющая которых - четверть-. Например: четвертьфинальный, четвертькровный.

Дефис в прилагательных и существительных

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - раздел правописания, незнание которого нередко приводит к совершению орфографических ошибок. Для того чтобы их избежать, необходимо всего лишь запомнить несколько простых правил.

Необходимо знать, что через дефис прилагательные всегда пишутся в том случае, если они образованы от существительных с дефисным написанием. Например:

  • социал-демократическая партия (социал-демократия);
  • юго-восточный округ (юго-восток);
  • карачаево-черкесское население (Карачаево-Черкесия);
  • нью-йоркский парк (Нью-Йорк);
  • премьер-министерский корпус (премьер-министр).

Но если такие сложные прилагательные обладают приставкой, пишутся они слитно. Например:

  • антисоциалдемократические воззрения;
  • присырдарьинский город.

Индивидуальная принадлежность

Всегда через дефис пишутся слова, созданные от имен собственных. Тогда как необходимо знать, что в подобных случаях между основными элементами прилагательного должен непременно стоять дефис. Например:

  • ильфо-петровские персонажи;
  • майн-ридовский роман;
  • робин-гудовские подвиги;
  • Потап-Потапычев портфель;
  • Иван-Грозновское время.

Прилагательные, включающие два равноправных понятия

Написание сложных прилагательных зависит от смысловой нагрузки, которую несет каждая из составляющих. И если в одном слове содержатся элементы, имеющие равноправные понятия, они пишутся через дефис. Например:

  • культурно-развлекательный центр;
  • отчетно-экзаменационный концерт;
  • сердечно-сосудистое заболевание;
  • агитационно-пропагандистское мероприятие;
  • англо-немецкий словарь;
  • рабоче-крестьянское движение;
  • русско-турецкая война;
  • художественно-публицистический жанр;
  • ликеро-водочный завод;
  • электронно-автоматический метод.

Прилагательные, образованные из частей с неоднородными признаками

Дефисное написание сложных прилагательных применимо в том случае, когда слово состоит из элементов, которые можно преобразовать в существительные или другие части речи, не являющиеся однородными членами речи. В качестве первой части в таких прилагательных часто выступают такие основы, как массово-, народно-, военно-, научно-, учебно-. Например:

  • научно-исследовательский институт;
  • народно-прикладное искусство;
  • военно-морской флот;
  • учебно-консультационный центр.

Прилагательные, обозначающие оттенок качества

Если прилагательное означает какое-либо свойство, а для придания ему некоего оттенка добавляется дополнительный элемент, применяется дефисное написание. Это же правило применяется и в написании сложных прилагательных, обозначающих цвета и оттенки. Например:

  • кисло-сладкий соус;
  • мужественно-суровый вид;
  • тревожно-навязчивые мысли;
  • добродушно-приветливая улыбка;
  • бледно-розовые губы;
  • ярко-красное платье.

Написание терминов через дефис

Многие прилагательные терминологического характера пишутся через дефис. Например:

  • злаково-бобовые травы;
  • желудочно-печеночный сбор;
  • магнито-мягкие материалы;
  • каменно-бетонный фундамент;
  • заправочно-сливной клапан.

Сложные прилагательные слитно не пишутся в том случае, если первая часть их является заимствованием из иностранного языка с суффиксом «-ико». При написании слов этого типа используется дефис. Например:

  • историко-этнографический;
  • критико-публицистический;
  • медико-оздоровительный;
  • политико-правовой;
  • химико-технологический.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных встречается в одних и тех же определениях. Правописание в подобных случаях зависит от контекста. Например:

  • мужественно-суровый облик (суровый и мужественный);
  • мужественно суровый облик (мужественная суровость).

Прилагательные часто состоят из элементов, являющихся по отдельности синонимами. И их синонимичность является верным основанием к дефисному написанию. Например:

  • наивно-детские рассуждения;
  • торжественно-возвышенная лексика;
  • высокомерно-презрительное отношение.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Урок русского языка в 6 классе

Цели урока:

    Формирование знаний правописания сложных прилагательных,

    Развивать аналитическое мышление, память учащихся

    Способствовать воспитанию ответственного отношения к учебному труду.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Какие есть вопросы по домашнему заданию?

Дети под диктовку на листочках записывают словосочетания с прилагательными, где пишется -НН-:

    деревянными изделиями

    утиный нос

    обыкновенным резцом

    стеклянный графин

    кожаный портфель

    оловянный солдатик

    песчаный берег

    безветренный день

    торфяное болото

    соломенная крыша

Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.

3. Подготовка к изучению нового материала

На перемене учитель раздает распечатанные тексты (по одному на парту) - отрывок из произведения И.А.Бунина

В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика, предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и оттенки цветов.

Один ребенок читает вслух:

Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на закатном небосклоне.

Учитель сразу же задает вопрос:

О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)

Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем их в тетрадь:

Нежно-малиновый Сине-лиловый Густо-фиолетовое

В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис.

4. Объяснение нового материала

Учитель вслед за ребенком четко проговаривает правило: сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака всегда пишутся через дефис. Акцентируется внимание на слове всегда.

Например: бледно-голубой, сладко-кислый, иссиня-черный и др.

Учитель предлагает открыть детям учебник (учебник 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) и познакомится с правилом написания прилагательных через дефис.

Один ребенок читает вслух и комментирует правило, придумывая свои примеры.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: в учебнике юго-западный (юго-запад) , свой пример: северо-восточный (северо-восток);

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и:

Пример: горько-соленый (горький и соленый), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога).

Теперь учитель предлагает выполнить следующее задание:

Небходимо разделить тетрадь на две части (заполнение таблицы на пройденное правило, учителем заранее начерчена или спроецирована на доску):

Задание: заполнить своими примерами таблицу.

Слитное написание прилагательных

Дефисное написание прилагательных

В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова зеленой ручкой, которые необходимо запомнить: общественно полезный и общественно-политический.

5. Первичное закрепление

Учитель читает стихотворение-подсказку, дети внимательно слушают и выписывают сложные прилагательные, потом объясняют, как написали и по какому правилу:

Тёмно-русый паренёк Шел на северо-восток Так он к вечеру устал, Что лимонно-желтым стал, Но зато успел понять, Где в словах дефис вставлять. Будешь помнить наш урок В школе скажет педагог: «Этот парень – голова!»
(«Радионяня»)

Ребята выписывают: темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.

(Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как прилагательное).

Объяснение детей:

Темно-русый – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
Лимонно-желтым – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.

Какой частью речи является северо-восток ?

Рассуждение учеников:

Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное – северо-восточный , которое будет писаться через дефис.

На доске записано слово горько-соленый , учитель задает вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?

Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов, между которыми можно вставить союз и горький и соленый, поэтому данное прилагательное пишется через дефис.

По учебнику устно по цепочке выполняется упражнение:

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековой, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный, (изжелта)красный, (трех)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

Открываем тетрадь Богдановой Г.А. стр.39, упр.79:

Один из учащихся читает задание: обозначьте в словосочетаниях главное слово и зависимое и образуйте от них прилагательные:

Дальний Восток – Древний Рим – (языки) восточных славян – Черные волосы – Длинные ноги (журавля) – Широкие плечи (юноши) – (дом) из крупных паилей –

Учитель спрашивает выборочно.

Ребята, сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или сочетания цветов помогают «увидеть» разнообразие, разноцветие окружающего нас мира.

В произведениях И.А. Бунина – великого мастера слова – очень часто используются такие прилагательные (мы сегодня их уже рассматривали частично).

Выпишите из примеров, взятых из произведений писателя, сложные прилагательные вместе с существительными. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    (Зелено)серебристый свет,
    (Не)уловимый свет
    Восход…т над землёй.

    1. (Прозрачно)бледный, как весной,
      Сл…зит…ся снег (не)давней стужи.

      Вдруг молния всю чащу озарила
      Таинствен…ым и (бледно)синим светом.

    Там глыбы (ж…лто)пепельных камней.

    1. И ягоды (туманно)сини
      На можжевельнике сухом.

      Лишь море в летн…й штиль
      Все так же сыпл…т ласково на рифы
      (Лазурно)фосфорическую пыль.

    В семье г…рдились жеребц…м (сиво)железного цвета.

    1. Серп месяца, (мутно) красный и поникший на сторону,
      Покачивался на краю неба.

    На полянах, в солнечн…м блеске, сверкали паутинки и неподвижно рдели (светло)золотые клены.

    Слабо брезж…т (синевато)свинцовый свет угасающего дня.

Ученики выполняют самостоятельно, учитель у трех учеников проверяет, ставит отметки, с остальными проверяют вслух.

6. Итог урока

Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно:

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.

Железнодорожный < железная дорога

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

    обозначают оттенки цветов: жёлто-синий

    образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный< юго-запад

    Слово образовано от сочетания независимых слов: садово-огородный< сад и огород.

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный Общественно-политический

7. Домашнее задание

Домашнее задание учитель записывает на доске. Домашнее задание на усмотрение учителя. Например, упр. 309. В одну колонку нужно выписать сложные прилагательные, в другую – прилагательные, которые пишутся через дефис. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли понятно, как выполнять упражнение.

Сложные прилагательные пишутся через дефис или слитно.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное: 1) обозначает оттенки цветов: жёлто-синий, ярко-красный ; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (юго-запад), тянъ-шаньский (Тянь-Шань) ; 3) образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и : горько-солёный (горький и солёный), мясо-молочная (мясная и молочная), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный - железная дорога, легкоатлетический - лёгкая атлетика .

Жёлто-синий (цвет). Юго-западный (юго-запад). Алма-атинский (Алма-Ата). Горько-солёный (горький и солёный). Железнодорожный (железная дорога).

Применяя данное правило, рассуждайте так: (вагоно) ремонтный - это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, в которых одно подчинено другому (ремонт вагонов) . Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый - это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга слов выпуклый и вогнутый , между ними можно вставить союз и . Значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый.

330 . Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, подчинённых одно другому; во второй - те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов. Подчеркните соединительные гласные.

Журнально-газетный, общественно-политический, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древне-ру..кий, ру..ко-француз..ий, нефтеналивной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйственный, западноевропейский, чугунолитейный, научно-фантастический, медеплавильный, общественно полезный.

общественно-политический

общественно полезный

331 . Слитно или через дефис? Обозначьте условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных (см. образец в рамке). К какому разряду относятся эти прилагательные?

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско) английский, (стале) литейный, (средне) вековый, (туго)плавкий, (зеленовато) серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

332 . Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Запишите их, обозначая условия выбора дефисного написания сложных прилагательных.

Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый; тёмный, каштановый.

333 . Запишите сложные прилагательные, образованные из данных слов.

Образец: бледный, розовый, лицо - бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зефир.

334 . I. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, которые пишутся слитно, а в другую - прилагательные, которые пишутся через дефис.

(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.

II. В сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.

Образец: Завод для ремонта судов - судоремонтный завод .

Бумага, чувствительная к свету ; дело первой очереди ; здание в двенадцать этажей ; многоугольник с равными сторонами ; собрание сочинений в пяти томах ; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна ; женщина с седыми волосами ; мужчина с широкими плечами ; требования санитарные и гигиенические ; производство писчей бумаги ; девушка в семнадцать лет .

335 . Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

336 . Прочитайте два отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Буль6а». По вашему мнению, из текста какого типа выписаны эти предложения? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные, рисующие цвет степи и неба утром и вечером. Объясните значение незнакомых вам слов.

1. Со..це выгл..нуло давно на расчищенном небе и живительным (тепло)творным светом своим облило степь. Степь, чем далее, тем ст..новилась прекраснее. Вся поверхность земли пр..дставлялась (зелёно)золотым ок..аном по которому брызнули ми(л, лл)ионы разных цветов.

2. Вечером вся степь совершенно перемен..лась. Всё пёстрое пространство её охватывал..сь последним ярким отблеском со..ца и постепенно т..мнело, так что видно было, как тень перебегала по нему, и она ст..новилась (тёмно)зелёною; исп..рения подымались гуще каждый цветок, каждая травка испускала амбру и вся степь курилась благ..вонием. По небу, (изголуба)тёмному, как будто исп..линскою кистью наляпаны были широкие полосы из розов.. золота; изредка белели клоками лё..кие и пр..зрачные обл..ка.