Конспект урока на тему «Моя Родина-Крым! Конспект занятия «Путешествие по городам Крыма» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Горный Крым

Цель:

Расширять, обогащать, углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме;

Формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия «Родина»;

Сформировать представления о Крымских горах и пещерах;

Закрепить знания легенд Крыма;

Закрепить правила поведения в природе - лесу, пещере;

Развивать связную речь детей, учить правильно строить предложения, использовать в речи эпитеты;

Создать положительный эмоциональный настрой;

Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять;

Материал к занятию: карта Крыма, иллюстрации гор Крыма, иллюстрации пещер Крыма.

Ход занятия:

Дети входят в зал и садятся на стульчики полукругом, приветствуют гостей.

Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со чтения стихотворения. Послушайте внимательно.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина?

(Ответы детей)

Ребенок: У нас одна є Батьківщина,

Вона зветься Україна.

Про Україну – рідний край

Ти завжди знай і пам ятай.

Воспитатель: Украина – большая страна, наша большая родина. А как называется наша маленькая

Родина, наш родной край? (Крым, Автономная Республика Крым)

А как называется наш родной город? (Алушта)

Ребенок: Городок наш небольшой

Дворики с цветами.

Пахнет морем край родной

Знойными ветрами.

Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши

родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди – украинцы, русские, крымские татары… Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму? (Крымчане)

Воспитатель: Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.

Давайте послушаем стихи о Крыме, которые знают наши ребята.

Ребенок: Крым – наша Родина, помните это!

Души не жалейте ради нее,

Пусть над зеленым островом этим

Мирное, доброе солнце встает!

Ребенок: Крым – это здравница и это чудо-сад,

Крым – это фрукты и сладкий виноград,

Крым – это море и райские места,

Крым – это южных гор крутая красота!

Ребенок: Крим – це синє Чорне море,

Крим – це скелі, ліс і гори,

Крим – солодкий виноград

Пишний і квітучий сад!

Ребенок: Прекрасен мир в любое время года

Ласкает солнца взор иль непогода

О скалы волны бьют, свирепа моря даль

Подснежники цветут, на склонах гор миндаль

Великолепен лес, красивы горы

Цветы садов бескрайние просторы…

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о родном крае?

Дети: У рідному краю гарно як в раю.

Рідний край – земний рай.

Нет в мире краше родины нашей.

Всюду хорошо, а дома лучше.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родная сторона мать, а чужая мачеха.

Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим карту Крыма.

Почему Крым называется полуостровом?

Какими морями омывается Крым? Покажите на карте.

Что вы можете сказать о Черном море? Что можете сказать об Азовском море?

Как назывался Крымский полуостров раньше? (Таврида, Таврика)

Что еще есть на нашем прекрасном полуострове? (Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные, растения и т.д.)

Звучит аудиозапись «Шум леса »

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем. Возьмитесь за руки, встаньте в круг, закройте на минутку глаза и послушайте звуки леса.

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу, в Крымском лесу.

Почему в Крыму лес растет только в горах? (Деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах.)

Воспитатель: Горы Крыма очень красивы и живописны. Они представлены несколькими горными грядами – Внешней, Внутренней и Главной. Крымские горы крутые на южных склонах и пологие на северных склонах. Горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла» - платообразные летние пастбища в горах, они безлесны, но на них огромное разнообразие трав и цветов.

Какие Крымские горы вы знаете? (Ответы детей)

А теперь давайте немного узнаем о каждой горе.

Ай-Петри (показ фото) самая красивая гора Крыма, символ Южного берега. Она характеризуется отвесными скальными стенами, где-то ступенчатыми, но все труднодоступные. Поэтому эту гору любят покорять альпинисты. Северный склон более пологий, покрыт лесом. Ай-Петри защищает побережье от холодных северных ветров. Вершина этой горы всю зиму покрыта снегом. У подножья горы расположена Ялта.

Демерджи (показ фото). Склоны горы Демерджи усеяны причудливыми каменными изваяниями, напоминающими не то людей, не то фантастических животных, диковинных птиц, но чаще всего башни, колонны, столбы, грибы. В вечернее или ночное время фигуры поражают своими фантастическими очертаниями. Поэтому этот склон Демерджи называют Долиной Привидений. Подобных каменных «привидений» здесь более сотни. С южной стороны горы одна из фигур выветривания напоминает женскую голову. Еще Демерджи называют гора Кузнец. Почему?

Какую легенду вы знаете? (Ответы детей)

Гора Костель (показ фото) находиться на южной окраине Алушты, за Рабочим уголком. На ее вершине в древности была крепость, поэтому и гора называется «Костель», что означает крепость, но сейчас от нее уже ничего не осталось.

Бабуган (показ фото) самый высокий массив Крымских гор. На Бабуган-яйле находиться самая высокая точка Крымских гор – гора Роман-Кош. Бабуган-яйла является заповедником.

Что такое заповедник?

Заповедник - особо охраняемая территория, неприкосновенный участок земли, где сохраняются и оберегаются редкие и ценные виды животных, растений, природные, культурно-исторические памятники и т.п.

Аю-Даг или Медведь-гора (показ фото) названа так за очевидное сходство с грозным хозяином лесов, видится наклоненным к морю зверем.

Ребенок: Лежит себе Медведь-гора,

Нос прикрывает лапой

А рядом ходит детвора-

Не страшен косолапый!

Не станет ведь гора реветь

Хоть и зовут ее Медведь!

Воспитатель: Почему в стихотворении говориться, что рядом с горой ходит детвора? (У подножия горы расположен международный детский лагерь «Артек»)

На Медведь-горе уникальный животный и растительный мир. Там встречаются растения, которые не растут больше нигде в мире. Аю-Даг является природным заповедником.

А какую легенду о Медведь-горе вы знаете? (Краткий пересказ легенды)

Карадаг (показ фото) или Черная гора много лет назад была вулканом, здесь можно найти много различных минералов и полудрагоценных камней. Карадаг – это государственный заповедник, находится между Судаком и Феодосией.

Какую легенду о Карадаге вы знаете? (Краткий пересказ легенды)

Чатыр-даг (показ фото) напоминает гигантский шатер, с чем и связано название - часто называют Палат-гора, Шатер-гора, здесь располагается целая пещерная страна.

Звучит аудиозапись «Шум леса»

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем. Закройте глаза и представьте себя снегом, покрывающим горную вершину. Снежинки медленно кружатся, падают. Но тут пригрело солнышко, каждая снежинка открыла глазки и улыбнулась солнышку, улыбнулись друг другу. И тут снег начал таить, превращаясь в капельки, капли сливаются в струи, струи – в ручейки. И побежали ручейки с гор.

(дети выполняют движения, в конце сели на стульчики)

Воспитатель: Вода очень сильная, она размывает все – пески, глину, камни, известняк, расширяет и углубляет трещины. Вода много веков делала эту работу и в Крымских горах образовались пещеры.

Что же такое пещера? Пещера – это подземная полость, пространство, которое имеет вход, размеры которого позволяют проникнуть в пещеру человеку, имеет свой климат, свою температуру воздуха, влажность воздуха, свою систему рек, озер, свой растительный и животный мир. В них отсутствует освещение.

Какие пещеры в Крыму вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Мраморная пещера входит в пятерку красивейших пещер мира. Она встречает посетителей огромными залами с причудливыми формами образований, редчайшими видами кристаллов.

Красная пещера (Кизил-коба) одна из самых больших в Крыму. Это целая система галерей, колодцев, подводных озер.

Тысячеголовая пещера. Почему так называется? Какую легенду о ней вы знаете? (Краткий пересказ легенды)

Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете правила поведения на природе, в лесу. А как вы думаете, какие правила поведения необходимо соблюдать в пещере?

Не бросать мусор, ничего не бросать в подземные реки, озера;

Не отходить далеко от взрослых, соблюдать рекомендации экскурсовода;

Не трогать стены руками, ничего не писать на стенах, не бить по стенам;

Не бегать, не кричать;

Не разжигать костер;

Ничего нельзя выносить из пещеры - плохая примета;

Не трогать, не мешать спать летучим мышам;

Не засовывать руки, ноги, голову в различные расщелины;

Ходить строго по огороженным тропам;

Воспитатель: Пещеры образуются очень длительное время и их части, компоненты являются очень ранимыми, они не могут восстанавливаться. Поэтому нам необходимо строго соблюдать правила поведения в пещере, чтобы сохранить эти памятники природы.

Ребята, вам домашнее задание. Рассказать дома родителям, бабушкам, дедушкам правила поведения в пещерах и почему и нужно соблюдать.

И наше занятие я хочу закончить словами известного русского писателя Михаила Пришвина: « Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину».


Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №16 города Ейска

МО Ейский район Краснодарского края

учитель начальных классов

Задорожная Ирина Андреевна


    Личностные УУД:

- положительное отношение к школе; - соблюдение традиций; - стремление жить в гармонии с одноклассниками и братскими народами; - представление о ценностях жизни.
    Регулятивные УУД:
- жизненный оптимизм; - развивать умение разрешать внутренние разногласия; - учиться высказывать предположение (версию); - вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
    Коммуникативные УУД:

представление о том, что важно понимать друг друга;

Уметь договариваться и разрешать конфликты;

Уметь работать в группах.

    Познавательные УУД:

Расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко – культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства;

Развитие познавательного интереса в разных областях знаний и в проектной деятельности; исследовательского опыта.


Этап урока


Слайд 2

Учитель: Крым - чудесный край. Вокруг - высокие скалистые горы; на склонах

сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.

Крымский полуостров представляет собой некий сказочный кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка.

Учитель: Уникальна эта маленькая земля. За один день можно проехать её вдоль и

поперёк. Но на крымской земле удивительно соединились приметы почти всех

климатических зон нашей планеты, растения субтропических широт и севера…

На Ангарском перевале катаются лыжники, а в Ялте доцветают розы…

На Южном берегу Крыма витает специфический запах магнолий, а в горах только-только распустились фиалки…

Так причудливо сплетаются в Крыму времена года. И можно прикоснуться к любому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к заоблачным вершинам гор…

(Учитель показывает на карте места, о которых идёт речь в рассказе, проводит работу с картой)

Слайд 3

Учитель: Как вы знаете, в ноябре 2013 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности.

международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

Как вы понимаете смысл слова «референдум»?

(Дети высказывают собственное мнение)

Учитель: Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то можно выяснить значение этого

(Читает из словаря заранее подготовленная ученица)

Рефере́ндум ( Referendum ) - форма непосредственного граждан, выражающаяся в по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Учитель: В ходе революции на Украине в феврале 2014 года центральная власть Украины перестала контролировать Крым.

Сейчас создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний классный час будет посвящен Крыму и его влиянию на русскую историю и культуру. На следующем классном часе вы сможете узнать много интересного о городе Севастополе и узнать, что связывает Крым и Севастополь.

Учитель: Сегодня классный час проведём в форме заочной экскурсии. Ребята

подготовили сообщения о разных этапах в истории Крыма. Послушайте внимательно своих одноклассников и задумайтесь об услышанном, чтобы к концу нашего занятия вы смогли ответить на вопросы и устно составить рассказ об историческом прошлом полуострова Крым.

Ученик 1: История Крыма уникальна. Тысячелетия по его земле прокатывались волны

народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, сарматы, римляне…

В русских источниках Крымский полуостров именовался как « Таврида ».

С VI века Крым попадает под влияние Византии. Византийские императоры начинают укреплять имеющиеся крепости и застраивать Тавриду новыми, чтобы защититься от набегов степняков-кочевников. Так появляются Алушта, Гурзуф и другие укрепления. Крым становится форпостом распространения православия в регионе.

Ученик 2: Начиная со 2-й половины VII века и до середины IX, территория Крыма, без Херсонеса, во всех западноевропейских источниках именуется Хазария . Эти тюрки приняли иудаизм и создали могущественное государство на Северном Кавказе и в степях Прикаспия и Северного Причерноморья. В X веке Хазарский каганат перестал существовать в результате победы русских дружин. Однако потомки иудеев (караимы и крымчаки) остаются жить в горных районах Крыма и сейчас.

Слайд 4

Ученик 3 : Киевский князь Владимир – креститель Руси, принял христианство из рук

Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле. Эта духовная скрепа усиливается и созданием на части территории полуострова и на Тамани русского Тмутараканского княжества. С этого времени, в ряде арабских летописей Чёрное море начинает именоваться Русским.

Слайд 5

Ученик 4: Начиная с XIII века и до середины XV, полуостров фактически находится

под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым . Население подразделяется на кочевое, обитающее в степных районах, и оседлое, освоившее горную часть и южное побережье. Бывшие греческие полисы превратились в центры генуэзской торговли. Ханы основывают как столицу – город Бахчисарай. Одним из наиболее известных крымских правителей того времени был Мамай, разбитый русскими войсками на Куликовом поле в 1380 г.

Ученик 5: Опасность, исходящая от Крымского ханства многократно усиливалась для России наличием у него династических и военных связей с другими осколками Золотой Орды – Казанским и Астраханским ханствами. В результате, русский царь Иван Грозный в течение 4-х лет (1552-1556) подчинил Казань и Астрахань. Это привело к серьезному конфликту интересов укрепляющейся России с Крымом и Османской империей.

Ученик 6: Уже в конце XVII – начале XVIII вв. Россия начала наступление на земли крымских ханов. Это произошло после присоединения в 1654 г. Украины к России . Основным внешним фактором, побуждавшим нашу страну продвигаться на юг, была необходимость ликвидации грабительских набегов со стороны отдельных крымско-ногайских феодалов и всего Крымского ханства на соседние страны.

Слайд 6

Ученик 7: Результатом очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов стал

Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, по которому турки отказались от притязаний на Крым. Через несколько лет, 7 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России.

Таким образом, столетняя «южная битва» увенчалась триумфальной победой России, которая обеспечила себе выход к Черному морю и закрепила за собой тем самым статус великой державы. Регулярная армия на южных и западных границах, эскадры Черноморского флота, караваны торговых кораблей были зримым подтверждением ее нового положения в мире. Теперь, как образно заметил канцлер России при Екатерине Великой А.А. Безбородко, без позволения России «ни одна пушка в Европе выпалить не смела ». Победы русского оружия и дипломатии XVIII в. заложили основу дальнейшего политического и социально-экономического развития страны в XIX-XX вв.

Учитель: Невозможно рассказать в течение классного часа обо всех исторических событиях, происходящих в Крыму. Вам представится возможность узнать об этом самостоятельно или во время посещения уроков истории в средних и старших классах.

Мы вспомним с вами исторические события XX века.

Ученик 8: После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. - Крымская область РСФСР.

Ученик 9: В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР.

Ученик 10: 18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.

Слайд 7

Работа в группах

Учитель: Сейчас проведём работу в группах и выясним, как внимательно вы слушали

сообщения своих одноклассников.

(Класс разделён на 4 группы, идёт обсуждение и высказывания детей)

Слайд 8

Учитель: Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом паломничества писателей,

поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами великих россиян А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.С. Грина, С.С. Прокофьева и многих других.

"Прекрасны вы, брега Тавриды..." - писал Пушкин, вспоминая о счастливейших днях, проведённых им на Южном берегу Крыма, где он гостил в семье генерала Н.Н.Раевского в августе-сентябре 1820 года.

Спустя пять лет Крым посетил А.С.Грибоедов. В том же году там побывал мятежный польский поэт А.Мицкевич."Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..." - пишет поэт, потрясенный очарованием Южного берега.

"И это сон? О, если б мне проснуться невозможно!" - вторит ему в своих "Крымских очерках" спустя три десятилетия А.К.Толстой.

"Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".

Слайд 9

Учитель: Прочитайте стихи замечательных поэтов А.А. Ахматовой и А.П.Чехова.

(Дети читают отрывки из стихотворений и высказывают собственное мнение о них)

О Крыме много написано, еще больше сохранилось фольклора - легенд, сказаний, преданий. Трудно, к примеру, найти коренного крымчанина, который рассказывал бы о достопримечательностях Крыма сухо и сдержанно, не украшая свой рассказ какими-нибудь лирическими или эпическими произведениями.

Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем?

(Дети высказывают свои предположения)

Учитель: Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.

Слайд 10

Учитель: Посмотрите, как изобразили красоту Крыма знаменитые русские художники. Что хотели показать они в своих картинах?

(Дети высказывают свои мнения)

Учитель: Крым – это край особенной энергетики, а по-другому – священная земля, подобно иерусалимской.

Крым, кто ты и чей ты?

Ты свободолюбив и не дал себя покорить ни одному народу. Ты, имея ауру живого существа, вздрагиваешь и негодуешь, когда к тебе несправедливы, и, зажмурившись от солнца, отдаёшь тепло людям, когда к тебе приходят с добром.

Ты всё понимаешь и чувствуешь. И принадлежишь в равной мере народам всех 160 национальностей, проживающих в Крыму. Тебя любят миллионы людей, побывавших в гостях, и, несомненно, полюбят те, которым предстоит ещё с тобой познакомиться.

Учитель: Итак, вспомним, что нового вы узнали сегодня во время классного часа:

Когда был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России? (18 марта 2014г.)

Кто из русских князей считается крестителем Руси? (Киевский князь Владимир)

Какой манифест издала Екатерина II в 1783 году? (Присоединение Крыма к России)

Назовите фамилии писателей, поэтов, художников, восхищающихся красотой Крыма.

Учитель: Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.

- Закончить классный час я хочу строками из стихотворения А.С.Пушкина: Всё живо там, всё там очей отрада Сады татар, селенья, города; Отражена волнами скал громада, В морской дали теряются суда, Янтарь висит на лозах винограда; В лугах шумят бродящие стада…

Учитель: А сейчас покажите смайлики, которые по-вашему мнению, могут рассказать о ваших знаниях и выскажите своё мнение о сегодняшнем классном часе.

Интернет - ресурсы

Источник шаблона: Мурысева Галина Ивановна, МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области,

http://pedsovet.su /.

Источники фона презентации сайты : http :// blog . i . ua / /Песня%20о%2

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие по Крыму»

Программное содержание:
- Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме;
- сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их обитателях;
- расширять представления детей о народах населяющих Крым;
- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям;
- развивать связную речь, учить строить сложные предложения;
- развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Материал: Карта Крыма разделенная на четыре зоны (горы и лес, море, поле, города и села) ; четыре клубочка (зелено-коричневый, синий, желтый, оранжевый) ; картинки обитателей лесов, морей, полей Крыма, картинки гор: Аю-Даг, Карадаг, Ай-Петри, картинки овощей и зерновых культур выращиваемых на полях Крыма, садов и виноградников; костюмы для детей (русский, украинский, крымскотатарский) .
Предварительная работа:
1. Беседа о родном Крыме как части России, о народах населяющих наш полуостров; рассматривание карты, России, Крыма и мира;
2. Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь - горе», «О Черной горе- Карадаг», «О горе Ай-Петри») ;
3. Просмотр презентаций о животных и растениях Крыма;
4. Разучивание стихотворений о Крыме;
5. Рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»; 6. Прослушивание песен и музыки народов населяющих Крым.

Воспитатель: -Сегодня наше мероприятие хочу начать со чтения стихотворения.

А вы дети должны сказать о каком крае будет идти речь.

Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина? (Ответы детей)

Воспитатель: Россия – большая страна, наша большая родина. А как называется наша маленькая родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым). Обратить внимание детей на карту Крыма, почему Крым называется полуостровом? А как называется столица Крыма? (Ответы детей)

Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь родились вы сами. Наш Крым удивительный и сказочный и сейчас, ребята мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю и узнаем все о нем. А совершить это путешествие нам помогут волшебные клубочки.

Воспитатель: Первый клубочек у нас зелено-коричневого цвета,а вы ребята закройте глаза. Я сейчас я скажу волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! ». Сейчас мы узнаем, куда привел нас этот клубочек.(Дети открывают глаза, клубочек прикрепляется на карту Крыма, зеленая зона) .
Звучит запись «Шум леса»

Воспитатель: Куда же мы попали? (дети: в лес). Давайте мы с вами возьмемся за руки, послушаем звуки леса.

Ребенок:

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: Давайте узнаем, что же и кто же таится в загадочном Крымском лесу?

Скажите мне, ребята, какие деревья вы знаете растущие в лесах Крыма (ответы детей). А кустарники? Какие еще растения есть в лесу? (ответы детей). А где в Крыму растет лес? (в горах) Почему? (деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах). А какие Крымские горы вы знаете? (Карадаг, Аю-Даг, Ай-Петри) Молодцы, ребята!

А вы знаете, что у нас в Крыму есть высокий водопад, который вытекает из выступа крымских гор, называется он Учан-Су, летом он почти исчезает из-за жары.

Воспитатель: А скажите мне, кто же живет в крымских лесах? (Животные и птицы) Какие?

Воспитатель: Ну что ж, в горах и лесах Крыма мы побывали, отправляемся дальше? У нас есть второй волшебный клубочек синего цвета. Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (клубочек прикрепляется на карту, синяя зона) .
Звучит запись «Шум моря»
Воспитатель: Куда же привел нас этот клубочек? (дети: на море). Мы оказались на берегу моря. А кто знает, сколько морей в Крыму? Как они называются? А для чего нужно людям море, зачем они ездят на него? (ответы детей). А кто знает какая вода в море? (дети: соленая)

Ребенок:
Кто же это подшутил,

Море, над тобою?

Пошалил и посолил
Море голубое?

Можно в нем воды набрать,

Да нельзя напиться:
Можно только полоскать
Рот морской водицей.

Видно, соль со всей земли
К морю притащили,

Взвесить точно не могли
И… пересолили!

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, каких морских обитателей вы знаете (ответы детей). Молодцы! А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они фильтруют воду). Назовите самых крупных обитателей Черного моря (Дельфины, они добрые и умные)

Д\И «Кто живет в море»
- А в воде живёт индюк? Нет.

- А в воде живёт утюг? Нет.

- Ну, а корка от арбуза? Нет.

- А вообще живёт медуза? Да.

- А большие мандарины? Нет.

- В Чёрном море есть дельфины? Да.

- Рыбы в нашем море есть? Да.

- Крокодилов в нём не счесть? Нет.

- Дети плещутся в воде? Да.

- Вместе с птицами в гнезде? Нет.

Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!

Физминутка
Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше? Где же наш следующий клубочек? Какого он цвета? (Желтый). Говорим все вместе слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, желтая зона) .
Воспитатель: А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей в нашем краю очень много. Что люди выращивают на полях? (ответы детей). У нас на картинке изображено хлебное поле: люди выращивают пшеницу и рожь. Что из них делают? (Муку, а затем пекут хлеб). Какого оно цвета? (желтое, золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся, как будто волны.

Воспитатель: Важны для человека поля? Чем? (Они нас кормят). Мы должны их беречь от огня. А чем еще богат наш Крым? Что выращивают? (Сады и виноградники) Какие фрукты растут в садах? Что из них делают?

Воспитатель: Вот и на полях Крыма мы побывали, остался у нас один, последний клубочек, куда же он нас приведет? Какого он цвета? (Оранжевого). Давайте скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, оранжевая зона)

Воспитатель: Ребята, последний клубочек оранжевый, потому что окна в домах светятся оранжевым светом. И привел он нас в города и села Крыма. Какие красивые здесь улицы и дома, а живут в этих домах люди, люди разных национальностей. Люди – это главное богатство Крыма. Какие национальности народов Крыма вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, наш Крым богат национальностями, и что только люди не умеют делать и песни петь, и легенды складывать, и танцевать, и игры придумывать. У каждого народа есть свой язык, костюмы, традиции и обычаи. Давайте побываем в нескольких семьях разных национальностей и уз наем их традициях и обычаях.

Воспитатель: Итак, в какую семью мы попали
?

(Звучит русская народная музыка, выходит ребенок в русском костюме)
Здравствуй, русская красавица! Как зовут тебя? Вот в гости мы к тебе заглянули, можешь рассказать нам, какой-нибудь русский обычай?

Ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошо я с удовольствием расскажу вам об одном очень интересном обычае:
На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, бабушки и дедушки клали в таз с водой - уголек, зернышки и монетки.

Воспитатель: А зачем клали эти вещи?

Ребенок: Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. Зернышки, чтобы всегда был сыт. А монетки к богатству.

Воспитатель: И, конечно же, что бы всегда был здоров. Спасибо тебе (имя). Ребята в какой семье мы побывали? (в русской). Теперь пойдем дальше.
(Звучит украинская музыка, выходит ребенок в украинском костюме)
Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в украинской). Давайте поздороваемся на украинском языке: (дети: «Добрий день! ») Добрий день, добрый молодец! Как зовут тебя? Не расскажешь ли ты нам об обычаях своего народа?

Ребенок: Я хочу вам рассказать об украинском веночке. Его носили на голове незамужние девушки, считалось, что в нем есть волшебная сила, которая может защитить от беды. В венок вплетали лечебные травы, хлебные колосья, ленты, лук, чеснок. А еще венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну. Так же его прибивали на двери дома, чтобы у семьи было здоровье целый год.

Воспитатель: Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду. Спасибо тебе (имя, очень интересен был твой рассказ.

Ну, что ж заглянем еще в одну семью.
Запись крымскотатарской музыки (выходит ребенок в национальном костюме)
Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в крымскотатарской). Давайте поздороваемся на татарском языке: «Селям Алейкум! » Как зовут тебя красавица? Примешь нас к себе в гости, расскажешь обычаи своего народа?
Ребенок: Алейкум ассалам! Крымские татары очень гостеприимные люди, гостей встречают ароматным кофе со множеством лакомств, гость занимает лучшее место за столом. А еще в наших семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

Воспитатель:
А когда дети выполняют просьбу стариков, те им говорят «Чокъ сагъол балачыгъым».

На этом ребята мы закончим свое путешествие, самое главное, что б мы жили в мире и согласии, чтоб никогда не ссорились и помогали друг другу. Чтоб помнили и уважали традиции своего народа. Чтоб любили свою Родину, свой Крым и гордились им.
Ребенок: Даже если мало места,

Все равно нам здесь не тесно.

Вместе мы одна семья
Все народы здесь друзья.

Воспитатель: Спасибо вам ребята. Вы молодцы, хорошо отвечали, много знаете о нашем родном крае.

А сейчас мы хотим наградить детей дипломами за самый красивый национальный костюм.


Дошкольное учебное заведение детский сад №4 «Сказка»
методический кабинет
Конспект открытого занятия
ТЕМА: «Путешествие по Крыму»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Дворченко О. В.
Время проведения: май
Алушта, 2016
Тема: «Путешествие по Крыму»
ЦЕЛЬ: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
ЗАДАЧИ:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
МАТЕРИАЛ: проект по теме: «Путешествие по Крыму»; интерактивная доска; ноутбук.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Восп-ль: Нивы и горы твои волшебны, Родина,
Солнце и море твои целебны, Родина.
Эту землю мы сохраним
И внукам оставим цветущий, как сад, Крым,
Цветущий, как сад, Крым!
Зори свободы тебя согрели, Родина,
Братья-народы тебя воспели, Родина.
Эту землю мы сохраним
И вместе, крымчане, прославим в веках Крым,
Прославим в веках Крым!
Славься, Крым!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вы догадались, где мы будем путешествовать? (ответы детей) Ребята, скажите, как называется столица Крыма? (ответы детей) И первый город который мы с вами посетим – город Симферополь.
РЕБЁНОК-ЭКАСКУРСОВОД:
На берегах речных литья чугун
Салгира ивы, наклонились к звёздам
Где люди – как муравьи снуют, бегут
С зимы, в жар лета… так по «крымски» просто.
Искать не надо … знаем ты и я
В далёком времени проложенные тропы
Где соты – Крым … жемчужина моя
И в центре город … Пчёлка – Симферополь.
Крымскотатарское название города Акъмесджит – переводится на русский как БЕЛАЯ МЕЧЕТЬ. Симферополь – находится на реке Салгир. Это один из двух крупнейших городов Крыма. В древние времена на месте города располагалась столица Скифского царства – Неаполь Скифский. Ещё один перевод названия города Симферополя – «Город пользы», «Город – собиратель».
Памятники города:
Памятник – танк в память об освобождении Симферополя танковым корпусом от фашистских захватчиков.
Пятисотлетний дуб «Богатырь Тавриды» в Детском парке.
ЖД Вокзал
Восп-ль: Вот мы и побывали в городе Симферополе. А теперь, мы отправимся в город на берегу Керченского пролива. Как вы думаете, что это за город? (ответы детей) А нас уже ждёт автобус. А пока мы будем ехать, немного подвигаемся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Колёсики, колёсики и красивый руль,
Дворники работают, водичка льёт буль – буль.
Включаем зажигание и левый поворот,
На карте расстояние, поехали – вперёд!(движения по тексту)
Вот мы и приехали в город Керчь. А о Керчи нам расскажет Данил А.
РЕБЁНОК-ЭКСКУРСОВОД:
На горе высокой Митридате
Обелиск и пушки с трёх сторон
В честь бойца – матроса и солдата –
Памятник над морем возведён.
Затонувший пароход на рейде
Зданий в брызгах взрывов строгий вид –
Город, знавший множество трагедий,
Нам о бдительности говорит.
И упорством дышат улиц трассы,
А на берегу, не на воде,
Свежевыкрашенные баркасы
Говорят о мире и труде.
Керчь – город который находится на берегу Керченского пролива. Керчь – это один из древнейших городов мира. Сейчас на его территории находится много памятников истории и архитектуры.
Памятники города:
1.Гора Митридат которая находится в центре города.
«Обелиск славы» - там горит Вечный огонь в честь воинов, защищавших Керчь и освобождавших её от врага в годы Великой Отечественной войны.
Развалины древнего города Пантикапеи.
«Митридатская лестница» - в ней более четырёхсот ступеней.
2.В городе также есть много храмов и развалины крепостей.
Восп-ль: Спасибо, Данил, за рассказ. А в следующий город мы отправимся на катере.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Теплоход
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
Вот мы и добрались до следующего города. А о этом городе нам расскажет Никита.
РЕБЁНОК-ЭКСКУРСОВОД:
Богом Данная, величавая, -
На морских стоишь берегах,
Чуть весёлая, чуть печальная,
Нестареющая в веках!
С виду скромная и неброская –
Город многих столетий, -
Ты подарила нам Айвазовского
И пришла на его холсты.
Средь морской и небесной просини,
Облачённая в древний хитон,
Ты стоишь у волн, Феодосия,
Победительница времён!
Феодо́сия - город на побережье Чёрного моря. Название Феодосия означает в переводе с греческого языка «Богом данная». В Средние века носила название Ка́фа (тур. и крымскотат. Kefe).Культовые сооружения:
Церкви, мечети (действующие)
Средневековые храмы (недействующие)
Достопримечательности Феодосии:
Стены и ворота генуэзской крепости;
Фонтан Айвазовского;
Фонтан «Доброму гению»;
Армянский фонтан;
Грот Пушкина.
Памятники, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны
Картинная галерея имени И. К. Айвазовского;
Музей Александра Грина;
Музей Марины и Анастасии Цветаевых г. Феодосия;
Феодосийский музей денег
Восп-ль: Спасибо, Никита, за интересный рассказ. А теперь мы отправимся в город, название которого переводится, как чистый. Как вы думаете, что это за город? (ответы детей)
Вот мы и оказались в Судаке. А о Судаке нам расскажет Лера К.
РЕБЁНОК-ЭКСКУРСОВОД:
Что есть Судак, когда мы спросим,
Себе и вам хочу сказать –
В его ладонях нежность сосен,
Его душа – морская гладь.
Здесь песням радуясь прибоя,
Душою можно ощущать,
Уже на набережной стоя
Волны волшебный аромат
В древности город называли по-разному: византийцы - Сидагиос и Сугдея, итальянцы - Солдайя, в древнерусских источниках - Сурож. В османское время город получил название Судак. Название города переводится как: «священный», «чистый», «непорочный», «святой». Судак - традиционный центр производства вин и курорт.
Достопримечательности:
хорошо сохранившаяся генуэзская крепость.
мыс Алчак природные пейзажи
винодельческое предприятие
высаженная в начале прошлого века Кипарисовая аллея.
Восп-ль: Спасибо, Лера за интересный рассказ. А теперь мы отправимся в наш родной город. Город где мы живём. Какой это город? (ответы детей) А о Алуште нам расскажет Маша Д.
РЕБЁНОК-ЭКСКУРСОВОД:
Звенят над Алуштой рассветы
И моря грохочет прибой;
И солнцем Тавриды согретыМечты обретают покой;
И горы в предутренней рани
Глядят в необъятную даль;
Где пахнет в прозрачном тумане
Вспененный цветами Миндаль;
И чаек разбуженных стаи
Встречают рассвет золотой;
Страницы былого листая,
Платаны мне машут листвой.
Забыв про усталость и горе,
Не в силах сдержать я восторг;
И снова кипящее море
Зовет на бескрайний простор. Игнат Криворучко
Алу́шта - город-курорт. Расположен на южном берегу Крыма.
Достопримечательности:
Крепость Алустон
Средневековое укрепление Фуна.Дача купца Н. Д. Стахеева, ныне - Центр детского и юношеского творчества.
Дача «Голубка», ныне - Центральная городская библиотека им. С. Н. Сергеева-Ценского.
Храм во имя всех Крымских святых и Феодора СтратилатаМечеть Юкары-Джами.
Косьмо-Дамиановский (Козьмодемьяновский) монастырь.
В городе - памятники писателям, членам правительства Республики Таврида, памятные знаки в честь крымских партизан и советских воинов-освободителей.
Гора КастельГора ДемерджиДолина привидений
Гора Чатыр-Даг
Восп-ль: Спасибо, Маша, за познавательный рассказ. А дальше мы отправимся в город Ялту. Но доберёмся мы туда как туристы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Восп-ль: Вот мы и пришли в Ялту. А про Ялту нам расскажет Саша С.
РЕБЁНОК-ЭКСКУРСОВОД:
Ялта - город, где сбываются мечты.
Сюда ты приезжай и обо всем забудь.
На набережной голубей с руки ты покорми
Или на катере отправься в дальний путь.
Ялта - признанная столица курортов Крыма, важный пассажирский и торговый порт на Южном берегу Крыма. По наиболее распространённой версии, название города происходит от греч. ялос - «берег», однако считают, что название города имеет и другое происхождение. С крымско-татарского ялыда переводится как «на берегу» (крымско-татарское ялы - «берег»). Вокруг города прекрасная природа. Наибольшими парками Ялты являются Массандровский, Ливадийский, Мисхорский, Алупкинский. В Красную книгу России занесено 164 вида растений Крыма и в частности Ялты.
Достопримечательности:
Жители города не зря называют Ялту огромным музеем под открытым небом, в самой же Ялте достопримечательностью является в первую очередь сам город.
ялтинская канатная дорога;
зоопарк «Сказка»
Музей-парк «Поляна сказок»
Ялтинский дельфинарий
Ялтинская киностудия
Никитский ботанический сад
Дворцы
Церкви
Водопад Учан-Су
Ласточкино гнездо
Восп-ль: Спасибо, Саша, за рассказ. А дальше мы отправимся в город-герой Севастополь. В этот город мы отправимся по морю.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Восп-ль: А про Севастополь нам расскажет Глеб П.
РЕБЁНОК-ЭКСКУРСОВОД:
Бело-синий город Севастополь,
Белокрылый город в синеве...
Моря ослепительная пыль
В скверах оседала на траве.
Мария Петровых
Севасто́поль - город на побережье Чёрного моря. Незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический и культурно-исторический центр. В Севастополе расположена главная военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации.
В древности первым поселением был город Херсонес.
Севастополь был построен по приказу императрицы Екатерина II. Название города состоит из двух греческих слов Севастос - «высокочтимый, священный» и полис - «город».
Самые знаменитые достопримечательности города:
Панорама «Оборона Севастополя»;
Малахов курган;
Диорама «Штурм Сапун-горы»;
Арка в честь 200-летия города на въезде
памятник императрице Екатерине II
Памятник затопленным кораблям
Графская пристань
Развалины города Херсонеса
Восп-ль: Спасибо, Глеб, за содержательный рассказ.
Вам понравился этот город?(ответы детей) Ну тогда давайте поиграем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Я иду и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Восп-ль: А про следующий город, на нашем пути, я вам расскажу сама.
О Евпатории/Город, влюбленный в меня.
Иссушенный ветром морским,
Сполна опаленый жарой...
Он стал мне таким родным,
Тот город, где бьется прибой.
Горячее солнце и волны,
Соленые брызги в лицо...
Прекрасный в любую погоду,
С характером древних отцов.
Евпато́рия- приморский город-курорт. На протяжении своей истории город носил три названия: Керкинитида, Гезлев, в новое время - Евпатория. Евпатория - «Благородная», «Рождённая благородным отцом». Евпатория – детский курорт.
Достопримечательности:
Церкви;
Мечети;
Трамвайная линия
Евпатория известна своими лечебными грязями: близ города разбросаны озёра-лиманы Мойнаки, Отар-Мойнакское, Ялы-Мойнакское, Сасык-Сивашское. Большой лечебной силой обладают грязи и вода этих озёр, высококонцентрированный соляной раствор - рапа.
А последний город на нашем пути – очень старый город Бахчисарай. Этому городу много лет. Ребята, а какой прибор измеряет время? (ответы детей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Тик-так
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнут ы перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)
РЕБЁНОК-ЭКСКУРСОВОД:
Бахчисарай упал в долине,
Венцом бессмертного чела.
Гарем Гирея жизнь и слава,
Воспетого фонтана горькая слеза.
Четырдаг высокая вершина,
В цепи коварных крымских гор.
Укрыта облаком, - грудь исполина.
Но видим он, со всех сторон.
Вершины гор упёрлись в облака,
Скалы здесь целуют тучи.
Страж с неба смотрит с высока.
И молнии бросает по округе.
Александр Алексеев
Бахчисара́й - город в Крыму, бывшая столица Крымского ханства. Название переводится с крымскотатарского как «сад-дворец».
Достопримечательности:
Крыши старого города в Бахчисарае
Ханский дворец
Минарет мечети в Бахчисарайском дворце
Пещерный город Чуфут-Кале.
Мужской монастырь «Свято-Успенский»
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Восп-ль: Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? (ответы детей) Скажите а в каких городах вам хотелось бы побывать и какие достопримечательности вы хотели бы увидеть воочию? (ответы детей)
Ребята, наш Крым многонациональный. Здесь живут дружно и русские и украинцы и крымские татары. Давайте и мы закончим наше занятие на дружеской ноте.
ПСИХОГИМНАСТИКА:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре кругу соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём.

Тема: « Наш волшебный Крым»

Цель: Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Чёрного и Азовского морей, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья; закрепить знания детей Крымских городах курортах : Феодосии, Судаке, Алуште. Познакомить с городом Ялта, Севастополь-город герой славы. Уточнить знания о международном детском центре «Артек». Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова –определения. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе(морю). Систематизировать знания детей о столице Крыма.

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия. Феодосия- картинная галерея, И. К. Айвазовский, А. Грин, порт. Ялта, Севастополь –памятник, слава. Морские обитатели: катран, дельфин, краб, медуза, рыба-игла, морской ёж, ставрида.

Материал: Карта Крыма, папки передвижки с достопримечательностями городов: Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь.Иллюстрации морские обитатели, картинки для разукрашивания- морские обитатели. Дидактический материал для игры « расшифруй задуманное слово по первому звуку».

Ход занятия.

1)Беседа о Крыме.

В: Сейчас я вам расскажу легенду о происхождение земли.

*Много лет назад на планете были только моря.Но вот море начало волноваться,забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.

В: дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым).

Правильно,ребята мы поговорим о Крыме. Скажите, как называется наш полуостров на котором мы живём? (Крымский п-ов).

— Почему его называют полуостровом? (Потому что с трёх сторон омывается морями).

— Посмотрите на наш Крымский п-ов., как он расположен. На море.

— Как правильно называется полуостров?

(Автономная Республика Крым)

*Наш Крым – удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане.

Наш п-ов. Сказочно красив. Что бы передать свои впечатления от увиденного, живущие в Крыму, создают множество лирических стихотворений.

Я прочитаю вам отрывок из стих., который написал А. С. Пушкин.

«Кто выдел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега.

Где на холмы под ласковые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне, кто видел край прелестней?…»

— Какими словами называл Крым А. С. Пушкин?

Чтение ст-я о Крыме.

*Крым-это здравница и это чудо-сад,

Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

Крым-это море, это райские места,

Крым-это южных гор крутая высота.

Крым-это сказка, заглянувшая в глаза. И.Коробкина.

2)Симферополь- крымская столица.

В: В Крыму есть много городов. И самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется –этот город?

(Симферополь).

Что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, « полис» -город.).

Как вы думаете, почему его так называют?

(Все люди, приезжают в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).

Я предлагаю вам рассказать о городах родного Крыма. Представьте вы, что вы- экскурсоводы, во время путешествий мы посетим курортные города, познакомимся с достопримечательностями. У каждого будет карта путеводитель.

Наш главный город Симерополь.

*Южная красавица- белая столица

Над Салгиром ивушка в зеркало глядится

Добрым нравом славится и людьми гордится

Симферополь –город мой, — крымская столица.

*Симферополь сердце Крыма

Город сердца и тепла

Город южный, как красив ты,

Это Родина моя!

(Показ папки с фотографиями города Симферополь, краткий рассказ)

— А теперь мы отправимся в восточную часть Крыма.

Мы находимся в городе Феодосия.

Ф.М. игра « мы едем, едем в далёкие края».

*Феодосия — Богом данная красота земли первозданная,

Золотым песком к ногам стелется. К небу тянется юным деревцем.

Солнцем светится винограда гроздь, зачарует ночь ароматом роз.

Красота Земли Богом данная, Феодосия- дочь желанная.

Айвазовского сердцем согретая, и стихами поэтов воспетая.

— В этом городе обязательно нужно посетить галерею И. К. Айвазовского.

Этот художник жил в Феодосии, много сделал для города, построил вокзал и железную дорогу. Очень любил море. Иван Константинович написал очень много картин о море. Есть в Феодосии дом- музей Александра Грина (писателя). Шесть лет он жил в Феодосии, написал много интересных рассказов « Алые паруса» , «Бегущая по волнам», Золотая цепь».

Ф.М. Гимнастика расслабления под музыку.

— Давайте закроем глаза и представим,что нам светит тёплое солнце, оно согревает нас. Его лучи скользят по нашим лицам, плечам, рукам, спинам, ногам. Но вот солнце пропало. Открывайте глаза. Чем южнее мы движемся,

Тем гористее становится берег. Это горы, на какое- то мгновение закрыли солнце. Посмотрите, что за крепость?

Это- крепость символ города Судака.

Что мы можем рассказать об этом городе?

— Судак расположен в Судакской долине. Со всех сторон его окружают живописные горы. Есть здравницы и санатории. В Судакской долине растёт виноград.Свежесть чёрного моря, виноградные ягоды помогают людям укрепить своё здоровье и уехать домой загорелыми, здоровыми и довольными и довольными.

*Судак увенчанный короной крепости, хранящий таинства былых веков.

На море Чёрное, на море Вечности, ласкает камушки у берегов.

Живу тобою наслаждаюсь, дышу твоею красотой

Ну как тобою не гордиться, ты для меня Судак родной.

Какие бухты, горы, пляжи, такая чистая вода,

Такой природой, где живём мы, должны гордиться мы всегда.

Ф.М. Я хожу, хожу, хожу, я на месте не сижу

Я бегу, бегу, бегу, я без движенья не могу.

— На нашем пути стоит наш любимый город Алушта. Почему мы любим –этот город?

(это наш родной город,мы здесь родились и живём)

Что мы можем рассказать об Алуште.

(название Алушта от греческого названия Алустон.)

*Нет Алушты без ротонды

И высоких кипарисов

И каштанов и больших цветов магнолии душистых

В буйном цвете роз и милый парк Приморский утопает

И троллейбус в Уголок Рабочий под гору съезжает.

*Алушта – это здравница, позволяет оздоровиться, поправить здоровье,

С уникальными памятниками природы истории и культуры.

Рассказ детей о достопримечательности города Алушта.

Крымский заповедник, крепость Алустон, Профессорский уголок, памятник и музей С. Сергеева Ценского, аквариум, Крым в миниатюре, ротонда –набережная, мятники партизанам и героям В. О. В., Краеведческий музей. Танк- памятник освободителям Алушты 15 апреля.

— Мы отправляем путешествовать в Ялту.

*На встречу нам виднеется гора,на что она похожа?

Как она называется?

(Медведь-гора)

*Лежит себе Медведь- гора, нос прикрывает лапой,

А рядом ходит детвора, не страшен косолапый.

Не станет ведь гора реветь, хоть и зовут её Медведь.

— На побережье Чёрного моря, возле Медведь –горы находится детский оздоровительный центр « Артек», где отдыхают дети со всех уголков мира. Дети в Артеке отдыхают, плавают, загорают, танцуют, играют. А главное все дружат.

*На юге,у чёрного моря, весёлое царство ребят.

О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

С лазурью его не сравниться, всех прочих морей синева

По всем городам и столицам, идёт об Артеке молва.

— Вы знаете, что такое дружба?

Напомните поговорки и пословицы о дружбе.

— Один за всех и все за одного.

— Нет друга- ищи, а нашёл –береги.

Сам погибай. А товарища спасай.

— Крепкую дружбу и водой не разольёшь

— друг познаётся в беде.

В Артеке любят играть в разные игры давай те и мы поиграем « Мы весёлые ребята».(дети становятся в круг берутся за руки, идут по кругу и произносят: « Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать,ну попробуй нас догнать. Раз, два, три-лови! В середине круга стоит Ловишка и по команде ловит детей, дети убегают, и садятся на стульчики.

— Следующий город. который раскинулся на берегу Чёрного моря г.Ялта.

*Этот город – Ялта. Посмотри дружок,

Солнечное небо, жёлтенький песок.

Бьёт о борт бетонный,сильная волна!

Будто приглашает в гости нас она.

В: — А вы знаете легенды о Ялте.

*Давным — давно из Греции отправился корабль. Уже много дней корабль был в море. Моряки устали, у них закончилась питьевая вода. Волны уносили их всё дальше и дальше. И вот однажды утром моряки увидели вдали чудесный берег.

— Ялос, Ялос!-закричали моряки увидели в дали чудесный берег. Корабль причалился к берегу. Очень понравилось здесь грекам.Они стали строить город – Ялту.

Кто из вас был в Ялте?

— Что запомнилось вам?

(ответ детей).

Ф.М. (музыка, шум моря)

Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно,

Брызги пены, шум прибоя, а над море мы с тобою!

Мы теперь плывём над морем, и резвимся на просторе

Веселее загребай, и дельфинов догоняй.

— И вот мы приплыли, в знаменитый город славы Севастополь!!!

*Символ стойкости и славы, и величия моряков.

Севастополь- город славы, символ мужества веков.

На Малаховском кургане искры вечного огня

Застывают в сером камне, память прошлого храня.

Они помнят, как Корнилов, раненый в бою, лежал

Как, сражаясь, пал Нахимов, натиск турок удержал.

Вспоминают ветераны с болью о былых боях.

Незалеченные раны, кортик, китель в орденах.

Севастопольскую славу, и заветы старины

И великую державу, помнят славные сыны!

Севастополь- город славы, город- герой!

(дети смотрят фото — памятники Севастополя)

В: Севастополь -главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран. Здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов. И сейчас охраняют моряки границы от незваных гостей.

В: Молодцы ребята много рассказали о Крыме. А знаете ли вы, зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму? (ответ детей)

Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю.

Ф.М. К морю быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз- это брас,

Одной рукой — это кроль,

Все плывём мы, как один

Все плывём мы, как дельфин

Вышли на берег морской,

И отправились домой!

В: А вы знаете обитателей чёрного моря. Д/И «Какое слово за шифрованно».

(краб, медуза, креветка, звезда, дельфин, мидия, скат, камбала, катран, конёк, рыба игла, ёрш)

В: Чем полезны морю крабы, медузы, мидии?

(они фильтруют воду)

Назовите самых крупных обитателей Ч. М.?

(дельфины) Они добрые и умные животные, относятся к отряду млекопитающих, не могут жить без воздуха, вскармливают детёнышей молоком.

Д/И « Кто живёт в море»

— А в воде живёт индюк? Нет.

— А в воде живёт утюг? Нет.

— Ну, а корка от арбуза? Нет.

— А вообще живёт медуза? Да.

— А большие мандарины? Нет.

— В Чёрном море есть дельфины? Да.

— Рыбы в нашем море есть? Да.

— Крокодилов в нём не счесть? Нет.

— Дети плещутся в воде? Да.

— Мусор плавает в воде? Нет.

В: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!

Посмотрите, сколько фотографий морских обитателей сделали подводным фотоаппаратом. Только они получились чёрно белыми, некрасивыми. Давайте их раскрасим в яркие цвета.

(По окончанию работы, дети наклеивают рисунки на плакат голубого фона)

В: Посмотрите, какая объёмная панорама у нас получилась, видно всех морских обитателей. Эта работа украсит нашу группу и будет напоминать о наших путешествиях.

Итог занятия.