Большая психологическая игра "невероятное путешествие". Деловая игра «катастрофа на воздушном шаре Игра полет на воздушном шаре психология

15 апреля 2016 Эксперт в сфере подбора персонала среднего и высшего звена (найду лучших!). ИП Гузенко Анастасия Сергеевна

Игра для оценки команд "Воздушный шар"

Хочу привести пример еще одной игры из своей практики.
Игру "воздушный шар" использовали для оценки сплоченности и выявления индивидуальных качеств коллектива магазина, т.е. сотрудников, которые работают друг с другом некоторое время.
Цели: научить участников игры принимать коллективные решения в условиях неопределенности, овладеть эффективным взаимодействием, а также обучить сотрудничеству.
Процедуры:

  1. принятие индивидуальных решений,
  2. выработка коллективного решения в группах,
  3. межгрупповое взаимодействие: дискуссия,
  4. анализ результатов и подведение итогов.

Время: 45 мин.
По завершению игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

Информация для участников игры:

Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном до ближайшего участка суши 500-550 км.

Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, достаточно большой, скоростью.

Весь экипаж собрался в центре гондолы, для того чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы суметь приземлиться живыми.

В гондоле остались следующие предметы:

  1. Канат- 50 м.
  2. Аптечка с медикаментами — 5 кг.
  3. Компас гидравлический - 6 кг.
  4. Консервы мясные и рыбные — 20 кг.
  5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) — 5 кг.
  6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг.
  7. Конфеты разные - 20 кг.
  8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа).
  9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг.
  10. Палатка 10-местная- 20 кг.
  11. Баллон с кислородом- 50 кг.
  12. Комплект географических карт- 25 кг.
  13. Канистра с питьевой водой- 20 л.
  14. Транзисторный приемник - 3 кг.
  15. Лодка резиновая надувная- 25 кг.

Задача: принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем делим аудиторию на команды по 5-7 человек, и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение.

Озвучиваем правила игры:

o Нельзя высчитывать проценты: сколько «за» и сколько «против».

o Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).

o Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений - компромисса.

o Высказывать свое мнение может любой член экипажа.

o Количество высказываний одного человека не ограничивается.

o Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.

o Если хоть один член экипажа возражает против приятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.

o Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

o При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не часть их).

Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.

В случае если договориться не удастся - экипаж «погибнет».

После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики:

Что способствовало успеху?

Уровень компетентности участников игры. Конструктивность взаимодействия. Культура полемики.

Общность целей (индивидуальных и групповых).

Эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество).

Четкая организация обсуждения. Умение слушать партнеров. Желание победить и др.

Что препятствовало эффективной работе команды?

Слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации.

Неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам).

Превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми. Слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового. Низкая культура спора, слабое владение вербализацией.

Неразвитая эмоциональная культура и др.

Эта очень известная, можно сказать - традиционная групповая (командная) игра, проявляющая групповую сплоченность (или отсутствие таковой), наличие и характер лидерства в группе, а также насколько мелкие соображения личного выигрыша могут заслонять цели большие, важные - вплоть до необходимости выжить...

Предложенный здесь вариант "Катастрофы" имеет несколько отличий от традиционного ее варианта: а именно:

· игра сопряжена со следующей - "Необитаемый остров", что делает ее сценарно увлекательней;

· несколько изменен подлежащий ранжиру список вещей - он подработан под следующую игру "Необитаемый остров" и делает выбор более сложным и увлекательным. Впрочем, приводится и более нейтральный-стандартный вариант списка вещей - тогда игра идет спокойнее и не так остро.

В "Катастрофу" можно играть и одним составом, без разбивки на несколько команд, но если количество игроков оказывается больше двадцати, это уже нецелесообразно. На наш взгляд, группу предположим 32 человека стоит разбить на четыре команды по 8 человек. Разбивка может по любому принципу, но мы обычно формируем "идейно-тематические" группы по следующей процедуре:

– Кто у нас в группе самый Глубокий-Мудрый? А самый Добрый-сердечный-сострадательный? А самый Трудяга-Работяга? А самый Дикий Варвар? - Выбрать этих Лидеров.

· Возможен вариант, когда эти Лидеры выбираются отдельно среди ребят и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг ядра из двух Лидеров, парня и девушки.

Теперь эти Лидеры вокруг себя, вызывая по одному человеку, формируют себе команды Работяг-Деятелей, Гуманистов-Сердечников, Варваров и Мудрецов. Так сформировались четыре команды, сели в четыре замкнутые м-группы.

· Как правило, взявшись за руки и закрыв глаза, чувствуя только руки друзей. И тогда последующая настройка-вводная начинается как с обычных формул расслабления, тонкой чувствительности, переходя позже на тематику “Полета на воздушном шаре”.

Лирическая настройка-вводная (выход на Тему):

Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара, который был подарен вам (например, комитетом по делам молодежи ООН). Вы поднимаетесь над землей, вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над морем - видимо, это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн - но какое вам до этого дела, ваш воздушный шар уверенно несет вас в даль. Но что это? Вот на горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это - гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары - и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, он ее перевернет. Вдалеке, по направлению ветра - несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей - и долетите до островов. Но что выбросить? Учтите, что какие-то вещи могут пригодиться, чтобы выжить на этих необитаемых островах, и сколько вам там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах сказать что-то трудно: сейчас тепло, но какая будет зима - неизвестно.

Все открыли глаза и оказались в своей группе, не забывая обстановку, в которой вы находитесь.

Итак, все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и сделают самостоятельное ранжирование: в какой последовательности вы будете выкидывать вещи, чтобы до острова долететь. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер - во вторую, семнадцатым номером - то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа строго самостоятельно, ни какие вопросы с соседями обсуждать нельзя. На всю работу у вас строго 10 минут.

Список вещей, находящихся в гондоле шара: Каны, миски, кружки, ложки - 7 кг; Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 6 кг; Подборка полезных книг про все - 22 кг; Консервы мясные - 20 кг; Топоры, ножи, лопата - 12 кг; Канистра с питьевой водой - 20 л; Бинты, вата, перекись, зеленка - 5 кг; Винтовка с запасом патронов - 30 кг; Презервативы и другая контрацепция - 2 кг; Импортный шоколад - 10 кг; Золото, бриллианты - 4 кг; Очень большая собака - 55 кг; Рыболовные снасти - 1 кг; Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь - 3 кг; Теплая одежда и одеяла - 50 кг; Соль, сахар, набор поливитаминов - 9 кг; Медицинский спирт - 10 л

· Дополнительно мы в этой разработке даем другой список вещей: более стандартный и не привязанный к следующей игре "Необитаемый остров”.

10 минут индивидуальной работы.

После того, как свое - индивидуальное - ранжирование сделал каждый, дается задание для работы в командах: "Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда - долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего - упадете и утонете в море. Выкинете не то - умрете на острове с голоду или беззащитно погибнете. Тем более - если выкинете сразу все: это равносильно гибели. Свое индивидуальное ранжирование сделал каждый, но все вы в командах, и каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас не меньше 20, не больше 30 мин. Раньше решили - больше вещей у вас останется. Закончив работу, вы подведете ее итоги, в частности, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе всех к общегрупповому. Как это подсчитать, я объясню потом, это несложно. И тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым - или кто лучше всех умеет убеждать других".

30 минут командной работы.

· Очень часто в группах идут энергичное, но тупое препирательство, в ходе которого никаких решений принять не получается. Тогда ведущему стоит "останавливать ход времени" и вправлять мозги: "Все закрыли глаза. Ход времени остановился, вы просто наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, легко перевернут они корзину, и большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А в корзине идут разговоры, и чем больше они идут, тем ниже падает корзина... Интересно, смогут ли все-таки выжить эти люди? И от кого это зависит? ... Время включается снова! Работаем!"

Те м-группы, которые выработали решение раньше, ранжируют победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть его список ранжира, и есть список ранжира общегруппового. По каждому пункту надо посчитать МОДУЛЬ РАЗНОСТИ. То есть, если по п. 1 (Каны, кружки...) у Васи ранжир 3 (он решает выкидывать это третьим номером), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна двум (5 - 3 = 2). Если бы у Васи этот пункт был бы на 5-ом месте, а у группы на 2-ом, разница была бы “три” (а не минус три, потому что берется всегда модуль разности). Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от общегруппового, и сравнить, чье решение к общегрупповому оказалось ближе - Васино или Петино.

Если же группа не сумела справить с заданием досрочно, этот ранжир победителей можно совершенно безболезненно пропустить. Это, конечно, очень интересно для игроков, но, на наш взгляд, вещь малонужная. Если есть возможность, это стоит обсудить с группой: что, на их взгляд, важнее: умение доказать именно СВОЮ ПРАВОТУ - или работать в целом на СПАСЕНИЕ ГРУППЫ?

· Теоретически очень несложно представить себе тактику, когда Вася может быстро “подмять” под себя всю группу. Он просто заявляет: “Друзья! Вот мое решение, и я предлагаю всем принять его. Дело в том, что решение по условию задачи должно принимать только единогласно, а никаких поправок к своему решению я не приму. Я вполне готов погибнуть, а вы, наверное, хотите жить. И вы останетесь живы только в том случае, если без спору без драки примете решение мое...” Вопрос: считать ли Васю гением общения?

А что по-настоящему важно, так это обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. “Какова была общая стратегия? Кто вносил какой вклад (дать обратную связь на каждого). Ранжирование: Кто нас спасал и наоборот (С КЕМ БЫ ТЫ НЕ ПОЛЕТЕЛ?) - по стилю обсуждения и работы.

На это обязательно надо дать 10 мин. Если же этот момент пропустить, то для ребят все происшедшее окажется только увлекательной, но не психологической игрой. Только ПРИКЛЮЧЕНИЕМ, но не УРОКОМ ЖИЗНИ.

Стандартный набор (не привязанный к игре "Необитаемый остров"):

Каны, миски, кружки, ложки 9 кг
6 кг
2 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
7 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 25 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
3 кг
9 кг
Медицинский спирт 10 л
Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 9 кг
Ракетница с компл. сигн. ракет 6 кг
Комплект географических карт и компас 2 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 7 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 25 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л

Список вещей, ориентированный на игру “Необитаемый остров”

Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 7 кг
6 кг
22 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 5 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
2 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 4 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Теплая одежда и одеяла 50 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л
Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 7 кг
Ракетница с комплектом сигнальных ракет 6 кг
Подборка полезных книг про все 22 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 5 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Презервативы и другая контрацепция 2 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 4 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Теплая одежда и одеяла 50 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л

Необитаемый Остров

При правильном настрое эта игра может быть большой и может дать очень много. Она может:

· продиагностировать взаимоотношения между членами команды, выявить лидеров, симпатии и антипатии,

· проявить личностные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах (мужество и мудрость, жестокость и безответственность, творческое начало и упрямство, бодрость духа и неожиданное занудство);

· наглядно показать, как строятся (придумываются) законы человеческого общества, что в них случайного, а что - рождено требованиями самой жизни;

· познакомить с реалиями совершенно взрослой жизни.

Игра может запускаться и самостоятельно, но вживание в нее происходит быстрее и лучше, если она идет как продолжение игры "Катастрофа на воздушном шаре". Этот вариант мы и показываем.

Игра лучше всего проходит в группе (команде) численностью от 7 до 15 человек. У нас обычно играют параллельно четыре команды по 7-9 человек (Трудяги, Варвары, Мудрецы и Гуманисты).


Инструктаж к Игре:

"С помощью Господа Бога вы почти благополучно спаслись и оказались на Необитаемом острове..." (далее зачитывается - см. Приложение).

Вы не совсем с пустыми руками, у вас есть вещи - последняя треть из списка вашего ранжира (кто раньше - у того половина) плюс зажигалка с запасом жидкого газа.

Вы не обязаны реализовывать Символику вашей группы. Вы собрались под знаком Мудрецов, но теперь живите, какие вы есть реальные. Игра - способ лучше узнать друг друга в обсуждении - и жизни. Сделайте свою жизнь-обсуждение живыми и яркими.

Начать ИГРУ, оставить 10 минут на обсуждение итогов игры-работы и обратную связь на каждого.

· В "Необитаемый остров" мы обычно играем в два этапа. Первый раз - как бы пробная игра, устраивается сразу после "Катастрофы..." и длится недолго. Но за это время все входят в ее атмосферу и к следующему разу, ко второму разыгрыванию "Острова" оказываются хорошо душевно подготовленными.

По итогам первого этапа игры стоит обсудить, какие команды смогли сделать игру интересной, а какие - нет. Стоит, в частности, подсказать, что не интересно, если вы, как игроки:

– заняты только делом, а не психологией. Полчаса обсуждаете, будут ли на острове козы, а не поинтересуетесь душой того, кто согласился быть палачом. Что стоит за вашими выборами-решениями? Какая психология?

– не делитесь своими переживаниями по ходу игры. Кого-то принятая жизнь на Острове уже тяготит, но он сидит, терпит и молчит.

– все решения перекидываете на Лидера-Старшого. "Будет проблема - Старшой решит". Пусть решает сейчас! Как бы вы решили на месте Старшого?

– уходите от проблем. Надо делиться на семьи - не хи-хи, а делитесь!

Продолжение игры в Необитаемый остров: игра запускается заново, возможно с небольшим обновлением состава команд и с большим временем. Перед игрой стоит напомнить основные установки, делающие Игру интересной - и предупредить о важности решения вопроса о власти.

Стоит предупредить, что власть может быть захвачена. Например, один сильный договаривается с другим сильным, сманивает на свою сторону колеблющихся - и подавляет раздробленную оппозицию, диктуя ей свои условия. Обыкновенный фашизм.

Другая опасность - тягомотная демократия Советов, где каждый мелочный вопрос решается по часу и у каждого свое мнение.

Первое обсуждение в м-группах: Какую задачу перед Жизнью на Острове вы ставите? Чему хотите себя научить? Будут ли индивидуальные задания? - 5 мин. - и доклады.

Дополнительное задание: "Будьте готовы сделать Рекламу Своего Острова и своей жизни!"

ИГРА идет неопределенное количество времени (от часа до двух), пока одна или две команды ее точно не исчерпают.

Во время игры-обсуждения каждые 15 мин. стоит делать РЕФЛЕКСИЮ по пунктам (для этого в каждую команду раздать шпаргалку с вопросами):

– дружественная, добрая, веселая атмосфера? Кто создает тепло, а кто - конфликтоген или зануда?

– конструктивность? Решаете быстро, дельно, сильно? Кто создает пустой треп или вязкое болото?

– динамика, острота сюжета? Создаете ли трудные, острые ситуации-сюжеты? Кто?

– кто - вне обсуждения? Почему?

По окончании Игры 10 мин ее обсуждение и обратная связь на каждого. Что я дал для жизни на Острове? Много ли?

В какую Общину ты пошел, если бы твоя Община погибла? - К Варварам? Работягам? Мудрецам? Гуманистам? Выбор аплодисментами.

Игра

Волею судеб вы оказались на НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения, короткий холод зимой, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - почти нереально. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и трагичность происшедшего, тем более что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью вспыхивает ярость и драки насмерть. Тут не место для развлечений, трепа и хихонек - вам надо есть и надо выжить. Настройте себя соответствующим образом - и наблюдайте за собой: как проявите себя в этой жизни?

Вы должны освоить остров, организовать на нем хозяйство. Для этого на листке бумаги сделайте карту острова и обозначьте, что на нем где есть.

Кто у вас будет Лидер? Какие есть у него рычаги власти?

Вам нужно наладить социальную жизнь: наметить первоочередные дела, распределить функции, роли, обязанности и т.п. Какие санкции за невыполнение или плохое выполнение обязанностей? Если у вас случится ситуация "Стрекоза и Муравей", то что Муравьи скажут Стрекозе? И если он один Муравей, а все - Стрекозы?

Вы будете выдумывать законы свои или примете какую-либо религию, где законы общежития уже определены? А если среди вас неверующих кто-то верующий и тратит время на постройку часовни и молитвы, вместо того чтобы трудиться на огороде или воевать вместе со всеми, как тогда?

Как вы будете решать задачу распределения? Всем поровну? по трудовому вкладу? больше слабым и больным? (и у вас оказывается выгоднее быть слабым и больным?) больше сильным, ибо от них больше проку? А если кто-то сердобольный решит подкармливать лентяя, которого все решили не кормить?

Ваша община принимает решения большинством голосов? А могут ли мужчины, если их большинство, решить про жизнь женщин?

Пределы власти вашей Общины, может ли она вмешиваться в чью-то частную жизнь? Имеет ли право человек никого не слушать и жить по своему? А если он злой и вредит? (На острове растет конопля, и один из вас стал наркоманом, не работает, ворует и писает в щи).

Возможен ли у вас раскол на две колонии? Что делать, если одна группировка начинает диктовать свои условия другой, более слабой? Если кто-то захочет жить отдельно, имеет ли он право на отдельный собственный кусок острова? На часть имущества? На какую? (У вас на всю общину два топора, он сам забрал себе один - иначе, говорит, не выживу. Ваши действия?)

Какое наказание за изнасилование? убийство на почве ревности? воровство? поджоги? Есть ли у вас что-то, за что полагается смертная казнь? Кто тогда будет палачом?

Есть ли у вас неприкосновенность личной собственности? Имеет ли право община у кого-то что-то (хижину или вещи) реквизировать в случае острой необходимости? А если он не отдает и воюет?

При жарком климате: вы все равно будете соблюдать приличия и требовать хотя бы минимума одежды, или разрешается ходить без?

Имеет ли право каждый мужчина когда-то иметь женщину, чтобы не взбеситься? Как это право он может реализовать? Кто хотел бы, чтобы свои занятия сексом окружающие скрывали? А кто разрешил бы сексу быть открытым?

У вас будет "шведская семья"? Многоженство-многомужество? Пары? Кто с кем? Какие примете законы про ревность? В какой идеологии будете воспитывать детей?

Если первые годы вы не можете позволить себе рождения ребенка (вас мало, и каждый работник на счету), что делать с риском забеременеть без возможности аборта? Судьбу ребенка определяет родители, община или мама? Имеет ли право пара рожать детей, если кормить детей потом приходится другим?

Имеет ли право кто-то вести образ жизни, делающий его слабым, болезненным и обузой для остальных?

По результатам ваших решений: Нет ли у вас теперь обиженных, недовольных, одиноких? Сможете ли вы им чем-нибудь помочь?

Когда благоустроитесь: будут ли у вас выходные, праздники? Какие, когда? Как их будете устраивать? Каких других ритуалов вы захотите придерживаться?

__________________________________

Вам дается полная свобода действий в рамках задания. Выберите летописца, чтобы записывать все, что вы решили, вести "летопись жизни". И постарайтесь, чтобы ваша жизнь была живой и богатой. Может быть, вам удастся не только выжить, но и создать Земной Рай? - Вперед!

Я - Хозяин?

Эта игра - тренинг уверенности в себе. Основной механизм - ролевая игра типа актерской, а мотивом оказывается ситуация командного состязания, ситуация "брошенного вызова". Это очень сильный мотив, и там, где пасует человек сам перед собой и ведущий один на один перед ним, группа сверстников в ситуации командного соперничества из самого слабого за несколько минут "выжимает" максимум из возможного.

Вопросы ведущего: “Что такое для вас Хозяин? А Не-Хозяин?” В процессе ответов группы идет формирование общих смыслов.

· Отвечают обычно по типу: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, а готов оценивать сам; он не тревожный; не мельтешит и не заискивает; разрешает себе быть раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться и давать разрешения другим.

Итак. одна из главных черт "Хозяина" - это уверенность себе. Кто в себе уверен, встаньте!

· Поздравьте того, кто встал первым или самым "сильным" образом, а остальные пусть сядут.

Я верю, что ты - Хозяин, но покажи это другим. Сделай или скажи что-то, организуй что-то - так, чтобы все поняли, что Хозяин здесь - ты. Пожалуйста!

· У Сильных это обычно получается, и неплохо. Это может быть что угодно: например, спокойное распоряжение: “Андрей, закрой, пожалуйста, форточку, девушкам холодно!” Ведущий может прокомментировать сделанное, обратив внимание в первую очередь на успешные моменты.

– Прекрасно! Но это было мое мнение, а теперь пусть даст тебе оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оценили!

· Как ни странно, это обычно выполняют хуже. Игрок "забывает", что он Хозяин, и неуверенно распоряжается предоставленной ему инициативой. Коротко обсудите это.

Хорошо, а теперь, как Хозяин, передай свои полномочия: назначь следующего ("Хозяином будешь ты!" - из претендентов. Претендент должен произнести какую-нибудь фразу (или, например, просто назваться) так, чтобы все почувствовали - это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином. Свои ощущения все члены группы выражают рукой с пальцем вверх (говорит как хозяин, уверенный в себе человек) или вниз (говорил как человек зависимый, не уверенный в себе).

· Так делают несколько раз, чтобы вся группа поняла, как это: "продемонстрировать, что Я - Хозяин!"

Впереди - командная игра, и все должны разбиться по командам. Конечно, это можно сделать как угодно, но мы и это оформляем в виде веселой и подвижной игры.

Итак, разбивка на 4 команды через игру: "В группу по...!" Все ходят под музыку по кругу, по команде "В группу по N!" все объединяются в (двойки, четверки, тройки - что будет названо). Предупреждение: "Кто останется вне (двойки, четверки и т.д., получит фант! Ваша задача - обязательно оказаться в м-группе!" Итак, ходим! А теперь... в группу по 3!

· Дикий рывок, все (почти) мгновенно в тройках. Проработайте тех, кто оказался вне.

Ходим... В группу - по 4! по 5! по (столько, чтобы все разбились на четыре команды)!

Итак, образовалось четыре команды, назовем их Альфа, Бета, Гамма и Дельта. Перед каждой командой стоит двоякая задача:

найти в соседней команде Слабака (или Слабаков, можно и парня, и девушку), и одновременно

подготовиться к тому, чтобы опровергнуть обвинение в адрес своих Слабаков. “Опровержение” может быть и словами, и делами, но делами лучше. Сразу стоит подсказать, что “опровергать” можно, как оставаясь среди своих, в окружении своей команды, так и перейдя в окружение обвиняющей тебя команды. Последнее, очевидно, труднее, и годится только для по-настоящему в себе уверенных людей.

На подготовку - 5 минут.

Игра: Команда называет у соседей Слабаков, те опровергают - своей реакций и своими действиями.

· Ведущий комментирует и подчеркивает сильные стороны Слабаков.

Обычно собственно Игра (доказательство "Я - Хозяин" играется по очереди: одна группа бросает вызов другой, обвиняемый доказывает свою Силу, обсуждение; затем Обвинители сами оказываются в роли Обвиняемых со стороны следующей команды, и т.д. Но иногда, на больших конкурсах (а эта игра великолепно идет на конкурсах Молодых Коммерсантов) для экономии времени ее можно запустить во всех группах одновременно. В этом случае к каждой команде нужно приставить Судей (выделяются из других - нейтральных - команд).

Войди красиво

Это небольшое упражнение для ребят, которое имеет смысл и само по себе, и как средство для создания теплой и красивой атмосферы.

Стулья расставляются кругом, все парни выходят за круг, девушки садятся через стул. Ребята должны: войти по очереди в круг, поприветствовать всех девушек, подойти к одной, опуститься на одно колено, поцеловать поданную руку, попросить разрешения сесть рядом, сесть.

· Ведущий комментирует сделанное каждым, отмечая и удачное, и весело пародируя менее удачное.

Конкурс артистизма

Прошу встать, Девушки пересаживаются на один ряд стульев, ребята - на другой, напротив них. Объявляется КОНКУРС АРТИСТИЗМА под лозунгом "Мы, конечно, лучше - хотя вы, безусловно, прекрасны!" Кто будет капитаном команды девушек? Капитаном команды ребят?

Разделы: Школьная психологическая служба

При переходе в старшее звено, могут возникнуть проблемы: в классе сложилось несколько группировок, постоянно происходят конфликты, учащиеся не могут найти “общий язык”, нельзя провести коллективное мероприятие,– которые могут привести к трудностям в дальнейшем процессе школьного обучения и в возможности личностной самореализации в школьной среде. Поэтому важно создать психологически комфортные условия для развития внутригрупповых отношений, где особое внимание необходимо уделить быстрому установлению позитивных отношений между детьми, овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения.

  1. создать условия для организации и сплочения детского коллектива,
  2. развитие навыка конструктивного группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого, налаживать сотрудничество), независимо от многообразия проявлений их индивидуальности;
  3. развитие навыка принятия коллективного решения;
  4. снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения.

Предполагаемый психологический результат – создание благоприятного психологического климата и получение каждым участником опыта совместного принятия решения и взаимодействия, осознание своей значимости в коллективе, создание позитивных отношений между сверстниками.

Сюжет построен на основе необычного путешествия. Учащимся предлагается путешествие на воздушном шаре, в ходе которого происходит катастрофа, и они оказываются на необитаемом острове. Дети остаются один на один с собой.

Время на проведение игры и обсуждение 1,5 – 2 часа.

Участники: учащиеся 10 класса (15 лет); 10 - 15 человек; 1 человек выступает в роли “ведущего” (психолог); классный руководитель выступает в качестве “наблюдателя”.

Классный руководитель может использовать полученные учащимися навыки для простраивания своей работы с детьми по организации коллективной деятельности.

1 этап. Введение в игру.

  1. настрой на игру,
  2. пробуждение интереса,
  3. создание игровой атмосферы.

Материал: В помещении столы составлены в центре в форме круга. Стулья поставлены полукругом. На столе таблички с названиями городов, представители которых присутствуют на сцене. Кафедра для ведущего. У каждого участника бейджик с указанием имени и города.

Ведущий: Добрый день, дамы и господа! Несколько месяцев назад было объявлено о проведении уникального путешествия вокруг Земли на воздушном шаре. Во всех городах проходили отборочные туры. Мы собрали вас здесь, так как вы стали победителями кастинга для участия в невероятном путешествии – вы лучшие из лучших. Вам предстоит облететь землю на воздушном шаре. Вы будете останавливаться в назначенных местах и изучать достопримечательности. Итак, в добрый путь.

2 этап. Непредвиденная катастрофа.

  1. развитие умения быстро принимать оптимальное решение,
  2. отстаивать свою точку зрения.

Материал: Слайды с достопримечательностями некоторых стран, листы с перечнем предметов (по числу участников).

Ведущий: Наше путешествие началось. Вы уже побывали в Греции – Афинский Акрополь. В Италии – Колизей, Собор и площадь Святого Петра в Риме. Франция – Эйфелева башня, Собор Парижской богоматери. Англия – знаменитый Бик Бон – по ходу перечисления показываются слайды (набор слайдов может быть любым). Ваш путь лежит к берегам Америки, через Атлантический океан. Лететь еще далеко, но в шаре образовалось отверстие, и он начинает медленно падать. Падение замедлилось после освобождения от балласта, однако возникает необходимость облегчить шар, выбросив другие предметы.

Участникам предлагается перечень:

  • Аптечка – 25 кг.
  • Компас – 2 кг.
  • Консервы – 25 кг.
  • Подзорная труба – 1 кг.
  • Ружьё и патроны – 25 кг.
  • Конфеты – 20 кг.
  • Спальные мешки – 30 кг.
  • Ракетница и сигнальные ракеты – 10 кг.
  • Палатки – 20 кг.
  • Баллон с кислородом – 50 кг.
  • Карты – 5 кг.
  • Баллон с питьевой водой – 20 кг.
  • Надувная лодка – 25 кг.
  • Видеокамера – 5 кг.
  • Видеокассеты – 3 кг.
  • Магнитофон – 3 кг.

Задание: Решить, что и в какой последовательности выбросить. Сначала каждый думает сам, затем вместе нужно найти единое решение и записать его.

Условия выполнения: высказаться должен каждый, решение принимается при единогласном голосовании. При одном воздержавшемся предложение отменяется. Решение должно быть принято по всему перечню предметов.

Ведущий: Помните, время падения шара неизвестно, но скорость падения возрастает.

3 этап “Презентация индивидуальности”.

Задачи: развитие стремления понимать индивидуальные различия окружающих.

Ведущий: Несмотря на все ваши усилия, воздушный шар все же упал на один из островов в Атлантическом океане. Вы чудом спаслись, да к тому же успели послать сигнал “SOS”. Правда, неизвестно, когда вас начнут искать и когда найдут. Настала пора познакомиться поближе.

Задание: участники по очереди называют свои имена и присущие им личностные качества, названия которых начинается с одной из букв собственного имени (качества как положительные, так и отрицательные).

4 этап “Как жить на острове”.

  1. показать неизбежность возникновения конфликтов,
  2. вырабатывать навыки конструктивного решения ситуаций путем принятия коллективного решения,
  3. развитие чувства ответственности.

Материал: листы с перечнем вопросов, которые надо решить; бумага; ручки; маркеры.

Ведущий: Итак, вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром, в том числе ядовитыми растениями и хищными животными. Пошел второй день, а помощи – нет. Возникает необходимость в организации жизненного пространства, распределения ролей между вами и принятия правил совместного проживания.

Задание: вам предлагаются листы с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить. Итогом обсуждения будет “Кодекс” из 10 правил, который обеспечил бы вам выживание.

Вопросы:

  1. Кто что будет делать?
  2. Кто за что будет отвечать?
  3. Как будут приниматься решения?
  4. Кто будет руководить?
  5. Как будет распределяться пища (поровну; по трудовому вкладу; отдавать больше сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили)?
  6. Как поступать с теми, кто нарушит правила?

5 этап “Совместные действия”.

Задачи: развитие способности договариваться друг с другом, умения действовать сообща.

Материал: пакет, 2 трубочки, 2 листа бумаги, пластмассовый стаканчик, немного скотча и ниток, сырое яйцо.

Ведущий: Настала пора попробовать поработать совместно.

Задание: необходимо упаковать сырое яйцо, используя предложенный набор так, чтобы при падении оно не разбилось.

Условие выполнения: все участники обсуждают, как это можно сделать, и выбирают 1 человека, который будет выполнять задание. (Проверка качества выполнения задания – человек становится на стул и бросает упакованное яйцо).

6 этап “Сколько меня”.

Задачи: показать, что каждый человек выполняет разные “роли”, в разных ситуациях может вести себя по-разному.

Материал: бумага, карандаш, ножницы.

Ведущий: Несколько дней на острове позади. Помощь уже близка. Что же каждый узнал о себе за время проживания на острове?

Задание: лист бумаги складывается несколько раз, после чего вырезается силуэт одного человека. Развернув лист бумаги, учащиеся получают или отдельные фигурки человека, или ленту из них.

Учащимся предлагается написать на каждой из полученных фигурок “Каким я могу быть?” и “С какими пожеланиями вы бы обратились к каждому из этих человечков?”.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, –
На самом деле то, что именуется мной,
Не я один. Нас много, Я – живой!

Н. Заболоцкий.

7 этап “Обратно домой”. Обсуждение.

Задачи: развитие умения различать свои ощущения, переживания, давать оценку ситуации.

  1. Какие чувства испытывали во время игры?
  2. Что оказалось сложным? Почему?
  3. Что понравилось? Что не понравилось?

Это упражнение является тестовым и позволяет проверить, насколько эффективно командное взаимодействие.
Упражнение выполняется в мини-группах по 7-9 человек. Разделение на группы может проводиться по любому принципу, например по сезону рождения. Мини-группа садится в круг, берется за руки, все закрывают глаза.
12 ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.

Тренинг командообразованим

II. Сценарий тренинга командообразования для помещений

А) Ведущийзачитываетследующийтекст:
Возьмите друг друга за руки, почувствуйте друг друга. Как хорошо быть в кругу друзей! Итак, мы все сейчас находимся в корзине воздушного шара и отправляемся в путешествие на один из необитаемых островов в Атлантическом океане. Там весной уже тепло, растут ананасы, и не надо оформлять никаких виз: остров-то необитаемый! Короче, вы набрали в этот шар множество полезных вещей, чтобы жить без проблем по крайней мере неделю, а на самом деле - с запасом, и вот вы уже готовы к полету. Вас провожают куча друзей и родственников, хлопоты, объятия, поцелуи, прощания...
Закройте глаза.
Легкое покачивание, и вы отрываетесь от земли. Холодок в груди, а потом ощущение свободы и простор полета... Вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот уже вы видите синюю полоску от края до края горизонта - это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн - но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. И вот уже вдали вы видите маленькую точку - вот остров, куда вы летите! Над островом много птиц, вот уже несколько чаек пролетело совсем близко от вас: может быть, одну из этих чаек зовут Джонатан Ливингстон? Остров уже хорошо виден, вы уже готовы потихоньку снижаться - где-то минут через двадцать вы будете на твердой земле! Какие интересные приключения ожидают вас там!
Но что это? Вы видите, как от горы отрывается какая-то крупная птица и летит прямо навстречу вам! Это - гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Может быть, он принял вас за своего соперника? Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары - и шипение.

У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Ваш единственный шанс спастись - долететь до земли, потому что внизу начался шторм и любого пловца просто разобьет об острые рифы и скалы. Долететь до острова - около 20 минут. Но это приблизительно. Может быть, и больше, а может быть, и меньше. Точную цифру вам не скажет даже Господь Бог. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей. Но что выбросить?
Списоквещей(выдаетсякаждомуучастнику)

№ п/п Содержание упаковок Вес
(объем)
1 2 3
1 Миски, кружки, ложки 4 кг
2 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 5 кг
3 Подборка полезных книг про все 9 кг
4 Консервы мясные 20 кг
5 Топоры, ножи, лопата 14 кг
6 Канистра с питьевой водой 20 л
7 Бинты, вата, перекись, зеленка 1,5 кг
8 Винтовка с запасом патронов 20 кг
9 Презервативы и какие-то лекарства 0,5 кг
10 Импортный шоколад 7 кг
11 Золото, бриллианты и яркие украшения, побрякушки 0,4 кг
12 Очень большая собака 75 кг
13 Рыболовные снасти 0,6 кг
14 Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 1 кг
15 Теплая одежда и одеяла 50 кг
16 Соль, сахар, специи, набор поливитаминов 2 кг
17 Плетеный нейлоновый канат 150 м
18 Медицинский спирт 10 л

204
Тренинг командообразования
Б) Индивидуальнаяработа.
У вас 7 минут на работу. За это время вы должны найти себе ручку и записать свое решение в первой из трех свободных колонок справа. Ранжируете строго индивидуально. Запрещены любые разговоры. За разговоры команда будет штрафоваться. Начинаем работу по моей команде.
В) Команднаяработа.
Ведущий зачитывает инструкцию:
Хорошо это или плохо, но вы в шаре не одни - в шаре вся ваша команда, и кроме вашего мнения, есть мнения другие. Соответственно, вам надо договориться. Во второй колонке вы должны записать командный ранжир выкидываемых вещей. Каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается.
На принятие общего решения у вас 20 минут. Не уложились в 20 минут - ваша команда падает в океан и всех съедают голодные акулы. Но имейте в виду: если вы прилетите не с тем набором вещей, то ваша жизнь на острове будет грустной и недолгой. Если вы договорились быстрее - это показатель качественной командной работы. Вы будете за это вознаграждены: каждая сэкономленная минута - это одна сохраненная вам вещь.
Ведущий отмечает, за какое время было принято общегрупповое решение, определяется время выполнения задания каждой командой (за каждую сэкономленную минуту команде оставляется еще одна вещь).
Г) Обсуждение.
По окончании игры участники в общем кругу высказываются, кто помогал им принимать решение, а кто мешал, в чем был прав, а в чем ошибался каждый из них.

Л. Сценарий тренинга командообразования для помещений 205
7. УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЙ РИСУНОК»
Упражнение проходит в два этапа. На первом этапе каждому участнику предлагается нарисовать метафорическое изображение себя (в виде образа, символа, знака) в данный момент жизни. На втором этапе участникам выдаются маркеры и лист ватмана. Необходимо нарисовать общий рисунок группы, в котором нашлось бы место всем индивидуальным рисункам участников.
8. РЕФЛЕКСИЯ ПО ДНЮ И ВСЕМУ ТРЕНИНГУ
Рефлексия или обратная связь по всему тренингу отличается большей подробностью. На нее необходимо выделять достаточное количество времени (30-40 минут). Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: Самые яркие впечатления Что вы вынесли из тренинга для себя? Как в реальной жизни будете использовать опыт, полученный в тренинге? пожелания, благодарности другим участникам группы и ведущим.
9. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ДНЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ БазаровТ. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996. БронштейнМ. Управление командами: Теория и практика построения эффективной команды. М., 2004. ВеснинВ. Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. 1999.

Тренинг командообразования

ГаленкоВ. П., СтраховаС. И., ФайбушевичС. И. Как эффективно управлять организацией М., 2001. ДонцовА. И. Психология коллектива. М., 1984. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. идр. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. СПб.: Речь, 2003. ИльенковаС. Д. Инновационный менеджмент. М., 1997. КапециоП. Команды, которые выигрывают. М., 2005.
КарякинА. М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново, 2003. МаксвеллДж. Создай команду лидеров / Пер. с англ. Л. А. Бабук. М., 2003. ПаркерГ., КроппР. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. СПб., 2002. ПригожийА. И. Современная социология организаций. М., 1995. ПугачевА. В. Организационное поведение. М., 2001. РезникС. Д. Команда менеджера // ЭКО. 1997. № 3. РихтерК. Формирование командного духа // Управление персоналом. 2004. № 10.

Тайминг упражнения:

от 1,5 до 2 часов

Целевая аудитория:

Это упражнение подходит для любых категорий участников, которым важно разобрать тему эффективной коммуникации и умения договариваться без споров.

Размер группы:

От 10 - 80 человек

Добавлено на сайт: 18.10.2013

Состав упражнения:

  • Конфигурация упражнения
  • Тайминг упражнения
  • Методика проведения
  • Обработка сложных ситуаций
  • Теория к упражнению

  • Аудиозаписи
  • Распечатки, кейсы к упражнению
  • Музыка подходящая к упражнению

Стоимость: 590 руб.

Упражнение

Воздушный шар

Типы упражнения: Основное упражнение ,

Основные - это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения , за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения на тренинге. Они обычно построены так, чтобы каждый участник тренинга смог потренироваться . Подробнее о типах упражнений можно почитать .

Упражнение-вызов

Вызовы - сильные и запоминающиеся упражнения, цель которых привлечь внимание группы к определенным темам тренинга, привести группу к важным осознаниям . Они часто достаточно сложные, вызывают активный интерес группы, повышают мотивацию участников . Подробнее о типах упражнений можно прочитать .

Темы тренингов:

  • Лидерство, уверенность, риторика
  • Управление, Менеджмент
  • Командообразование, тимбилдинг
  • Тренинги для детей и родителей
  • Личностный рост
  • Коммуникативные тренинги
Цели упражнения:
  • Развитие лидерских качеств у участников тренинга, умения брать на себя ответственность и принимать решения в сложных ситуациях
  • Развитие коммуникативных навыков участников, умения договариваться.
  • Для тренинга руководителей: отработка умения работать в режиме «цивилизованного лидерства», отработка взаимодействия в команде, где все - лидеры, отработка навыка делегирования лидерства.
  • Примечание: в зависимости от тематики проводимого тренинга может быть сделан более сильный акцент на одной или нескольких из этих целей.

сайт предлагает эксклюзивные тренерские методички лучших игр и упражнений для тренингов, содержащиеуникальные рекомендации итренерские "фишки" , позволяющие провести упражнение с максимальным результатом. Методички разработаны тренерами-профессионаламиспециально для портала сайт и такого вы не найдете больше нигде !

Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение. А легенда упражнения «Воздушный шар» такова:

Ведущий просит участников тренинга представить, что они отправляются на воздушном шаре в прекрасное путешествие. И вот они летят над океаном и до ближайшего участка земли не менее 500 км...
И вдруг происходит непредвиденное: на шар нападает орел, кто-то стреляет в орла и в шаре образуется отверстие, через которое выходит газ. Шар начинает снижаться! Все мешки с балластом сброшены в воду, на некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. И шар снова падает с очень большой скоростью.
Весь экипаж собрался вместе, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Участникам предоставляется список предметов, которые остались в воздушном шаре и их задача: принять коллективное решение, что и в какой последовательности они будут выбрасываться. А в списке есть и консервы, и аптечка, и канат, и ружье, и даже чья-то любимая собака…

Легенда упражнения действительно захватывает. Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Не достаточно знать легенду упражнения, чтобы качественно его провести. Нужно знать, КАК ИМЕННО его проводить.

Например, это упражнение можно провести в двух абсолютно разных вариантах:

  • Как основное упражнение (когда большая часть команд «спаслась»)
  • Как упражнение- в ызов (когда большая часть команд «утонула»)

И то, как именно пройдет упражнение, зависит от множества деталей и действий тренера: от того, что именно вы говорите, какие правила задаете, как отвечаете на возможные вопросы группы...

Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц.

Мы предлагаем вам приобрести максимально подробную методичку проведения данного упражнения, которая включает в себя:

    Детально описанную методику его проведения в двух различных вариантах (и как основное упражнение, и как упражнение-вызов) с вариантами примерной речи тренера, с фото-иллюстрациями, с конкретными вопросами, которые стоит задать на рефлексии, с разбором возможных возражений и сложных ситуаций, которые могут произойти на группе.

    Блок теории по лидерству и 3 аудио записи (!) проведения данного упражнения в исполнении одного из лучших тренеров России, профессора, доктора психологических наук Николая Ивановичам Козлова.

    Музыка, подходящая для проведения этого упражнения и все необходимые печатные материалы.

Прочитав нашу подробную методику проведения, у вас будет такое же ощущение, как будто вы только что видели мастерское проведение этого упражнения. А, значит, вы проведете упражнение намного увереннее и результативнее!