История и этнография. Буряты — древнейший народ Байкала

Первоначальным местом поселения протобурятских племен, очевидно, следует считать Предбайкалье, хотя ранее была довольно популярна точка зрения, что бурятские племена являются пришлыми из Монголии. Сегодняшние данные позволяют говорить о существовании еще в позднем неолите (около 2500 года до н.э.) протобурятских племен шоно и нохой . Названия эти являются тотемными, и переводятся как волк и собака . Некоторые исследователи считают племя шоно предками и , а нохой - предками . Вероятно, в ходе длительных процессов передвижений племен, нохой большей частью перешли на восточную сторону , где вошли в состав империи . Шоно же находились в даннической зависимости.

История бурятских племен

Более подробные сведения о предках относятся к IX-X векам нашей эры. Считается, что западные племена предков бурят входили в то время в состав племенного союза, а восточные составляли сильный хори-туматский союз. Существует точка зрения, что между курыканским и хори-туматским союзами были длительные военные столкновения, продолжавшиеся более 100 лет с различной интенсивностью. После поражения от хори-туматов протобурятские племена Предбайкалья остались, а курыкане (предки и ) ушли частью на север, частью на запад. Другие исследователи считают туматов предками курыкан, и отвергают предположение о войне. Однако влияние древних тюрков на формирование бурятской народности несомненно.

Позже, в «Сборнике летописей» персидского ученого Рашид-ад-Дина упоминается о лесных племенах булагачинов и кэрэмучинов, живших к западу от . Очевидно, речь идет о предках эхиритов и булагатов. Эти племена входили по Рашид-ад-Дину в страну Могулистан, населенную монголо-язычными племенами.

Также говорится о местности Баргуджин-Тукум. Этим термином у монголов обозначался обширный район по обе стороны . В него входили, судя по всему баргуты, хори, булагачины и кэрэмучины и другие малочисленные племена или живущие отдельно от своих соплеменников монголы, меркиты, киданьские переселенцы. В период монгольского владычества в этом районе сформировались племена эхиритов, булагатов и хонгодоров. Хори же сформировались раньше, и ко времени появления русских жили в Забайкалье. Их первоначальное местожительство до сих пор вызывает горячие споры у историков, этнографов, археологов. По мнению многих ученых, неоспорим факт совместного жительства трех главных бурятских племен в глубокой древности. Видимо, в процессе дальнейшего развития хори оказались на территории Забайкалья, а затем с Х века вновь оказались в Предбайкалье, а во времена Чингисхана часть из них ушла обратно в Забайкалье. Об этом свидетельствует проживание нескольких хоринских родов на территории нынешних районов Усть-Ордынского округа.

В русских документах булагаты, эхириты и хонгодоры именуются "большими брацкими людьми" и говорится о существовании племени буретов, по имени которых стали называть и другие племена Предбайкалья.

В то время большие группы булагат - ашагабаты и икинаты, жившие в долинах рек Уда и Ока (нынешние , и районы ) находились на стадии формирования собственных племен, поэтому некоторые исследователи выделяют их в отдельные племена. Однако ашагабаты и икинаты все же являются булагатами.

История бурят

(Буряадууд) - монголоязычный народ Сибири . Общая численность их в мире составляет 520 тыс. человек. Основная масса народа сосредоточена в республике Бурятия (249,5 тыс. чел.), в (49 тыс.чел.), в Агинском Бурятском автономном округе Читинской области (42,3 тыс. чел.) и в ряде районов этих же областей, не входящих в состав автономий. За пределами РФ буряты живут в Монголии (35 тыс. чел.) и Китае (около 10 тыс.)

Археологические и другие материалы допускают предположение о том, что отдельные протобурятские племена (шоно и нохой) сложились в конце неолита и в эпоху бронзы (2500-1300 лет до н э.). По мнению авторов, племена скотоводов-земледельцев тогда соседствовали с племенами охотников. В позднем бронзовом веке, на территории всей Центральной Азии, включая Прибайкалье, проживали племена так называемых «плиточников» - прототюрков и протомонголов. Начиная с III в. до н.э. население Забайкалья и Предбайкалья втягивается в грандиозные исторические события, которые развернулись в Центральной Азии и Южной Сибири , связанных с образованием ранних негосударственных объединений гуннов, сяньби, жужаней и древних тюрков. С этого времени начинается распространение монголоязычных племен в прибайкальском регионе и постепенная монголизация аборигенов. В IX-XIV веках Забайкалье оказалось в центре монгольских политических событий, в том числе в создании единого Монгольского государства во главе с Чингисханом .

Этноним «бурят» впервые упоминается в монгольском сочинении "Сокровенное сказание монголов" ("Монголой нюуса тобшо") наряду с такими племенами, как хори-туматы, баргуты, ойраты и др. Более достоверные сведения о предках бурят появляется в первой половине 17 века в связи с приходом русских в Восточную Сибирь. В этот период Забайкалье являлось частью Северной Монголии, входившей в состав Сецен-хановского и Тушету-хановского ханств. Господство в них занимали монголоязычные народы и племена, подразделявшиеся на собственно монголов, халха-монголов, баргутов, дауров, хоринцев и др. Предбайкалье находилось в даннической зависимости от Западной Монголии. Основными этническими группами-племенами здесь были эхириты, булагаты, хонгодоры и икинаты. Все эти племена по обе стороны Байкала не составляли единой народности, имели различия в языке, быте и культуре.

Военное дело у бурят

С самого начала образования бурятских племён, само собой было необходимо отстаивать свою независимость, самостоятельность, защищать свою землю от набегов соседей и, что греха таить, нападать на более мелкие и слабые племена.

Первые упоминания о войнах на территории Прибайкалья восходят ещё к гуннам , в состав которых входили и предки бурят. Позже предки бурят-племена чинос (шоно) и нохой, часто подчинялись тем или иным могущественным соседям - сяньби, жужаням. Во времена тюрков протобурятские племена, входившие в состав курыкан, и племя баргут, первоначально подчинившиеся тюркам, позже, при распаде великого Тюркского каганата, воевали против тюркутов. Затем были войны с пришедшими на свои земли хори-туматами, которые в свою очередь, воевали с киданями, племена Предбайкалья отражали агрессию енисейских кыргызов.

Во времена Монгольской империи с монголами воевали хори-туматы, чинос были вынуждены участвовать в походе Чингисхана на Среднюю Азию. Во времена Чингисхана покорённые хори, булагаты и эхириты были поделены на десятки, пятидесятни и сотни, монголы установили свою военную организацию.

До монголов войска предков бурят - курыкан, хори-туматов, баргутов - составляли в основном ополчение, лишь при родовых вождях и племенных предводителях состояли небольшие отряды нукеров. Войска были конными, на вооружении стояли сложный лук (номо) с боевыми стрелами (годли) , имевшими железные наконечники (зэбэ) , кольчуга куяк , железный или кожаный шлем, колчан-сайдак (hаадаг) , железное копьё или рогатина (жада) , сабля (hэлмэ) , длинные метательные ножи (мадага) , палица (гулда) , боевой топор (hухэ) .

Ополченцы - улусные люди, собиравшиеся на защиту земель, вооружались кто чем может, редко кто из них имел полный комплект боевого снаряжения. В основном у них были луки со стрелами, копья, редко кто имел даже шлем и кожаные доспехи, защищавшие разве только от стрел, да и то на излёте. Боевая дружина предводителя - нухэрнууд , были вооружены куда лучше, имели и кольчугу с железными или бронзовыми пластинами, железный остроконечный шлем, опушенный мехом, калантырь - кожаные доспехи с пластинами, круглый деревянный или железный щит и т.д.

Тактика боя была такая же, как и в Монголии - нападение, затем - притворное отступление и нападение с окружением. Маневренность войска позволяла преодолевать значительные расстояния, бурятские воины самостоятельно, уже не в составе монгольских войск, ходили на племена тунгусов, качинцев, живших на территории Красноярского края, нередко угрожали хакасам и тувинцам. Но и сами позже страдали от набегов монгольских нойонов.

Появление русских в Предбайкалье

Во времена прихода русских предбайкальские буряты первое время нередко сталкивались с их отрядами, ходили под

Буряты (Буряадууд, Баряат ) - монголоязычный народ в Российской Федерации, основное население Бурятии (286 839 человек). Всего в Российской Федерации, согласно предварительным данным Всероссийской переписи населения 2010, 461 389 бурят, или 0,34%. В 77 667 человек (3,3%). В Забайкальском крае 73 941 бурят (6,8%). Живут также на севере Монголии и северо-востоке Китая. Язык бурятский. Верующие - , .

Буряты. Исторический обзор

Археологические и другие материалы допускают предположение о том, что отдельные протобурятские племена (шоно и нохой) сложились в конце неолита и в эпоху бронзы (2500-1300 лет до н э.). По мнению авторов, племена скотоводов-земледельцев тогда соседствовали с племенами охотников. В позднем бронзовом веке, на территории всей Центральной Азии, включая Прибайкалье, проживали племена так называемых "плиточников" - прототюрок и протомонголов. Начиная с III в. до н.э. население Забайкалья и Предбайкалья втягивается в исторические события, которые развернулись в Центральной Азии и Южной Сибири, связанных с образованием ранних негосударственных объединений гуннов, сяньби, жужаней и древних тюрков. С этого времени начинается распространение монголоязычных племен в прибайкальском регионе и постепенная монголизация аборигенов. В VIII-IX вв. регион представлял собой часть Уйгурского ханства. Основными племенами, жившими здесь, были и байырку-байегу.

В XI-XIII вв. регион оказался в зоне политического влияния собственно монгольских племён Трёхречья - Онона, Керулена и Толы - и создания единого Монгольского государства. Территория современной Бурятии была включена в коренной удел государства, а всё население вовлечено в общемонгольскую политическую, хозяйственную и культурную жизнь. После распада империи (XIV в.) Забайкалье и Предбайкалье оставались в составе Монгольского государства.

Более достоверные сведения о предках бурят появляется в первой половине XVII в. в связи с приходом русских в . В этот период Забайкалье являлось частью Северной Монголии, входившей в состав Сецен-хановского и Тушету-хановского ханств. Господство в них занимали монголоязычные народы и племена, подразделявшиеся на собственно монголов, халха-монголов, баргутов, дауров, хоринцев и др. Предбайкалье находилось в даннической зависимости от Западной Монголии. Ко времени прихода русских буряты состояли из из 5 основных племен:

Республика Бурятия входит в состав Российской Федерации. Представителями бурятов являются: эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры и селенгинцы.

Религиозные взгляды в Бурятии делятся на 2 группы - восточную и западную.

На востоке проповедуют буддизм ламаистского толка, а на западе - православие и шаманизм.

Культура и быт бурятского народа

На культуру и быт Бурятского народа повлияло воздействие различных народов на их этнос. Но несмотря на все изменения, буряты смогли сохранить культурные ценности своего рода.

Издавна буряты жили в сборных переносных жилищах, причиной чему служил кочевный образ жизни. Свои дома они воздвигали из решетчатых каркасов и войлочных покрытий. Внешне это было очень похоже на юрту, строящуюся для одного человека.

Быт бурятского народа основывался на скотоводстве и земледелии. Хозяйственная деятельность бурятов отразилась на их культуре, обычаях и традициях. Изначально среди населения было востребовано кочевое скотоводство и только после присоединения Бурятии к Российской Федерации, скотоводство и земледелие приобрели материальную ценность для людей. С этих пор буряты продавали свою добычу.

В ремесленной деятельности бурятский народ использовал в основном метал. Кузнецы создавали произведения искусства, когда в их руки попадали железные, стальные или серебряные пластины. Помимо эстетической ценности готовая ремесленная продукция была источником доходов, объектом купли-продажи. Для того, чтобы придать изделию более драгоценный вид, буряты использовали драгоценные камни в качестве украшения изделий.

На внешний вид национальной одежды бурятского народа повлиял их кочевный образ жизни. Как мужчины, так и женщины носили дэглы - халат без плечевого шва. Такие одежды были прямыми, расширяющимися к низу. Для того, чтобы пошить зимний дэгл, необходимо было использовать более 5 овчинных шкур. Подобные шубы украшались мехом и различными тканями. Повседневные дэглы покрывались обычной тканью, а праздничные украшались шелком, парчой, бархатом и плисом. Летний наряд назывался тэрлинг. Он был пошит из китайского шелка и украшенный вышивкой из золотых и серебряных нитей.

Традиции и обычаи бурятского народа

Традиции и обычаи бурятского народа тесно связаны с их обыденной жизнью: хозяйством, охотой и земледелием. Зачастую из родовых юрт доносились различные звуки животных - уток, голубей, гусей. И издавали их жители этого дома, когда играли в различные игры или просто пели песни. К охотничьим играм относятся: Хурайн наадан, Баабгайн наадан, Шонын наадан и другие. Суть этих игр заключалась в том, чтобы как можно правдоподобнее показать повадки животного, звуки, которые оно издает.

Многие игры и танцы были не просто развлечением, но и неким обрядом. Например, игра "Земхэн" устраивалась для того, чтобы незнакомые роды стали ближе друг другу в общении.

У кузнецов также были интересные обычаи. Для того, чтобы освятить свою кузницу, они проводили обряд "Хихиин хуурай". Если после этого обряда сгорало жилище или человек погибал от удара молнией, устраивался "Нэрьеэри наадан", в дни проведения которого, проводились специальные обряды.

В дочингисовские времена монголы не имели письменности, поэтому рукописей по истории не было. Есть только устные предания, записанные в XVIII и XIX веках учеными-историками

Это были Вандан Юмсунов, Тоголдор Тобоев, Шираб-Нимбу Хобитуев, Сайнцак Юмов, Цыдыпжап Сахаров, Цэжэб Цэрэнов и еще ряд исследователей истории бурят.

В 1992 году вышла книга доктора историче-ских наук Ширапа Чимитдоржиева «История бурят» на бурятском языке. В этой книге собраны памятники бурятской литературы XVIII - XIX веков, написанные вышеназванными ав-торами. Общность этих произведений за-ключается в том, что праотцом всех бурят является Барга-багатур, полководец, при-шедший из Тибета. Это произошло на рубе-же нашей эры. В то время на южном берегу Байкала жил народ бэдэ, территория которого была северной окраиной хуннской империи. Если учесть, что бэдэ были монголоязычным народом, то они себя называли бэдэ хунууд. Бэдэ - мы, хун - человек. Хунну - слово китайского происхождения, поэтому монголоязычные народы стали называть лю-дей «хун» от слова «хунну». И хунну постепенно превратилось в хун - человек или хунууд - люди.

Хунны

О хуннах впервые написал китайский ле-тописец, автор «Исторических записок» Сыма Цянь, живший во II веке до нашей эры. Китайский историк Бань Гу, умерший в 95 году до н.э., продолжил историю хуннов. Третью книгу напи-сал южнокитайский ученый чиновник Фань Хуа, живший в V веке. Эти три книги соста-вили основу представления о хуннах. Исто-рия хуннов исчисляется почти 5-ю тысячами лет. Сыма Цянь пишет, что в 2600 году до н.э. «желтый император» воевал против пле-мен жуны и ди (просто хунны). Со временем племена жуны и ди смешались с китайцами. Сейчас жуны и ди ушли на юг, где, сме-шиваясь с местным населением, образовали новые племена под названием хунну. Возникли новые языки, культуры, обычаи и страны.

Шаньюй Модэ, сын Шаньюя Туманя, соз-дал первую хуннскую империю, с сильным войском численностью 300 тысяч человек. Просуществовала империя 300 с лишним лет. Модэ объединил 24 рода хунну, и простира-лась империя от Кореи (Чаосянь) на западе до озера Балхаш, на севере от Байкала, на юге до реки Хуанхэ. После распада импе-рии Модэ появились другие суперэтносы, такие как кидане, тапгачи, тогоны, сяньби, жужане, карашары, хотаны и т.д. Западные хунну, шань-шани, карашары и т.д., говорили на тюркском языке. На монгольском языке говорили все остальные. Изначально протомонголами были дунху. Хунны их оттеснили к горе Ухуань. Они стали называться ухуани. Родственные племена дунху сяньби считаются предками монголов.

И родились у хана три сына…

Возвратимся к народности бэдэ хунууд. Они жили на территории Тункинского района в I веке до н.э. Это было идеальное место для проживания кочевников. В то время климат Сибири был очень мягким и теплым. Аль-пийские луга с сочными травами позволяли круглый год стадам пастись. Долина Тунки защищена цепью гор. С севера - неприступ-ные гольцы Саянских гор, с юга - горная гряда Хамар-Дабана. Примерно во II веке н.э. при-шел сюда Барга-багатур дайчин (полководец) со своим войском. И народ бэдэ хунууд из-брал его своим ханом. У него родились три сына. У младшего сына Хоридой мэргэна было три жены, у первой, Баргуджин гуа, ро-дилась дочь Алан гуа. Вторая жена, Шарал-дай, родила пятерых сыновей: Галзууд, Хуасай, Хубдууд, Гушад, Шарайд. Третья жена, На-гатай, родила шестерых сыновей: Харгана, Худай, Бодонгууд, Хальбин, Сагаан, Батанай. Ито-го одиннадцать сыновей, которые создали одиннадцать хоринских родов Хоридоя.

Средний сын Барга-багатура Баргудай имел двух сыновей. От них произошли роды эхиритов - убуша, олзон, шоно и т.д. Итого восемь родов и девять родов булагатов - алагуй, хурумша, ашагабад и т.д. Про третьего сына Барга-багатура сведений нет, скорее всего, он был бездетным.

Потомки Хоридоя и Баргудая стали называться барга или бар-гузон - народность баргу, в честь деда Барга-багатура. Со временем им стало тесно в Тункинской долине. Эхирит-булагаты ушли на западный берег Внутреннего моря (озе-ра Байкал) и распространились до Енисея. Это было очень тяжелое время. Были посто-янные стычки с местными племенами. В то время на западном берегу Байкала обитали тунгусы, хягасы, динлины (северные хунны), енисейские кыргызы и т.п. Но баргу выжил и народ баргу разделился на эхирит-булагатов и хори-туматов. Тумат от слова «тумэд» или «ту-ман» - больше десяти тысяч. Народ в целом назывался баргу.

Через некоторое время часть хори-туматов ушли на баргузинские земли. Обосновались у горы Бархан-Уула. Эта земля стала называть-ся Баргуджин-токум, т.е. баргу зоной тохом - земля народа баргу. Тохом в старину называли местность, на которой жили. Монголы букву «з», особенно внутренние монголы, выговаривают как «дж». Слово «баргузин» на монгольском «баргуджин». Джин - зон - народ, даже на японском языке нихон джин - нихон человек - японец.

Лев Николаевич Гумилев пишет, что в 411 году жужани покорили Саяны и баргу. Значит баргу в это время жили в Баргузине. На Саянах про-живала оставшаяся часть коренных баргу. Хори-туматы в дальнейшем мигрировали до самой Маньчжурии, в Монголию, в пред-горье Гималаев. Все это время великая степь бурлила вечными войнами. Одни племена или народности покоряли или уничтожали другие. Хуннские племены совершали набеги на Ки-тай. Китай же, наоборот, хотел подавить бес-покойных соседей...

«Брацкие люди»

До прихода русских, как выше говорилось, буряты назывались баргу. Русским они гово-рили, что они баргуды, или баргудцы на рус-ский манер. Русские от недопонимания нас стали называть «брацкие люди».

Сибирский приказ в 1635 году сообщал в Москву «... Петр Бекетов со служилыми людьми ходил в брацкую землю вверх Лены-реки на усть Ону реку к брацким и тунгус-ским людям». Атаман Иван Похабов в 1658 году писал: «Братцкие князьцы с улусными людь-ми... изменили и от братцких острогов прочь откочевали в Мунгалы».

В дальнейшем буря-ты стали называть себя барат - от слова «братцкий», что потом трансформировалось в бу-рят. Путь, который прошли от бэдэ до бар-гу, от баргу до бурят более двух тысяч лет. За это время исчезло или стерто с лица зем-ли несколько сот родов, племен и народов. Ученые монголоведы, изучающие старомон-гольскую письменность, говорят, что старо-монгольский и бурятский языки близкие по значению и диалекту. Хотя мы являемся неотъемлемой частью монгольского мира, сумели пронести через тысячелетия и со-хранить уникальную культуру и язык бурят. Буряты являются древним народом, произо-шедшим от народа бэдэ, которые, в свою оче-редь, были хуннами.

Монголы объединяют в себя многие племена и народности, но бурят-ский язык среди многообразия монгольских диалектов единственный и неповторимый всего лишь из-за буквы «h». В наше время сохраняются нехорошие, натянутые отно-шения между различными группами бурят. Буряты делятся на восточных и западных, сонголов и хонгодоров и т.д. Это, конечно, нездоровое явление. Мы не суперэтнос. Нас всего 500 тысяч людей на этой земле. Поэто-му каждый человек должен своим умом по-нять, что целостность народа в единстве, уважении и знании нашей культуры и языка. Среди нас немало известных людей: ученые, врачи, строители, животноводы, педагоги, люди искусства и т.д. Давайте жить дальше, преумножать наше людское и материальное богатство, сохранять и беречь природное бо-гатство и наше святое озеро Байкал.

Отрывок из книги


Глоссарий бурятских слов

ЖИЗНЬ ДО ПРИХОДА РУССКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ
БУРЯТСКИЙ И МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫКИ
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О БУРЯТАХ СРЕДИ РУССКИХ
ВХОЖДЕНИЕ В КОНТАКТ С РУССКИМИ
Два основных бурятских племени
Разное отношение к русским колонизаторам
БОРЬБА ПРОТИВ РУССКИХ
ЭТНОНИМ БУРЯТЫ
Бурят-Монголы в 1700-1907гг
РУССКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ БУРЯТ
Устав 1822 г об управлении инородцев Сперанского
БУРЯТЫ ОХРАНЯЮТ ГРАНИЦУ
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВОСТОЧНЫМИ И ЗАПАДНЫМИ БУРЯТАМИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС (2 ЦЕРКВИ)
ЛАМАИЗМ
КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
Грамотность у западных и восточных бурят
НАЧАЛО 20 ВЕКА
РЕВОЛЮЦИЯ
СОЦИАЛИЗМ
Буряты после второй мировой войны
Библиография

Глоссарий бурятских слов

Ajl дом, юрта, семья, группа юрт
Ajmak монгольская провинция
Ajrag молоко в состоянии брожения (часто кобылицы)
Arxi Алкоголь на молочной основе
Burxan дух, иногда Будда
Duun песня
Ëxor бурятский танец кругом
Taabari загадка
Mangadxaj антигерой, злое зооморфное существо
Nojon монгольский аристократ
Oboo место поклонение (святые места). Нагромождение камней или вязанок хвороста часто у подножия холма
Sèržèm жидкость, которую преподносят во время жертвоприношения
Surxarban летние бурятские игры
Tajlgan летний шаманский ритуал
Ül’gèr бурятская эпопея
Ulus семья, юрта, дом, группа юрт

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ БУРЯТ

В. А. Рязановский в своей книге « Монгольское право » так излагает свою версию о происхождении бурят:
« Первые исторические сведения о бурятах относятся, повидимому, к XII веку. В летописях Юань-чао-ми-ши, Санан-Сэтцена и Рашид Эддина упоминается о подчинении Чингиз-хану бурятских племен, обитавших за Байкалом. Так, в летописи Санан-Сэтцена под 1189 г. говорится о вожде бурят Шикгуши, поднесшем Чингиз-хану сокола (ястреба) в знак покорности бурятского народа, жившего в то время у Байкала В летописи Рашид Эддина под 1188 г. сообщается о победе Чингиз-хана над тайджиютами у реки Ингоды, на стороне которых сражался вождь племени хори—Сумаджи, а под 1200-1201 г. (594 г. геждры) говорится, что Ван-хан разбил Тухту, который ушел в место, называемое „Баргуджин"; „это место за рекой Селенгой к Востоку от Монголии, к одному племени из монголов, которое называется Баргут, это имя усвоено по той причине, что они обитали в этом Баргуджине; и они до сих пор называются этим именем"). Таким образом по самым древним, дошедшим до нас, историческим сведениям буряты первоначально обитали в Забайкалье, откуда они, повидимому, двинулись при Чингиз-хане на юг). Внутренние междуусобия в Монголии, внешние нападения на нее, поиски новых пастбищ заставляли монголов Халхи двигаться на север, селиться по р. Селенге, о. Байкалу и за Байкалом (XV-XVII в.). Здесь новые пришельцы вытесняли одни местные племена, покоряли другие, смешивались с третьими и образовали современных нам бурят, среди которых можно различать две ветви—одни с преобладанием бурятского типа —бурят-монголы, гл. обр. северные буряты, другие с преобладанием монгольского типа—монголо-буряты, преимущественно южные буряты. »
В Википедии мы узнаем, что:
« Современные буряты сформировались, по всей видимости, из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI — начале XVII века. К XVII веку буряты состояли из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. »
“Пастбища к востоку от озера Байкал были домом пастбищных кочевников с незапамятных времен и в самом деле на Ононе к югу от современной Российской границы родился Чингис Хан.(Онон (монг. Онон гол) — река в северо-восточной Монголии и России. Верхнее течение Онона — одно из предполагаемых мест, где родился и вырос Чингисхан. По легенде здесь же он и захоронен. Википедия) Таким образом этот факт дает бурятам живущим на востоке Байкала основание считать себя « чистыми монголами ». Эти племена включали «the Tabanut, Atagan and Khori »(Табануты, Атаганы и Хори) - последние жили также на западном берегу Байкала и на большом острове « Oikhon » (по-русски Ольхон). Другие монгольские племена - « the Bulagat, Ekherit and Khongodor »(Булагаты, Эхириты и Хонгодоры)- расселились вокруг озера Байкал и у долины реки Ангары которая вытекает из южного конца озера. Здесь и в соседних долинах, доходящих до верховья реки Лены они нашли луговые степи, которые можно было использовать в качестве пастбищ для их лошадей и рогатого скота. Эти монголы, расселившиеся по Тунгусске и другие жители лесов, и стали западными бурятами. »₁

В своей книге, « La chasse à l’âme » посвященной главным образом бурятскому шаманизму, Roberte Hamayon так рассказывает о первых упоминаниях о бурятах:
« p.44 Sources anciennes
Названия племен, которые сформируют позже бурятский этнос, фигурируют в Секретной истории Монгол « Histoire secrète des Mongols » (речь идет о тексте изготовленном в монгольской среде, но известном только по китайской транскрипщии датированной 1240 годом(…) В этом тексте фигурирует племя ekires или ikires, часть которого присоединилась с давних пор к будущему Чингис Хана, эта часть племени была включена в 1206 году, наряду с булуганскими людьми(Bulugan (la tribu bulagazin ?)) в федерафию племен войлочных палаток (tribus aux tentures de feutre), предками Эхиритов и Булагатов прибайкалья; племя « qori-tümed », упомянутое в числе «лесных людей » покорившихся в 1207 году, потомками которого являются Хори Забайкалья; а также племя бурияд (burijad), также причисленное к « лесным людям », и покорившееся в 1207 году, исторически отличное от предыдущих), генеалогическое повествование о роде Чингиз Хана. Эта летопись считается содержит данные об отношениях между племенами и кланами в доимпериальную эпоху, об отношениях сотрудничества и мести, которые вписываются в кадр шаманических действий, и которые встречаются в похожем виде в прибайкалье 19 века. В эту эпоху монгольский двор с благосклонностью принимал все иностранные религии, в то же время стремясь обуздать шаманов, не желая больше допущения раздела власти с ними (раздел власти который окажется свойственный шаманизму, и следовательно несовместимый с государственной централизацией) ; монгольский двор был терпим к маргиналам, но Чингиз Хан во время своего восхода к высшей власти устранил шамана Kököcü по прозвищу Теб Тенгери, который намеревался пустить в ход свои полномочия.
Упомянутые племена оказываются забытыми до их вступления в российскую империю в середине 17 века.

ЖИЗНЬ ДО ПРИХОДА РУССКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ

Буряты на востоке Байкала сохранили традицинный монгольский стиль жизни основанный на разведении лошадей и скота, кочуя между пастбищами и живя в переносных тентах обитых войлоком[юртах]. На западном берегу озера однако некоторые из них приняли седентарный стиль жизни, научились строить деревянные дома - восьмиугольные с отверстием для дыма в центре пирамидальной крыши - и культивировать сухой фураж и такие сельскохозяйственные культуры как просо, ячмень и гречку. Охота играла значительную роль в жизни всех монголов, известно что буряты организовывали большие совместные охоты с несколькими кланами. В относительно развитой культуре бурят использование железа было важной особенностью с давних времен, и как и в других сибирских общинах кузнецы, которые выковывали оружие, топоры, ножи, горшки, сбруи и серебрянные украшения пользовались практически сверхъестественным статусом.
Как все монголы до 16 века, буряты были шаманистами. Тем не менее это приняло более сложную форму по сравнению с другими сибирскими общинами, так как они не только почитали духов относящихся к явлениям природы (в честь которых они строили пирамиды из камней(oboo) в священных местах) но также имели многосложный пантеон состоящий из 99 божеств также как и их многочисленных прародителей и потомства. В высокоразвитой мифологии огонь особенно почитался. Сами шаманы- главным образом потомственная каста- разделялись на два вида: « белые » шаманы служили небесным божествам, и « черные », которые служили богам преисподни. Бурятские шаманы тем отличались от тунгусских и кетских, что их экстатический танец не сопровождался тамбурином, они использовали в своих ритуалах маленький колокольчик и деревянной лошадью (hobby horse). Центральным ритуалом в религиозной практике бурят, как и всех монголов-шаманистов, являлось кровное жертвоприношение « blood sacrifice » небесному богу Тенгри, во время этого жертвоприношения лошадь (обычно белая) умерщвлялась и ее кожа подвешивалась на длинный шест. Шаманизм, религия Чингис Хана, сохранялась до конца 16 века, когда буддизм из Тибета, быстро распространился среди монголов. Буряты, как бы то ни было, покинули свою родовую религию только через столетие, и в действительности буряты жившие на восточном берегу Байкала приняли буддизм, в то время как лесные буряты к западу оставались верными шаманизму.
Живя на границе между северными лесами и степями Внутренней Азии, бурятские монголы являлись посредниками в бартерной торговле, обменивая свой рогатый скот, скобяной товар и grain for furs (от тунгусов и других лесных жителей), эти товары в свою очередь обменивались на китайские текстиль, драгоценности и серебро.
Буряты были многочисленным народом(по меньшей мере 30 000 человек в 17 веке) в отличие от большинства аборигенов Сибири. Их социальная организация была также высокоразвитой. Главы кланов (khans or taishis) формировали наследственную аристократию, которая обладала значительной властью над обычными членами клана; класс богатых скотоводов(noyons) также существовал, особенно в восточной Бурятии. Тем не менее, права на пастбища и луга считались общими, внутри клана действовала система взаимопомощи (русские марксистские писатели утверждали, что это был всего лишь предлог для экплуатации бедных богатыми). В 17 веке в социальной структуре западных бурят, которая содержала многие традиционные племенные свойства, различия уже развились; что касается восточных бурят, их связь с монголами вывела их на дорогу феодализма
Будучи монгольскими племенами, буряты входили в границы империи Чингиз Хана в 13 веке, но историки расходятся во мнениях по поводу участия бурят в кампаниях армии Чингиза[и все-таки, как мне кажется, более популярным мнением является то, что буряты были у монголов в положении вассалов, как и русские]. Ясно то, что они разделяли. Даже на западе, тем не менее, наследственные главы кланов использовали свою власть для покорения соседних племен, принуждая последних выплачивать дань. Бурятские главы кланов также формировали из своих вассалов вооруженных людей на случай войны. Таким образом, до прихода русских, многие племена тунгусов, самоедов и кетов жившие между озером Байкал и Енисеем были на положении подданых народов, либо у бурятских монголов, либо у киргизских тюрков.
монгольскую традицию военной организации, эффективные конные тактики и использование лука и стрел. В результате, они представляли гораздо более внушительного врага для русских нежели примитивные племена Центральной Сибири. В определенный момент во время русской войны против бурят, служилые люди в Верхоленской крепости были так осаждены, что написали письмо царю Михаилу: "Spare us, your slaves, lord, and command that in the … fort two hundred mounted men be garrisoned…(…)…because, lord, the Buryats have many mounted warriors who fight in armour…and helmets, while we, lord, your slaves, are ill-clad, having no armours…"[не смогла найти оригинала на русском] из « Колониальной политике в Якутии ».

БУРЯТСКИЙ И МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫКИ

Язык бурят относится к монгольской семье. Монгольский язык в настоящее время основан на халхасском диалекте. Многие слова идентичны в бурятском и халхасском, например gar « рука », ger « дом », ulaan « красный » и khoyor « два », но так же есть некоторые систематические звуковые отличия. Например, вода в бурятском языке - uha, тогда как в монгольском это us. Другие подобные отличия:
Hara месяц sar
Seseg цветок tsetseg
Morin лошадь mor
Üder день ödör
В грамматике бурятского языка сохранились личные глагольные окончания, напр. Bi yabanab, shi yabanash, tere yabna « Я иду, ты идешь, он идет », тогда как монгольский имеет только одну форму yabna для « Я иду, ты идешь, он идет » .
бурятский язык содержит много тюркских слов (результат долгого контакта с тюркскими народами внутренней азии и западной сибири), так же как и заимствования с китайского, санскрита, тибетского, манчжурского и др. языков.
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О БУРЯТАХ СРЕДИ РУССКИХ
Первые слухи среди русских о бурятах появились в 1609 году. Русская экпедиция в Томск была послана для того чтобы подчинить племена на восточном берегу Енисея и обложить их данью. Русские узнали от кетов и самоедов, что те уже заплатили ясак бурятам, которые жили за горами в идинской долине и иногда приезжали за данью. Поэтому русские встретили идинских бурят только через 20 лет спустя.[должно быть, буряты даже по слухам представлялись русским серьезным врагом]
В 1625 году русские из Енисейска взяв ясак с тунгусов впервые услышали о бурятских монголах в этом регионе.
Последовали так называемые Они решили исследовать и покорить эту землю.
бурятские войны - череда кампаний, рейдов и контр-атак. Главным стимулом русских покорить бурятские земли являлся слух о серебрянных залежах
Первая встреча русских с бурятами произошла в 1628 году в устье реки в этой местности.
Оки
[ Forsyth]. В тот раз русские не получили дани от бурят, но нанесли им поражение, забрав их жен и детей в качестве пленников.В следующем году казачий командир Бекетов (далеко продвинувшись по Оке) успешно взял оброк с бурят. К концу захвата ангарской долины русскими были уже основаны форты: Братск (от слова « брат »), Идинск, Иркутск(был основан в 1652 году как ясачная застава(yasak outpost)).
Бурятское сопротивление продолжалось на других территориях. На Ангаре основные анти-русские кампании произошли в 1634 году(когда братский форт был сожжен), они продолжались в течение 1638-41гг.
Крупнейшее бурятское восстание произошло в 1644 году. Русские пришельцы представляли из себя разбойников и мародеров. Большой бунт произошел по бурятским территориям в 1695-1696 гг, когда Иркутск был осажден.
Т.к. в 1640е надежда на изгнание русских испарилась, некоторые из эхиритских бурят двинулись вниз по Байкалу в Монголию. В 1658 году русские переселенцы нанесли поражение племенам амехабатских бурят, вынудив их покинуть территорию отныне занятую русскими. В том же году большая часть булагатских бурят также перебралась в Монголию
Оккупация русскими забайкальских земель вынуждала коренных жителей(тех кто не желал платить ясака) покидать свою территорию.
Многочисленные племена Хори бурят после нескольких лет борьбы с русскими шайками были вынуждены в начале 1650х гг. уйти из своих земель по обеим сторонам Байкала и двинуться в северную Монголию. К сожалению, в то время Монголия не была гостеприимным убежищем.

ВХОЖДЕНИЕ В КОНТАКТ С РУССКИМИ

Два основных бурятских племени
Разное отношение к русским колонизаторам

На западе Эхирит-Булагаты, видя в них сначала захватчиков во время первых встреч в 1627-1628 годах, плохо их приняли и сделали жизнь казаков достаточно трудной. Они будут организовывать восстания против их присутствия, как например на Лене в 1644-1665. Они находятся в самом рассвете, они живут охотой, у них есть лошади, которые позволяют им увеличить доходность их облав. Они держат в повиновении малочисленные народы тофаларов, кетов, тунгусов.Поэтому они воспринимают русских как соперников. К тому же долина Ангары, в которой царствовали булагаты ценна плодородной землей. Это привлекает русских поселенцев. Эхирит Булагаты начали платить подать в 1662, а через 2 года их декларируют как подчинившихся, хотя сами они признают это только в 1818.
Напротив Хори, которые хотят защититься от монголов, достаточно доброжелательно принимают первых казаков, русское присутствие менее плотное, чем на прибайкалье и вес от него ощущается медленнее.
Версия Рязановского выглядит немного иначе:
« Пришедшие в начале XVII в. в восточную Сибирь русские нашли бурят на современных местах. Первые сведения о бурятах русские получили в 1609 году от „десарских людей", ко-торые платили ясак „братским людям". В 1612 г. буряты напали на подчинившееся русским племя аринов. В 1614 г. в числе других туземных племен, осаждавших Томск, упоминаются и „браты". В 1621 г. также встречаем упоминание о бурятах, беспокоящих томских служилых людей. К 1622 г. относятся сведения о том, что буряты в числе 3-х тыс. чел., не считая данников, ходили войной на аринцев и других канских инородцев. Таким образом, буряты представляли воинственный и многочисленный народ, на который не могли не обратить внимания русские завоеватели. В 1628 г. сотник Петр Бекетов из Енисейска с 30 казаками дошел до устья реки Оки и взял первый ясак с проживающих здесь бурят. С этого времени начинается постепенное подчинение бурятских племен русской власти. Это подчинение произошло не сразу и редко добровольно.»

БОРЬБА ПРОТИВ РУССКИХ

Но несмотря на сопротивление местных жителей, русские упорно продвигаются дальше на восток
« На протяжении полувека (и даже дольше) воинственные буряты оказывали упорное сопротивление завоевателям. Они вступали в открытые бои, отказывались платить ясак, побежденные вновь восставали, нередко вызываемые к этому жестокостью и грабительством завоевателей, нападали на русских, осаждали остроги, иногда разрушали их, уходили на новые места, наконец, уходили в Монголию. Однако, русские, хотя и медленно, по приобретали перевес над бурятами, подчиняли их себе.
В 1631 г. атаман Перфильев построил на бурятской земле первый острог, названный „братским", который, однако, в 1635 г. был разрушен бурятами и в 1636 г. вновь возобновлен; в 1646 г. атаман Колесников добрался до Ангары и у устья р. Осы построил острожек; в 1654 г. был выстроен острог Балаганский, а в 1661 г. острог Иркутский. Почти одновременно с описанным продвижением началось продвижение русских за Байкал со стороны Якутска, возникшего в 1632 г. и вскоре ставшего самостоятельным воеводством. В 1641 г. был выстроен Верхоленский острог, в 1643 г. русские добрались до Байкала и заняли остров Ольхон, в 1648 г. боярский сын Галкин дошел до устья р. Баргузина и построил здесь острог Баргузинский, ставший опорным пунктом русских в Забайкалье В 1652 г. Петр Бекетов из Енисейска дошел до р. Селсиги и основал острог Усть-Прорву, в 1653 г. он добрался до Хилка и Иргеня и построил Иргенский острог, и затем Нерчинский. Однако в следующем году принужден был оставить занятые места. Но продвижение русских на восток все продолжалось. В 1658 г. был построен острог Телембинский и вновь восстановлен сожженный тунгусами Нерчинский острог, в 1665 г.—Удинский, Селенгинский и другие. Постепенно все Забайкалье было подчинено русским - -со всеми обитавшими там бурятскими, тунгусскими и прочими туземными племенами. Но в Забайкалья русские встретились с новым врагом, столкнулись с правами халхасских князей, которые издавна считали Забайкалье своим владением и делали неоднократные попытки силою прогнать русских. В 1687 г. монголы осаждали Селенгинский острог, в 1688 г. Верхоленский, но в обоих случаях потерпели жестокую неудачу. После этого ряд монгольских тайшей и сайтов перешли в русское подданство. В 1689 г. стольник Головин заключил с Китаем Нерчинский договор, согласно которому все Забайкалье со всеми выходцами из Монголии было признано русским владением. Что касается стоящего особняком тункинского края, то присоединение его произошло несколько позднее. Тункинский острог был выстроен в 1709 г. и край был подчинен русскому влиянию в половине XVIII ст. »
Далее Рязановский замечает:
« При завоевании русскими восточной Сибири буряты делились па три главных племени: булагаты, обитавшие преимущественно в районе р. Ангары, эхириты—в районе р. Лены и хоринцы— в Забайкалья. Это деление сохряняется и поныне. Племена в свою очередь разделяются па роды. Кроме того здесь встречаются группы родов—выселенцев из Монголии (по р. Селенге, в Тунке и др. местах), смешавшиеся с местными бурятами, некоторые же из них и до сих пор сохраняют известную обособленность. »[иногда мне кажется, что разнообразные « деления » являются своеобразным бурятским хобби. Многие буряты знают из какого рода они происходят].

ЭТНОНИМ БУРЯТЫ

Объяснения этнонима « буряты » многочисленны и иногда неубедительны.
По Зориктуеву прибайкальские буряты назывались buraad от buraa,лес, с суффиксом d, который означает группу людей, следовательно buraad
Егунов выдвигает другую версию, по которой самоназвание - «лесные люди».
буряад произошло от тюркского слова « bürè
Только с 19 века регулярно употребляют название « буряты » в официальных русских документах. Первые казачьи регистры называют их « братьями » или « братские » и назыв их землю братской землей. » (волк). Волк был тотемом некоторых кланов западных бурят.
[Почему-то мне приходит на ум история с « кенгуру »: русские казаки встретив представителей одного из прибайкальских племен спрашивает о том, кто они. На что прибайкальцы отвечают,что они живут в лесах, «buraa ». Русские, для лучшей меморизации ищут созвучное и главное простое слово в своем лексиконе. И вот отсюда появились « браты ».]
По крайней мере только перед опастностями колонизации, потому что прибайкальские группы прежде всего ставят свою кланов идентичность, между кланами существует соперничество,следовательно зачастую принятие « общего » названия только для вида.
Это название сохранилось со временем, и из-за превратностей колонизации, а также благодаря лингвистической близости служит созданию у раньше изолированных групп (а иногда и вражеских племен) общей идентичности, а впоследствии это название поможет сформировать этнос.
Даже Хори возьмут это название, котор им позволит отличить себя от монголов и поспособствует их интеграции в Российскую империю, даруя им правосубъектность, уже полученная прибайкальскими бурятами.
Для всех это имя конкретизирует чувство идентичности появившейся для одних от опозиции русскому проникновению, для других это опозиция притязаниям монгольского сюзеренитета.
Буряты называют русских в обиходе « mangad » этот термин в эпопее обозначает врага героя, того кто занимает его территорию, присваивает себе его собственность, его жену, и котор за этот причиненный им вред наказан быть побежденным, хотя он сильнее, но взамен он награжден посмертным культом « bon mâle », потому что в бою он показал себя отважным (или честным).[это самая распространенная версия, хотя некоторые буряты с этим не согласны.
В конце концов, все названия и пр. Можно интерпретировать по-разному, благо есть обильный материал: легенды, песни, письменные повествования, в которых фигурирует слова созвучные этому. ]

Часть вторая -->