Самый большой колокол в мире. Самые большие колокола в мире

На протяжении уже многих столетий комплекс звонниц с колокольней Иван Великий является украшением Московского Кремля. Ныне существующий столп колокольни воздвигнут в правление Ивана III и его сына Василия III, в 1505-1508 годах, итальянским зодчим Боном Фрязиным. Это было самое высокое сооружение древней Руси, состоящее из трех ярусов, предназначенных для колоколов. В 1532 году, архитектор Петрок Малый, пристроил к колокольне церковь во имя Воскресения Христова , которая в 1555 году была переименована в собор Рождества Христова . Это произошло после того, как в церковь перенесли из Мстиславского двора престол и икону Рождества Христова.

О двух других стоит упомянуть. Большой Московский колокол - благовестник царя Алексея Михайловича. Отлил его молодой мастер Александр Григорьев в 1655 году. Колокол имел небывалый вес - 8000 пудов (около 130 тонн). Некогда он находился в центральном проеме Успенской звонницы. Погиб колокол во время пожара в 1701 году. Из его обломков в 1735 году мастерами Иваном м Михаилом Моториными был отлит Царь-колокол . Второй - это колокол "Воскресный". Он находился на Успенской звоннице, в проеме, ближайшем к Филаретовой пристройке. Отлил колокол по указу царя Алексея Михайловича мастер Емельян Данилов в 1652 году. Вес колокола составлял 998 пудов. В правление Екатерины II колокол, поврежденный от небрежного звона, перелили в 1782 году на заводе Московского купца 1-й гильдии Никифора Калинина. Работа эта была поручена мастеру Якову Завьялову. Вес колокола увеличился до 1017 пудов. Известный музыкант А.Г. Рубинштейн специально приходил в Кремль, чтобы послушать звон "Воскресного". Он говорил: "Колокол этот отличается особенной звучностью и весьма приятной гармонией в сочетании тонов" . К большому сожалению, после революции следы колокола теряются. Возможно, он погиб во время артобстрела Кремля в 1917 году. На иконе "Василий Блаженный" очень хорошо виден весь колокольный подбор Кремлевских звонниц - "Реут", "Большой", "Воскресный", "Годуновский" и "Семисотный".

Колокол "Реут"

Самый старый из них - это Реут . Колокол был отлит в 1622 году известным русским литейщиком Андреем Чоховым . Находится он в ближайшем к столпу колокольни Иван Великий проеме. К сожалению, колокол размещен таким образом, что с улицы он практически не виден. Колокол этот обладает очень красивой формой и приятным звуком. Сегодня это главный благовестник Московского Кремля.

"Большой Успенский" колокол

В центральном проеме Успенской звонницы находится самый большой из звонящих колоколов в Москве. Из-за принадлежности к Успенскому собору Московского Кремля, он носит название "Большой Успенский" . Жизнь этого колокола охватывает не одно столетие и очень интересна. Увы! история колоколов такова, что их довольно часто переливают, в следствие падений или повреждений во время звона. На долю "Большого Успенского" колокола выпало целых пять переливок и он успел сменить не одно название.

С 1679 года согласно указу патриарха Иоакима "О колокольной фамилии", "Годуновский" колокол стал именоваться "Воскресным" . В таком виде колокол просуществовал до 1701 года, когда во время крупного пожара он повредился. В том же году, по указу Петра I, колокол был прелит, и в 1704 году водружен на прежнее место. После третьей переливки, вес колокола достиг 3000 пудов . Очередной крупный пожар, разразившийся в Москве в 1737 году, не прошел бесследно для "Воскресного" колокола. Он упал с колокольни и разбился. Обломки колокола пролежали возле звонницы до 1761 года, когда согласно указу императрицы Елизаветы Петровны, его вновь переливают, уже в четвертый раз. Работа эта была поручена литейщику Константину Слизову.

Звон "Большого Успенского" колокола был слышен в Москве до 1812 года. Покидая Кремль, наполеоновские войска, подчиняясь приказу, взрывают комплекс Кремлевских звонниц. Из пяти больших колоколов висящих там, уцелели лишь два. Остальные были повреждены, в том числе и "Большой Успенский".

В пятый и последний раз, колокол был перелит в 1817 году. На право отливки большого колокола в Москве были объявлены торги, которые выиграл содержатель крупнейшего московского колокольного завода купец 2-ой гильдии Михаил Гаврилович Богданов. Работами по отливке колокола руководил старейший литейщик Яков Завьялов. Вес колокола достиг - 3904 пудов 9 фунтов (около 62,5 тонн). И в наши дни колокол поражает не только своими размерами, но и очень объемными орнаментами. На средней его части расположены шесть медальонов - картушей с портретами императора Александра I , его супруги Елизаветы Алексеевны, матери Марии Федоровны и великих князей Константина , Николая и Михаила Павловичей. Над портретами в медальонах барельефные изображения благословляющего Христа, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Успения Божией Матери и митрополитов Петра и Алексея. На валу колокола в пядь рядов следует надпись-летопись, рассказывающая не сколько об истории колокола, сколько о нападении Наполеона на Россию и его поражении. Надпись безмерно велика, но все же стоит воспроизвести самую ее интересную часть.

"В лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в 22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они, будучи наказуемы рзгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла..."

После последней переливки колокол был благополучно водружен на свое прежнее место, в центральный проем Успенской звонницы. Благодаря своим размерам и местоположению колокол очень хорошо виден с Соборной площади Московского Кремля. И сегодня можно услышать звон "Большого Успенского" . С удара именно в него начинается Благовест во дни некоторых великих праздников.

"Семисотный" колокол

"Семисотный" - один из двух колоколов, которые уцелели при взрыве звонницы в 1812 году. К сожалению, о создании этого колокола мало что известно. Отлит он был в 1704 году по указу Петра I известным русским литейщиком Иваном Моториным взамен колокола, поврежденного во время пожара в 1701 году. Название "Семисотный", очевидно, связано с весом предыдущего колокола, так как вес нынешнего составляет 798 пудов. Отсюда и название пристройки, на которой он висит - "Семисотенная". Время ее строительства точно не известно, скорее всего, она была сооружена в конце XVII века для предшественника "Семисотного" колокола.

Колокол украшает пространная надпись, традиционно расположенная в верхней части и на валу. Ее буквы очень четкие и рельефные: "Божию милостию, повелением благочестивейшаго великаго государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, при благочестивейшем государе нашем царевиче и великом князе Алексее Петровиче вылит сей колокол к соборней велицей церкви Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и великих чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа между патриаршества в лето от сотворения мира 7213 году, а то рождества Сына Слова Божия 1704 году, в 23 лето царства его. Сей колокол весом 798 пуд лил мастер Иванъ Моторинъ"

Верхний пояс колокола украшен арабесками, состоящими из побегов растений и декоративных завитков. Под ними, в килевидном киотце - Голгофский крест . Нижний пояс орнамента украшают изображения ангельских ликов с крыльями, дополненные расходящимися рогами изобилия. Декор "Семисотного" колокола поражает необычайно тонкой проработкой. При ближайшем расмотрении улыбающиеся, на первый взгляд, лики ангелов кажутся поющими. К сожалению, Семисотенная пристройка устроена таким образом, что разглядеть колокол с улицы практически невозможно. В настоящее время колокол в звонах не используется, хотя он и не поврежден. Помимо имени "Семисотный", у него есть еще два названия, связанных со службой - это "Великопостный" и "Вседневный".

Колокольня Ивана Великого в Москве. Б.м., 1888
Лицевой Летописный свод. Т. 10. Царственная книга. XVI век. Л. 347
Олеарий А. Описание путешествия в Москву. М., 1996. С. 164
Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI - первой половины XVII века // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 75-118
Мартынов А.А. Московские колокола. Б.м., б.г. С. 102
Виденеева А.Е., Коновалов И.В. Колокола Московского Кремля в свете событий 1812 года // X научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). Ярославль, 2006. С. 175

составитель материала - Москвичева Юлия

Самый большой в мире колокол находится в Московском Кремле. Этот уникальный памятник художественного литья XVIII в. называют Царь- колокол, поскольку он не имеет себе равных в мире ни по размерам, ни по весу. В 1730 г. русская императрица Анна Ивановна приказала отлить колокол весом до 10 тыс. пудов (ок. 160 т) и установить на колокольне Ивана Великого. Мастера, который мог бы это сделать, попытались найти в Париже, но никто не брался отливать колокол такой величины. Взялся за эту непростую работу русский литейщик Иван Моторин. Сооружение формы колокола производили на Ивановской площади в Кремле, рядом с колокольней Ивана Великого, где вырыли яму десятиметровой глубины.

Самый огромный колокол

Металл - бронзу - плавили в четырех печах, установленных вокруг ямы. Но мастеров с самого начала преследовали неудачи: из печей потекла медь, затем сгорела машина, предназначенная для подъема кожуха формы. Первая попытка отливки колокола не удалась. Смерть помешала Ивану Моторину осуществить вторую попытку, но его дело продолжил сын Михаил. Наконец в 1733 г. колокол весом ок. 200 т был готов. Он оставался в яме, над которой построили деревянное покрытие. Резчики по металлу занимались чеканной отделкой рельефов колокола. Но в мае 1737 г. в Москве случился пожар, охвативший кремлевские здания, загорелась и деревянная кровля над колоколом. Сбежавшийся народ бросился заливать водой горячий металл, в результате колокол дал 11 трещин и от него отломился кусок весом 11,5 т. Более 100 лет Царь-колокол оставался в литейной яме. В 1836 г. его подняли и водрузили на постамент, сооруженный по проекту архитектора Августа Монферрана.

Надпись на Царь-колоколе гласит, что отлил его в 1733 г. Иван Моторин, хотя на самом деле он был отлит в 1735 г. Михаилом Моториным. Неточность связана с тем, что колокол отливали по форме, сделанной еще Моториным-старшим.

Несколько раз поднимался вопрос о спайке Царь – колокола. Но, даже припаяв отколотый 11,5 – тонный кусок, нормальное звучание колокола восстановить невозможно. Поэтому колокол сохраняется в том виде, в каком он был извлечен из литейной ямы. Царь – колоколд украшают рельефы и фриз – узор из пальмовых ветвей.

Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.

Из истории колоколов

Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященни-ки украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.

Как му-зыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого , епископа Ноланского , память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхо-да своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой го-род, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание. С тех пор на-чали изготавливать колокольчики самой разной формы и разме-ров, которые впоследствии увеличивались и привели к появле-нию церковных колоколов.

Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% ме-ди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получает-ся звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возраста-ли. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершен-ствовался. Интересно отметить, что когда колокола перелива-ли, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чис-той меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.

А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок служ-бы колокола зависит от многого: от качества литья, от звона-рей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше все-го в зимнее время — на морозе металл становится более хруп-ким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи-ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель-ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са-ма отливка и поднятие на колокольню.

Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро-пила. Предполагалось построить для него специальную коло-кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Но вскоре в Кремле случился силь-ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло-кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав-шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло-кола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу ко-локола — его падение в яму (основание которой было каменис-тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро-ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра-ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото-рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь-шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис-тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са-мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу-дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че-ловек.

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра-вой рукой.

Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (пооче-редно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь-ко серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в ко-тором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослуже-нию, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство челове-ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон по-ложен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при-зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра-зднования побед.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных ча-стей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит-мов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по-явились специальные методики использования колокольных зво-нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пооб-щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска-жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до-стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу-чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна-мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис-поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

По материалам журнала «Славянка»

C момента отливки в начале XIX в. и до 2003 года Большой Успенский колокол был самым тяжелым действующим колоколом России и одним из крупнейших в мире. (10 сентября 2003 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге отлит 72-тонный колокол для Троице-Сергиевой Лавры, он должен зазвонить к лету 2004 года.) Большой Успенский колокол прекрасно сохранился до наших дней и находится в среднем пролете Успенской звонницы Московского Кремля. (На снимке - иллюстрация из книги Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology".)

В книге Н. Оловянишникова "История колоколов и колокололитейное искусство" (1912г.) вес колокола указан в 4000 пудов, что в пересчете дает 65.52 тонны (1 пуд.= 16,38 кг). На теле колокола вес не указан. Литейщики оставили "табличку" в соответствующим месте - в нижнем ряду надписи. На этом месте предполагалось впоследствии резцом вырезать вес колокола по результатам взвешивания. Однако, по непонятным причинам это так и не было сделано.

Реальные размеры Успенского колокола указать тоже сложно, поскольку данные о них в различных источниках сильно отличаются. Н. Оловянишников указывает 18 футов в диаметре и 21 фут в высоту, что в пересчете дает соответственно 5.49 м и 6.4 м (1 фут = 0.3048 м). Персифаль Прайс в таблице колоколов (Percival Price "Bells and Man") приводит диаметр 3.65 м, звонари - 4.4 м… Чтобы Успенский колокол благовестил, его язык весом около 2-х тонн для удара в один край раскачивают два звонаря, для удара в оба края - до пяти человек.

Однако этот колокол замечателен не только огромными размерами, но и тем, что это колокол-памятник. Памятник в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Отступая из Москвы, французы намеревались разрушить Кремль, для чего под стены, башни, соборы были заложены пороховые заряды. Но москвичи отстояли национальную святыню, однако, Успенская звонница с Филаретовой пристройкой разрушились от взрыва. Находившиеся на них колокола упали: "Воскресный" и "Вседневный" не пострадали вовсе, у "Реута" отбились уши (которые потом искусно приделали), Успенский же колокол (58 т), отлитый в 1760 году мастером Слизовым по приказу императрицы Екатерины Петровны, разбился.

В 1817 году в память победы над Наполеоном разбившийся колокол был перелит с добавлением бронзы трофейных французских пушек на заводе Михаила Богданова. Лили колокол "под распоряжением преосвященного архиепископа Августина" 90-летний мастер Яков Завьялов, который за 57 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола, и пушечный мастер Русинов. Расходы по установке нового колокола купец Богданов взял на себя: сам соорудил леса, установил 10 воротов, обучил помощников и при огромном стечении народа успешно поднял огромный колокол на колокольню. (Интересный рассказ о подъеме Большого Успенского колокола приведен в статье Пыляева "Исторические колокола" и книге Н. Оловянишникова "История колоколов и колокололитейное искусство".) Михаил Богданов отдал колоколу не только силы, талант и время, но и все свое состояние. В старости он жил очень бедно…

Большой Успенский колокол имеет красивый тон и богато декорирован. На каждой стороне колокола отлито в два ряда по шесть медальонов. С одной стороны находится поясной рельеф императора - освободителя Александра I, который приказал отлить сей колокол, слева и справа от него - изображение императрицы Елизаветы Алексеевны и матери императора Марии Федоровны. Выше - икона Иисуса Христа, справа от него Богоматерь, слева - Иоанн Креститель. С другой стороны отлиты портреты трех Великих князей, младших братьев Александра I: в центре Константин, по бокам Николай (будущий император Николай I) и Михаил. Медальоны поверх князей представляют: в центре - Успение Богоматери, а по бокам - Св. Алексия и Св. Иоанна. На колоколе отлита пространная патриотическая надпись, сочиненная, как предполагают, архиепископом Августином.

В настоящее время под Успенский колокол подведены страховочные металлические конструкции, которые несколько портят вид на колокол. (Современные фотографии колокола предоставлены К. Мишуровским.)

Успенский колокол еще называют Праздничным. Ударом в него начинался торжественный звон московских колоколов в ночь Христова Воскресенья. Последний раз колокола Ивана Великого звонили на Пасху 1918 года. Затем последовало долгое молчание. Вновь голос кремлевских колоколов прозвучал в Кремле на Пасху 1992 года, тогда зазвонили колокола второго яруса Ивана Великого (звонил Игорь Коновалов). К Пасхе 1993 года зазвонил и Большой Успенский колокол. Регулярный колокольный звон в Кремле производится и поныне к каждому богослужению, которые весьма часты и происходят в память митрополитов Московских и на престольные праздники Кремлевских соборов (силами патриаршего звонаря Игоря Коновалова и его учеников из Общества Церковных Звонарей).

Благодарю К. Мишуровского за дополнительные сведения о Большоми Успенском колоколе и его фотографии.

Основные источники:

  • М.И. Пыляев „Исторические колокола"
  • Н. Оловянишниковъ "История колоколовъ и колокололитейное искусство"
  • Н. Захаров "Кремлевские колокола"
  • С.С. Перли, Б.С. Перли "Страницы русской истории на уроках математики.
    Нетрадиционный задачник. V - VI классы"
  • Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology"
  • Percival Price "Bells and Man"

Они - «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным набатом, то переливчатым благовестом. У каждого русского колокола своя судьба, своя история. К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…

Вечевой Новгородский колокол

О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.

Угличский набатный ссыльный колокол

До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.

Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря

Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением - это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем. Тайнопись была разгадана лишь в 1822 году. Из нее следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича - "от любви своея душевная и от сердечного желания". В 1930-х годах все колокола монастырской звонницы были сняты и разбиты. Последним «пал» Большой Благовест, самый певучий колокол России, - в октябре 1941 года. Скорее всего, его переплавили на военные нужды. Ныне от него сохранилась лишь часть языка, находящаяся в обители.

Соловецкий пленный колокол

Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» - еще одним символом чудесного спасения обители.

Царь-колокол

«Царь-колокол» относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый "тысячник", установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал этот колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом "Реут" в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 - 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван "Царем-колоколом". Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся "небольшой" кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, "Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.

Колокола Ростова Великого

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем". В следующем году - "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол - в 2000 пудов по имени "Сысой". Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. "Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола - от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: "Красный" и "Козел". Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный - об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны.

Колокола Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры - "Чудотворцев", отлитый в 1420 году при игумене Никоне - преемнике преподобного Сергия Радонежского. "Лебедь", или "Полиелейный" был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам "царь и великий князь Борис Федорович всея Руссии и с царицею". Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или "Воскресный" колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол "Царь", в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов! Зимой 1930 года, исторические колокола "Корноухий", "Годуновский" и "Царь", шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. Об этой трагедии сохранилось свидетельство в дневниках М.М. Пришвина: “11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола... Большой Царь доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами... Когда он упал, то и разбился вдребезги. По-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого.” 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.