Что такое Сфинкс? Тайны египетского Сфинкса. Большой сфинкс Первый сфинкс

На западном берегу Нила, на плато Гиза неподалёку от Каира, рядом с пирамидой Хефрена находится один из самых известных и, пожалуй, самый таинственный исторический памятник Древнего Египта – Большой Сфинкс.

Что такое Большой Сфинкс

Великий, или Большой, Сфинкс – древнейшая монументальная скульптура планеты и самое большое из изваяний Египта. Статуя высечена из монолитной скалы и изображает лежащего льва с человеческой головой. Длина монумента составляет 73 метра, высота около 20-ти.

Название статуи греческое и означает «душительница», напоминая о мифическом фиванском сфинксе, убивавшем путников, не разгадавших его загадку. Арабы называли гигантского льва «Отцом ужаса», а сами египтяне - «шепес анх», «образ живого».

Большой Сфинкс высоко почитался в Египте. Между передними лапами его было выстроено святилище, на алтарь которого фараоны возлагали свои дары. Некоторые авторы передавали легенду о неведомом боге, уснувшем в «песках забвения» и навсегда оставшемся в пустыне.

Образ сфинкса является традиционным мотивом для древнеегипетского искусства. Лев считался царским животным, посвящённым богу Солнца Ра, поэтому в виде сфинкса всегда изображали только фараона.

С древности Большой Сфинкс считался изображением фараона Хафра (Хефрена), поскольку находится рядом с его пирамидой и словно охраняет её. Возможно, исполин действительно был призван хранить покой усопших монархов, однако отождествление Сфинкса с Хафра ошибочно. Главными аргументами в пользу параллели с Хефреном были изображения фараона, найденные у статуи, однако неподалёку находился поминальный храм фараона, и находки могли быть связаны с ним.

Кроме того, исследования антропологов выявили негроидный тип лица каменного гиганта. Многочисленные надписанные скульптурные изображения, имеющиеся в распоряжении учёных, не несут никаких африканских черт.

Загадки Сфинкса

Кем же и когда создан легендарный монумент? Впервые сомнение в верности общепринятой точки зрения внёс Геродот. Детально описав пирамиды, историк ни словом не упомянул о Великом сфинксе. Ясность внёс 500 лет спустя Плиний Старший, рассказав об очистке монумента от песчаных наносов. Вероятно, в эпоху Геродота Сфинкс был скрыт под барханами. Сколько раз за историю его существования это могло происходить, остаётся только гадать.

В письменных документах нет ни единого упоминания о постройке столь грандиозного изваяния, хотя мы знаем много имён авторов куда менее величественных сооружений. Первое упоминание о Сфинксе относится к эпохе Нового царства. Тутмос IV (XIV в. до н. э.), не будучи наследником трона, якобы уснул рядом с каменным гигантом и получил во сне повеление от бога Гора расчистить и отремонтировать статую. Взамен бог обещал сделать его фараоном. Тутмос сразу же велел начать освобождение монумента от песка. Работы завершились через год. В честь этого события у изваяния была установлена стела с соответствующей надписью.

Это была первая известная реставрация монумента. Впоследствии статую не раз освобождали от песчаных наносов - при Птолемеях, во времена римского и арабского владычества.

Таким образом, историки не могут предъявить обоснованную версию происхождения Сфинкса, что даёт простор творчеству других специалистов. Так, гидрологи обратили внимание, что нижняя часть статуи несёт следы эрозии от длительного нахождения в воде. Повышенная влажность, при которой Нил мог заливать основание монумента, характеризовала климат Египта в IV тыс. до н. э. На известняке, из которого построены пирамиды, таких разрушений нет. Это считалось доказательством, что Сфинкс старше пирамид.

Романтично настроенные исследователи сочли эрозию результатом библейского Всемирного потопа – катастрофического разлива Нила 12 тыс. лет назад. Некоторые заговорили даже об эпохе ледникового периода. Гипотеза, однако, была оспорена. Разрушение объяснили действием дождей и низким качеством камня.

Внесли свой вклад астрономы, выдвинувшие теорию о едином ансамбле пирамид и Сфинкса. Постройкой комплекса египтяне якобы увековечили время своего прихода в страну. Три пирамиды отражают расположение звёзд Пояса Ориона, олицетворявшего Осириса, а Сфинкс смотрит на точку восхода солнца в день весеннего равноденствия в тот год. Это сочетание астрономических факторов относится к XI тыс. до н.э.

Есть и другие теории, включая традиционных инопланетян и представителей працивилизаций. Внятных доказательств апологеты этих теорий, как всегда, не приводят.

Египетский колосс таит немало других загадок. К примеру, нет никаких предположений, кого из владык он изображает, зачем прокопан подземный ход от Сфинкса в сторону пирамиды Хеопса и т.д.

Современное состояние

Окончательную расчистку от песков провели в 1925 году. Изваяние дошло до наших дней в неплохой сохранности. Возможно, многовековой песчаный покров и спасал Сфинкса от выветривания и перепадов температуры.

Природа пощадила монумент, но не люди. Лицо гиганта сильно повреждено – у него отбит нос. Одно время повреждение списывали на артиллеристов Наполеона, расстрелявших статую из пушек. Однако арабский историк аль-Макризи ещё в XIV веке сообщал об отсутствии у Сфинкса носа. По его рассказу, лицо было повреждено толпой фанатиков по наущению некоего проповедника, поскольку ислам запрещает изображать человека. Утверждение это вызывает сомнения, поскольку Сфинкс был почитаем местным населением. Считалось, что он вызывает живительные разливы Нила.













Существуют и другие предположения. Повреждения объясняют естественными факторами, а также местью одного из фараонов, пожелавшего уничтожить память монарха, которого изображает Сфинкс. По третьей версии, нос отбили арабы при завоевании страны. У некоторых аравийских племён существовало поверье, что, если отбить нос у враждебного бога, он не сможет отомстить.

В древности Сфинкс обладал накладной бородой, атрибутом фараонов, однако сейчас от неё остались лишь обломки.

В 2014 году после реставрации статуи к ней открыли доступ туристам, и сейчас можно подойти и рассмотреть вблизи легендарного гиганта, в истории которого гораздо больше вопросов, чем ответов.

Персонаж легенды об Эдипе .

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства , наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II . Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса (Большой сфинкс) , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе .

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы - например, фараона .
  • Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола - иеракосфинксами
  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана - криосфинксы .

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть . По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её . Её изображение было на шлеме Афины . В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами» .

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её . По ещё одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс» .

Индия

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона . С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время

«Французский сфинкс»

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма , когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло , работавшие при дворе Франциска I . У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки . Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII-XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea - нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI-XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715-1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена) , Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании ».

Сфинксы стали являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта . Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий .

С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс ». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

  • Человеколев - древнейшее скульптурное изображение животного.
  • В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.) русск. , открытый в 1918 году.

Напишите отзыв о статье "Сфинкс"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сфинкс

– Милая Натали, – сказала княжна Марья, – знайте, что я рада тому, что брат нашел счастье… – Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее.
– Я думаю, княжна, что теперь неудобно говорить об этом, – сказала Наташа с внешним достоинством и холодностью и с слезами, которые она чувствовала в горле.
«Что я сказала, что я сделала!» подумала она, как только вышла из комнаты.
Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волосы.
– Наташа, об чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Всё пройдет, Наташа.
– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно… точно я…
– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.
Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.
– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.


Сфинкс Гизы является одним из старейших, крупнейших и самых загадочных памятников, когда-либо созданных человеком. Споры о его происхождении идут до сих пор. Мы собрали 10 малоизвестных фактов о величественном памятнике в пустыне Сахара.

1. Большой сфинкс Гизы сфинксом не является


Специалисты утверждают, что египенского сфинкса традиционным изображением сфинкса не назовёшь. В классической греческой мифологии сфинкс описывался как существо, у которого было тело льва, голова женщины и крылья птицы. В Гизе на самом деле возвышается скульптура андросфинкса, поскольку у него нет крыльев.

2. Изначально у скульптуры было несколько других названий


Древние египтяне первоначально не называли это гигантское существо "Большим Сфинксом". В тексте на "Стеле мечты", датируемой примерно 1400 г. до н.э., Сфинкс упоминается как "Статуя великого Хепри". Когда будущий фараон Тутмос IV спал рядом с ней, то ему приснился сон, в котором бог Хепри-Ра-Атум пришел к нему и попросил освободить статую от песка, а взамен пообещал, что Тутмос станет правителем всего Египта. Тутмос IV откопал засыпанную за века песком статую, которая после этого стала известна как Хорем-Акхет, что переводится как "Гор на горизонте". Средневековые египтяне называли Сфинкса "балхиб" и "билхоу".

3. Никто не знает, кто построил Сфинкса


Даже сегодня люди не знают точного возраста этой статуи, а современные археологи спорят о том, кто ее мог создать. Самая популярная теория гласит о том, что Сфинкс возник во время правления Хефрена (четвертая династии Древнего царства), т.е. возраст статуи датируется примерно 2500 годом до нашей эры.

Этому фараону приписывают создание пирамиды Хефрена, а также некрополя Гизы и ряда ритуальных храмов. Близость этих сооружений с Сфинксом побудило ряд археологов считать, что именно Хефрен приказал построить величественный памятник со своим лицом.

Другие ученые считают, что статуя намного старше пирамиды. Они доказывают, что лицо и голова статуи носят следы явного повреждения водой и выдвинули теорию, что Великий Сфинкс уже существовал во время эпохи, когда регион столкнулся с обширным наводнением (6 тысячелетие до нашей эры).

4. Кто бы не строил Сфинкса, он удирал от него сломя голову после окончания постройки


Американский археолог Марк Ленер и египетский археолог Захи Хавасс обнаружили под слоем песка большие каменные блоки, наборы инструментов и даже окаменелые обеды. Это явно указывает на то, что рабочие настолько спешили убраться подальше, что не захватили с собой даже своих инструментов.

5. Чернорабочих, которые строили статую, прекрасно кормили


Большинство ученых думают, что люди, которые строили Сфинкса, были рабами. Однако их рацион предполагает совсем иное. В результате раскопок под руководством Марка Ленера было установлено, что рабочие регулярно обедали говядиной, бараниной и козлятиной.

6. Сфинкс когда-то был покрыт краской


Хотя сейчас Сфинкс серо-песчаного цвета, когда-то он был полностью покрыт яркой краской. Остатки красной краски до сих пор можно найти на лице статуи, а на теле Сфинкса есть следы синей и желтой краски.

7. Скульптура в течение длительного времени была погребена под песком


Большой Сфинкс Гизы несколько раз становился жертвой зыбучих песков египетской пустыни за время своего длительного существования. Первое известное восстановление почти полностью похороненного под песком сфинкса произошло незадолго до 14-го века до н.э., благодаря Тутмосу IV, который вскоре после этого стал египетским фараоном. Три тысячелетия спустя статуя вновь была погребена под песками. Вплоть до 19 века передние лапы статуи находились глубоко под поверхностью пустыни. Полностью Сфинкс был раскопан в 1920-х годах.

8. Сфинкс потерял свой головной убор в 1920-х годах

Во время последнего восстановления, у Большого Сфинкса отвалилась часть его знаменитого головного убора, а также была серьезно повреждена голова и шея. Правительство Египта наняло команду инженеров, чтобы реставрировать статую в 1931 году. Но во время этой реставрации использовался мягкий известняк, и в 1988 году 320-килограммовая часть плеча отвалилась, едва не убив немецкого репортера. После этого египетское правительство вновь приступило к восстановительным работам.

9. После постройки Сфинкса еще долгое время существовал культ, почитающий его


Благодаря мистическому видению Тутмоса IV, который стал фараоном после того, как откопал гигантскую статую, в 14 веке до нашей эры возник целый культ поклонения Сфинксу. Фараоны, правящие во время Нового Царства, даже строили новые храмы, из которых можно было видеть Большого Сфинкса и поклоняться ему.

10. Египетский сфинкс намного добрее греческого


Современная репутация Сфинкса как жестокого существа произошла из греческой мифологии, а не египетской. В греческих мифах Сфинкс упоминается в связи со встречей с Эдипом, которому он загадал якобы неразрешимую загадку. В древнеегипетской культуре Сфинкс считался более доброжелательным.

11.Наполеон не виноват в том, что Сфинкса нет носа


Тайна отсутствия носа у Большого Сфинкса породила всевозможные мифы и теории. Одна из наиболее распространенных легенд гласит, что Наполеон Бонапарт приказал отбить нос статуе в порыве гордыни. Однако, ранние эскизы Сфинкса показывают, что носа статуя лишилась еще до рождения французского императора.

12. Сфинкс когда-то был бородатым


Сегодня остатки бороды Большого Сфинкса, которые были удалены со статуи из-за сильной эрозии, хранятся в Британском музее и в Музее египетских древностей, созданном в Каире в 1858 году. Однако, французский археолог Васил Добрев утверждает, что бородатой статуя была не с самого начала, а борода была добавлена позже. Добрев аргументирует свою гипотезу тем, что удаление бороды, если бы она являлась компонентом статуи с самого начала, привело бы к повреждению подбородка статуи.

13. Большой сфинкс - самая древняя статуя, но не самый древний сфинкс


Большой Сфинкс Гизы считается старейшей монументальной скульптурой в человеческой истории. Если считать, что статуя датируется временем правления Хефрена, меньшие сфинксы, изображающие его сводного брата Джедефра и сестру Нетефере II, более старые.

14. Сфинкс - крупнейшая статуя


Сфинкс, длина которого составляет 72 метра, а высота 20 метров, считается крупнейшей монолитной статуей на планете.

15. Со Сфинксом связаны несколько астрономических теорий


Загадка Большого Сфинкса Гизы привела к появлению ряда теорий о сверхъестественном понимании древними египтянами космоса. Некоторые ученые, такие как Ленер, считают, что Сфинкс с пирамидами Гизы является гигантской машиной для улавливании и переработки солнечной энергии. В другой теории отмечается совпадение Сфинкса, пирамид и реки Нил со звездами созвездий Льва и Ориона.

Попробуем разобраться в цели его создания и методах его строительства. Узнаем, что говорят в научном мире о возрасте Сфинкса. Что он скрывает внутри и какую роль играет по отношению к пирамидам? Отсеем вымысел и предположения, оставим только научно подтверждённые факты.

Краткое описание Сфинкса в Египте

Сфинкс и 50 реактивных самолётов

Большой Сфинкс. Египет Автор: Most likely Hamish2k, the first uploader — Most likely Hamish2k, the first uploader, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Сфинкс в Египте — самая грандиозная сохранившаяся скульптура древности. Длина туловища составляет 3 купейных вагона (73,5 м), а высота — 6 этажный дом (20 м). Автобус меньше, чем одна передняя лапа. А вес 50 реактивных авиалайнеров равен весу исполина.

Блоки, из которых сложены лапы, были добавлены в период Нового царства, для восстановления первоначального облика. Священная Кобра, нос и ритуальная борода — символы власти фараонов — отсутствуют. Фрагменты последней выставлены в Британском музее.

Рядом с ухом можно наблюдать остатки оригинальной тёмно-красного цвета краски.

О чём могут говорить странные пропорции?

Одна из главных ненормальностей фигуры заключается в непропорциональности головы и туловища. Похоже, что верхняя часть была несколько раз переделана последующими правителями. Есть мнения, что сперва голова идола была либо овна, либо сокола и позже перешла в человеческую форму. Реставрации и поновления за многие тысячи лет могли уменьшить голову или увеличить туловище.

Где находится Сфинкс?

Памятник находится в некрополе Мемфиса рядом с пирамидальными строениями Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Мицерин) примерно в 10 км от Каира, на западном берегу реки Нил на плато Гиза.

Бог наоборот или что символизирует гигант

В Древнем Египте фигура Льва олицетворяла власть фараонов. В Абидосе, кладбище первых египетских царей, археологи обнаружили около 30 скелетов взрослых людей, которым не было 20 лет, и… кости львов. Боги древних египтян всегда изображались с телом человека и головой животного, а здесь наоборот: голова человека размером с дом на теле льва.

Может это говорит о том, что мощь и сила льва соединились с человеческой мудростью и способностью управлять этой силой? Но кому принадлежали эти сила и мудрость? Черты чьего лица высечены в камне?

Разгадка секрета строительства: интересные факты

Ведущий египтолог мира Марк Ленер провёл 5 лет рядом с загадочным существом, исследуя его самого, материалы и породу вокруг. Он составил подробную карту статуи и пришёл к однозначному выводу: статуя вырезана из известняка, который лежит в основании плато Гиза.

Сначала выдолбили траншею в виде подковы, оставив в центре огромную глыбу. А потом скульпторы из неё вырезали памятник. Блоки весом до 100 тонн для строительства стен храма перед Сфинксом брали отсюда же.

Но это лишь часть разгадки. Другая — как именно они это делали?

Вместе с Риком Брауном, специалистом по древним инструментам, Марк воспроизвёл изображённые на рисунках гробниц возрастом более 4000 лет орудия труда. Это были медные зубила, двуручный пестик и молот. Затем этими орудиями они вырезали из известнякового блока деталь монумента: недостающий нос.

Этот эксперимент позволил подсчитать, что над созданием загадочной фигуры могли трудиться сто скульпторов в течении трёх лет . При этом их сопровождала целая армия рабочих, которые создавали орудия труда, оттаскивали породу и делали другие необходимые работы.

Кто сломал нос колоссу?

Когда Наполеон прибыл в Египет в 1798 году, он увидел загадочное чудовище уже без носа, что доказывают рисунки 18-го столетия: лицо было таким задолго до прибытия французов. Хотя можно встретить мнение, что нос отбили военные французы.

Есть и другие версии. Например, называется стрельба турецких (по другим источникам — английских) солдат, мишенью которых был выбран лик истукана. Или есть история, рассказывающая о фанатичном суфийском монахе в 8 веке нашей эры, который долотом изуродовал “кощунственного идола”.


Фрагменты ритуальной бороды египетского Сфинкса. British Museum, Photo from EgyptArchive

Действительно, есть следы от вбитых клиньев в переносицу и около ноздри. Впечатление, что кто-то забивал их специально, чтобы отломать деталь.

Пророческий сон царевича у Сфинкса

От полного разрушения памятник спасли, укрывшие его на тысячелетия, пески. Попытки восстановить колосса предпринимались, начиная с Тутмоса IV. Существует легенда, как во время охоты, отдыхая в полуденной тени сооружения, сын царя заснул и увидел сон. Гигантское божество обещало ему корону Верхнего и Нижнего царств и взамен просило освободить от поглощающей пустыни. Гранитная Стела Сновидения, установленная между лапами, хранит эту историю.


Рисунок Великого Сфинкса 1737 г. Худ. Фредерик Норден

Царевич не только откопал божество, но и окружил его высокой каменной стеной. В конце 2010 года египетские археологи раскопали участки кирпичной стены, которая растянулась на 132 м вокруг монумента. Учёные считают, что это дело рук Тутмоса IV, желающего защитить статую от заносов.

История о горе-реставрации Сфинкса в Гизе

Несмотря на усилия, сооружение вновь оказалось засыпанным. В 1858 г. частично песок был очищен Огюстом Мариеттом, основателем Египетской службы древностей. А в период с 1925 по 1936 гг. французский инженер Эмиль Барайз завершил расчистку полностью. Возможно, впервые божественный зверь опять подвергся воздействию стихий.

Также очевидно, что статуя разрушается из-за ветра, влажности и выхлопных газов из Каира. Осознавая это, власти пытаются сохранить древний памятник. В прошлом веке, в 1950 году был начат огромный и дорогостоящий проект реставрации и консервации.

Но на начальном этапе работ, вместо пользы, был лишь причинён дополнительный ущерб. Цемент, который использовался для ремонта, как оказалось позже, был несовместим с известняком. За 6 лет в структуру было добавлено более 2000 известняковых блоков, была проведена химическая обработка, но… положительного результата это не принесло.

Как М. Ленер догадался, кого изображает Большой Сфинкс Египта


Раскопки храма Хефрена (на переднем плане).
Хеопская пирамида находится на заднем плане.
Фотография Анри Бечард, 1887

Гробницы фараонов с течением времени меняют свою форму и величину. Появляются и . А Большой Сфинкс единственный.

Значительное число египтологов считают, что он представляет фараона Хефрена (Хавра) из четвёртой династии, т.к. недалеко был найден подобный небольшой каменный силуэт с его лицом. Также совпадают размеры блоков гробницы Хафра (примерно в 2540 г. до н. э.) и чудовища. Несмотря на их утверждения, никто не знает наверняка, когда и кем было установлено это изваяние в Гизе.

Марк Ленер нашёл ответ и на этот вопрос. Он изучил строение храма Сфинкса, который находится в 9 метрах. В дни весеннего и осеннего равноденствия, солнце на закате соединяет два святилища храма и пирамиду Хафра, одной линией.

Религия древнего египетского царства была основана на поклонении Солнцу. Местные жители поклонялись истукану как воплощению Бога Солнца, называя его Хор-Эм-Акхет. Сопоставив эти факты, Марк определяет первоначальное назначение Сфинкса и его личность: лицо Хафра, сына Хеопса, смотрит с фигуры бога, который защищает путешествие фараона в загробный мир, делая его безопасным.

В 1996 г. нью-йоркский детектив и эксперт по идентификации выявил, что сходство более заметно со старшим братом Хефрена Джедефре (или сына по другим данным). Прения на эту тему все еще продолжаются.

Сколько же всё-таки лет гиганту? Писатель против учёных


Исследователь Джон Энтони Уэст

Сейчас ведутся оживленные дебаты по поводу датировки памятника. Писатель Джон Энтони Уэст (John Anthony West) первый заметил на теле льва следы водной эрозии. На других строениях плато наблюдается ветровая или песчаная эрозия. Он связался с геологом и доцентом Бостонского университета Робертом Шохом (Robert M. Schoch), который, изучив материалы, согласился с выводами Уэста. В 1993 году была представлена их совместная работа “Тайна Сфинкса”, получившая премию “Emmy” за лучшее исследование и номинацию на лучший документальный фильм.

Хотя в нашу пору эта территория засушливая, около 10 000 лет назад климат там был влажный и дождливый. Уэст и Шох пришли к заключению, что для образования обнаруженных последствий водной эрозии, возраст Сфинкса должен быть от 7000 до 10 000 лет .

Учёные отклонили теорию Шоха как сильно ошибочную, указывая на то, что когда-то распространенные сильные дождевые бури на территории Египта прекратились прежде появления скульптуры. Но остаётся вопрос: почему только на этой конструкции Гизы были замечены признаки разрушений под воздействием воды?

Спиритические и сверхъестественные толкования о предназначении Сфинкса

Известный английский журналист Пол Брантон (Paul Brunton) провёл много времени, путешествуя в Восточных странах, жил с монахами и мистиками, изучал историю и религию Древнего Египта. Он исследовал царские гробницы, встречался со знаменитыми факирами и гипнотизёрами.

Его любимый символ страны, загадочный гигант, поведал ему свои тайны во время ночи, проведённой в Великой пирамиде. Книга “В поисках мистического Египта” рассказывает, как однажды ему открылась тайна всего сущего.

Американский мистик и пророк Эдгар Кейси (Edgar Cayce) уверен в теории, которую можно прочесть в его книге об Атлантиде. Он указал, что рядом со Сфинксом хранятся секретные знания атлантов.


Набросок Виван Дювона 1798 г. Изображает человека, вылезающего из отверстия на вершине.

Писатель Роберт Баувал (Robert Bauval) опубликовал в 1989 г. статью о том, что три пирамиды в Гизе относительно Нила образовали своего рода трехмерную «голограмму» на земле трех звезд пояса Ориона и Млечного пути. Он разработал сложную теорию о том, что все сооружения данной области совместно с древними Писаниями представляют собой астрономическую карту.

Наиболее подходящее положение звёзд на небосводе для этой интерпретации было в 10500 до н. э.. Эта дата по понятным причинам оспаривается египтологами, поскольку ни один археологический артефакт, датированный этими годами, здесь не был откопан.

Новые загадки Сфинкса в Египте?

Существуют различные легенды о тайных ходах, связанных с этим артефактом. Исследования Флоридского и Бостонского университетов, а так же университета Васэда в Японии выявили различные аномалии вокруг фигуры. Хотя, не исключено, что это — природные особенности.

В 1995 г. рабочие, ремонтируя близлежащую автостоянку, наткнулись на ряд туннелей и дорожек, две из которых погружаются в подземелье недалеко от каменного тела человеко-зверя. Р. Баувал убеждён, что эти сооружения — ровесники.

В период с 1991 по 1993, изучая повреждения на памятнике с помощью сейсмографа, группа Энтони Уэста обнаружила правильной формы полые пространства или камеры, расположенные на глубине нескольких метров между передними конечностями и по обе стороны таинственного образа. Но разрешения на более глубокое изучение получено не было. Тайна подземных комнат осталась пока не разгаданной.

Сфинкс в Египте продолжает волновать пытливые умы. Много домыслов и предположений существует вокруг самого древнего памятника на нашей планете. Узнаем ли мы когда-нибудь кто и зачем оставил этот след на Земле?

Интересно знать Ваше мнение, напишите его в комментарии.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы обсудить тайны и загадки Сфинкса Египта при встрече.
Читайте больше интересных материалов на Дзен канале Архитектура .

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Сфинкс
Мифология: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
В иных культурах: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Пол: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сфера влияния: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Братья: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сёстры: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруг(а): Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Сфинкс

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства , наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II . Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса (Большой сфинкс) , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе .

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы - например, фараона .
  • Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола - иеракосфинксами
  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана - криосфинксы .

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её . По ещё одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс» .

Индия

Сфинкс в искусстве классицизма

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании ».

Сфинксы стали являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта . Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий .

С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс ». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

  • Человеколев - древнейшее скульптурное изображение животного.
  • В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.) русск. , открытый в 1918 году.

Напишите отзыв о статье "Сфинкс"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сфинкс

Своим непрекращающимся градом вопросов и манерой спрашивать сразу у двоих, она мне сильно напомнила Стеллу. И я от души рассмеялась...
– Нет, Майя, мы, конечно же, здесь не живём. Это вы были очень храбрыми, что сами приходили сюда. Нужно очень большое мужество, чтобы совершить такое... Вы настоящие молодцы! Но теперь вам придётся вернуться туда, откуда вы сюда пришли, у вас нет больше причины, чтобы здесь оставаться.
– А мама с папой «совсем» погибли?.. И мы уже не увидим их больше... Правда?
Пухлые Майины губки задёргались, и на щёчке появилась первая крупная слеза... Я знала, что если сейчас же это не остановить – слёз будет очень много... А в нашем теперешнем «общевзвинченном» состоянии допускать это было никак нельзя...
– Но вы ведь живы, правда же?! Поэтому, хотите этого или нет, но вам придётся жить. Думаю, что мама с папой были бы очень счастливы, если б узнали, что с вами всё хорошо. Они ведь очень любили вас... – как могла веселее, сказала я.
– Откуда ты это знаешь? – удивлённо уставилась на меня малышка.
– Ну, они свершили очень тяжёлый поступок, спасая вас. Поэтому, думаю, только очень сильно любя кого-то и дорожа этим, можно такое совершить...
– А куда мы теперь пойдём? Мы с вами пойдём?.. – вопросительно-умоляюще глядя на меня своими огромными серыми глазищами, спросила Майя.
– Вот Арно хотел бы вас забрать с собой. Что вы об этом думаете? Ему тоже не сладко... И ещё со многим придётся свыкнуться, чтобы выжить. Вот и поможете друг другу... Так, думаю, будет очень правильно.
Стелла наконец-таки пришла в себя, и сразу же «кинулась в атаку»:
– А как случилось, что этот монстр заполучил тебя, Арно? Ты хоть что-нибудь помнишь?..
– Нет... Я помню только свет. А потом очень яркий луг, залитый солнцем... Но это уже не была Земля – это было что-то чудесное и совершенно прозрачное... Такого на Земле не бывает. Но тут же всё исчезло, а «проснулся» я уже здесь и сейчас.
– А что если я попробую «посмотреть» через вас? – вдруг пришла мне в голову совершенно дикая мысль.
– Как – через меня? – удивился Арно.
– Ой, а ведь правильно! – тут же воскликнула Стелла. – Как я сама не подумала?!
– Ну, иногда, как видишь, и мне что-то в голову приходит... – рассмеялась я. – Не всегда же только тебе придумывать!
Я попробовала «включиться» в его мысли – ничего не происходило... Попробовала вместе с ним «вспомнить» тот момент, когда он «уходил»...
– Ой, ужас какой!!! – пискнула Стелла. – Смотри, это когда они захватили его!!!
У меня остановилось дыхание... Картинка, которую мы увидали, была и правда не из приятных! Это был момент, когда Арно только что умер, и его сущность начала подниматься по голубому каналу вверх. А прямо за ним... к тому же каналу, подкрались три совершенно кошмарных существа!.. Двое из них были наверняка нижнеастральные земные сущности, а вот третий явно казался каким-то другим, очень страшным и чужеродным, явно не земным... И все эти существа очень целеустремлённо гнались за человеком, видимо пытаясь его зачем-то заполучить... А он, бедняжка, даже не подозревая, что за ним так «мило» охотятся, парил в серебристо-голубой, светлой тишине, наслаждаясь необычно глубоким, неземным покоем, и, жадно впитывая в себя этот покой, отдыхал душой, забыв на мгновение дикую, разрушившую сердце земную боль, «благодаря» которой он и угодил сегодня в этот прозрачный, незнакомый мир...
В конце канала, уже у самого входа на «этаж», двое чудищ молниеносно юркнули следом за Арно в тот же канал и неожиданно слились в одно, а потом это «одно» быстренько втекло в основного, самого мерзкого, который наверняка был и самым сильным из них. И он напал... Вернее, стал вдруг совершенно плоским, «растёкся» почти до прозрачного дымка, и «окутав» собой ничего не подозревавшего Арно, полностью запеленал его сущность, лишая его бывшего «я» и вообще какого-либо «присутствия»... А после, жутко хохоча, тут же уволок уже захваченную сущность бедного Арно (только что зревшего красоту приближавшегося верхнего «этажа») прямиком в нижний астрал....
– Не понимаю... – прошептала Стелла. – Как же они его захватили, он ведь кажется таким сильным?.. А ну, давай посмотрим, что было ещё раньше?
Мы опять попробовали посмотреть через память нашего нового знакомого... И тут же поняли, почему он явился такой лёгкой мишенью для захвата...
По одежде и окружению это выглядело, как если бы происходило около ста лет назад. Он стоял по середине огромной комнаты, где на полу лежали, полностью нагими, два женских тела... Вернее, это были женщина и девочка, которой могло быть от силы пятнадцать лет. Оба тела были страшно избиты, и видимо, перед смертью зверски изнасилованы. На бедном Арно «не было лица»... Он стоял, как мертвец, не шевелясь, и возможно даже не понимая, где в тот момент находился, так как шок был слишком жестоким. Если мы правильно понимали – это были его жена и дочь, над которыми кто-то очень по-зверски надругался... Хотя, сказать «по-зверски» было бы неправильно, потому, что никакой зверь не сделает того, на что способен иногда человек...
Вдруг Арно закричал, как раненное животное, и повалился на землю, рядом со страшно изуродованным телом своей жены (?)... В нём, как во время шторма, дикими вихрями бушевали эмоции – злость сменяла безысходность, ярость застилала тоску, после перерастая в нечеловеческую боль, от которой не было никакого спасения... Он с криками катался по полу, не находя выхода своему горю... пока наконец, к нашему ужасу, полностью затих, больше не шевелясь...
Ну и естественно – открывши такой бурный эмоциональный «шквал», и с ним же умерев, он стал в тот момент идеальной «мишенью» для захвата любыми, даже самыми слабыми «чёрными» существами, не говоря уже о тех, которые позже так упорно гнались за ним, чтобы использовать его мощное энергетическое тело, как простой энергетический «костюм»... чтобы вершить после, с его помощью, свои ужасные, «чёрные» дела...
– Не хочу больше это смотреть... – шёпотом произнесла Стелла. – Вообще не хочу больше видеть ужас... Разве это по-людски? Ну, скажи мне!!! Разве правильно такое?! Мы же люди!!!
У Стеллы начиналась настоящая истерика, что было настолько неожиданным, что в первую секунду я совершенно растерялась, не находя, что сказать. Стелла была сильно возмущённой и даже чуточку злой, что, в данной ситуации, наверное, было совершенно приемлемо и объяснимо. Для других. Но это было настолько, опять же, на неё не похоже, что я только сейчас наконец-то поняла, насколько больно и глубоко всё это нескончаемое земное Зло ранило её доброе, ласковое сердечко, и насколько она, наверное, устала постоянно нести всю эту людскую грязь и жестокость на своих хрупких, ещё совсем детских, плечах.... Мне очень захотелось обнять этого милого, стойкого и такого грустного сейчас, человечка! Но я знала, что это ещё больше её расстроит. И поэтому, стараясь держаться спокойно, чтобы не затронуть ещё глубже её и так уже слишком «растрёпанных» чувств, постаралась, как могла, её успокоить.
– Но ведь есть и хорошее, не только плохое!.. Ты только посмотри вокруг – а твоя бабушка?.. А Светило?.. Вон Мария вообще жила лишь для других! И сколько таких!.. Их ведь очень и очень много! Ты просто очень устала и очень печальна, потому что мы потеряли хороших друзей. Вот и кажется всё в «чёрных красках»... А завтра будет новый день, и ты опять станешь собой, обещаю тебе! А ещё, если хочешь, мы не будем больше ходить на этот «этаж»? Хочешь?..
– Разве же причина в «этаже»?.. – горько спросила Стелла. – От этого ведь ничего не изменится, будем мы сюда ходить или нет... Это просто земная жизнь. Она злая... Я не хочу больше здесь быть...
Я очень испугалась, не думает ли Стелла меня покинуть и вообще уйти навсегда?! Но это было так на неё не похоже!.. Во всяком случае, это была совсем не та Стелла, которую я так хорошо знала... И мне очень хотелось верить, что её буйная любовь к жизни и светлый радостный характер «сотрут в порошок» всю сегодняшнюю горечь и озлобление, и очень скоро она опять станет той же самой солнечной Стеллой, которой ещё так недавно была...
Поэтому, чуточку сама себя успокоив, я решила не делать сейчас никаких «далеко идущих» выводов, и подождать до завтра, прежде чем предпринимать какие-то более серьёзные шаги.