Древняя коломна. Коломенский уезд Из истории деревни Молитвино

Расскажем, чем примечательно село Коломенское в Москве. Коротко про путь от любимой резиденции русского царя до музея-заповедника.

Первый раз я попал в Коломенское 25 2015 года. В парке проходил «Пикник Афиши» - ежегодный музыкальный фестиваль. На сцене играла Земфира, в лекционном шатре рассказывали об освоении космоса, а вечером над парком сиял красивый салют. Все было отлично, кроме одного. Оценить красоту Коломенского я так и не смог. Когда кругом столько людей, осмотреться совершенно невозможно. Поэтому я решил приехать в Коломенское снова. Так и случилось. Парк оказался приятным местом и быстро попал в ТОП-5 моих любимых московских мест. В статье я коротко расскажу об истории парка и о том, что в Коломенском обязательно надо посмотреть.


История Коломенского

По преданию, подмосковное село Коломенское появилось после набега хана Батыя. В 1238 году возле города Коломна объединенное русское войско приняло на себя удар монгольской армии. Коломенский князь Роман Ингваревич погиб, но и потери монголов впечатляли. Во время сражения был убит Кюльхан - сын Чингисхана. Остановить наступление врагов не удалось, поэтому напуганные обитатели Коломны покинули свои дома и переселились поближе к Москве.

Официально первый раз село Коломенское упомянул в своем завещании московский князь Иван Калита. С тех пор самодержцы взяли село на заметку и завертелось.

  • В 1532 году государь Василий III возвёл в Коломенском церковь Вознесения. Она и сегодня возвышается над окрестностями.
  • Иван Грозный несколько раз отмечал в Коломенском дворце свои именины. А в 1554 году он построил поблизости церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
  • В 1606 году предводитель народного восстания Иван Болотников разбил свой лагерь на территории усадьбы. Правда удержать свои позиции не смог и в конечном счете проиграл войну.
  • С Коломенским связаны трагические события 1662 года. Во время Медного бунта сюда, к резиденции Алексея Михайловича Романова, пришла разгневанная толпа. Царь решил подавить бунт силой. Стрельцы загнали протестующих в реку. Тогда утонуло больше тысячи человек.
  • Спустя 4 года царь Алексей Романов открыл в Коломенском новый деревянный дворец на 270 комнат. Он стал его любимой резиденцией. Со временем вокруг появились сады и новые постройки: церкви, караульни, палаты. Царскую усадьбу обнесли забором, а с трёх сторон возвели ворота. Они сохранились до наших дней.

С приходом к власти Петра I внимание высшего общества к Коломенскому стало иссякать. Будущий император перенёс столицу в Петербург, поэтому царская резиденция в подмосковном селе медленно пришла в упадок. Деревянный дворец Алексея Михайловича Романова несколько раз перестраивали, но в конечном счете снесли. Шесть лет назад в Коломенском установлена копия здания (на карте ). Вот только выполнено оно полностью по современной технологии.

В 1924 году российский архитектор Пётр Барановский предложил создать на территории усадьбы музей народного творчества. Власти одобрили проект и утвердили Петра Дмитриевича директором. Так начался путь современного благоустройства Коломенского. В 1960 году территория усадьбы вошла в состав расширяющейся Москвы. В 1969 году рядом появились две станции метро. Так старая царская резиденция превратилась в популярное место отдыха у жителей столицы.


Что посмотреть в Коломенском

Выставка деревянного зодчества

Экспонаты для музея собирали по всей России. В числе достопримечательностей фрагмент защитного сооружения Братского острога. Казаки построили эту башню на Ангаре в середине XVII века. На несколько лет моложе два других экспоната: церковь Георгия Победоносца из Архангельской области и проездная башня Николо-Корельского монастыря. Благодаря стараниям первого директора Петра Барановского в подмосковное село перенесли Моховую башню из Сумского острога и домик Петра I с берегов Северной Двины.

Церковь Вознесения

Первый шатровый храм в России. Возведён в 1532 году. Высота башни - 62 метра. Если вы не были в Коломенском, то наверняка видели церковь в сериале «Гардемарины, вперёд». Эпизоды в монастыре игуменьи Леонидии снимали именно тут.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Всего в России сохранилось два многостолпных храма XVI века. Первый - храм

Василия Блаженного на Красной площади. Второй - Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском. Она построена в 1580 году. Недавно отреставрирована. Сейчас в церкви регулярно проходят богослужения.

Храм Казанской иконы Божьей Матери

Пятиглавая церковь построена в 1653 году. В ней хранится икона «Державная» - одна из самых почитаемых в России. Особенно среди монархистов. По легенде, её нашли в подвале церкви Вознесения в день, когда царь Николай II отрёкся от престола.

Водовзводная башня

Здание высотой 40 метров построено во второй половине XVII века для поставки воды в царскую резиденцию. Сейчас здесь находится музей, рассказывающий об истории водоснабжения.

Передние ворота

Главный въезд в царскую резиденцию построен в 1671 году. Раньше с двух сторон от ворот были установлены деревянные фигуры львов. Вот только были они необычные. В отведенное время из пасти львов раздавался громкий рык. Звук создавало «органное устройство», которым управлял часовой механизм.

Дьяково городище

В 1864 году на юге Коломенского нашли следы старинных строений. Проведя раскопки, учёные обнаружили, что это самое древнее поселение человека, найденное на территории нынешней Москвы. Дьяково городище появилось в V-IV веке до нашей эры. Поселение окружал земляной вал. Жители занимались скотоводством, земледелием и собирательством.

Усадьба Шкинь расположена в селе Шкинь Коломенском районе Московской области. Усадьба принадлежала Г.И. Бибикову, представителю высшей столичной знати. На средства Г.И. Бибикова в Шкини был возведен великолепный храм Сошествия Святого Духа на Апостолов. Храм был построен в конце XVIII века. До сих пор точно неизвестно, кто является архитектором этого храма, есть предположение, что его спроектировал Р.Р. Казаков. В наши дни храм - это все, что осталось от некогда богатой усадьбы Г.И. Бибикова. Поражает сходство храма в Шкини с собором Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В 1936 году храм был закрыт. В 1960-е годы в нем хранили ядохимикаты, предназначавшиеся для целей сельского хозяйства. В 1990-е годы началось постепенное восстановление святыни. В настоящее время храм является действующим, продолжаются работы по его реставрации. Рядом с храмом расположена могила местного почитаемого юродивого Данилушки - Д.И. Васильева.

Каменный храм был возведен в стиле московского классицизма. Имеет две симметрично расположенные колокольни, к храму пристроены два придела. Алтарная часть храма опоясана колоннадой. Внутренний интерьер и отделка храма не сохранились. Вокруг церкви можно видеть остатки каменной ограды, сохранились остатки каменных опор старинного моста через реку Северку. В окрестностях церкви находятся 2 полуразрушенных каменных строения. Что это такое, точно не известно. Есть мнение, что это, предположительно, могут быть остатки усадебных построек Г.И. Бибикова.

Усадьба Сенницы

Усадьба Сенницы является архитектурным памятником федерального значения. Она была возведена в конце XVIII - начале XX столетия в одноименной деревне в Московской области. История поместья была связана с княжеской семьей Гагариных.

Однако после Октябрьской Революции в 1918 году родовую усадьбу национализировали, что негативно сказалось на ее состоянии. Со временем дворец пришел в запустение и был разрушен, потом был частично снесен храм Вознесения Господня, находившийся на территории усадьбы. Часть ценностей была разграблена, а часть перемещена в музеи страны. В настоящее время усадьба Сенницы представляет собой развалины церкви, некоторых хозяйственных построек и водной мельницы.

Усадьба Прусы

Усадьба Прусы находится в Коломенском районе Московской области. История возникновения названия точно не известна, есть предположение, что ранее этим имением владел иностранец, от которого и пошло название. Боярин И.В. Шереметев был хозяином села Прусы во времена Ивана Грозного. Считается, что при нем была построена Ильинская церковь, впервые упомянутая в письменных источниках в 1578 году. После И.В. Шереметева имением владел епископ, построивший здесь загородную дачу.

Каменная Ильинская церковь является примером шатрового зодчества. Считается, что прототипом этого храма является шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы 1552 года постройки, находящаяся на территории Успенского Брусенского женского монастыря в Коломне. В 1660-е годы и в XIX веке Ильинская церковь в Прусах переделывалась, к ней были пристроены деревянная колокольня и трапезная, не сохранившиеся до наших дней. Не сохранился и восьмигранный шатер церкви, который опирался непосредственно на основной объем храма, без промежуточного восьмерика, что является нетипичным для шатрового зодчества.

В 1930-м году храм был закрыт, верующим его вернули в 1990-х годах. В настоящее время храм находится в запущенном состоянии.

Усадьба Липгарта

Усадьба Липгарта находится в Щурово, в Коломне. Двухэтажный особняк в стиле модерн был построен в 1900-е годы. Принадлежал немецкому промышленнику Эмилю Липгарту, основавшему Щуровский цементный завод. Особняк Липгарта был возведен из кирпича, снаружи был оштукатурен и отделан натуральным деревом, имел балконы и террасу. Был украшен граненой угловой башней с шатром. Дом окружен большим парком, в котором встречаются редкие породы деревьев и кустарников.

В настоящее время дом находится в полуразрушенном состоянии, он полностью лишен кровли, балконов, внутреннего интерьера. Сохранились только внешние стены особняка. Рядом с особняком можно видеть остатки фонтана, построенного, скорее всего, в 1900 годы, а также памятник В.И. Ленину, возведенный в советское время, когда на территории усадьбы располагался парк отдыха.

Усадьба Черкизово

Усадьбу Черкизово можно видеть в Коломенском районе Московской области. В XV веке этими землями владел боярин Федор Старк-Серкизов. В конце XVII века князем М.А. Черкасским здесь была построена усадьба. В 1734-1749 годах была возведена домовая Успенская церковь. В 1785 году владельцем поместья стал Б.М. Черкасский. При нем был возведен великолепный усадебный комплекс с дворцом, флигелем, оранжереями, манежем и псарным двором. После 1861 года имение постепенно пришло в запустение, большинство строений было утрачено.

В настоящее время из всех усадебных построек сохранились двухэтажный флигель в стиле классицизма с мезонином, построенный в XVIII веке, домовая Успенская церковь, павильон и фрагменты пейзажного парка. Все строения сильно пострадали от времени. Рядом с усадьбой, на погосте Старки, находится Никольская церковь XVIII века.


Достопримечательности Коломны

коломенский уездный, коломенский уезд анси
Коло́менский уе́зд - административная единица в составе Московской губернии, существовавшая до 1929 года. Центр - город Коломна.
  • 1 Общая информация
  • 2 История
  • 3 Административное деление
  • 4 Демографическая справка
    • 4.1 Дореволюционная статистика
    • 4.2 Постреволюционная статистика
  • 5 Экономическая справка
  • 6 Преобразование в Коломенский район
  • 7 Персоналии
  • 8 Примечания
  • 9 Карты
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Общая информация

В административно-территориальном отношении уезд делился на станы и волости. Волости оставались средоточием великокняжеских владений, в станах группировались поместья и вотчины служилых людей. Преобладающим типом светского землевладения в XV веке стало поместье. Вотчины доминируют в центральной части уезда, поместья же рассеяны по всей его территории.

Коломенский уезд по своему происхождению разнился с другими уездами Подмосковья, выросшими из бывших удельных княжеств. Он сложился в ходе обособления части великокняжеских волостей при образовании Московского уезда. Поскольку земли обоих уездов принадлежали одному хозяину - великому князю, граница между ними пролегала произвольно.

На протяжении нескольких столетий Коломенский уезд занимал обширную территорию. него полностью или частично входили 11 современных районов Московской области: Егорьевский, Зарайский, Каширский, Луховицкий, Ногинский, Озёрский, Подольский, Раменский, Серпуховский и Ступинский.

История

Точное время заселения территорий Коломенского уезда неизвестно, тем не менее достоверно известно, что во II-VIII веках пришли сюда с юга славяне-вятичи. До прихода славян на территории Коломенского уезда существовали стоянки финно-угорских племён.

Первые сведения о «волостях коломенских», составивших территорию Коломенского уезда (позднее - района), восходят к 1339 году и встречаются в духовной грамоте (завещании) великого князя Московского Ивана Калиты.

В XVI веке на территории уезда насчитывалось более 1400 сёл, селец, деревень, погостов, пустошей и починков. Основным типом сельского населённого пункта в то время являлась деревня.

В XVII веке Коломенский уезд состоял из 11 станов и 10 волостей. На его территории находилось 1564 населённых пункта: 97 сёл, 189 селец, 564 деревни, 3 погоста, 18 починков, 584 пустоши и 109 селищ. Во время смутного времени многие поселения были опустошены и в конце 1620-х годов 837 поселений пустовало.

Губернская реформа 1781 года, проведённая правительством Екатерины II, привела к образованию новых и перекраиванию границ старых административно-территориальных единиц. Из Коломенского уезда выделились Богородский, Бронницкий, Каширский и Серпуховский уезды Московской губернии, Егорьевский и Зарайский уезды Рязанской губернии. По окончании реформы в уезде было 269 селений. А уже в 1890 году в уезде существовало 333 сел и 5 поселков.

Административное деление

До губернской реформы Екатерины II Коломенский уезд делился на следующие станы и волости:

  • Большой Микулин стан
  • Комаревский стан
  • Усмерский стан
  • Пахрянский стан
  • Деревенский стан
  • Левычинский стан
  • Песоченский стан
  • Каневский стан
  • Брашевский стан
  • Маковский стан
  • Скулневский стан
  • Крутинская волость
  • Мещерская волость
  • Холмовская волость
  • Мезынская волость
  • Раменская волость
  • Высоцкая волость
  • Дарицкая волость
  • Оглоблинская волость
  • Алексеевская волость
  • Малинская волость

Особыми частями Коломенского уезда являлись дворцовые волости:

  • с. Горы (с деревнями Озеро, Маркова, Каменка, Стряпкова, Варищи, Холмы)
  • с. Никоновское
  • с. Шкинь (с с. Борисовское и деревнями Куземкина и Новоселки)
  • с. Сандырево
  • с. Северское
  • с. Черкизово (с деревнями Бортникова, Малышева, Дуброва, Подлужье, Конев Бор)
  • с. Мячково (с д. Санино)
  • с. Степановское (с деревнями Лысцова, Аргунова, Юсупова, Майкова, Чеботиха)
  • с. Бронницы (с приселками Брашева, Велино, деревнями Новоселова, Колупаева)
  • с. Дединово (с деревнями Клин, Пирочи)
  • с. Тетерино (с деревнями Капустина, Федина, Захарова, Локтева)

По мере раздачи дворцовых волостей помещикам, они включались в состав соседних станов и волостей. Данное деление просуществовало до губернской ревормы Екатерины II. конце XVIII - первой половине XIX вв. деления уезда на волости не существовало, оно было восстановлено (в новых границах) после отмены крепостного права.

В 1917 году уезд делился на волости:

  • Акатьевская
  • Бояркинская
  • Верховлянская
  • Глебовская
  • Горская
  • Колыберовская
  • Малинская
  • Мещеринская
  • Мячковская
  • Непецинская
  • Парфентьевская
  • Протопоповская
  • Сандыревская
  • Суковская
  • Куртинская
  • Федосьинская

В 1924 году в состав Коломенского уезда входило 2 стана и 16 волостей. Наиболее значительными были сёла Озеры, Горы, Белые Колодези, Малино.

Демографическая справка

Дореволюционная статистика

Население в 1894 г. составляло порядка 119 тысяч человек, из которых выделяли:

  • дворян: 389
  • духовного сословия: 488
  • почетных граждан и купцов: 2120
  • крестьян: 107 322
  • мещан: 5136
  • военного сословия: 2817
  • прочих: 719.

Причем особо отмечалось количество раскольников - 4842 души.

Постреволюционная статистика

Население уезда проживает в 311 сельских селениях, 14 местечках, 7 погостах и 34 отдельных хуторах и усадьбах. Хозяйств - 16 011.

По количеству население составляло:

  • 1917 год - 83 361 чел.
  • 1920 год - 55 148 чел.
  • 1923 год - 92 175 чел.

По составу к 1923 году в %:

  • рабочих - 16,1
  • советских работников - 2,2
  • крестьян - 79,5
  • прочих - 2,2.

Экономическая справка

Как заметно по классовому составу, основу экономики уезда составляло сельское хозяйство. Основной зерновой культурой была рожь. Во время раскопок на территории бывшего Коломенского уезда были обнаружены зёрна проса и чечевицы, а также два лемеха с приборами. Находки относятся ко времени не позднее XIV века.

Кроме того, по землям уезда проходило несколько оживлённых торговых путей, имевших общегосударственное значение. И крестьяне многих селений вовлекались в торговлю.

Коломенский уезд был одним из самых богатых уездов Российской империи. Так, в 1892 году государственная казна получила платежей на сумму 243 625 рублей, в том числе:

  • выкупных 167 261 руб.;
  • государственного земельного налога 5613 руб.;
  • земского сбора 24 870 руб.;
  • волостного 28 440 руб.

Преобразование в Коломенский район

Как административно-территориальная единица Коломенский уезд просуществовал до 1929 года. Тогда в Московской и других областях были созданы районы, в том числе и Коломенский. От бывшего Коломенского уезда отошли сотни гектаров земель со многими населёнными пунктами к вновь созданным районам: Воскресенскому, Малинскому, Озерскому, Ступинскому. А земли вдоль Оки из ведения Рязанской области перешли в состав Коломенского района. Коломенский район влилось более 30 деревень и сёл из Зарайского и Егорьевского уездов.

Персоналии

  • Пётр Ионович Губонин - купец первой гильдии, промышленник и меценат.

Примечания

  1. Демоскоп Weekly. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам 50 губерний Европейской России. Архивировано из первоисточника 21 января 2012.

Карты

Литература

  • Коломна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. - М., 1844.
  • Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - первой трети XVI вв. - М., 2001.
  • Кузнецов В. И. Из истории феодального землевладения России (по материалам Коломенского уезда XVI - XVII вв.). - М., 1993.
  • Готье Ю. В. Замосковный край в XVII веке. - М., 1937.

Ссылки

  • Старые карты Коломенского уезда
  • Старый уезд Коломенский - границы и станы

Поклонитесь древней земле предков наших, помяните их в мыслях своих! Такими словами встречает прохожего двухметровый деревянный крест, установленный на дороге, петляющей по вершинам Коломенских холмов. И по другую сторону креста: «Село Дьяково основано в 1237 году». В самом деле, лишь на несколько десятков лет, согласно летописным упоминаниям, Дьяково младше самой Москвы. История гласит, что в том самом голу войско хана Батыя осадило Коломну и часть жителей - старики, дети, больные - по льду Москвы-реки перебрались сюда. Кстати, история села Коломенского начинается с того же года. Археологи же еше в XIX веке обнаружили на месте села Дьяково древнее городище, отнеся его к I веку до н. э. Результаты раскопок, продолжавшихся и при советской власти, вплоть до 30-х голов, говорят о том, что жители городища занимались охотой, рыболовством, гончарным делом. Многочисленным находкам ученые дали тогда название целой археологической культуры - «Дьяковская». http://www.proza.ru/2007/09/19/248


Фото 1970 год
Село Дьяково располагающееся высоком правом берегу Москвы-реки. С севера оно отгорожено от Коломенского глубоким и живописным Голосовым оврагом, называемым в древних документах Безымянным.
Название Дьяково, возможно, происходит от дьяка князя Владимира Андреевича Серпуховского, управляющего сёлами и имевшего здесь двор.


Фото где-то 1980
Виктор Григорьевич Качалин На фото он в центре
был председателем колхоза (имени Дзержинского) в Дьяковском во время войны.
Дьяково было селом зажиточным. О достатке крестьян свидетельтвовала богатая орнаментация домов, украшенных пропильными резьбой и наличниками, подзорами, коньками. Во многих домах имелись изразцовые печи. Археологические исследования А.В. Никитина показалии, что в домашнем строительстве сел Коломенского и Дьякова XVIII—XX вв. была использована скобяная фурнитура (дверные ручки замки, ключи, дверные накладки и пр.) деревянного Коломенского дворца царя Алексея Михайловича, скупленная крестьянами при разборке памятника во второй половине XVIII в.

На крутом склоне Дьяковского холма расположен, замечательный памятник эпохи Ивана Грозного— церковь Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове
Москва, проспект Андропова, д.31
Проезд: м.Коломенская, м.Каширская
Год постройки: не ранее 1547.
Церковь. Действует.

Престолы: Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Зачатия Анны, Двенадцати апостолов, Константина и Елены, Зачатия Иоанна Предтечи, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святителей Московских
Первые упоминания о поселении Дьяково, как о селе относятся к началу XV века, в это время здесь уже существовал храм, по всей вероятности, деревянный. Исследователи предполагают, что он был освящен во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Возможно, что церковь имела «моленные» приделы во имя Зачатия Праведной Анны и равноапостольных Константина и Елены
Позднее, в XVI столетии, Дьяково считалось приселком дворцового села Коломенское, где издревле располагалась великокняжеская (позже царская) летняя резиденция. В 1554 году, и в последующие годы государь Иоанн IV Грозный праздновал здесь свои именины «праздник творяще рождению своему». Исходя из этого, можно заключить, что к середине XVI века в Дьяково существовал еще один храм (тоже деревянный) с престолом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. По одной из версий, после пожара 1547 года, сюда был перенесен храм с таким посвящением главного престола и приделами во имя апостола Фомы и святителя Петра митрополита Московского. Первоначально его «поставил» по обету в 1529 году на Старом Ваганькове великий князь Василий III . Престолы этих двух храмов перенесли под своды строящейся дьяковской церкви. Пример подобного объединения престолов уже существовал: в 1555-1561 годы именно так складывалась программа посвящений престолов собора Покрова на Рву на Красной площади.
Главный престол храма села Дьяково освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-восточный - во имя Зачатия Иоанна Предтечи, северо-восточный - Зачатия Праведной Анны, юго-западный придел в настоящее время освящен во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы (первоначально, примерно до 1596 года, во имя перенесения мощей святителя Петра - митрополита Московского), а северо-западный - двенадцати апостолов (первоначально апостола Фомы). Над западным притвором расположен придел во имя равноапостольных Константина и Елены. Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м - 1570-м годам, хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) . Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами.
Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х - 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест.

Точная дата постройки храма неизвестна. Одна из версий: храм заложен в связи с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 г., по другой: заложен как молельный храм Ивана Грозного за сына Ивана, рожденного в 1554 г.
Храм состоит из пяти близко сдвинутых восьмигранных столпов. Средняя башня вдвое выше остальных. Каждая из них имеет отдельный вход и отдельный алтарь, но все пять церквей соединены общей галереей. На западном фасаде между двумя столпами приделов располагается многопролетная звонница. Храм не отапливается.
В 1924 г. храм был закрыт, стоял заброшенным. В 1970 г. уничтожили иконостас. Богослужения возобновлены в 1992 г.
Главный престол освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, приделы расположенные в угловых башнях: Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Московских святителей Петра, Алексея, Ионы, Двенадцати апостолов.На втором этаже северо-западной угловой башни святых равноапостольных Константина и Елены.

Фото 1983 год

Сёла Коломенское и Дьяково находятся совсем рядом, но в Духовных грамотах Калиты 1336 и 1339 годов о Дьякове упоминаний нет, значит, его в то время ещё не существовало. Отсюда можно сделать вывод о том, что село Дьяково возникло между 1339 и 1400 годами.
В 1401 году село упоминается уже как существующее, следовательно, само оно и его название возникли раньше. В сохранившихся документах Дьяково впервые упоминается в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского, завещавшего села Коломенское своей жене Елене Ольгердовне, дочери великого князя литовского Ольгерда. В завещании князь Владимир Андреевич оговорил что села княгини полностью находились в ее распоряжении:"А дети мои в материн удел и в села и что из уделов села подавал есмь своей княгини, не вступаются ни каковыми делами, и в Медкино село с деревнями и в Дьяковское село с деревнями".
С этого времени Дьяково находилось в постоянном «опричном» владении московских княгинь.
По другим источникам село Дьяково появляется в документе 1401— 1402 годов — Духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, в которой вместе с Коломенским он завещает сыну Ивану и село Дьяково с деревнями.
Встречающийся в этом документе термин — «село» говорит о что Дьяково в этот период было крупным поселением и было административным центром округи, куда, очевидно, входило несколько деревень.
В середине XV в. жена великого московского князя Василия Темного-Мария Ярославна выменяла Дьяково у своей тетки княгини Василисы. Первоначально она предполагала отдать село Рождественскому монастырю в Москве, служившему усыпальницей московских княгинь и в котором она завещала себя похоронить. Однако позднее она изменила свое решение в пользу сына — будущего великого князя Ивана III. Так Дьяково снова попало во владение великих московских князей и стало их дворцовой вотчиной-В 1447 году в «Докончании великого князя Василия Васильевича с князем Серпуховским и Боровским Василием Ярославичем» наряду с Коломенским говорится о селе Дьякове уже как о владении великого князя....
Имеется предположение, что в Духовной грамоте 1401 года упоминается не наше, а другое Дьяково, тогда первое упоминание, относится к 1447 году.Дьяково было селом зажиточным. О достатке крестьян свидетельтвовала богатая орнаментация домов, украшенных пропильными резьбой и наличниками, подзорами, коньками. Во многих домах имелись изразцовые печи. Археологические исследования А.В. Никитина показалии, что в домашнем строительстве сел Коломенского и Дьякова XVIII—XX вв. была использована скобяная фурнитура (дверные ручки замки, ключи, дверные накладки и пр.) деревянного Коломенского дворца царя Алексея Михайловича, скупленная крестьянами при разборке памятника во второй половине XVIII в.
После смерти царя Алексея Михайловича дворцовые постройки в Дьякое приходят в запустение. При Петре I строится новая столица, и как следствие этого, на московском рынке происходит резкое падние спроса на садовые культуры. Поэтому местные крестьяне переходят на преимущественное выращивание овощей — в основном огурцов и капусты. Они выращивались в огромном количестве и продавались на московских рынках. Сохранилась глубокая, вырытая в землю выложенная кирпичом цистерна для засаливания капусты во дворе крестьянина Ильи Квашнина. По свидетельству источников соленые капуста и огурцы из Дьякова поставлялись к царскому столу в Петербург. Свой огороднический профиль село сохраняло вплоть до середины XX в. Отсюда и шутливое прозвище местных жителей — «кочерыжники».


Село Дьяково в пределах Москвы. Худ.Г.Б.Смирнов. 1971 год.

С горечью и болью в сердце за свое село обращаются к Вам жители г. Москвы Красногвардейского р-на с. Дьякова, того самого Дьякова, о котором так много говорят и пишут.
В 1980 г. под Олимпийские игры начали сносить старинное кладбище под видом "благоустройства" парка. Останки погребенных перевозились на перезахоронение на Хованское кладбище. Мы очень горевали. Кладбище действительно очень старое, но ухоженное, как музей под открытым небом, со множеством старинных памятников и старинных изгородей. Тут вскоре пошел слух, что и село наше будут сносить, а на нашей территории будет музей деревянного зодчества под открытым небом. И начали ломать, а вернее сказать - крушить. Лучшие дома были вывезены райисполкомовскими работниками и дирекцией охранной зоны музея-заповедника "Коломенское" на дачи. Было бы не так уж обидно, если бы и к нам отнеслись по-доброму, а к нашему селу - живописнейшему и древнему - по-заповедному. Нас подгоняли, вручали повестки, где назывался срок сдачи дома или разбора пристроек. Это делала Н.Н.Винокурова от ДЭЗ-3. Было отключено уличное освещение, когда село еще жило полнокровной жизнью и народу было немало. Мы звонили в Мосэнерго, там сказали, что село наше снято с питания энергией по решению райисполкома. Затем стали приезжать электрики по запросу Винокуровой Н.Н. со списком и обрезать провода от домов, лишая электричества, хотя еще и жили те, кто сдавал дома и кто не думал их сдавать. 41 о/м отделение милиции тоже поторапливало с выездом. Только под таким большим давлением трогались мы с родных мест, оставляли дома. Резали скотину (коров, овец, свиней и т.д.). Жители тяжело продолжают переносить выселение. Кому мы помешали? Село наше находилось в стороне от дороги, утопало в зелени. Жили дружно и весело. Кормили себя и большие свои семьи. Излишки мяса и овощей сдавали государству и продавали на рынке, вносили свой посильный вклад в решение Продовольственной программы, а это не так уж плохо для Москвы.

Дальше в селе начался настоящий разбой. Лучшие дома были разобраны и вывезены неизвестно куда... Когда крепкие были выбраны, менее интересные для продажи стали сгорать один за другим. Сгорели дома 15, 19, 20, 21, 23, 45, 55, 59. В их числе - дом Мазовой Антониты Михайловны, не успевшей получить ни компенсации за дом, ни квартиры. Не получили компенсации Ольга Ивановна Юдченко (№ 65), владельцы домов №№ 26, 38, 42, 42ф, 76 и ряда других. Дирекция охранной зоны не принимает никаких мер по охране домов. Нас, жителей, не уважают, гонят от родных мест. Мы едем и горюем, некоторые плачут, ведь мы едем на пустые места. Как же мы можем забыть свое родное место, ведь мы родились здесь и выросли, корнями вросли в землю. Эта боль никогда не пройдет, ее нечем успокоить. А самое большое зло сделано земле нашей. Варварское отношение к ней потрясло нас. Земля до сих пор знала только заботу и любовь к ней. Теперь вырываются огромные котлованы, туда бульдозер сталкивает кирпич, бревна, железо, и засыпают все это глиной, доставаемой со дна котлована, и размазывают. Разве так можно? ведь очень скоро все сгниет в яме и снова надо будет возить землю и засыпать ямы. Беспощадно уничтожают культурный слой почвы, копившийся веками. Уничтожают ценные сорта плодовых деревьев. Стирают с лица земли наши сады, в которые вложен огромный труд. Горит наша утварь, одежда, иконы, старинные книги, которые впору показывать в музеях. И все это цинично называют благоустройством.

Просим Вашего вмешательства по наведению порядка, потому что больно смотреть, как государственные деньги тратятся на разрушение. Получается, что село наше сожгли, разграбили и бросили. Везут сюда всякий хлам и мусор, даже у дома № 69 закопали в такой котлован резиновые покрышки. Что же здесь, мусорка? А еще с нас берут подписку о не пользовании землей. Почему? Чтобы земля наша плодородная не зарастала бурьяном, почему бы не разрешить бывшим жителям села Дьяково пользоваться ею. Ведь пока еще что-то здесь будет, мы охотно будем выращивать урожай, тогда и вид будет ухоженный, а не заброшенный. Как известно, мы ведь потомственные и знаменитый садоводы и огородники, всю свою жизнь трудились честно и добросовестно в колхозе им. В.И.Ленина, отдавая свое здоровье, знания и богатый опыт, копившийся из поколения в поколение. Разве может быть плохо кому-нибудь от изобилия овощей и фруктов, которые мы возами везем на рынок? Для москвичей это неплохое подспорье. Посудите сами, что мы выращиваем: картошку, редьку, репу, лук, редис, огурцы, свеклу, укроп, салат, щавель, шпинат, кинзу, кабачки, патиссоны, малину, сливу, смородину черную и красную, клубнику. Очень просим Вас найти справедливое решение.

Многочисленные жители с. Дьяково
(более 80 подписей)

Я, Миронов Вячеслав Васильевич,
являюсь свидетелем, как варварски громили село Дьяково-городище, тракторами равняли загородки и земли жителей села, засеянные зеленью и овощами, сжигали и уничтожали дома, гаражи, сараи, кто не давал бутылки коньяка т. Абрамяну и бригадиру. Я имею личную собственность полдома по адресу: 1-я ул. Дьяково-городище д. 45а, имею документ "дарение" на 39/100 долей дома. Мать, Миронова Вера Ивановна, имеет документ "наследство" на 13/100 долей дома. 30 мая у меня в доме взломали дверные замки рабочие музея под руководством бригадира Володи. Я обратился с жалобой к т. Абрамяну и попросил справку на продажу своей половины дома. Он ответил, что никакой справки он не даст и уверял меня, что с 10 июня 1986 г. будут работать в моем доме архитекторы, и если они сочтут, что дом имеет историческое значение, то мне выплатят компенсацию. Три месяца работали архитекторы в моем доме. Дом был выстроен в 1862 г., имеет историческую и художественную ценность, сняты чертежи (так сказал архитектор Гусев И.В.) и относится к музею-заповеднику "Коломенское".
После: месяцев моих хождений и мучений по вышестоящим организациям мой дом был сожжен 28 ноября под руководством зам.директора музея охранных зон заповедника т. Беляева Н.В. и компенсацию я не получил.

Март 1988 г.

Я, Мазова Антонина Михайловна, свидетельствую:
Я родилась в 1928 г. в с. Дьяковском Московской обл., Ленинского р-на, раньше оно так называлось, когда не входило в черту города Москвы. Теперь именуется Дьяково-городище. Все мои предки: дед, прадед, прапрадед жили в этом селе. В 1983 г. начали сносить это село. Многие получали квартиры, но я не захотела расставаться с родными, прекрасными, памятными с детства местами, и не получала квартиру, живя в своем доме № 59 по ул. Дьяково-городище. Многие дома, из которых выехали, стали поджигать, затем подгоняли бульдозер и разравнивали бугры от пожара. 6 февраля 1987 г., когда я ушла на работу в 14 часов, мой дом подожгли. Когда утром 7 февраля я шла с работы, в 9 часов меня повстречал участковый из 41 о/м и спросил, где я живу? Я ответила в доме 59, он сказал, что вчера ваш дом сгорел. Я осталась, в чем ушла на работу. Сгорело все: мебель, посуда, одежда. Обращалась я в бюро инвентаризации, чтобы мне помогли получить компенсацию, но все от меня отвернулись. В ЖЭКе тоже не помогли, там т. Панарошкин С.А. пообещал помочь, потом отказал. Такой же случай произошел с Качалиным Василием Самуиловичем, его тоже подожгли, но ему выплатили компенсацию, а мне нет, он тоже не сумел сдать дом, только сказал, чтоб пришли и ему уплатили компенсацию, а мне одной из всего села не уплатили. Это очень обидно для меня. Я же была на работе. Проработала 39 лет и никаких плохих замечаний не было.
Теперь я живу в благоустроенной квартире, но все равно сердце мое лежит в Дьяково-городище. Я бы очень хотела снова жить там.
На месте, где стоял мой дом, какой-то тип выстроил сарай с окнами с одной стороны и террасой с другой, и говорят, что это кузница для музея. Это все маскировка. Кто-то из музейных людей собирается там летом жить, это очень обидно мне. Меня подожгли, а этот тип будет жить.
Прошу помочь мне в устройстве моего прежнего жилья.
Осенью 1987 г. подогнали бульдозер и вывернули с одной стороны 10 корней вишен.
С уважением Антонина Михайловна Мазова.

Я, Герасимов П.П., свидетельствую:
Нас, жителей Дьяково-городище стали вытеснять с осени 1983 г. по выборке домов. Самые свежие, последних лет постройки - первыми. Этим жителям сразу же предлагали квартиры. И на эти дома приколачивали вывески такого типа: "Дирекция Заповедной зоны музея Коломенское". Недолго эти дома просуществовали, их начали разбирать и увозить неизвестные нам люди на дачи. И командовал этой операцией Абрамян Николай Георгиевич, мастер реставрации Заповедной зоны. Он до сих пор находится в облюбованном им доме-"конторе". Мой дом по ул. Дьяково-городище 11а к сносу не подлежал. Так мне ответил в дирекции заповедной зоны бывший директор Семенов Ю.А.
Мой дом исправный, он построен по старому ладу и его реставрировать не надо, простоял бы еще около 100 лет. Но мне стали надоедать посещениями из ДЭЗа. Тех смотритель Винокурова Н.Н. и еще незнакомые мне люди говорили, чтобы я шел просить квартиру, и сказали мне, что дом мой продан. Спрашивается, зачем же я должен выпрашивать, они ведь сами должны были предложить мне квартиру. Когда я пошел в жил.отдел поинтересоваться, то там мне сказали что квартиры мне нет, что дом в "красной" черте и к сносу не подлежит. Но меня стали доводить, срезали провода освещения несколько раз. Так я жил и мучался весь 1984 г. и по сентябрь 1985 г. Придешь с работы домой - свет не горит, холодильник не работает, телевизор тоже. А еще страшны были пожары, нет-нет, да вспыхивают вокруг. Поневоле пришлось ходить несколько раз выпрашивать, стал бояться сгореть, как некоторые соседи. В общем пришлось выехать. Как говориться, выгнали не мытьем, так катанием. Я никогда не расстался бы со своим домом. Но обстановку создали хуже некуда и пришлось покинуть гнездо. Тот гражданин, который разбирал и увозил дом, заплатил за него по квитанции 270 рублей. Мне думается, что он даже в переводе на дрова стоил дороже, дом-то пятистенок.

Шустова Анна Георгиевна свидетельствует:
В прошлом году в деревне Дьяковское, я увидела потрясающую картину: варварское разрушение домов, груды железа и кирпича, обгоревшие электрические столбы, обгоревшие и обломанные фруктовые деревья и ягодные кусты.
Заплаканные жители этой деревни рассказывали, как еще не получили жилье, а их дома уже сломали и сожгли. Я смотрела на все это и тоже плакала. Так как эти картины напомнили годы Великой Отечественной войны. Тогда фашисты так расправлялись с нашими городами и деревнями. Но то были чужеземцы, фашисты! А кто же теперь чинит такую расправу над деревней Дьяковское? Ведь она имеет историческое прошлое! Еще в школе в 30-е годы и позже я читала, что с Дьяковского городища начиналась Москва!!! И еще приведу такой факт. Когда-то моя бабушка, жительница д. Садовники, рассказывала мне, как ее прабабушка со многими женщинами деревень Коломенское, Садовники и Дьяковское устроили побоище французским солдатам, бежавшим из горевшей Москвы. Били и гнали: вилами, лопатами, граблями.
Я сама родилась в д. Садовники и все мое предки родились здесь. А где эта наша родина? Я сейчас не могу найти.
Так неужели мало деревень уничтожено. Только в Красногвардейском район их 11: Коломенское, Садовники, Борисово, Шайдурово, Хохлово, Шипилово, Орехово, Борисово, Братеево, Сабурово, Дьяковское! Сейчас взялись восстанавливать и оберегать памятники культуры и исторические места.
Люди!!! Я обращаюсь к вам, в первую очередь к тем, кто по долгу службы обязан остановить это варварское уничтожение в д. Дьяковское!!! Возродите обратно хоть несколько домов д. Дьяковское! Оставьте память об историческом месте, что немаловажно для будущего наших детей и внуков.
Ветеран Великой Отечественной войны и труда
пенсионерка А.Шустова.

Я, Депутатов Василий Михайлович,
как и другие коренные жители с Дьяково-городище, подвергся варварскому изгнанию из родного дома. Моя семья проживала в доме № 8 по 2-й улице Дьяково-городище. Жители ничего не знали о том, как пойдет переселение. Надо было хотя бы собрать нас в клубе и проинформировать, но руководители Красногвардейского исполкома и дирекция охранной зоны все делали скрыто. Первыми выгоняли тех, у кого были хорошие дома. Их выбрало начальство себе на дачи, дома продавали через райисполком. Ко мне приходила начальник ЖЭКа Винокурова Надежда Николаевна, требовала: "Давай уходи, твой дом уже продан". Но я отвечал, что я еще не получил квартиру, куда же вы меня выгоняете из родного дома? Приходили люди, которые купили мой дом, я их даже на порог не пустил. Приходили из 41 о/м, спрашивали, скоро ли я буду выписываться, проверяли паспорт, предупреждали, что я остаюсь один на всю улицу, жить будет страшно. Я ответил, что денег у меня нет и убивать меня не за что. Я участник войны, имею шесть медалей и медаль за многолетний доблестный труд, вышел на пенсию, имея 40 лет стажа. Жил я один, жену похоронил в июне 1985 г.

В первых числах ноября пришел Абрамян из дирекции охранной зоны, дал мне на выезд одну неделю. Угрожал, что если я не получу за это время квартиру, он меня все равно выгонит. 8-го ноября 1986 г. на мой дом было совершено первое нападение. В 2 часа ночи пришли трое неизвестных, требовали, чтобы я открыл дверь. Я отказался открыть, они дверь выломали, ворвались в дом, требовали вина. Я сказал, что этой гадости не пью. Тогда они сорвали замок в гардеробе, нашли 30 рублей денег, забрали их, пригрозили мне, чтобы молчал, и ушли. Через неделю было второе нападение с покушением на мою жизнь. В три часа ночи в дверь начали стучать. Кто-то пригрозил: если не откроешь, мы тебя сожжем. Я ответил, что лучше сгорю, но не открою, тогда они разбили 6 окон. Их было двое в солдатской форме и трое в гражданской одежде. У меня стояли вилы недалеко от кровати, я схватил их и стал обороняться, одного как следует зацепил. Они обозлились, связали меня и бросили в подвал,а сами пошли шарить по углам - искали деньги и керосин. Если бы нашли, то сожгли бы и меня вместе с домом. Около пяти утра я смог выбраться, вызвал наряд из 41 о/м. Приехала милиция около 6 утра. Составили акт и протокол. Их было 2 человека в милицейской форме и один в гражданской, он и составлял акт. Никакого ответа на мое заявление я не получил.

Я, Садофьева Раиса Григорьевна,
проживала по ул. Дьяково-городище, д.33а. У нас был новый дом, построен в 1958 г. Сколько было вложено труда на постройку и на разведение сада. В 1984 г. начали сносить деревню, сначала выбирали новые хорошие дома и увозили их в первую очередь. В эту очередь попал и наш дом, для дачи сотрудника райисполкома.
Нас из дома выгнали в три дня. Сначала обрубили свет, потом начал ходить участковый, говорил: "Выезжайте, срок 3 дня, а то подъедет бульдозер и все разрушит".

Я, Качалин Г.А.,
жил в доме № 15, ветеран войны. Реставраторы определили, что моему дому более ста лет. И всего один-единственный венец нуждается в замене, настолько крепкая была постройка. Сказали, что цена этому уникальному дому - 59 тысяч. Реставраторы разобрали обшивку и вдруг средь бела дня дом вспыхнул, как спичка и сгорел за полтора - два часа. Так гореть может только древесина, облитая горючей смесью. Мне передали, что приказ о поджоге отдал Н.Г. Абрамян, начальник реставрационного участка дирекции охранной зоны.

От Качалина Василий Федоровича.
До 1984 г. я проживал по 1-й Дьяково-городище, д. 38. Там был свой дом, сад и огород. Два раза я видел, как сжигались дома, декоративные и плодовые деревья.
В июне 1987 г. в газете "Советская Россия" была опубликована статья "Реставрация огнем". В редакцию я написал отклик-жалобу, с какой жестокостью бригада "молодцов", возглавляемая начальником Абрамяном Н.Г., проводила эти "реставрационные работы". Редакция ответа мне не дала. Жалоба моя была направлена туда, на кого я жаловался, т.е. в дирекцию музея-заповедника "Коломенское". За что я и получил должное, как в народе говорят "ушел не солоно хлебавши".

Что же творили "реставраторы огнем" и "молодцы с бульдозером"? На территории бывшего села находились бульдозеры и экскаватор, для них автоцистерна завозила горючее (солярку), учета никакого не было, и этим горючим в изобилии пользовались "молодцы" Абрамяна.
Соляркой поливали внутри домов и сараев, с расчетом, чтобы дома к полуночи загорались зловещим огнем.
Зимой 1986 г. пьяный бульдозерист гусеницами мощного бульдозера своротил водозаборную колонку, и вода била фонтаном, создавая ледяные торосы вплоть до весны. Все это видели руководители райсовета, все это творилось у них под носом, но они делали вид, что ничего не происходит.

В октябре 1987 г. "Советская Россия" напечатала вторую статью - продолжение, есть в статье и моя фамилия. Как мне грозили, находясь на работе, пьяные "молодцы" Абрамяна, как начали разрушать дамбу вокруг холма, которую я и сын сооружали на протяжении 40 лет, сажали декоративные деревья, восстанавливая довоенную красоту.

В статье есть абзац, который с мучительной болью отзывается в моем сердце и в сердцах граждан бывшего села. В котором директор музея-заповедника "Коломенское" Черняховская говорит, что в селе Дьяковское проживало бывшие кулачье, выходит, что это мы. Это клевета на граждан бывшего села Дьяковское. Наши граждане испокон веков труженики.

В минувшую войну все молодые и пожилые с честью защищали советскую Родину, более половины сложили свои головы на полях сражений. А женщины и подростки трудились, не доедая, не досыпая, делали все для фронта, все для победы. Какое же это бывшее кулачье. Это клевета, за клевету есть статья уголовного кодекса. Мне 70 лет, я родился и вырос на этой земле, отсюда ушел защищать Родину, сюда вернулся после войны. На холме у нас участок на четыре пенсионера. Желательно, чтобы он остался и мы им пользовались, чтобы сюда приходили мои внучки, вспоминали дедушку, как я трудился здесь на благо нашей Великой цветущей Родины.

Колотушкин Михаил Романович свидетельствует:
До уничтожения деревни жил по 1-ой ул. Дьяково-городище, в доме 68а. Дом новый, 1957 г. постройки, был небольшой сад. Сносили дом не сразу, а постепенно с запугиванием. Сначала отключили свет, потом воду, затем сломали изгородь. Я был несогласен, так как чувствовал, что это надругательство. Квартиры отдельной я не получил, а получил вместе с сыном, а у него семья из 4-х человек. Меня, участника войны, ветерана труда, принудили к этому. "Бери, пока не поздно". А дом продали за бесценок и увезли.
Случилась большая беда - уничтожено историческое место. Немалая часть и плодородного слоя уничтожена, т.к. селение было расположено на гористой местности, если не принять меры, может начаться коррозия почвы. Необходимо сохранить, а во многих местах и восстановить почву, избавить местность от оползней и обвалов. Как коренной житель деревни, готов приложить все силы, чтобы восстановить известность и гордость Дьяково-городища. Вы нам немного помогите, а мы все сами сделаем.

Мы, жители, проживавшие по адресу ул 1-я Дьяково-городища,
дом 45, Алексеева О.П., Деева Т.А., были очевидцами сноса нашего дома. Из дома еще не все выехали, а его уже пришли разбирать. Дом был рубленый, площадь 8х9 и плюс кухня 8х4, тоже рубленая. Дом вывезли за один день. Нижние венцы, совсем хорошие, брать не стали, фундамент не разбирали. Заметая следы, подогнали бульдозер и все оставшееся вместе с посаженной сиренью сдвинули в подвал и засыпали землей. Сиренью все ходили раньше и любовались. Ее было нимного-нимало, а 15 кустов. Больно и обидно это все.

Современный вид из бывшего села Дьяково


+++++++++++++

Здесь располагалось Дъяковское кладбище

Неподалеку от центра усадьбы, в Дьяково, на округлом холме с плоской вершиной 2,5 тыс. лет назад возникло древнейшее поселение на территории Москвы - Дьяково городище, давшее название археологической культуре. Недавно археологами были обнаружены селения раннего средневековья (VIII-X вв.) в центральной части Коломенского, а также уникальное селище Дьяково-пойма - древнерусская деревня XI-XII вв. у подножия Дьяковского холма. Первые письменные упоминания о Коломенском относятся к XIV в. и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты (1336г. и 1339 г.) По сообщениям исторических источников, здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 г. и войска Петра I после Полтавской битвы 1709 г., собирались в военные походы дружины великих князей Московских, происходили другие события, связанные с историей русского государства. С XIV в. Коломенское являлось летней загородной усадьбой Московских правителей. В XVI-XVII вв. складывается уникальный архитектурный ансамбль Коломенского, проникнутый идеей торжественной царской резиденции, представляющей большую художественную и историческую ценность.


деревянный крест поставлен перед олимпиадой в Москве 1980 году.
село Дьяково основано в 1237 году.в 1985 году снесено!!!

1 вая улица Дьяково-городища

Овраг на против бывшего дома № 71

Скульптура лев
(новодел). 2 улица Дьяково городища

Некрополь при храме


памятник крестьянке и ее младенцу
Коломенское кладбище расположено в живописном уголке музея-заповедника Коломенское, находящегося на высоком берегу Москвы реки. Кладбище занимает вершину холма, возвышающегося над уровнем реки почти на 100 метров. В центре кладбища расположена церковь Усечения Главы Иоанна Предтечи

Современое Дьяково-городище
Московская область,Ступиннский район,Сапроново,СНТ Дьяково (я)

Генеалогический форум ВГД
Дьяково
http://forum.vgd.ru/59/28207/


Москва,село Дьяково-Городище 2 улица Дьяково-Городище (2-я у́лица Дья́ково Городи́ще - улица в районе Нагатинский Затон Южного административного округа города Москвы на территории парка Коломенское.) До вхождения территории в состав Москвы в 1960 году, улица располагалась в деревне Дьяковское и носила название Новая улица. Нынешнее название утверждено 18 февраля 1966 года. Улица была названа по древнему поселению Дьяково Городище, находящемуся в этом районе


Москва,село Дьяково-Городище В 1401 году село упоминается уже как существующее, следовательно, само оно и его название возникли раньше. В сохранившихся документах Дьяково впервые упоминается в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, родного брата Дмитрия Донского, завещавшего села Коломенское своей жене Елене Ольгердовне, дочери великого князя литовского Ольгерда. В завещании князь Владимир Андреевич оговорил что села княгини полностью находились в ее распоряжении:"А дети мои в материн удел и в села и что из уделов села подавал есмь своей княгини, не вступаются ни каковыми делами, и в Медкино село с деревнями и в Дьяковское село с деревнями". С этого времени Дьяково находилось в постоянном «опричном» владении московских княгинь. По другим источникам село Дьяково появляется в документе 1401- 1402 годов - Духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, в которой вместе с Коломенским он завещает сыну Ивану и село Дьяково с деревнями. Встречающийся в этом документе термин - «село» говорит о что Дьяково в этот период было крупным поселением и было административным центром округи, куда, очевидно, входило несколько деревень. Москва,село Дьяково-Городище Москва, проспект Андропова. м.Коломенское, Каширское Дьяков овраг Правый приток р.Москвы ниже с.Дьяковское (Дьяково) вблизи Коломенского (отсюда название Дьяковский овраг). Длина оврага менее 1 км, по дну его протекает небольшой ручей длиной ок.100 м. Левые отвершки Дьяковского оврага носят названия (сверху вниз): Воспеньков, Лексеев, Базарихин и Радюшин овраги. Этот овраг редко посещается, что связано с подтоплением его днища на 2/3 длины и крутизной склонов – 25-40 градусов. Здесь сохранились реликтовые, редкие виды растений: тимьян Маршалла, овсяница валлисская (типчак) и др. смотри http://optimisty.com/diakovo
Дьяково городище Археологические раскопки неолитического поселения I тысячилетия до н.э. - IV века н.э. Древнейшее поселение людей на территории Москвы. Дьяково городище дало название всей культуре этого периода - "Дьяковская культура" (археологическая культура раннего железного века). Расположено на высоком одиночном холме в устье Дьяковского оврага, на холме есть кратер. Его раскопки начались в 1864 г. Д. Я. Самоквасовым и затем в 1889 г.продолжены В. И. Сизовым. Носители дьяковской культуры - финно-угорские племена. Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, при чём, в первую очередь, разводились лошади (на мясо), а также коровы, свиньи. Значительную роль в хозяйстве играла также охота. Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика - ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего, бобра, также куницу, лису, выдру). Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается. В IX-Х в. земли дьяковцев заселяют славянские племена кривичей и вятичей. Названия Яуза, Яхрома, Талдом, возможно и Москва свидетельствуют о славяно-финских контактах в этом регионе. Становой овраг


Дьяков овраг Правый приток р.Москвы ниже с.Дьяковское (Дьяково) вблизи Коломенского (отсюда название Дьяковский овраг). Длина оврага менее 1 км, по дну его протекает небольшой ручей длиной ок.100 м. Левые отвершки Дьяковского оврага носят названия (сверху вниз): Воспеньков, Лексеев, Базарихин и Радюшин овраги. Этот овраг редко посещается, что связано с подтоплением его днища на 2/3 длины и крутизной склонов – 25-40 градусов. Здесь сохранились реликтовые, редкие виды растений: тимьян Маршалла, овсяница валлисская (типчак) и др. смотри http://optimisty.com/diakovo


Голосов овраг. Родник Николая-угодника. Москва » Южный административный округ » Коломенское

Еще с древних времен люди верили в чудотворные силы воды. Об этом сложены даже сказки о живой и мертвой воде - люди считали что вода способна возвращать молодость и даже жизнь. Родниковой водой лечились от различных недугов и болезней, от дурного сглаза. Вот и родники группы "Кадочка" - всегда были почитаемы и люди приходят сюда несмотря на предупреждения о негативном состоянии вод большинства родников. Сохранилась такая легенда, рассказывающая о появлении родников в Голосовом овраге. Георгий Победоносец скакал на своем коне дабы догнать Змея, похитевшим невесту. И в том месте где копыто коня касалось земли открывался родник чистейшей воды. Вот так в Голосовом овраге появилось множество родников. На сегодняшний день более менее обустроенных около 20 родников. Еще с древнейших времен здесь жили люди. Родниковые воды Голосова оврага всегда славились своей чистотой и вкусом. В XVIII веке Голосов овраг упоминается как Власиев от имени Святого Власия - христианской вариации языческого бога древних славян Велеса-Волоса. Голосов (Дворцовый) овраг является уникальным историческим и геологическим Памятником природы, здесь находится музей-заповедник "Коломенское". Здесь есть что посмотреть - памятники природы - родники группы "Кадочка", валуны "Девичий камень" и "Голова коня" или как еще его называют "Гусь камень". В Голосовом овраге бьют ключи носящие имена святых: Георгия Победоносца, Двенадцати Апостолов, Николая Угодника. Голосов овраг в прошлом имел и другие, более понятные названия: Садовнический ручей, Коломенский ручей, Дворцовый овраг, Царский овраг и т.д.
Происхождение современного Мифология происхождения названия "Голосов овраг" связана с именем языческого бога Волоса или Велеса - властителя подземного мира, тайных знаний и покровителя домашних животных и богатства. Имя Волос происходит от "волохатый", мохнатый. Наши предки издревле волосы отождествляли с богатством, как материальным, так и духовным, с мудростью и с крепким здоровьем. Историки считают, что изначально овраг назывался "Волосов". И происхождение названия оврага может быть связано также с фамилиями Голосов, Власов.
Голосов овраг упоминается так же в XVIII веке как Власиев овраг. Святой Власий - покровитель охотников, хранитель животных, скота и богатства. Скорее всего, что Святой Власий - это христианская интерпретация языческого бога Волоса-Велеса. Имеет протяженность около километра, причем последние сотни метров по его дну течет небольшой ручей, формируемый несколькими родниками, который впадает в Москва-реку. Голосов овараг.Коломенский ручей
Москва, проспект Андропова. м.Коломенское, Каширское В разные времена овраг называли по-разному: Голос-овраг, Садовнический (Садовнин) ручей, Коломенский ручей (овраг), Дворцовый овраг, Казённый овраг, Царский овраг, Власов (Власиев) овраг. Длина ручья, протекающего по дну оврага - около 1 км, оврага - около 1,3 км. Работы по восстановлению и укреплению русла ручья и сооружению лестничных спусков к нему по склонам оврага проведены в 2006-2007 гг. Работы были начаты в связи с решением сделать из Коломенского этнографический музей-заповедник. подробнее В АЛЬБОМЕ Голосов овраг https://fotki.yandex.ru/users/alek-ka4alin2012/album/378368

Одной из задач нашего вчерашнего посещения знаменитой подмосковной Коломны был поиск оригинала и копии так называемой "Батыевой печати" - белокаменного барельефа XIV века с изображением фантастического животного, который является одним из негласных собирательных символов коломенских древностей.

До сих пор у исследователей нет точной определённости в том, что за животное изображено на "печати". Как указано в брошюре: "Одни называют его единорогом [как, например, на музейной экспликации в Коломенском краеведческом музее ], другие считают, что это - василиск - чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Высказывались предположения, что это волк, барс или даже лев".




"Печать" находилась на северном фасаде у входа в церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах. В 1843 году плодовитый писатель Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев (ок. 1795-1849) в своей книге "Прогулка по древнему Коломенскому уезду" (изд.: М., 1843) отождествил это изображение с драконом и даже опубликовал прорись в своём издании.


Прорись 1843 года.

"Замечательно, - по словам автора, высеченное на наружной стене, при входной северной двери изображение дракона /.../ Этот дракон может быть предметом учёных розысков наших антикварий; но, не вдаваясь в дальнейшее, изложу здесь одну мысль, за правильность которой не могу смело ручаться: нам известно, что драконы или грифоны, то подобные этому, то птицеобразные, наполняют всю мифологию древних Греков; были видимы и в Византии и в первобытной Христианской Руси; были изображаемы на стенах наших древнейших храмов, как-то на Владимирском и других; - но, между тем, видим их и на печатях Ханских, привешанных к нашим Государственным актам, и на их монетах. Этот вспомин кажется мне довольно важным, ибо может задержать здесь пытолюбивого розыскателя, указав ему на сходство этого дракона с употребляемыми некогда монголами, и предложив вопрос: не такой ли мы видим, пораженный львом, на печати усвоенной Иоанном III по свержении им Татарского ига? и так, не следы ли это нашествий Батыя, Дюдена или Тохтамыша, оставленные в память их владычества на стене храма каменного, одного, может быть, уцелевшего от огня и стенобитных орудий варваров? Прибавлю к этому замечание, что Монголы могли изобразить дракона и в знак чевствования сего идеального зверя: у Китайцев, от самых древних времён, дракон почитается каким-то мифом, располагающим переменами погоды и воздушными метеорами, дождём, громом, бурями и пр.; они носят его изображение на платьях, размножают его в своих картинах и книгах. Как же не вспомнить тут, что народы монгольские, в первый раз нахлынувшие на Россию, были их соплеменниками? [Указ. соч., с. 133-134]".

Понятно, что мы имеем дело с поэтическим рассуждением высокого штиля, и ни более того, зато в книжечке "Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах", приобретённом нами в одноименном храме (к сожалению, без указания года издания и тиража, Издательский дом "Лига") приводится довольно странное, на мой взгляд, соображение, что именно от осторожного мнения Н.Д. Иванчина-Писарева "Пошла народная версия, что камень - это "печать Батыя" (с.10). Довольно странно было бы предполагать, что в год выхода "Прогулок по древнему Коломенскому уезду" (1843) все местные крестьяне обладали повальной грамотностью и, миновав препоны крепостного права, скупили тираж книги, чтобы вечерами читать его при лучине в своих курных избах, а затем рассказывать приезжим любопытным. Нельзя не предположить, что легенда о "печати Батыя" куда более раннего происхождения, либо "народной легенды" об этом знаке никогда не существовало, по крайней мере в той форме, в которой она воспроизводится далее.

Подлинный камень в экспозиции Коломенского краеведческого музея.


К слову, наша подмосковная (северо-восток от Москвы) Стромынская дорога (участок в р-не села Измайлова Васильцова стана) называлась "Батыевской" в полюбовной разъезжей грамоте В.Е. Курапова 1596 года. Автор книжечки "Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах" продолжает: "В основу легенды легли исторические события: 1 января 1238 года под Коломной в битве с татаро-монголами погиб князь Роман Рязанский. Предание гласит, что хан Батый настолько был восхищён мужеством князя, что повелел похоронить его по православному обряду со всеми почестями. А храму и могиле героя дал свой охранный знак" (Там же).
В битве у Коломны погиб, вроде бы, князь коломенский Роман Ингваревич , впрочем, ссылок на летописи, которые упоминали бы это событие я не нашёл. К тому же, говоря о Романе Рязанском стоило бы уточнять, какой именно человек с таким именем имеется в виду. Есть, например, благоверный князь Роман Ольгович Рязанский (племянник Романа Ингваревича, см.), погибший в Орде мученической смертью в 1270 году (см.), есть Роман Глебович, князь рязанский (ум. 1216) (см.), погибший во владимирском плену...


Согласно авторам книги "Храмы и монастыри Коломенской земли" (изд.: Коломна, 2012, с. 118) "изображение диковинного зверя восходит к гербам суздальских князей. Таким образом, может быть проведена параллель между появлением церкви в Городищах и венчанием в Коломне князя Дмитрия Донского с суздальской княжной Евдокией. Действительно, характер резьбы восходит к стилю владимирских зодчих XII века". Опять же, по-разному можно относиться к этому утверждению. Кажется, для него, всё-таки нужен анализ-сопоставление коломенского артефакта с конкретными примерами владимирской резьбы по камню.

Так или иначе, крупного размера (32х44 см по лицевой стороне) камень, изображавший диковинного зверя находился в северной стене храма в Городищах слева от входа, видимо до реставрации 1970-х годов, а затем был перенесён в старое здание Коломенского краеведческого музея.

Не удовлетворившись лицезрением оригинальной "печати" в музейной экспозиции, мы направились пешком через мост и, конечно, не могли себе отказать в удовольствии "срезать путь" до храма через улочку, носящую название "Олений вражек". Улица, возникшая здесь в конце XVIII века носит название местного древнего урочища Олений В ражек (cм. ).


Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах (сайт храма) считается древнейшим каменным сооружением Московской области. По "древности" с ним спорzт Никольская церковь в селе Каменское (датированная II пол XIV в. или началом XV в.) Наро-Фоминского р-на (см .) и, конечно, Собор Успения Божией М атери на Город ке под Звенигородом (датируемый концом XIV в.) (см.).

Церковь Николая Чудотворца в селе Каменское.

Собор Успения Божи ей Матери на Городке.

Фотография: А. Послыхалин, 2009 г.


Зачатьевский храм в Городищах.

Что касается Зачатьевского храма в Городищах, архитектор-реставратор Борис Львович Альтшуллер (1926-1998) датировал церковь второй половиной XIV в. По исследованию известного историка русской архитектуры Вольфганга Вольфганговича Кавельмахера (1933-2004) 1978-1983 годов, церковь была создана не позднее середины XIV века. По мнению историка русской архитектуры Сергея Вольфганговича Заграевского храм был возведён в первом десятилетии XIV века (по кн. Храмы и монастыри Коломенской земли Коломна, 2012, с.117: 1307-1308 гг.).

От древнейшего храма сохранились стены четверика на половину своей высоты, не имеющие наружных лопаток, а также алтарные апсиды. Они сложены из грубо обработанных глыб известняка.


Южная стена.

Апсида.

Алтарные апсиды. Нельзя не отметить изящные радиусы.

Если турист и прохожий никогда ничего не слышал о "печати", то, конечно, её копию, установленную на том же месте, что и оригинал, можно легко не заметить и пройти мимо...

Копия "печати" на северной стороне храма Зачатия И оанна Предтечи в Городищах.

А вот как выглядит северная стена в целом.


При выемке "печати" из стены были проведены исследования раствора, показавшие, что он по времени тождествен раствору основной кладки, соединявшей глыбы известняка - древнейшей сохранившейся части храма.



В XVI веке основной объём храма был перестроен. К этому времени относится завершение здания трёхлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами. В XVII-XVIII веках к основному объёму были пристроены трапезная и шатровая колокольня.

Видимо, дата перестройки была оспорена... Несколько варварским способом...
В XIX веке трапезная была существенно расширена, и её формы до сих пор несколько "реж ут взгляд".
В годы гонений храм был закрыт и разорён. В Государственную Т ретьяковскую галерею в 1935 году была передана бесценная храмовая икона XIV века (1390-е) "Иоанн Предтеча - Ангел Пустыни с житием", размером 170 х 102 см., написанная мастером из круга Феофана Грека в лучших традициях византийского стиля.


Во время реставраций 1970-х и 199 0 -х годов было восстановлено трёхглавие и сложное устройство кровли храма XVI века.

ервые появившуюся именно в Коломне. По описанию: "Это самое древнее русское изображение Иоанна предтечи как ангела пустыни, которое исполнено внутренней мощи и духовной силы. Великий пророк, стоящий на грани Ветхого и Нового Заветов, изображён тут в традициях поздне-византийской иконографии. Предтеча представлен как человеко-ангел, с ангельскими крыльями, в облачении пустынника - звериной шкуре, как идеальный образец того самого аскетизма, которое стало распространяться прп. Сергием Радонежским и его учениками". В 1935 году в ГТГ была проведена пробная расчистка иконы, а в 1951 году - совершено её полное раскрытие. В наши дни икона представлена в основной экспозиции древнерусского искусства Государственной Т ретьяковской га лереи.

В храме можно приобрести копию этого образа,...

Покидая Коломну, пред нами предстал интересный образ другого храма (ц. Апостола Иоанна Богослова), возвышающего свою колокольню над окружающими здание торговыми рядами.


Интересная получилась аллегория, не правда ли?

А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на .