Молитвы и деяния в месяц рамадан. Рамазан - месяц ниспослания священного корана

Наступил Священный месяц Рамазан – месяц обязательного поста, усердных молитв и совершения множества богоугодных дел.

Всевышний Аллах в Коране определил для верующих обязательность соблюдения поста: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас, - быть может, вы будете богобоязненными». (сура «Аль-Бакара»;183)

Пост является одним из столпов Ислама. Рамазан – это единственный и особый месяц, упомянутый в Священном Коране. Почему этому месяцу мусульманского календаря отведено столь почетное место?

Всевышний Аллах объясняет это в Коране: «В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…» (сура «Аль-Бакара»;185)

Итак, согласно данному аяту, Аллах начал ниспслание Священного Корана в месяц Рамазан. Начало ниспослания Корана Еще до начала пророчества Мухаммад (мир ему) любил уединяться в пещере на горе Хира (сейчас называется Джабаль ан – Нур – Гора Света). Он проводил в этой пещере каждый месяц Рамазана ежегодно.

Аиша (да будет доволен ею Аллах), передала: «Началом Откровений, ниспосылавшихся Посланнику Аллаха, стало благое видение во сне, и он никогда не видел иных видений, за исключением таких, которые приходили,подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто отправляться в пещеру на горе Хира, занимаясь там делами благочестия, которые состояли в поклонении Аллаху в течение многих ночей, что продолжалось до тех пор, пока у него не возникала необходимость вернуться к себе домой и запастись всем необходимым, и тогда он приходил к Хадидже и собирал для себя все, что ему было нужно на новый такой же срок». Когда Мухаммаду (мир ему) исполнилось сорок лет, он, как всегда, уединился в пещере Хира, поминая Аллаха и поклоняясь Ему. Вдруг к Мухаммаду (мир ему) явился ангел Джибраиль (мир ему) и сказал: «Читай!» Мухаммад воскликнул: «Я не умею читать!» Ангел вновь призвал его: «Читай!» И вновь Мухаммад ответил, что он не умеет читать. После третьего раза ангел Джибраиль (мир ему) с силой обнял Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), прижал его к себе, передав ему слова Корана: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, Сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Наищедрейший. Он научил посредством письменной трости – Научил человека тому, чего тот не знал» . Это были первые пять аятов суры Корана «Аль-Аляк» (Сгусток;96;1-5)

В данных аятах Аллах сначала упоминает ниспослание Корана и только потом говорит о создании человека, так как наивысшей милостью Всевышнего является именно ниспослание Великого Корана. Создав человека, как высшее Свое творение, из сгустка, Господь наделил его разумом, научил читать, писать, наделил знаниями. Всевышний Аллах указывает на то, что ниспослание Корана есть великая Милость и Руководство для людей: «Мы преподнесли им Писание, которое разъяснили на основании знания, как верное руководство и милость для верующих людей». (сура «Аль-Араф»;52) Получив первое Откровение, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень испугался, подумав, что он стал кахином (одержимым).

Позже Всевышний отвергнет это для всех, кто усомнился в пророчестве Его Посланника: «Неужели они не размышляют? Их товарищ не является бесноватым. Он не кто иной, как разъясняющий и предостерегающий увещеватель». (сура «Аль-Араф»;184) В сурах Корана есть доказательство того, что Мухаммад (мир ему) был действительно неграмотным, не умел ни читать, ни писать, он не был поэтом, он не мог написать все это сам, как утверждали многие курайшиты: «Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте же за ним, дабы вы последовали прямым путем». (сура «Аль – Араф»;158) Получив первые аяты Священного Корана в пещере Хира, Мухаммад (мир ему) бросился домой к жене Хадидже (да будет доволен ею Аллах).

Хадиджа всегда поддерживала своего мужа. Выслушав его рассказ, она воскликнула: «Нет, клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь, поистине,ты заботишься о родственниках, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!» Хадиджа (пусть будет доволен ею Аллах) повела Мухаммада (мир ему) к своему двоюродному брату Вараке, который знал иудейские писания. Он был стар и слеп. Варака сказал Мухаммаду (мир ему): «Это тот же Ангел, которого Аллах посылал к Мусе (Моисею, мир ему). О, если бы я был молод в эти дни, о, если бы дожил я до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!» Но Варака вскоре умер и не увидел пророчество Мухаммада (мир ему). После первых аятов суры «Аль - Аляк» ниспослание Корана временно прекратилось.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень переживал, думая, что Всевышний разгневался на него. Этот перерыв принес Пророку пользу, так как за это время Мухаммад (мир ему) избавился от страха, уверовав окончательно в то, что он – Посланник Аллаха. Мухаммад (мир ему) стал ждать новых Откровений от Всевышнего в пещере Хира. Когда закончился Рамазан, Пророк (мир ему) вышел из пещеры, чтобы вернуться в Мекку. Сообщается, что он сказал: «А когда я достиг вади, ко мне кто-то обратился, и я посмотрел направо и налево, а также назад и вперед, но ничего не увидел, а потом я поднял голову, увидел нечто, и оказалось, что это тот ангел, который явился ко мне на горе Хира. Он восседал на троне между небом и землей, и я так испугался его, что упал на землю, после чего я вернулся к Хадидже и сказал: «Укройте меня, укройте меня», и они облили меня холодной водой, потом укутали и снова облили, после чего было ниспослано следующее: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа своего возвеличивай! И одежды свои очисть! И скверны избегай! И не оказывай милости в надежде получить большее! И терпи ради Господа твоего». (сура «Аль-Муддассир»;1-7)

В этих аятах содержится главная обязанность Пророка: «Встань и увещевай!». После этого Откровения Мухаммад (мир ему) обратился с первым тайным призывом к своим ближайшим родственникам. Получение Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) Откровений через ангела Джибраиля (мир ему) было нелегким делом. Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ни разу я не получал Откровение, не подумав, что у меня вырывают душу». Иногда слова сур Корана передавались в виде звона колокольчика, иногда – жужжанием пчелы. Временами слова передавались ясно. Всевышний призывал Пророка (мир ему) внимательно вслушиваться в аяты Корана, не торопиться и понять их смыслы, разъяснение которых Аллах взял на Себя: «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснить его» (сура «Аль-Кийама»;16-19)

Ночь Аль-Кадр

Первые аяты Священного Корана были ниспосланы в Благословенную Ночь аль-Кадр (Ночь Предопределения). Она приходится на одну из последних 10-ти нечетных ночей Рамазана. «Вы ищите ее,- сказал Посланник Аллаха (мир ему),- среди последних десяти ночей» На то, что Коран был ниспослан в Ночь Предопределения, указал Сам Всевышний: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари». (сура «Аль-Кадр»;1-5)

Эта Ночь бывает только в месяце Рамазан. И в эту Ночь решается судьба человека на год вперед. В Ляйлятуль-Кадр на землю опускаются ангелы, а шайтан не может выйти из своего заточения. Все молитвы принимаются. Аллах назвал эту Ночь Ночью, которая «лучше тысячи месяцев». Сказал Посланник Аллаха: «Кто наполнит эту ночь искренним молением, тому будут прощены все его грехи». Всевышний выбрал эту Ночь, чтобы начать ниспослание Корана. Поэтому Ночь Аль- Кадр – самая ценная Ночь не только в месяце Рамазан, но и в течение всего года. Абу – Хурейра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К вам пришел Рамазан – благословенный месяц. Аллах вменил вам в обязанность поститься. В течение этого месяца ворота Небес открыты, ворота Адского огня закрыты, и злые дьяволы прикованы. Аллаху принадлежит одна ночь в нем, которая лучше, чем тысяча месяцев. Кто лишит себя его благ, тот окажется лишенным».

Чудо Священного Корана

Все пророки, направленные Всевышним к людям, наделялись чудесами (мугжиза) для того, чтобы люди уверовали в их пророчество. Главное чудо, дарованное нашему Пророку Мухаммаду (мир ему)- это Священный Коран. Он состоит из 114 сур и 6666 аятов. Коран ниспослан на арабском языке отдельными частями в течение 23-лет пророчества Мухаммада (мир ему).

Всевышний указывает: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям неспеша. Мы ниспослали его частями». (сура «Аль-Исра»;106)

Аллах в Коране подчеркивает величие и бесподобие Корана: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу». (сура «Аль-Исра»;88)

В чем заключено чудо Корана? Во-первых, это последнее божественное Послание, и после него не будет других Книг. Коран отменил все предыдущие Писания, вобрав в себя все лучшее из них, завершив ниспослание Божественных законов. Во-вторых, Коран – единственная Книга, дошедшая до нас в своем первоначальном виде. Другие послания (Забур, Тора, Инджиль) были неоднократно изменены людьми. Коран хранит Сам Всевышний, и поэтому он сохранится в первоначальном виде до Судного Дня: «Мы ниспослали вам Коран, и Мы сохраним его до Судного Дня». (сура «Хиджра»;9)

Коран ниспослан всему человечеству и на все времена. Все предыдущие писания ниспосылались определенному народу на определенное время. Но самое главное – Коран научил людей Истине, повел их Прямым путем, помог достичь счастья в обоих Мирах. Коран является величайшим чудом и с точки зрения смысла, заключенного в нем, и с точки зрения блестящей литературной формы. До сих пор язык Корана не способен повторить ни один самый блестящий мастер слова. В то же время Всевышний облегчил понимание его смыслов и запоминание, чтобы все люди могли прочесть и понять его: «Мы сделали Коран легким для запоминания». В Священной Книге отражены многие научные истины, которые ученые смогли исследовать и доказать лишь недавно. Например, развитие плода в чреве матери, расширение Вселенной, вращение Земли и других планет вокруг Солнца по своим орбитам, мрак в глубине океана, строение головного мозги и др. Коран избавил людей от невежества, заблуждений, позволил вступить на путь истинной религии Аллаха: «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) ниспослал его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить верующих, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». (сура «Ан-Нахль»;102) Чтение Корана в месяц Рамазан - особо богоугодное дело. В этот месяц Пророк Мухаммад (мир ему) увеличивал чтение Корана. Сообщается, что в ночи Священного месяца к Пророку, мир ему, являлся ангел Джибраиль, мир ему, и пророк читал ему Коран.

В другом хадисе говорится, что каждый год Джибраиль один раз полностью прочитывал Пророку, мир ему, Коран. Однажды Коран был прочитан Мухаммаду дважды в течение года. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) почувствовал приближение смерти, он подозвал свою дочь Фатиму (пусть будет доволен ею Аллах) и сказал ей: «Каждый год Джибраиль прочитывал мне Коран, а в этот год он прочитал его два раза. Думаю, что смерть моя близка». Традиция прочтения Корана в течение месяца Рамазан идет от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он говорил, что лучший из людей тот, кто читает Коран и обучает ему других. Месяц ниспослания Корана Рамазан – это месяц поста. Пост и Коран в День Воскресения заступятся за раба. Пост скажет: «О, мой Господь! Я стал преградой для его еды и удовольствий, сделай же меня заступником за него!» Коран скажет: «Я стал преградой для его сна, так сделай же меня его заступником!» И тогда Аллах вынесет решение: «Ваше заступничество принято!»

Вот и настал тот благословенный месяц, который все мусульмане ждали с трепетом и особой любовью. Рамадан - это не просто месяц поста, добрых деяний и многократного поминания Аллаха, Рамадан – это месяц Корана.

Коран – это светило, которое озаряет сердца мусульман и будет озарять вплоть до Судного дня. Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал:

«Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран» (2:185).

Пост — одно из лучших средств, для усмирения нрава человека, успокоения его души и тела. Во время поста человек избавляется от мирских привязанностей, что мешает видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может воспринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране.

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи» (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, ибо Он избрал его для Священного Корана.

Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для пониманния Корана. После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспосллан Коран» (2:185) . То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл. Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключённый в нём смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана. Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал:«Читать Коран и кормить людей».

Воистину Рамадан с этим благословенным началом считается великим даром для мусульманина и удобным моментом, чтобы очистить свою душу днём для подготовки к получению в тёмное время суток подарков от Корана в ночном богослужении. И этому свидетель – Коран (смысл): «Поистине поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы» (Коран, 73:6). Получается что дневной пост – это очищение, а ночное богослужение – намазы и чтение Корана – украшение души.

Рассказал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей. Ещё щедрее он становился, когда встречал Джабраила (мир ему), который приходил к нему каждую ночь из месяца Рамадан и обучал Корану, – в это время он становился щедрее вольного ветра» (аль-Бухари, Муслим). Ибн Раджаб сказал, что этот хадис указывает на желательность обучения Корану, а особенно хорошо читать и слушать его в месяце Рамадан. Этот хадис также является доводом того, что в этом месяце желательно больше читать Коран.

Как видно из хадиса, обучение Пророка (мир ему и благословение) происходило ночью, что указывает на желательность чтения Корана в месяце Рамадан именно ночью. «Воистину ночью прекращаются дела, заботы, и человек может всё усердие направить на чтение и размышление над ним» (Лятаиф аль-Маариф).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрёк: «За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» – это одна буква; нет, «алиф» – это буква, и «лям» – буква, и «мим» – отдельная буква» (ат-Тирмизи).

И это великое облегчение, и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключёнными в ней значениями.

Если мы будем внимательны к Корану в Рамадан, будем читать его и изучать - наше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и мы сможем стать людьми Корана.

Однако чтобы чтение Корана приносило верующему максимальную пользу, следует принять во внимание некоторые правила, переданные со слов Посланника (мир ему и благословение Аллаха):

1. Очищение перед чтением

В Коране говорится: «К нему прикасаются только очищенные» (сура «аль Вакиа», «Событие», аят 79).

К Корану запрещено прикасаться, не будучи в состоянии омовения.

2. Объем чтения

Со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах) , сообщается: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не прочитывал Коран меньше, чем за три дня!». Имам Бадруддин аль-Айни сказал: «Смысл этого хадиса в том, что прочитывающий Коран быстрее, чем за три дня упускает то, что ему велено из чтения в соответствии с правилами и размышлением!» . Также Абу Джамра рассказывал: «Однажды я сказал Ибн Аббасу: «Я человек, который быстро прочитывает Коран, и может быть так, что за ночь я прочитываю Коран один или два раза!». Ибн Аббас сказал: «Прочитать одну суру за ночь для меня предпочтительнее, чем делать то, что ты делаешь!». То есть не стоит торопиться с чтением Корана, так как это может помешать тому, чтобы прочесть его правильно и вникнуть в смысл его аятов.

3. Чтение красивым голосом нараспев

Желательно читать Коран как можно красивее, нараспев. Так, передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, (будет) с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, (уготована) двойная награда» (Муслим).

Также в другом хадисе сказано: «Кто не читает Коран нараспев красивым голосом, четко и ясно произнося звуки, тот не из нас».

4. Совершение земных поклонов

В Коране 14 аятов, при чтении которых нужно совершить земной поклон. Например, в суре «ас-Саджда»: «…падают ниц, совершая земной поклон из страха перед наказанием Аллаха и признавая, что Он превыше всего того, что не подобает Ему, вместе с восхвалением Его за милости, будучи не отвергающими веру и не отказывающимися от поклонения из гордыни» (аят 15).

5. Сопровождение чтения аятов дуа и поминанием Аллаха

Хузайфа аль-Йамани рассказал: «Однажды я молился с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он начал читать суру «аль Бакара» и не прочитывал аят со словами о милосердии, не испросив его у Аллаха, и не прочитывал аят о наказании Божьем, не оберегаясь Им от него, и не прочитывал аят, в котором говорится, что Аллах превыше всего, что не подобает Ему, не сказав «Субхан AЛлаh».

6. Чтение различным образом

Рассказывают, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо трех своих сподвижников, каждый из которых по-разному читал Коран. Он подошел к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, а тот читал тихо, и спросил его об этом, на что Абу Бакр сказал: «Поистине, Тот, к кому я взываю, слышит меня». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к Умару, да будет доволен им Аллах, и тот сказал: «Бужу спящих и прогоняю шайтана» . Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к Билялу аль-Хабаши, а тот читал несколько аятов какой-нибудь одной суры, а затем брался читать аяты из другой суры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его об этом, и тот сказал: «Я смешиваю лучшее с лучшим». И тогда посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, сказал им: «Каждый из вас поступил правильно и наилучшим образом».

Если человек не умеет читать Коран, то он может заработать вознаграждение его слушанием. Так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прослушает аят из Книги Аллахa, тому он будет светом в Судный день».

Пусть Всевышний поможет нам в Рамадан увеличить любовь к Корану и примет от нас каждую услышанную и прочитанную букву Своей книги!

Материал подготовила: Эльвира Маликова


Количество показов: 434

أَيَّاماً مَّعْدُودَاتٍ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْراً فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ .184

184. На отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то — число других дней. А на тех, которые могут это, — выкуп кормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, то это — лучше для него. И поститься лучше для вас, если вы знаете.

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Саджад (А) сказал:

Что касается поста для находящегося в путешествии и больного, то люди толпы (сунниты) разошлись в этом. Некоторые из них сказали: «Они должны поститься», другие сказали: «Они не должны поститься», а третьи сказали: «Если хотят, то пусть постятся, а если нет, то пусть не постятся». Но мы говорим: «Они не должны поститься в обоих этих случаях, и если кто-то постился в путешествии или во время болезни, то должен потом возместить этот пост (то есть снова поститься по числу этих дней)». Аллах сказал: «А кто из вас болен или в пути, то — число других дней ».

(«Кафи», том 4, С. 86).

2. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) в путешествии не держал ни обязательный, ни желательный пост. Они лгут на него, (говоря, что он постился в путешествии). Этот аят был ниспослан, когда Посланник Аллаха (С) находился в Кураа Гамим (местность между Меккой и Мединой), во время утреннего намаза. Тогда Посланник Аллаха (С) велел принести сосуд с водой и выпил из него и велел другим также не держать пост. Тогда некоторые из них сказали: «Вот уже начался день: почему бы нам не поститься в этот день?», и Посланник Аллаха (С) назвал их “неподчинившимисяˮ (‘усат ), и их продолжали называть этими именем, пока не умер Посланник Аллаха (С)».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 100).

3. Он также привёл от Саббаха ибн Сийабы:

Он сказал: «Аллах сказал: “ˮ (2: 185). Тот, кто застанет месяц рамадан в своём доме, не должен отправляться в путешествие, кроме как для хаджа, умры или добывания средств к жизни, которые он может утратить (в противном случае)».

4. От Абу Басира:

Я спросил у Имама Садыка (А) о той степени болезни, которая делает обязательным отсутствие поста в месяц рамадан, так же как обязательно его отсутствие в путешествии. Он сказал: «Сам человек должен определить это для себя. Если он увидит себя слабым, то не должен поститься, а если увидит себя достаточно сильным для этого, то пусть поститься».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

5. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«А на тех, которые могут это, — выкуп кормлением бедняка » — это старый человек и тот, кого мучает жажда (которая может стать причиной болезни).

(«Кафи», том 4, С. 116).

Аят 185

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ .185

185. Месяц рамадан, в который был ниспослан Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различение. Кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то — число других дней. Аллах желает для вас облегчения и не желает затруднения для вас, и чтобы вы завершили и возвеличили Аллаха за то, что Он повёл вас по прямому пути, — может быть, вы будете благодарны!

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Число месяцев у Аллаха — двенадцать месяцев в Книге Аллаха, с тех пор как Он сотворил небеса и землю. И начало месяцев (или лучший месяц) — месяц Аллаха, и это — месяц рамадан, а его сердце — ночь кадр. Коран был ниспослан в первую ночь месяца рамадан, и этот месяц начался Кораном.

(«Кафи», том 4, С. 65).

2. Он также привёл от Хафса ибн Гийаса:

Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Месяц рамадан, в который был ниспослан Коран » — как же это, если Коран ниспосылался в течение двадцати лет?

Он сказал: «Коран был ниспослан целиком в месяц рамадан на Дом обитаемый (бейт аль-ма‘мур — небесная Кааба), а потом был ниспосылаем в течение двадцати лет».

А потом он сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: “Свитки Ибрахима были ниспосланы в первую ночь месяца рамадан, Тора была ниспослана по прошествии шести ночей месяца рамадан, Инджиль был ниспослан по истечении тринадцати ночей месяца рамадан, Псалмы (Забур) были ниспосланы по истечении шестнадцати ночей месяца рамадан, а Коран был ниспослан по истечении двадцати трёх (дней или ночей) месяца рамаданˮ».

(«Кафи», том 2, С. 460).

3. Он также привёл от Саада:

Мы были у Имама Бакира (А), и он сказал: «Не говорите: “Это — рамаданˮ, или “ушёл рамаданˮ, или “пришёл рамаданˮ, ибо рамадан — одно из имён Аллаха, а Он не приходит и не уходит, но приходит и уходит то, что не вечно и преходяще. Но говорите: “Месяц рамаданˮ, и “месяцˮ соединён с именем, которое есть имя Аллаха, и это — тот месяц, в который был ниспослан Коран».

(«Кафи», том 4, С. 69).

4. Он также привёл:

У Имама Садыка (А) спросили о Коране и Различении (фуркан ): это одно и то же или разные вещи?

Он сказал: «Коран — это вся Книга, а Различение — её твердые аяты, по которым обязательны деяния».

(«Кафи», том 2, С. 461).

5. Шейх Туси привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах не спросит раба о намазе после совершения им обязательных намазов, и не спросит его о милостыне после выплаты закята, и не спросит его о посте после поста в месяц рамадан.

(«Тахзиб», том 4, С. 153).

6. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Когда наступит месяц рамадан, скажи: «О Аллах, вот наступил месяц рамадан, в который Ты сделал для нас обязательным пост и ниспослал в нём Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различение. О Аллах, помоги же нам в посте и прими его от нас, и сделай нас в нём благополучными, и сделай его благополучным для нас в лёгкости от Тебя и довольстве. Поистине, Ты властен над всякой вещью! О Милостивейший из милостивых!»

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 99).

7. Айаши привёл от Саббаха ибн Сийабы:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Если наступил месяц рамадан, а я нахожусь в своём доме, то можно ли мне отправляться в путешествие?»

Он сказал: «Аллах сказал: “Кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту ˮ. Тот, кто застанет месяц рамадан в своём доме, не должен отправляться в путешествие, кроме как для хаджа, умры или добывания средств к жизни, которые он может утратить (в противном случае). Однако он не должен отправляться в путешествие для получения средств своего брата. Когда же пройдут двадцать три ночи месяца рамадан, то он может отправляться в путешествие, как пожелает».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

8. Зурара передал, что Имам Бакир (А) сказал:

«Пусть проводит его в посту » — постящийся не должен говорить, кроме как благое.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

9. Ибн Шахр Ашуб привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«»: «облегчение» — повелитель верующих (А), «затруднение» — такой-то и такой-то (узурпаторы халифата).

(«Манакиб», том 3, С. 103).

10. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Аллах желает для вас облегчения и не желает затруднения для вас »: «облегчение» — повелитель верующих (А), «затруднение» — такой-то и такой-то (узурпаторы халифата). Потомки Адама не должны вступать под вилаят такого-то и такого-то .

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

11. Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид Барки привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И возвеличили Аллаха за то, что Он повёл вас по прямому пути »: «прямой путь» — вилаят.

(«Махасин», С. 142).

О важности священного месяца Рамадан и обязательных богослужениях сказано в Коране. Каждый мусульманин в это время ради Аллаха должен держать пост от рассвета до заката. Вот несколько аятов, где сказано об этом богослужении.

Сура «аль-Бакара»

«О, вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, - быть может, вы станете богобоязненными - на определенное количество дней. А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время. А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущеннонго поста накормить бедняка. А если кто- либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него. Вам лучше поститься, если бы только вы знали это» (Сура «аль-Бакара», 2 / 183 - 184).

«Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран - истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], - пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его» (Сура «аль-Бакара», 2 / 185).

«Когда тебя [, о Мухаммад,] вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне. Так пусть же они отвечают на Мой призыв к вере, верят в Меня. Быть может, они встанут на истинный путь» (Сура «аль-Бакара», 2 / 186).

«Совершайте Хадж и Умру во имя Аллаха. Если же вам препятствуют [совершить Хадж], то пошлите пожертвование, какое сможете. Брейте ваши головы только после того, как пожертвование достигнет предназначенного места. А если у кого-нибудь из вас на голове болячка или рана, то можете брить голову [с самого начала], или же поститься [вместо этого], или же раздать милостыню и принести жертву. Если вам не препятствуют совершить Хадж или Умру, то тот, кто хочет совершить Умру и дождаться Хаджа, должен поститься три дня в Мекке и семь, когда вернется домой, всего десять дней. Это правило для тех, кто не живет в Мекке. Так бойтесь же Аллаха, и да будет вам известно, что Аллах суров в наказании» (Сура «аль-Бакара», 2 / 196).

Сура «аль-Маида»

«Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы, а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной. Искупление за принесение двусмысленной клятвы - накормить десятерых бедняков так, как вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А если кто не в состоянии [выполнить одно из этих трех условий], то ему следует поститься три дня. Все это - искупление за ваше клятвопреступление. Соблюдайте же свои клятвы! Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Может быть, вы будете благодарны» (Сура «аль-Маида», 5 / 89).

«О, вы, которые уверовали! Не поражайте добычи, находясь в Хадже. А если кто из вас поразит [дичь] преднамеренно, то искуплением [греха] будет столько скота, сколько он поразил [, охотясь]. Устанавливают искупление два справедливых мужа из вас, и это жертва, приносимая к Каабе. Или же искуплением [за убитую на охоте дичь] будет пища для бедняков или соответствующий пост, дабы тот, [кто охотился во время Хаджа], вкусил тяжесть своего деяния. Аллах прощает то, что случалось прежде. А если кто повторит [охоту во время Хаджа], то Аллах накажет его, ибо Аллах - великий, вершащий наказание» (Сура «аль-Маида», 5 / 95).

Сура «ат-Тауба»

«Аллах приготовил для них сады, в которых текут ручьи. Они вечно пребудут там, и это - великая удача» (Сура «ат-Тауба, 9 / 89).

Сура «Марьям»

«Ешь, пей и радуй взор свой. Если же увидишь какого-нибудь человека, то скажи: "Воистину, я дала Милостивому обет поститься и не стану сегодня ни с кем говорить"» (Сура «Марьям», 19 / 26).

Сура «аль-Ахзаб»

«Воистину, для обратившихся [в Ислам], для верующих, послушных, верных данному слову, терпеливых, смиренных, подающих милостыню, постящихся, хранящих свое целомудрие и поминающих многократно Аллаха уготовил Он прощение и великое вознаграждение» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 35).

Сура «аль-Муджаделе»

«Если же у кого-либо нет раба. то надлежит соблюдать пост два месяца без перерыва, прежде чем [супруги] сойдутся. А если кто-либо не может [соблюдать пост], то надлежит накормить шестьдесят бедняков. [Все] это - для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Это - ограничения, наложенные Аллахом, а для неверных уготовано мучительное наказание» (Сура «аль-Муджаделе», 58 / 4).

Сура «ат-Тахрим»

«Если он разведется с вами, то его Господь, может быть, заменит вас женами лучше вас - обратившимися в Ислам, верующими, благочестивыми, кающимися, поклоняющимися [Аллаху], постящимися, как побывавшими замужем, так и девицами» (Сура «ат-Тахрим», 66 / 5).

Сура «аль-Кадр»

«Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джибрил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] - ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (Сура «аль-Кадр», 97 / 1 – 5).

Главной особенностью этого месяца, указывающей на его важность, является то, что в этом месяце началось ниспослание Корана, являющегося последним божественным откровением. Также в этом месяце мусульмане соблюдают пост, являющийся одним из основных видов поклонения. На месяц Рамазан приходится Ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр), которая лучше тысячи других месяцев. За поклонение, совершенное в этом месяце, дается большее вознаграждение, чем за поклонение, совершенное в любом другом месяце года. Рамазан является месяцем прощения и милости, взаимопомощи и поддержки, изобилия и достатка. В этом разделе мы поговорим именно об этих особенностях.

1. Коран начал ниспосылаться в месяце Рамазан

В суре аль-Бакара о ниспослании Корана говорится следующее: «В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 2/185).

Ниспослание Корана началось с того, что в 610 году в месяце Рамазан в Ночь Предопределения ангел Джибрил (алейхиссалям) передал первые пять аятов суры аль-’Аляк пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который в это время находился в поклонении в пещере Хира на горе Нур в Мекке. В суре аль-Кадр говорится: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (аль-Кадр, 97/1).

Чтобы в полной мере воспользоваться баракатом месяца Рамазан, нужно посвящать больше времени изучению Корана. На самом деле, верующий должен часть из двадцати четырех часов суток отвести для чтения Корана; в эти благословенные дни нужно приложить больше старания, чтобы основная часть дня была предоставлена Корану. Нужно постараться, погрузившись в атмосферу смыслов и наставлений Корана, действовать в соответствии с его содержанием. Изменить в лучшую сторону свое состояние и поведение, а также работать над своими недостатками.

2. Месяц Рамазан – это месяц, в котором соблюдается обязательный пост

В Коране говорится: «Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен, или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185).

3. Одна из ночей месяца Рамазан является Ночью Предопределения, которая лучше тысячи месяцев

Аллах Всевышний говорит в Коране: «Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джибрил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] – ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (аль-Кадр, 97).

Совершенно точно известно, что Ночь Предопределения является одной из ночей месяца Рамазан, но какой именно по счету – неизвестно. Мать всех правоверных ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамазана» (Тирмизи, Саум, 71).

Выражение «ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамазана» означает, что эта ночь может приходиться на любой из этих дней, и указывает на необходимость увеличения поклонений в эти дни.

Наибольшее распространение получило мнение, по которому эта ночь приходится на двадцать седьмую ночь месяца Рамазан, и во всем исламском мире она отмечается, как Ночь Предопределения.

В некоторых хадисах сказано, что жизнь людей предыдущих поколений была гораздо более продолжительной, чем у наших современников, и, соответственно, у них было больше времени для совершения богоугодных дел. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) печалился, что по причине малой продолжительности жизни верующие его общины не в состоянии были заслужить столь большой награды, несмотря на все усилия. Поэтому Всевышний Аллах наградил общину пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Благословенной Ночью, которая лучше, чем тысяча месяцев.

Мудрость того, что точно не установлен срок Ночи Предопределения, заключается в том, чтобы люди, приложив усердие и старание, в полной мере смогли прочувствовать и осознать ценность этой Ночи и милость Творца, скрытую в ней.

Безусловно, лучше всего проводить в поклонении все последние ночи, начиная с двадцатой, чтобы быть более уверенным, что за­станешь Ляйлятуль-Кaдр и все ее блага. Провести 10 или 11 ночей в пол­ном служении Аллаху не так уж и сложно, особенно если учитывать, ка­кое огромное благо и вознаграждение обещано за это.

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов сказал: «Тому, кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и наде­ждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари, Муслим).

В Ляйлятуль-Кадр самым лучшим для человека будет искреннее по­каяние, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, прощаются былые обиды, анализируются ошибки проведенных дней, меся­цев, строятся планы на будущее.

На эту тему существует немало хадисов. Но важно знать, что Ал­лах даровал нам такую благословенную ночь как особую милость. И сколь же удачливы те, которые никогда не пропускают ее!

Многочисленные хадисы свидетельствуют о том, что ду’а, сделанные в эту ночь, принимаются. Сообщается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: (Однажды) я спросила: «О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) ночи Предопределения, что мне следует говорить?». Он ска­зал: «Говори: “О, Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Щедрый Ты любишь прощать, так прости же меня”» (ат-Тирмизи, Байхаки).

4. В месяц Рамазан открываются двери рая и закрываются двери ада, а дьяволы заковываются в цепи

В одном из хадисов говорится: «В первую ночь Рамазана шайтаны и джинны заковываются в цепи, закрываются ворота ада, и ни одни из них не открываются. Открываются ворота рая, и ни одни из них не закрываются. И глашатай объявляет: «О те, кто желает совершить благое! Осуществите свое желание, совершая благое. О те, кто желает совершить плохое! Откажись от этого. В месяц Рамазан Аллах освобождает многих людей из ада. Это продолжается каждую ночь этого месяца. Когда наступает месяц Рамазан, небесные врата открываются, а врата ада закрываются, и шайтаны заковываются в цепи» (Саум, 1; Бухари, Саум, 5).

5. В месяц Рамазан совершается намаз-таравих

Слово «таравих» – это форма множественного числа слова «тарвиха», означающего «предоставление отдыха». В религиозной терминологии слово «таравих» означает добровольный намаз, совершаемый в месяц Рамазан после намаза ‘иша. Этот намаз получил свое название в связи с тем, что после каждых четырех ракаатов, молящиеся делают небольшую паузу для отдыха. Как уже было сказано, таравих-намаз является добровольным поклонением. Поэтому из-за усталости, занятости и других подобных причин намаз-таравих можно совершать дома в 8, 10, 12, 14, 16 или 18 ракаатов. Совершение намаза-таравих таким образом также соответствует сунне.

Этот намаз является обязательной сунной (сунна-муаккада) для муж­чин и женщин, который совершается каждый день в течение месяца Рамазан. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в 23-ю, 25-ю и 27-ю ночи месяца Рамазан совершал намаз-таравих вместе со своими сподвижни­ками в мечети.

Время этого намаза наступает после ночного намаза аль-‘иша и длится до времени утреннего намаза. Намаз-таравих выполняется до витр-намаза и состоит из двадцати ракаатов, о чем стало из­вестно из действий второго праведного халифа ‘Умара (радыйаллаху ‘анху). Он окончательно утвердил количество ракаатов с согласия сподвиж­ников Пророка. Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «После меня не отступайте от моей Сунны и сунны праведных хали­фов» (Абу Дауд, ат-Тирмизи). А также: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамазан с верой и ожиданием воз­награждения от Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи».

6. В Рамазан прощаются грехи верующих, которые оживляют этот месяц своим поклонением

Оживление месяца Рамазан поклонением имеет огромное значение. Понятие «оживление месяца Рамазан» включает чтение Корана, зикры и тафаккур (размышление), изучение жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получение религиозных знаний.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пятикратный намаз, джума-намаз до наступления следующего джума-намаза и пост месяца Рамазан вплоть до наступления следующего Рамазана будут искуплением за совершенные малые грехи при условии избегания больших грехов» (Муслим, Тахара, 17).

7. Рамазан – это месяц милости и изобилия, а также общественной взаимопомощи

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря о достоинствах месяца Рамазан, сказал: «В месяц Рамазан моей общине было дано пять вещей, которые не были даны прежним общинам. Это:

  • В первую же ночь Рамазана Аллах посмотрит на мою общину взглядом милости. Того, на кого Аллах посмотрит взглядом милости, Он не подвергнет наказанию.
  • Запах изо рта постящегося верующего, приятней для Аллаха, чем запах мускуса.
  • Ангелы денно и нощно просят прощения для моей общины.
  • Аллах приказывает раю: «Приготовься и украсься для моих рабов, ибо приблизилось то время, когда они, избавившись от усталости земной жизни, войдут в Мою милость и в рай».
  • В последнюю ночь месяца Рамазан вся моя община будет помилована. На вопрос одного из сподвижников о том, является ли эта ночь Ночью Предопределения, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Нет. Это не Ночь Предопределения. Разве вы не видите? Работники получают свою плату по завершении работы» (Мунзири, II, 2).

8. За поклонение, совершенное в месяц Рамазан дается большее вознаграждение

Аллах Всевышний безгранично милостив и всепрощающ к Своим рабам. Наш Господь дает нам от десяти до семисот вознаграждений за каждое совершенное нами благое дело. Что касается вознаграждения за терпение, то оно безгранично. По сравнению с другими месяцами, в месяце Рамазан за совершенное поклонение верующий получает гораздо большее вознаграждение.

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (аль-Ан’ам, 6/160).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто соблюдал пост месяца Рамазан, а затем еще шесть дней месяца Шавваль, тот подобен тому, кто соблюдал пост на протяжении всего года» (Тирмизи, Саум, 53).

9. Рамазан – это месяц терпения и воспитания духа

Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета» (аз-Зумар, 39/10). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подтвердил это, сказав: «Рамадан – это месяц терпения. А вознаграждением за терпение является рай» (Мунзири, II, 94-95).

Таким образом, мусульманин, соблюдающий пост в месяц Рамазан, воспитывает свой дух и учится быть терпеливым путем противостояния низменным желаниям и отказа от дурных слов и поступков.

10. В месяце Рамазан совершается такой вид поклонения, как итикаф

Итикаф – это уединение с соблюдением определенных правил в мечети или в месте, которое считается мечетью, с намерением совершения поклонения Аллаху. Сунной является совершение итикафа в последние десять дней Рамазана. В состоянии итикафа мусульманин проводит время, совершая намазы, читая Коран и другие книги, молясь и делая зикр.

Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на про­тяжении своей жизни в последние десять дней каждого Рамазана не покидал мечети» (аль-Бухари, Муслим).

Этот вид поклонения считается очень достойным деянием. Благодаря уединению, душа человека на некоторое время отрешается от мирской суеты и устремляется к Господу, и верующий, поклоняющийся в мечети – доме Аллаха, обретает спокойствие. Сколь велико благо, когда мусульманин ис­пользует проходящие дни своей жизни, устремляясь всем сущест­вом к своему Творцу в таком священном месте и пребывая в по­клонении, приближается к Аллаху с чистой душой!

Совершение итикафа означает посвящение своего времени поклонению и мо­литвам, ибо, даже не совершая намаз, но пребывая в мечети, человек нахо­дится в готовности к молитве. А это стремление само по себе равносильно молитве. Итак, благодаря итикафу, человек возвышается духовно, просветля­ется душой, и облик его источает свет служения. Как же благословенны и прекрасны эти мгновения жизни!