Категория наклонения глагола. Особенности образования форм повелительного наклонения от некоторых глаголов Что такое повелительное наклонение глагола


Основными формами повелительного наклонения являются формы
  1. го лица ед. и мн. ч.: Послушай, б е р е з а, о белая дева, Сосна, что гордишься своей прямотою, Осина, обиженная клеветою,- Послушайте все вы! (Л. Мартынов).
Форма 2-го лица ед. ч. образуется от основы настоящего (простого будущего) времени: 1) присоединением суффикса -и: писать - пиш(ут) - пиш-и, решать- реш(ат) - реш-и, жить -жив(ут) - жив-и; 2) безаффиксным способом: бросать - броса\(ут) - бросай, мазать - маж(ут) - мажь, ковать - ку"](ут) - куй. В формах без -и нередко происходит чередование твердых и мягких согласных» кин(ут) -кинь, слез(ут) -слезь, сяд(ут) -сядь.
Суффикс -и в одних случаях является ударяемым, в других - неударяемым. Ударяембе-ц имеют глаголы, у которых в форме 1-го лица ед. ч. ударение падает на окончание: молч(у) - мол- ч-й, хож(у) - ход-й, плыв(у) - плыв-и, а неударяемое - глаголы с ударением на основев форме 1-го лица ед. ч.: проддл- ж(у)-проддлж-и, привыкн(у)-привыкн-и, ёзж(у)-ёзд-и.
В ряде случаев в образовании формы повелительного наклонения наблюдаются особенности.
  1. Глаголы с суффиксом -ва- в неопределенной форме и без этого суффикса в форме настоящего времени сохраняют в повелительном наклонении этот суффикс: давать - daj(ym)-давай, сознаваться - созна]"(ут)ся - сознавайся.
  2. Глаголы с корнем на и (бить, вить, лить, шить) и все их приставочные производные (вбиргь, выбить и т. п.; завить, свить и т. п.) в повелительном наклонении имеют основу на -ей: бей, вей, лей, шей. Эта основа не совпадает ни с основой инфинитива, ни с основой настоящего (простого будущего) времени. Ср.: бить - б"\(ут) - бей, вить - e"j(ym) - вей.
  3. По-особому образуют форму повелительного наклонения отдельные глаголы: есть - ешь, дать - дай, ехать - поезжай, лечь - ляг (г не чередуется с ж и не смягчается; форма «ляжь» является неправильной, просторечной).
Некоторые глаголы имеют вариантные формы повелительного наклонения, одинаково употребительные в современном русском языке: высунуть - высунь и высуни, высыпать-высыпь и высыпи, прочйс- тить - прочйсть и прочисти, уведомить - уведомь и уведоми, лезть - лезь и полезай и др.
Каждый член видовой пары имеет свою форму повелительного наклонения: писать - пиши (несов. вид) - написать - напиши (сов. вид); рассказать - расскажи (сов. вид) - рассказывать - рассказывай (несов. вид); решить - реши (сов. вид) - решать - решай (несов. вид).
Не совпадают формы повелительного наклонения у однонаправленных и разнонаправленных глаголов движения. Ср.: бежать - бег- (ут) - беги и бегать - бега)(ут) - бегай: везти - вез(ут) - вези и возить - воз(ят) - возй: лететь - лет(ят) - лети и летать - лета]"(ут) - летай; ползтй - полз(ут) - ползи и ползать - пдл- эа}(ут) - ползай.
Не все глаголы образуют формы повелительного наклонения. Так, отсутствуют формы императива у глаголов слышать (недослышать, расслышать и др.), видеть, хотеть, мочь, гнить (прогнить, сгнить и др.), болеть («испытывать боль»: рука болит, нога болит), стоить, значить, предстоять, противостоять и др. Большинство таких глаголов не образует формы повелительного наклонения по семантическим причинам: они обозначают процессы, которые не зависят от воли субъекта (темнеть, белеть, глупеть, недомогать и т. п.), которые невозможно осуществить по побуждению других [видеть, слышать и др.). Формы повелительного наклонения отсутствуют у безличных глаголов, которые обозначают процессы, совершающиеся без вмешательства деятеля (знобит, тошнит, морозит, светает и др.).
Форма множественного числа образуется при помощи агглютинативного аффикса -те, который присоединяется к форме единственного числа: пиши-те, бросай-me, мажь-те, кинь-me. Этот аффикс выражает значение множественного числа и в других случаях: идемте, сядемте, полноте, нате, нуте. Он пишется всегда слитно.
В возвратных глаголах постфикс -ся (после гласных -сь) помещается после аффиксов повелительного наклонения: радовать-ся - радуй-ся - радуй-те-сь, кидать-ся - кидай-ся - кидай-те-сь, разобрать-ся - разбери-сь, разбери-т.е-сь, подвинуть-ся -подвинь-ся - подвинь-те-сь.
Для выражения различных значений побуждения, относящихся к 1-му и 3-му лицу, используются формы настоящего и будущего времени.
Формы 1-го лица мн. числа настоящего и будущего времени, когда они произносятся с интонацией побуждения, Быражают призыв, приглашение к совместному действию, в котором участвует и сам говорящий. Она применяется при обращении к одному или многим собеседникам. Множественность собеседников может обозначаться при помощи аффикса -те: Простим горячке юных лет И юный жар, и юный бред (Пушкин). И я зову на помощь маму: «Там жук живой! Раскроем раму!» (Барто). Бежим ко мне, дети! (Горький). - Будемте друзьями! - говорил он, пожимая мою руку (Горький). Форма множественного числа на -те может выражать вежливое обращение к одному лицу: Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной (Тургенев).
Формы совместного действия чаще всего образуются от глаголов совершенного вида. От несовершенного вида образуют такие формы лишь глаголы однонаправленного движения: идемте, несемте, едемте, бежимте. Глаголы других семантических разрядов имеют сложные формы будущего времени совместного действия: будем(те) приступать к работе, будем(те) работать.
Призыв к совместному действию выражают также сочетания частицы давай(гпе) с формой 1-го лица мн. числа или с инфинитивом: - Давайте уедем!-Давайте! Куда? (Кремнева). Давай со мной бороться. Я - с удовольствием (Гладков).
Побуждение, относящееся к 3-му лицу, выражается при помощи форм 3-го лица ед. и мн. числа настоящего и простого будущего времени в сочетании с частицами пусть (пускай) и да. Эти сочетания произносятся с повелительной интонацией. Они не адресуют волю говорящего субъекту, а передают ее через посредство собеседника: Скажи ей, пусть она мне позвонит.
Формы настоящего времени в сочетании с частицей пусть (пускай) обозначают разрешение продолжить начатое действие: Пускай ребята порезвятся. Пусть она рисует.
Сочетания с частицами пусть (пускай), да имеют значение согласия, пожелания: Твой белый дом и тихий сад оставлю. Да будет жизнь пустынна и легка (Ахматова). Пусть когда-нибудь имя мое Прочитают в учебнике дети, И, печальную повесть узнав, Пусть они улыбнутся лукаво... (Ахматова). Не бойтесь бурь! Пускай ударит в грудь Природы очистительная сила! (Заболоцкий). Да останется это между нами, прошу вас (Горький).
Частица пускай имеет разговорный оттенок. Частицы пусть, да широко употребляются в торжественных пожеланиях, призывах: Да здравствует марксизм-ленинизм - победоносное знамя Великого Октября! Да здравствует ленинская Коммунистическая партия Советского Союза! Пусть живет в веках имя и дело Владимира Ильича Ленина!
Императивные формы 3-го лица, как правило, употребляются в предложениях, где подлежащее налицо.
Формы императива могут сочетаться с агглютинативным аффиксом -ка: Сходи-ка, старуха, невестку проведать (Никитин). -Прочитайте-ка вот это,- он достал из кармана разорванный пакет (Попов).
В составе этих форм -ка имеет разные значения. Сочетаясь с основными формами императива, он чаще всего выражает просьбу, которая носит смягченный характер, придает ей окраску фамильярности (скажи-ка) Присоединяясь к форме 1-го лица будущего простого времени, которая произносится с экспрессивной интонацией, обозначает решимость: Пойду-ка я домой. Аффикс -ка сочетается также с междометиями волеизъявления: на-ка, нуте-ка.
Таким образом, для выражения многочисленных значений повелительного наклонения широко используются не только синтетические, но и аналитические формы. При этом большую роль играет интонация, с помощью которой передаются тончайшие экспрессивные оттенки модальных значений форм императива. Разнообразные модальные функции выполняют частицы пусть (пускай), давай(те), да, аффикс -ка. В оформлении повелительного наклонения ярко проявляются черты агглютинативного строя (употребление -те, -ка).
На значение форм повелительного наклонения влияет наличие или отсутствие при них личных местоимений. Как отмечает проф. А. Н. Г воздев, «присоединение местоимения 2-го лица смягчает требование и обычно выражает просьбу Например: Напишите и Вы напишите. Приезжайте и Вы приезжайте. Ты не бойся его, он добрый; ты гляди прямо в глаза ему (Горький). В то же время местоимение создает оттенок интимности, близости отношений. Поэтому в резких приказах употребление вы невозможно: Отойдите прочь! Замолчите/» К

Употребление форм одного наклонения в значении другого

Образование форм условного и повелительного наклонения

Наклонение, его формы и значения

План

Наклонение глагола

Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности и имеет значение реальности (пишу, буду писать, писал) или нереальности (ирреальности) (писал бы, пиши ).

Действие, которое реально существует (существовало или будет существовать), выражается глаголами изъявительного наклонения.

Действие, которое реально не существует, а является лишь возможным или желаемым, выражается глаголами условного и повелительного наклонений.

Изъявительное наклонение обозначает действие, которое либо совершилось в прошлом, либо совершается в настоящем, либо совершится в будущем. Т.е. изъявительное наклонение сосуществует с категорией времени.

Глаголы в изъявительном наклонении имеют формы времени (читал, читаю, буду читать ), лица (читаю, читаешь, читает ), числа (читаю, читаем ).

Условное (сослагательное) наклонение используется для выражения двух основных значений: желательного и условного, т.е. оно обозначает действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях. Это действие нереально и находится вне категории времени.

Вы бы лесом шли, лесом идти прохладно – желательное значение; Если бы я увидел огонек, то, конечно, немедленно бы остановился – условное значение.

Форма условного наклонения образуется аналитически: форма прошедшего времени глагола + частица бы (читал бы, писал бы) . Глаголы в условном наклонении имеют формы рода (читал бы, читала бы) и формы числа (писал бы, писали бы ).

Повелительное наклонение выражает побуждение к совершению какого-то действия: пиши, читай, пусть пишет, пусть читает. Оно может иметь значения приказания, просьбы, предостережения, наказа, совета, пожелания.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые в соответствии с приказом (просьбой) говорящего могут произойти или не произойти. Следовательно, повелительное наклонение является ирреальным, оно стоит вне времени.

Формы повелительного наклонения образуются от основы наст. (буд.) времени 2 способами:

1) с суффиксом –и : пишут – пиш + и , неси;

2) бессуффиксным способом

Если основа заканчивается на j: читают – читай ;

Если основа заканчивается на согласный, который смягчается: кинут – кинь, встанут – встань. Шипящие ж, ш на конце основы не смягчаются, хотя после них в этом случае пишется Ь: намажь, нарежь, ешь.

Форма мн. ч. повелит. наклонения образуется от формы ед. числа с помощью постфикса –те (читайте, нарежьте ). У возвратных глаголов аффикс –ся сохраняется (оденьтесь, причешитесь ).



У некоторых глаголов формы повелит. наклонения не образуются или не употребляются (видеть, слышать, хотеть ).

Повелит. наклонение может образовываться и аналитически:

1) частицы пусть, пускай, да + глагольная форма 3 л. ед. или мн. числа наст. времени: пусть читает, да здравствует 1 Мая (частица пусть выражает повеление более решительно, пускай имеет значение допущения, позволения, совета, пожелания).

2) частица давай (давайте) + инфинитив глагола несов. вида или 1 лицо мн. числа буд. времени: давайте читать, давайте почитаем (значение призыва к совместному действию).

Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом ласковое побуждение к действию. Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор. В каком лице и числе они стоят? Поставьте эти глаголы во 2-м лице множественного числа.

(В. Жуковский.)

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе - -те .

По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость (ср. возьми - возьмите ).

491 . В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. Какой из этих призывов представляется вам самым важным?

Образец: создавай - создавай[тё].

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

(По Г. Николаевой.)

492 . Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте основу глаголов в повелительном наклонении и суффикс -и-. Подчеркните переходные глаголы. Прочитайте стихотворение так, чтобы все услышали, как радостно косарь побуждает всех к действию: себя самого и силы природы.

Косарь

(А. В. Кольцов.)

493 . Замените данные глаголы близкими по значению. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

Не реви. Не горюйте. Не скрывайся от людей 1 . Освободи меня от неприятных 3 разговоров. Не упорствуй понапрасну.

Для справок: прятаться, плакать, упрямиться, печалиться, избавить.

494 . Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Определите, какие это глаголы - переходные (п.) или непереходные (н.) .

Образец:

Составьте с выделенными словами словосочетания.

Утешайтесь, (не)трогайте, увеличивайте, (не)ослабляйте, встречайте, повышайте, (не)замораживайте , обжаривайте, ускоряйте, отодвигайте, опрокидывайте.

495 . Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы (см. материал для справок) и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните разноспрягаемый глагол.

1. Петя - - поскорее в школу. 2. Митя - - чертёж в портфель. 3. Шестиклассники - - всё всегда на место - (не)будете никогда (ни)чего 3 искать. 4. Я подожду следующего тр..мвая, а ты Миша - - на этом. 5 5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? - - отдохните.

Для справок: бе ги - бе гите, полож и - полож ите, клад и - клад ите, поезж ай - поезж айте, ляг - ляг те.

Определите, в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите , а в каких - -ете ? Почему в скобках дана форма 2-го лица единственного числа?

Во 2-м лице во множественном числе
-ите пишется в повелительном наклонении и в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения;
-ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

496 . Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, ставя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

  1. Пойдите в лес, (пополнить) свой гербарий, (поискать) насекомых, которые чаще всего встречаются в вашей местности.
  2. Вы сядете в лодку и (направиться) к противоположному берегу. Там (выбрать) место для палатки, (поставить) её.

497 . Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.

Образец: вынести - вынес[ете] - вынеси[те].

Повторить, выждать, выбрать, выгнать, держать, вытрясти, выползти, выйти, вымести, сказать, жаждать.

498 . Спишите, над глаголами в повелительном наклонении надпишите букву п. , а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?

Напиш..те (не)большой ра(с, сс)каз о вашем любимом заняти.. 3 Вспомните, чем вы люб..те зан..маться на досуге. Когда подберёте 2 материал к сочинению, составьте план, отбросьте 2 всё лишнее. После того как вы напиш..те черновик, внимательно провер..те написанное. (Не)торопитесь! Когда вы тороп..тесь, то не замеча..те (не)дочётов и ошибок. Прочитайте вслух своё сочинение, отметьте на полях (не)точности и ошибки, исправьте их, дополн..те сочинение. Теперь мож..те переписать его.

У вас получится хорошее сочинение, если вы буд..те требовательны к себе.

Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

499 . Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении как члены предложения. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?

1. Шутку люб..шь над Фомой, так люби и над собой. (Посл.) 2. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). (Посл.) 3. Поживи подольше, так и увид..шь побольше. (Посл.) 4. Как постел..шь, так и высп..ш(?)ся. (Посл.) 5. Да здравствует солнце, да скро..тся тьма. 4 (А. Пушкин.) 6. Соловьи, соловьи, (не)тревож(?)те солдат: пусть солдаты немного поспят . (А. Фатьянов.) 7. Да будет мир на Земле! Сделаем всё, чтобы наша Родина процветала.

500 . Напишите пять призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении, в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть .

Образец: Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наша страна!

Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.

501 . Выпишите отдельно глаголы: 1) в изъявительном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов. Выпишите словосочетания «глагол + существительное в родительном падеже».

1. (Не)трудился бы, так и хлеба (не)добился бы. 2. Языком (не)спеши, а делами (не)смеши. 3. (Не)пеняй на соседа, коли спишь до обеда. 4. Кто 3 (не)трудится, тот 3 (не)ест. 5. Лодырю всегда (не)здоровит(?)ся. 6. От красивых слов (не)прибавится масла в каше. 7. (Не)спеши языком, торопись делом.

(Пословицы.)

502 . Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?

Озаглавьте рассказ и напишите его. Рассказ вы можете вести и от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. А кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают? Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.

«Дождик, дождик, уходи! Дай по лужам побродить!» - в этом детском стихотворении мы видим глаголы, в которых выражена просьба. Они называются повелительными.

глагола в русском языке

В русском языке такие слова употребляется в Формы этих глаголов имеют ирреальное значение, это значит, что они не связаны с действительностью, потому что называемое таким образом действие возможно, но не обязательно произойдёт на самом деле. Вот несколько примеров предложений, в которых используются глаголы в форме повелительного наклонения:

  • Анатолий Андреевич, разрешите сдать отчёт в течение недели (просьба ).
  • Не тяните с этим слишком долго (совет ).
  • Пусть это будет в последний раз (требование ).
  • Молчать. Слушать (приказ ).

Формы единственного числа

Глаголы повелительного наклонения изменяются по числам и лицам. В этой таблице приведены примеры форм ед. числа.

Формы множественного числа

Если мы обращаемся с побуждением не к одному человеку, то используем глагол в форме повелительного наклонения во множ. числе. Они изменяются также по лицам и, в отличие от изменения предыдущих форм, могут употребляться в первом лице. Это объясняется тем, что один человек не может самого себя просить выполнить что-либо, но обращаться с просьбой о совместном действии к людям, находящимся рядом, может.

Образование глаголов. повелительного наклонения

Такие глаголы имеют форму второго лица и образуются от формы наст. и буд. времени, в котором выделяется основа (часть слова без окончания):

  • ходит - ход-;
  • пишет - пиш-;
  • читает - чита-;
  • установит - установ-;
  • оставит - остав-.

К основе присоединяется суффикс -и- (-й-) или нулевой суффикс:

  • ход + и;
  • пиш + и;
  • чита + й;
  • установ + и;
  • оставь + нулевой суффикс.

Окончания этой глагольной формы выражают грамматическое значение числа.

Повелительное наклонение предложений с глаголами в единственном числе

  • От этого тяжкого бремени меня избавь.
  • Никогда не играй на проезжей части, это опасно для жизни.
  • Уже давно пора спать, собери игрушки и ложись в постель.
  • Дашенька, достань с полки альбом с фотографиями.
  • Анатолий, сбрось мне на почту свой годовой отчёт по проделанной работе.
  • Добавь к своей работе побольше примеров.

Повелительное наклонение глагола. Примеры предложений с глаголами во множественном числе

  • Отворите двери, выходите в поле!
  • Не забывайте выключать свет, выходя из комнаты.
  • Оставьте меня, уйдите.

Если в повелительной форме глагола в единственном числе стоит то он останется и перед окончанием множественного числа, и перед суффиксом -ся:

  • исправьте, исправься;
  • останьтесь, останься;
  • сбросьте, сбросься;
  • не спорьте;
  • не трожьте,
  • извольте.

В деловой сфере

Глагол в форме повелительного наклонения довольно активно используется в различных сферах деятельности. Например, в деловой сфере мы используем инструкции.

Что необходимо предпринять при пожаре?

При обнаружении признаков возгорания:

  • незамедлительно позвоните в пожарную охрану города, села или иного населённого пункта;
  • эвакуируйте людей;
  • примите посильные меры по тушению возгорания.

Руководители предприятия:

  • продублируйте сообщение о возгорания в пожарную охрану и проинформируйте вышестоящих лиц и ответственного дежурного;
  • организуйте спасение людей, используя все возможные средства;
  • проверьте, включены ли системы противопожарной автозащиты;
  • отключите электроэнергию или выполните мероприятия, по устранению возгорания;
  • прекратите все работы в объекте возгорания, кроме тех, что связаны с ликвидацией пожара;
  • удалите работников и иных лиц из опасной зоны, кроме участвующих в тушении пожара;
  • осуществите руководство по тушению возгорания до прибытия пожарной охраны;
  • обеспечьте соблюдение требований безопасности всеми работниками, принимающими участие в тушении пожара;
  • организуйте защиту материальных ценностей;
  • встретьте подразделение пожарной охраны;
  • обеспечьте оказание необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим от возгорания;
  • проинформируйте руководителя тушения пожара обо всех особенностях объекта возгорания;
  • организуйте привлечение сил и средств к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией возгорания и предупреждением его развития.

В учебной деятельности

В учебной деятельности предложения с глаголами повелительного наклонения используются, например, в алгоритмах.

Пример - применение правила правописания безударных гласных:

  1. Измени слово или подбери однокоренное слово.
  2. Выдели корень.
  3. Найди корень, в котором гласная стоит под ударением.
  4. Проверь по этому корню все оставшиеся слова.

В бытовой деятельности

В быту предложения с глаголами повелительного наклонения используются в руководствах по применению бытовой техники, проведению ремонтных работ, приготовлению блюд, изготовлению одежды и тому подобное.

Возьмём, например, рецепт приготовления пищи:

  • Соломка из говядины. Двести грамм говядины и одну луковицу нарежьте одинаковой соломкой длиной семь-восемь сантиметров. Накалите на очень сильном огне сковороду, растопите 100 г свиного жира. Опустите в него нарезанные мясо и лук, обжарьте, при этом всё время помешивайте, не допуская подгорания. Через две минуты добавьте в сковороду чайную ложку столового вина, столько же говяжьего бульона, соль и сахар по вкусу. Доведите до кипения и подавайте к столу, украсив зеленью.
  • Салат из огурцов в кисло-сладком соусе . Для начала приготовьте заливку: растворите две чайные ложечки сахарного песка в двух же чайных ложечках яблочного уксуса. Вымойте огурцы, нарежьте, поместите нарезанные кусочки в салатник, мелко накрошите зелень, перемешайте. Залейте соусом из сахара и уксуса. Можно подавать к столу.

1. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на –и. Пример:...Тревогой бранной напои! (А. А. Блок).

2. Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь, выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

3.Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д.

4. Общелитературной формой повелительного наклонения глагола ехать является поезжай, положить - положи, класть – клади, лечь – ляг, пойти- пойди.

Стилистические варианты

Определенные трудности вызывает образование и употребление форм причастий и деепричастий.

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной – скачущий) и в неверном выборе формообразующего суффикса.

При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.



Образование причастий

действительные причастия прошедшего времени страдательные причастия прошедшего времени при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола
Образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву: писать – писавший, решать – решавший. Образуется с помощью суффиксов -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т- (убранный, застеленный, допитый). Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву: нести – нёсший, а также вытереть – вытерший, ушибить – ушибший.

Образование деепричастий

Деепричастия не образуются

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы - это нормы правильного построения словосочетаний и предложений.

Варианты координации главных членов предложения

Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил /выступила и т.д.

Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации.

Варианты форм числа сказуемого отмечаются при подлежащем, выраженном словом или сочетанием слов со значением количества.

1. Подлежащее выражено собирательным числительным, обозначающим группу лиц: трое писало / писали; уехало /уехали пятеро.

2. Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в родительном падеже, а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в родительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили; двое бойцов погибло / погибли; большинство артистов уехало /уехали.

Единственное число сказуемого Множественное число сказуемого
Сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения (На столе лежит несколько тетрадей.) Подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами (Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика.)
Подлежащее имеет значение приблизительности (На собрании присутствовало около 50 человек.) Речь идет об известном, определенном субъекте (Нас провожали те самые две девушки, с которыми мы познакомились вчера).
в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени (Прошло несколько минут.) При количественном слове есть определение во множественном числе (Первые шесть дней прошли незаметно.)
Компоненты количественно-именного сочетания разделены (Детей у матери было пятеро). Есть однородные члены в составе подлежащего или сказуемого (Некоторые ребята уже отдохнули и с новыми силами взялись за работу).
В составе подлежащего имеются слова со значением ограничения (В живых осталось всего несколько человек.) Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.
При подлежащем, выраженном сочетанием слова часть, много, немного, мало, немало, столько, сколько с существительным в родительном падеже, сказуемое всегда употребляется в единственном числе: Часть аудито- рий отремонтирована; Столько людей погибло в тюрьмах! Есть определение во множественном числе, сказуемое употребляется во множественном числе: Кончились эти мучительные полторы недели неизвестности; Первые полчаса прошли быстро.
При вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях типа кто (никто, некто) сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода, даже если речь идет о многих лицах или лице женского пола: Кто из них (женщин) первым поднял вопрос о равноправии? Некто в черной шляпе заглянул в кабинет. Наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе: Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя.
Если подлежащее выражено собирательным существительным типа детвора, старье, обозначающим множество лиц или предметов как одно целое, сказуемое употребляется в единственном числе, В платяном шкафу висело и валялось старье. При подлежащем, выраженном сочетанием существительного или местоимения в именительном падеже с существительным или местоимением в творительном падеже, сказуемое всегда стоит во множественном числе. Тренер со своим подопечным проводили на стадионе целые дни.
При подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол- (пол-яблока, полкомнаты, полведра и т.д.) или сочетанием числительного полтора (полторы) с существительным, сказуемое предпочитается в форме единственного числа, а в прошедшем времени - в форме среднего рода единственного числа: В субботнике участвует полгруппы Наличие при подлежащем определений все, эти: Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.
При подлежащем, выраженном неизменяемой частью речи (наречием, союзом, частицей, междометием), сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – среднего рода: «Э-э-э» часто слышится в ответах интервьюируемых. «Зачем» звучало чаще всего в его вопросах.
При местоимении типа что (ничто, нечто) сказуемое в прошедшем времени ставится в форме единственного числа среднего рода, даже если речь идет о многих предметах или названии определенного рода (мужского или женского): «Что случилось? – Что-то (чашка или блюдце) упало с полки.

На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Сказуемое, выраженное глаголом бытия, наличия, состояния или краткой формой страдательного причастия, особенно при подлежащем - неодушевленном существительном, обычно употребляется в единственном числе: В деревне осталось несколько домов; Большинство однокурсников было возмущено его поведением. Форма единственного числа сказуемого в таких случаях выражает пассивность действия. Для выражения активности действия используется сказуемое - глагол во множественном числе.

Если подлежащее выражено словосочетанием «часть + одушевленное существительное в родительном падеже», сказуемое может иметь форму единственного и множественного числа: Часть артистов выступила / выступили. На выбор формы числа сказуемого в данном случае влияют такие факторы, как активность или пассивность действия.