Правила монтажа сборных бетонных и железобетонных конструкций. Способы и методы монтажа сборных железобетонных конструкций. Установка блоков фундаментов и стен подземной части здания

Сборные железобетонные конструкции изготавливаются на заводах и только после этого доставляются на стройплощадку. С одной стороны, за счёт масштабирования производства это позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции, с другой — конструктор должен задавать чёткие параметры будущего изделия.

Сборные железобетонные конструкции позволяют в кратчайшие сроки возводить целые здания, но возможность модификации изделий в процессе работы крайне ограничена и связана с немалыми финансовыми затратами.

Есть виды железобетонных конструкций, которые изготавливаются только на заводах. Как пример — предварительно напряжённые СЖК. Обычно на предприятиях изготавливают только типовую продукцию. Безусловно, есть возможность заказа индивидуальных параметров, но за уникальность приходится доплачивать. Условно все технологии производства можно поделить на три вида:

  • конвейерная технология,
  • поточно-агрегатная технология,
  • стендовая технология,

Для предварительно напряжённых сборных конструкций используют такие способы производства: натяжение на бетон и натяжение на опоры. Арматура натягивается электромеханическим и электротермическим методом.

Общие характеристики

Характеристики сборных железобетонных конструкций зависят от сорта бетона и типа арматуры, которая в них используется. Бетон обладает такими качественными параметрами:

  • морозоустойчивостью,
  • прочностью,
  • высокой плотностью,
  • огнестойкостью.

Единственный недостаток бетона — это плохое сопротивление растяжениям. Чтобы его нивелировать используется арматура. Она может быть сделана из композита или из стали. Форма может быть разной, но в большинстве случаев применяются ребристые стальные стержни с круглым сечением.

Процесс монтажа

В начале монтажа проверяют состояние уже установленных сборных железобетонных конструкций. Дальнейший алгоритм процесса напрямую зависит от типа СЖК и целей, которые преследуют строители. Тем не менее есть пункты, которые всегда присутствуют в работе:

  1. Осмотр сборных железобетонных конструкций, подлежащих установке. Строители должны убедиться, что закладные детали расположены правильно и антикоррозийное покрытие не повреждено. Особое внимание уделяется арматуре, она не должна быть повреждена или деформирована.
  2. Проверяются проектные и монтажные отверстия. Их диаметр должен соответствовать показателям в проекте. Для замеров используется рулетка или метр.
  3. Сборные железобетонные конструкции исследуются на предмет трещин и раковин. Геометрическая форма изделия должна соответствовать проектной.
  4. После проверки все сборные железобетонные конструкции очищаются. Деформированные в процессе транспортировки детали выпрямляются. Удаляется наплыв бетона и счищается ржавчина (если такая была обнаружена).

Сборные железобетонные конструкции в процессе монтажа могут строповаться разными методами. Грузозахватные средства могут быть в виде траверсов, гибких строп или вакуумных захватов.

Совет ! Удобнее всего работать с грузоподъёмными устройствами, у которых есть отцепной дистанционный крюк.

СНиП 52-01-2003 под редакцией от 2012 года

СНиП — это свод правил, который включает в себе набор норм и рекомендаций относительно производства, проектировки, монтажа и транспортировки сборных железобетонных конструкций.

Сборные железобетонные конструкции, несмотря на высокую прочность, должны транспортироваться согласно установленным нормам. Когда проектируется СЖК, во внимание берётся воздействие усилий, которые возникают при подъёме, перевозке и монтаже. При этом нагрузка зависит от массы и рассчитывается при помощи таких коэффициентов:

  • 1,4 — для монтажа;
  • 1,6 — для перевозок;
  • 1,25 — коэффициент динамичности.

Последний показатель является иллюстрацией граничной цифры, ниже которой коэффициент при расчётах не может опускаться. В противном случае надёжность и долговечность сборной железобетонной конструкции станет сомнительной.

Особое место в процессе проектирования сборных железобетонных конструкций играют узловые и стыковые элементы. Именно от их качества зависят эксплуатационные характеристики всей сборной конструкции.

В сборных железобетонных конструкциях большую роль играют петли. При их создании согласно СНиПу 52-01-2003 принято применять горячекатаную арматурную сталь. При этом её класс должен быть не ниже А240.

Важно ! Во время создания петель для СЖК недопустимо использование стали марки Ст3пс.

Если вы когда-либо имели дело с монолитными железобетонными конструкциями, то отлично знаете, что их нельзя монтировать при минусовой температуре без специального оборудования. СЖК лишены подобного недостатка. Согласно СНиПу их можно монтировать, когда на улице -40. Это никоим образом не повлияет на их эксплуатационные качества.

Характеристики сборных железобетонных конструкций согласно СНиПам

Особую роль в характеристиках сборных железобетонных конструкций играет армирование. Для достижения оптимального результата необходимо точно подсчитать расстояние от стержня к стержню и диаметр самой арматуры. Очень важно, чтобы стальные элементы полностью скрывали бетон. Есть специальные параметры защитного слоя для каждого типа зданий:

  1. Уровень влажности средний или пониженный, тип помещения закрытый — защитный слой не менее 15 мм.
  2. При высокой влажности в закрытых помещениях — 20 мм.
  3. На открытом воздухе — 25 мм.
  4. В грунте и фундаменте — 35 мм.

Для достижения нужных качественных показателей необходимо, чтобы сборные железобетонные конструкции отвечали этим характеристикам. Уменьшение защитного слоя бетона возможно лишь при наличии дополнительных мер защиты.

Если сборная железобетонная конструкция не имеет надёжного защитного слоя для арматуры, то высока опасность того, что до сборной конструкции доберётся коррозия. Это ставит под угрозу прочность всего здания.

Требования к монтажу согласно СНиПам

При строительстве здания из СЖК роль конструктора возрастает многократно. Именно он должен при помощи специальных программ заранее просчитать параметры будущего строения. Согласно данным характеристикам на заводе будут изготовлены изделия нужной формы и размера.

Монтаж должен проходить строго согласно утверждённому плану. В этом документе предусматривается очерёдность работ и дополнительные мероприятия по обеспечению нужной прочности. Сборные железобетонные конструкции собираются прямо на объекте и устанавливаются на положенное им в проекте место.

Испытания характеристик СЖК по СНиПам.

Перед тем как направить изделие заказчику или поставить его на поток, проводится целый комплекс сложных испытаний. В процессе тестируются такие характеристики:

  • устойчивость против трещин;
  • эксплуатационная пригодность;
  • общая оценка пригодности.

Тестирование проходит посредством изменения нагрузки на сборную железобетонную конструкцию. В некоторых случаях блоки специально разрушаются, чтобы узнать предельные значения прочности.

Обычно из партии берётся несколько изделий, и они поддаются разного рода испытаниям. Выбор последних во многом зависит от предназначения сборных железобетонных конструкций. Оценка пригодности состоит из таких показателей, как:

  • толщина защитного слоя;
  • прочность сварных соединений;
  • геометрический размер сечений и расположения арматуры;
  • прочность сварных швов;
  • механические свойства арматуры;
  • размер изделий.

На основе данных показателей формируется оценка всей партии, и выносится решение относительно её пригодности.

Итоги

Сборные железобетонные конструкции изготавливаются только на заводах. В своё время это дало значительный толчок общей индустриализации промышленности. СЖК можно монтировать в любую погоду, а их стоимость находится на доступном уровне.

При монтаже зданий, сооружений и технологического оборудования используют подъемные краны для подачи элементов к месту их установки. При монтаже конструкций зданий применяют стационарные монтажные машины, которые допускают ведение работ в строго определенном пространстве: монтажные стрелы, монтажные мачты, шевры (разновидность мачт), портальные гидравлические и тросовые подъемники, винтовые мачто-стреловые краны, жестконогие мачтово-стреловые краны, приставные башенные краны. Передвижные монтажные машины способны перемещаться со стоянки на стоянку собственным ходом: гусеничные, колесные и башенные краны.

Грузозахватные приспособления приведены на рис. 9.1 и 9.2.

В зависимости от укладки по высоте сооружения существуют различные методы монтажа конструкций: наращиванием, подращиванием, поворотом со скольжением, поворотом, надвижкой и др. Последовательность установки элементов в проектное положение определяет следующие способы монтажа: поэлементный, дифференцированный, комплексный и смешанный. Монтаж конструкций можно проводить с объектного склада или непосредственно с транспортных средств («монтаж с колес»). Для монтажа трубопроводов из отдельных труб или их коротких секций применяют самоходные стреловые краны на гусеничном, автомобильном и пневмоко-лесном ходу. Для монтажа труб из длинных секций и плетей основными машинами являются краны-трубоукладчики с боковой стрелой и откидным контргрузом.

Выбор монтажных кранов. Выбор крана обычно проводят в два этапа. На первом этапе определяют требуемые для данных условий и принятых схем монтажных работ минимально возможные рабочие параметры крана - вылет крюка, высоту подъема (глубину опускания в траншею) крюка и грузоподъемность. На втором этапе вычисляют технико-экономические показатели для каждого из подобранных кранов и по ним определяют наиболее экономичный.

Рис. 9.1. 1 - карабин;

  • 2- крюк; 3- траверса; 4 - кабель; 5- электрозахват; 6- коуш;
  • 7 - облегченный строп; 8- универсальный строп; 9- подкладки;
  • 10- колонна; 11 - подвеска; 12- щеки захвата; 13- рама;
  • 14- рычаг; 15- подвижный вал; 16- прижимные башмаки;
  • 17- предохранительные цепи

Расчет рабочих параметров для выбора крана. Вначале определяют минимальный вылет крюка - наименьшее расстояние от оси вращения поворотной платформы крана (для кранов-трубоукладчиков - от крайней гусеницы) до оси трубопровода в траншее. Требуемый вылет крюка Т к монтажного крана в зависимости от принятой схемы монтажа трубопровода (рис. 9.3) можно определить по следующим формулам и зависимостям.

При прокладке трубопроводов из одиночных труб в трапецеидальных траншеях по схеме, приведенной на рис. 9.3, а , Ь к = 0,5(Ь + Б кр) + 1,2 тк, где Ь - ширина траншеи по дну, м; Б кр - ширина базы крана, м; 1,2 тИ - расстояние от основания откоса выемки до гусениц (колес или выносных опор) крана (свободная берма при этом должна быть не менее 1 м); т - заложение откосов; /? - глубина траншеи, м.


Рис. 9.2. Грузозахватные приспособления, применяемые при строительстве трубопроводов: а - строповка труб универсальным стропом с приспособлением для расстроповки; б - полуавтоматический строп «удавка»; в - строповка трубы этим стропом; г, д- двух- и четырехветвевые стропы с торцевыми захватами для труб; е - строповка стальной трубы двухветве-вым стропом; ж - шарнирный торцевой захват для асбестоцементных труб; з- монтажная скоба для железобетонных труб; и - то же для керамических; 1 - тросик; 2- фиксатор-замок; 3- щеки; 4- опорная плита;

  • 5 - палец; 6 - трос (строп); 7 - труба; 8 - скоба; 9 - захват; 10 - коуш; 11 - серьга; 12- мягкие прокладки; 13- устройство для подвески;
  • 14 - монтажная скоба

При монтаже трубопроводов из одиночных труб в прямоугольных траншеях с креплениями (рис. 9.3, б) вылет крюка определяют аналогично.

Для монтажа трубопроводов из крупных монтажных заготовок (длиной до 18-24 м) вылет крюка принимают минимально возможным, но так, чтобы условия работы крана были наиболее выгодными (рис. 9.3, в), Ь к = 0,5Ь + 1,2 тк + с1 н + 1 + 0,5Б кр, где с! и - наружный диаметр укладываемых труб, а для раструбных труб - диаметр раструба, м.

В глубокие траншеи, а также при слабых грунтах трубы укладывают при большом вылете крюка. При этом если расстояние от оси вращения крана до центра тяжести трубной секции будет меньше требуемого по расчету вылета крюка (Ь 2 то схему монтажа оставляют прежнюю (рис. 9.3, в), а если Ц >Ь К, то кран отодвигают от секции в сторону на расстояние не менее 1 м и подают вперед на величину Ь 2 -Ь к, осуществляя далее монтаж при расчетном вылете крюка (определенном по вышеприведенной формуле). В процессе монтажа в этом случае применяют оттяжки к концам трубной секции, чтобы предотвратить ее поворот при подъеме. Когда такое смещение невозможно по местным или другим условиям, монтаж ведут и подбирают кран при вылете крюка, равном Ь 2 Ь К = Ь 2 = 0,5 4р. с + 1,5 + / габ, где / трс - длина трубной секции; 1,5 м - расстояние в свету между торцем секции и габаритом крана (по условиям безопасности); 4,6 - расстояние между осью вращения платформы крана и передним краем его ходовой части.

При монтаже труб с транспортных средств (рис. 9.3, г) вылет крюка определяют по формуле, аналогичной приведенной, и проверяют по условию: Ь^= /)+ 1 + Б а, где Д. р - расстояние между осями движения крана и транспортных средств; /) - радиус поворота хвостовой части платформы крана; Б а - ширина базы транспортных средств.

Этим одновременно определяют место установки транспортных средств по отношению к крану. Расстояние между осью вращения крана и центром тяжести доставленной трубы (секции) (Ь рп):

Укладку изолированных плетейстальных трубопроводов в полевых условиях обычно ведут кранами-трубоуклад-чиками. Исходя из условия предотвращения обрушения стенки траншеи расстояние от бровки до крана-трубоукладчика должно составлять не менее 2 м. Необходимый вылет крюка крана-трубоукладчика Ь К -0,5Ь + тИ + 2 м.

Если укладку изолированных плетей ведут стреловыми кранами на гусеничном или пневмоколесном ходу, то их размещают по другую сторону от плети (считая от траншеи), а необходимый вылет тогда Ь к = 0,5Ь + тИ + 4„1 + с! и + / бр2 + 0,5Б кр, где / бр1 , / бр2 - соответственно расстояние от бровки траншеи до трубной плети и от нее до крана. Обычно принимают / брЬ = 1 м, а / бр2 = 0,5-1 м.

Грузоподъемность крана подсчитывают исходя из максимального груза, который должен поднять кран при требуемом вылете крюка Ь к.

Он определяется массой монтируемых труб или их секций и плетей с учетом массы грузозахватных приспособлений. По справочникам подбирают соответствующие типы и марки кранов. При работе двух кранов расчет ведут на один из них. Основными технико-экономическими показателями являются: продолжительность и трудоемкость монтажа; стоимость монтажных работ на единицу конструкции.

Рис. 9.3. Схема определения вылета крюка при прокладке труб: а - укладка одиночных труб в трапецеидальные траншеи; б - то же в траншеи с креплениями; в - то же при длине звеньев более 12 м;

г- при монтаже «с колес»

Выбор грузозахватных приспособлений (стропы, захваты, скобы, траверсы, подвески и др.) для подъема, перемещения и укладки труб осуществляют исходя из того, чтобы они отвечали следующим основным требованиям: обеспечению необходимой грузоподъемности; прочности; надежному закреплению (строповке) трубы; недопустимости повреждения как самой трубы, так и ее изоляционного покрытия; простоте конструкции и применения.

ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
на монтаж сборных железобетонных конструкций системы "куб 2,5"

1. Общая часть

1. Общая часть

1.1 Настоящий проект производства работ разработан на монтаж сборных железобетонных конструкций системы "куб 2,5" на объекте: "Жилая застройка в микрорайоне "Юго-Западный". Корпуса N 13, 14, 15. Адрес: Московская область, г.Подольск.

2. Технологическая последовательность производства работ

2.1 Общие данные

Каркас системы КУБ-2 5 предназначен для применения в жилых домах и общественных зданиях, а также во вспомогательных зданиях промышленных предприятий с количеством этажей до 15 включительно.

Каркас собирается из изделий заводского изготовления с последующим замоноличиванием узлов.

Каркас системы КУБ-2.5 запроектирован по рамной или рамно-связевой схеме, передача горизонтальных усилий на колонны и элементы жесткости обеспечивается замоноличиванием панелей перекрытия с превращением их в жесткий диск в горизонтальной плоскости.

Несущая способность перекрытий позволяет использование каркаса в зданиях с интенсивностью нагрузок на этаж не более 1300 кг/м.

Разработанные конструкции каркаса предусматривают высоты этажей в зданиях 2,8 м, 3,0 м и 3,3 м при основной сетке колонн 6,0х6,0 м. Для зданий высотой более 15 этажей необходима индивидуальная разработка колонн.

В системе КУБ-2,5 приняты железобетонные сжато-растянутые связи-раскоса по восходящей схеме, обеспечивавшие пространственную жесткость и устойчивость рамно-связевого варианта системы. Несущая способность элемента связи определена из расчета ее работы на продольную силу растяжения.

Сечение элемента связей принято 200х250 мм, армирование 4-мя несущими арматурными стержнями, оба конца которых приварены к закладным петлям, расположенным в обоих концах элемента.

2.2 Монтаж колонн и связей

2.2.1 Подготовительные работы

Перед началом монтажа колонн на фундамент необходимо выполнить следующие работы:

Изготовить монолитные фундаменты стаканного типа, проверить точность выполнения стаканов их привязки к осям здания. Выполненные конструкции принять по акту;

Выполнить подготовку пола подвала;

Убедиться в том, что бетон фундамента набрал 70% проектной прочности.

Перед началом монтажа последующих колонн необходимо выполнить следующие работы:

Смонтировать ограждение перекрытия. Проемы в перекрытиях закрыть деревянными щитами;

Проверить правильность установки нижележащих колонн и принять их по акту;

Подготовить необходимое монтажное оборудование;

Бетон монолитных конструкций (швы) нижележащих колонн и перекрытий должен набрать 70% от проектной прочности.

2.2.2 Последовательность производства работ

2.2.2.1 Работы по установке колонн на фундамент ведутся в следующей последовательности:

Стакан промыть водой под напором и сделать подливку из цементного раствора М-200, верх которой должен соответствовать проектной отметке низа колонны;

После подачи колонны к стакану фундамента, монтажникам подойти к ней, успокоить от колебаний и опустить в стакан. Если высота колонны от обреза стакана не превышает 12 см, то фиксацию ее клиньями от потери устойчивости можно считать достаточной; если этот размер превышает 12 см, то необходима установка специальных подкосов, которые снимаются после монтажа и замоноличивания первого перекрытия. Во время монтажа колонны необходимо следить за тем, чтобы продольные риски располагались по отношению к примыкающим к ним ограждающим конструкциям согласно рисунка 2;

Используя продольные риски на гранях колонны, выполнить ее выравнивание по вертикали и горизонтали после чего зафиксировать колонну с помощью 4-х стальных клиньев;

Пазух в стакане забетонировать мелкозернистым бетоном В25 с последующим уплотнением;

Монтажникам установить вышку туру Арис 1х1,5х9,6 м (возможна замена на аналогичные по характеристикам) и выполнить монтаж телескопических подкосов к колонне. Второй конец подкосов закрепить в перекрытие при помощи анкерных болтов;


Рис.1. Схема фиксации колонны при помощи клиньев

Рис.2. Схема расположения продольных рисок по отношению к примыкающим конструкциям

2.2.2.2 Работы по установке колонн друг на друга ведется в следующей последовательности:

На площадке складирования вставить в сквозное отверстие колонны в уровне верхнего яруса цапфу и зафиксировать ее шпильками. К цапфе и шпильке привязать канат (для осуществления расстроповки после монтажа колонн). Канат прикрепить к колонне. Установить на колонне обойму (для крепления телескопических подкосов) ниже отметки низа перекрытия ребрами вниз;

По сигналу стропальщика подать колонну к месту монтажа, при этом монтажники должны находиться за пределами опасной зоны, образованной от падения колонны;

После подачи колонны к месту установки, монтажникам подойти к ней и успокоить от колебаний. Совместить колонны друг над другом и опустить, при этом стержень нижнего торца верхней колонны должен войти в патрубок верхнего торца нижней колонны. Далее стоит выполнить сварку арматуры согласно проекта;

Монтажникам установить вышку туру Арис 1х1,5х9,6 м (возможна замена на аналогичные по характеристикам) и выполнить монтаж телескопических подкосов к колонне. Второй конец подкосов закрепить в перекрытие при помощи анкерных болтов. Раскосы разрешается убирать только после монтажа плит вышележащего перекрытия;

После монтажа колонны выполнить ее расстроповку, вытащив шпильку из цапфы и выдернув цапфу из колонны веревкой.

2.2.2.3 Монтаж связей колонн ведется в следующей последовательности:

На площадке складирования выполнить предварительную попарную сборку элементов связей в треугольник с помощью монтажной распорки;

Выполнить приварку опорных столиков к колонне;

По сигналу стропальщика подать связь к месту монтажа, при этом монтажники должны находиться за пределами опасной зоны, образованной от падения связи. Железобетонные связи устанавливаются "в елочку" по восходящей схеме;

После подачи связи к месту установки, монтажникам подойти к ней и успокоить от колебаний. Установить связь на столики и приварить;

Выполнить обетонирование опорных конструкций мелкозернистым бетоном B15 в пределах габарита сечения элемента.

Рис.3. Внешний вид колонны и ее узлов

Рис.4. Узел соединения колонн

Рис.5. Узел крепления связей

2.3 Монтаж плит перекрытия

2.3.1 Общие данные

Панели перекрытия разработаны в 2-х модификациях: одномодульные с максимальными размерами 2980x2980х160 и двухмодульные - 2980x5980x160. В торцах панелей предусмотрены петлевые выпуски, обеспечивающие в каркасе здания монолитную связь смежных панелей, и монтажные столики, обеспечивающие в большинстве случаев монтаж перекрытия без поддерживающих стоек.

Одномодульные панели перекрытия разделяются, в зависимости от их местоположения в каркасе, на надколонные (панели непосредственно опирающиеся на колонны) НП - межколонные (панели расположенные между надколонными) МП - и средние (расположенные между межколонными) СП.

2.3.2 Подготовительные работы

Перед монтажом панелей перекрытия необходимо убедиться в том, что:

Расстояния между колоннами соответствует проектным значениям в пределах допусков;

Геометрические размеры панелей (размеры диагоналей, "пропеллерность" и пр.), арматурные выпуски, закладные детали и т.п. соответствуют проектным требованиям;

Отсутствуют технологические наплывы бетона, мешающие монтажу и сварке.

2.3.3 Последовательность производства работ

Вариант монтажа 2-х модульных панелей предусматривает следующую последовательность:

Монтаж 1-модульной надколонной панель НП;

Монтаж 2-модульной панели НМП;

Монтаж 2-модульной панели МСП;

Рис.6. Вариант монтажа 2-модульных панелей

Вариант монтажа I-модульных панелей предусматривает следующую последовательность:

Монтаж надколонной панели НП;

Монтаж межколонной панели МП;

Монтаж средней панели СП;

Рис.7. Вариант монтажа I-модульных панелей

2.3.3.1 Монтаж панелей ведется в следующей последовательности:

Установить на колонну монтажный кондуктор;

По сигналу стропальщика подать плиту НП к месту монтажа, при этом монтажники должны находиться за пределами опасной зоны, образованной от падения плиты;

После подачи плиты к месту установки, монтажникам подойти к ней, успокоить от колебаний и опустить на кондуктор;

Откорректировать уровень панели при помощи специализированных болтов на кондукторе;

Установить под плиту телескопические стойки;

Прикрепить панель НП к колонне с помощью сварки обечайки плиты с рабочей арматурой колонны. После выполнения сварочных работ разрешается снять кондуктор;

В местах установки межколонных связей выполнить приварку к обечайке связей панели конструкций оголовка вершины треугольника;

Идет завершение процесса оплаты.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена , обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Тема этой статьи — железобетонные несущие и ограждающие конструкции. Нам предстоит разобраться с их классификаций и познакомиться с требованиями к монтажным работам, изложенными в действующих нормативных документах.

Строительство промышленного здания. Плиты перекрытия — железобетонные, несущий каркас — стальной.

Классификация

Какие типы конструкций из железобетона используются в строительстве?

  • Монолитные . Наиболее наглядный пример — современные каркасно-монолитные многоквартирные здания. Несущий каркас здания отливается на месте в съемной опалубке; после набора бетоном прочности возводятся ограждающие стены и перегородки из легких пористых материалов.
  • Сборные . Образец такой конструкции — панельный дом: он возводится из готовых элементов. Монтаж сборных железобетонных конструкций, как правило, сводится к объединению армирующего конструктивные элементы каркаса с помощью сварки и бетонированию швов.

Полезно: такая технология, среди прочего, позволяет использовать конструктивные элементы с предварительно напряженной арматурой.
Разогретые большими токами армирующие стержни, остывая, натягиваются и тем самым увеличивают прочность изделия на изгиб.
Способ производства железобетона с напряжением арматуры подразумевает промышленные условия.

  • Сборно — монолитные . К такому типу конструкций относится, например, перекрытие из плит, уложенных на монолитные ригели.

Типичная комбинированная конструкция. 1 — монолитные колонны; 2 — плиты перекрытия; 3 — монолитные ригели; 4 — наружные стены из газобетонных блоков.

Кроме того, при строительстве зданий и промышленных объектов в единую конструкцию могут объединяться разнородные элементы. Совместный монтаж железобетонных и стальных конструкций применяется, например, при создании примыкающих к зданию открытых складов: балки или фермы навеса варятся к закладным деталям в бетоне или анкерятся к монолиту.

Нормативные документы

Какие документы регламентируют монтаж изделий из железобетона?

Нам предстоит ознакомиться преимущественно с содержанием последнего документа: он содержит наиболее полную информацию по монтажным работам.

СНиП 3.03.01-87

Действие документа распространяется на следующий перечень работ:

  • Возведение монолитных бетонных и железобетонных стен, балок, колонн, перекрытий и прочих несущих и ограждающих сооружений.

Монолитное домостроение — один из частных случаев применения СНиП.

Работа начинается с составления ППР (проекта производства работ). Проект, среди прочего, должен включать изложения порядка основных операций с учетом безопасности и технологичности строительства.

Все используемые материалы должны соответствовать действующим стандартам и/или техническим условиям.

Давайте изучим основные требования СНиП.

Складирование и перемещение

При складировании элементы конструкций должны опираться на прокладки прямоугольного сечения толщиной не менее 30 миллиметров. При многоярусном складировании прокладки должны располагаться на одной вертикальной линии.

Выпуски арматуры защищаются от повреждений. Защиты требуют и поверхности, снабженные фактурой для обеспечения лучшего сцепления с бетоном.

Складирование осуществляется с учетом порядка монтажа. При этом заводская маркировка должна оставаться видимой.

Металлические крепежные элементы (болты, гайки и т.д.) складируются исключительно в закрытых помещениях; они должны быть рассортированы по типоразмерам, классу прочности, а в случае высокопрочных изделий — и по партиям.

Перемещение любых изделий волоком запрещается. Для перемещения или подачи к месту работ используется подъемная техника. Строповка выполняется за монтажные петли или в местах, указанных в рабочих чертежах.

Уточним: ЕНиР на монтажные и строительные работы (документ, содержащий единые нормы и расценки) исходит из перемещения грузов массой до 50 кг на расстояние до 30 метров своими руками, без использования погрузочной техники.

Способ строповки должен исключать смещение строп и повреждение арматуры. Стропить изделия за выпуски арматуры запрещается. Положение элемента при подъеме должно быть максимально близким к проектному (то есть, к примеру, стеновая панель подается к месту работ в вертикальном положении, а панель перекрытия — в горизонтальном).

Элементы поднимаются без рывков и раскачивания; нужная ориентация в пространстве достигается применением оттяжек (одной для вертикально ориентированных элементов и не менее двух — для горизонтальных частей конструкции).

Подъем выполняется в два приема:

  1. Изделие поднимается на 20-30 см для проверки качества строповки.
  2. После проверки осуществляется дальнейший подъем.

Способ фиксации элементов должен исключать их смещение на любом этапе монтажа. До надежной фиксации (постоянной или временной) изделие нельзя использовать в качестве опоры для других конструктивных элементов.

Бетонные работы

По СНиП, для них должны использоваться смеси, приготовленные в соответствии со следующими требованиями:

Параметр Значение
Количество фракций заполнителя при максимальном размере зерна до 40 мм Не менее двух (песок и щебень)
Количество фракций заполнителя при максимальном размере зерна свыше 40 мм Не менее трех (щебень фракции 10-20 мм, щебень фракции свыше 20 мм, песок)
Максимальный размер заполнителя для железобетонных конструкций Не больше 2/3 минимального расстояния между элементами армирования
Максимальный размер заполнителя для плит Не больше половины толщины плиты
Максимальный размер заполнителя для перекачки бетона бетононасосом Не больше трети диаметра трубопровода

Дозирование компонентов бетона производится по массе. По объему воды для затворения могут дозироваться только модифицирующие добавки (пластификаторы, противоморозные и т.д.).

Соотношение компонентов определяется отдельно для каждой партии цемента и заполнителя при обязательном контроле образцов на подвижность и прочность.

Запрещается увеличивать подвижность бетона введением в него воды.

Перед бетонированием поверхности рабочих швов должны быть очищены от грязи, пыли, мусора, жиромасляных пятен, цементной пленки, снега и льда. Непосредственно перед укладкой бетона поверхность промывается водой и сушится струей воздуха. Инструкция связана с понижением адгезии цемента к основанию при загрязнении поверхности.

Бетон укладывается горизонтальными слоями одинаковой толщины.

При виброукладке вибратор не должен опираться на арматуру, закладные детали или опалубку. Глубинный вибратор должен погружаться на 5-10 см в ранее уложенный слой и перемещаться с шагом не более полутора радиусов действия; поверхностный перемещается с 10-сантиметровым перекрытием провибрированного участка.

Укладка следующего слоя бетона допустима либо до схватывания предыдущего слоя, либо после набора им прочности не менее 1,5 МПа. Такая же прочность необходима для того, чтобы по бетону можно было ходить или устанавливать опалубку вышележащей части конструкции.

Обработка бетона

Она может включать прорезку деформационных швов, проемов и технологических отверстий.

  • Для всех работ СНиП предусматривает использование алмазного инструмента. Вполне закономерно: несмотря на то, что его цена достаточно высока, резка железобетона алмазными кругами обходится дешевле, чем та же работа, выполненная обычными абразивными. Причина — огромная разница в скорости износа.

Полезно: кроме того, алмазное бурение отверстий в бетоне в отличие от применения победитовых буров и коронок делает края отверстия идеально ровными.

  • Инструмент охлаждается водой с добавкой поверхностно-активных веществ, снижающих потери энергии на преодоление трения.
  • Прочность бетона на момент обработки должна достигать как минимум 50% проектной.

Армирование

Бессварочные соединения арматурных стержней выполняются с помощью отожженной вязальной проволоки. Для стыковых соединений допускается использование обжимных гильз и винтовых муфт.

Предпочтительно использование крупноблочных армирующих изделий или сеток заводского изготовления.

При установке армирования необходимо выдерживать толщину защитного слоя бетона, исключающую контакт арматуры с атмосферным воздухом и водой.

Сборные конструкции

Каким образом документом регламентируется монтаж бетонных и железобетонных конструкций сборного типа?

  • В общем случае следующий ярус многоярусной конструкции возводится не только после соединения армирующих каркасов сваркой, но и после замоноличивания швов и набора бетоном оговоренной в ППР прочности. Исключения особо оговариваются в проекте.

Панельное домостроение — одно из немногочисленных исключений. Швы заделываются в последнюю очередь.

  • Для закрепления элемента конструкции при сборке могут использоваться временные монтажные связи. Их количество, тип и порядок применения опять-таки оговаривается в ППР.
  • Для бетонирования швов не допускается применение раствора, который начал схватываться. Последствие нарушения этого правила — катастрофическое падение прочности монтажного шва на сжатие.
  • Ригели, несущие фермы, межколонные плиты и стропильные балки укладываются на опорные поверхности колонн насухо, без раствора. Плиты перекрытий укладываются на раствор; при этом толщина его слоя не должна превышать 20 мм. Поверхности смежных плит выравниваются со стороны потолка.
  • При монтаже вентиляционных блоков следует контролировать заполнение горизонтальных швов раствором. Просветов оставаться не должно.
  • Сантехкабинки выставляются на прокладки с совмещением вертикальной оси расположения стояков. Отверстия под стояки заделываются после опрессовки систем горячего и холодного водоснабжения.

На фото — железобетонная сантехкабина.

  • Для замоноличивания швов сборных железобетонных конструкций применяются бетоны на быстротвердеющих портландцементах (марка М400 и выше). Допускается и даже рекомендуется использование ускорителей твердения. Максимальный размер зерна заполнителя в бетоне не должен превышать 1/3 минимального сечения шва и 3/4 минимального расстояния между элементами армирования.
  • На момент снятия опалубки бетон должен достигнуть минимальной указанной в проекте прочности.

Обратите внимание: в отсутствие особых указаний распалубка производится после достижения 50% номинальной прочности.

  • Во время монтажа сварных стальных конструктивных элементов запрещены ударные воздействия на них при низких температурах. Если быть точным, для сталей с пределом текучести 390 МПа и менее нижняя граница температуры составляет -25С, а для сталей с пределом текучести свыше 390 МПа — 0 градусов.

Заключение

Надеемся, что предложенная вниманию читателя информация окажется полезной. Видео в этой статье, как обычно, содержит дополнительные материалы обсуждаемой нами тематики. Успехов в строительстве!