Время летит очень быстро. Время идет быстрее, чем раньше

Почему время то быстро летит, то медленно тянется?

Ответ редакции

То, как мы ощущаем продолжительность времени внутри себя, независимо от внешних индикаторов, таких как часы или календари, психологи называют субъективным или переживаемым временем. Это ощущение времени может отличаться от реального хода времени. Если мы в хорошем настроении или занимаемся привычным делом — время пролетает быстрее, если же человек погружён в депрессию или тяжело осваивает новое дело — его время может тянуться очень медленно.

Как настроение влияет на восприятие времени

Наиболее распространенной является точка зрения, что хорошее настроение ускоряет время (т.е. наше субъективное время оказывается меньше, чем реальное, «внешнее» время), а плохое — растягивает его. Если вы переживаете радостные моменты в жизни или общаетесь с приятными вам людьми, то время летит незаметно — как известно, «счастливые часов не наблюдают». То же относится и к работе: когда мы увлечены работой, стремимся к успеху — то время пролетает незаметно, а если — это симптом слабого интереса к своему делу.

Депрессия и болезни заставляют воспринимать нас ход времени мучительно долгим. То же относится и к общению с неприятными нам людьми — каждому знакомо неловкое состояние, когда вы ждёте и не дождётесь, чтобы вас покинул неприятный вам собеседник.

Усилия по получению нового опыта тоже сказываются на восприятии времени: если мы занимаемся привычным делом, то время пролетает незаметно, а вот освоение нового предмета даётся нам с трудом, что отражается и в субъективно большем времени. Например, дорога с работы домой в вашем родном городе покажется вам короче по времени, чем такое же путешествие, которое вы совершаете в незнакомой местности.

Как на ход времени влияют события и информация

Другим важным фактором является количество событий, которые воспринимает человек — их ещё называют когнитивными маркерами. Когда сознание человека насыщено массой событий — это могут быть и внешние события, в которых мы участвуем, и большой поток усваиваемой информации — то у нас возникает ощущение большой скорости времени: поток когнитивных маркеров проносится, как телеграфные столбы за окном быстро идущего поезда.

Если же событий или интересной информации мало, то время словно замирает — человеческому сознанию не за что ухватиться, чтобы почувствовать его ход. Этим, кстати, можно объяснить и то, почему восприятие времени современного человека значительно ускорилось по сравнению с размеренной жизнью людей в доиндустриальную эпоху. Сегодня мы за год принимаем больше решений, совершаем больше поездок, встречаемся с большим количеством людей или узнаем больше нового из книг и СМИ, чем, например, крестьянин 18-го века за всю свою жизнь.

Другим интересным феноменом является то, что монотонный период растягивается надолго только в настоящем, т.е. тогда, когда мы его переживаем. Но как только он оказывается в прошлом, т.е. когда вы вспоминаете этот период, он покажется вам удивительно коротким. Причина в том, что череда монотонных событий записывается в памяти, как одно событие, как один опыт.

Как влияет возраст на восприятие времени

Возраст тоже влияет на восприятие хода времени. Время ребёнка более насыщено событиями и переживаниями, чем время пожилого человека — поэтому неделя или год для ребёнка продолжается намного дольше, чем для взрослого и, тем более, для пожилого человека. Есть любопытная точка зрения, что на восприятие времени влияет эффект «пропорциональности»: для 5-летнего ребенка один год — это 20% его жизни, а для 33-летнего взрослого — всего 3%. Поэтому в восприятии ребёнка и взрослого этот год занимает разное количество времени.

Сказывается с возрастом и накопленный опыт, в том числе эмоциональный. С возрастом мы не так драматично воспринимаем разные события, лучше понимаем себя и окружающих — поэтому ряд исследователей считает, что удовлетворённость жизнью, настроение у людей старшего возраста улучшается по сравнению с молодыми годами. Опыт означает и меньшие усилия, которые нужно приложить для получения результатов в работе. Всё это приводит к тому, что с возрастом время начинает пролетать незаметно.

В детстве три месяца летних каникул кажутся вечностью. А стоит повзрослеть, как целые годы проносятся мимо, не успеваем мы и глазом моргнуть. Однако время как таковое не меняется, независимо от того, сколько нам лет. Так почему же так меняется его восприятие в нашем сознании? Быть может, дело в том, что мы - существа субъективные, и время для нас течет нелинейно? Оно не движется из точки A в точку Б с постоянной скоростью, а существует в нескольких измерениях и может замедляться или ускоряться.

Мы живем одновременно в нашем биологическом времени и во времени, связанном с важным для нас событием. Всему виной наш мозг, считает нейробиолог Марк Швоб и приводит в пример состояние концентрации при решении сложной интеллектуальной задачи. В такие моменты время словно приостанавливается: «Наша лимбическая система, центр эмоций, чувствительности, временно отключается. Мы не воспринимаем окружающий мир, поскольку кора головного мозга пропускает только жизненно важные сигналы».

Но и сильные эмоции способны «останавливать» время. Пока мы ждем любимого человека, минуты превращаются в часы, но стоит ему появиться, как ощущение времени исчезает. «Механизм» в этом случае иной - активно задействованной оказывается как раз лимбическая система, которая вырабатывает огромное количество гормонов, буквально опьяняющих нас.

Возможно, субъективное изменение скорости течения времени связано и с изменением ритмов нашей жизни. «Мы поменяли местами периоды отдыха и активной деятельности: теперь мы работаем зимой, а отдыхаем летом. Но такие изменения требуют адаптации, а значит, увеличения уровня стресса, - считает Марк Швоб. - Гормоны стресса, кортизол и катехоламины, вырабатываются организмом все активнее, заставляя нас постоянно спешить и вызывая ощущение нехватки времени». К тому же время в нашем сознании ускоряется с возрастом. Чем мы старше, тем чаще обращаемся к воспоминаниям и к мыслям о будущем - сокращая продолжительность настоящего.

Разумеется, нейробиология не в состоянии описать и объяснить субъективность восприятия времени, но она позволяет по крайней мере понять его сложность. Как с точки зрения биологии, так и с точки зрения философии единственный способ замедлить бег времени - отдавать себе в нем отчет. Изменив отношение к каждому конкретному моменту времени и свое самоощущение в нем, мы открываем перед собой вечность.

Мнение психоаналитика

«Ускорение течения времени - часть взросления»

Cветлана Федорова , психоаналитический психотерапевт, старший преподаватель НИУ «Высшая школа экономики»

«Представление о времени формируется в процессе взросления. Ребенок постепенно узнает о том, что существует прошлое и будущее, а настоящее заметно сокращается в его сознании. Самый важный скачок происходит в подростковом возрасте - разочарование как результат неоправдавшихся детских ожиданий. Подросток осознает, что ему никогда не стать рыцарем или принцем. С этого момента течение времени в его сознании начинает ускоряться.

Для того чтобы обрести свое время, необходимо иметь внутренние границы, которые закладываются еще в детстве и позволяют нам не испытывать чрезмерную тревогу от того, что мы не можем соотнести свои желания с реальностью жизни. В каком-то смысле мы входим в диалог со временем, определяем себя во времени, заполняем абстрактное хаотичное время собственным смыслом и содержанием. Важно, чтобы обезличенное время стало личным, и тогда мы будем проживать осознанно и с удовольствием каждую его минуту».

Мнение нейрофизиолога

«Обработка информации замедляет время»

Александр Каплан , доктор биологических наук, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

«Структуры мозга, которая отвечала бы за ощущение времени, нет. И вопрос восприятия времени - конечно, скорее психологический. Человек не в силах объективно отмерять ход времени. Нейробиолог Дэвид Иглман проводил эксперименты, демонстрируя испытуемым различные изображения. Часть из них была участникам опыта знакома, а часть они видели впервые. Затем Иглман спрашивал, как долго испытуемые смотрели на картинки. Оказалось, что по субъективным ощущениям испытуемые намного дольше разглядывали незнакомые картинки. Между тем изображения демонстрировались с равной продолжительностью. Очевидно, чем сильнее мозг занят обработкой новой информации, тем субъективно медленнее течет время. Вот почему так растянуты 10 лет детства, так коротки 10 лет отрочества и юности и так мимолетны остальные годы, сколько бы их ни было!»

Мнение философа

«Мы слишком доверяем часам»

Олег Аронсон , философ, искусствовед, сотрудник Института философии РАН и института «Русская антропологическая школа» РГГУ

«Когда мы ощущаем, что время бежит слишком быстро или тянется бесконечно, то это только потому, что мы слишком доверяем объективному исчислению - часам, календарю, да и вообще - упорядоченности мира, где за прошлым следует настоящее, а за ним - будущее. Переживание времени и его понимание невозможно примирить. Для Августина время в чем-то подобно божественному присутствию: оно дано вне мысли о нем, когда же задаешься вопросом «что это?» - оно исчезает. А по Хайдеггеру, мы ощущаем время только потому, что смертны. Оно указывает нам на нашу конечность, мы переживаем его как прикосновение самого бытия. Для Бергсона, наоборот, время выражено в идее длительности и связывает нас, людей окультуренных и технологизированных, с изменчивостью самой жизни, от нас не зависящей.

Каждый раз приходится спрашивать: где место времени? Где оно в математике? Где оно в психоанализе? Где - в повседневности? Это всегда разные образы, созданные столкновением воспоминания и ожидания, забытого и навязчивого желания… Оно может сжиматься, делая наше существование механистичным, а может растягиваться до бесконечности, открывая в нас способность к безумию и вере».

Мнение антрополога

«Время зависит от культуры»

Марина Бутовская , антрополог, доктор исторических наук, профессор Центра социальной антропологии РГГУ

«Представители разных культур по-разному ощущают и структурируют время. У датога, традиционных скотоводов Танзании, с которыми я много лет работаю, можно точно узнать, при каких обстоятельствах родился человек, но бесполезно спрашивать дату рождения. Они не знают и свой возраст, лишь причисляя себя к группе: ребенок, подросток, юноша, родитель, дедушка.

О времени встречи они договариваются приблизительно: «на рассвете», «в полдень», «когда стемнеет». Важные события (например, свадьбы) приурочены к времени года - когда начнутся дожди, в начале сухого сезона... Далее следует уточнение: церемония состоится в полнолуние или «когда луна совсем убудет». День и час не указываются, но датоги безошибочно понимают, когда должно состояться событие. Время в европейском понимании для них неважно, и никого не раздражает, что мероприятие может начаться на несколько часов позже. Все мирно ждут и не понимают, отчего мы, европейцы, так нетерпеливы.

Представления о точности, впрочем, разнятся и в индустриальных культурах, так что наличие часов еще не обеспечивает соблюдение договоренностей. В Латинской Америке, Северной Африке или на Ближнем Востоке опоздание на час-полтора приемлемо. Ожидающий отдыхает, пьет кофе, листает книгу или слушает музыку. А вот в Германии, Швеции или Голландии опоздание на несколько минут - уже дурной тон».

Недавно я переехал в новую квартиру. Так получилось, что она находится на 24-м этаже. По понятным причинам каждый день приходится ездить на лифте. Правда, один раз я всё-таки попробовал подняться по лестнице и даже засёк время - пришлось потратить пять минут. Не знаю, зачем я это написал.

Вернусь к лифту. Спустя несколько дней я стал замечать, что время в лифте, когда ты едешь один и когда с незнакомыми людьми, ощущается по-разному. Я понял, что это связано с неловким молчанием и желанием побыстрее выбраться из замкнутого помещения, которое вы делите с незнакомцем. Но мне стало любопытно:

В нашей жизни хватает ситуаций, когда время течёт то быстрее, то медленнее. Почему так происходит?

Естественно, когда мы стоим в очереди, в лифте или просто занимаемся чем-то неинтересным, время не замедляется. Равно как и интересные моменты не проходят быстрее. Но что-то меняется, ведь не зря кажется, что время действительно течёт по-другому.

Меняется наше восприятие времени. К примеру, люди, которые когда-либо находились в экстренных ситуациях, вспоминали, что всё словно замедляется и включается режим slow motion (замедленной съёмки). Это когнитивная ошибка, помогающая нам быстрее реагировать на события.

Причём время замедляется таким же образом не только в ситуациях, когда мы на грани жизни и смерти, но и когда испытываем сильные эмоции страха или отвращения. Клаудия Хаммонд, автор книги Time Warped , вспоминает эксперимент, в котором подопытным, страдающим арахнофобией, показывали пауков в течение 45 секунд, а затем просили ответить, сколько прошло времени. Подавляющее большинство называло цифры на порядок больше, чем 45 секунд.

Иногда время течёт быстрее. И не всегда это хорошо. К примеру, многие люди в зрелом возрасте говорят о том, что время движется быстрее, чем в детстве. Это легко объясняется теорией пропорциональности:

Время течёт быстрее, когда вам 40 лет, потому что оно составляет всего одну сороковую (1/40) от всего прожитого времени. В то время как у восьмилетнего ребёнка оно составляет одну восьмую (1/8).

Однако теория пропорциональности не выдерживает никакой критики. По версии Хаммонд, мы не можем оценивать день или неделю как отдельную единицу времени. В таком случае для сорокалетнего человека сутки превратились бы во вспышку, так как они равняются всего 1/14 000 его жизни.

Один день в 40 лет может быть настолько же скучным или весёлым, как и в восемь. Теория пропорциональности игнорирует такие факторы, как эмоции и рассеянность внимания человека.

Поэтому Клаудии Хаммонд пришлось искать другую теорию, объясняющую, почему с возрастом время идёт быстрее. Ответ также нашёлся в когнитивных искажениях и называется «эффект телескопа». Гипотезу, связывающую отчётливость воспоминаний и оценку того, когда они произошли, впервые высказал психолог Норман Брэдберн :

Чем меньше мы помним о произошедшем в прошлом событии, тем больше считаем, что оно произошло раньше, чем на самом деле.

Однако у Хаммонд получилось объяснить и ещё один очень интересный парадокс, связанный с путешествиями. Почему во время отдыха нам кажется, что время пролетает незаметно, но, оглядываясь, мы понимаем, что это не так?

Повседневная жизнь - это перечень привычных событий, которые текут в обычном ритме. Отдыхая же, мы получаем большой поток новых ощущений, из-за чего нам кажется, что время течёт быстрее.

Парадокс замедления и ускорения времени в нашем сознании - это очень интересное явление. Мы не умеем его контролировать и вряд ли научимся в будущем. Это ещё один необычный механизм выживания, который не всегда работает так, как нужно, но без которого мы бы не были людьми в привычном понимании.

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Вовремя посеянное - вовремя всходит.
Абх.

Время мне представляется необъятным океаном, поглотившим многих великих писателей, причинившим аварии иным, а некоторых разбившим вдребезги.
Д. Аддисон

Минуты, как резвые кони, летят,
Посмотришь вокруг - уже близок закат.
Аль-Маарри

Время и течение реки не ждут человека.
Англ.

Дерево, как бы мощны и крепки ни были его корни, можно выкорчевать за какой-нибудь час, но нужны годы, чтобы оно стало плодоносить.
Ас-Самарканди

Вся жизнь пролетит, словно ветер шальной,
Не сдержишь ее никакою ценой.
Ю. Баласагуни

Время - это капитал работника умственного труда.
О. Бальзак

Гибнет в потоке времени только то, что лишено крепкого зерна жизни и что, следовательно, не стоит жизни.
В. Белинский

Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.
Э. Берлиоз

Всему на свете свое время, всему под небесами свой час. Есть время родиться и время умирать, время сеять и время корчевать, время убивать и время лечить, время молчать и время говорить, время войне и время миру.
Библия

Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий.
Л. Бланки

Настоящая жизнь человека начинается в пятьдесят лет. В эти годы человек овладевает тем, на чем основываются истинные достижения, приобретает то, что можно отдавать другим, познает то, чему можно учить, расчищает то, на чем можно строить.
Э. Бок

Употреби текущее время так, чтобы в старости не корить себя за молодость, прожитую зря.
Д. Боккаччо

Уходят сверстники. Режим
Извечной смены нерушим.
Гляжу им вслед, седой, вчерашний,
И одному остаться страшно
Мне с поколением чужим.
Л. Болеславский

В определенном возрасте порядочные люди прощают друг другу ошибки и прежние слабости, бурные же страсти, которые проводили между ними резкую грань, уступают место нежной привязанности.
П. Бомарше

Невозможно повторить свою молодость, вернуть себе молодую дерзость, красоту, даже походку.
Ю. Бондарев

Детство стремится к жизни, отрочество пробует ее, юношество упивается ею, зрелый возраст вкушает ее, старость ее жалеет, дряхлость привыкает к ней.
П. Буаст

Каждый возраст имеет свои преимущества, и их особенно много имеет молодость с таящимися в ней силами. Кто радеет о будущем, тот больше всего озабочен молодым поколением. Но находиться от него в духовной зависимости, заискивать перед ним, прислушиваться к его мнению, брать его за критерий - это свидетельствует о духовной слабости общества.
С. Булгаков

Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну.
Ф. Бэкон

Из всех вешей время менее всего принадлежит нам, и более всего нам недостает его.
Ж. Бюффон

Одна из самых невосполнимых потерь - потеря времени.
Ж. Бюффон

В двадцать лет я считал себя мудрецом, в тридцать стал подозревать, что я не более как глупец. Правила мои были шатки, суждения лишены выдержки, страсти противоречили одна другой.
Ф. Вейсс

Предрассудок заключается в очень распространенном мнении, будто возраст молодости составляет привилегированное время для счастья. Напротив, истинные радости можно познать и оценить только в зрелом возрасте, примерно от тридцати до пятидесяти лет.
Ф. Вейсс

Целая жизнь коротка для счастливых людей, а несчастным даже и ночь-то одна непременно долга.
Лукиан

В собственность жизнь никому не дается, а только на время.
Лукреций

Хотя жизнь и коротка, многим она успевает надоесть.
Г. Малкин

Время - драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.
Т. Манн

Печальней вида молодого пессимиста может быть только вид старого оптимиста.
Марк Твен

Время - это простор для развития способностей.
К. Маркс

Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.
К. Маркс

Процесс жизни состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок…
К. Маркс

Перед прошлым - склони голову, перед будущим - засучи рукава.
Г. Менкен

Необходимо нечто большее, чем талант, чтобы понять настоящее, нечто большее, чем гений, чтобы предвидеть будущее, а между тем так легко объяснить минувшее.
А. Мицкевич

Мера жизни не в длительности, а в том, как вы ее использовали.
М. Монтень

Никто добровольно не раздает своего имущества, но каждый не задумываясь делит с ближним свое время. Ничем мы не швыряем так охотно, как собственным временем, хотя единственно в отношении последнего бережливость была бы полезна и достойна похвалы.
М. Монтень

Время - самый честный критик.
А. Моруа

Я всегда появлялся на четверть часа раньше назначенного времени, и это сделало из меня человека.
Г. Нельсон

Оплодотворять прошедшее и рождать будущее - вот чем должно быть настоящее.
Ф. Ницше

Чем дольше человек остается ребенком, тем длительнее жизнь.
Новалис

Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий.
Р. Олдингтон

Человек может жить до ста лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.
И. Павлов

Мы никогда не ограничиваемся настоящим. Желаем, чтобы поскорее наступило будущее, сожалеем, что оно так медленно подвигается к нам; или вспоминаем прошедшее, хотим удержать его, а оно быстро от нас убегает. Мы так неразумны, что блуждаем во временах, нам не принадлежащих, не думая о том, которое дано нам. Мы суетно пребываем мыслью во временах, которых уже нет более, и без размышления упускаем настоящее.
Б. Паскаль

Человек должен устроить свою жизнь в согласии с одним из двух предположений: 1) что он будет жить вечно; 2) что срок его на земле мимолетен, быть может, меньше часа; так оно и есть на самом деле.
Б. Паскаль

Я написал это письмо более длинным, чем обычно, потому что у меня не было времени написать короче.
Б. Паскаль

Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени… Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
К. Паустовский

Время - мудрейший советчик.
Перикл

Во всей человеческой жизни нет ни одной минуты, в которую было бы позволительно относиться к человеку легкомысленно и беспечно.
Л. Писарев

Всему знай пору.
Питтак

Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные веши больше времени, чем они этого заслуживают.
Платон

Как непрочен человек, как урезана, как коротка самая длинная человеческая жизнь!
Плиний Младший

Можно мириться с беспорядочной сумятицей в жизни юноши; старикам к лицу спокойная упорядоченная жизнь: напрягать свои силы поздно, добиваться почестей стыдно.
Плиний Младший

Чем счастливее время, тем короче оно.
Плиний Младший

Ведь и для славного дела есть соответствующий возраст и подходящее время, да и вообще славное отличается от позорного более всего надлежащей мерой.
Плутарх

Всякий день есть ученик для вчерашнего.
Публилий Сир

Юность думает о настоящем, зрелый же возраст не пренебрегает ни настоящим, ни прошлым, ни будущим.
Ф. Рохас

Время - конь, а ты объездчик;
Мчись отважно на ветру.
Время - меч; стань крепкой клюшкой,
Чтобы выиграть игру.
Рудаки

До тридцати лет греет жена, после тридцати рюмка вина, а после - и печь не греет.
Рус.

Кто в двадцать не здоров, в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать.
Рус.

Каждый возраст имеет свои особые склонности, но человек всегда остается одним и тем же. В десять лет он под обаянием сластей, в двадцать - возлюбленной, в тридцать - удовольствий, в сорок - честолюбия, в пятьдесят - скупости.
Ж. Ж. Руссо

Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.
Ж. Ж. Руссо

Время летит быстрее, чем ближе мы подходим к старости.
Э. Сенанкур

Для того, кто умеет хорошо использовать свою жизнь, она не коротка.
Сенека Младший

Много ли радости прожить восемьдесят лет в праздности? Такой человек и не жил, и замешкался среди живых, и не поздно умер, а долго умирал.
Сенека Младший

Время и прилив никогда не ждут.
В. Скотт

Сорокалетье - перевал,
И помни, удалец,
Чуть перевал ты миновал,
Глядишь - пути конец.
Среднеазиат.

Как часто бывает в несчастливые времена, благое решение было принято тогда, когда время было уже упущено.
Тацит

Можно восхищаться древностью, но следовать нужно современности.
Тацит

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
А. Твардовский

Время проходит, но сказанное слово остается.
Л. Толстой

Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей.
И. Тургенев

В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума. Лишь в этом случае мы достойно выполним свое назначение.
Ж. Фабр

Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем.
Л. Фейербах

В двадцать лет над человеком властвует желание, в тридцать лет - разум, в сорок лет - рассудок.
Б. Франклин

Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством.
Б. Франклин

Одно сегодня стоит двух завтра.
Б. Франклин

Время всегда будет уважать и поддерживать то, что крепко, но обратит в прах то, что окажется непрочным.
А. Франс

Сорок лет - старость юности; пятьдесят - юность старости.
Франц.

Лишь немногие люди способны обозреть человеческую деятельность во всех ее разветвлениях. Большинство поневоле вынуждено ограничиться одной, отдельно взятой, или несколькими областями; а чем меньше человек знает о прошлом и настоящем, тем ненадежнее по необходимости окажется его суждение о будущем.
3. Фрейд

Коль день прошел, о нем не вспоминай,
Пред днем грядущим в страхе не стенай,
О будущем и прошлом не печалься,
Сегодняшнему счастью цену знай!
О. Хайям

Возраст человека выражается не цифрой, записанной в паспорте, а молодостью сердца, тем, насколько горячо оно бьется в груди человека. Старость начинается с того момента, когда человек теряет связь с молодым поколением, когда он мешает молодым идти вперед. Н. Хикмет
Каждому возрасту присущи свои особенности.
Цицерон

Опрометчивость, очевидно, свойственна цветущему возрасту, дальновидность - пожилому.
Цицерон

Молодость - цветение души, зрелость - плодоношение, старость - пожинание плодов.
И. Шевелев

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.
Н. Шелгунов

Многие люди слишком много живут настоящим: это -люди ветреные; другие живут слишком много будущим: это - люди боязливые и беспокойные. Редко кто сохраняет в этом случае должную меру.
А. Шопенгауэр

Мы пропускаем с кислым лицом тысячи часов, не наслаждаясь ими, чтобы потом с тщетной грустью вздыхать по ним…
А. Шопенгауэр

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится время использовать.
А. Шопенгауэр

Чтобы жить долго, надо думать об этом смолоду.
Б. Шоу

В молодости мы бываем реформаторами, в старости - консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, реформатор - справедливости и истины.
Р. Эмерсон

Мы просим себе долгой жизни, а между тем значение имеют только глубина жизни и ее высокие мгновения. Будем же измерять время мерой духовной.
Р. Эмерсон

Юноша откидывает иллюзии детства, муж откидывает незнание и бурные страсти юношества и далее откидывает эгоизм мужа и становится все более и долее всемирною душою. Он поднимается на высшую и на более реальную ступень жизни.
Р. Эмерсон

Да и в самом деле, какая разница между стариком и ребенком, если не считать того, что первый изборожден морщинами и насчитывает больше дней от рождения? Те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, косноязычие, болтливость, бестолковость, забывчивость, опрометчивость. Коротко говоря, они во всем подобны друг другу. Чем более стареют люди, тем ближе они к детям, и, наконец, словно настоящие младенцы, не испытывая отвращения к жизни, не сознавая смерти, уходят они из мира.
Эразм Роттердамский

Отсрочка - это воровка времени.
Э. Юнг

Не будем перемещать возрастов, как и времена года: нужно быть самим собою во все времена и не бороться против природы, ибо тщетные усилия растрачивают жизнь и мешают нам ею пользоваться.
Ж. Ж. Руссо

Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше ста лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.
Ж. Ж. Руссо

Кто не знает иену времени, тот не рожден для славы.
Л. Вовенарг

Кто не обладает духом своего возраста, тот несет на себе все горе этого возраста.
Вольтер

Тот, кто не ведет себя соответственно своему возрасту, всегда расплачивается за это.
Вольтер

Время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновения.
Н. Гарин-Михайловский

Как ни горька слеза, что застилает зренье,
Ее осушат время и терпенье.
Ф. Гарт

В жизни ничего наверстать невозможно - эту истину каждый должен усвоить как можно раньше.
X. Геббель

Остановись, мгновенье! Ты прекрасно
И. Гёте

Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает.
И. Гёте

С возрастом тишина становится подругой человека.
Э. Гонкур и Ж. Гонкур

Будем держаться всегда сообразно с возрастом каждым.
Гораций

Каждый должен иметь соответственный возрасту облик.
Гораций

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
М. Горький

Седые волосы обозначают возраст, а не мудрость.
Греч.

Заблуждение, что прошлое лучше настоящего, по-видимому, было распространено во все эпохи.
X. Грили

Всему на свете истинную цену
Отменно знает время - лишь оно
Сметает шелуху, сдувает пену
И сцеживает в амфоры вино.
И. Губерман

Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, унынье, тоска, малодушие, зависть, ненависть.
К. Гуфеланд

Возраст - это тиран, который повелевает.
Э. Делакруа

Светлое быстрое течение реки представляет нам нашу юность, волнующееся море - мужество, а тихое спокойное озеро - старость.
Г. Державин

Завтрашний день - это старый плут, который всегда сумеет вас провести.
С. Джонсон

Мы радуемся закату и радуемся восходу и не думаем о том, что ход солнца отмеряет нашу жизнь.
Древнеинд.

Время тянется, а годы летят.
В. Зубков

Кактолько человек начинает получать от друзей комплименты по поводу того, что он молодо выглядит, он может не сомневаться, что, по их мнению, он начал стареть.
В. Ирвинг

Не вспомнив прошлое, не уяснишь настоящее.
Казах.

Время идет медленно, когда за ним следишь… Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.
А. Камю

Годы юности тянутся так медленно потому, что они полны событий, годы старости бегут так стремительно оттого, что заранее предопределены.
А. Камю

Юность - это дар природы, а зрелость - произведение искусства.
Г. Канин

Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого.
Д. Каннинг

Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже - свободу.
И. Кант

Расточительство времени - худшее из всех зол.
Ч. Канту

Время - это лишь последовательность наших мыслей.
Н. Карамзин

Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его.
Т. Карлейль

Поздно поднялся - день потерял, в молодости не учился - потерял жизнь.
Кит.

Поздно признаваться в ошибке, когда весь корабль под водою.
Клавдиан

Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.
Козьма Прутков

Жизнь человеческая умножается на сумму сбереженного времени.
Ф. Коллиер

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
Я. Коменский

В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят
лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца.
Конфуций

Дерзанье юности и мудрость зрелых лет -
Таков источник мировых побед.
Г. Кржижановский

Выходные дни также засчитываются в срок жизни.
Э. Кроткий

Неумение беречь свое и чужое время - это настоящее бескультурье.
Н. Крупская

Время, в отличие от денег, накопить нельзя.
Б. Крутиер

Сколько ни начинай жизнь сначала, длиннее она не станет.
Б. Крутиер

Кто не умеет с толком употребить свое время, тот первый жалуется на его нехватку: он убивает дни на одевание, еду, сон, пустые разговоры, на размышления о том, что следует сделать, и просто на ничегонеделание.
Ж. Лабрюйер

«Завтра» - великий враг «сегодня»; «завтра» парализует наши силы, доводит нас до бессилия, поддерживая в нас бездействие.
Э. Лабуле

Ничего не откладывать на завтра - вот секрет того, кто знает цену времени.
Э. Лабуле

Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь наблюдает за его движением.
С. Джонсон

Дни такие длинные, а годы такие короткие.
А. Доде