Средневековая простота и роскошь интерьера: романский стиль. Дизайн кухни в средневековом стиле: роскошь и пафос Мебель средневековья

Романский стиль средневековой эпохи характеризуют: узорность, язычество, животный мир и сочетание ярких красок. Архитектура того времени не отличалась изяществом, а скорее несла оборонительные функции. Замки, крепости, церкви и монастыри тяжелели массивными и статичными формами. Роскошью интерьера и великолепными росписями в декорировании комнат и мебели выделялись только императорские и королевские дворцы.

Как такового понятия "мебель" не существовало в принципе. Грубо обтесанные стволы деревьев, стоящие на ветвях исполняли функции скамьи, что, очевидно, впоследствии послужило прототипом трехногого стула. Мебель романского стиля создавалась, в основном, для церквей: шкафы, сундуки, скамьи, пюпитры и другие изделия. Предметы как домашнего обихода так и дворцовая мебель раннего средневековья были просты и отвечали своему назначению. Сундук использовали не только как шкаф для хранения вещей, посуды и домашней утвари, но, и как кровать, и как место для сидения, и в качестве чемодана для длительных путешествий. Вся романская мебель стояла у стены вплотную, и только позднее изделия стали расставлять несколько свободнее.

Отделывая мебель, широко используют металл и роспись, окрашивая изделия яркими цветами. Архитектурные мотивы с растительным орнаментом обогащают мебель романского стиля. В создании орнаментов пропорции не соблюдались, но в изображении людей, животных и мистических чудовищ ощущается живость фантазии художников. Романская мебель не отвечала целям комфорта и уюта, она была простой, массивной и функциональной в соответствии с культурой и исторически сложившейся ситуации средневековья.

Мебель романского стиля многое заимствовала у византийской культуры, хотя все лучшее, что было создано в эту эпоху было робкой попыткой воссоздать дух античности.

Готика появилась в период развития западноевропейского феодализма (XI-XIII в.в. н. э.), когда рост и развитие больших феодальных городов стало мощной политической и социальной силой, меняя облик всей средневековой Европы.

Для мебели готического стиля характерными являются церковные мотивы в качестве декоративной отделки - остроконечные купола, изображения церковной утвари. Уже к концу средневековья мебельная отрасль практически полностью сформировалась и в ней присутствуют почти все современные аналоги мебели.

Именно тогда появилась возможность конструировать мебель не из цельных кусков дерева, которая получалась очень массивной и тяжеловесной, а из легких и тонких досок. Для декора в основном используют пластичные филенки в виде ажурного или лиственного орнаментов, ленточного плетения, помимо этого каркас готической мебели украшается разнообразными архитектурными мотивами - башенками, стрелами, иногда целыми замками, что несколько облегчает внешний вид изделий.

Готическая мебель становится более разнообразной по назначению, что свидетельствовало о большом внимании, уделяемому развитию быта, но пока неизменным артибутом любого жилища, как обычных простолюдинов, так и знати остается сундук, который использовался также в качестве мебели для сидения, теперь он начинает отделываться с применением различных рамок и филенок. Были изобретены новые типы мебели, такие как шкаф для посуды - буфет, креденц или дрессуар.

Средневековый дизайн в итерьере отражает период Европейской истории, длившийся с 5-го по 15-ый век. Он начался с упадка Западной Римской Империи, и продолжился в Ренессанс и, так называемый, Век Открытий.

Средневековый стиль создает яркий, драматичный образ квартиры или дома, который возвращает в памяти роскошные замки и отделанные деревом просторные обеденные залы той эпохи.

Средневековый стиль в интерьере комнаты - яркий, роскошный, эксклюзивный

Характеристика средневекового стиля интерьера

Для того чтобы придать помещению нотку изысканного, помпезного, великолепного Средневековья, придерживайтесь таких рекомендаций от дизайнеров:

Стены и их отделка

Активно используется природный камень: известняк или гранит.

Если это возможно, с их помощью отделывается одна или все стены, в крайнем случае – отдельные элементы в комнате. Если нет – можно обратиться к технике рисования на стенах, декоративной штукатурке либо использовать искусственные заменители натуральных камней. Сегодняшние технологии позволяют сделать это незаметно и без потери в качестве материалов.


Отделка стен в средневековом интерьере не должна быть идеальной

Как самостоятельно отделать стены для средневекового интерьера при помощи декоративного известкового покрытия, подскажет следующее видео:

Панели из дуба или других темных древесных пород придают комнате аутентичный средневековый look. Деревянные потолочные балки, прочные, темные, дубовые – также идеально впишутся в средневековую тему.

Цвет

Выбор за богатыми, глубокими, насыщенными цветами:

  • темно-бордовый;
  • темно-зеленый;
  • золотистый.


Цветовая гамма в средневековых интерьерах - насыщенная, богатая, глубокая

Для деталей интерьера, которые планируется сделать более светлыми, выбирайте:

  • кремовый;
  • тусклые розовый, голубой, зеленый;
  • рыжий или цвет ржавчины.


В этой столовой средневекового стиля цветовая гамма подобрана очень удачно

Подбирая бумажные обои в Средневековый стиль, выберите что-то в этой цветовой гамме, можно с геральдическими рисунками; цветочными или другими растительными принтами; имитацией гобелена или другими изображениями «в тему».

Камин или печь

Обустройство камина или печи создаст фокусную точку в Средневековом интерьере.


Настоящий дровяной камин - незаменимый атрибут для гостиной в средневековом интерьере


Грубая каменная кладка на стенах, потолочные балки, камин выдают средневековый стиль в этой комнате

Напольное покрытие

Для пола подберите что-то из следующего:


Неровная бетонная заливка, на которую уложен богатый расписной ковер - то, что надо для средневекового интерьера

Фурнитура

Обратите внимание на деревянную мебель из темных пород: дуб или другие лесоматериалы.

Подходящую атмосферу помогут придать детали фурнитуры из:

  • железа;
  • окислившейся меди;
  • латуни.


Удачным приобретением в Средневековый интерьер станут канделябры и античные статуэтки. Главное требование к мебели и фурнитуре – ее массивность, надежность, устойчивость.

Другие детали и декор в Средневековом интерьере

Использование витражных стекол в интерьере позаимствовано прямо из выдающихся кафедральных соборов и церквей Европы. Живые и красочные витражи, выполненные смелыми, сочными расцветками, с интересными узорами – будут удачным решением в комнату, где царит средневековая тема.


Традиционно витражные стекла украшали изображениями фамильных гербов или щитов. Такие символы можно оформить и у себя дома. Хорошо, если они будут повторяться в разных элементах интерьера, например, на текстильном декоре или деревянных напольных или стеновых панелях.


Столы и текстиль (скатерти, покрывала и др.) в Средневековом стиле должны сочетаться с коваными железными элементами декора и большими подсвечниками на мощных подставках. Отличным дополнением к ним станут массивные настенные кованые бра или канделябры.

Из материалов для обивки мебели, драпировки окон, стен или столов подходят богатые, роскошные ткани:

  • вельвет;
  • синель;
  • камчатое полотно;
  • парча.


Текстильная отделка в средневековом стиле - это богатые, дорогие ткани

Разнообразные тематические статуэтки и аксессуары можно сегодня приобрести в различных интернет-магазинах декора для дома. Подойдут, например:

  • статуэтки рыцарей, коней или драконов;
  • детали рыцарского обмундирования: латы, мечи, шлемы и пр.;
  • кубки и чаши;
  • шкатулки;
  • картины;
  • оригинальные торшеры и светильники «под старину» и т. д.


Подбирая отделочные материалы и декор, стильную атрибутику и аксессуары, Вы можете создать неповторимый Средневековый стиль в интерьере своей квартиры или загородного дома. Ваш личный дизайн может быть чуть более античным или готическим, подчеркнуто гламурным или нарочито романтичным, близким к эклектике или минимализму. Современный Средневековый стиль допускает некоторые вариации в зависимости от Ваших вкусов и предпочтений. В любом случае, со Средневековым интерьером Вы сможете продемонcтрировать свой изысканный вкус и неординарность.

После упадка античной культуры искусство надолго подчиняется религии. Византийская архитектура связана с культовым и храмовым строительством. Храмы являлись основным архитектурным сооружением, строились повсеместно и разных размеров, богато отделывались. Античная культура постепенно забывается, в совершенствовании производительных сил наступил застой. Старое было разрушено, новое не строилось, архитектура стала примитивной.

Раздробленность враждующих феодальных княжеств вызвала массовое крепостное строительство. Замки-крепости обносились стенами, городская жизнь замерла, и очаги культуры переместились в монастыри. Архитектура сала тяжеловесной и замкнутой.

В решении интерьера византийцы продолжали традиции римлян. Формы мебели по сравнению с греческой и римской упростились. Художественный эффект достигался обилием драгоценных металлов.

Первой художественной системой средневековья, охватившей большинство стран Европы, явился романский стиль. Важнейшим элементом архитектурных композиций этого стиля стали массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими окнами-бойницами.

В этот период понятия «мебель» в современном смысле не существовало, так как постоянные войны и грабежи не создавали условий для благоустройства жилища. В крепостях феодалов для жилья оборудовали жилые башни – высокие полутемные залы, огражденные каменными стенами. Несколько позднее появилась деревянная обшивка. Комнаты для жилья были узкие и мрачные, без роскошного убранства.

В период средневековья мебель, как и другие предметы, изготавливалась грубо. Конструкции были примитивные, формы громоздкие и массивные. Например, шкафы делались из необработанных толстых досок без применения вязок, держались они при помощи накладок из кованного железа. Основными инструментами при изготовлении мебели являлись топор и струг, а исполнителями – плотник и кузнец.

Самым значительным предметом был сундук, который позже стал заменяться шкафом. Известен стол с вертикальными плоскостями в качестве опор. Для сидения использовались скамейки, треногие табуреты, дощатые кресла с высокой спинкой.

Декорирование мебели производилось коваными накладками и гвоздями, а также цветными расписными орнаментами. Архитектурные мотивы использовались в мебели свободно и беспорядочно. Орнаменты применялись бессистемно и часто без соблюдения пропорций и взаимосвязи с изделием. Применяемые краски, как и сами формы мебели, были простыми и грубыми.

Несмотря на примитивность, черты романского стиля оказались живучими в народной мебели, которая освобождалась от излишнего материала, и слегка облегчались ее пропорции.

Интенсивный рост городов, развитие ремесел, торговли, формирование новых общественных отношений нашли свое художественное выражение в расцвете готического стиля (XII — XV в.в.), родиной которого является Франция. В готике отчетливо проявилось феодально-церковное влияние.

На примере форм архитектуры и бытовых предметов готического периода можно проследить единство стиля предметного мира. В костюме, как и в архитектуре, есть своя тектоника и конструктивная ясность. Характерной чертой силуэта готического костюма являются удлиненные пропорции и вертикальные линии, соответствующие устремленной ввысь архитектуре. Часы и мебель, также оформлены в этом стиле, что было обусловлено необходимостью соответствия их форм такому же готическому интерьеру.

В ранний период готики предметы обстановки еще тяжелы и неуклюжи, в основе конструкции мебели оставалась ящичная вязка. Но по разнообразию предметов, да и по технике исполнения раннеготическая мебель уже совершеннее, чем мебель раннего средневековья. Дальнейшему совершенствованию мебели, созданию ее новых форм и видов способствовали изобретение в начале XIV в. двуручной пилы, применение шиповых соединений и рамочно-филенчатой вязки (известной еще древним римлянам, но забытой). Вместо плотника и кузнеца мебель стали изготавливать столяр, резчик, живописец, позолотчик.

С усовершенствованием технологии производства мебели изделиям придается стройность и простота формы. В период процветания готики дома феодалов и зажиточных горожан богато меблируются. Изготавливаются традиционные сундуки, различные шкафы, поставцы, кресла, стулья, кровати.

Готический стиль имел общие черты в различных странах: акцентирование вертикалей, определенный геометрический силуэт предмета, членение граней, богатую резьбу и др. Орнамент был в основном трех видов – ажурный, лиственный и ленточное плетение (так называемые льняные складки, или салфетки). Орнамент выполнялся малорельефной резьбой, что соответствовало применяемым породам древесины (сосны и дуба). С применением доски с пропильным орнаментом, которая накладывалась на другую, фоновую, орнамент углубился и стал более рельефным. Каркас украшали стрелами, башенками, колонками и др. Для украшения изделий, помимо резьбы, широко применялась роспись.

С конца V века н. э. после падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Когда в V веке Псевдо-Дионисий Ареопагит в своем сочинении "О небесной иерархии" сформулировал систему мироздания, предполагавшую извечный порядок движущихся по математически точным параметрам сфер, концентрирующихся вокруг Земли, было создано, мыслительно задано то культурное пространство, в котором предстояло существовать тысячелетнему царству средневековья. Христианство восприняло космогонию Ареопагита не потому, что нашло ее для себя пригодной, а потому, что я то и другое представлялось людям само собой разумеющимся. Поэтому еще в XII веке аббат Сугерий членил пространство Сен-Дени в соответствии с той картиной мира, которую нарисовал автор сочинения "О небесной иерархии". И еще через век Дайте развернул ее в своей "Божественной комедии".

То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневековья.

Улицы тесных средневековых городов застраивались узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками с окованными железом маленькими дверями и защищенными ставнями окнами, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения.

Бытовая мебель. Европейское средневековье.

Главная комната служила одновременно столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стояли шкаф с посудой, большой прямоугольный стол, сундуки с одеждой и утварью.

Достижения ремесленного искусства античности были забыты, вся мебель делалась плотниками, не знавшими хитрости различных соединений частей и врезок. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкции со вставленными прямо в сиденье расходящимися книзу ножками.

→ Дизайн


Мебель и оборудование интерьера в средние века


В исторической науке средними веками называют эпоху феодализма, которая в Европе длилась несколько столетий от конца V в. до XVII-XVIII вв.

Византия - одна из значимых мировых цивилизаций, которая оставила после себя многочисленные памятники архитектуры, произведения прикладного искусства и др.

По сравнению с греко-римской византийская мебель значительно проще по форме (рис. 2.9). Большое распространение получают табуреты, складные стулья, сундуки, кровати. Художественный эффект достигался обильным декорированием изделий цветной росписью, слоновой костью, инкрустацией смальтой, драгоценными камнями и металлами.

В решении интерьера и меблировки дворцов и жилищ византийцы продолжали римские традиции, однако возрастало влияние восточной роскоши. Использовались шелковые ткани с богатым узором, низкие и мягкие тахты и диваны.

Рис. 2.9. Византийское кресло, VI в. н. э.

Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы с X по XI в. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не создавал условий для возникновения благоустроенного жилища, и само понятие «мебель» еще не существовало. У очагов сидели на скамьях, грубо обтесанных чурбанах.

В этот период мебель создавали в основном для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д.

Сундук был универсальным бытовым мебельным изделием (рис. 2.10,а). Он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для путешествий. Первые сундуки выдалбливали из стволов деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, часто украшая резьбой из клиновидных зарубок. Позднее сундуки стали оковывать металлом, ставить на колеса или на довольно высокие ножки.

Мебель для сидения изготовляли из набора точеных стержней или досок. Кроме стульев и кресел (рис. 2.10,6) на четырех ножках был широко распространен точеный трехногий табурет. К стульям часто изготовляли скамеечки для ног.

Повернутый на бок кованый сундук явился прототипом шкафа (рис. 2.10,в). Его фронтальное завершение напоминает боковой фасад древнеримского саркофага.

Кровати создавались византийского типа. Позднее под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью появляется балдахин, который создавал иллюзию безопасности.

Столы простые, дощатой конструкции. Прямоугольные столы не имеют ножек и покоятся на двух дощатых боковинах, соединенных для прочности массивными брусками. Более сложны по конструкции круглые и восьмиугольные столы на одной тумбе с массой столярных консолей.

Формы романской мебели просты, лаконичны и примитивны. Мотивы орнамента заимствованы из архитектуры (рис. 2.11). Мебель окрашивали в яркие цвета.

Роскошь убранства интерьера достигалась дорогими скатертями, покрывалами, бытовой утварью, выполненной из. драгоценных материалов.

Готический стиль сформировался по мере роста монастырей и их богатств в результате паломничества и крестовых походов.

В готическом интерьере городских домов большую роль играли массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и балками. Композиционным центром интерьеров являлся камин.

Рис. 2.10. Романская мебель: а - сундук; б - стул; в - шкаф

Важная роль отводилась посуде (кувшины, подносы, кружки, блюда), которые, как и другие предметы, размещались на полках. Главная роль в оборудовании интерьера продолжала принадлежать сундукам, которые расставляли вдоль стен.

В убранстве интерьеров большое значение имели ткани, которыми обтягивали стены. С середины XIV в. начали изготовлять тканые ковры (шпалеры) с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. Широко применяли ткани для скатертей, покрывал кроватей, сундуков и сидений.

Рис. 2.11. Примеры орнаментации романской мебели: а -ларь; б-стул

Развитию мебели городских жилищ способствовало возрождение рамочно-филенчатой вязки. Теперь мебель конструировали не из толстых брусков, которые делали ее тяжеловесной, а из тонких пиленых досок (рис 2.12). В отделке мебели использовались архитектурные и натуралистичные растительные орнаменты.

Основным видом мебели как в домах знати, так и простых горожан остается сундук, часто с рамками и филенками, которые украшаются стрельчатыми сводами, имеют” цоколь и приближаются к форме шкафа.

Появляются и новые типы мебели, например различные шкафы для посуды: буфет, шкаф-поставец, дрессуар (вид поставца). В XV в. появляются большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами.

В конструкции готических столов возросло число разновидностей. На боковых щитах столов появилась плоская резьба, а их среднюю часть стали облегчать проемом в виде двойного или одинарного готического окна с решеткой переплета. Появляется ранняя форма письменного стола с поднимающейся крышкой, под которой находились отделения и маленькие ящички. Были также распространены столы на четырех наклонных ножках, соединенных внизу проножкой.

Рис. 2.12. Готический стиль в предметно-пространственной среде:
а - фрагмент интерьера храма в Амьене; б- кровать; б - готическое кресло

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, но длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Основная форма готического кресла появилась из формы сундука с высокой глухой спинкой и подлокотниками. Сиденье подъемное (рис. 2.13,а). Верх спинки заканчивается горизонтальным карнизом с резным гребнем над ним. Отдельные части кресла украшают обильной рельефной резьбой. Гладкое досчатое сиденье было жестким, нижний ящик мешал ногам, а резная отвесная спинка не была удобной.

Каркас мебели украшали архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками, что придавало изделию легкость. Для украшения мебели использовали также форму стрельчатых арок, ниш, затем стали появляться изображения фигур.

Рис. 2.13. Мебель французской готики:
а - шкаф; б - кресло; в - сундук

Наиболее изящна по пропорциям, подбору украшений и соразмерности отдельных частей французская готическая мебель (рис. 2.13 и 2.14). Ее отличают элегантность форм и утонченность деталей.

Индия. Представление о характере индийского городского жилого дома и его интерьере дают изображения на рельефах и каменная скульптура. Городские дома многоэтажные, с балконами, открытыми галереями, украшенные богатой орнаментикой.

Для украшения мебели применяли лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости, резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.

Мебель для сидения на скрещенных ножках. Часто использовались подушки. С IV в. до н. э. под влиянием греческого искусства широкое распространение получают низкая кровать с плетеным ложем, табурет с выточенными и покрытыми лаком ножками и плетеным сиденьем (рис. 2.15).

Рис. 2.14. Готическая мебель в стиле Тюдор:
а - кресло; б- мотивы готического орнамента; в ~- шкаф; г - треугольное кресло; д - ларь из древесины дуба

Китай. Искусство мебели в Китае уходит своими корнями в далекую древность. Оно тесно связано с развитием архитектуры и интерьером жилища.

Мебель (рис. 2.16) представлена разнообразными лежаками и кроватями с плетеными или плоскими деревянными ложами. Кровать часто снабжают ограждением - реечным или тканым. Стулья и кресла первоначально были низкими, а затем приобрели традиционную форму. Шкаф щитовой конструкции был прямоугольной формы, а затем появились криволинейные очертания и рамочная конструкция.

Рис. 2.15. Индийская мебель: а - церемониальное кресло; б- кровать; в - табурет

Мебель изготовляли из разнообразных материалов: древесины, различных волокон (плетеная мебель), фарфора и камня. Фурнитура выполнялась из сплава меди и никеля с добавлением цинка. Особой известностью пользовалась китайская лаковая мебель.

Мебель отделывали также инкрустацией цветной древесиной, костью, рогом, перламутром, раковинами, полудрагоценными камнями и металлом.

Япония. Японский дом - это дом-комната (рис. 2.17), т. е. каждое здание имеет внутри только одно помещение. Для подразделения внутреннего пространства используют передвижные стены и ширмы, что позволяет быстро трансформировать это пространство и дает возможность разнообразно использовать одно и то же помещение в зависимости от времени суток и потребности.

Рис. 2.16. Китайская мебель:
а- набор табуретов (низких столов) из семи предметов, черный лак с позолотой; б - парадная кровать; в - бамбуковое кресло

Другая особенность, оказавшая большое воздействие на конструкцию и эстетические свойства дома и сада, - обычай сидеть на покрытом циновками полу. Расчет на фигуру сидящего на полу человека определил пропорциональное решение интерьера, высоту помещений, масштаб вещей. Обычай сидеть на полу не требовал специальной мебели - стульев, кресел, диванов и постоянного стола для трапезы.

Рис. 2.17. Интерьер японского дома

Основные материалы в японском доме - полированное некрашеное дерево и бумага. Пол сплошь покрывают татами - толстыми матами из рисовой соломы. Под татами находится деревянная решетка. Татами имеет строго определенный размер (205×199 см) и служит модулем всего жилища, являясь основой системы стандартизации японской архитектуры.

В интерьере японского дома широко распространены невысокие бумажные фонарики. Для трапезы служат лаковые сервировочные столики, к которым садятся прямо на циновки или на плоские ватные или сплетенные из соломы или травы подушки (дзабу-тон). Спальные матрацы покрывают ватными почти квадратными одеялами (футон). В древности подушкой служила деревянная лакированная подставка с мягким вращающимся валиком. Постельные принадлежности убирают на день в стенные ниши. Для работы используют специальные столы высотой 20-40 см удлиненной формы с выдвижными ящиками (рис. 2.18).

Характерная и центральная деталь интерьера - ниша (токоно-ма), где располагаются скромные, но изысканные украшения - свиток живописи, ваза с цветами. Рядом может быть другая ниша с Z-образно расположенными полками (тигандана).

Рис. 2.18. Мебель и оборудование японского жилого дома:
а - бумажный светильник; б- сервировочный столик; в- подставка для головы; г - рабочий стол с выдвижными ящиками; д- встроенное оборудование (токоно-ма); е - лакированный шкаф

Для японской мебели характерны неправильные, асимметричные комбинации элементов и их ритмичное построение, изящная, основанная на естественных формах орнаментика, высокий художественный вкус, продуманность и завершенность проработки всех деталей, единство формы, материала и отделки.