Взаимосвязь сознания и трудовой деятельности человека,общественная природа сознания. II. Взаимосвязь сознания и трудовой деятельности человека,общественная природа сознания I. Актуализация опорных знаний и умений

Тема урока: Человеческие расы, их происхождение и единство. Расизм Цель урока: формировать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, исследовать сущность понятия « человеческая раса» Задачи:

    познавательная: изучить понятие « человеческие расы», их отличительные особенности, единство происхождения и биологической равноценности; развивающая: развивать учебно-исследовательские, информационные и коммуникативные умения и навыки воспитанников в процессе групповой работы с различными источниками информации; воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; толерантное отношение к представителям различных рас.
Тип урока: формирование новых знаний Форма урока: урок - исследование Методы: словесный, наглядный, исследовательский Оборудование: презентация, ресурсы – интернета

Ход урока.

    Вызов
    Приветствие
Учитель: - Добрый день, уважаемые ученики! Я рада видеть вас! Я думаю, что сегодня наша работа пройдет интересно и плодотворно.
    психологический настрой – тренинг «Паровозик имён»
Учитель: - Присаживайтесь на свои места. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением. Для того чтобы приступить к изучению новой темы, давайте с вами повторим материал, изученный на прошлом уроке. Для этого я предлагаю вам ответить на тесты и выбрать один ответ с предложенных ответов
    актуализация знаний по изученной теме
Тест. Выберите правильный ответ из четырех предложенных. 1.Антропогенез - это процесс А) индивидуального развития особи Г) исторического развития органического мира Т) размножения и развития клетки Р) эволюции человека 2. Случаи возврата к признакам предков: А) атавизмы В) рудименты О) идиоадаптации Ч) ароморфозы 3. Движущими силами антропогенеза являлись: А) естественный отбор; Б) наследственная изменчивость; В) общественный образ жизни; С) верны все ответы. 4. Гиббоны и орангутанги произошли: Ы) от парапитеков; О) дриопитеков; Л) питекантропов; Б) тупайи. 5. К обезьянолюдям относится: Ч) кроманьонец; Д) австралопитек; Ф) питекантроп; Ж) неандерталец. 6. К первым современным людям относят: А) неандертальца; Е) кроманьонца; Л) питекантропа; Т) рамапитека. 7. К древнейшим людям относится: А) неандерталец; О) кроманьонец; Л) питекантроп; Г) австралопитек. 8. В эпоху великого оледенения жили: М) кроманьонцы; О) неандертальцы; В) синантропы; Г) питекантропы. 9. Человек умелый, изготавливающий из камня орудия труда, относится: В) к древнейшим людям; Б) древним людям; А) новым людям; Г) парапитекам. 10. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало: А) прямохождение; Д) строение руки; В) мышление; Е) все эти факторы. 11. Первыми овладели членораздельной речью: В) неандертальцы; К) кроманьонцы; Д) синантропы; И) человек умелый. 12. К виду «Человек разумный» относятся: Б) неандерталец; А) кроманьонец; О) синантроп; Г) архантроп Правильные ответы: 1-Р 2-А 3-С 4-Ы 5-Ч 6-Е 7-Л 8-О 9-В 10-Е 11-К 12-А Критерии: 12-11 – «5» 10-9 –«4» 8-7 – «3»

вопроса


Взаимооценивание

Учитель.

Обменявшись друг с другом картами урока, проверите и согласно критериям, поставьте оценку.

Если вы уже обратили внимание, то у вас получилось словосочетание?

Да «Расы человека», данное словосочетание является нашей темой урока.

    Презентация
    мотивация исследовательской деятельности
Учитель: - Тема нашего урока « Человеческие расы, единство и происхождение». Эпиграфом нашего урока будут слова А.С. Пушкина …народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…”. Урок у нас необычный, сегодня мы с вами проведем исследование, и выясним, что человеческие расы – это популяции одного вида или отдельные виды рода Человек ? Целью нашего исследования будет являться изучить понятие « человеческие расы», их отличительные особенности, единство происхождения и биологической равноценности.
    формирование проблемы

Учитель:

Все человечество принадлежит к одному виду, который имеет следующие признаки:

1)сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов и т. д.);

2)физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции и т. д.);

3)возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство;

4)все едины по происхождению.

Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка. Как это можно объяснить? Причины такого многообразия нашего вида следует искать у истоков его образования.

    сбор, систематизация и анализ фактического материала.
    Наука, изучающая человеческие расы – расоведение .

Человеческая раса


Евразийская

(европеидная)

Экваториальная

(австро-негроидная)


Азиатско-американская

(монголоидная)


Работа в группах - (10 минут)
Задание: исследовав дополнительные ресурсы, фотографии и дополнительную литературу, предоставить информацию по плану:

    Основные морфологические признаки, характерные для представителей расы. Основная территория проживания представителей расы.
Презентация проектов - критериальное оценивание «аплодименты»
Критерии оценивания: 1. Научность и обоснованность выступления
Физминутка А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело
Учитель: - Первые начинают предоставлять результаты своих исследований - 1 группа - «Евразийская раса» 2 группа - «Азиатско-американская раса» 3 группа - «Экваториальная раса»
    выдвижение гипотез
Учитель: - Получив информацию о расах, проанализируйте в группах - Человеческие расы – это популяции одного вида или отдельные виды рода Человек?
    проверка гипотез
Учитель: - Чтобы найти правильное решение, давайте вспомним определение вида и популяций. Популяция – (лат. p opulus – «народ») – группа особей одного вида, обитающих на определенной территории. Численность популяции периодически меняется.

Вид (от лат. species - эталон, единица измерения) - совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенную область распространения - ареал.


Вывод: - расы – это популяции вида Человек разумный, т.к. имеют сходное строение всех органов и систем, люди одной расы могут говорить на языках других рас.
    подведение итогов

Учитель:

Как же происходило возникновение рас, и какие условия способствовали их образованию?

- Назовите основные признаки рас?

Какой же можно сделать вывод?


- опережающее задание: понятие расизма

Расизм – это убеждение в том, что одни люди превосходят других, потому что принадлежат к какой-то конкретной расе, каждой из которых свойственны определенные черты характера и поведения. Происходит выделение по каким-либо признакам людей, принадлежащих к «высшей расы» и унижающее или агрессивное поведение по отношению к представителям так называемых «низших рас».

    Осмысление
Кроссворд « Расы человека»

Для закрепления изученного материала группам предлагаю решить кроссворд по теме «Расы человека» (время выполнения – 3 минут).


Начало формы

Конец формы

    Исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, традициями, обычаями.

    Ученый, сделавший первую попытку описать человеческие расы.

    Раса, для которой характерны темная кожа, волнистые или курчавые волосы, широкий приплюснутый нос с большими ноздрями, толстые губы.

    Раса, для которой характерны светлая, иногда смуглая кожа, прямые иногда волнистые мягкие волосы, длинный нос, тонкие губы, усы, борода.

    Раса, для которой характерны прямые, черные, жесткие волосы, кожа смуглая. Широкое лицо, скулы, узкая глазная щель, средние по толщине губы, закрытое кожистой складкой (третье веко) верхнее веко. У индейцев нос длинный.

Синквейн -раса

Задание: подпишите к фотографиям соответствующую расу


    Рефлексия
Лесенка успеха – фото Глобус + рука
Итог урока Домашнее задание § Вопросительные слова для задания «Составь вопросы однокласснику» В чем различие... Что называется. Что будет если... Верно ли, что... Почему вы думаете, что... Когда... Объясните почему... Какой... Где...

Ресурсы: Доказательства единства рас. Несомненно, все основные “человеческие” признаки были приобретены нашими предками до расхождения вида на отдельные расы. Различия между расами касаются лишь второстепенных признаков, обычно связанных с частными приспособлениями к конкретным условиям существования. По массе же мозга различия между отдельными территориальными группами оказываются большими, чем между разными большими расами (так, например, средняя масса мозга русских и украинцев 1391 г, а бурятов – 1508 г).

Дополнительными доказательствами единства человечества служат, например, локализация у представителей всех рас кожных узоров типа дуг на втором пальце (у человекообразных обезьян – на пятом), одинаковый характер расположения волос на голове и др.

Рассмотрим некоторые адаптивные расовые признаки. Тёмный цвет кожи оказывается приспособлением к солнечному облучению; тёмная кожа менее повреждается лучами солнца, так как слой меланина в коже препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей в глубь кожи и предохраняет её от ожогов. Подобная защитная окраска сопровождается общей более совершенной способностью к терморегуляции (особенно после перегрева) темнокожих рас. Курчавые волосы на голове негра создают как бы плотную войлочную шапку, надёжно защищающую голову от палящих лучей солнца (в самих волосах негров находится больше воздухоносных полостей, чем в волосах монголоидов, что ещё более увеличивает термоизоляционные свойства волос). Характерную для тропических рас вытянутую, высокую форму черепа также, видимо, следует рассматривать как своеобразное приспособление, препятствующее перегреванию головы. Очень крупные размеры носовой полости (характерные для некоторых европеоидных рас), возможно, в прошлом и в своём возникновении были связаны с необходимостью создания своеобразной “нагревающей камеры” для холодного воздуха (крупные носы характерны для коренных жителей Кавказа и центральноазиатских нагорий). Отложение жировой клетчатки на лице у детей монголоидов могло в прошлом иметь приспособительное значение как адаптация против обмерзания в условиях холодных континентальных зим. Узость глазной щели, складка века, эпикантус, характерные для монголоидов, также могут иметь приспособительный характер как особенности, помогающие предохранять глаз от ветра, пыли, отражённого от снегов солнечного света.

Урок «Человеческие расы» из раздела «Происхождение человека».

Данный класс относится к классу с достаточно высокой познавательной активностью, по итогам второй четверти в классе 1 хорошистка – Назаренко Нина, Молокова Марина имеет оценку удовлетворительно по одному предмету, из 7 учащихся, остальные дети занимаются удовлетворительно. При организации работы на уроке были учтены особенности учащихся, в течение урока постоянно менялся род деятельности учащихся для активного запоминания и усвоения знаний. Также перед учащимися в течение всего урока ставились проблемные вопросы, которые способствовали активизации познавательной деятельности.

Тип урока – изучение нового материала

Форма урока – урок – исследование.

Цель урока:

    формировать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, исследовать сущность понятия « человеческая раса».

Структура урока состояла из четырех стадий: вызов, презентация, осмысление и рефлексия.

При планировании урока использовала следующие методы и стратегии обучения: фронтальная беседа, использование стратегий критического мышления (заполнение таблицы), работа и взаимообучения в группах, решение тестовых заданий, частично – поисковый метод, проблемный метод, исследовательский метод, практический (самостоятельная работа с текстом и дополнительными ресурсами).

Чередование различных форм и методов обучения позволяет сохранить внимание учащихся в течение всего урока, уменьшить утомляемость школьников, обеспечить активность на протяжении всего урока.

При планировании урока старалась учесть все факторы, для успешного проведения и достижения цели урока, как для учеников, так и для учителей.

Для успешной и плодотворной работы на уроке, начала с создания коллаборативной среды в классе, благодаря которой, ученики не только сосредотачивались и настраивались на работу на уроке, но и получали эмоциональный заряд.

На стадии вызов для проверки домашнего задания использовала тестирование с разработанными критериями, было проведено взаимооценивание, благодаря разработанным критериям учащиеся смогли оценить друг друга. Ответы тестов способствовали плавному переходу к изучению новой темы урока.

Учителем была представлена проблема исследования это учащиеся должны были, исследуя дополнительные ресурсы предоставить информацию о расах согласно плану.

Ученики работали в группах смешанного состава, так как легче обучаться в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими (ученик или учитель).

При планировании урока я большое внимание уделила модулю «Обучение критическому мышлению».

Для развития критического мышления у учащихся при изучении новой темы каждой группе было соответствующее задание. Изучив материал, предоставляли результаты своих исследований. Работая с ресурсом, ученики обсуждают, выделяют главное, обмениваются мнениями, разъясняют друг другу, что не понятно, тем самым развивают своё мышление.

Прослеживается работа с одаренным ребёнком, который в течение урока выступал в роли эксперта.

На стадии осмысления учащиеся использовала индивидуальные задания – кроссворд и работа по карточкам.

Все задания, применяемые на уроке, соответствовали возрастным особенностям учащихся, что было не маловажным модулем Программы.

Контроль усвоения знаний учащимися прослеживался в течение всего урока, велись записи по картам урока.

Не маловажным модулем « Оценивание для обучения и оценивания обучения» при планировании урока являлось правильно пронаблюдать и оценить деятельность учащихся на уроке. Для этого я использовала формативное оценивание – поощрение, похвала и комментарии отдельно каждому учащемуся. Использовалось критериальное оценивание.

В конце урока, учащиеся подводили итог достижения цели урока, те ученики, которые достигли поставленной цель в начале урока прикрепили к земному шару, те, которые цели не достигли, не прикрепляли.

Наличие материала позволило учащимся без затруднений провести исследовательскую работу по предоставленному плану.

Проводя самоанализ урока, я считаю, что цель урока достигнута, я сумела организовать исследовательскую работу учащихся при изучении новой темы на уроке.

Все учащиеся были вовлечены уроком, работали активно и были довольны своей работой на уроке. Урок прошел для учащихся быстро и интересно.

На мой взгляд, цели урока достигнуты, учащиеся показали не плохо поработали на уроке и показали свои знания.

Зарождающаяся трудовая деятельность влияла на развитие общественных отношений, общества, развивающиеся общественные отношения влияли на совершенствование трудовой деятельнос­ти. Этот сдвиг в развитии предка человека произошел из-за резкого изменения условий жизни. Катастрофическое изменение среды вызвало большие затруднения в удовлетворении потребностей - уменьшились возможности легкого добывания пищи, ухудшился климат. Предки человека должны были или вымереть, или качественно изменить свое поведение. В силу необходимости обезьяноподобные предки человека должны были обратиться к осуществлению совместных предтрудовых действий.

Инстинктивное общение предков человека внутри стада по степенно заменялось общением на основе “производственной” деятельности. Изменение отношений между членами сообщества совместная деятельность, взаимный обмен продуктами деятельности - способствует превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания животноподобных предков человека является возникновение труда и образование человеческого общества.

В труде развивалось и сознание человека - наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности.

Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок - все эти действия приводят к большей независимости человека от непосредственного влияния среды. От поколения к поколению орудия древних людей приобретают все более сложный характер - начиная от удачно подобранных осколков камней с острыми краями и кончая специализированными, сделанными коллективно орудиями. За такими орудиями- закрепляются постоянные операции: колоть, резать, рубить. Именно в связи с этим возникает качественное отличие среды человека от среды животного. Как уже было сказано, животное живет в мире случайных вещей, человек же создает себе мир постоянных предметов. Созданные людьми орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, действий, деятельности.

В трудовой деятельности внимание человека устремлено на создаваемое орудие, а следовательно, и на собственную деятельность. Деятельность отдельного человека включена в деятельность всего общества, поэтому деятельность человека направляется на удовлетворение общественных потребностей, а не индивидуальных. В создавшихся условиях проявляется необходимость в критическом отношении человека к своей деятельности. Деятельность человека становится сознательной деятельностью.

На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный характер в соответствии с еще низким уровнем общественной практики людей. Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень отражения. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше отодвигает конечную цель - добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое но уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.

Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою собственную природу. Например под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности. Трудовая деятельность привела к тому, что активно движущаяся рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Осязание - специфически человеческое свойство познания мира. Кисть руки есть тонкий орган осязания и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение. Рука является органом осязания не только потому, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладонь и кончики пальцев гораздо больше, чем на других участках тела (например, на спине, плече, голени), но и потому, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы, рука способна к активному осязанию. Поэтому-то рука дает нам ценные знания о существенных свойствах предметов материального мира.

Таким образом, человеческая рука приобрела способность к разнообразнейшим функциям, совершенно не свойственным конечностям предка человека. Именно поэтому Ф. Энгельс говорил о руке не только как об органе труда, но и как о продукте труда.

Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения.

Действия работающих рук постоянно контролировались зрением. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя - он более глубоко, более адекватно сознается человеком.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

Возникновение и развитие труда привело к несравненно более успешному удовлетворению потребностей человека в пище, в крове и пр. Однако общественные отношения людей качественно изменили биологические потребности и породили новые, собственно человеческие, потребности. Развитие предметов труда породило потребность в предметах труда.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность.

Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы общения - посредством человеческого языка.

Вместе с развитием сознания и присущих ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как личность.

На доске: “Наше поведение почти так же, как и наш облик, несет в себе много черт, унаследованных от близких предков, так и более далеких. Это роднит нас со всеми, что живет на Земле”.

Ведущая дидактическая цель: проверка и коррекция знаний и умений учащихся.

Задачи:

  1. Образовательный аспект: повторить и систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза; об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека; углубить знания о биосоциальной сущности Человека разумного.
  2. Развивающий аспект: продолжить обучению находить нужный материал в дополнительной литературе, учить анализировать факты в определенной логической последовательности.
  3. Воспитательный аспект: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Оборудование:

  • презентация “Происхождение человека”;
  • таблицы “Эволюция человека”;
  • тесты;
  • карточки, касающиеся антропогенеза (названия культур, места находок, даты находок, анатомические особенности и т.д.);
  • дополнительная литература;
  • у каждой группы - лист ватмана, фломастеры.

Ход урока

Мотивация

Я предлагаю вам вновь окунуться в мир наших предков, постараться представить их облик, их образ жизни.

Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную тревожил, -
Он был зажжен в пещере предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, “единственным”,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Необустроенной планете.

Просмотр с помощью мультимедиа презентации “Происхождение человека”.

Учитель: Для чего нам нужны знания об антропогенезе человека?

Ученики: Чтобы понять, как появился на Земле человек, как шло его развитие. Многое в нашем поведении можно объяснить генетической памятью.

I. Актуализация опорных знаний и умений:

Работа с терминами: Объяснить значение терминов “антропогенез”, “антропоморфозы”

Указать систематическое положение человека (на доске).

Фронтальный опрос:

Расскажите о происхождении и эволюции приматов.

  1. С какого существа начался эволюционный путь приматов, приведший к появлению человека?
  2. Какие семейства входят в отряд приматов? Какими признаками отличались их общие предки?
  3. На что был направлен естественный отбор в процессе антропогенеза? Где условно проходит граница между обезьяной и человеком?

II. Проверка знания учащимися основных понятий, умения аргументировать свои суждения, работать в группе.

Работа в группах по установлению основных этапов, движущих сил антропогенеза и углублению знаний о биосоциальной сущности человека с последующей социализацией.

Класс разбит на 5 групп. Выбирают вождя и хранителя времени. Вождь – лидер, организующий распределение заданий в своей группе, впоследствии будет рассказывать о какой-либо группе предков человека (выпавшей по жребию). Хранитель времени следит за соблюдением времени, отведенного на выполнение заданий.

Задания группам (подробно в Приложении)

  1. Составить рассказ об особенностях строения и образа жизни предков человека.
  2. Изобразите на листе бумаги родословное древо человека.
  3. Составить схему последовательности этапов антропогенеза.
  4. Назовите движущие силы антропогенеза.

III. Защита заданий

1. Плакаты с изображением эволюционного древа человека крепятся на доске. Ученики вы сказывают замечания, исправляют ошибки.

2. Вожди племен ведут рассказ о “ своем племени” - о какой-либо группе предков человека. Члены других групп задают вопросы.

В группах происходит взаимооценивание участников (таблица на столе). Учитель также дает оценку правильности ответов.

IV. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания (на отдельном листочке, сдать учителю).

1. Работа по вариантам. Выполнить тестовое задание.

1 Вариант

1. Рудиментами у человека являются:

  • ушные мышцы, волосяной покров на теле, аппендикс;
  • мимические мышцы, дополнительные соски, развитые клыки;
  • хвост, дополнительные соски, аппендикс.

2. Атавизмами у человека являются:

  • мимические мышцы, волосяной покров на теле, дополнительные соски;
  • хвост, волосяной покров на теле, третье веко в углу глаза;
  • хвост, волосяной покров на теле, дополнительные соски.

3. Среди современных человекообразных обезьян наибольшим генетическим и биохимическим сходством с человеком обладает:

  • гиббон;
  • горилла;
  • шимпанзе;
  • орангутанг.

4. К биологическим факторам антропогенеза относятся:

  • групповое сотрудничество, сознание и речь;
  • изготовление орудий труда и общественный характер жизни;
  • борьба за существование и естественный отбор;
  • удлинение сроков ухода за детьми, забота о стариках больных.

5. К социальным факторам антропогенеза относятся:

  • естественный отбор;
  • борьба за существование;
  • наследственная изменчивость;
  • устройство постоянных жилищ.

6. Основной предпосылкой антропогенеза было:

  • прямохождение;
  • сознание и речевое общение;
  • трудовая деятельность;
  • использование руки для изготовления орудий труда.

7. Промежуточной формой на пути от животных к человеку не являются:

  • древние люди;
  • питекантропы;
  • кроманьонцы;
  • неандертальцы.

8. Какой фактор в эволюции человека приводит к ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов:

  • переход от древесного к наземному существованию;
  • развитие трудовой деятельности;
  • упрочение крестца облегчение челюстного аппарата.

9. Первыми из людей овладели зачатками членораздельной речи:

  • неандертальцы;
  • синантропы;
  • гейдельбергские люди;
  • кроманьонцы.

10. Движущими силами антропогенеза являлись:

  • борьба за существование;
  • наследственная изменчивость;
  • общественный образ жизни;
  • верны все ответы.

2 Вариант

1. К обезьянолюдям относится:

  • кроманьонец;
  • австралопитек;
  • питекантроп;
  • неандерталец.

2. Проявлением атавизма у людей является:

  • аппендикс;
  • густой волосяной покров тела;
  • копчик в скелете;
  • остаток третьего века.

3. Человек умелый, изготавливавший из камня орудия труда, относится к:

  • древнейшим людям;
  • древним людям;
  • новым людям.

4. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало:

  • прямохождение;
  • строение руки;
  • мышление;
  • все эти факторы.

5. Движущими силами антропогенеза являлись:

  • борьба за существование;
  • наследственная изменчивость;
  • общественный образ жизни;
  • верны все ответы.

6. К биологическим факторам эволюции не относится:

  • борьба за существование;
  • развитое сознание;
  • естественный отбор;
  • наследственная изменчивость.

7. Социальными факторами антропогенеза не являются:

  • трудовая деятельность;
  • наследственная изменчивость;
  • отвлеченное мышление;
  • создание и применение орудий.

8. Что является самым важным фактором в истории развития человечества:

  • переход к прямохождению;
  • изготовление орудий труда;
  • формирование S-образного позвоночника;
  • возникновение подбородочного выступа.

9. Для каких предков человека были ведущими социальные, а не биологические отношения:

  • питекантропов;
  • кроманьонцев;
  • неандертальцев;
  • синантропов.

10. Появление и развитие человека относится к:

  • последнему периоду мезозойской эры;
  • среднему периоду кайнозойской эры;
  • последнему периоду кайнозойской эры;
  • среднему периоду мезозойской эры;

V. Подведение итогов урока. Прочтите цель нашего урока. Все вместе мы привели в систему объемный и сложный материал. Надеюсь, вы все получите только хорошие отметки.

Рефлексия. Пишут на листочке – “Понравился урок потому, что…”, или “Не понравился урок потому, что…”.

М.: Высшая школа, 1991. - 350 c.
ISBN 5-06-001728-1
Скачать (прямая ссылка): 1.djvu Предыдущая 1 .. 95 > .. >> Следующая

4. Какие люди жили в эпоху великого оледенения (кроманьонцы, неандертальцы, синантропы, питекантропы)?

5. У каких людей возникли социальные отношения (кроманьонцы, неандертальцы, синантропы)?

6. Что способствовало развитию руки как органа и продукта труда (прямохождение, мышление, подражание, строение руки, освобождение передних конечностей)?

7. Что появилось раньше - общество или речь?

8. Какие из признаков человека не наследуются (речь, дыхание, питание, мышление, коллективный труд, самозащита)?

9. К каким людям относится человек умелый - изготавливавший из камня орудия труда (древнейшие, древние, новые)?

10. Какие из людей первыми овладели членораздельной речью (неандертальцы, кроманьонцы, синантропы)?

11. Какой человек стал именоваться человеком разумным (неандертальцы, кроманьонцы, синантропы, питекантропы)?

СРЕДНЯЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ МАССА РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА (% К МАССЕ ВСЕГО ТЕЛА)

Мускулатура................... 44

Скелет........................ 17

Кожа (все слои) ............... 18

Головной мозг.................2,2

Спинной мозг.................0,06

Глаза........................0,02

Желудочно-кишечный трлкт2,1

Легкие....................... 1,5

Печень........................2,8

Почки.................0,5

Сердце.................0,5

Поджелудочная железа.......0,4

Прочие железы.............0,2

Кровь.................7,0

Кровеносные сосуды, нервные стволы и мелкие органы.....................2,0

293
Часть четвертая ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. ЭКОЛОГИЯ. БИОСФЕРА

Раздел VI. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

ТЕМА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы.

Предмет, задачи и методы генетики.

Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследования, установленные Г. Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие гибридов первого поколения. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Генетика пола. X р о м о с о м н а я теория наследственности.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека.

Общие указания. Генетика как наука возникла на базе эволюционного учения Ч. Дарвина, поэтому при повторении материала по данной теме следует вспомнить о преемственности терминов и понятий. Материал по генетике удобнее начать с повторения и уточнения терминологии, поэтому в первую очередь необходимо усвоить буквенную символику, принятую в генетике, и лишь после этого приступить к повторению законов.

294
БУКВЕННАЯ СИМВОЛИКА ПО Г. МЕНДЕЛЮ

P - перента - родители. Родительские организмы, взятые для скрещивания, отличающиеся наследственными зачатками.

F - филие - дети. Гибридное потомство.

А - доминантный признак желтой окраски семян гороха.

а - рецессивный признак зеленой окраски семя"н гороха.

В - доминантный признак гладкой поверхности семян гороха.

b - рецессивный признак морщинистой поверхности семян гороха.

Aa - аллельные гены окраски.

Bb - аллельные гены поверхности.

AA - доминантная гомозигота.

аа - рецессивная гомозигота.

Aa - гетерозигота при моногибридном скрещивании.

AaBb - гетерозигота при дигибридном скрещивании.

При изучении работ Г. Менделя обратите внимание на причины успеха его опытов и наблюдений. Положительные результаты его опытов обеспечили следующие предпосылки: применение гибридологического метода, наблюдение за одной парой альтернативных (противоположных) признаков, которые оказались несцепленными, самоопыляемость растений гороха. Все это дало возможность ученому наблюдать за передачей наследуемых признаков у нескольких поколений, при этом признаков было мало и все они были под контролем. Следует иметь в виду, что Г. Мендель установил закономерности наследования, а не наследственности. Признаки, передающиеся от поколения к поколению, он назвал наследственными зачатками, так как о гене тогда еще не существовало понятия.

Генетика как наука сформировалась в начале XX в. В ее развитие внесли вклад ученые разных стран: Г. де Фриз, К. Корренс, Э. Чермак и др. В настоящее время ее значение велико как для теории, так и для практики сельского хозяйства, медицины, микробиологии, биоценологии и т. д.

Задание 58. Повторить имеющийся по теме материал.

Проанализировать рис. 63, 64, 65, заполнить решетку Пеннета.

Ответить на вопросы для самоконтроля. Выполнить контрольные работы № 58, 59. Проанализировать табл. 51.

Проверить по словарю знание терминов (с. 303).

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности. Трудовая деятельность привела к тому, что активно движущаяся рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Осязание - специфически человеческое свойство познания мира. Кисть руки есть «тонкий орган осязания, - писал Иван Михайлович Сеченов, - и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение».

Рука является органом осязания не только потому, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладонь и кончики пальцев гораздо больше, чем на других участках тела (например, на спине, плече, голени), но и потому, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы, рука способна к активному осязанию. Поэтому-то рука дает нам ценные знания о существенных свойствах предметов материального мира.

Таким образом, человеческая рука приобрела способность к разнообразнейшим функциям, совершенно не свойственным конечностям предка человека. Именно поэтому Ф. Энгельс говорил о руке не только как об органе труда, но и как о продукте труда.

Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения.

Действия работающих рук постоянно контролировались зрением. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя - он более глубоко, более адекватно сознается человеком.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу (см. рисунок). Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

«Представительство» (проекция) разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду)

Возникновение и развитие труда привело к несравненно более успешному удовлетворению потребностей человека в пище, в крове и пр. Однако общественные отношения людей качественно изменили биологические потребности и породили новые, собственно человеческие, потребности. Развитие предметов труда породило потребность в предметах труда.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность.

Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы общения - посредством человеческого языка.

Вместе с развитием сознания и присущих ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как личность