Что не относится к свойствам воздуха. Тема: «Состав и свойства воздуха.Значение воздуха. Проблема загрязнения свежего воздуха

По-вто-рим те свой-ства воз-ду-ха, о ко-то-рых мы узна-ли на преды-ду-щих уро-ках: воз-дух про-зра-чен, бес-цве-тен, не имеет за-па-ха, плохо про-во-дит тепло.

В жар-кий день окон-ное стек-ло про-хлад-ное на-о-щупь, а под-окон-ник и пред-ме-ты сто-я-щие на нем - теп-лые. Так про-ис-хо-дит по-то-му, что стек-ло - про-зрач-ное тело, ко-то-рое про-пус-ка-ет тепло, но само не на-гре-ва-ет-ся. Воз-дух тоже про-зра-чен, по-это-му хо-ро-шо про-пус-ка-ет сол-неч-ные лучи.

Рис. 1. Окон-ное стек-ло про-во-дит сол-неч-ные лучи (Ис-точ-ник)

Про-ве-дем неслож-ный опыт: пе-ре-вер-ну-тый вверх дном ста-кан опу-стим в ши-ро-кий сосуд, на-пол-нен-ный водой. Мы по-чув-ству-ем лег-кое со-про-тив-ле-ние и уви-дим, что вода не может за-пол-нить ста-кан, по-то-му что воз-дух, на-хо-дя-щий-ся в ста-кане, не “усту-па-ет” сво-е-го места воде. Если слег-ка на-кло-нить ста-кан, не вы-ни-мая его из воды, из ста-ка-на вый-дет воз-душ-ный пу-зырь, и часть воды вой-дет в ста-кан, но даже в таком по-ло-же-нии ста-ка-на вода не смо-жет за-пол-нить его пол-но-стью.

Рис. 2. Пу-зырь-ки воз-ду-ха вы-хо-дят из на-кло-нен-но-го ста-ка-на, усту-пая место воде (Ис-точ-ник)

Так про-ис-хо-дит по-то-му, что воз-дух, как и любое дру-гое тело, за-ни-ма-ет про-стран-ство в окру-жа-ю-щем мире.

Ис-поль-зуя это свой-ство воз-ду-ха, че-ло-век на-учил-ся ра-бо-тать под водой без спе-ци-аль-но-го ко-стю-ма. Для этого был со-здан во-до-лаз-ный ко-ло-кол: под ко-ло-кол-кол-пак, из-го-тов-лен-ный из про-зрач-но-го ма-те-ри-а-ла, ста-но-вят-ся люди и необ-хо-ди-мое обо-ру-до-ва-ние и ко-ло-кол опус-ка-ет-ся при по-мо-щи подъ-ем-но-го крана под воду.

Рис. 3. Во-до-лаз-ный ко-ло-кол (Ис-точ-ник)

Воз-дух, на-хо-дя-щий-ся под ку-по-лом, поз-во-ля-ет людям ды-шать неко-то-рое время, до-ста-точ-ное для того, чтобы осмот-реть по-вре-жде-ния ко-раб-ля, опоры моста или дно во-до-хра-ни-ли-ща.

Для до-ка-за-тель-ства сле-ду-ю-ще-го свой-ства воз-ду-ха, необ-хо-ди-мо плот-но при-крыть паль-цем левой руки от-вер-стие ве-ло-си-пед-но-го на-со-са, а пра-вой рукой на-жать на пор-шень.

Рис. 4. Ве-ло-си-пед-ный насос (Ис-точ-ник)

Потом, не уби-рая паль-ца от от-вер-стия, от-пу-стить пор-шень. Палец, ко-то-рым за-кры-то от-вер-стие, чув-ству-ет, что воз-дух на него очень силь-но давит. Но пор-шень с тру-дом, но сдви-нет-ся. Это озна-ча-ет, что воз-дух можно сжать. Воз-дух об-ла-да-ет упру-го-стью, по-то-му что когда мы от-пус-ка-ем пор-шень, он сам воз-вра-ща-ет-ся в пер-во-на-чаль-ное по-ло-же-ние.

Упру-ги-ми на-зы-ва-ют тела, ко-то-рые после пре-кра-ще-ния сжа-тия при-ни-ма-ют пер-во-на-чаль-ную форму. На-при-мер, если сжать пру-жи-ну, а потом от-пу-стить, она при-мет свою пер-во-на-чаль-ную форму.

Сжа-тый воз-дух тоже упруг, он стре-мит-ся рас-ши-рить-ся и за-нять преж-нее место.

Для того, чтобы до-ка-зать, что воз-дух имеет массу, нужно сде-лать са-мо-дель-ные весы. При-кре-пим сду-тые воз-душ-ные ша-ри-ки к кон-цам па-лоч-ки с по-мо-щью скот-ча. По-ло-жим длин-ную па-лоч-ку на се-ре-ди-ну ко-рот-кой, так чтобы концы урав-но-ве-ши-ва-ли друг друга. Со-еди-ним их нит-кой. При-кре-пим скот-чем ко-рот-кую па-лоч-ку к двум бан-кам. На-ду-ем один шарик и снова при-кре-пим его к па-лоч-ке тем же ку-соч-ком скот-ча. Уста-но-вим на преж-нее место.

Мы уви-дим, как па-лоч-ка на-кло-ня-ет-ся в сто-ро-ну на-ду-то-го ша-ри-ка, по-то-му что воз-дух, на-пол-нив-ший шарик, де-ла-ет его тя-же-лее. Из этого опыта можно сде-лать вывод, что воз-дух имеет массу и его можно взве-сить.

Если воз-дух имеет массу, зна-чит, он дол-жен ока-зы-вать дав-ле-ние на Землю и все, что на ней на-хо-дит-ся. Так и есть, уче-ные под-счи-та-ли, что воз-дух ат-мо-сфе-ры Земли ока-зы-ва-ет на че-ло-ве-ка дав-ле-ние в 15 тонн (как три гру-зо-ви-ка), но че-ло-век не чув-ству-ет этого, по-то-му что в че-ло-ве-че-ском ор-га-низ-ме со-дер-жит-ся до-ста-точ-ное ко-ли-че-ство воз-ду-ха, ко-то-рый ока-зы-ва-ет дав-ле-ние такой же силы. Дав-ле-ние внут-ри и сна-ру-жи урав-но-ве-ши-ва-ет-ся, по-это-му че-ло-век ни-че-го не ощу-ща-ет.

Вы-яс-ним, что про-ис-хо-дит с воз-ду-хом при на-гре-ва-нии и охла-жде-нии. Для этого про-ве-дем опыт: на-гре-ем колбу со встав-лен-ной в нее стек-лян-ной труб-кой теп-лом своих рук и уви-дим, что из труб-ки в воду вы-хо-дят пу-зырь-ки воз-ду-ха. Это про-ис-хо-дит по-то-му, что воз-дух в колбе при на-гре-ва-нии рас-ши-ря-ет-ся. Если на-крыть колбу смо-чен-ной в хо-лод-ной воде сал-фет-кой, мы уви-дим, что вода из ста-ка-на по труб-ке под-ни-ма-ет-ся вверх, по-то-му что при охла-жде-нии воз-дух сжи-ма-ет-ся.

Рис. 7. Свой-ства воз-ду-ха при на-гре-ва-нии и охла-жде-нии (Ис-точ-ник)

Чтобы узнать боль-ше о свой-ствах воз-ду-ха, про-ве-дем еще один опыт: две колбы за-кре-пим на труб-ке шта-ти-ва. Они урав-но-ве-ше-ны.

Рис. 8. Опыт по опре-де-ле-нию дви-же-ния воз-ду-ха

Но, если одну колбу на-греть, она под-ни-мет-ся выше дру-гой, по-то-му что го-ря-чий воз-дух легче хо-лод-но-го и под-ни-ма-ет-ся вверх. Если над кол-бой с го-ря-чим воз-ду-хом за-кре-пить по-лос-ки тон-кой лег-кой бу-ма-ги, будет видно, как они тре-пе-щут и под-ни-ма-ют-ся вверх, по-ка-зы-вая дви-же-ние на-гре-то-го воз-ду-ха.

Рис. 9. Теп-лый воз-дух под-ни-ма-ет-ся вверх

Зна-ния этого свой-ства воз-ду-ха че-ло-век ис-поль-зо-вал при со-зда-нии ле-та-тель-но-го ап-па-ра-та - воз-душ-но-го шара. Боль-шая сфера, на-пол-нен-ная по-до-гре-тым воз-ду-хом, под-ни-ма-ет-ся вы-со-ко в небо и спо-соб-на вы-дер-жи-вать вес несколь-ких че-ло-век.

Мы редко над этим за-ду-мы-ва-ем-ся, но ис-поль-зу-ем свой-ства воз-ду-ха каж-дый день: паль-то, шапка или ва-реж-ки не греют сами по себе - воз-дух в во-лок-нах ткани плохо про-во-дит тепло, по-это-му, чем пу-ши-стее во-лок-на, тем боль-ше в них воз-ду-ха, а зна-чит и теп-лее вещь, из-го-тов-лен-ная из такой ткани.

Сжи-ма-е-мость и упру-гость воз-ду-ха ис-поль-зу-ют в на-дув-ных из-де-ли-ях (на-дув-ные мат-ра-цы, мячи) и шинах раз-лич-ных ме-ха-низ-мов (ав-то-мо-би-ли, ве-ло-си-пе-ды).

Рис. 13. Ко-ле-со ав-то-мо-би-ля (Ис-точ-ник)

Рис. 14. Ве-ло-си-пед-ное ко-ле-со (Ис-точ-ник)

Сжа-тый воз-дух может оста-но-вить на пол-ном ходу даже же-лез-но-до-рож-ный со-став. Воз-душ-ные тор-мо-за уста-нов-ле-ны в ав-то-бу-сах, трол-лей-бу-сах, со-ста-вах метро. Воз-дух обес-пе-чи-ва-ет зву-ча-ние ду-хо-вых, удар-ных, кла-виш-но-ду-хо-вых ин-стру-мен-тов. Когда ба-ра-бан-щик уда-ря-ет па-лоч-ка-ми по туго на-тя-ну-той коже ба-ра-ба-на, она ко-леб-лет-ся, а воз-дух внут-ри ба-ра-ба-на про-из-во-дит звук. В боль-ни-цах уста-нов-ле-ны ап-па-ра-ты вен-ти-ля-ции лег-ких: если че-ло-век не может са-мо-сто-я-тель-но ды-шать, его под-клю-ча-ют к та-ко-му ап-па-ра-ту, ко-то-рый через спе-ци-аль-ную труб-ку по-да-ет в лег-кие обо-га-щен-ный кис-ло-ро-дом сжа-тый воз-дух. Сжа-тый воз-дух ис-поль-зу-ют везде: в кни-го-пе-ча-та-нии, стро-и-тель-стве, ре-мон-те и др.

Рис. 15. Трол-лей-бус (

Воздух в нас и вокруг нас, он - непременное условие жизни на Земле. Знание свойств воздуха помогает человеку успешно применять их в быту, хозяйстве, строительстве и многом другом. На этом уроке мы продолжим изучать свойства воздуха, проведем много увлекательных опытов, узнаем об удивительных изобретениях человечества.

Тема: Неживая природа

Урок: Свойства воздуха

Повторим те свойства воздуха, о которых мы узнали на предыдущих уроках: воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

В жаркий день оконное стекло прохладное наощупь, а подоконник и предметы стоящие на нем - теплые. Так происходит потому, что стекло - прозрачное тело, которое пропускает тепло, но само не нагревается. Воздух тоже прозрачен, поэтому хорошо пропускает солнечные лучи.

Рис. 1. Оконное стекло проводит солнечные лучи ()

Проведем несложный опыт: перевернутый вверх дном стакан опустим в широкий сосуд, наполненный водой. Мы почувствуем легкое сопротивление и увидим, что вода не может заполнить стакан, потому что воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде. Если слегка наклонить стакан, не вынимая его из воды, из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан, но даже в таком положении стакана вода не сможет заполнить его полностью.

Рис. 2. Пузырьки воздуха выходят из наклоненного стакана, уступая место воде ()

Так происходит потому, что воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.

Используя это свойство воздуха, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду.

Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.

Для доказательства следующего свойства воздуха, необходимо плотно прикрыть пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажать на поршень.

Потом, не убирая пальца от отверстия, отпустить поршень. Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется. Это означает, что воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью, потому что когда мы отпускаем поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.

Упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Например, если сжать пружину, а потом отпустить, она примет свою первоначальную форму.

Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место.

Для того, чтобы доказать, что воздух имеет массу, нужно сделать самодельные весы. Прикрепим сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча. Положим длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга. Соединим их ниткой. Прикрепим скотчем короткую палочку к двум банкам. Надуем один шарик и снова прикрепим его к палочке тем же кусочком скотча. Установим на прежнее место.

Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить.

Если воздух имеет массу, значит, он должен оказывать давление на Землю и все, что на ней находится. Так и есть, ученые подсчитали, что воздух атмосферы Земли оказывает на человека давление в 15 тонн (как три грузовика), но человек не чувствует этого, потому что в человеческом организме содержится достаточное количество воздуха, который оказывает давление такой же силы. Давление внутри и снаружи уравновешивается, поэтому человек ничего не ощущает.

Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого проведем опыт: нагреем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук и увидим, что из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Если накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой, мы увидим, что вода из стакана по трубке поднимается вверх, потому что при охлаждении воздух сжимается.

Рис. 7. Свойства воздуха при нагревании и охлаждении ()

Чтобы узнать больше о свойствах воздуха, проведем еще один опыт: две колбы закрепим на трубке штатива. Они уравновешены.

Рис. 8. Опыт по определению движения воздуха

Но, если одну колбу нагреть, она поднимется выше другой, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. Если над колбой с горячим воздухом закрепить полоски тонкой легкой бумаги, будет видно, как они трепещут и поднимаются вверх, показывая движение нагретого воздуха.

Рис. 9. Теплый воздух поднимается вверх

Знания этого свойства воздуха человек использовал при создании летательного аппарата - воздушного шара. Большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.

Мы редко над этим задумываемся, но используем свойства воздуха каждый день: пальто, шапка или варежки не греют сами по себе - воздух в волокнах ткани плохо проводит тепло, поэтому, чем пушистее волокна, тем больше в них воздуха, а значит и теплее вещь, изготовленная из такой ткани.

Сжимаемость и упругость воздуха используют в надувных изделиях (надувные матрацы, мячи) и шинах различных механизмов (автомобили, велосипеды).

Рис. 14. Велосипедное колесо ()

Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро. Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук. В больницах установлены аппараты вентиляции легких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату, который через специальную трубку подает в легкие обогащенный кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используют везде: в книгопечатании, строительстве, ремонте и др.

Тема: «Состав и свойства воздуха.Значение воздуха.»

Цели: Ознакомить учащихся с составом и основными физическими своиствами воздуха,закрепить представление о газобразных веществах.

Учить быть наблюдательными.Развивать познавательный интерес.Воспитывать культуру общения,умение работать в группах;

Оборудование: Колба,стакан, пробирки,мяч, шар,спиртовка,марганцовка, свеча,мультимедейный проектор,презентация «Состав и свойства воздуха»

Тип урока: Сообщение новых знаний

Ход урока:

І Организационнный момент (раздать карточки – самооценки)

ІІ.Введение в тему

    Одгадай загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый,и все же

Без него мы жить не можем.

Тема нашего урока

«Состав,свойства воздуха.Значение воздуха для жизни»

(1слайд. 2 слайд.)

Что вы знаете о воздухе?

Заполнить 1 графу карточки: Что знаю?

(3 слайд)

На какие вопросы вы хотите найти ответ?

Заполнить 2 графу таблицы: Что хочу знать?

(слайд 4)

ІІІ.Работа по теме урока

В классе мы видим доску, парту, стены, а за окном дома, деревья. А можно ли увидеть воздух? Мы не видим окружающего нас воздуха.Но в некоторых случаях можем его обнаружить.Вы все видели мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана. Если опустить в стеклянную ёмкость с водой стакан вверх дном и медленно наклонять его, то вы увидите, что на, его место в стакан входит вода.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачными покрывалом –атмосферой. Воздух есть везде на улице, в комнате, в земле, в воде. Любые свободные пространства на земле заполнены воздухом.

Без воздуха невозможно жизнь на земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие.

Если бы земля утратила воздух она, падобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным телом.(слаид 5)

Что такое воздух?

Это непросто газ, а смесь разных газов. Как вы понимаете слово «смесь » ? Всего лишь 2 века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 18 %,кислорода – 21 %, СО 2 – 1 %.Такое соотношение необходимо для жизни человека, растений и животных. В атмосфере присутствуют водяные пары, пыль, микроорганизмы.

Известно, что воздушная оболочка окружает не только нашу планету, она есть и на Венере, и на Марсе. Однако жизни на этих планетах не существует. Почему? (слаид 6)

Какой из газов в воздухе необходим для дыхания? Какой газ самый важный?

Это кислород.

Попробуем получить этот газ.

Опыт – 1: Получение кислорода путем нагревания марганцевокислого калия и обнаружения газа при помощи тлеющей лучинки.

Почему ярко вспыхнула лучинка? Кислород поддерживает горение.

(Слаид 11)

Без него мы не могли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовый плите обед. Почему же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение.)

Всегда ли состав воздуха одинаков?

Опыт – 2: со свечой:

Почему потухла свеча?

Кислород израсходовался, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит состав воздуха изменился..Дышат люди, животные и все выдыхают углекслый газ, горит огонь образуется – углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.

Сегодня вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах).

Их много, но сегодня мы узнаем только часть свойств.

Какие свойства воздуха вы знаете?

Почему я вас вижу?(Воздух прозрачный)

Тетрадь какого цвета?

Голубая.

Доска в классе какого цвета?

Зеленая.

А какого цвете воздух?

Безцветный.

Только толстый слой воздуха имеет голубой цвет.

Воздух сжимаем, воздух упруг.Это свойство используется в авто и железнодорожном транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице - в реанимации.

Опыт – 3: С шаром

Опыт – 4: Резиновый мяч при ударе об пол, отскакивает от пола вверх. Почему?

Почему шины велосипеда, машины пружинят? (Мяч наполнен воздух. От пола отскакивает, потому что воздух,сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять первоначальный обьем.)Значит воздух упругий.

Чем сжимают воздух?(компрессорм, насосом)

Опыт – 5: Загадка:

Он такой большой, что занимает весь мир

Он такой маленький, что пролезет в любую щель. (Воздух)

Воздух занимает место.(пробирку опустить в стакан вверх дном, вода не может зайти в пробирку – выходят пузырьки воздуха.)

Воздух окружает нас повсюду, есть такое высказывание «Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... »

Как почувствовать воздух?

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждени сжимается.Значит обьем воздуха зависит от температуры.

Воздух плохой проводник тепла.

Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому что, между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

Воздух имеет вес:теплый весит меньше,холодный больше.

Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух.Он взял меднй шар с отверстием и поставил на весы, затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче.Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.

IV . Закрепление:

1.Что такое атмосфера?

Это воздух, который нас окружает.

2.Из каких газов состоит атмосфера?

Азот, кислород, углекислый газ.

3.Значения воздуха для жизни?

Без воздуха не могло бы осуществляться воздушное сообщение, отопление зданий. 4.Какими свойствами обладает воздух?

Воздух прозрачный, без цвета, не имеет формы, можно увидеть, можно услышать, можно осязать, он упруг, он сжимаем.

Чистый воздух имеет огромное значение в жизни и хозяйственной деятельности людей.Человек в среднем потребляет в сутки лишь 1кг пищи и 2л воды. Воздуха ему нужно значительно больше – около 25кг. Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, без воздуха – всего лишь несколько минут.

V . Вопросы. «Почемучки»

Перечислите свойства воздуха и подумайте о каких свойствах вохдуха идет речь?

Почему при ударе мяч отскакивает от пола?

Почему окна делают двойными рамами?

Почему в сильные морозы, птицы сидят нахохлившись?

В чем теплее:в 10-ти шелковых блузках или в 1-ой шерстяной? (натуральный материал)

Наматываем на ус:

«Уличные правила.» Нужно следить, чтобы одежда не сидела «в облипку». Иначе она моментально будет передавать тепло от вашего тела в окружающую среду.Между телом и одеждой обьязательно должна оставаться воздушная прослойка.

V І.Итог урока

1.На какие вопросы мы искали ответы?

2.Что нового узнали на уроке?

V ІІ.Рефлексия.

Заполняется 3 графа таблицы – Что узнал?

Сравнить свои ответы со слайдом и поставить оценки себе.

V ІІІ. Домашнее задание: §22 - стр. 64 (1-5) §23стр.66 (1-3)

Енбекская средняя школа

Утверждаю

Директор Енбекской СШ

Кошаханова.Ш.Ш.

Открытый урок

Тема урока: Состав и свойства воздуха. Значение воздуха

Предмет: естествознание

Класс: 5 «Б»

День проведения: 3.02.2015 год

Учитель: Апекова Д.И.

2015 год

Уже многие миллиарды лет наша Земля, окружённая слоем воздуха, совершает свой бесконечный бег вокруг Солнца.

Этот слой воздуха называется атмосферой. Его толщина достигает 300 км. Атмосфера как прозрачное, невидимое покрывало, окутывает нашу Землю. А что такое воздух, каковы его свойства и роль в жизни на Земле?

Где находится воздух и зачем он нам нужен

Воздух заполняет все свободные места, и даже самые маленькие щели.

Прозрачный стакан только кажется пустым. Попробуйте, медленно наклоняя его, погружать в воду. По мере заполнения стакана водой, из него крупными пузырями будет выходить воздух.

Какова же роль воздуха в жизни на нашей планете:

  • Без воздуха жизнь на Земле была бы невозможна. Без пищи человек может продержаться несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. Попробуйте перестать дышать на какое-то время. Уже через несколько секунд вы почувствуете, как нуждаетесь в глубоком вдохе. Точно также воздух необходим и животным.
  • А ещё воздух помогает нам общаться. Издаваемые звуки приводят в колебание воздух. Рождающиеся звуковые волны заставляют колебаться барабанную перепонку в ушах. Колебания передаются в головной мозг, который воспринимает их как звук. На Луне нет атмосферы, поэтому там царит абсолютная тишина. А общаться можно только с помощью специальных устройств или жестами.
  • В огромном воздушном океане рождаются ветры и облака, грозы и полярные сияния. Он оберегает нас от метеоритов, опасного ультрафиолетового и теплового излучения, исходящего от Солнца. Благодаря этой воздушной «шубе», не страшен Земле и космический холод.
  • Благодаря воздуху небо бороздят самолёты, вертолёты, висят громадные дирижабли. В голубом небе совершают свой полёт птичьи стаи, неподвижно парят громадные птицы - охотники. Подъёмная сила, удерживающая их в полёте, возникает за счёт обтекания воздухом изогнутых поверхностей их крыльев.

  • Рыбы, благодаря жабрам, умеют дышать воздухом, содержащимся в воде.

Воздушный океан, окружающий нашу планету, удерживается силами земного тяготения. Если бы Земля потеряла свою воздушную оболочку, то превратилась бы в безжизненную, лишенную растительности, пустыню.

Из чего состоит воздух

Только два века назад учёные узнали, что воздух - это смесь из нескольких газов: азота, кислорода и углекислого газа. Атмосфера есть и у других планет: , и у огромных планет-гигантов. Марс и Венера во многом похожи на Землю, однако жизни на них нет, поскольку другой состав атмосферы.

Наиболее важен для дыхания кислород. Без него мы не можем получить из пищи необходимую для жизни энергию. При физической работе и занятиях спортом мы дышим глубже и чаще, чтобы восполнить затрачиваемую для этой деятельности энергию.

Есть простой опыт, который позволяет получить кислород даже дома. В пробирку насыпаем обычной марганцовки (примерно 1/4). Закрепляем в вертикальном положении над огнём газовой конфорки или спиртовки. Выдерживаем 1-2 минуты и подносим к её открытому концу тлеющую лучину. Лучина ярко вспыхивает. Выделяющийся при нагревании газ поддерживает горение он и называется кислородом.

А в следующем опыте мы получим углекислый газ, который не поддерживает горение. Две свечки разной высоты устанавливаем в коробочку с раствором лимонной кислоты (уксуса). Зажигаем их. Затем в раствор аккуратно добавляем соду. Происходит достаточно бурная реакция. Свечи поочередно гаснут. Вначале маленькая, затем более высокая. Более низкая свечка погасла первой, значит, углекислый газ тяжелее кислорода и он скапливается внизу.

С поверхности всех водоёмов, почвы и растительности происходит постоянное испарение воды. Поэтому в воздухе всегда содержаться водяные пары. От их количества зависит влажность воздушных масс, формирование облаков и дождевых туч.

Каковы свойства воздуха?

Ответить на этот вопрос нам помогут следующие рассуждения:

  • Имеет ли воздух цвет? Нет, воздух прозрачен. Если бы он имел цвет, то окрашивал бы окружающие растения и предметы.
  • Почему же небо голубое? Дело в том, что солнечный свет состоит из 7 цветов как в радуге. Проходя через атмосферу, голубой цвет усиливается. Его - то мы и видим.
  • Если взять 2 резиновых шарика и надуть их (до одинаковых размеров), они примут круглую форму. Значит, давление вдуваемого воздуха передалось по всем направлениям одинаково.

  • А теперь поместите один из надутых шариков в холодильник, а другой в ведро с тёплой водой. Через 10-15 минут охлаждённый шарик уменьшится в размерах, а нагретый - увеличится. Следовательно, воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Если у вас дома найдется шприц без иголки, зажмите его носик пальцем, и попробуйте поршнем сжимать воздух в шприце. Объем воздуха заметно уменьшится. Отпустите поршень - объем воздуха станет прежним. Следовательно, воздух упруг.

  • В морозную погоду люди надевают шубы и тёплые пальто, а птицы взъерошивают свои перья, чтобы задержать воздух между ворсинками и перышками. Потому что воздух - плохой проводник тепла. Поэтому растения, под снежным одеялом, не замерзают даже в сильные холода.

Все эти замечательные свойства воздуха человек научился использовать в повседневной жизни. Вспомним упругие шины автомобилей и велосипеда, насосы и многие другие изобретения человечества. Воздух заставляет мчаться по волнам лёгкие яхты и огромные парусные корабли, вращает крылья ветряных мельниц, а своей заставляет подпрыгивать мяч.

Где самый чистый и полезный воздух

Для нашего дыхания нужен чистый воздух с достаточным содержанием кислорода. Но в городах, где все дороги забиты автомобилями, воздух загрязнен их выхлопными газами. Добавляют загрязнения и выбросы из заводских труб. Иногда они образуют вредный смог, который как тучи нависает над городом, мешая дышать.

Зато в лесах и парках дышится очень легко, потому что наши зелёные помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Вырабатывают кислород и морские водоросли, поэтому воздух на морском побережье так целебен.

Но сейчас люди стараются уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Создаются автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии. Вместо дымящих труб тепловых строят атомные и солнечные электростанции.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя