Дистанционные образовательные технологии в современном образовании. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Технологии дистанционного образования

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение (далее – ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию обучаемых, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. Сегодня дистанционное обучение органично впитывает в себя компьютерные и интернет-технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между участниками взаимодействия, обучаемыми и педагогом, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведется в корпоративной сети, по сети Интернет, через e-mail и с помощью других современных средств связи.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (далее – ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в онлайн-классе одного из центров ДО, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения. Обучать с помощью систем ДО можно любого. Нет никаких возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, почти нет противопоказаний по здоровью. Участниками процесса ДО могут быть не только студенты в традиционном понимании этого слова, но и школьники (и даже дошкольники), и, что особенно важно, – сами сотрудники организаций, осуществляющих корпоративное обучение своих специалистов.

Следует отмстить, что есть категория людей, для которых дистанционная форма образования предпочтительнее по сравнению с традиционной. Это те, кому сложно присутствовать на учебных занятиях в строго определенном месте и в строго определенное время. К их числу в первую очередь относятся обучаемые, проживающие в отдаленных районах и в силу этого территориально оторванные от ОУ, иностранные обучаемые, в числе которых многочисленная группа русскоговорящих соотечественников за рубежом, и, наконец, люди, страдающие тяжелыми физическими недугами и не покидающие пределов своего жилища. Все чаще реабилитационные центры инвалидов и аналогичные им организации прибегают к помощи систем ДО.

В то же время зарубежные исследователи проблемы отмечают, что большинство студентов дистанционной формы – это все-таки люди после 25 лет, которые уже работают и хотят углубить свои профессиональные знания, не бросая при этом работу. Дистанционная форма обучения пригодна для обучения практически во всех областях, как технических, так и гуманитарных. Особенно важно то, что системы ДО с их возможностями встраивания в курс изображений, звуковых и видеофайлов очень удобны для восприятия информации участниками взаимодействия в образовательном процессе. Они прекрасно встраиваются в традиционную систему образования, т.е. обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично. Например, лекции и контрольные работы проходят в дистанционной форме, а лабораторные работы – в непосредственном контакте субъектов взаимодействия и т.д.

Технологии дистанционного образования

Наиболее распространенные технологии ДО, которыми могут воспользоваться ОУ, – это МОО (фонд новых технологий в образовании) и технология телеконференции. МОО – это среда, обеспечивающая контакт через Интернет в реальном времени. С помощью МОО пользовательский компьютер превращается в терминал удаленной головной машины, на которой имитируются так называемые виртуальные комнаты, где обучаемый как бы встречается с участникам и взаимодействия. Последние подключились к той же головной машине и в то же время, что и данный обучаемый. Характерной особенностью МОО является возможность создания виртуальных объектов. Другой инструмент – это виртуальный видеомагнитофон, позволяющий записывать все происходящее в комнате. Также возможно использование виртуальных досок, на которых можно записывать вопросы для обсуждения. МОО представляет собой удобный сервис для организации занятий в единое время. Многие дистанционные курсы включают в себя сеансы МОО. О времени проведения сеансов обучаемых оповещают по электронной почте. Расписание сеансов также вывешивается на web- страницах курса.

Телеконференция – это процесс использования электронных каналов связи для организации общения между двумя и более группами участников. В процессе телеконференции передается звук, изображение или компьютерные данные. Сообщение, посылаемое в телеконференцию, становится доступно всем ее участникам, тем самым процесс напоминает общение за круглым столом. У каждой конференции есть координатор, который следит за тем, чтобы не нарушалась тематика, этикет и т.п. Телеконференции – это общий термин, относящийся к различным технологиям, включая аудиоконференции – разновидность телеконференций, при которых происходит голосовая коммутация участников конференции. Аудиоконференции можно организовать как на цифровых, так и на аналоговых линиях связи. Видеоконференции – это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами.

Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать. Компьютерные конференции – это конференции, когда на экране компьютеров участников отображаются высказывания и отклики всех участников. Как и на досках объявлений, в компьютерных телеконференциях информация сохраняется некоторое время, поэтому к ней можно вернуться и просмотреть ее, даже когда участники физически не участвуют в процессе взаимодействия.

На основе закономерностей, характерных для информационных, дистанционных и коммуникационных технологий обучения, установлено, что формирование и развитие компетентностей у участников взаимодействия в образовательном процессе происходит в основном за счет самостоятельной работы обучаемых с различными учебно-методическими пособиями (электронные учебники, интерактивные обучающие программы, электронная база знаний), кроме того, при использовании коммуникационных сетей (Интернет), что в большей степени способствует постоянному обогащению опытом творческой деятельности, формированию механизма самоорганизации и самореализации личности обучаемого.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии участников образовательного процесса позволяет:

  • – повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества обучаемых (способность к обучению, самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к деятельности);
  • – развить коммуникативные и социальные способности обучаемых, особенно при работе в сети Интернет, за счет скэффолдинга, что позволяет участникам взаимодействия эффективно применять в самостоятельной работе информационные технологии, развивающие аналитический потенциал, активность, мотивацию, мыслительную деятельность обучаемых и навыки работы с электронными изданиями;
  • – существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, тьютора, роль которого выполняет компьютер;
  • – определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность; учесть субъективный опыт участника взаимодействия, его индивидуальные особенности; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;
  • – привить обучаемым навыки работы с информационными технологиями, что способствует их адаптации к быстро изменяющимся условиям для успешной реализации профессиональных целей.
  • Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М.: Академия, 2007.

По Закону РФ "Об образовании " обучение можно проводить в трех формах:

  1. очная форма,
  2. вечерняя форма,
  3. заочная форма.

Заочная форма обучения

Заочная форма обучения достаточно эффективно работала у нас в стране с использованием бумажных учебников и пособий и очной сдачей зачетов и экзаменов. Заочное образование

  1. Послевузовское образование
  2. Повышение квалификации
  3. Корпоративное обучение

Типология онлайн-образования

Онлайн-образование является сравнительно молодой отраслью, взрывной рост которой начался в 2011-2012 годах. Уже сейчас существуют десятки различных способов типологизировать онлайн-образование. Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области онлайн-образования:

  • По стоимости: бесплатные, платные и freemium. В рамках последней модели сам процесс обучения является бесплатным, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платной услугой.
  • По времени: fixed time и open schedule. В рамках первой модели курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц), во втором случае курс доступен всегда.
  • По авторству курсов: пользовательские курсы и профессиональные. В рамках пользовательских курсов размещается информация от пользователей (обычно в форме видеороликов). Профессиональная модель предполагает, что весь процесс создания курса, включая видеосъемку, компания берет на себя.
  • По количеству слушателей: без ограничения и с ограничением (обычно, не более 50 слушателей).
  • По процессу обучения: курсы без сопровождения и курсы с сопровождением. В рамках первой модели предлагаются только односторонняя передача информации, вторая модель подразумевает общение преподавателя со студентами, в т.ч. проверку полученных знаний.

Дистанционное образование

Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видео-курсов, видео-семинаров и др.) посредством системы "университетский телепорт - спутник - спутниковая антенна студента - телевизор". Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т.д.

Дистанционное обучение информатике

Подготовка студентов, учителей и преподавателей к ЕГЭ по информатике может проводиться дистанционно с помощью Интернет и базовых учебных пособий по информатике и ИКТ.

Дистанционное обучение как и всякое другое заочное обучение проводится с использованием учебников и учебных пособий, а также сдачей зачетов и экзаменов и курсовых проектов и работ.

Дистанционно подготовка к ЕГЭ может проводиться не только по информатике и ИКТ, но и по другим школьным общеобразовательным предметам. Например - обществознанию.

Подготовка к ЕГЭ студентов,преподавателей и учителей информатики начинается с подтверждения ими знания учебников информатики и стандартов ЕГЭ.

Завершение подготовки к ЕГЭ - выполнение курсовых проектов и работ по информатике и ИКТ в компьютерной сети Интернет.

Технологии дистанционного обучения

Технологии Дистанционного обучения - информационные технология, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Типы дистанционного образования

Количество возможностей дистанционного образования в России стремительно растет. Многие учебные заведения активно разрабатывают дистанционные курсы всех видов: от школьного экстерната до высшего образования и МВА.

Сегодня посредством дистанционного образования можно:

  • получить высшее образование;
  • пройти обучение в магистратуре;
  • пройти обучение в аспирантуре;
  • получить второе высшее образование;
  • выучить дистанционно иностранный язык;
  • пройти курс обучения по программам МВА;
  • поучаствовать в Интернет-тренингах;
  • повысить квалификацию на профессиональных курсах;
  • получить школьное и среднее образование.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

  • Дистанционное образование незаменимо для удалённых городов, где другие возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует.
  • Для обучения не нужно покидать свои дом, семью, друзей, работу, а также нести денежные расходы на дорогу и проживание.
  • Дистанционное образование ведется по индивидуальным учебным планам, благодаря чему обучающийся может задавать вопросы о тех аспектах курса, дисциплины, которые ему интересны.
  • У студента развиваются навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно.
  • Дистанционное обучение помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.
  • Дистанционное обучение мобильно, а значит, студент имеет доступ к актуальным материалам, становится профессионалом, который может на практике применять полученные знания.

Кому подходит дистанционное образование?

  • Тому, кто занят на работе или дома и не имеет возможности посещать занятия и слушать часовые лекции;
  • Тому, кто стремится повысить свою квалификацию, раскрыть таланты и получить новые знания без отрыва от продвижения по карьерной лестнице;
  • Тому, кто любит выбирать (у каждого студента всегда есть выбор: общаться с преподавателями лично, по телефону или посредством Интернета).
  • Тому, кто любит получать от жизни все и никогда не упускает возможности расширить профессиональные связи и кругозор, ведь благодаря дистанционному образованию, можно обучаться на нескольких курсах одновременно.

Насколько эффективно и востребованно дистанционное образование?

Ответ на вопрос о том, насколько котируются на российском рынке труда специалисты, получившие дистанционное образование, очевиден. Всем известно, работодатели ценят опытных специалистов – практиков, которые не прерывают свой трудовой стаж на учебу, а образовываются в свободное от работы время.

Дистанционное обучение позволяет получить высшее образование параллельно с работой, расширяет возможности россиян в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом. Ну а какой специалист наиболее востребован на современном рынке труда: практик, получивший образование в форме дистанционного обучения в престижном учебном заведении, или теоретик, окончивший очное отделение неизвестного местного вуза, - каждый решает сам.

Сколько стоит дистанционное образование?

Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе. Учебные заведения экономят на арендной плате, электроэнергии и дорогостоящей технике, ведь для обучения не требуются отдельные помещения и компьютеры. Кроме того большую часть времени обучающиеся занимаются самостоятельно, а значит, преподаватели могут одновременно обучать большое число учеников, благодаря чему цена на дистанционное образование остается доступной.

Где получить дистанционное образование?

Лидирующую позицию по соотношению стоимости обучения, количеству специальностей и срокам обучения, занимают сразу 2 участника:

  • 1) Академия «МНЭПУ», которая активно развивает дистанционную форму обучения и реализует на базе дистанционных технологий инновационные программы обучения при поддержке властей столицы и
  • 2) Московский институт экономики и права, ЦДО - проект Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП). Далее по Рейтингу* размещаются ИЭСО, Институт Коммуникативных Технологий, Институт профессиональных инноваций, МФПА, Институт психологии культур, МЭСИ, Институт дистанционного образования МФЮА, ИПЭБ (Институт Правовой и Экономической Безопасности), Гуманитарно-Экологический Институт.

Современные Интернет-технологии дистанционного обучения строится на базе следующих средств:

  1. веб-сервера
  2. веб-страницы и сайты;
  3. электронная почта;
  4. форумы и блоги;
  5. чат и ICQ;
  6. теле- и видеоконференции;
  7. виртуальные классные комнаты;
  8. вики-энциклопедии;

Технологии видеоконференсвязи

От мобильного телефона до сети Итернет, мир строится на самых современных технологиях. Благодаря широкополосным и цифровым сетям связи, сегодня видеоконференцсвязь дает возможность использовать атмосферу реального присутсвия в помещении, которая позволяет преподавателямнести новые знания, читать вводные лекции, проводить консультации в режиме реального времен.

Использование технологии видеоконференцсвязи дает ключ к эффективному дистанционному образованию. Посредством видеоконференцсвязи преподаватель может знакомить студентов и новыми компьютерными технологиями, обращая внимания на реакции программ и учащихся.

Проведение занятий в режиме он-лайн со студентами в сети Интернет - лекции, семинары, коллоквиумы и сдачу зачетов и экзаменов для группы или для каждого ученика персонально, загружая в сеть учебные материалы, вопросники и экзамены.

Максимальное приближение ощущения присутствия преподавателя и учеников в одной аудитории с использованием технологии высокой четкости High Definition (HD). Управление всеми устройствами в аудитории от проектора до климатической системы нажатием пальца на интерактивном экране.

Опыт Дистанционного обучения

Заочная форма обучения достаточно эффективно работала у нас в стране с использованием бумажных учебников и пособий и очной сдачей зачетов и экзаменов.

Прием экзаменов вполне можно проводить с помощью

видеоконференцсвязи , а прием зачетов - с помощью тестирования знаний через Интернет.

Российский опыт дистанционного обучения с использованием бумажных учебников в СГУ показывает, что заочная форма может обеспечить обучение десятков тысяч человек.

Обучение проводится самостоятельно по бумажным учебникам, а контроль знаний на очных сессиях либо через Интернет опросами по разделам учебников - ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО.

Практически все 100% студентов и школьников при использовании бумажных учебников и тестирования знаний через Интернет получали исключительно оценки "ХОРОШО" и "ОТЛИЧНО".

Примеры курсовых Интернет-проектов

Курсовые Интернет-проекты - это интерактивные информационные сайты с выполнением курсовых работ и заданий по решению задач по информатике, работе с офисными пакетами и созданию личных либо школьных сайтов.

Курсовые работы и курсовые проекты учителей информатики и студентов ИТО МПГУ:

  1. Курсовой проект студентки-учителя информатики М.Щетининой

Недостатки программированного обучения

Программированное обучение - это попытки обучения с использованием выборочных ответов, в которых содержится серия неправильных ответов

Наличие неправильных ответов - ложной, недостоверной информации ставит людей в тупик и никак не помогает людям в обучении ни с психологической, ни с педагогической точек зрения.

За 60 лет применения программированного обучения нигде и никому не удалось получить значимых результатов с помощью выборочных вопросов с сериями ложных ответов.

Самым большим провалом являются результаты ЕГЭ в школах РФ для организации единых экзаменов, где более 90% выпускников школ получают двойки или оказываются не аттестованными на выходе из школ.

Также неудачными оказывались все попытки применения программированного обучения во всех проектах дистанционного и автоматизированного обучения во всех странах мира.

Тема статьи: «Применение дистанционных технологий в процессе обучения»

Выполнил: Водянцова Елена Николаевна, учитель истории.

Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковская общеобразовательная школа «Гармония»

Данная работа – это накопленный опыт преподавания истории в коррекционной общеобразовательной школе, с применением дистанционных технологий. Большое внимание уделяется практическому применению дистанционных методов и приёмов обучения детей.
Этот опыт может быть использован в практической деятельности педагогами школ.

Дистанционная образовательная технология – это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации,
при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося
и педагогического работника» (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля
1993 года №3266-1 (статья 32)).

«Целью использования дистанционных технологий образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения)»
(Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»).

Виды дистанционных технологий:

кейс- технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылки для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.

ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.

сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся
на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения школьников учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором
и обучаемым.

В работе я использую сетевую технологию. Считаю, что именно данный вид технологии является наиболее эффективной в дистанционном образовании.

Главными целями дистанционного обучения в средней школе как важной составляющей
в системе общего образования являются:

Получение среднего, (полного) общего образования с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии;

Создание условий, обеспечивающих получение среднего образования детьми
в соответствии с их физическими и умственными особенностями, с учётом специфики заболевания и психофизического развития;

Создание условий для своевременного использования получаемых знаний и умений для повышения эффективности обучающего процесса и всестороннего гармоничного развития личностных качеств;

Достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого на основе использования в процессе обучения новых моделей освоения общеобразовательных программ.

Обучение проводится с помощью оборудования Apple – производителя компьютеров Макинтош.

Это единственная компания в мире, которая делает компьютеры специально для образования. Разработчики техники и программного обеспечения сознательно ориентируются на людей,
не владеющих компьютерной грамотностью. Поэтому используют доступные инструменты, которые позволяют пользователям легко обрабатывать текст, звук, видео, рисовать, общаться, работать
с различными информационными ресурсами.

В дистанционном обучении используются современные информационные технологии, позволяющие повысить эффективность обучения: электронная почта, мультимедиа, телеконференции, видеоконференции, Web – серверы.

Основой для дистанционного обучения является Web – сервер, так как мало создать возможность общения в режиме реального времени между преподавателем и обучающимся при помощи видео – или телеконференции – нужна учебная электронная среда.

Создать такую среду позволяет оболочка Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободная система управления обучением, распространяющаяся по лицензии GNU GPL.

Среда, Moodle, будучи открытой системой, применяется во всё мире для организации дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в школе осуществляется на базе Web-сервера, который находится
в постоянном доступе и представляет собой, по сути, виртуальную школу.

Общение преподавателя и обучающегося проходит на двух уровнях: on-line общение
в соответствии с расписанием занятий и виртуальное общение в учебной среде оболочки Moodle.

Дистанционный процесс обучения истории в школе организован в соответствии с учебной программой, расписанием и особенностями развития обучающихся.

Так, при обучении детей с ухудшенным зрением все учебные материалы и задания выкладываются на сайте в крупном текстовом формате, используются звуковые файлы.

Все курсы по истории выложены на сайте школы. Курс по предмету состоит
из интернет-уроков. Преподаватель создаёт учебные материалы, содержащие разнообразные мультимедийные объекты, задания разного типа и уровня сложности. Автор курса имеет возможность смоделировать различные типы уроков. Например, с помощью такого элемента, как «Лекция», можно не просто преподнести готовый материал, но и организовать виртуальную «эвристическую беседу» с ребёнком.

Ребёнок, записанный на курс, получает доступ к учебным материалам, заданиям к каждому уроку, информационным ресурсам (презентациям, историческим картам и документам, схемам, таблицам, иллюстрациям и анимации).

Для того чтобы ребёнок был заинтересован в изучении истории, ему предлагается решить исторический кроссворд, выполнить задания на соответствие дат и событий, понятий и определений. Из опыта работы видно, что ученики заинтересованы в таком виде деятельности. В связи с этим повышается качество знаний по истории, развивается логика и мыслительная деятельность обучающихся.

Учитель проверяет и оценивает работу ученика, объясняет допущенные ошибки, консультирует по всем возникающим вопросам. На курсе по предмету часть работы проверяется компьютером, а часть – учителем. Результаты выполнения текстовых заданий ученик получает сразу же, в случае неудовлетворительной оценки он имеет право на повторную попытку. По итогам
он-лайн тестов система ставит оценку. В уроках есть «Задания с открытым ответом», на которых ученик должен написать развёрнутый ответ. Учитель его проверяет и оценивает.

Задания для каждого урока могут быть разнообразными: кроссворды, вопросы, тесты, задания на соответствие, соотнесение событий и дат. Выполнены и оформлены ответы обучающихся могут быть в виде текста или прикреплённого файла. Самой распространенной и наиболее привычной для учащихся можно считать задание в виде текста. Задание в виде файла позволяют ученикам работать как бы в тетради.

Например, работая над темой «Гражданская война» в 9 классе, ученик может воспользоваться иллюстрированной презентацией, поработать с интерактивной картой, просмотреть галерею портретов с биографией исторических персонажей того времени, прочитать дополнительный интересный материал. Весь процесс осуществляется на фоне беседы с учителем или самостоятельно. При выполнении заданий ребёнок отвечает на вопросы в устной и письменной форме, выполняет задание на соответствие. Таким образом, урок становится более насыщенным и интересным.

Учащиеся при подготовке ответов на здания сайта могут пользоваться школьными учебниками, печатными изданиями и интернет – ресурсами.

Рабочее место учителя и ученика укомплектованы сканером, принтером, планшетом
и микроскопом. Однако, никакое современное оборудование, и возможности интернета, не заменят общения учителя и ученика.

При дистанционном обучении общение может протекать тремя способами в режим реального времени:

Через веб-камеру (когда учитель и ученик не только слышат, но и видят друг друга);

По скайпу (можно задать любой вопрос);

через обмен сообщениями на сайте.

В процессе обучения предусмотрены встречи с учащимися, знакомство, инструктаж по работе с аппаратурой, консультации и т.д.

Оболочка Moodle позволяет организовать систему школьных форумов, даёт возможность создать сообщество, при помощи которого устанавливаются межличностные связи между учениками, что способствует выработке у них коммуникативных навыков.

За каждым учеником закреплён преподаватель - тьютор, который помогает ребёнку адаптироваться в новой форме обучения. Как правило, новый ученик вместе с родителями проходит обучение первоначальным навыкам работы в дистанционной среде.

Активное применение учащимися ИКТ в обучении помогает им в выборе будущей профессии, социализироваться в обществе. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения на специальности, связанные с информационными технологиями. Обучающиеся приобретают навыки владения компьютером так необходимые в современной жизни, расширяют свой кругозор.

Дистанционное обучение может показаться чем-то статичным, неизменным, но это не так.
На электронных курсах по предметам учитель, так же, как и на обычном уроке, имеет возможность добавить новую информацию.

Обучение, с применением дистанционных технологий, творческий и увлекательный процесс, который обогащает не только учеников, но и учителей.

Под дистанционным образованием (ДО) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. ДО позволит дать равные возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и военных специалистов, безработных в любых районах страны и за рубежом за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, различных отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, а также центров повышения квалификации и других образовательных учреждений. ДО позволит получить основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования (СДО) направлена на расширение образовательной среды в России.

Центральным звеном СДО являются средства телекоммуникаций, позволяющие обеспечить образовательный процесс:

Необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

Обратной связью между учителем и учеником;

Обменом управленческой информацией внутри системы ДО;

Выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.

Для создания отечественной СДО необходимо:

Создать общероссийскую сеть интерактивного спутникового телевидения, состоящую из центральной и региональных учебных телестудий, соединенных спутниковыми каналами связи;

Осуществить интеграцию и развитие прежде всего в регионах систем компьютерных телекоммуникаций высшей школы: RUNNET, UNICOR, RELARN;

Обеспечить взаимодействие отраслевых и др. существующих в России сетей с СДО;

Создать распределенную систему информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям;

Осуществить развитие системы электронных библиотек. Дистанционное образование в развитых странах Запада имеет свои отличия. В первую очередь можно выделить две концепции организаций СДО: североамериканскую и европейскую.

Технологии ДО - совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. При проведении ДО информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. Оперативное общение преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса ДО. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовать обучение на основе индивидуального подхода.


В процессе становления ДО появляются новые модели обучения, например: объектно ориентированные или проектно-информационные модели обучения. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться:

Телеконференции, позволяющие уяснить задачу и проблему осваиваемой области жизни;

Информационные сеансы, в процессе которых студенты работают с информационными полями из различных банков знаний и баз данных;

Проектные работы, позволяющие, используя полученную информацию, создавать фрагменты виртуальных миров, соответствующих познаваемой области жизни, проводить анализ случая, деловые и имитационные игры; тренинги, проблематизацию теорий и др.;

Дискуссии, «полевые занятия» (воскресные школы), которые позволят реализовать социализацию и экологизацию получаемого знания.

Все перечисленные формы предполагают высокий уровень индивидуализации обучения, не исключающий делового общения с ведущими специалистами в данной области знания.

Эти формы выступают как организационные формы обучения. Однако в них принципиально изменяются способ представления и усвоения знаний, а также форма взаимодействия между студентом и преподавателем, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения. Источником информации в такой модели являются базы данных, банки данных и книги; координатором учебного процесса - преподаватель, а интерпретатором знания - сам студент.

Основные свойства учебного процесса в СДО: гибкость; модульность; экономическая эффективность.

В системе ДО изменяется роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении учебного плана, руководство учебным процессом и др. Асинхронное взаимодействие обучаемых преподавателя в СДО, как правило, предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

Дидактические принципы ДО:

Соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

Ведущая роль теоретических знаний;

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

Стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;

Соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

Сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

Сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

Системность и последовательность в обучении;

Доступность;

Прочность овладения содержанием обучения.

Из дополнительных принципов применительно к ДО наиболее значимыми являются:

Гуманистический принцип ДО: направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств.

Принцип целесообразности применения новых информационных технологий . Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.

Принцип опережающего образования , заключающийся не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести принципы: активности; самостоятельности; сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; мотивации; связи теории с практикой; эффективности.

В качестве основных преимуществ дистанционного обучения на основе компьютерных сетей (по сравнению с обычным заочным образованием) зарубежные специалисты-практики указывают:

Обеспечение удобными средствами для обучения или общения;

Широкие возможности для групповой работы;

Более успешное общение с преподавателем (методистом);

Сокращение времени для ответа преподавателя (методиста);

Свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;

Удобство при ведении личных дел учащихся;

Возможность быстрого получения и отсылки домашних заданий;

Возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.

Зарубежные исследователи отмечают, что потенциал компьютерного дистанционного обучения (КДО) может быть наиболее удачно использован при изучении курсов, включающих обсуждение, интенсивную умственную активность, решение задач, а также предполагающих коллективную деятельность.

Для выполняемых работ по созданию элементов СДО можно выделить перечень характерных этапов методических и технических мероприятий .

Работы, связанные с выполнением каждого из этапов, можно кратко сформулировать следующим образом:

Этап 1. Определение мотивационных признаков по созданию программ подготовки или переподготовки специалистов на основе технологии ДО.

Этап 2. Создание содержательного наполнения программы подготовки (переподготовки), формулировка целей и требований к результату (внутренний стандарт).

Этап 3. Разработка структурно-логической схемы подготовки с выделением основных модулей и их взаимосвязей.

Этап 4. Детальная разработка модулей подготовки с определением внутренней структуры и содержания; методов изучения (преподавания), характерных для ДО; разработка системы оценивания на уровне элементов и модулей; разработка механизмов адаптации к уровням обучаемых.

Этап 5. Формирование на основе модулей взаимосвязанных или локальных курсов подготовки (переподготовки) с формулировкой требований и методов оценки готовности.

Этап 6. Реализация модулей курса с учетом выбранного варианта ДО (технологические решения и варианты реализации) от «бумажной» технологии до полной автоматизации.

Этап 7. Сборка курса и его апробация на уровне (базе) очного процесса подготовки.

Этап 8. Создание механизма и процедур ведения курса ДО (т.е. модификации и адаптации в соответствии с потребностями подготовки и целями).

Этап 9. Внедрение курса (программы) подготовки ДО в систему подготовки специалистов на заданном уровне.

ООО «Столичный учебный центр»

Реферат по дисциплине:

«Информационные технологии в управлении образовательной организацией»

По теме:

« Дистанционные технологии в образовании »

Исполнитель:

Рогоза Роман Валентинович

ФИО

Москва 20 18 год

Содержание

Введение………………………………………………………………….….……3

1.Что такое дистанционные образовательные технологии?............…….….….5

2.Классификация дистанционных образовательных технологий…...…....…...6

3. Модели реализации дистанционных образовательных технологий.……..9

4.Отличительные особенности и преимущества ДОТ…………....……..….…11

Заключение………………………………………………………………………14

Литература………………………………………………………………...……..15

Введение

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) уже стали реальностью. Они широко используются в системе высшего профессионального образования, постепенно начинаются внедряться также и в среднем образовании.

Несколько в стороне от использования ДОТ находятся пока школы. Это во многом связано с тем, что, во-первых, учителя не готовы к использованию этих технологий, во-вторых, не разработана методическая база ДОТ (т.е. нет готовых материалов, которые можно использовать), в-третьих, учащиеся также не вполне готовы к переходу на использование ДОТ, так как не имеют сформированных навыков самостоятельной работы.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

Среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

Методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?

С их помощью можно значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность более четкой профессиональной ориентации. У них появляется достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах.

В последнее время все более широко в школах, и в нашей школе в том числе, в 10-11 классах получает распространение обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая так давно, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией - это одна из главных целей современного образования.

Завершить введение хотелось бы словами В.А.Канаво: «Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования –“образование для всех” и “образование через всю жизнь”», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.

Что такое дистанционные образовательные технологии?

    • законе Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1993 года №3266-1 (статья 32) дается следующее определение «под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

использовании дистанционных образовательных технологий» подчеркивается, что целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.12.2005

803 отмечается, что постепенно удельный вес численности выпускников

учреждений образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения»:

1 этап : 2006 год – 5 % , 2007 год – 5 %

2 этап: 2008 год 7 % , 2009 год 10 %

3 этап: 2010 год 20 %

Основными дистанционными образовательными технологиями являются :

    кейсовая технология,

    интернет-технология,

    телекоммуникационная технология.

Допускается сочетание основных видов технологий.

Классификация дистанционных образовательных технологий

Комплексные кейс-технологии

Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.

Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:

Полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;

Существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;

Существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).

В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:

Программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;

Печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;

Специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;

Обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;

Лабораторные практикумы;

Компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.

Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия (тьюториалы), периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.

Аттестацию и допускаются к работе с обучаемыми только после получения соответствующих сертификатов. Для технологий данной группы вопросы подготовки и методического обеспечения преподавателей-тьюторов оказались наиболее проработанными.

Компьютерные сетевые технологии

Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий.

Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.

Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.

Эта система содержит следующие инструменты:

Доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;

Чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;

Внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;

Инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных

В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.

По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий - нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГОС). При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями, и др.

Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:

Оперативное лекционное тестирование;

Индивидуальный компьютерный тренинг;

Модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;

Письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

Модели реализации дистанционных образовательных технологий

В зависимости от целей и условий, образовательные учреждения могут выбрать определенную модель реализации дистанционных образовательных технологий.

Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:

Унифицированные способы организации деятельности образовательных учреждений;

Унифицированные способы организации образовательной деятельности обучающихся и обучающих.

Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные:

    Первая модель – обучение по типу экстерната .

Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.

    Вторая модель – обучение на базе университета .

В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира.

Обучение проходит в основном по кейс-технологии.

    Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.

Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам . Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

    Четвертая модель – обучение в специализированных образовательных учреждениях.

Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности. В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами

    Пятая модель – обучение с использованием автономных обучающих систем.

Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).

    Шестая модель – обучение в виртуальной образовательной среде.

Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте.

Еще одна довольно распространенная классификация моделей дистанционного обучения создана институтом ЮНЕСКО в 2000 г. на основе изучения высших учебных заведений, но применима к любому образовательному учреждению:

Единичная модель;

Двойная модель;

Смешанная модель;

Консорциум;

Франчайзинг;

Модель удаленных аудиторий.

Отличительные особенности и преимущества ДОТ

Из общего многообразия образовательных технологий ДОТ имеют ряд особых характеристик, таких как:

1) разделение процессов преподавания и обучения во времени и пространстве;

2) освоение обучаемым образовательных программ по месту жительства при доминанте самостоятельной работы, с периодическими встречами группы обучающихся;

3) широкое использование обзорного обучения, реализуемого посредством обзорных лекций, помогающее обучающемуся создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности;

4) использование модульного принципа, предполагающего разделение учебного предмета на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения;

5) управление самостоятельной работой обучаемого средствами образовательного учреждения, ведущего дистанционное обучение, посредством учебных планов, специальным образом подготовленных учебно-методических и учебных материалов и особых процедур контроля;

6) обязательное применение коммуникационных технологий для передачи знаний, опосредованного, диалогового и интерактивного взаимодействия субъектов обучения и решения административных задач;

7) создание особой информационно-образовательной среды, включающей различные учебные продукты – от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, слайд-лекций и аудио-курсов, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях.

Преимущества ДОТ состоят в следующем:

    обучение в удобное время и в удобном месте;

    индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий; это особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья);

    создание образовательной среды позволяет учитывать индивидуальные психофизические способности каждого обучающегося;

    электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;

    консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи в любое удобное время;

    наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.

Основными информационными образовательными ресурсами, обеспечивающими каждый модуль изучаемых учебных предметов при использовании ДОТ, являются учебно-методические комплексы (далее УМК). Назначение УМК – обеспечение эффективной работы обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы.

УМК включают в себя учебные продукты и учебно-методические материалы в электронном виде и на бумажных носителях (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137:

    программу предмета;

    учебники;

    вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле-лекций, слайд-лекций и аудио-лекций;

    информационные и методические материалы по коллективным тренингам;

    обучающие компьютерные программы;

    лабораторные работы;

    тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга – от 100 до 300 вопросов по каждому модулю;

    базы вопросов промежуточной аттестации – от 100 до 350 вопросов по дисциплине;

    методические материалы для учителей;

    тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы – справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке);

    методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся (печатные материалы и на электронных носителях).

Заключение

Современный этап развития научно-технического прогресса связан, прежде всего, с глобальными изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. В большинстве стран мирового сообщества осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования, главной целью которой является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная интенсивная самостоятельная и самоконтролируемая работа самого обучающегося. Любой заинтересованный в совершенствовании своего образования может обучаться в удобном для него месте, по индивидуальному графику, имея возможность доступа к необходимой информации, специальным средствам обучения.

На правах вывода можно сказать, что дистанционное образование - не только востребованная форма обучения, но и довольно перспективная. Однако для того, чтобы использовать её с максимальной эффективностью, нужно чтобы техническая и теоретическая база были на должном уровне. И, конечно, не последнюю роль играет заинтересованность в образовательном процессе обучаемой и обучающей сторон.

Литература

1.Богданова, Д.А. Проблемы дистанционного образования в России / Д.А.Богданова // Информатика и образование. – 1996. – №3. с. 94-99.

2. Быстрицкий, В.А. Обратная связь в процессе дистанционного обучения // Система обеспечения качества в ДО. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. – Вып.4. – с. 144-148.

3. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод. пособие / кол. авторов под ред. Т.В. Черниковой. М.: Планета, 2011. 496 с.

4. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2004.

5. Моисеева, М.В. Координатор как ключевое фигура процесса ДО// Дистанционное образование. - 2000. - №1. – с. 25-29.

6. Околелов, О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования [Текст] /Дистанционное образование. - 2000. - № 3. – с. 37-43.

7. Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения [Текст] / Э.Г. Скибицкий // Дистанционное образование. – 2000. -
8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. центр «Академия», 2009. 192 с. 9.Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов: под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с. 10.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Ч. 1. 816 с.