Понятие компенсации в различных психологических школах. Психологическая защита личности, её механизмы с примерами. Механизмы психологической защиты и индивидуально-личностные особенности:
Любая живая система должна обладать определенным запасом «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Для этого необходимы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятность внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание определенного уровня «надежности» системы в целом и отдельных ее компонентов составляет суть сложных и многообразных процессов компенсации. Наличие парных органов у многих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способность к регенерации, свидетельствует о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости.
Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.
Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не одного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлер и др.
Прежде всего, были существенно трансформированы такие понятия, как «орган» и «функция». В естественно-научной традиции XIX века под органом понималась определенная, материальная часть живого организма, выполняющая свою собственную функцию. Такая узкоморфологическая трактовка была достаточной для характеристики соматических, телесных функций, но она явно не соответствовала сложной организации психической активности и поведения человека. Вследствие этого понятие «орган» было расширено и преобразовано в понятие «функциональный орган». А.А. Ухтомский писал по этому поводу: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение»(цит. по: Братусъ Б.С. Аномалии личности. М., 1990, с. 69).
Также видоизменилось и представление о психических функциях, которые долгое время рассматривались как некие недифференцированные, далее неразложимые «способности». На смену ему пришла идея «психологических систем», обладающих сложным строением, включающих множество компонентов: мотив, намерение, замысел, программы деятельности, образ результата и операции, реализующими эту программу, с обязательным сличением полученного результата с исходным его образом. При таком понимании психические функции следует сопоставлять не с морфологическим субъектом, а с нейрофизиологическими процессами, осуществляемыми теми или иными мозговыми структурами. Следовательно, в основе психической деятельности лежат «функциональные органы» или «функциональные системы», характеризующиеся сложным составом своего строения, включающие набор афферентных и эфферентных звеньев. Различные по содержанию психические функции обеспечиваются разными по составу функциональными системами.
Функциональные системы обладают высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.
Традиционно выделяют два типа перестроек нарушенных функций - внутрисистемную и межсистемную .
Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).
Первая фаза - обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.
Вторая фаза - оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).
Третья фаза - формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.
Включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации. В этом состоит содержание четвертой фазы .
И, наконец, пятая , завершающая фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.
Временная длительность указанных этапов может быть различной, что зависит от характера нарушения, его выраженности и от индивидуальных особенностей организма. Остановка компенсаторного процесса связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм деятельности.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.
Первый - биологический , или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.
Второй - психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.
Не случайно одно и то же нарушение у животных и человека может привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жизнью. Человек же при всех трудностях, возникающих в условиях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.
Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. Психологическая защита, по определению Р.М. Грановской, - «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта »(Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000, с. 19). Механизмы психологической защиты по большей мере относятся к бессознательной активности. Это вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублимация, рационализация, катарсис и многие другие. Будучи плохо осознаваемы, они весьма избирательны в зависимости от характера проблемной ситуации и от личностных особенностей человека. Кроме того, механизмы защиты способны содействовать как адаптации, так и дезадаптации индивида. В последнем случае речь идет о фиксации одного и того же защитного механизма, независимо от складывающейся внешней ситуации.
Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. В реальном повседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа - разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание - уход от необходимости самостоятельного решения. Выбор конкретного типа стратегии обусловлен объективными обстоятельствами проблемной ситуации. Но он также во многом зависит от личностных особенностей индивида, от направленности личности, характера ценностных ориентации, системы социальных установок и отношения к себе, окружающим и в особенности к своему нарушению.
Психологический уровень протекания компенсаторных процессов, являясь центральным для человека, тем не менее не может сам по себе обеспечить реализацию всей компенсаторной программы. Для этого требуется более сложная форма его организации, реализуемая на социально-психологическом уровне. Здесь, как несложно заметить, мы выходим за границы телесного бытия индивида, но остаемся в рамках его личности как социального способа существования. На данном уровне помимо интрапсихических начинают отчетливо действовать интерпсихические, экстрацеребральные механизмы.
По сути дела, выход за пределы физического бытия человека уже имел место на предыдущей психологической ступени. Ибо личность, прежде всего, продукт социальной среды, Но здесь характер компенсаторного процесса представлен, если угодно, в своей открытой форме. Эффективность компенсации во многом определяется характером межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением.
Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость и т. д. являются мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих веру в свои силы, восстанавливающих позитивное отношение к себе. Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Это порождает в человеке чувство осмысленности существования и защищенности. Последнее связано с представлением о минимальной степени гарантированной безопасности и верой в собственные силы. Чувство осмысленности включает наличие ясных и достижимых целей, ощущение контролируемости происходящих событий, ненапрасности потраченных усилий.
Ощущение благополучия многими исследователями связывается с тремя основными жизненными «опорами», к числу которых относятся семья, профессия и ближайшее окружение вне семьи. В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и независимости. Конечно, связи человека с миром неизмеримо богаче, но указанные три принципиально важны в процессе компенсации тех или иных нарушений. Способность человека совладать с тяжелыми испытаниями и трудностями во многом зависит от прочности указанных «опор». Нетрудно заметить, что серьезные заболевания и травмы, приводящие к инвалидности, так или иначе испытывают на прочность именно эти несущие конструкции жизненного пространства человека. Не случайно в современной коррекционной педагогике и специальной психологии особое внимание уделяется семейному воспитанию и профессиональному самоопределению лиц с врожденными или рано приобретенными отклонениями от нормального хода развития.
Безусловно, возможны ситуации, при которых субъект способен переживать ощущение благополучия даже в условиях серьезных нарушений в структуре межличностных отношений, в том числе и семейных, а также в отсутствии необходимой профессиональной деятельности. Но подобное, скорее всего, может говорить о патологии личности при деформации ее смысловой сферы и системы ценностных ориентаций.
Рис. 12.1. Структура факторов социально-психологического благополучия человека
Выделенное нами понятие социально-психологического благополучия и определяющие его факторы во многом по своему содержанию совпадают с весьма популярным сегодня термином «качество жизни », под которым понимается характеристика степени комфорта в удовлетворении человеческих потребностей(Г.С. Никифоров).Качество жизни является общей характеристикой разных жизненных сторон. К их числу относят удовлетворенность учебой, работой, семейными отношениями, социальным окружением, политической и экономической ситуациями в стране. Особую сторону качества жизни составляют такие характеристики субъекта, как состояния личности, позволяющие ей относительно безболезненно преодолевать разнообразные противодействия внешнего мира, адекватно решать поставленные задачи, способность быть всем, чем в состоянии стать (самореализация), возможность находиться в физическом и психическом равновесии с природой, социальной средой и с самим собой(Г.С. Никифоров).
Выделенные нами уровни компенсации не имеют четких границ. Но среди них все же можно обозначить высший - социальный . Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всего, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства. Сюда включается, среди прочего, создание особых социальных институтов, функционирование которых направлено на помощь лицам с отклонениями в развитии - детские сады, школы, реабилитационные и абилитационные центры, учебно-производственные предприятия, лечебные мастерские и т.д. Кроме того, уровень предполагает организацию системы подготовки специалистов в области коррекционного образования. Наконец, это специальное законодательство, представляющее определенные гарантии общества в отношении разных групп инвалидов.
К социальному уровню следует отнести и характер отношения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания. Эта область не подается прямому законодательному управлению. Нельзя издать такой указ, по которому все члены общества будут обязаны любить инвалидов. Эта область тесно связанна с религиозными, национальными и историческими традициями того или иного общества. Кроме того, степень терпимости общества к инвалидам во многом обусловлена системой образования и его содержанием. На обыденное сознание оказывают сильное влияние средства массовой информации (газеты, радио, телевидение). В период, когда в нашей стране тема инвалидности, в том числе и детской, не могла быть предметом обсуждения (вплоть до 1991 г.), в проводимых социально-психологических исследованиях, посвященных изучению отношения населения к различным группам инвалидов, неизменно фиксировалась откровенная настороженность и отчужденность. Выраженность этих характеристик находилась почти в прямой зависимости от уровня образования.
Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз стремится максимально задействовать возможности социального уровня компенсации.
Сказанное не должно создавать впечатление, что компенсаторные процессы существуют изолированно от всех процессов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации - это продукт абстрагирования. В действительности, они лишь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсаторные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновременно с процессом восстановления (компенсации), ибо раздельно они не могут существовать. По образному выражению А.Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт».
С понятием компенсации тесно связан другой термин - декомпенсация , под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий . По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.
В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие - псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.
Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.
Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с естественным для человека чувством малоценности , с одной стороны, и выраженным мотивом к превосходству - с другой. Стремление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию. Таким образом, задолго до появления гуманистической психологии А. Адлер предвосхитил ее основные постулаты.
Чувство малоценности особенно остро переживается в детстве, что и составляет основной двигатель психического развития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят переживания своей несостоятельности детьми с тяжелыми физическими или психическими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс неполноценности », наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпенсации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи гиперкомпенсации не столь многочисленны. Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым неблагоприятным условиям своего существования, развиваться вопреки им.
Следует особо подчеркнуть, что в отечественной психологии судьба идей А. Адлера складывалась непросто. Индивидуальная психология была воспринята с энтузиазмом. Пик небывалой популярности А. Адлера пришелся на вторую половину двадцатых годов. Особенно сильное влияние его идей наблюдалось в специальной психологии (как тогда ее называли, патопедологии) и коррекционной педагогике. Но драматизм положения состоял в том, что положение гиперкомпенсации было понято совершенно превратно. Адлеровская психология считалась доказательством того оптимистического факта, что почти любое физическое или психическое нарушение автоматически приводит к эффекту сверхразвития. С этих позиций пересматривались программы некоторых типов специальных школ, например для слепых, ибо считалось, что незрячие детидолжны обгонять в развитии речи и мышления зрячих сверстников.
В связи с распространением извращенного толкования идей индивидуальной психологии Л.С. Выготский в 1927 году опубликовал статью «Дефект и сверхкомпенсация». Эта работа не критического, а исключительно аналитического характера, Л.С. Выготский последовательно и весьма терпеливо, судя по многочисленным повторениям, воспроизводит и трактует основные положения гиперкомпенсации, предостерегая читателя от упрощенного понимания.
Но эпоха повального увлечения психоанализом так же быстро кончилась, как началась. Уже в начале 30-х годов разворачивается кампания по дискредитации психоанализа; психоаналитические упражнения упраздняются, прекращаются издания соответствующей литературы и т.д.
С этого момента отношение к А. Адлеру поменялось на противоположное. В основе критики его идей лежало все то же ложное их понимание. А. Адлеру приписывалось то, что в его трудах напрочь отсутствовало. Вряд ли можно всерьез утверждать, что патология способна стимулировать развитие. Если человек в стесненных условиях и достигает чего-то, то не благодаря болезни, а только вопреки ей, за счет колоссальных волевых усилий и способностей. В этом состоит основной пафос идеи гиперкомпенсации. Но в эпоху дегуманизации общественных отношений, упрощенного понимания природы человека эти идеи не могли быть адекватно оценены.
Не случайно вплоть до самого последнего времени ученые, пишущие на тему истории специальной педагогики, с упорством утверждали, что концепция А. Адлера никогда не оказывала никакого влияния на отечественную дефектологию. Но при этом неоднократно подвергался критике даже Л.С. Выготский за непоследовательное и сочувственное отношение к идее гиперкомпенсации. Неудивительно в связи с этим и то, что в его Собрании сочинений, изданном в 1983 году, название вышеупомянутой работы редакционной коллегией было изменено на «Дефект и компенсация», дабы дистанцировать Л.С. Выготского от «вредного» влияния А. Адлера. Правда, в 1982 г. впервые за многие десятилетия появился очерк Б.В. Зейгарник, весьма точно и психологически корректно воспроизводивший основные положения А. Адлера.
Столь длинный комментарий по поводу термина «сверхкомпенсация» был, с нашей точки зрения, необходимым, во-первых, потому, что до сих пор употребление этого понятия в специальной психологии имеет отчетливо отрицательный оттенок. Во-вторых, оно является частью одной из весьма оригинальных концепций человека, примером гуманистического понимания его природы. Индивидуальная психология А. Адлера существенно обогатила практику обучения и воспитания детей с физическими и психическими нарушениями. В частности, на ее основе разрабатывались методы эмоционального воспитания и система психологической помощи родителям.
Уровневое строение компенсаторных процессов соответствует представлениям об уровневой организации человека в целом. При этом следует учитывать, что человек - существо биосоциальное, для его развития в равной мере важны биологические и социальные детерминанты при ведущей роли последних. Именно поэтому в компенсаторных процессах задействованы эти две группы факторов. На приведенной схеме (рис. 12.2) мы попытались условно представить соотношение биологической и социальной составляющей процесса компенсации; диагональная черта воспроизводит это соотношение. На схеме показано, что на каждом уровне различно. Чем выше ступень, тем больший удельный вес принадлежит социальному фактору, и наоборот. Но даже на высшем социальном уровне есть определенная представленность биологического фактора, связанного с возрастом человека, общим состоянием здоровья, глубинной основного нарушения, природными особенностями его темперамента и т.д.
Рис. 12.2. Уровни организации компенсаторных процессов
Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что их часто путают с адаптационными феноменами. И действительно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособления, что роднит их между собой. Именно поэтому некоторые авторы считают, что компенсация представляет разновидность адаптационных процессов. Реже высказывается обратная точка зрения. Наиболее четкую последовательную позицию занимают в данном вопросе А.И. Воложин и Ю.К. Субботин. Они рассматривают адаптацию и компенсацию как сложную биполярную функцию, где единство сочетается с разнонаправленностью и где смысл одной функции раскрывается через существование другой. Адаптация и компенсация не изолированы, они уравновешивают друг друга. Примерами других биполярных функций могут служить: напряжение - расслабление, сгибание - разгибание, вдыхание - выдыхание, возбуждение - торможение, питание - выделение и т.п.
Адаптация срабатывает, когда нарушается равновесие между индивидом и средой в результате изменений в последней. Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определенные перемены произойдут в самом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего исходного состояния. Следовательно, адаптация - составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Механизм адаптации может включать как морфологические, так и поведенческие реакции в зависимости от уровня организации системы(Воложин А. И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987, с. 33-34).
Компенсаторные процессы срабатывают также в ситуации нарушенного равновесия, но по причине изменений, произошедших не в среде, а в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.
Таким образом, адаптационные и компенсаторные процессы действуют в разных направлениях в ситуации нарушенного равновесия в зависимости от причины этих нарушений - средовых или внутрисемейных. Изложенные положения можно обобщенно, хотя и весьма схематично представить в графической форме. На рисунке 12.3. воспроизведены направления действия адаптационных и компенсаторных процессов.
В верхнем ряду представлено направление действия адаптационного процесса с выделением трех фаз. Первая фаза - состояние динамического равновесия индивида со средой, обозначенная на схеме идентичными по форме геометрическими фигурами (большой квадрат - окружающая среда; малый квадрат - индивид). Вторая фаза - нарушенное равновесие, вследствие изменений средового порядка. На схеме это положение отражено путем преобразования большого квадрата в круг. Третья фаза - восстановление утраченного равновесия - преобразование малого квадрата в круг. Таким образом видно, что основное направление адаптационного процесса на пути достижения баланса лежит в уходе от своего изначального состояния. На той же схеме изображено обратное направление действия компенсаторных механизмов.
Рис. 12.3. Направление действия адаптационных и компенсаторных процессов
Будучи едиными и разнонаправленными, адаптация и компенсация развиваются в онтогенезе неравномерно. Становление адаптационных процессов явно обгоняет формирование компенсаторных, ибо процесс развития по своей внутренней сущности весьма близок к адаптации. Возрастное развитие - это формирование новообразований, то есть постоянный уход от своего прежнего состояния. Далее, по мере взросления развитие компенсаторных способностей усиливается и догоняет адаптационные, приблизительно уравниваясь с ним. По мере старения первыми начинают ослабевать адаптационные механизмы, а позже компенсаторные. Динамика возрастного соотношения адаптационных и компенсаторных процессов представлена на рисунке 12.4.
Рис. 12.4. Возрастная динамика развития адаптационных и компенсаторных процессов
В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Куда чаще используется понятие «реабилитация ». Компенсация - это внутренний процесс; реабилитация - внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание отечественных специалистов в конце 60-х годов.
Реабилитация определяется как «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу» (Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985, с. 10).
Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация».
Отдельно взятое воздействие не может рассматриваться как реабилитационное.
Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации – не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалидности состоит в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего.
Следует также заметить, что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами - семья, профессия и социальное окружение. Это прямо указано в приведенном определении. Существуют специальные виды реабилитации: семейная, социально-психологическая и профессиональная. Эти направления помощи показаны в том случае, если в результате инвалидизации у человека возникают проблемы в сфере семейных отношений (в том числе и по вине самого инвалида), трудоустройства и межличностных контактов с окружающими людьми.
Будучи внешними по отношению к индивиду, реабилитационные мероприятия опираются на компенсаторные внутренние процессы. Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются и направлены на разные уровни компенсаторных процессов. Так, медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных механизмов. Ведущая роль здесь принадлежит биологической терапии, включая использование лекарственных средств, лечебной физкультуры и т.д.
Психологическая реабилитация в свою очередь направлена на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает использование разнообразных психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий. Их целью является максимальное по возможности смягчение кризисных переживаний личности, формирование адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе, формирование трудовых установок личности инвалида.
Когда мы говорим о социально-психическом и социальном уровне компенсаторных механизмов, то должны указать, что к ним обращены такие формы реабилитации, как семейная, педагогическая (переобучение), трудовая (приобщение к доступным видам трудовой деятельности), досуговая, креативная и социальная в широком смысле слова. Последняя подразумевает весьма обширный спектр социальных, социально-экономических и государственных мероприятий, представленных не в виде отдельных акций, а как долгосрочная, целенаправленная политика в отношении разных групп инвалидов с предоставлением определенных льгот и обязательств со стороны государства.
И наконец, к сфере социальной реабилитации следует добавить формирование сообществ различных групп инвалидов, задачей которых является взаимная помощь, создание условий для социальной адаптации и отстаивание интересов самих инвалидов на региональном и государственном уровне.
К вышесказанному следует добавить следующее: как нет четких границ между уровнями протекания компенсаторных процессов, так не существует и жесткого разделения разных форм реабилитационных мероприятий, что подчеркивает их единство и комплексность.
В литературе указывается, что успешность реализации реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении определенных принципов. К их числу относятся следующие:
1) единство биологических и психосоциальных воздействий;
2) разноплановость усилий для организации реабилитационных мероприятий (психологическая, семейная, профессиональная реабилитация);
3) апелляция к личности инвалида с использованием партнерских отношений сотрудничества в процессе реабилитации;
4) ступенчатость или последовательность мероприятий, где предыдущие подготавливают почву для последующих воздействий.
Перечисленные принципы сформулированы одним из авторитетных специалистов по вопросам реабилитации М.М. Кабановым. Им же разработаны и этапы реабилитационного процесса. Первый этап - восстановительное лечение. Второй этап - реадаптация - заключается в развитии возможностей инвалида к условиям внешней среды. Ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего. Третий этап - собственно реабилитационный, задача которого состоит в восстановлении прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.
Оценивая реабилитационный потенциал человека, мы должны учитывать не только характер и глубину нарушения, но и социально-психологические последствия этого нарушения. Так при одной и той же патологии они могут быть различными, в зависимости от того, каким образом нарушенная функция была связана с прежней профессией и какое место профессия занимала в иерархии ценностей личности.
Несколько иную ситуацию воспроизводит другой термин, не менее употребимый в современной специальной психологии, - абилитация , означающий в дословном переводе - предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом.
Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная неадаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений .
Последняя категория, которую мы рассмотрим, - коррекция , под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций . В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения, можно сформулировать несколько положений.
Прежде всего, коррекция - это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации. Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации - закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.
Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.
Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.
Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.
Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности коррекции, реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, как выражение трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.
Контрольные вопросы
1. Что представляют собой компенсаторные процессы?
2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?
3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.
4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?
5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?
6. Что представляет собой реабилитационный процесс?
7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенсация и реабилитация?
8. Что представляет собой процесс абилитации?
Литература
1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.; СПб., 1996.
2. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1963.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.
5. Боложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.
6. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема дефектологии. М., 1996.
7. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
8. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
9. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.
10. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.
11. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.
12. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1974.
13. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.
15. Манова-Томова В.С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
16. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002.
17. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. М., 1996.
18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М., 2000.
19. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.
20. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985.
21. Ярмоленко Н.Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976.
Избавиться от чувства неполноценности помогает гиперкомпенсация – один из защитных механизмов психики человека. Как и все бессознательные , эта реакция не идеальна. Она не решает проблему, а маскирует, и в любой момент может дать сбой или усугубить состояние личности.
Термин «гиперкомпенсация» ввел австрийский психолог Альфред Адлер. Дословно это слово переводится как «сверхвозмещение».
Гиперкомпенсация – утрированное проявление качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими. Это часто бессознательный, не управляемый человеком, механизм. А иногда сама признает, что хочет доказать, отомстить, превзойти. Примеры гиперкомпенсации:
- навязчивость и болтливость стеснительного человека;
- сексуальная распущенность девушки, боящейся близких отношений;
- демонстративное и неадекватное поведение неуверенного в себе человека;
- пассивного и слабого человека;
- рискованное поведение нерешительного человека;
- стремление хилого парня набрать мышечную массу, чтобы «навалять» обидчикам.
При гиперкомпенсации личность прикладывает чрезмерно много сил для преодоления своего реального или вымышленного дефекта (комплекса), что выливается в его противоположность. Притом последнюю, крайнюю степень противоположности. Например, человек, чувствующий свою зависимость и несамостоятельность, превращается в тирана.
Вышедшая из-под контроля гиперкомпенсация вредит личности. Она отправляет девушек на операционный стол пластического хирурга, заставляет мужчин постоянно рисковать своей жизнью, чтобы подтвердить мужественность и т. д.
Встречаются и положительные проявления гиперкомпенсации. Те, кто боялся высоты, становятся скалолазами, а те, кто боялся собак – дрессировщиками тигров. Или ребенок, затравленный одноклассниками, становится выдающимся ученым.
Гиперкомпенсация и компенсация
Компенсация – схожий с гиперкомпенсацией механизм защиты, но в этом случае возникает стремление к успеху в другой сфере.
Например, низкий рост мужчины компенсируют большими автомобилями или длинноногими моделями. А маленький Наполеон по той же причине стал завоевателем. Или женщина, не реализовавшаяся как личность, уходит в воспитание детей и ведение хозяйства.
Конечно, это не строгий критерий и не показатель. Нельзя говорить, что любая домохозяйка или мужчина с большим автомобилем компенсируют свое «уродство». Все-таки психология не точная наука. Но факт остается фактом: как у человека с плохим зрением обостряется слух, так у слабого физически человека обостряется стремление к интеллектуальному развитию.
Этот тип защиты несет меньше опасностей. Особенно при корректной компенсации. Например, когда непривлекательная внешне девушка умеет расположить к себе за счет интеллектуальных способностей.
Причины гиперкомпенсации
Источник гиперкомпенсации – . Он в свою очередь формируется в детстве. Причиной убежденности личности в собственной дефектности становится что угодно, но всего можно выделить две группы:
- реальный физический недостаток;
- вымышленный недостаток.
Переживания по поводу реального недостатка формируются на основе критики окружения, упреков, замечаний, оскорблений. Лишний вес, родимые пятна, кривые зубы, инвалидность – частые причины детской травли.
Вымышленные недостатки и чувство общей ущербности формируется при разрушающем , чаще гиперопеке или отвержении. Свою лепту вносит насилие в школе, непринятие ребенка классом. В общем, чувство беспомощности и незащищенности, нелюбви – источники комплекса неполноценности.
Стоит отметить, что отдельное влияние оказывают . Девушка может никак не реагировать на реплики о лишнем весе, пока ее в этом не упрекнет возлюбленный. Результат – , гиперкомпенсация в виде анорексии.
Влияние социальных , попытки «причесывать всех одним гребнем», игнорирование индивидуально-личностных особенностей также способствует формированию чувства ущербности и невозможности достижения успеха в жизни без тех качеств, которых не хватает индивиду. В результате он старается развить те , задатков к которым, возможно, и нет. Вместо того, чтобы продуктивно реализовать себя в то сфере, к которой есть склонности.
Признаки гиперкомпенсации
Неотъемлемыми элементами гиперкомпенсации являются:
- хвастовство.
В зависимости от компенсируемой черты добавляется громкая речь, вызывающее поведение, распущенность или вычурный внешний вид. Тот, кто сомневается в собственной эрудиции, вечно умничает, вставляет свои «пять копеек». А спросишь у него что-то подробнее – мнется, так как кроме верхушек и иллюзии знаний пока ничего не выучил. А бывает и наоборот, человек действительно настолько умен, что превращается в зануду.
Гиперкомпенсация вынуждает человека унижать других, заставлять почувствовать себя никчемными. Сферы и способы реализации такого стремления разные, но цель везде одинаковая. Личность с гиперкомпенсацией чувствует себя значимой только в условиях превосходства над другими, их унижения.
Итоги
Таким образом, гиперкомпенсация предполагает избавление от недостатка и развитие в этой сфере еще на несколько шагов. Кому-то это помогает добиться успеха в жизни, а кому-то портит жизнь. Гиперкомпенсация – трансформация комплекса неполноценности в комплекс превосходства над другими людьми.
Гиперкомпенсация не дает личности расти и развиваться, строить полноценные отношения. Вместо продуктивного взаимодействия человек занят тем, что самоутверждается за чужой счет. Постепенно он оказывается в одиночестве, изолирован от общества. Это перетекает в и , психические расстройства. Гиперкомпенсация требует больших личностных затрат, что со временем приводит к моральному и физическому истощению.
Защитный бессознательный механизм гиперкомпенсации нужно заменять рациональным решением проблем. То есть преодолением комплекса неполноценности и адекватной личностной самореализацией (искусство, наука, спорт, кулинария, мода и т. д.).
Примечание: У Нэнси Мак Вильямс нет такой психологической защиты, как "компенсация".
Источник: один+однаОдин из достаточно узнаваемых механизмов психологической защиты – кто из нас не слышал о «комплексе Наполеона»? Якобы все свои свершения Бонапарт совершал оттого, что чувствовал комплекс неполноценности в связи с маленьким ростом. Что тут можно сказать… Компенсаторное поведение универсально, ведь достижение признания и статуса – это важная потребность каждого человека. Но компенсация может быть и со знаком «плюс», и со знаком «минус»: уже упомянуты пример Наполеона – это отрицательная компенсация, а что, если человек стремится к саморазвитию, сознавая свою внешнюю непривлекательность?
Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).
Психологическая защита — это своего рода иммунитет психики, охраняющий ее и саму личность от внешнего и внутреннего негативного воздействия.
Психологическая защита работает на бессознательном или подсознательном уровне, и, зачастую, человек не может контролировать свои механизмы психологической защиты, если он ничего не знает о них.
Когда защиты слишком много и не по делу, или работает одновременно несколько механизмов, то возникает обратный результат — психика и личность могут разрушаться.
Психологическая защита и разрушающее действие ее механизмов
-
Психика человека имеет свойство защищать себя от неблагоприятных воздействий, будь то внешние факторы или внутренние.
Механизмы психологической защиты работают в той или иной мере у каждого человека. Они выполняет функцию стража нашего психического здоровья, нашего «Я» от воздействия стрессов, неудач, повышенной тревожности; от неприятных, разрушающих мыслей, от внешних и внутренних конфликтов, вызывающих негативное самочувствие.
Кроме охраняющей функции психологическая защита человека может нести и разрушающее воздействие на личность, она может не давать личности расти и развиваться, достигать успехов в жизни.
Это происходит при частом повторении какого-либо механизма психологической защиты в сходных жизненных ситуациях. Но некоторые ситуации, хоть и сходны с той, которая изначально вызвала психологическую защиту, все же в ней не нуждаются, т.к. человек способен сознательно решить эту проблему.
Так же психологическая защита становится разрушительной для личности в случаях использования человеком сразу нескольких защит одновременно.
Человек, часто использующий механизмы психологических защит (это происходит бессознательно) обречен на статус «неудачника» в своей жизни.
Механизмы психологической защиты личности
Первым ввел понятие «психологическая защита» Зигмунд Фрейд — это такие механизмы психологической защиты как «вытеснение» и «сублимация».
Например, с помощью «вытеснения» человек неосознанно загоняет свои проблемы глубоко в подсознание (в бессознательное). А посредством «сублимации» индивид превращает свою внутреннюю агрессию в творчество (изобразительное искусство, литература и пр.)
Психологические защиты личности не врожденные, они приобретаются при социализации ребенка, и основным источником развития тех или иных защит, а так же их использования в жизни (по назначению или же разрушающих) являются родители или лица их замещающие.
Короче говоря, использование детьми механизмов психологических защит зависит от того, как и какую защиту используют родители.
В последствии (если уж так воспитали) справиться самостоятельно с излишком психологических защит (а значит перейти из «неудачников» в «победители») будет невозможно без помощи психотерапевта или психоаналитика.
Психологические защиты имеют самую тесную связь с акцентуациями характера , и насколько более выраженной является акцентуация, настолько более выражены механизмы психологической защиты человека.
Зная акцентуацию характера, свои индивидуально-личностные психофизиологические особенности, человек сможет научиться управлять своими психологическими защитами, корректируя их.
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: ^
Рассмотрим 8 основных психологических защит человека: их связь с акцентуацией характера, темпераментом, возможным девиантным поведением, психосоматическими заболеваниями и ролью индивида в социуме:
В конце будут даны ссылки на статьи по преодолению механизма психологической защиты для людей с темпераментом сангвиника, меланхолика, холерика и флегматика .
1) Отрицание ^
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ОТРИЦАНИЕ — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм психологической защиты.
Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.
Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему.
В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.
Эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.
К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам.
Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания.
Возможные девиации (отклонения) поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвития этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибиционизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.
Диагностическая концепция: истерия .
Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи, гиперкинезы, нарушения функции анализаторов, эндокринные нарушения.
Тип групповой роли (по Г. Келлерман): «роль романтика».
2) Подавление ^
Подавление, как механизм психологической защиты, развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора.
Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.
В кластер психологической защиты подавление входят близкие к нему механизмы: ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ .
В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.
Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.
Данные отсутствуют.
Тип групповой роли: «роль ребенка».
4) Компенсация ^
Механизм психологической защиты КОМПЕНСАЦИЯ, онтогенетически самая поздняя и когнитивно сложная психологическая защита, которая развивается и используется, как правило, сознательно.
Компенсация предназначена для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.
Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.
В кластер компенсации входят следующие механизмы психологической защиты: СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, и ФАНТАЗИЯ , которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.
Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.
Акцентуация характера: дистимность .
Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.
Диагностическая концепция: депрессивность.
Возможные психосоматические заболевания: нервная анорексия , нарушение сна, головные боли, атеросклероз.
Тип групповой роли: «роль объединяющего».
5) Проекция ^
Психологическая защита ПРОЕКЦИЯ сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны.
Проекция, как механизм психологической защиты, предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениями, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.
Поведение детерминированное сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности.
На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств. Реже встречаются садистско-мазохистский комплекс и ипохондрический симптомокомплекс, последний на базе недоверия к медицине и врачам.
Диагностическая концепция: паранойя. (тест на параноидное расстройство)
Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз.
Тип групповой роли: «роль проверяющего».
6) Замещение (Смещение) ^
Психологическая защита ЗАМЕЩЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения.
Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.
Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.
Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т.п.), предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.), приверженность к любой деятельности, связанной с риском, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом.
Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронический алкоголизм, самоповреждения и суициды.
Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П.Б. Ганнушкину), возбудимая психопатия (по Н.М. Жарикову), агрессивный диагноз (по Р. Плутчику).
Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.
Диагностическая концепция: маниакальность.
Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): бронхиальная астма , язвенная болезнь, язвенный колит.
На этом описание механизмов психологических защит человека — закончено.
Тест на психологическую защиту (Индекс жизненного стиля)
Как преодолеть психологические защиты:
у сангвиника («Отрицание», «Компенсация»)
Улучшение педантичного характера («Интеллектуализация»)
Психокоррекция демонстративной акцентуации характера (защита «Отрицание»)
Коррекция экзальтированного и циклотимного характера («Реактивное образование», «Регрессия»)