Развитие профессиональной компетентности. Концептуальные основы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в общеобразовательном учреждении. На чем основана модель развития профессиональных компетенций

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Свое выступление мне бы хотелось начать словами британского профессора, лидера образовательной реформы в Великобритании Майкла Барбера: « Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей»

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого».

Поэтому основным направлением работы в школе сегодня считается развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию. От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся.

Хотелось бы обратить ваше внимание на разные подходы к определению профессиональной компетентности.

В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению же доктора педагогических наук Вадима Николаевича Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике.

Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

    Система повышения квалификации.

    Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

    Самообразование педагогов.

    Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.

    Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

    Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

    Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, проблемные группы.

Позволяют повысить качество проведения современного урока и такие формы работы с педагогами, как:

    тематические педсоветы

    инструктивно-методические совещания по методической теме

    открытые уроки на муниципальном и школьном уровнях

    внутри школьные методические семинары

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность . В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: внедрение ФГОС ООО, освоение современных педагогических технологий, апробация учебников нового поколения.

Следует отметить, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Можно выделить два пути осуществления профессионального развития учителя:

посредством самообразования;
– за счет осознанного, добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, готовность к педагогическим инновациям. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А квалифицированный, творчески мыслящий, способный воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят и личностный потенциал педагога, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло, каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, которыми я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Ксения Симашина
Модель управления развитием профессиональной компетентности педагога

Модель управления развитием профессиональной компетентности педагога

К. В. Симашина,

г. Полысаево, Кемеровская обл.

Современная практика образования, характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, внедрением новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с воспитанниками . Таким образом, особое значение в настоящее время отдается уровню , повышению их квалификации, опыта и педагогического мастерства .

Профессиональные функции педагога , работающего с детьми, особенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка . Главное в развитии профессиональной компетентности педагога играют его педагогические способности и качества. Развитие профессиональных способностей связано с педагогическими знаниями , умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный педагог . Большее значение акцентируется на таких деловых качествах, как компетентность , смелость и готовность брать ответственность на себя, целенаправленность в достижении поставленных перед собой целей.

Наполняемость профессиональной компетентности педагога определяется профессиональной характеристикой . Она представляет собой модель , выделяя профессиональные знания , умения и навыки.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» первым уровнем общего образования является дошкольное образование. Тем самым, проблема качества дошкольного образования является очень актуальной.

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23, квалификация педагога может быть описана , как совокупность основных профессиональных компетентностей :

1. компетентность в постановке целей и решения задач педагогической деятельности ;

2. компетентность на развитие воспитательной деятельности;

3. компетентность в разработке и внедрения программы и принятии педагогических решений ;

4. компетентность в организации профессиональной деятельности .

5. компетентность личностных качеств ;

Педагогическая профессия , является преобразующей и в то же время управляющей . А для того чтобы уметь управлять личностью , нужно быть компетентным .

В педагогической науке понятие профессиональная компетентность педагога рассматривается , как многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях , ценностные ориентации педагога , а также интегративные показатели его культуры.

Главной основой профессиональной компетентности педагогов , несомненно, является объем обретенных им знаний, умений и навыков. Поэтому непрерывное педагогическое образование , постоянное повышение профессионализма педагогических кадров , должны стать приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения.

Достижение определенного уровня - возможно при формировании модели управления развитием профессиональной компетентности педагога , в такой последовательности,как :

1. Мотивационно – ценностное отношение к педагогической действительности имеет большое значение для последующих этапов; назначение этого блока – формирование психологической готовности педагога к труду на основе опыта.

2. Теоретическая готовность педагога – совокупность знаний о педагогических принципах , закономерностях, целях, содержании, технологиях и результатах образования человека; назначение этого блока – формирование подготовленности педагога к освоению практических способов деятельности на основе знаний в области ДО.

3. Практическая готовность – практический опыт реализации способов и творческого осуществления педагогической деятельности ; формирует готовность педагога к реализации профессиональных функций .

4. Результативная готовность – способность определять продуктивность профессиональной деятельности ; цель – формирование целостного образа профессиональной компетентности в совокупности всех блоков и компонентов .

В данной модели заложена цикличность (этапы) управления развитием профессиональной подготовки педагога . Исходя из современных требований, выделяют основные формы развития профессиональной компетентности педагога :

Обучение на курсах повышения квалификации в КРИПКиПРО; самообразование; творческие мастерские; тематические педсоветы; методические недели;открытые занятия опытных, интересных педагогов ; семинары-практикумы в ДОУ; консультации; общение с коллегами из других ДОУ, и других городов.

Но не одна из перечисленных форм не будет эффективной, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности . Именно он может достигнуть педагогической компетентности в современных условиях, и самообразование являться средством развития профессиональной компетентности педагога .

В результате рассмотрения модели управления развитием профессиональной компетентности , можно сказать,что :

Становление профессиональной компетентности рассматривается как многоуровневый и многоэтапный процесс преобразования опыта педагога в ходе взаимодействия с объектом труда – ребенком. Сконструированная модель профессиональной компетентности позволяет разработать дидактические основы ее формирования в процессе управления подготовкой педагога .

Подводя итог, можно сделать вывод, что структура профессиональной компетентности преподавателя в ОУ имеет сложный характер, который зависит от условий педагогической деятельности и от условий воспитания профессиональной компетентности педагога . В настоящее время необходимо актуализировать развитие профессиональных компетентностей педагога , постараться осознать границы не только собственной компетентности , но и профессиональной .

Не развивающийся педагог , не воспитает развитую личность . Именно повышение профессиональной компетентности необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса , так и качества дошкольного образования в целом.

Литература

1. Цветкова, Т. В. Управление дошкольным образовательным учреждением [Текст] / Т. В. Цветкова // Научно – практический журнал. – 2007. - №1.

2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя . – М. : Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998.

Публикации по теме:

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ Слайд 1. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных.

Предлагаю вашему вниманию выступление на методическом объединении. Надеюсь, что материал будет полезен для работы. 1 слайд – тема выступления.

Карта индивидуального образовательного маршрута по развитию профессиональной компетентности воспитателя Личная карточка 1. Рябова Татьяна Александровна 2. 6 октября 1986г. 3. Воспитатель 4. «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой.

Опыт работы «Формирование профессиональной компетентности педагогов» Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, поскольку способствует активизации личности, развитию.

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание.

Повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога Творческий план воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»» г. Мичуринска Котловой Е. Ю. по совершенствованию уровня.

Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению через самообразование"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями Автор-разработчик: Старший воспитатель Жданова Анжела Михайловна Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов.

Развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников В Российской Федерации одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы является современное дошкольное образование. Новые.

Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях «Психологическое сопровождение введения ФГОС ДО» «Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных.

Библиотека изображений:

Структура может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Дым-Тамакская основная общеобразовательная школа" Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

Доклад на тему:

« Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор повышения качества образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Гумерова И.И.

учитель математики

первой квалификационной

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.

Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность .

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие:

создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

– это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Система повышения квалификации.
  • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
  • Самообразование педагогов.
  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.
  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
  • Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Остановимся на некоторых пунктах подробнее.

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации раз в пять лет и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов и приоритетным направлениям, определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования. Важнейшей формой повышения квалификации, обеспечивающей профессиональный рост учителя в условиях введения ФГОС ООО, остается семинар. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
  • принятие идеологии ФГОС общего образования;
  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров , задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
  • просмотр телепередач, чтение прессы.
  • знакомство с педагогической и методической литературой.
  • использование интернет – ресурсов;
  • демонстрация собственного педагогического опыта;
  • внимание к собственному здоровью.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства :

Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.

Педагоги школ активно участвуют в различных конференциях, семинарах, съездах и т.д., они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвуют в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».


Развитие профессиональных компетенций молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А. Дистервег.

В современном обществе происходят стремительные обновления во всех областях профессиональной деятельности; предъявляются новые, более высокие требования к профессиональному развитию молодых специалистов. В Концепции модернизации российского образования акцентируется внимание на том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые молодые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В школе должен быть не просто учитель-предметник, а креативный организатор, творчески развитый человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребёнка, но и развивать его как личность.

Определение профессиональной компетентности педагога в нашем образовании появилось сравнительно недавно. Сейчас вопрос формирования профессиональной компетентности педагога как никогда актуален в педагогической общественности.

В педагогическом словаре профессиональная компетентность определяется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Таким образом, ответственность за приобретение опыта практической работы возлагается на образовательное учреждение и наставника, который обычно «прикрепляется» к молодому специалисту. Качество зависит от уровня наставника и педагогического коллектива, в который попадает молодой специалист. Основными способами формирования профессиональной компетентности на данном этапе являются Школа молодого учителя и наставничество. Формируются ли профессиональные компетенции у молодого педагога, которые, несомненно, очень важны для дальнейшей педагогической работы, неясно, если не знать планов работы администрации конкретной школы по работе с молодыми специалистами.

На пути совершенствования и развития профессиональной компетентности молодому педагогу придется пройти следующие этапы:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах

2.Исследовательская деятельность

3.Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

4.Активное участие в педагогических конкурсах, научно-практических конференциях

5.Трансляция собственного опыта

Однако ни один из перечисленных этапов не будет эффективным, если педагог не испытывает потребности в повышении собственной профессиональной компетентности. Отсюда следует, что необходимо обеспечить создание благоприятных условий для педагогического роста и стимулировать внутреннюю мотивацию молодых педагогов. Проблема управленческого содействия молодым педагогам является сегодня достаточно актуальной.

Начиная профессиональную деятельность в образовательном учреждении, молодой педагог должен свободно владеть педагогическими технологиями такого типа, как диагностика, целеполагание, прогнозирование, владеть методами и средствами педагогического воздействия, навыками организации различных видов деятельности учащихся, умением связывать личностный, дифференцированный и индивидуальный подходы в учебно-воспитательном процессе, а также преодолевать трудности в общении с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией.

Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация - ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.

Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий.

Начальная школа - фундамент образования каждого человека. Сегодняшний младший школьник, конечно, не похож на сверстников 80-90-х годов ХХ в. Новое поколение - это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».

В связи с этим к системе российского образования стали предъявляться другие требования. Так, в начальном образовании важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.

Этапы урока, способствующие формированию вышеперечисленных УУД:

1 этап - актуализация опорных знаний

2 этап - постановка учебной проблемы

3 этап - формулирование проблемы, планирование;

4 этап - открытие нового знания;

5 этап - применение нового знания

6 этап - рефлексия

Проектируя любой урок учитель должен спланировать формирование УУД: должен научить детей ставить цели и искать пути их достижения; показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекать учащихся к открытию новых знаний; обучать приемам работы в группах; обучать самопроверке; знакомить с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учить самостоятельно выбирать критерии для оценки; учить отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; учить сотрудничеству между учениками и учителем. Учитель должен помнить, что обучение, в соответствии с ФГОС, должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовать от него усилия, размышления, поиска.

Итак, ученик должен быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для того, чтобы справиться с любой задачей, ученик овладевает универсальными учебными действиями.

Новый Стандарт ориентирован на результат. Теперь будут учитываться не только знания, умения и навыки по предметам, но и межпредметные результаты и личностные, то есть развитие конкретного ученика с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей, ученик становится активным участником образовательного процесса и не просто слушает учителя, который рассказывает новый материал, а учится сам добывать знания.

Если изменениями не управлять, они все равно произойдут, независимо от того, хотим мы этого или нет. Вот только совсем не факт, что они будут именно такими, как нам хочется. Управление предназначено именно для того, чтобы перевести систему в желательное для нас состояние. Чтобы работать в таких условиях, которые нам подходят. Чтобы делать то, что нам нравится. Чтобы получать от своей работы удовлетворение, а не изматывающую усталость и раздражение.

Литература

1. Корешкова М. Н., Рыжевская М. А. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов [Текст] /М.Н.Корешкова // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 466-469.

2. Игнатьева Л. В. Педагогическое сопровождение становления молодых специалистов в образовательных учреждениях СПО[Текст] /Л.В.Игнатьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - С. 108-111.

Достанко Марина Александровна

Должность:

Директор школы

Место работы:

МБОУ «РСОШ им.В.С.Воронина»

Оглавление.

Введение. с.3

Глава 1. Управление профессиональным развитием учителя:

история и современные подходы. с.7

Глава 2. Модель профессионального развития педагогов

МБОУ «РСОШ им.В.С.Воронина». с.12

2.1. Основные направления совершенствования

профессиональной подготовки педагогов

МБОУ «РСОШ им.В.С.Воронина» с.12

2.2.Курсовая подготовка как одно из направлений

развития кадрового потенциала школы. с.13

2.3.Организация деятельности методической

службы школы как важнейший ресурс совершенствования

кадрового потенциала школы. с.15

2.4. Способы формирования индивидуального

образовательного маршрута педагога. с.18

2.5. Аттестация педагогических кадров как одно

из направлений профессионального развития

педагогических работников. с.24

2.6. Конкурсы профессионального мастерства

и диссеминация педагогического опыта работы. с.27

Заключение с.29

Список литературы.с.30

Введение.

Каждый новый этап развития человеческого общества ставит вопрос о том, каким образом подрастающее поколение будет усваивать накопленные культурно-исторические ценности, и каким образом в дальнейшем человечество будет развиваться на их основе.

В связи с этим постоянно возникают вопросы о том, какой должна быть система общего образования в государстве для того, чтобы выпускники школ явились тем новым поколением, которое способно к дальнейшему развитию человеческого общества. Насколько способны будут эти выпускники адекватно воспринимать окружающую действительность, насколько способны они будут адекватно воспринимать нужную информацию, насколько способны они будут на основе этого адекватного восприятия организовать адекватную деятельность?

Неслучайно в международных исследованиях итоговые рейтинги стран по оценке качества образования учащихся являются предметом глубокого изучения, которое становится основой для выстраивания образовательной политики государства, разработки новых законов и программ, главной целью которых является повышение качества образования и создание необходимых условий, которые будут способствовать тому, чтобы уже в школе подготовить выпускника, представляющего собой конкурентоспособную личность.

При этом очевидным является тот факт, что непременным условием получения высокого качества образования является наличие высокого профессионального уровня учителей.

За последние годы в нашей стране разработаны Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и т.д. Все эти документы акцентируют свое внимание на качестве образования; развитии профессиональных компетенций учителя; на совершенствовании управленческой инициативы руководителей.

Так, п.23 приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

Пунктом 22 приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и пунктом 22 приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» определяется, что педагогические работники, работающие при реализации программ основного и среднего общего образования, обязательно должны пройти курсы повышения квалификации объемом не мене 108 часов.

1 сентября 2013 года вступил в действие "Закон об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, в котором профессиональному развитию учителя и качеству образования уделяет достаточно большое внимание.

В пункте 1.5 статьи 48 говорится, что педагогические работники обязаны применять формы, методы обучения и воспитания, которые обеспечивают высокое качество образования.

Пункт 5.2 статьи 47 указывает, что педагогические работники не реже чем один раз в три года имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности.

В пункте 1.7 статьи 48 говорится, что систематически повышать свой профессиональный уровень входит в обязанности педагогического работника. Кроме того, в «Законе об образовании в РФ» в подпункте «з» пункта 1 статьи 29 говорится, что образовательные организации должны обеспечить открытость и доступность информации о педагогических работниках, которые работают в данной организации.

Эти статьи закона обязывают руководителей образовательных организаций уделять особое внимание уровню профессиональной квалификации своих педагогов и создавать необходимые условия для их профессионального развития.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 (В ред. Приказа Минобрнауки России от 15.11.2013 № 1244) утверждает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с этим приказом минимально допустимый объем освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. Данная норма распространяется на специалистов всех отраслей, в том числе и на работников системы образования.

Учитывая положения указанных выше статей нормативно-правовых актов, каждый учитель один раз в три года должен пройти курсы повышения квалификации в объеме не менее 16 часов и один раз в пять лет курсы повышения квалификации в объеме 72 или 108 часов (в зависимости от той ступени образования, на которой работает учитель).

Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р был утвержден План реализации программы «Развитие образования на 2013 – 2020 годы». Целью программы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Появление всех этих документов вызвано системными изменениями в профессионально деятельности педагогов. Сфера образования испытывает острую потребность в педагоге-профессионале, способном осуществлять развитие своих учеников средствами своей профессии, осваивать новые гуманитарные технологии и новые педагогические и управленческие средства.

Анализ нормативных документов и практики профессиональной подготовки педагогов позволяет сделать вывод о наличии следующего комплекса противоречий:

Растущие требования общества к уровню профессионализма педагогов и отсутствие у многих из них системных знаний, умений и навыков развивающего образования,

Необходимость решения новых образовательных задач в условиях реализации ФГОС и неразработанность системы методического обеспечения профессионального развития педагогических работников,

Необходимость командной педагогической работников и неразвитость данных форм работы в образовательной практике.

Указанные противоречия определили цель данной работы, которая заключается в поиске ответа на вопрос о том, как и на какой основе можно совершенствовать управление профессиональным развитием педагогических работников МБОУ «РСОШ им.В.С.Воронина» в современной образовательной ситуации.

ГЛАВА 1. Управление профессиональным развитием учителя: история и современные подходы.

Понятие «управление» сегодня является одним из ведущих понятий многих областей знания.

Основоположниками управления как теоретического знания были американский инженер Ф.Тейлор и французский менеджер А.Файоль.

Ф.Тейлор решил усовершенствовать управление предприятием путем экономного использования материалов и средств труда; путем регламентации использования инструментов и материалов; путем стандартизации рабочих операций и точного учета рабочего времени.

А. Файоль выделил пять функций управления, которые легли в основу принципов управления. По его мнению «управлять» означает: предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться и контролировать.

В 30-50-е годы ХХ века широко была распространена «школа человеческих отношений», которая в управлении перенесла внимание с выполнения производственных задач на отношения между людьми. Использование возможности складывающихся отношений между людьми и их позитивное влияние на конечный производственный результат стала основой для зарождения новой отрасли знаний – деятельностью по руководству людьми.

В самых разнообразных организациях эта деятельность стала называться менеджмент (англ. management - управление).

Таким образом, рассматривая понятие «управление» изначально определялось как умение непрерывно и целенаправленно воздействовать на коллектив людей, используя их труд, интеллект, мотивы поведения для организации и регулирования их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

В 60-70-е годы ХХ века термин «управление» стал широко использоваться в социально-гуманитарном знании: в социологии, а затем и педагогике.

В настоящее время в педагогической науке он рассматривается следующим образом:

Понятие «профессиональное развитие» происходит от лат. profiteor («объявляю своим делом»). Это процесс, характеризующий динамику необратимых изменений личности, ее основных мотивационных потребностей, когнитивных, эмоционально волевых компонентов в ходе профессионализации.

Термин «профессиональное развитие» учителя относится к междисциплинарным понятиям и в разных областях знаний рассматривается через призму особых акцентов.

Так, Л.М.Минина говорит о том, что «профессиональное развитие» - это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности При этом Л.М.Минина принципиально обращает внимание на то, что нет абсолютно никакой связи между возрастом учителя и его влиянием на профессиональное развитие.

У Э.Ф.Зеера - противоположная позиция, которая сводится к тому, что профессиональное развитие опирается на социальную ситуацию, уровень реализации в профессии и хронологический возраст человека.

Ростунов А.Т. утверждает, что понятие профессиональной пригодности, под которой он понимает сочетание индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивает ему наибольшую эффективность его общественно- полезной деятельности и удовлетворенности своим трудом.

Если обратиться к педагогике, то профессиональное развитие здесь рассматривается как процесс решения профессионально значимых задач – познавательных, коммуникативных, морально-нравственных. В ходе этого процесса учитель овладевает необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств. Ученые, которые занимаются проблемой профессионального развития, отмечают, что развитие профессионала происходит в результате систематического усовершенствования, расширения и подкрепления спектра знаний; развития личностных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний, навыков и умений (Е.Климов). Именно поэтому профессиональное развитие в педагогике связывают не с формальностью или обязанностью, а образом мышления, полезной привычкой. В связи с этим, в последнее время говорится о необходимости профессионального развития в течение всей жизни. В менеджменте «профессиональное развитие» - это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека, т.е. речь по большому счету идет об управлении человеческими ресурсами. Поскольку в менеджменте речь о профессиональном развитии идет как о процессе выполнения производственных функций, то именно в этой связи в бизнесе уделяется большое значение постоянному обучению персонала. Каждая фирма нацелена на то, чтобы быть конкурентоспособной и получить максимально возможную прибыль, Это возможно только в том случае, если все сотрудники будут готовы работать в новых условиях постоянно возникающих в современной экономической ситуации. В процессе развития управления как науки использовались разные понимания того, что является его основой. В нашем исследовании мы придерживаемся гуманистического подхода, который основой управления считает культурные смыслы и ценности и фиксируется на человеческой стороне организационной культуры. В рамках гуманистического подхода к управлению развитием педагогического персонала возникает понимание важности изменения ценностей, которые лежат в основе профессионально- педагогической деятельности. Для успешного продвижения на рынке менеджеры постоянно задумываются над вопросом «Как можно изменить управление трудовыми ресурсами для получения необходимых возможностей?»

В профессии учителя не менее важно знать новые тенденции, т.к. это одна из профессий, которая нацелена на будущее: на свое будущее как профессионала; на будущее своих учеников, которым предстоит адаптироваться в жизни. Наверно не случайно важным требованием в профессиональном развитии учителя является его профессиональное саморазвитие. Учитель должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. По сути дела профессиональное развитие учителя – это когда он осознает ответственность и свое участие за все, что происходит с ним и его учениками; когда он пытается активно способствовать или противостоять внешним обстоятельствам; когда он планирует и ставит цель своей профессиональной деятельности; когда он изменяет самого себя для достижения желаемого результата. М. М. Поташник отмечает, как бы учитель сам не заботился о своём профессиональном развитии, сколько бы ни думал о нём, как бы тщательно сам ни проектировал его, он не сможет не воспользоваться внешними источниками, которые ему предлагает школа.

Таким образом, управление в школе, руководство педагогическим коллективом является необходимым фактором профессионального развития любого учителя. Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате чего учитель овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества. Обращая внимание на многогранность понятия «профессиональное развитие» в данной работе оно будет рассматриваться как междисциплинарное для педагогики, психологии и менеджмента. Таким образом, на основе междисциплинарного анализа работ можно выделить существенные признаки понятия «профессиональное развитие»: особый вид активности педагога в сфере освоения образовательных инноваций; важнейшая составляющая нового педагогического профессионализма; результат совместных усилий личности, государства и общества.

Глава 2. Модель профессионального развития педагогов МБОУ «РСОШ им.В.С.Воронина».

2.1. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки педагогов МБОУ «РСОШ им.В.С.Воронина».

В МБОУ «РСОШ им.В.С.Воронина» ведется разносторонняя работа по созданию условий профессионального развития учителей, в которой можно выделить следующие направления.

В 2016-2017 учебном году коллектив педагогов школы продолжил работу над темой « Повышение качества образования и развитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса в условиях реализации ФГОС начального общего образования (НОО) и введения ФГОС основного общего образования (ООО)».

Была определена цель методической работы: «Создание условий для развития учительского потенциала и повышения уровня профессионализма педагогов для успешной реализации ФГОС второго поколения». Акцент в работе сделан на совершенствование системы профессионального саморазвития педагогов, их переориентацию на формирование результатов педагогической деятельности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и повышения качества образовательного процесса.

На основании главных направлений работы и в соответствии с поставленными целями были определены задачи методической работы:

    Создание оптимальных условий для повышения методического уровня педагогических работников для успешной реализации требований ФГОС НОО и ООО.

    Повышение мотивации педагогов в росте профессионального мастерства. Продолжение работы по обобщению и распространению передового педагогического опыта. Эффективное применение современных педагогических технологий для повышения качества образования.

    Совершенствование системы мониторинга развития педагогического коллектива.

    Применение в практике работы педагогов приемов внутренней и внешней оценки качества преподавания.

2.2.Курсовая подготовка как одно из направлений развития кадрового потенциала школы.

Курсовая подготовка педагогических кадров МБОУ «РСОШ им.В.С.Воронина» проходит в соответствии с планом - графиком на календарный год, на основании закона от 29.12.2012 № 39 273 «Об образовании в Российской Федерации». Подача заявок на курсовую подготовку осуществляется с помощью электронной записи на портале ГАУ ДПО МО «Институт развития образования».

ГАУ ДПО МО «Институт развития образования» предлагает достаточно большой спектр образовательных услуг. В праве учителя выбрать квалификационные или модульные курсы объемом 72, 108 или 144 часа.

Кроме этого мурманский «Институт развития образования» предлагает такие формы непрерывного повышения квалификации «без отрыва» от работы как очно - дистанционная, сетевая, индивидуализированная, модели дистанционного обучения: вебинары, видеоконференции.

Для педагогов Институт организовал и методическое сопровождение в сетевых педагогических сообществах.

Каждый слушатель по окончании курсовой подготовки сдает итоговую работу и при ее успешной защите получает документ о повышении квалификации.

Инновационными направлениями профессионального роста педагогических работников на территории Мурманской области стали различные формы профессионального общения педагогов:

организуются конкурсы профессионального мастерства;

организуются встречи с деятелями образования и идеологами образовательных программ;

организуются семинары с методистами ведущих издательств, авторами учебников и учебных пособий;

проводятся мастер-классы;

создаются условия по диссеминации педагогического опыта.

2.3.Организация деятельности методической службы школы как важнейший ресурс совершенствования кадрового потенциала школы.

Организация деятельности методической службы школы является важнейщим инновационным ресурсом в плане совершенствования педагогического мастерства педагогов школы.

Направляет и корректирует работу Методической службы Методический совет, в состав которого входят руководители предметных МО.

В прошедшем учебном году на заседаниях Методического совета обсуждались вопросы преемственности в обучении, особенности предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, вопросы введения в практику работы ФГОС ООО, специфика организации работы с учениками, имеющими ярко выраженный интерес к учению, организация и результаты предметных олимпиад, подготовка к государственной итоговой аттестации.

В 2015-2016 учебном году в школе работал следующие методические объединения учителей:

МО

Тема МО

МО учителей начальной школы

Развитие познавательного интереса школьников и повышения качества образования через изучение и внедрение в практику работы новейших педагогических технологий

МО учителей русского языка и литературы

ФГОС как условие совершенствования качества образовательного процесса в современной школе

МО учителей математики

Современный урок как фактор формирования положительной мотивации к обучению

МО учителей естественных дисциплин

Повышение качества образования по предметам естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС основного общего образования через обновление содержания и методов преподавания, организацию предпрофильной подготовки как средство повышения качества образования.

МО учителей иностранного языка

Улучшение качества преподавания иностранного языка через применение новых УМК и передовых технологий, формирование учебной мотивации в условиях введения ФГОС

МО учителей истории

Повышение качества образования и развитие творческого потенциала школьника через изучение и внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС ООО.

МО учителей технологии, музыки, ИЗО

Повышение профессиональной компетентности преподавателей в области теории и практики современного урока и методики его педагогического анализа

МО учителей физической культуры и ОБЖ

Совершенствование педагогического мастерства для повышения качества образования и перехода на новые образовательные стандарты

Таким образом, все методические объединения работали над темами, связанными с общей темой школы. В отчетах руководителей предметных МО отмечено, что все они достигли поставленных целей.

Приоритетными направлениями деятельности Методической службы МБОУ «РСОШ им.В.С.Воронина» являются:

1. Организация повышения квалификации педагогических кадров и создание условий для формирования индивидуального образовательного маршрута педагогических работников в межкурсовой период;

2. Организация своевременного прохождения аттестации педагогических работников школы и оказание методического сопровождения педагогическим и руководящим работникам в межаттестационный период;

3. Организация и проведение профессиональных конкурсов. Формирование банка передового педагогического и управленческого опыта работы, его диссеминация в образовательной системе района;

4. Изучение опыта работы педагогических кадров, поддержка и развитие творческого потенциала педагогов школы, создание условий для его распространения;

5. Поддержка и сопровождение молодых специалистов через реализацию районного социального проекта «Школа молодого учителя»;

6.Организация и проведение олимпиад и творческих конкурсов для учащихся, осуществление мониторинга уровня предметных достижений учащихся, создание банка данных об учащихся с академической одаренностью и творческим потенциалом;

7. Методическое сопровождение деятельности школьных методических объединений.

На заседаниях МО обсуждаются следующие вопросы: новые образовательные технологии и внедрение их в практику, анализ уроков на основе системно - деятельностного подхода, ФГОС, формы и методы текущего и итогового контроля, подготовка к ГИА, отчеты учителей по темам самообразования, методика работы с одаренными детьми, обобщение опыта работы творчески работающих учителей и т.д.

На заседаниях МО анализировались результаты к/р, диктантов, конкурсов, олимпиад, конференций, делались выводы о достижениях и проблемах над которыми предстоит работать МО.

Руководителям МО была делегирована часть функций по осуществлению внутришкольного контроля, по работе с вновь принятыми на работу педагогами.

2.4. Способы формирования индивидуального образовательного маршрута педагога.

Очень важным направлением повышения квалификации педагогических работников является формирование индивидуального образовательного маршрута. Основанием для его построения являются те изменения, которые происходят сегодня в системе образования, связанные с запросами и потребностями участников образовательного процесса. Сам образовательный маршрут проектируется на основе личных образовательных потребностей самого педагога, на основе методической проблемы (или темы самообразования) над которой работает педагог, а также потребностей школы.

Целью такого образовательного маршрута является совершенствование профессиональной компетентности педагога. Индивидуальные образовательные маршруты педагогических работников района предполагают не только вариативность выбора куров повышения квалификации на базе ИРО или других организаций высшего образования, но и самообразование; раскрытие потенциальных профессиональных возможностей через участие в профессиональных конкурсах; деятельность в педагогическом сообществе школы. Самообразование педагога реализуется и через самостоятельное освоение новых образовательных технологий, методических приемов и форм организации образовательной деятельности учащихся, работу с научной и методической литературой, взаимопосещение занятий, разработку проекта и т.д.

Все педагоги школы в течение учебного года вели работу по темам самообразования, многие представили её итоги на различных уровнях: школьном, муниципальном, региональном, федеральном. Например,:

Учитель химии

Внедрение инновационных технологий в преподавании химии в условиях введения ФГОС основного общего образования

1. Педсовет «Системно-деятельностный подход – методология ФГОС»

2. Семинар в г. Мурманск «Особенности преподавания химии в Мурманской области в условиях реализации ФГОС ОО»

Учитель информатики

Формирование и развитие творческого потенциала учащихся на уроках информатики в условиях ведения и реализации ФГОС ООО

Районная методическая пятница

«Создание мультимедийных интерактиавных упражнений»

Учитель математики

1)Участие в фестивале уроков по ФГОС. Тема урока «Модуль числа» (6 класс)

2)Всероссийский методический конкурс «Медалинград – май 2016». Номинация «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа «Модуль числа»

3) Всероссийский интернет - конкурс для педагогов «Педагогический триумф». Номинация «Лучший конспект урока». Работа «Треугольник и его виды»

Учитель математики

Системно – деятельностный подход в преподавании математики в условиях ФГОС

методического материала на страницах СМИ ЗАВУЧ.ИНФО. Работа « У рок рефлексии «Теорема Виета»

2)Выступление на заседании ШМО - «Использование метода рационализации для решения логарифмических и показательных неравенств»

3) Участие в фестивале уроков по ФГОС. Тема урока «Арксинус и арккосинус. Решение уравнений sin t = a, cos t = a »(10 класс)

Учитель математики

«Разработка диагностического инструментария по оценке учебных достижений обучающихся по математике в условиях введения ФГОС»

1)Всероссийский конкурс «Методическая разработка урока в соответствие с требованиями ФГОС». Публикация методического материала на страницах СМИ ЗАВУЧ.ИНФО. Работа «Теорема Пифагора»

2) Выступление на заседании МО учителей математики и информатики с участием учителей физики и химиии « Система критериального оценивания: проблема или решение»

Раскрытие потенциальных профессиональных возможностей и устремлений в индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников реализуется через участие в очных или заочных профессиональных конкурсах; через инициативу организации для учащихся района конкурсов, фестивалей, предметных каникулярных смен. Деятельность педагога в профессиональном сообществе проявляется через мастер-классы, открытые уроки, выступление на семинарах школьного и районного уровня с темой самообразования, участие в анализе новых УМКа, встречах с методистами издательств и авторами учебников и учебных пособий.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития педагога определяется как целенаправленная проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учителю позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении методическим объединением поддержки его профессионального самоопределения и самореализации.

Одной из форм повышения квалификации педагогов на современном этапе является участие в вебинарах. До образовательных организаций района регулярно доводится информация о вебинарах федерального и регионального уровня. Подобные формы получения важной информации являются неотъемлемой частью формирования индивидуального образовательного маршрута педагогических работников в межкурсовой период.

Реализация индивидуального образовательного маршрута представляется педагогическим работником в форме портфолио. Такая форма «отчетности» наиболее актуальна в ходе аттестации.

У ряда педагогов невысок уровень мотивации к овладению новыми технологиями в образовании и внедрению их в учебно-воспитательный процесс, имеется пассивное отношение ряда педагогов школы к обмену опытом и совершенствованию качества преподавания.

В методической работе школы есть свои традиции. Одна из них – проведение ярких методических мероприятий. Не один год это были Фестивали педагогических идей «Методический спринт» и « Openklass -3 R ». Эти мероприятия научили педагогов краткости, четкости выступления, продуманности, выверенности каждого слова, развивали творческую активность, научили ярко представлять свой опыт, свои большие и небольшие открытия. Продолжением такой работы стал школьный методический Фестиваль сценариев уроков по ФГОС.

Участие в Фестивале позволило учителям-участникам и учителям, на чей суд были представлены разработки уроков, ещё раз остановиться на теории построения нового урока, проанализировать свой опыт, сравнить свои наработки с тем, как это делают другие педагоги.

В протяжении нескольких лет на базе школы проведятся районные семинары для педагогов района «Методическая пятница». В их работе принимали участие и педагоги нашей школы, в том числе среди выступающих. В целом 95% педагогов стали участниками работы Методических пятниц для учителей района.

Для повышения методической грамотности педагогов в вопросе применения требований новых образовательных стандартов в школе регулярно проводятся тематические педсоветы, такие как «Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию как концептуальная основа современных образовательных стандартов», «Метапредметный подход в обучении как основа качественного образования», «Развитие профессиоанльных компетенций педагогов как фактор повышения качества образования» и др.

Педагоги школы являются постоянными участниками методических семинаров по следующим темам «Проблемы внедрения ФГОС ООО», «Особенности построения уроков по ФГОС ООО», «Система работы учителя-предметника по подготовке к ГИА (семинар-практикум), «Управление познавательной деятельностью на уроках (Как качественно учить всех) и др.

В целях систематизации опыта работы педагогов используется метод "портфолио." Каждый педагог школы проводит мониторинг собственной деятельности, ведя карту профессионального роста.

Вместе с тем, актуальной остается главная проблема методической работы школы - совершенствование современного урока как основной формы образовательной деятельности.

2.5. Аттестация педагогических кадров как одно из направлений профессионального развития педагогических работников.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п.2 ст. 49 проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Применение данной нормы регулируется приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В данном порядке обозначены цели, задачи, принципы аттестации, а также регулирование проведения аттестационных процедур.

Для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности в школе разработаны и приняты соответствующие локальные нормативные акты: приказ об организации аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям; положение об аттестационной комиссии образовательной организации.

Аттестация с целью установления квалификационной категории (первой или высшей) проводится по желанию педагога. Аттестация проводится аттестационной комиссией, формируемой уполномоченным органами государственной власти Мурманской области. Согласно нормативным документам первая квалификационная категория устанавливается на основе:

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов свoей прoфессиональнoй деятельнoсти, активнoгo участия в рабoте метoдических oбъединений педагогических рабoтникoв oрганизации. Согласно нормативным документам высшая квалификационная категория устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Управляя профессиональным развитием педагогических работников в вопросе аттестации основными задачами методической службы школы является:

Своевременное информирование педагогических работников об изменяющихся нормативных документах, регламентирующих процедуру аттестации;

Организация консультаций в период подготовки и прохождения аттестационных процедур.

2.6. Конкурсы профессионального мастерства и диссеминация педагогического опыта работы.

Профессиональное развитие педагогических работников школы осуществляется и за счет инициирования педагогов к участию в профессиональных конкурсах. В школе проводятся смотры- конкурсы учебных кабинетов. Разработаны критерии для смотра-конкурса учебных кабинетов. Принимали участие педагоги школы и в районных конкурсах учебных кабинетов, становясь их призерами и победителями.

Данные мероприятия позволяют провести систематизацию учебных материалов, наглядно-дидактических, лабораторно-практических; способствуют обобщению лучших образовательных практик педагогов района.

Наряду с традиционным конкурсом профессионального мастерства «Учитель года» в школе проводится конкурс на лучшее педагогическое эссе, конкурс мультимедийных презентаций и др.

Кроме этого, педагоги школы принимают участие и в других профессиональных конкурсах разного уровня и добиваются признания педагогической общественностью своих достижений.

Все материалы участников профессиональных конкурсов становятся частью банка передового педагогического опыта. Они включаются в районные методические сборники и становятся доступны для обозрения и изучения педагогическим сообществом.

Управление профессиональным развитием педагогических работников школы осуществляется и за счет включения педагогов в инновационную деятельность.

В течение нескольких лет учителя школы принимали участие в инновационной деятельности, организованной ГАУ ДПО МО «Институт развития образования» (например, по таким темам как «Апробация электронного журнала учета внеурочной деятельности обучающихся», «Уровень социализации учащихся начальных классов» и др.)

Заключение.

В целом работа, проводимая администрацией школы по повышению профессиональной компетенции педагогов несомненно дает свои положительные результаты, выражающиеся в стабильных показателях качества образования обучающихся, однако несомненно и то, что для сохранения и развития качества образования требуется ее постоянное совершенствование в зависимости от тех требований, которые предъявляются и будут предъявляться к школе со стороны социума.

Эти требования включают в себя требование использования в своей в профессиональной деятельности новейших педагогических технологий, требование являть собой пример современного человека, способного в условиях информационного общества не только обладать определенной суммой знаний, но влиять на новое поколение силой собственного примера, силой своей культуры и своего творчества.

Однако следует учитывать, что в постоянно меняющихся условиях образовательной деятельности педагог нуждается в поддержке со стороны профессионального сообщества и в первую очередь со стороны руководителей образовательной организации, одной из задач деятельности которых является организация работы по повышению профессиональной компетенции учителя.

Внутри образовательной организации администрации школы необходимо создать такие условия, чтобы педагогу имел возможность непрерывно повышать свою квалификацию. При этом должна быть создана ситуация успешного профессионального развития учителя, что в свою очередь непременно приведет к росту качества предоставляемых образовательных услуг.

Данные тенденции определили необходимость разработки школьной модели управления профессиональным развитием учителей-предметников. Для разработки этой модели профессионального развития учителей - предметников важно предусмотреть следующее:

Работа по профессиональному развитию всех учителей должна быть организована в соответствии с их интересами и программой развития самой школы;

Школа должна активно взаимодействовать с вузами и другими учреждениями повышения квалификации;

Формы повышения квалификации должны носить гибкий и разнообразный характер.

При этом следует учитывать, что формальным подтверждением профессионального роста учителя являются только курсы повышения квалификации и процедура аттестации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ, М.: Творческий центр Сфера, 2013. - 185 с.

2. Конституция Российской Федерации, М. : Юнвес, 2003. – 48 с.

3. Березина Е.С. Саморазвитие и его оценка окружающими / Березина Е.С. // Управление человеческим персоналом. - 2013. - №4(36). - С. 298-305. 77

4. Бондаренко О. Оцениваем качество работы учителя: критерии, современные методы / Ольга Бондаренко // Школа управления образовательным учреждением. – 2013. - № 2. – С. 59-64.

5. Бычко А.В. Развитие персонала: возможности и нюансы процесса / Бычко А.В. // Управление развитием персонала. - 2012. - № 2(30). - С. 116-119.

6. Волков В. Актуальные вопросы педагогического наставничества / Валерий Волков // Школа управления образовательным учреждением. – 2013. - № 2. – С. 34-37.

7. Болотов В.А, В.В.Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003, С.8-14
8. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т.Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки. Директор 2002 №6, С.16-25.

9. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии №5, 2004 С.3

10. Mудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000.

11. Нестеров В.В. Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург. 2003.

12. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 54 с.