Интересные задания по обучению грамоте подготовительная группа. Конспект нод по подготовки к обучению грамоте в подготовительной группе «абвгдейка
Антонина Болгова
Конспект занятия по обучению грамоте «Задания феи Грамоты» в подготовительной группе
МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«Задания феи Грамоты »
(занятие в подготовительной
группе )
Выполнил : Болгова А. П.
Цели :
Совершенствовать фонематический слух, умение выделять звук в слове, определять его место в трех позициях. Упражнять в составлении предложений. Формировать умение делить слова на слоги. Обучать чтению слогов , составлению слов из предложенных слогов. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
Словарная работа : предложение, слово, слог, звук, буква.
Материал : цветные прямоугольники, схемы предложений, слоги, картинки.
Ход занятия:
Вос-ль : Каждый день всегда, везде.
На занятиях , в игре.
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Вос-ль : Ребята, только, что мне пришло электронное письмо на мою почту. Я сейчас вам его прочитаю.
«Здравствуйте, ребята! Это пишет вам, фея Грамоты . Я решила прислать вам свои задания в виде игры . Мне очень хочется знать, чему вы научились, ведь вы будущие первоклассники. Успехов вам мои друзья. Ответы присылайте на мою почту в царство феи Грамоты .
Вот так сюрприз прислала нам фея Грамоты . Ну, что, ребята справимся с заданием ?
Задание №1 . Какие гласные буквы вы знаете? Как они произносятся? Каким цветом они обозначаются?
(Ответы детей)
Задание№2 . Какие вы знаете согласные буквы, звуки? Что может быть препятствием при произношении этих звуков?
(Ответы детей)
Задание №3 . Из каких букв состоят слоги? Назовите слоги? (показываю карточки с красным и синим квадратом)
(ответы детей) .
Задание № 4 Составьте слова из слогов.
Слоги эти вы прочтите
и слова из них сложите.
Вос-ль : на доске вы видите слоги, составьте из них как можно больше слов.
(Дети выполняют задания )
Задание №5 . где прячется звук «Н»
Отгадайте – ка, ребятки,
Мои трудные загадки
А потом определите,
Где живёт звук расскажите.
Мы с вами должны отгадать загадки Мальвины, и определить, где живёт в этих отгадках звук «Н» в начале, в середине или в конце слова. Готовы! Приступаем!
Сильный очень и большой
Не шути дружок со мной.
Острый рог мне вместо носа
Скудноватая причёска
Кожа складками свисает, по саване я гуляю.
По натуре одинок,
А зовусь я …. (носорог)
Вос-ль : в слове носорог, где мы слышим звук (в начале, середине, конце слов (ответы детей) .
Назовите слова, чтобы звук «Н» стоял в начале слов.
(дети называют)
Вос-ль : Выметает быстро сор
Очищает наш ковёр,
Каждый, если не бездельник,
Знает, что такое (веник)
Назовите слова, чтобы звук «Н» стоял в середине слова.
(дети отвечают : машина, картина, антенна)
Вос-ль : он огромен и послушен.
У него большие уши,
Ноги – тумбы, сам как дом,
Хвостик маленький при нём.
Хобот длинный вместо рук,
Носит брёвна и бамбук,
Может деток прокатить,
Если вкусным угостить.
Он отважен и силён
Угадали? Это…. (слон)
Вос-ль :Назовите слова, чтобы звук «Н» стоял в конце слова.
(дети отвечают : апельсин, барабан, мандарин)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре –
Кто живёт в моей квартире.
Раз, два, три, четыре, пять – всех могу пересчитать.
Папа, мама. Брат. Сестра,
Кошка Мурка. Два котёнка,
Мой сверчок, щегол и я.
Вот и вся моя семья.
Задание № 6 . Составьте предложение по картине и запишите схемы этих предложений.
(показываю схемы предложений, дети составляют предложения из 2-х, 3-х слов,схемы предложений записывают в тетрадь).
С какой буквы начинается предложение? А что ставиться в конце предложения?
Задание № 7 Составь слова из слогов.
Слоги эти вы прочтите
И слова из них сложите.
Задание № 8 . Подели слова на слоги, поставьте ударение к этим словам.
МА-МА, МА-ШИ-НА. РУЧ-КА.
Задание № 9 . Ребята, перед вами предложения давайте их прочитаем.
МА-МА УШ-ЛА. МА-ША ШИ-ЛА, АУ! АУ! ЛУ-ША.
Задание № 10 . Допиши буквы
Детям предлагается на карточках дописать недорисованные буквы.
Внимательно посмотрите и буквы эти допишите.
Вос-ль : молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями , и мы можем смело отправить по электронной почте феи Грамоте нами выполненные задания .
План-конспект НОД по обучению грамоте для подготовительной группы д/с
(целесообразней проводить по подгруппам)
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада. Конспект НОД пригодится в работе с детьми старшей/подготовительной группы, образовательная область познание (обучение грамоте).
Тема.Знакомство детей с предложением.
Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.Программные задачи:
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.
Материалы и оборудование: снежинка на нитке из салфеточной бумаги, тетради, простые карандаши, линейка, доска, указка. В конспекте использованы пальчиковые игры автора Галянт И.М.
Ход НОД:
I часть. Дети сидят полукругом.- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (вношу куклу «Незнайки» и сажу возле себя на стул).
- Да, это Незнайка. Он очень хотел попасть к нам в гости и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Ведь Незнайка тоже хотел бы стать грамотным. Но для того, чтобы Незнайка все понял и услышал, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово.
- Для этого мы поработаем над своим дыханием (раздаю каждому ребенку снежинку).
- Возьмите снежинку за нитку и подвесьте ее на уровне рта. Представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, и затих ветер (дети дуют на снежинку, воспитатель смотрит за тем, чтобы у каждого ребенка получилось). Сильнее стал дуть ветер, еще сильнее. Снова затих ветер.
II часть. Ребята, а знаете ли вы что предложения состоят из слов и я вам назову вот такое предложение: «Незнайка сидит».
Скажите, сколько слов про Незнайку я сейчас сказала? (ответы детей).
- Назовите первое слово? Назовите второе слово? Сколько всего слов в предложении? (ответы детей).
- А теперь ребята сами придумайте про Незнайку предложение из двух слов. (Например, «Незнайка упал», «Незнайка встал».) (Можно спросить каждого ребенка.)
- В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, т.е. оно содержит в себе определенный смысл, и предложение, как вы уже заметили, состоит из слов.
III часть.
А теперь, давайте вместе с Незнайкой поиграем с нашими пальчиками в игру «Разыгра»:
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать за спину руки).
Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами).
В гости к тете Разыгра (похлопать в ладошки).
На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем руки, начиная с мизинца).
Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев).
Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).
- Следующая игра называется «Живые слова». По желанию вызывается двое детей, им предлагается стать «живыми словами». Дети составляют предложение и называют его «Незнайка слушает». Воспитатель предлагает детям-словам поменяется местами и назвать получившееся предложение «Слушает Незнайка». Можно еще пару детей попросить сделать то же самое.
- Дети, оказывается, что слова в предложении можно поменять местами и смысл его от этого не меняется.
IV часть. Физпауза.
Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегают на носочках)
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил.
V часть. Проходим за столы.
- Ребята, а вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза.
3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.
- Сейчас, я изображу предложение на доске, а вы у себя в тетрадях. (Записываю на доске «Незнайка пишет», рисую схему предложения). Предложение состоит из двух слов: первое слово «Незнайка», второе слово «пишет», в конце предложения ставится точка.
- Самостоятельная работа детей
. Ребята, теперь каждый самостоятельно придумайте новые предложения про Незнайку из двух слов и запишите схему предложения у себя в тетрадях.
VI заключительная часть.
Сегодня мы говорили про Незнайку двумя словами. Я думаю, Незнайке очень понравилось с нами заниматься. Скажите чему мы научились сегодня? Да мы научились составлять предложения из двух слов. Замечали, какое первое, второе слово в предложении. Узнали, как можно записать предложение с помощью схемы. Ребята вы бы хотели, чтобы Незнайка пришел к нам на следующее занятие? Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались.
Надежда Шелестова
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Цель : Развивать умение детей вычленять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, составлять предложения.
Образовательные задачи :
1. Познакомить детей с понятием «ударение» .
2. Закрепить знания о гласных; согласных : твердых и мягких звуках, умение проводить звуковой анализ слов.
Развивающие задачи : 1. Упражнять в умении называть антонимы.
2. Продолжать развивать умение делить слова на слоги.
3. Закрепить умение самостоятельно составлять предложение по предложенной схеме : из трех и четырех слов.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать активное отношение к собственной деятельности.
2. Уметь проводить реальную самооценку.
3. Проявлять доброжелательное отношение к товарищам.
Индивидуальная работа :
1. Обратить внимание на Илью Ф., Максима П. – добиваться четких ответов на вопросы.
2. Активизировать Степу М., Ваню С., Софию З., Аню М.
Предшествующая работа : закрепление пройденного материала в дидактических играх : «Назови пару» (твердые и мягкие согласные, «Сколько в слове слогов?» , «Назови слово» , составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. Проведение звукового анализа слов, упражнения на подбор слов-антонимов.
Демонстрационный материал : фишки : красные, синие, зеленые; схемы предложений; кроссворд, фломастер.
Раздаточный материал : полоски (желтые, фишки : красные, синие, зеленые; кроссворд, простой карандаш; карточка, на которой изображена предметная картинка, под ней пять кругов для закрашивания, фломастер; оценочные карточки-смайлики.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает отрывок из стихотворения :
Кто вас, дети, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит?
Мама дорогая.
Воспитатель : «Какое самое любимое слово всех детей в мире?»
Дети : «Мама» .
Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова «мама» . (У доски работает один ребенок) .
После анализа слова воспитатель задает вопросы :
Сколько звуков в слове «мама» ?
Сколько гласных в этом слове? Назовите их.
Сколько слогов в слове «мама» ? Какие?
Назовите первый слог. Какой второй слог?
Воспитатель : Слоги в слове «мама» одинаковые. Какой слог произносится чуть протяжнее? (Воспитатель предлагает 3-4 детям произнести слово) .
Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог – «ма-маа» .
Так говорят? (Нет) .
Воспитатель сообщает, что слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении :
Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром…
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоток – стучит, стучит.
И – четко речь моя звучит!
2. Игра «Поищи слово» .
Воспитатель : Ребята, в русском языке есть короткие слова, которые прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Какие слова спрятались в слове :
Песок – сок, рыбак – бак, кулак – лак, фасоль – соль, Борис – рис, пирог – рог,
Король – роль,
3. Физкультминутка.
Воспитатель : Ребята, я буду называть слова со звуком «л» , если в слове слышится твердый звук «л» - вы будете топать, а если в слове слышится мягкий звук «ль» - вы будете хлопать.
Лиса – лопата – облепиха - лук – лейка – уголь - Лиза – бокал – белить - лоб – пол – палитра - локоть – лень – велосипед - лист – лак – мел - липа – ластик
4. Работа с карточками.
Воспитатель : Ребята, возьмите карточку, посмотрите, что на ней нарисовано, посчитайте, сколько слогов в этом слове и закрасьте столько же кружочков. (Дети выполняют задание) . Поднимите карточку те дети, у кого слово состоит из одного слога, из двух слогов, из трех слогов.
5. Задание : «Придумай предложение» .
Воспитатель : Ребята, придумайте предложение со своим словом, которое у вас на карточке по схеме. (Воспитатель предлагает детям схемы. Дети составляют предложения по схеме из двух слов, затем - предложения из трех слов).
6. Решение кроссворда на тему : «Если знаешь зверей, назови их скорей» .
Первое слово : Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка
За отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок
От собак матерый… (волк) .
Второе слово : Шел я осенью с охоты,
Вдруг тревожно свистнул кто-то.
Оглянулся я – зверек
Встал у норки, как пенек.
Я не стал взводить курок –
Пусть живет себе … (сурок) .
Третье слово : Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживится
Любит шустрая … (лисица) .
Четвертое слово : Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (рысь) .
Дети вписывают слова в клетки по горизонтали, после чего читают слово в выделенных клетках по вертикали : «рысь» .
7. Игра «Скажи наоборот» . Дети называют слова антонимы.
Широкий – (узкий, высоко – (низко, быстро – (медленно, зима – (лето,
Пол – (потолок, темный – (светлый, глубоко – (мелко, бросать – (ловить,
больной – (здоровый, работа – (отдых, мягкий – (твердый,
покупать – (продавать, веселый – (грустный, белый – (черный) .
8. Самооценка (дети выбирают и показывают смайлик) .
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и математике в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений полученных.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте и письму в подготовительной группе Тема: Путешествие по стране «Пиши-Читай» Программные задачи: 1. Продолжать учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик» МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение).
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры Буквоеда» Занятие - обучение грамоте в подготовительной группе Тема:«Игры Буквоеда» Цель: Формировать запас знаний и умений, которые станут базой.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь» Цель: закрепить назначение буквы Ь. Совершенствовать звуко – слоговой анализ слов. Упражнять в чтении. Закрепить умение печатать слова под.
галина агафонова
Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Хочу все знать»
Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе .
Составила воспитатель первой квалификационной категории Агафонова Галина Леонидовна.
г. Онега МБДОУ № 2 «Ромашка» .
«Хочу все знать »
Цель :
Закрепление у детей ранее полученных знаний.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.
Образовательные :
Совершенствовать умение детей делить слова на слоги;
Определять гласные и согласные звуки, их место в слове;
составлять предложения из 4 слов;
подбирать прилагательные и глаголы к существительному;
развивать связную речь.
Развивающие :
Развивать логическое мышление, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные :
Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, воспитывать командный дух.
Ребята, настал новый день! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу! Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе! Мы спокойны и добры, мы здоровы! Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи!
Вы любите играть?
Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Хочу все знать !»
Но для начала нам нужно разделиться на две команды - «Знатоки » и «Умники» ! (дети выбирают карточки-символы)
Пожмите друг другу руки и произнесите клятву : - «клянемся не злиться, не сердиться, не обижаться. А быстро думать и честно сражаться!»
Каждая команда отвечает на мои вопросы, за правильный ответ –фишка.
Ну что, готовы! Разминка для всех команд : «Исправь предложение» .
1. дед в печи, а дрова на печи.
2. под кроватью спит Федот, на кровати- Васька кот.
Разминка завершена и первое задание.
У меня в руках «Чудесный мешочек» , в котором лежат предметы. Вам нужно достать один предмет, назвать его и придумать предложение из 4 слов. (члены команд по очереди достают предметы и отвечают) .
Молодцы! Справились! Переходим к следующему заданию. Игра «Придумай слово» .
Прошла по городу молва, что будто новые слова у вас в запасе есть. Кто их назовет, тому и честь! Я говорю первый слог слова, а вы придумываете с ним слова.
задание для команды "Умники":
1. СА- ;МА-;ЛО-.
Задание для команды "Знатоки ":
2. МИ- ;ША-; РО-.
Замечательно! Не устали? Продолжаем игру («Волшебный мяч» ).
А теперь, ребята, я покажу вам волшебный мяч, который поможет вам ответить на вопросы : Какое? Какая? Что делает?
СОЛНЫШКО - какое? (яркое, весеннее, теплое, лучистое, ласковое)
Что делает? (греет, светит, поднимается, садится, пригревает, озаряет)
СОСУЛЬКА - какая? (холодная, скользкая, блестящая, хрупкая, острая, прозрачная.)
Что делает? (тает, капает, блестит, висит, растет, звенит, искрится.) .
При выполнении этого задания вам потребуется внимание, скорость. Игра «Обведи картинку» . Нужно добежать до мольберта, обвести картинку, в названии которой есть звук «а» . Каждый игрок обводит один предмет.
(по сигналу дети выполняют задание) .
А сейчас - пауза! Игра «Горошина» (дети берут по 2крупные бусинки) :
Маленькие пальчики любят поиграть,
Гладкую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Все. Устали пальчики, пора им отдохнуть!
Кладем свои горошины, не будем их катать.
Размяли свои пальчики и приготовились выполнять следующее задание.
«Зарисовка слов» (дети выполняют задание за столами) .
Я вам загадаю загадку, а ответ вы мне нарисуете ниточками.
Круглое, лучистое, веселое, теплое. (солнышко)
Большая, серая, дождливая, хмурая. (туча)
Вопрос команде «Знатоки » :- почему тучка хмурая? (тучка хмурая, потому что осталась одна на небе) .
Вопрос команде «Умники» :- почему смеётся солнышко (солнышко смеётся, потому что наступила весна)
Вам снова потребуется скорость, смекалка, внимание для выполнения следующего задания. Игра «Не ошибись» .
Перед вами два обруча, в которых лежат картинки. Нужно найти картинку, в названии которой 3 слога. (каждый берет по одной картинке, объясняет свой выбор) .
И последнее задание нашей игры «Хочу все знать » (задание выполняется за столами) . Игра «Раскрась звуки» . Перед вами картинки со схемами. Нужно раскрасить схему к каждому слову. Не забывайте, что гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные - синим.
Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Жюри подводит итоги.
Уважаемые «Умники» и «Знатоки » , вам понравилась наша игра? Как вы думаете, какая команда победила?
Победила дружба! Давайте поаплодируем друг другу!
Всем знатокам игры вручаются медали.
Публикации по теме:
Игровое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Незнайке!» Цель: Обобщение знаний детей по обучению грамоте. Задачи: 1. Создать условия для мотивации работы детей во время НОД.
Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [О] и буква О» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект НОД по подготовке к обучению.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.
Конспект открытой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В школу нам пора» Программные задачи: - Познакомить с буквой «Ь», учить объяснять, в каких словах эта буква разделяет гласный и согласный звуки, а в каких.
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Грамотейка»
1. Коррекционно – обучающие:
- Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); -Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки.
- Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги).
-Сопоставление местоимений в роде и числе.
2. Коррекционно-развивающие:
-Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух.
-Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения.
3. Коррекционно – воспитывающие:
-Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.
Материал и оборудование: запись звуков природы, фонограмма песни « Жили у бабуси…», фанфары; иллюстрация с изображением короля, макет полянки, демонстрационный слоговой дом, карточки с силуэтами животных; мелкие игрушки для игры: кукла, лягушка, кубик, кот, щенок, медвежонок, утёнок, корова, паук, самолёт.
Методические приёмы:
игровой- использование сюрпризных моментов.
наглядный - использование карточек, игрушек.
словесный - вопросы учителя-логопеда, ответы детей, указания, обобщение.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, физкультурная минутка.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", " Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Художественно-эстетическое развитие"
Ход занятия:
1.Организационный момент.Дети с учителем – логопедом заходят в зал, становятся полукругом.
-Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети отвечают.
-Сегодня по электронной почте я получила письмо. Всех желающих приглашают в необыкновенное путешествие по стране «Грамотейка», где можно не только узнать много интересного и занимательного, но и показать свои знания.
-Дети, хотите отправиться вместе со мной в эту страну?(ответы детей).
-Мы пойдём по дороге знаний и погостим у короля страны «Грамотейка». В конце путешествия вас ждёт сюрприз.
-А чтобы попасть в эту страну, как вы думаете какими мы должны с вами быть?(ответы детей)
-Умными, сообразительными, смелыми. На каждое сказанное вами слово делаем шаг вперёд.
Итак, мы на дороге знаний. Этот путь будет труден и долог. И прежде, чем мы туда отправимся, выполним пальчиковую гимнастику.
Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе»:
На горе мы видим дом (кистями рук изобразить домик)
Много зелени кругом (волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты (руками показать деревья и кусты)
Вот душистые цветы (пальцами показать бутон)
Окружает все забор (пальцами показать забор)
За забором – чистый двор (погладить одной ладонью другую)
Мы ворота открываем (кистями показать, как ворота открываются)
К дому быстро подбегаем (пальцами левой руки пробегаем по правой)
В дверь стучимся – тук-тук-тук (постучать кулаком руки по ладони)
Кто-то к нам идет на стук (ладонь приложить к правому уху)
В гости к другу мы пришли и гостинца принесли (вытолкнуть руки вперед, как будто преподнося что-то)
2. Гласные и согласные звуки.
Звучит музыка.
-Ребята, что вы слышите? (звуки). Правильно, мы слышим звуки. Знаете,
в стране Грамотейка есть свои звуки.
« Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Алёнку качать,
Но не умеют свистеть и ворчать».
- О каких звуках это стихотворение?(о гласных звуках)
-Правильно, это о гласных звуках, они умеют петь.
-Подойдите к стульчикам, возьми букву и сядьте. (буквы лежат на стульчиках).
Подходите по одному ко мне и называйте звук, который обозначает ваша буква. (Дети подходят к воспителю отдают букву, называют звук, а воспитатель выставляет буквы на доске).
-Знаете, мы с вами сейчас написали слова одной песни. Послушайте я спою её. Воспитатель поёт попевку гласных под минусовку "Жили у бабуси..."
-А теперь споём вместе (поёт с детьми без музыкального сопровождения)
-Молодцы, ребята, хорошо спели гласные звуки.
-А какие звуки петь не умеют? (ответы детей: согласные).
-Правильно, согласные.
Логопед читает стихотворение:
« А согласные -согласны
Шелестеть, шептать, свистеть
Но не могут они петь».
-Ну, чтож отправляемся дальше.
3. Дидактическая игра «Засели домик»
- Дети, нужно заселить домик по квартирам. В 1-е окошко поселим предметы, по которым можно сказать, что « она моя», во 2-ом «оно мое», в 3-ем « он мой», а в дверь зайдут все « Они мои»
- Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь можем отправляться дальше. До страны Грамотейка мы еще не дошли, но нас уже встречает сам король.
-Давайте встанем и поприветствуем короля. (девочки делают реверанс, мальчики кланяются.)
-С какого звука начинается слово «король»? (ответы детей)
- Наш король любит ходить в туфлях и тапочках. Послушайте, как сейчас король идёт в туфлях.
Логопед произносит твёрдо[К], топая пятками ног.
- Как вы думаете, как звучит звук [К]?(твёрдо)
- А теперь король одел тапочки, и шаги звучат мягко[К"].
Логопед произносит мягко звук[К],наступая носками ног.
- Давайте теперь все вместе покажем, как звучит твёрдый звук [К], и мягкий звук [К].
Логопед вместе с детьми произносит то мягкий, то твёрдый звук [К] поочерёдно, передавая его в движениях. В процессе выполнения задания учитель-логопед следит за правильностью исполнения движений детей.
4. Игры с игрушками.
- Любимое занятие короля играть в игрушки на полянке
- Подойдите к полянке и сядьте около понравившейся игрушки.
- Ребята, а вы знаете, на полянке король играет только с теми игрушками, в названии которых есть звук [К].
-Поставьте на полянку игрушки, в названиях которых есть звук [К] и объясните, где находится этот звук: в начале, в середине или в конце слова.
В процессе выполнения задания логопед спрашивает детей.
- Почему ты взял эту игрушку?(потому что в названии игрушки есть звук [К].
- Где находится звук [К]?
Выбирая игрушку и ставя её на полянку, ребёнок объясняет свой выбор.
- а почему ты не поставил свою игрушку? (потому что в слове «самолёт» нет звука [К].)
- Верно!
- Молодцы, королю понравилось выполнение этого задания, поэтому мы можем идти дальше.
- Посмотрите, мы с вами пришли к пирамиде слогов
Логопед читает стихотворение и раздаёт детям карточки с изображением животных
«Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают: Как? Куда?
Помогите, детвора!»
На этой волшебной пирамиде несколько этажей, но вот на них никто пока не живёт.
- Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на первом этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трёх слогов.
- кто нарисован на твоей карточке? Сколько слогов в слове «лев»? (ребёнок отвечает)
- Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного?(1)
- Почему? (в слове «лев» 1 слог).
Затем каждый ребёнок подходит к дому со своей карточкой, располагает её на нужном этаже и комментирует свой выбор. В конце вместе с детьми подводим итог задания.
-Ребята, а кто у нас живёт на 1этаже?(животные, название которых состоит из одного слога).А на 3 этаже?
- Молодцы, ребята, правильно разместили животных по этажам.
-Нам пора поторопится.
5. Физминутка.
«Король наш потянулся, руки в стороны,
В кулачок и на бочок
Левую руку вверх-вниз
Правую руку вверх-вниз
Влево нагнулись, вправо нагнулись
Руки в стороны, в локтях сгибаются
А в плечах вращаются
Руки опустили, вдохнули носом,
Выдохнули ртом»
6. Игра «Буква потерялась»
- Мы опять никак не можем попасть в страну «Грамотейка», потому - что на нашем пути новое препятствие. Посмотрите, здесь написаны слова, у которых первая буква потерялась. надо ее найти.
На доске записаны слова: тарелка, стул, посуда, рыба, куртка, шкаф, ложка, жираф, вилка
- Молодцы, теперь мы можем идти дальше.
7. Звуковой анализ слова.
- Посмотрите, здесь снова какое-то письмо. В нем предлагается отгадать загадку. И надо сделать звуковой анализ слова.
На опушке,
на дорожке
стоит дом
на курьих ножках. (изба)
После того, как дети проанализируют его, звучит музыка и дети попадают в страну «Грамотейка».
8. Итог ООД
- Дети, где мы с вами были?
- Что делали?
- Что вам больше всего понравилось?
- А какие задания вы бы хотели повторить еще раз?
Детям вручаются медали «Юным грамотеям». Логопед благодарит детей за работу.