Развиваем ребенка в разных видах детской деятельности. Особенности работы в разных видах деятельности детей. Игровые виды детской деятельности в доу по фгос

Посещение ребенком дошкольного учреждения является обязательной составляющей всестороннего развития личности будущего взрослого человека. Если обучить чтению и письму могут сами родители в домашних условиях, то невозможна без общения с ровесниками и выполнения задач в команде. Детский сад способствует нормальному росту ребенка, готовит его к взрослой жизни.

Виды деятельности согласно Федеральным государственным требованиям

Существуют общепринятые требования, которых должны придерживаться все дошкольные учреждения страны. Так, основные виды детской деятельности в соответствии с ФГТ включают игровую составляющую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, продуктивную, а также чтение.

Общеобразовательная программа в детском саду должна осуществляться не только благодаря взаимодействию взрослого и ребенка. Многие задачи малыш должен решать самостоятельно. Такая деятельность позволяет не только приобрести новые навыки, но и закрепить уже имеющиеся.

Федерально-государственные требования разработаны с учетом режимных моментов у детей в соответствии с возрастом. Исходя из этого, основные виды детской деятельности необходимо планировать, принимая во внимание периоды сна и бодрствования.

в детском саду

Игру можно по праву назвать основным видом деятельности в дошкольном учреждении. Ролевые игры помогают развитию личности, активные способствуют быстрому физическому становлению ребенка. Любое обучение проходит значительно продуктивнее, если оно интересно малышу. Неслучайно многие образовательные программы построены именно в форме игры.

Весь можно подразделить на две группы. В младшем дошкольном возрасте игры по большей мере приобретают предметный характер. Дети изучают окружающий мир визуально. Они стараются отличить один предмет от другого, попробовать его на вкус. В старшем дошкольном возрасте малыши уже начинают взаимодействовать друг с другом. Популярными становятся ролевые игры. А если воспитатель правильно построит образовательный процесс, в форме игры можно будет научить детей письму и чтению. Все виды детской деятельности в детском саду в той или иной степени должны быть с ней связаны.

Познавательно-исследовательская деятельность

Не менее важной деятельностью можно считать познавательно-исследовательскую. Этот вид достаточно тесно связан с игрой. Ведь именно благодаря последней ребенок знакомится с окружающим миром. Познавательная активность имеет огромное значение в любом детском возрасте. В зависимости от целей, которые ставит перед детьми воспитатель, этот вид деятельности может включать экспериментирование, наблюдение, экскурсии.

Отдельно следует обратить внимание на целевые прогулки. В теплое время года благодаря походам в парк или за город воспитатель помогает детям решить сразу несколько задач. Активный отдых можно совместить со знакомством с природой и животными родного края. Кроме того, свежий воздух способствует улучшению детского аппетита и сна. Препятствием для ежедневных прогулок может стать слишком низкая температура воздуха или осадки. В летнее же время года воспитатели должны следить за тем, чтобы дети меньше времени проводили на открытом солнце и носили головные уборы. Практически все виды детской деятельности в детском саду летом могут быть осуществлены на свежем воздухе.

Коммуникативный вид деятельности

Основная задача дошкольного учреждения состоит в подготовке ребенка к будущей взрослой жизни. Маленький человек должен приобрести много навыков, прежде чем он попадет в общество. Это не только умение разговаривать или по назначению использовать бытовые предметы, но и правильное общение с окружающими.

Большинство детей достаточно просто находят общий язык как с ровесниками, так и со взрослыми. Но в каждом детском дошкольном учреждении обязательно находится группа замкнутых малышей, которым трудно дается социализация. Такое поведение может быть связано с особенностями характера или родительским воспитанием. Нередко неурядицы в семье приводят к тому, что ребенок замыкается в себе и не хочет общаться со своими товарищами. Основные виды детской деятельности направлены на то, чтобы помочь такому малышу. В игровой форме воспитатель помогает ему раскрыться и наладить контакт с ровесниками.

Правильно организованная в детском саду способствует также и развитию речевого аппарата малышей. Занятия могут включать общение с детьми на определенные темы, ситуативные задачи, беседу, отгадывание загадок. Огромной популярностью у малышей пользуются сюжетные игры. В роли любимых сказочных героев дети становятся более самоуверенными, раскрывают свой творческий потенциал.

в дошкольном учреждении

Для того чтобы существовать в полноценном обществе, ребенку необходимо не только научиться правильно общаться, но и обслуживать себя. Все виды детской деятельности в детском саду способствуют обучению малышей самостоятельности. Они должны уметь правильно одеваться и держать кухонные приборы без помощи взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд также стоит не на последнем месте. Ребенок должен быть ознакомлен с деятельностью взрослых. Особенно это касается бытовых задач. Не только воспитатель обучает малышей культуре быта, но и родители в домашних условиях. Еще в детском дошкольном возрасте родители вместе с воспитателями должны научить ребенка аккуратности. Все малыши должны убирать за собой игрушки и кухонные приборы. Дошкольник обязан знать о том, что все вещи имеют свои места.

Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует также и социальному развитию. Малыш быстрее учится решать те или иные бытовые задачи, начинает понимать степень своей значимости в обществе.

Продуктивная деятельность

Невозможно представить без рисования, лепки и аппликаций. Все это продуктивная деятельность, которая способствует умственному развитию. На занятиях малыши учатся высказывать свои мысли, проявлять фантазию. Именно в детском саду может заложиться любовь к искусству, а родители обычно в это время выявляют у ребенка тот или иной талант.

Похвала является очень важным моментом продуктивной деятельности. Ни в коем случае нельзя указывать ребенку дошкольного возраста на ошибки. Воспитатель может только направить ребенка, подсказать, как было бы оптимально решить конкретную задачу. Неслучайно в дошкольных учреждениях отсутствует система оценок. Ребенок не должен знать, что он рисует или делает аппликацию хуже других.

Продуктивные виды деятельности в детском саду помогают познакомить ребенка с окружающей природой, с основными цветами и формами. Кроме того, рисование и лепка способствуют развитию координации движений.

Музыкально-художественная деятельность

Музыкальные виды детской деятельности в детском саду включают пение, подпевание, игру на инструментах, а также подвижные игры с музыкальным сопровождением. На таких занятиях у ребят развиваются творческие способности. Многим деткам нравятся занятия с вокальной импровизацией. Именно музыкально-художественная деятельность создана для подготовки малышей к выступлениям. Дети учатся прекрасно чувствовать себя перед большой аудиторией.

Чтение в детском саду

Несмотря на то что читать дети начинают только лишь в школьном возрасте, обучать такому навыку воспитатели должны задолго до этого. Ребенок в первую очередь должен научиться слушать и понимать произведение. Очень важным навыком можно назвать умение обращаться с книгой. Малыш должен знать, что нельзя рвать страницы, рассматривая иллюстрации.

В средней группе воспитатель начинает знакомить детей с буквами. В первую очередь дети учат легко произносимые буквы. Это простые Далее малыши учатся складывать буквы в слоги, а их - в слова.

Деятельность ребенка в детском саду обязательно должна быть связана с разучиванием небольших стихотворений. Занятия такого рода способствуют умственному развитию, тренируют память ребенка. Изучать небольшие рассказы и прибаутки родители могут с детьми также и дома.

Правильная организация досуга также важна

Обучение основным навыкам ребенка в детском дошкольном учреждении стоит на первом месте. Но правильно организованная кульурно-досуговая деятельность в детском саду также важна. Чтобы дети смогли с пользой проводить свободное время в группе, должно быть грамотно организовано пространство. Особое внимание взрослым следует обратить на игрушки. Огромную пользу имеют соответствующие зоны в виде живого уголка, кухни или аптеки. Специальные игрушки делают детские ролевые игры более насыщенными.

Условия реализации видов деятельности детей в детском саду включают также и театрализованные мероприятия. Представления и сказки помогают детям лучше закрепить пройденный материал. Кроме того, создаются благоприятные условия для всестороннего развития ребенка в стенах детского дошкольного учреждения.

Няня или детский сад?

Сегодня все больше родителей отдают предпочтение воспитанию детей в домашних условиях. Между тем именно в дошкольном учреждении малыш может получить навыки социально-ролевого поведения. Между детьми устанавливается опыт общения в самых разнообразных формах. Даже негативный опыт, который невозможно получить в стенах родного дома, пойдет малышу на пользу. А игра как ведущий вид детской деятельности будет способствовать всестороннему развитию малыша в коллективе.

Вместе с этим имеет преимущества и воспитание ребенка дома. Няня с педагогическим образованием будет прилагать все свои силы для воспитания конкретного ребенка с учетом особенностей его характера. Это даст возможность воспитать в нем самые лучшие качества.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности Выполнила: воспитатель Кривчикова О.А. Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач. ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка. Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. Целевые ориентиры ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.
Инициативность определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Выделяют 4 сферы инициатив:
  • творческая
  • целеполагания и волевого усилия
  • коммуникативная
  • Познавательная
  • Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
Творческая инициативность – включенность в сюжетную игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение и творческое мышление. Инициатива как целеполагание и волевое усилие : включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи. Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия и коммуникативная функция речи. Познавательная инициатива – любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы: 1.Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности. 2. Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые поручения, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом. 3. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения. 4. Общение (дети-дети, дети-родители). 5. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход. Без самостоятельности мы не получим инициативы . Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. жизнь во всех ее проявлениях становится все более многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. и не всегда этот пример оказывает положительное влияние на ребенка. Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. Маленький ребенок- это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых. Ребенок должен выполнять требования, которые диктует взрослый без проявления собственной инициативы и самостоятельности. По принципу "сказал- сделал". И только в последнее время у нас утвердился "позитивный" подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность- верная спутница личностного развития. Для развития инициативности нужно: . Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу. 2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что- то делать. 3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за свои ошибки и неудачи). 4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки. Если мы хотим, что бы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. В образовательном процессе ребенок и взрослые (педагоги, родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие - либо неожиданные сюрпризы, шумовые эффекты и т. д. необходимо создавать условия, что бы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. 5-6 лет Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • Поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;
  • создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу.
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
6-8 лет Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование, деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  • при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
  • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их предложения;
  • презентовать продукты детского творчества, другим детям, родителям, педагогам.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности, которые необходимо применять в работе воспитателя, следующие:
  • 1. Заботиться о том, что бы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать (если он обнаружит, что фломастеры засохли из- за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить давать ему новые. В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относиться к ним бережно, и самое главное, понимание, что за каждое свое действие приходится отвечать.
  • 2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки сразу на место после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, что бы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
  • 3. Объем и содержание обязанностей стараться сформулировать максимально конкретно. Например:" После обеда нужно убирать со стола свой стакан, что бы помочь Наталье Владимировне", а "не надо убирать за собой".
  • 4. стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий
  • 5. если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное место, попросить его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит задуматься ребенка о том, чем можно заняться.
Эффективные формы поддержки детской инициативы: 1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. 2. Проектная деятельность. 3. Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей- опыты и экспериментирование. 4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования. 5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. 6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития. "Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников" "Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников" Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшее социально- нормативные характеристики. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе. Спасибо за внимание!

Формы образовательной деятельности в СП №2 ГБОУ СОШ №170

Образовательная область Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Формы организации детей
Индивидуальные Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные Подгрупповые Групповые
Социально- коммуникативная Объяснение, напоминание Творческие задания, работа с пособиями. Обучение, объяснение, напоминание, творческие задания, рассматривание иллюстраций, работа с пособиями, создание игровых проблемных ситуаций, элементы тренингов. Сюжетно-ролевые, режиссерские игры, дидактические игры. Продуктивная деятельность. Включение ребенка в деятельность семьи, личный пример. Рассматривание иллюстраций, участие в проектной деятельности, тематических досугах. Просмотр видеофильмов, мультфильмов, телепередач. Экскурсии.
Физическое развитие Утренняя гимнастика, упражнения, творческие задания, объяснение, напоминание. Обучение, упражнения, объяснение, показ образца, напоминание. Творческие задания, игры, малой подвижности, личный пример. Организация тематических досугов, создание обучающих ситуаций. Игры большой и малой подвижности, создание игровых ситуаций. Личный пример, участие в тематических досугах, соревнованиях.
Познание Объяснение, напоминание, создание проблемных ситуаций. Игры. Обучение, объяснение, напоминание, творческие задания. Рассматривание иллюстраций, работа с пособиями, коллекциями. Создание игровых проблемных ситуаций. Участие в познавательных проектах. Сюжетно-ролевые, дидактические, режиссерские игры. Продуктивная деятельность. Рассматривание иллюстраций, экскурсии. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов. Изучение энциклопедий. Участие в тематических досугах и конкурсах, проектная деятельность.
Речевое развитие Поддержание речевой развивающей среды, объяснение, напоминание, создание проблемных ситуаций, игры. Напоминание, объяснение, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Творческие задания. Сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, режиссерские игры. Личный пример, введение традиции семейного чтения, участите в тематических досугах.
Художественно-эстетическое развитие Дидактические игры, упражнения. Личный пример, поддержание эстетической развивающей среды. Рассматривание иллюстраций, объяснение, показ, научение, напоминание. Продуктивная деятельность. Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи. Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр. Продуктивная деятельность. Сюжетная, режиссерская, театрализованная игра. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Украшение личных предметов. Создание соответствующей предметно-развивающей среды. Участие в тематических досугах и проектах, выполнение творческих заданий, совместная продуктивная деятельность с ребенком. Создание семейных коллекций. Личный пример, посещение концертов, семейные музыкальные вечера, участие в тематических досугах.

В дошкольном структурном подразделении № 2 ГБОУ СОШ №170 воспитываются дети от 2 месяцев до 8 лет. Учитывая специфику их индивидуальных потребностей и интересов, педагогами определены различные формы деятельности.

Особенности организации образовательного процесса в группах для детей младшего дошкольного возраста

Задачи воспитания и развития:

Способствовать благоприятной адаптации в детском саду.

Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками.

Способствовать развитию познавательной активности детей.

Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретения навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения.

Развивать взаимоотношения детей, умения действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

Способствовать развитию интереса детей к участию в игровой и художественной деятельности.

Примерный перечень форм образовательной деятельности (младшая группа)

Количество в неделю
1 в 2 недели
1 в 2 недели
Творческая деятельность 1в 2 недели
1 в 2 недели
ежедневно
Трудовые поручения 1 в неделю
Двигательная деятельность
1 образовательная ситуация
2 образовательные ситуации
2 музыкальных занятия
1 образовательная ситуация в 2 недели

Организация образовательного процесса в группах для детей младшего возраста в ГБОУ СОШ №170 (структурное подразделение №2) соответствует ФГОС и содержанию примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаева и др. 2011 г., стр. 23-97).

Особенности организации образовательного процесса в группах для детей среднего дошкольного возраста

Задачи воспитания и развития детей:

Способствовать становлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально положительному самочувствию и активности каждого ребенка.

Укреплять физическое, психическое здоровье, совершенствовать основные движения, воспитывать культурно-гигиенические навыки и привычки, осуществлять закаливание детского организма.

Развивать познавательную активность детей, обогащать сенсорный опыт детей, создавать условия для освоения средств и способов познания.

Обогащать представления детей о людях, предметах и явлениях живой и неживой природы, разных сторонах окружающей действительности.

Создавать условия для овладения разнообразными умениями и способами деятельности и общения, поддерживать проявления самостоятельности в разных видах деятельности,

Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские отношения в совместных делах.

Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям.

Развивать эмоциональные облик на проявления красоты, стимулировать желание отражать впечатления в художественной, коммуникативной и игровой деятельности, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов.

Организация образовательного процесса в группах для детей среднего дошкольного возраста в ГБОУ СОШ №170 (структурное подразделение №2) соответствует ФГОС и содержанию примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаева и др. 2011 г., стр. 103-196).

Примерный перечень форм образовательной деятельности (средняя группа)

Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество в неделю
Досуг здоровья и подвижных игр 1 в 2 недели
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, строительно-конструктивная игра-драмматизация)
Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг 1 в 2 недели
Музыкально-театральная или литературная гостиная
Творческая деятельность
Опыты, эксперименты, наблюдения экологической направленности 1 в 2 недели
Чтение литературных произведений ежедневно
Коллективный труд 1 в 2 недели
Двигательная деятельность 3 занятия физической культурой
Коммуникативная деятельность (развитие речи и освоение культуры общения, этикета) 1 образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях
Познавательно-исследовательская деятельность: -познание объектов живой и неживой природы; -познание предметного и социального мира (предметного окружения, мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей, городом), освоение культуры общения, безопасного поведения; -сенсорное и математическое развитие
Продуктивная деятельность: -рисование, лепка, аппликация и приобщение к изобразительному искусству; -конструирование 2 образовательные ситуации
Музыкально-художественная деятельность и приобщение к музыкальному искусству 2 музыкальных занятия
Чтение и общение по поводу прочитанного 1 образовательная ситуация в 2 недели

Особенности организации образовательного процесса в группах для детей старшего возраста

В целях обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; в структурном подразделении №2 функционируют группы старшего возраста.

Задачи воспитания и развития детей.

Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, способствовать проявлению самостоятельности детей в использовании правил культуры общения, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, дружеских взаимоотношений, стремления к сотрудничеству, взаимодействию со сверстниками и близкими взрослыми.

Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями. Обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представление о мире.

Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познавании.

Обогащать эстетические чувства и впечатление детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе.

Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной готовности детей к обучению в школе.

Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство собственного достоинства, стремление к социально одобряемым действиям и поступкам, поддерживать радость взросления. Понимания роста возможностей и достижений.

Воспитатели старших и подготовительных групп имеют высшее образование, прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми 5-7 лет.

Воспитатели и специалисты, работающие с детьми 5-7 лет, регулярно знакомятся с особенностями организации образовательного процесса в школе № 170, посещают уроки в начальных классах. Дошкольное структурное подразделение №2 приглашает учителей начальных классов в ГБОУ, проводятся совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования (см.план по преемственности СП и школы)

Освоение детьми пяти образовательных областей осуществляется в процессе образовательной деятельности по

организации различных видов детской деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты нашего структурного подразделения используют традиционные и инновационные формы работы с детьми: игры-занятия, экскурсии, развлечения, развиваюшие ситуации, экспериментирование и т.д.)

Примерный перечень форм образовательной деятельности (старший дошкольный возраст)

Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество в неделю
Досуг здоровья и подвижных игр 1 в 2 недели
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, строительно-конструктивная, игра-драмматизация)
Интеллектуальный и сенсорный тренинг («Школа Эврика») 1 в 2 недели
Музыкально-театрализованная деятельность или литературная гостиная
Творческая деятельность
Опыты, эксперименты, наблюдения экологической направленности 1 в 2 недели
Чтение литературных произведений ежедневно
Коллективный труд 1 в 2 недели
Двигательная деятельность 3 занятия физической культурой, одно из которых проводится на открытом воздухе
Коммуникативная деятельность: -развитие речи и освоение культуры общения, этикета -грамота 2 образовательные ситуация, а также во всех образовательных ситуациях 1 образовательная ситуация
Познавательно-исследовательская деятельность: -познание объектов живой и неживой природы; -познание предметного и социального мира (предметного окружения, мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей, городом), освоение культуры общения, безопасного поведения; - математическое и сенсорное развитие 1 образовательная ситуация 1 образовательная ситуация 1 образовательная ситуация
Продуктивная деятельность: -рисование, лепка, аппликация и приобщение к изобразительному искусству; -конструирование 3 образовательные ситуации
Музыкально-художественная деятельность и приобщение к музыкальному искусству 2 музыкальных занятия
Чтение и общение по поводу прочитанного 1 образовательная ситуация в 2 недели

ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ГБОУ СОШ № 170 (структурное подразделение №2).

В целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирования у них основ готовности к школьному обучению, в нашем структурном подразделении №2 открыты группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 лет до 7 лет, которые не посещали ранее дошкольные организации в силу тех или иных причин (проблемы со здоровьем, желание родителей воспитывать ребёнка дома, особые трудности, которые испытывают дети в период адаптации к дошкольной организации).

В детском саду работают 3 группы кратковременного пребывания:

-«Адаптационная» - разновозрастная (от 1,5 до 4лет).

- «Играя, обучаюсь» - разновозрастная (от 4до 7лет)

Группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» - разновозрастная (от 4 до 7 лет)

Диагнозы:

Симптоматическая и идиопатическая генерализованная эпилепсия;

ДЦП (детский церебральный паралич) различной степени сложности

РДА (ранний детский аутизм);

Синдром Вильямса;

Режим работы групп кратковременного пребывания – 5-ти дневный, по 3,5 часа.

Дети не обеспечиваются питанием по заявлению родителей.

Формирование деятельности

Деятельность и развитие ребенка

Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности

Формирование игровой деятельности

Формирование продуктивных видов деятельности

Список литературы

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность и развитие ребенка

Развитие ребенка происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов, осуществляется на фоне роста и созревания организма, зависит от системы воспитания, уровня развития общества, в котором он живет.

Движущей причиной психического развития является обучение как необходимый путь становления родовых, исторических, особенностей человека, как путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей (Л.С.Выготский). Далее Выготский Л.С. подчеркивал, что обучение должно ориентироваться на «зону ближайшего развития». Обучение ребенка может происходить и стихийно, и целенаправленно, как в сотрудничестве (явном или скрытом) с другим человеком, взрослым или сверстником, так и в результате наблюдений за действиями других людей.

Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость его личности. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных условиях решениях практических задач, которые перед ним ставит повседневная жизнь.

Деятельность не остается неизменной в жизни ребенка, она развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.

Развитие психики зависит от ведущей деятельности. Ведущая деятельность это та деятельность, в которой формируются и перестраиваются психические процессы; от которой зависят психологические изменения личности; в которой возникают и внутри которой дифференцируются новые ее виды. Каждая стадия в детском развитии характеризуется своим типом ведущей деятельности. В младенчестве ею является общение, в раннем возрасте — орудийно-предметная деятельность, в дошкольном - сюжетно-ролевая игра.

Вместе с тем развитие ребенка зависит и от других «специфически детских» видов деятельности (изобразительная, конструирование, восприятие сказки и др.), которые связаны с ведущей деятельностью, взаимодействуют с ней и содержательно ее обогащают (А.В.Запорожец).

Переход от одного типа ведущей деятельности к другому связан с изменением и развитием мотивации. Новые мотивы зарождаются в недрах уже сформировавшейся деятельности, а затем порождают ее новый тип. Д.Б.Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, которая характеризуется формированием мотивационно-потребностной сферы личности, следует деятельность другого типа, в которой происходит овладение новыми ее способами. Так, в деятельности общения в младенческом возрасте происходит преимущественное формирование мотивационно-потребностной сферы личности ребенка; в раннем возрасте в процессе предметных действий ребенок овладевает человеческими способами действия с предметами.

В дошкольном возрасте, в игровой деятельности, у ребенка формируются новые мотивы и потребности: осознание своего ограниченного места в обществе взрослых, понимание того, что ему еще нужно учиться. Поэтому в младшем школьном возрасте снова на первый план выступает овладение новыми способами действия, овладение знаково-символической деятельностью, развитие познавательных способностей.

Таким образом, в каждом психологическом возрасте на первый план выдвигаются определенные специфические задачи развития — генетические задачи возраста.

Предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность детей с нарушениями интеллекта так же, как и у нормально развивающихся дошкольников, ложится в основу развития психических процессов и формирования личности ребенка.

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. У них не возникает своевременно ни один из видов деятельности, присущих данному возрасту, не формируется та ведущая деятельность, которая призвана стать опорой всего психического развития в данном возрастном периоде. Следовательно, она не может служить средством коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому одной из существенных задач коррекционно-воспитательной работы становится формирование предпосылок к развитию деятельности и целенаправленное обучение всем ее видам. При этом необходимо учитывать этапы развития всех видов деятельности у нормального ребенка.

Предпосылками к развитию всей деятельности ребенка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов.

Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста находит свое выражение в том, что они далеко не всегда способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дети.

Восприятие не оказывает решающего воздействия на такие компоненты деятельности, как мотив, цель, т.е. на определение задачи и побудительных причин действия.

Не овладевшие средством осуществления предметной деятельности — дети искусственно переводятся на формальное овладение средствами интеллектуальной деятельности, что фактически не ведет к развитию как самой игры, так и других видов деятельности. Между тем, имеется другой путь — максимальное формирование и поощрение развития самой предметной деятельности на базе возникновения соответствующей потребности и развития восприятия.

Хотя все виды деятельности имеют общую структуру, каждый из них имеет свою специфику, свои законы развития и возрастные возможности.

Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности

Без специального обучения предметная деятельность становится у умственно отсталых детей ведущей лишь к старшему дошкольному возрасту. Вместе с тем, она является исходной при формировании других ее видов. Поэтому обучение предметным действиям и ее формирование оказывается одной из центральных задач в коррекционной работе специального детского сада. Обучение предметным действиям проводится на занятиях по самообслуживанию, по развитию игры, по ознакомлению с окружающим миром, на всех видах занятий по трудовому воспитанию и в процессе проведения всех режимных моментов детского сада. Не следует думать, что при активной коррекционной работе можно закончить формирование предметной деятельности на I—II годах обучения. Эту работу необходимо проводить постоянно в течение всех четырех лет обучения.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для ребенка социально значимыми сами предметные действия и требует нового уровня овладения предметными и орудийными действиями.

Овладение элементами трудовой деятельности оказывается не простым делом для дошкольников с нарушениями интеллекта. Уже самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должны овладеть дети. Для ребенка здесь может возникнуть два затруднения: в определении и усвоении последовательности операций и в овладении каждой из них. Возникновение трудовой деятельности играет большую роль в усвоении умственно отсталым ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и его логической последовательности.

Формирование элементов трудовой деятельности осуществляется на специальных занятиях и в быту, и ведется в двух направлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни всего общества, воспитывают уважение к труду взрослых. С другой стороны, трудовое воспитание ведется при организации практической деятельности детей — при формировании навыков самообслуживания, на занятиях: по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий может оказать игра, в которой дети под руководством педагогов и воспитателей будут обыгрывать полученные во время наблюдений впечатления, поочередно выполняя роли шофера, продавца, парикмахера и т.д.

Формирование представлений о труде взрослых проводится также в процессе ознакомления детей с художественными произведениями — со сказками, рассказами, стихами, с иллюстрациями к этим произведениям, а в старших группах и со специальными диафильмами, рассказывающими о разных профессиях. Представления уточняются с помощью дидактических игр.

Наряду с формированием представлений о труде взрослых проводится организация трудовой деятельности самих детей. На первых годах обучения особое место уделяется привитию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Эти навыки формируются на специальных занятиях и закрепляются во время всех режимных моментов.

Трудовое обучение осуществляется также на специальных занятиях по ручному труду, на которых дети выполняют различные поделки. На этих занятиях необходимо, помимо навыков ручного труда, создавать у детей интерес и уважение к результату своего труда. Для этого результат труда нужно выделить и сделать значимым для детей. На занятиях по ручному труду дети изготавливают поделки, которые могут служить атрибутами для, игры, средством украшения группы, подарком для младших детей или взрослых и т.п. Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными. В процессе создания коллективных поделок дети учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, результат своего труда с результатами труда своих сверстников, что составляет одну из основных сторон культуры труда.

Хозяйственно-бытовой труд вводится в специальном дошкольном учреждении на втором году обучения. Вначале он носит несложный характер — дети выполняют отдельные поручения (поливают цветы, расставляют пособия, раздают ложки перед едой и т.п.). Постепенно трудовые поручения усложняются.

Следующим видом трудовой деятельности умственно отсталых дошкольников является труд в природе. Дети ухаживают за растениями и животными в группе, трудятся на участке дошкольного учреждения.

Обучение труду играет огромную роль во всем психическом развитии ребенка, в его умственном и нравственном воспитании.

В процессе трудовых заданий дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают формированию детей словесной регуляции деятельности.

В труде — также мы находим большие возможности для того чтобы учить детей планировать свои действия — что будет сделано сначала, что потом, осмысливать значение последовательности действий для достижения конечного результата, к старшему дошкольному возрасту это позволяет добиться появления элементов самоконтроля.

Необходимость трудиться сообща приводит к тому, что дети начинают ощущать себя членами коллектива, рассматривать свой труд как часть общего труда, гордиться своим вкладом в общий результат. На этой основе может быть сформировано не только уважение к результату своего и общего труда, но и элементы самооценки.

Коллективный труд представляет прекрасную основу для воспитания взаимопомощи и отзывчивости и для организации поведения детей в целом.

Формирование игровой деятельности

Первоначальной задачей педагогического коллектива является создание условий для развития игровой деятельности. Здесь важное значение имеет устройство игрового уголка в групповой комнате. Оборудование его должно учитывать возрастные интересы детей и соотвествовать задачам развития игровой деятельности. Обучение игре проводиться на специальных занятиях и в специально отведенное для свободной игры время, на прогулках.

В программе раздел «Игра» включает три направления обучение сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической. Занятия по первому направлению проводятся учителем-дефектологом и воспитателем, по двум другим — в основном воспитателем.

На начальном этапе обучения важно создать у детей эмоциональное отношение к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослым, а также формировать ориентировочную деятельность детей. С этой целью первые занятия проводятся по обыгрыванию дидактических и сюжетных игрушек.

Особое место в руководстве педагогом игрой детей отводится формированию навыков игрового поведения. Необходимо учить их обмениваться игрушками, играть рядом, воспитывать в них доброжелательность и уступчивость.

Следующей задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали закономерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другому.

Только при развитии предметно-игровых действий может возникнуть подлинная, осмысленная сюжетная игра, которая является большим достижением в развитии игры умственно отсталого ребенка, ее необходимым этапом.

В дальнейшем проводится обучение сюжетно-ролевым играм.

Именно этот вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В них ребенок перевоплощается в различные персонажи, роли, действует в воображаемой ситуации, оперирует множеством разнообразных игрушек их заместителей. Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание дошкольником различных сфер человеческой деятельности, осваиваются разнообразные способы общения людей друг с другом.

Формирование игровой деятельности у умственно отсталых детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений у них о явлениях социальной жизни. На этом этапе занятия направлены на накопление, обобщение и закрепление полученного социального и эмоционального опыта, с нравственными нормами и человеческими чувствами. Процесс ознакомления умственно отсталых детей с социальными явлениями осуществляется разными методами: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов и кинофильмов, беседы.

Весьма важно подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происходящему. Для игр-драматизаций подбирают сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами.

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

В процессе проведения игры-драматизации нужно предоставить детям возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая их максимально действовать в условиях воображаемой ситуации. Этому значительно способствует использование костюмов и различных атрибутов.

При проведении игры педагог четко должен представлять свою роль. Вначале каждой игры необходимо создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли. При этом и сам педагог настраивается на игровой лад. Важно сделать обучение занимательным, сохранить активность самих детей.

После проведения каждой игры необходимо провести с детьми беседу предлагая ответить на ряд вопросов. Во что они играли? Кто кем был? Что делал? и т.д. Такое подведение итогов дает возможность детям закрепить свое поведение в коллективной деятельности со сверстниками.

Обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре должно включать в себя следующие этапы:

целенаправленное формирование представлений детей о профессии;

подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;

проведение игры, где основную роль берет на себя взрослый;

развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.

Главная цель занятий по обучению игре состоит в том, чтобы у воспитанников сформировался интерес к сюжетно-ролевым играм, включающим в себя воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение.

В процессе игры у детей с нарушениями интеллекта формируется произвольность психических процессов: произвольные внимание и память. Игровая ситуация и действия в ней активизируют умственную деятельность воспитанников. В игре дети учатся действовать с предметами-заместителями, они дают им новое игровое название, учатся адекватно действовать в воображаемой ситуации. Постепенно игровые действия сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Следовательно, игра в большой мере способствует постепенному переходу ребенка к мышлению в плане представлений. Игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на более высокий этап — этап умственных действий с опорой на речь.

Формирование продуктивных видов деятельности

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

Развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой.

Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка.

У нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда, еще очень примитивных. Однако при этом идет активное ассоциирование изображения с обликом знакомых предметов, происходит «опредмечивание» каракулей посредством слова. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью. У детей с нарушениями интеллекта, с которыми не проводится коррекционная работа по формированию изобразительной деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не называются детьми, т.е. не связываются с окружающими предметами.

В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без учета их психического развития, почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изображения людей, животных, т.е. тех объектов, которые составляют основное содержание детского изобразительного творчества.

Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с нарушениями интеллекта тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности.

Все это обращает внимание на необходимость обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллекта на всем протяжении дошкольного детства.

Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационо-потребностного плана деятельности. У детей вызывают желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д.

Следующей задачей обучения изобразительной деятельности детей является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объемных предметов, используя зрительно-двигательное моделирование формы; обведение-выделение плоской формы перед рисованием. Эта задача реализуется при обучении детей предметному рисованию и лепке по натуре.

В ходе предметного рисования и лепки дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

Овладение способами зрительно-двигательного моделирования формы позволяет ребенку в дальнейшем пользоваться ими при изображении, которые еще не были в его графическом опыте.

В ходе обучения педагог решает также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своих воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой — выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

Занятия по изобразительной деятельности имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребенка. Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их, выслушивают мнения своих сверстников о проделанной работе.

Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить до конца начатое дело.

Вслед за предметным рисованием и лепкой с натуры проводится предметное рисование и лепка по представлению. Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учит детей изображать предметы по описанию.

В результате целенаправленной работы по обучению детей рисованию и лепке с натуры и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. Работа над формированием замысла теснейшим образом перекликается с работой по обучению предметному, а затем сюжетному рисованию и лепке.

Все эти виды занятий способствуют развитию памяти ребенка, в частности, произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего последующего обучения не только в детском саду, но и в школе.

Со всеми этими занятиями тесно переплетаются занятия по аппликации, которые помогают детям объяснить, как объемная форма изображается в плоскости, они дают возможность обратить внимание детей на соотношения величин, позволяют решать задачи сенсорного воспитания.

В процессе занятий по конструированию у детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки для игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения.

Для создания предпосылок к самостоятельному конструированию детям показывают также, что предметы одного функционального назначения (например, здание детского сада) могут иметь разные конструкции, т.е построены по-разному, но в тоже время отвечать общим требованиям (иметь небольшую высоту, много входов и т.д.).

На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. Действия по подражанию предполагают буквальное следование ребенка за взрослым, воспроизведение его действий без отсрочки.

В дальнейшем учат детей выполнять конструкцию по образцу. Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях детей и на реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством педагога. В начале обучения используются только несложные объемные образцы с видимыми составляющими элементами. Изучение образца под руководством взрослого проводится в определенной последовательности. Анализ образца представляет собой специально организованное его рассматривание, осуществляемое под руководством педагога.

Анализ образца начинается с целостного восприятия объекта. Дети называют его, затем переходят к выделению основных опорных частей.

В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. С этой целью им предлагают различные конструкторы, сборно-разборные игрушки.

Опыт обучения детей с нарушениями интеллекта конструированию показал, что они оказываются способны при правильной организации коррекционной работы овладеть начальными действиями со всеми видами моделей.

Таким образом, при особой организации и коррекционной направленности обучения дети с нарушениями интеллекта оказываются способны выполнять предметные, изображения, а также отражать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом.

Список литературы

  1. Гаврилушкина О П. Обучение изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников (2-ой год обучения). / Сб. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях // Под ред. Н.Г.Морозовой. — М., 1976. - С. 34-40.
  2. Гаврилушкина О.П. Организация подготовительного периода к обучению умственно отсталых дошкольников изобразительной деятельности. // Дефектология. — 1975. — № 3. — С. 79—85.
  3. Гаврилушкина О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста. / В сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. // Под ред. Л.П.Носковой. — М., 1984. - С. 47-64.
  4. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1987.
  5. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. — М., 1991.
  6. Кулеша Эва. Освоение предметных действий умственно отсталыми детьми. // Дефектология. — 1989. — № 3. — С 65—68.
  7. Соколова Н.Д. О содержании и методах трудового воспитания в старших группах специального детского сада для умственно отсталых детей. / Сб. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. // Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1980. - С. 3-13.
  8. Соколова Н.Д,. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе целенаправленного обучения. / В сб.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. // Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1984. - С. 30-46.
Игровая деятельность
Специфические задачи - развитие игровой деятельности детей; - формирование положительного отношения к себе, к окружающим; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные. Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации. Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, предметами-заместителями. Игры со строительным материалом (строительными наборами, конструкторами) и природным материалом Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические игры: с предметами, настольно-печатные, словесные Интеллектуальные развивающие игры Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов Игры с элементами спорта Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные Проектная деятельность
Коммуникативная деятельность
Специфические задачи - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Виды образовательной деятельности Занятия по речевому развитию Свободное общение на разные темы Коммуникативные игры Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений Подвижные игры с речевым сопровождением Дидактические словесные игры Викторины Проектная деятельность
Трудовая деятельность
Специфические задачи - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Виды образовательной деятельности Самообслуживание Дежурство Хозяйственно-бытовой труд: помощь в уборке группы, перестановка в предметно-развивающей среде группы и др. Труд в природе: заготовка природного материала для поделок; изготовление кормушек для птиц, их подкормка; изготовление цветного льда; участие в посадке и поливке растений Ручной труд (поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона и др.): изготовление атрибутов для игры и др. Проектная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
Специфические задачи - развитие сенсорной культуры; -развитие познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Виды образовательной деятельности Занятия познавательного содержания Опыты, исследования, экспериментирование Рассматривание, обследование, наблюдение Решение занимательных задач, проблемных ситуаций Просмотр познавательных мультфильмов, детских телепередач с последующим обсуждением Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет Оформление тематических выставок Создание коллекций Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры Сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия и др. Поисково-исследовательские проекты
Приобщение к художественной литературе
Специфические задачи - формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Виды образовательной деятельности Чтение и обсуждение произведений разных жанров Восприятие литературных произведений с последующими: свободным общением на тему литературного произведения, решением проблемных ситуаций, дидактическими играми по литературному произведению, художественно-речевой деятельностью, рассматриванием иллюстраций художников, просмотром мультфильмов, театрализованными играми, оформлением тематических выставок Проектная деятельность
Продуктивная деятельность
Специфические задачи - развитие продуктивной деятельности; - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству.
Виды образовательной деятельности Занятия по рисованию, лепке,– тематические, по замыслу Художественный труд (поделки из бумаги, картона, природного, бросового материала и др.): украшения к праздникам, поделки для выставок детского творчества и др. Конструктивное моделирование из строительного материала и деталей конструктора (по образцу - модели, по замыслу), из природного материала Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии Разнообразная интегративная деятельность: создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и др. Организация и оформление выставок Проектная деятельность
Музыкально-художественная деятельность
Специфические задачи - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству.
Виды образовательной деятельности Музыкальные занятия Слушание народной, классической, детской музыки. Игра на детских музыкальных инструментах Шумовой оркестр Экспериментирование со звуками. Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен Драматизация песен Музыкальные и музыкально-дидактические игры Концерты-импровизации Упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса Беседы по содержанию песни
Двигательная деятельность
Специфические задачи - накопление и обогащение двигательного опыта детей; - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - развитие физических качеств
Виды образовательной деятельности Физкультурные занятия: игровые, сюжетные, тематические, комплексные, учебно-тренирующего характера Физкультурные минутки и динамические паузы Гимнастика Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования Игры-имитации, хороводные игры Народные подвижные игры Пальчиковые игры Спортивные упражнения Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек

Реализация Программы осуществляется ежедневно:

В процессе организованной образовательной деятельности с детьми (занятия),

В ходе режимных моментов,

В процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,

В процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

Организованная образовательная деятельность с детьми (занятия)

Продолжительность образовательной деятельности, максимально допустимый объем образовательной нагрузки, длительность перерывов между периодами непрерывной образовательной деятельности, а также временной промежуток (первая или вторая половина дня), в который проводится организованная образовательная деятельность, определяются СанПиН 2.4.1.3049-13.

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет не превышает 10 минут. Образовательная деятельность осуществляется в первую и вторую половину дня.

В середине непрерывной образовательной деятельности проводится физкультурная минутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей образовательная деятельность сочетается с занятиями по физическому развитию и музыкальной деятельностью.

С детьми третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляются воспитатель по подгруппам - 3 раза в неделю: 2 раза в групповом помещении и в физкультурном зале, 1 на улице.

Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной недели представлено в Приложении №1.

Организация образовательного процесса осуществляется на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.

При работе с детьми широко используются разнообразные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-экспериментирования, игровые и проблемные ситуации, элементы моделирования и проектирования.

Организованная образовательная деятельность направлена:

На систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка;

На освоение новых сложных способов познавательной деятельности;

На осознание связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

При организации организованной образовательной деятельности используется деятельностный подход: знания не даются в готовом виде, а постигаются путем анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения. Педагог подводит детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия. Обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. С этой целью в обучение вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная и проектная деятельность.

Эффективным приемом является взаимное «пронизывание» различных образовательных областей в разных видах детской деятельности. Между различными направлениями деятельности детей осуществляется внутренняя интеграция: развитие математических представлений в процессе рисования; художественное творчество в процессе восприятия музыки; приобретение навыков счета в процессе игры в магазин или в больницу и т.п. Воспитатель сам вызывает активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность. В этом контексте ребенок выступает в качестве субъекта деятельности.

Образовательная деятельность с детьми выстраивается на основе тематического планирования, что удобно не только при планировании занятий, но при планировании индивидуальной работы и деятельности воспитателя по развитию познавательных способностей детей в свободной деятельности.

Важным является обеспечение взаимосвязи содержания образовательной деятельности с повседневной жизнью, праздником, игрой. В течение дня детям предоставляется возможность вернуться к своим работам - конструкции, рисунку, а также сделать нужные атрибуты для игр. Для этого в группе создаются маленькие «мастерские» - место, где находятся бумага, клей, краски, разный бросовый материал для поделок.

Такое обучение носит личностно-ориентированный характер, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, но и основных базисных характеристик личности, содержательно соответствующих возрасту: самостоятельности, инициативности, компетентности (интеллектуальной, языковой, социальной), творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки.


Похожая информация.