Здания в стиле баухауз. Экономичная функциональность стиля баухауз в интерьере. Этот геометричный шрифт появился в результате многолетних экспериментов Джозефа Альберса. Шрифт построен исходя из пропорций один к трем и состоит из строго определенных геоме


«Баухаус» - это многозначное понятие. Так в средневековой Германии назывались цеха архитекторов и строителей, позже этим словом было названо одно из самых известных немецких учебных заведений, которое создало новое направление в искусстве XX века и оказало огромное влияние на современную архитектуру и дизайн. Высшая школа искусств «Баухаус» существовала всего лишь 14 лет: с 1919 по 1933 годы, и тем не менее, она стала одним из самых значительных явлений культурной жизни Германии.

Исследователи отмечают, что модернизм стал для многих художников первой половины XX века не просто новым направлением в искусстве, но и своеобразной религией, с помощью которой они хотели изменить окружающий мир, а также человека, преобразив его жилище и быт. В 1919 году в Ваймаре была основана экспериментальная школа искусств Баухаус. В программе-манифесте учебного заведения в достаточно экзальтированной форме предлагалось объединить усилия художников и ремесленников и построить здание будущего, которое станет, по словам авторов программы, «хрустальным символом новой веры».

Основатель Баухауса, Вальтер Гропиус, наряду с Ле Корбюзе, считается основоположником модернизма в архитектуре. Преподавательский состав в его учебном заведении был крайне талантливый, хотя достаточно эксцентричный. Иоганнес Иттен, создавший теорию цвета, являлся поклонником зороастризма. Каждое занятие этого профессора начиналось с особой медитации, призванной помочь студентам сконцентрироваться и пробудить в них творческие силы. В числе профессоров был также русский художник Василий Кандинский, основоположник живописи абстракционизма. Покинув Россию после революции, он переехал в Германию, где принял немецкое гражданство и в течение нескольких лет преподавал в Баухаусе живопись.

Не только преподаватели, но и учащиеся отличались крайней экстравагантностью. В учебном заведении царила полная свобода, и студентам разрешалось делать все, что угодно. В результате жители Ваймара постоянно жаловались на выходки студентов, которые то раскрашивали по ночам городские статуи, то купались голыми к ужасу благовоспитанных бюргеров, то носили вызывающую одежду. Особенно шокировало большое количество женщин среди учащихся, что в первой половине XX века было еще крайне непривычным.

Преподавание в школе Баухаус

Обучение начиналось с вводного курса, позволяющего познакомиться с теорией цвета, фактурами и материалами. Затем следовала работа в мастерских, в которых студенты учились ткать, работать с металлом, деревом и другими материалами. После этого учащиеся, испробовав себя в разных областях, могли выбрать специализацию. Девизом преподавательского метода в Баухаусе было следующее высказывание: «Искусству научить нельзя, можно научить лишь ремеслу». Производственный процесс являлся крайне важной частью преподавания, так как студентов ориентировали не на создание каких-то единичных произведений искусства, а на массовое производство и на запросы обычных потребителей.

Основным принципом в школе Баухаус было понятие «Gesamtkunstwerk», что можно перевести как «синтез искусств», поскольку предполагалось, что выпускники в своем творчестве будут объединять искусство и ремесло. Вообще, считалось, что красиво только то, что является полезным, удобным и функциональным, и потому дизайн отличался крайней простотой и лаконичностью.

Надо сказать, что художники Баухауса совершили настоящий прорыв не только в архитектуре, полностью порвав с классическими традициями, но также и в дизайне. Металлическая мебель из гнутых трубок стала новым словом в оформлении интерьеров. Когда смотришь на изделия мастеров Баухауса, выполненные в 20-е годы прошлого века, то поражаешься тому, насколько современно они смотрятся и сегодня. Своеобразной визитной карточкой школы стал стул «Василий», названный в честь Василия Кандинского. Впервые в истории была создана мебель из хромированных труб, а источником вдохновения для дизайнера послужила … конструкция велосипеда! В числе изделий художников Баухауса наиболее известен чайный сервиз, полностью состоящий из простейших геометрических фигур, а также стильные настольные лампы. Некоторая мебель и бытовые предметы, созданные художниками Баухауса, до сих пор находятся в производстве.

Кроме занятий архитектурой и дизайном студенты Баухауса большое внимание уделяли искусству фотографии, начав одними из первых использовать технику фотоколлажа. Были попытки проявить себя также в танце. В учебном заведении ставились совершенно шизофренические балеты, декорации и костюмы для которых создавались студентами и преподавателями.

Наиболее известным спектаклем стал «Триадический балет» с участием учащихся, в котором танцоры уподоблялись большим марионеткам:

Баухаус в Дессау

После того, как высшая школа Баухаус была закрыта в Веймаре и переведена в Дессау, стал вопрос о строительстве нового здания, которое смогло бы объединять в себе не только помещения для занятий, но также квартиры для многочисленных студентов. За разработку проекта взялся сам руководитель школы Вальтер Гропиус. Построенный всего за год кампус стал поистине культовым зданием. Сконструированный из бетона, стали и стекла, этот дом воплощал в себе все принципы конструктивизма, благодаря чему был назван современниками «храмом функциональности».

Сооружение является действительно уникальным, поскольку его стены выполнены из стекла, благодаря чему помещение целый день наполняется солнечным светом. Однако это было и большим недостатком: летом здание буквально накалялось, а зимой сильно промерзало. Из-за этого пришлось внести изменения в проект и использовать дополнительные бетонные стены, которые нарушили задуманную прозрачность здания.

Поскольку архитектура кампуса ориентировалась на идеи конструктивизма, то его внутреннее оформление было своеобразным. То, что обычно стараются скрыть, в нем подчеркивалось и служило дизайном. Например, батарея устанавливалась в центре стены, являясь, по мнению создателей, функциональным украшением.

Здание Баухауса имеет одну интересную особенность: из-за прозрачности стен можно видеть практически любую часть помещения и находящихся в нем. Все помещения были связаны между собой, и даже комнаты студентов представляли собой не место уединения, а единую коллективную область. Таким образом, общность ставилась превыше личного пространства, что не могло не оказывать влияния на психическое состояние учащихся.

Пришедшие к власти нацисты поспешили закрыть Баухаус, так как считали его рассадником коммунистических идей. В здании учебного заведения некоторое время располагалось гестапо. Во время войны здание сильно пострадало, однако позже было полностью восстановлено и в настоящее время входит в список ЮНЕСКО. Сегодня нас трудно удивить сооружениями, построенными в стиле конструктивизма, однако когда смотришь на здание Баухауса, то невольно удивляешься дерзости и смелости мысли архитектора, который фактически первым спроектировал такой дом в середине 20-х годов прошлого века.

Баухаус и Россия

На протяжении всего своего существования Баухаус имел тесные связи с Россией. В числе единомышленников школы искусств бы художник из России Эль Лисицкий, на творчество которого во многом ориентировались ранние мастера Баухауса. С 1921 года там преподавал Василий Кандинский, основоположник абстракционизма в России.

После строительства здания в Дессау туда приезжало несколько делегаций из России, в числе которых был сам нарком Луначарский, а спустя год несколько преподавателей и студентов Баухауса побывали в Москве. Новый директор Баухауса, Ханнес Мейер, симпатизировал коммунистам, и после того как был уволен по настоянию мэра Дессау, то поехал в Россию вместе с несколькими студентами, назвав свой коллектив «Рот фронт». В Москве ими была устроена выставка, посвященная творчеству Баухауса, а позже они занимались проектированием города Биробиджан, принимали участие в разработке неосуществленного проекта Дворца Советов и других архитектурных объектов. Однако политическая атмосфера постепенно менялась, и Ханнес Мейер успел уехать из Советского Союза в Мексику, а вот судьба его студентов сложилась не так удачно: многие из них были арестованы и репрессированы.

В период 60-80-х годов в советской архитектуре стало заметно возвращение к идеям Баухауса. Необходимость массовой застройки привела к тому, что во всех городах начали возводиться достаточно дешевые здания из стекла и бетона в стиле конструктивизма, которые стали одним из символов советской эпохи.

«Баухаус: Лицо двадцатого века», документальный фильм, 1994 год:

«Не смотри туда, они из Баухауза!» — предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они (студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам, девушки стригли коротко волосы и носили брюки, а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы, у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами, выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки, за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира.

Оскар Шлеммер. Лестница Баухауза. 1932 г.

Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухауз (Bauhaus — в переводе с немецкого «Дом строительства») была основана в Веймаре 25 апреля 1919 года. Сейчас термином Баухауз называют и объединение художников, которые преподавали и учились в этом учебном заведении, и определенный стиль в архитектуре, основанный на конструктивистском подходе.

До того, как появился Баухауз, у студентов художественных академий не было никакой возможности вырваться за пределы традиции: их обучение начиналось с истории искусства, рисования акварелей и копирования античных статуй. В Баухаузе начинали подготовительный курс с теории цвета и изучения фактур, создавали трехмерные структуры изо всего, что попадало под руку, на старших курсах играли спектакли из геометрических фигур, самостоятельно производили мебель для обустройства классов и строили дома для преподавателей. Один из студентов рассказывал, что его девушка тогда коротко подстриглась и он использовал ее волосы для одной из скульптур. Во времена депрессии, когда на профессиональные материалы не было денег, Йоганнес Иттен, преподаватель вводного курса, отправлял студентов на помойку: идите найдите что-нибудь интересное и попытайтесь понять природу этих вещей.

Буддист и мистик Йоганнес Иттен брил голову и ходил в монашеской одежде. Он разработал подготовительный полугодовой курс для студентов Баухауза. За это время они должны были успеть понять выразительный потенциал форм и цветов, материалов и рельефов, научиться контролировать свою творческую энергию и управлять эмоциями. Занятия начинались с дыхательных упражнений, практиковалось рисование с закрытыми глазами и рисование обеими руками.

Баухауз был мечтой, которая сбылась. Здесь захотели поставить настоящий эстетический эксперимент над миром вещей и ожидали не просто художественного, а социального переворота: окружающее человека пространство, созданное по законам искусства, должно поменять со временем самого человека.

На фото (слева направо): Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штольцль, Оскар Шлеммер.

Преподавателями Баухауза были мастера-ремесленники и художники-авангардисты: созидатель иных художественных миров Пауль Клее, изобретатель абстрактной живописи Василий Кандинский, родоначальник геометрического театра Оскар Шлеммер. За время работы здесь все они создали собственные методики преподавания и разработали новейшие теории искусства. Труды преподавателей издавали тут же — они становились экспонатами серии «Книги Баухауза».

Василий Кандинский. Композиция VIII
1923, 140×201 см

Василий Кандинский. Контрастные звуки

Пауль Клее. Шоссе и переулки

Пауль Клее. Чирикающая машина

Баухауз был придуман сразу после Первой мировой войны, во времена глубокой депрессии, гиперинфляции и отчаяния. Саксонско-веймарская школа прикладного искусства не работала уже 4 года и нужно было ее оживлять и восстанавливать. Директором школы был назначен молодой архитектор Вальтер Гропиус, который получил в свое распоряжение еще и Высшую школу изобразительных искусств. Новая модель обучения художников-ремесленников будущего складывалась буквально сама собой.

В 1919 году Гропиус придумал новой школе название Баухауз — Дом строительства — и выпустил манифест, в котором описал основную идею:

«Высшая цель любой творческой деятельности — строительство! Ранее изобразительное искусство было подчинено великой архитектуре, и его благороднейшая из функций заключалась лишь в декорировании архитектурных сооружений. Сегодня изобразительное искусство и архитектура самодовольно не замечают друг друга, и это можно исправить лишь сознательным объединением усилий представителей всех ремесел. Архитекторы, живописцы и скульпторы должны вернуться к пониманию композитного характера строительства, как процесса в целом, так и в многочисленных его частностях».

Студенты Баухауза не просто создавали эскизы будущих функциональных вещей, а производили эти вещи. Для этого была разработана система мастерских: гончарной, текстильной, витражной, металлической, класс сценографии. Кроме того, студентов учили создавать настенную живопись, гравюру по дереву, а позже экспериментировать с фотографией. Тогда во всей Европе не было больше художественной школы, которая бы всерьез применяла в обучении авангардистские идеи.

За 14 лет Баухауз сменил три адреса. В Веймаре было прекрасно и свободно, потому что это самый артистический город Германии, здесь Баухауз был признан и принят. В Дессау было грандиозно, потому что здесь для школы построили специальное здание и устроили изнутри все по собственным проектам и в соответствии с главными идеями: общежитие для студентов, мастерские, театральный зал, столовая, дома преподавателей. В Берлине было совсем недолго и страшно, потому что именно сюда в 1933 году пришли национал-социалисты, чтобы закрыть Баухауз и вышвырнуть из окон школы инструменты и «дегенеративные» произведения студентов и преподавателей.

Все основные тренды современной архитектуры XXI века были открыты почти столетие назад: балконы общежития Баухауза и дом, построенный в Дессау для проживания преподавателей.

Функциональность — это определение, которое впервые прозвучало в стенах Баухауза и по сей день без него не обходится ни один спор об архитектуре, промышленном и городском дизайне. Но в начале 20-х годов простые формы предметов, производимых в мастерских Баухауза, потрясали. Потому что это были мебель, посуда, здания, гобелены, ковры, изготовленные смелыми, революционными художниками. Экспериментальный дом Haus am Horn, построенный в Веймаре на территории пришкольных огородов, стал символом и архетипом чистой функциональности. На первой выставке Баухауза, устроенной для демонстрации достижений школы в 1923 году, Haus am Horn стал главным экспонатом. Металл во многих элементах мебели заменял дерево, декоративность больше не работала по старым принципам — новым эстетическим ресурсом стали линии, геометрически четкие формы, насыщенные чистые цвета. Здесь была кухня, больше напоминающая лабораторию, где каждая вещь соединяла в себе несколько функций, где вся утварь была лаконичной и идеально расположенной в пространстве. Эта кухня была не для беседы за чашкой чая, а для быстрой и максимально комфортной работы. Здесь была самая настоящая Икеа.

Некоторые экземпляры мебели, произведенной в мастерских Баухауза, стали воплощением художественных, композиционных, колористических идей его лидеров. Так и получается, что знаменитая детская колыбель, ковер по эскизам Клее и стул «Василий» — это не те вещи, на которых сидят, лежат и топчут, а произведения искусства, которые хранят в музеях.

Когда Вальтер Гропиус объявил, что студентом Баухауза может стать каждый, он не ожидал, что здесь будет столько женщин. За всю недолгую историю школы их было приблизительно столько же, сколько и юношей. И ладно бы там гобелены рисовали и керамику создавали, но не тут-то было. Марианна Брандт, например, поступившая в Баухауз уже будучи серьезной дамой слегка за 30, специализировалась на металле и разработке систем освещения. Ее металлические чайные сервизы до сих пор производит итальянская компания Alessi (фото внизу).

Еще одна программная idée-fix Баухауза, основа основ и цель развития — это синтез искусств. А в дальнейшем — синтез техники, науки и искусства. Преподаватели школы не вещали с кафедры о найденной однажды и навсегда истине, они искали эту межкультурную, междисциплинарную истину вместе с учениками. Не удивительно, что период чтения лекций и ведения мастерских в Баухаузе стал временем невероятно мощного вдохновения для Василия Кандинского, Пауля Клее, Оскара Шлеммера, Герхарда Маркса и временем создания теоретических работ. Одним из самых потрясающих проектов Баухауза стали сценические постановки Шлеммера. Папье-маше, картон, металл — из всего этого вырастали и оживали 18 геометрических статуй-танцоров, которые решали на сцене метафизические вопросы о слияния человека и мира, частного и общего. Это было первое в истории искусства действо, которое органично вписало фигуры танцоров в декорации, которое вывело авангард на сцену. Слияние музыки, цвета, формы, движения, света, механики и архитектуры сцены.

На фото слева и верху — актеры «Триадического балета» Оскара Шлеммера, 1922 год.

Видео — фильм «Триадический балет» 1970 года, воссоздающий сценические эксперименты Шлеммера.

В Баухаузе проводили концерты современной музыки — Кандинский и Клее отыскивали самых смелых экспериментаторов в Лейпцигской консерватории и тащили их играть к своим студентам. Заканчивался концерт — перегородку между столовой и залом со сценой убирали — и уже начинали танцевать в невероятных масках Шлеммера. Здесь устраивали фестивали различных материалов и форм. Например, для всей школы объявлялся фестиваль металла: студенты вдохновлялись возможностями и невозможностями материала и создавали свое собственное новаторское произведение. Собственное видение и индивидуальность — это то, что ценили в студентах Баухауза.

Собственное виденье и индивидуальность — это то, чего не могли допустить национал-социалисты, оказавшиеся у власти сначала в Веймаре, а в начале 30-х годов добравшиеся и до Дессау. Большинство преподавателей Баухауза стали героями знаменитой выставки «Дегенеративного искусства» и потеряли надежду на какое бы то ни было будущее в своей стране. Пришло время идеям Баухауза эмигрировать в Америку.


Баухауз (Дом строительства) — Высшая школа строительства и конструирования, которая работала в Германии с 1919 по 1933 г.г. На базе школы возникло творческое объединение и впоследствии архитектурный стиль.

В двадцатом веке произошли коренные изменения во внешнем облике архитектурных сооружений. Реалии диктовали свой стиль, ставивший под сомнение употребление классических ордеров, лишние декорации. Произошел перелом традиций, складывавшихся веками. Первоначально новый архитектурный стиль казался чересчур примитивным. Однако вскоре общество привыкло и смогло принять наготу, компактность и ясные очертания зданий, ставшие основными признаками и формами.

Одним из первых таких зданий является Баухауз . Здание, выстроенное в стиле «функционализм». Применим к проекту Баухауза стиль определения как «утилитарный», «комфортный», значит «красивый». Однако на самом деле красота здания в функциональном стиле обусловлена наличием безупречного вкуса и чувства прекрасного у его создателя. Благодаря своей уникальности на тот момент здание является одной из символических построек ушедшего столетия. Баухауз включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Комплекс Баухауза, общежитие справа.

В период между двумя войнами в немецкой архитектуре выделилось большое количество направлений искусства. Тогда еще довольно молодой немецкий провел реорганизацию мастерских, которые затем получили название Баухауз . Первоначально в качестве преподавателей были приглашены молодые авангардисты. Курсы были посвящены дизайну и искусству. Основной задачей школы было проведение параллели между промышленным дизайном, искусством и функциональностью. Дессау отлично подходил для строительства Баухауза . Этот небольшой городок был застроен в традиционной манере и в начале века был значимым центром промышленности. было выбрано органичное сочетание эстетики, функциональности и производительности. В школе планировалось изучение всех процессов от проекта до постройки. Поэтому в Баухаузе было предусмотрено наличие самых разных помещений от мастерских до собственного театра. Все составные части связывались по вертикали на четырех уровнях. Все помещения должны были быть связаны в одну ассиметричную динамичную композицию, равновесие которой обеспечивали горизонтальный и вертикальный элементы. Первым являлся протяженный переход-мост.

Вторым – башня общежития для студентов. Не смотря на то, что один блок помещений функционально отличался от другого, Баухауз являет собой баланс форм и пропорций. Еще одним важным правилом являлось то, что в Баухаузе можно было бы удобно сориентироваться обычному посетителю. Кроме всего прочего интересен баланс закрытых приватных зон и прозрачных конструкций общественных помещений и мастерских. Новшеством стала и плоская кровля, которую применяли в качестве террасы и как место для коммуникаций. Таким образом, Баухауз выглядел ультрасовременно, отличался большими по площади застекленными поверхностями, четкими линиями, отсутствием декора на стенах.

Фасад общежития

Отдельно спроектировал дома для преподавателей.

    Похожие записи

Обсуждение: 5 комментариев

  1. Валерия, у вас очень интересный и уникальный проект! Спасибо за него.

    Ответить

Сегодня мы расскажем, что собой представляет стиль Баухауз в интерьере. И начнем, пожалуй, с того, что возник он в Германии, в начале XIX века в 1919 году. Ну а основателем этого нетривиального направления является архитектор Вальтер Гропиус. Он ловко объединил простоту линий и доступные индустриальные ресурсы в единое целое. Иначе выражаясь, он создал функциональный и минималистичный интерьер, применяя новые средства создания пространства (подробности далее в обзоре).

Баухаус (также Баухауз, а по нем. «Bauhaus») — это школа художественного конструирования и строительства. Известно, что данное учебное заведение существовало в Германии с 1919 года по 1933 год. В рамках этой школы и возникло одноименное художественное направление, которое снискало славу также в дизайне и архитектуре.

Характерные черты стиля

Особенностями стиля являются:

  1. Применение геометрических форм и асимметрия.
  2. Использование всей площади помещения в полной мере.
  3. Предметами декора являются не привычные статуэтки, картины, и разные мелочи, а качественная бытовая техника и разнообразные светильники.
  4. Правильно спроектированное освещение, за счет точечных подсветок и больших окон.
  5. Применение техники ловкого зонирования.
  6. В интерьере применяют кованые элементы и изделия из стекла.



История стиля

Основателем стиля является Вальтер Адольф Георг Гропиус, который был немецким архитектором, а также сооснователем и директором школы Баухаус, о которой мы упоминали ранее. После Первой мировой войны мистер Гропиус стал основателем данной школы, которая была образована в Веймаре в 1919 году, здесь преподавались принципы архитектуры и прикладного изобразительного искусства. Ну а отрыл эту школу Хенри ван де Велде, который выдвинул на роль руковдителя ни кого иного, как молодого архитектора из Берлина – Вальтера Гропиуса. Именно он со своей легкой руки принял решение создать новую эпоху архитектуры, и объединил в дизайне помещений функциональность, современность, технологичность и экономичность. Так и зародилось рассматриваемое в данном обзоре стилевое направление.




  1. В 1931 году бывший директор училища Баухаус — Ханнес Мейер со своими учениками посетил Москву. Они внесли серьезный вклад в строительство зданий в разных городах России, в Магнитогорске, Орске, Перми и т.д.
  2. В 1930 годах данный стиль очень активно начал развиваться в Палестине, а все благодаря эмигрировавшим туда архитекторам-евреям.
  3. В Тель-Авиве находится наибольшее количество зданий, построенных в таком стиле.
  4. В 2003 году ЮНЕСКО объявило «Белый Город», расположенный в Тель-Авиве всемирным наследием культуры за пример новейшего градостроительства и яркой архитектуры начала XX века.



Подходящая цветовая гамма

В оформлении помещений применяют нейтральные и светлые оттенки: бежевые, белые, серые и черные. Эти цвета визуально увеличивают пространство, что очень хорошо сказывается на площади небольших комнат. Ну а чтобы сделать какой-то явный акцент, используют яркие блики красного, синего, желтого и зеленого цвета.




Выбор отделочных материалов

На самом деле для отделки помещений применяются самые разнообразные материалы: различной ценовой категории, фактуры и цвета. В связи с чем используется:

  • пластик и краноспан;
  • металл;
  • стекло;
  • дерево;
  • кожа.




Все работы по отделке комнат характеризуются простотой.

Отделка помещений в стиле Баухауз

Пол

Напольным покрытием может быть ламинат и линолеум, ловко имитирующий дерево и металл. Ну а вообще, здесь нет каких-то четких ограничений, вполне можно постелить и плитку, причем не только в ванной комнате, но также на кухне, гостиной, коридоре и прочих проходимых помещениях. Оттенок напольного покрытия должен перекликаться с тоном стен, допустим светло-серым, бежевым или белым.



Потолок

Для начала стоит сказать, что приветствуются высокие потолки. Их оштукатуривают и окрашивают в светлые тона. Не многие знают, но именно в этом стиле впервые сделали многоуровневые потолки, которые очень популярны и сейчас. В наше современное время актуальны натяжные потолки, можно выбрать матовое покрытие или присмотреться к глянцу.


Стены

Для оформления стен используют обои, окрашивание или интерьерную декоративную штукатурку. Очень популярны обои с фигурами или мелкими рисунками, которые хаотично разбросаны по всему полотну. За счет мелких узоров, создается впечатление более широкой комнаты. Оттенок обоев подбирается в нейтральном исполнении, допустим, отлично смотрится белая гамма, серая, бежевая, какие-то пастельные тона (нежно-розовые, светло-зеленые или бледно-голубые).



Освещение

Свет играет очень большую и безусловно важную роль. Его должно быть не просто много, а очень много: большие окна, через которые попадает много света и множественные светильники.

Раздельное освещение – изюминка этого стиля. Каждая из зон в помещении имеет индивидуальное освещение, которое можно использовать отдельно, то есть у каждой зоны свой выключатель. В центре должна быть подвесная люстра, которая считается основной изюминкой помещения, традиционно она выполнена в виде шара. Остальное освещение принято делать встроенным – точечные светильники или споты в нужных местах. Нельзя забывать про освещение углов, ведь чаще всего именно они кажутся темными и неприветливыми, их помогут высветить светильники на потолке или настенные бра.



Декоративная часть

На окна вешают полупрозрачные шторы и невесомые гардины. Также подойдут римские шторы и жалюзи. В принципе шторы могут выступить акцентной деталью, поэтому их цвет может быть сочным и ярким, но так чтобы в итоге они смотрелись гармонично на фоне стен, пола и мебели. Целостную композицию помогут воссоздать статуэтки и декоративные подушки, выполненные в единой цветовой гамме. Из прочих милых вещиц стоит выделить функциональные газетчицы, шкатулки для мелочей, цветочные вазы. По сути, каждый предмет в этом помещении должен быть полезным, а не просто симпатичной безделушкой для поддержания уюта.



Выбор мебели

Интерьер баухауз не сможет существовать без подходящей мебели. Качественная и доступная по цене мебель является важным показателем данного стиля. Ее выбирают по простоте в использовании и функциональности.

Этот стиль открыл миру мебель с применением металла. Так возникли столы с металлическими ножками и стулья со спинками из гнутой металлической трубы. Модульная и трансформируемая мебель, также появилась в это время.

В отделке мебели не было декоративных элементов. Поэтому и в наши дни все должно быть просто и главное — комфортно. Важную роль играет лаконичность и четкость геометрических форм. Допустим, может использоваться диван строгой формы с ровными деревянными подлокотниками, которые не позволят мебели портиться от постоянного соприкосновения человеческих рук. К тому же на деревянные подлокотники можно положить пульт от телевизора или поставить стакан с водой.



Дополнительная подборка фото

Интересный документальны фильм о стиле Баухауз (видео)

Главная идея этого стиля — «красиво то, что просто». Именно это делает Баухауз актуальным и в наше время. Здесь нет эксклюзива, используются общедоступные материалы и мебель широкого производства. Но при всем этом, если все правильно и умело сочетать, то получиться индивидуальный и уникальный дизайн интерьера Баухауз, который вызовет восторг не только у вас, но и у ваших гостей. Этот стиль словно специально создан для практичных людей, у которых все должно быть просторно и свободно.

Баухауз - самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века.За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.

Баухауз в Веймаре 1919-1925


Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования - Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.

Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».


Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году

«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник - лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Василий Кандинский, 1922–1933, Преподаватель / 1923–1933, Заместитель директора

Иоханнес Иттен, 1919–1923 - заместитель директора

Ласло Мохой-Надь, 1923–1928 - преподаватель

Герхард Маркс, 1919–1924 - преподаватель

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Учебная программа Баухауза в Веймаре

Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом - занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.


Диаграмма Гропиуса

Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.

Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.


Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931

Иттен разработал «форкурс» - новый метод художественного образования, призванный помочь художнику найти свой путь, не подавляя его личность. В Баухауз поступали люди разного уровня подготовки, знания ремесла и истории искусств. На форкурс, по настоянию Иттена, зачисляли всех, кто хотел заниматься искусством.

Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.

«Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения, предлагая поработать над шрифтом и различными формами, используя принципы квадрата, треугольника или круга»

Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.

Композиция из разных по конрасту форм, Веймар 1920

Упражнение на контраст форм и контраст светлого и темного, Веймар 1920

Упражнение с круговыми формами, Веймар 1920

Белые и черные круги. Ф. Дикер, Веймар, 1919

После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 - художник и дизайнер Джозеф Альберс.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.


Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн - пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.


Жилой дом Хауз-ам-Хорн
Интерьер кухни дома

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.


Групповое фото танцоров Триадического балета, 1927
Костюм, разработанный немецким художником Оскаром Шлеммером для «Триадического балета», 1922

В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Работа курсов

У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы - все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.

Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.


Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель

Танцы, фестивали и маскарады, купание в общественных водоемах (по некоторым сведениям - голышом), боксирование - все это было неотъемлемой частью студенчества Баухауза и привлекало к себе немало внимания. Танцы были популярны в зимнее время. Фаркаш Мольнар в эссе 1925 года «Жизнь в Баухаузе» писал, что зима - это «сезон, когда нужно танцевать, чтобы быть здоровым». Он также отмечал особую красоту студенток Баухауза.

«Кандинский предпочитает появляться, украшенный, как антенна, Иттен - как аморфный монстр, Фейнингер - как два правильных треугольника, Мохой-Надь - отрезок, пересекаемый крестом, Гропиус - Ле Корбюзье…»

Повод для праздника находили очень просто. Так, например, в ветреный день был организован «Фестиваль воздушных игр» - более двухсот самолетов самых разных размеров, форм и цветов поднялись над головами студентов и мастеров. Отдельного внимания стоят костюмированные вечеринки. Каждый костюм на них был уникальным, созданным вручную специально для конкретного вечера.

Баухауз в Дессау 1925-1931


Здание школы со стороны входа
Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа

Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год - к 1926 году.

В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.


Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау
Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929

В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало - в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.


Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза

Закрытие Баухауза

Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер , руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял .

Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Во время нацистского режима многие архитекторы-евреи эмигрировали из Германии в Палестину. Более 4000 зданий было построено в Тель-Авиве в 30-е годы. Эти сооружения - всемирное культурное наследие ЮНЕСКО - носят название «Белый город».

Почему Баухауз так важен?

Ниже представлен текст, который был размещен на обложке книги австрийского художника Герберта Байера «Баухауз 1919-1928». Книга была издана в 1938 году к ретроспективе Баухауза в Музее современных искусств в Нью-Йорке, когда принципы Баухауза уже имели значительное влияние в мире искусства и дизайна.

  1. Баухауз смело принимает машины, как инструмент, достойный художника;
  2. Баухауз решает проблему хорошего дизайна для массового производства;
  3. Баухауз собирает на своих факультетах больше выдающихся художников, чем любая другая школа искусств;
  4. Баухауз преодолевает пропасть между художниками и промышленностью;
  5. Баухауз ломает систему, которая разделяет «изобразительное» и «прикладное» искусство;
  6. Баухауз понимает, что можно обучить технике, но нельзя обучить творческой изобретательности;
  7. Здание Баухауза в Дессау - главное архитектурное сооружение 20-х годов;
  8. Методом проб и ошибок Баухауз придумал новый и современный вид красоты;
  9. И, наконец, потому что влияние Баухауза распространилось на весь мир и особенно сильно сегодня в Англии и Соединенных Штатах.

Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.

Почти 100 лет назад ученики Баухауза придумали дома, предметы и мебель, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Доступность, функционализм и эстетика - этими критериями руководствуются многие современные дизайнеры и архитекторы. «Меньше - лучше» - принцип, который мы понимаем уже почти интуитивно.

Мы подготовили для вас подборку интересных материалов, если вы хотите узнать о Баухаузе больше

Смотреть

Лекция цикла Анны Броновицкой «Архитекторы ХХ века. Часть 2», посвященная директору Баухауза Вальтеру Гропиусу:

Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:

на английском

на английском

Книга Евы Форгач (Éva Forgács) о феномене и развитии Баухауза « » Éva Forgács

Посетить

События 2019 года, посвященные 100-летию Баухауза , от Strelka mag;

Официальный сайт, посвященный