Свойства воздуха важные для человека. Воздух - роль воздуха в жизни человека, растений и животных. Как же образуется диоксид углерода

Природа не терпит пустоты. Каждый свободный сантиметр, если он не заполнен материальным телом, тут же заполняется воздухом. О том, каковы свойства воздуха, в чём его особенность и как его можно изучать, мы и поговорим в сегодняшней статье.

Что такое воздух

Воздух – это то, чем мы дышим. Он состоит из природной смеси газов и необходим всему живому на земле: человеку, животным, растениям и т.д. Когда мы вдыхаем воздух, в наш организм попадает кислород, который попадает в кровь и даёт необходимую жизненную энергию. Без воздуха человек может прожить не больше пяти минут, что делает его самым важным элементом окружающей среды.

Воздух формирует собой атмосферу – оболочку вокруг нашей планеты Земли, которая позволяет нам спокойно дышать и жить. Понять, что такое воздух можно, если детально разобрать, какие свойства воздуха.

Температура

Температурой называется величина, при помощи которой измеряется степень тепла воздуха. Воздух принято измерять по трём шкалам:

  • Цельсия,
  • Фаренгейта,
  • Кельвина.

Шкала Цельсия используется для измерения температуры воздуха в странах СНГ. Соответственно ей 0 – исходная точка отсчёта, при этой температуре начинает таять лёд, то есть, вода переходит из твёрдого состояния в жидкое. При 100 градусах по Цельсию вода закипает и начинает испаряться, переходя из жидкого состояния в газообразное.

Давление

Давлением воздуха называется та сила, с которой он воздействует на все другие объекты. Каждый из нас испытывает на себе давление воздуха. Казалось бы, как такое возможно, если воздух – невесом, мы не ощущаем его, не видим и не можем почувствовать? Но на самом деле, воздух тоже обладает своей массой, как и любой другой элемент в окружающей среде. Просто масса его настолько мала, по сравнению с нашей собственной и с массой других материальных объектов, что мы её не ощущаем. Давление воздуха объясняется силой притяжения магнитного ядра Земли.

Плотность

Плотность воздуха – это количество воздуха на один кубический метр (1м 3). Плотность зависит от давления и температуры воздуха: при нагревании воздух расширяется и плотность его становится меньше. Соответственно, при снижении температуры воздух сжимается, на него действует давление, и плотность его становится выше. Плотность воздуха меняется в зависимости от слоя атмосферы и удалённости от земного шара. Ближе всего к Земле плотность воздуха меньше, и чем дальше от Земли, тем ниже температура, больше давление и, соответственно, больше плотность воздуха.

Вкуса, цвета или запаха воздух не имеет.

Наряду с природными свойствами, существуют физические свойства воздуха.

Инертность

Это нежелание воздуха переходить из одного состояние в другое. Он изначально тяготеет к стабильности – состоянию покоя или равномерного движения. Если же попытаться привести его в другое состояние, он будет оказывать сопротивление. И тем больше будет это сопротивление, чем больше будет плотность воздуха.

Вязкость

У молекул воздуха есть своя постоянная скорость хаотического движения. При нагревании она ускоряется, а при охлаждении – уменьшается. Но если в поток быстро движущихся молекул тёплого воздуха добавить струю холодного воздуха с медленным движением, то произойдут взаимные изменения. Медленные молекулы холодного воздуха будут остужать тёплый воздух и, соответственно, замедлять их движение. В свою очередь, быстрые молекулы тёплого воздуха будут подогревать холодный и ускорять движение его молекул.

Сжимаемость

Воздух сжимается и расширяется под воздействием давления и температуры. От высокой температуры и низкого давления воздух расширяется, от низкой температуры и высокого давления воздух сжимается.

Всё это поможет тебе лучше познать окружающий мир. Свойства воздуха такие же важные, как свойства любого другого вещества, поэтому их нужно знать и понимать каждому.

Прежде, чем приступить к рассмотрению такой темы как свойства воздуха давайте сначала поговорим о том, что же такое воздух.

Итак, под понятием воздух принято понимать смесь различных газов, которые растворяются в воздухе. Если говорить о воздухе и его составе стоит напомнить, что в состав воздуха входит азот, и его процентная доля составляет 78% от всего объема, кислород в свою очередь имеет всего 21% объема, прочие инертные газы, которых еще называют благородными занимают примерно 1% от всего объема. Остальной объем разделяют между собой оксид углерода IV валентности, примеси и пары воды.

Из школьного курса химии мы знаем, что в зависимости от местности и климата процентное содержание различных примесей, воды и вышеупомянутого оксида углерода может варьироваться.

Как же образуется диоксид углерода?

В природе такое соединение возникает при горении разных предметов и материалов, гниении и разложении, а также при дыхании всех живых организмов. Однако стоит уточнить, что наибольшее количество CO2 появляется в атмосферном пространстве именно благодаря жизнедеятельности человека.

Однако, после всех исследований, которые проводились по изучению воздуха, было доказано, что даже несмотря на активную жизнедеятельность человека все равно диоксид углерода находится в пределах нормы и в большинстве случаев не превышает предел в 0,03% от общего объема.

Если же говорить о содержании водных паров в воздушном пространстве, то количество может быть совершенно различной. Ученые установили, что процентное содержание паров воды может быть от сотых процента так и доходить до нескольких полноценных процентов. Данное содержание напрямую зависит от погодных условий и температуры.

Для того, чтобы точно определить в Вашем помещении можно обратиться в частную исследовательскую лабораторию "ЭкоТестЭкспресс", где в кратчайшие сроки специалист возьмет пробы воздуха на экспертизу, а опытные химики исследуют взятый материал на разнообразные тесты.

Химические свойства воздуха

Понять химические свойства воздуха довольно просто, для этого достаточно просто понимать свойства кислорода.

Как уже было сказано ранее в воздухе находится примерно 21% кислорода от общего объема. Сам по себе кислород имеет так называемые окислительные свойства, которые позволяют разгораться, сгорать или окисляться множеству различных материалов и веществ. Поскольку на бумаге практически невозможно воссоздать химические свойства воздуха все уравнения сгорания записывают именно на счет кислорода т.к. это главный окислитель в воздухе.

Физические свойства воздуха

Ключевые физические свойства являются одинаковыми для всех, а именно в физических свойствах мы описываем температуру, плотность, удельную теплоемкость, динамическую вязкость, кинетическую вязкость и многое другое. Но какие свойства воздуха нам интересны?

Для того, чтобы описать воздух и его свойства с физической точки зрения нам интересны именно температурные значения. Другими словами нам интересна только температура воздуха, ведь основная характеристика физических свойств воздуха строится именно на температуре.

Ученые выяснили, что при изменении температуры физические свойства воздуха изменяются с определенной зависимостью. После того, как это было проверено были описаны физические свойства воздуха таблица, в которой отображают все необходимые значения тех или иных параметров. Все эти параметры создают максимально полную характеристику физических свойств. Стоит также отметить, что в этих таблицах прописаны значения для каждого градуса воздуха.

Конечно, нас интересует и относительная влажность воздуха, но что это такое? Итак, при описании такого понятия как основные свойства воздуха с физической стороны под относительной влажностью воздуха обычно понимают отношение водяных паров к их максимальному количеству возможного содержания при определенной температуре и давлении. Все это высчитывается в единицу воздуха. После того, как было произведено сотни опытов было установлено, что чем выше давление и меньше температура относительная влажность воздуха возрастает. Если Вы хотите провести исследование воздуха на можно обратиться в нашу лабораторию.

Также стоит уделить внимание и такому понятию как вязкость воздуха. Также как и относительная влажность воздуха, вязкость воздуха также зависит от температуры, только в данном случае с увеличением температуры возрастает и вязкость. Это касается и кинетической и динамической вязкости.

Какая связь между кинетической и динамической вязкостью? Из школьных курсов мы можем вспомнить, что между этими двумя понятиями осуществляется через плотность, а точнее величину плотности воздуха.

Для того, чтобы провести несколько исследований воздуха, включая исследование химического состава воздуха, микробиологический анализ воздуха и прочее не нужно искать несколько лабораторий, тратить огромное количество времени и сил для того чтобы произвести анализ. Наша независимая исследовательская лаборатория "ЭкоТестЭкспресс" осуществляет несколько видов анализа воздуха, также множество других исследований, включая , тем самым давая возможность выбрать необходимое и заказать те услуги, которые Вам нужны. Специалисты выезжают по всей территории Москвы и Московской области для того, чтобы качественно взять пробы воздуха и провести исследования.

История открытия таких понятий как воздух и его свойства

Мы говорим о воздухе, но не задумывались о том, как же исследовали и открывали воздух. Но давайте начнем с самого начала.

В древних народах, включая Грецию и Рим воздух считали чем-то личностным и персональным веществом. Философ древней Греции Анаксимен в своих учениях писал, что воздух служит основателем всего существующего. В дальнейшем он не остановился на познании воздуха и одним из первых начал говорить (а в дальнейшем и рассматривать) воздух как один из главных элементов природы.

Конечно, Анаксимен не подозревал о том, что воздух имеет массу и только Аристотель смог сказать о том, что воздух имеет массу.

После, конечно, многие ученые стремились понять свойства воздуха, но большинство попыток были тщетны. Единственным, кто смог сформулировать первые научные теории стал александрийский ученый Герон, который жил в 140-х годах до нашей эры. В своих учениях он высказывал следующее мнение: “Сосуды, которые кажутся большему количеству людей пустыми, на самом деле они не пусты, а наполнены воздухом... Воздух образован частицами маленькими и лёгкими, в своём большинстве невидимыми... Отсюда должно быть принято, что воздух материален. Приведённый в движение, он становится ветром (так как ветер есть не что иное, как воздух в движении)”.

Состав воздуха пытались узнать многие, но первым, кому действительно показать насколько сложен состав воздуха были именно древние китайские ученые. Китайские химики указывали в своих сочинениях множество фактов, но основательности они не имели. Из европейских мыслителей свои мысли по поводу состава воздуха сказал Леонардо до Винчи, который жил в конце пятнадцатого века. Однако, опытным и экспериментальным путем, а также стал известным химический состав воздуха многим примерно в восемнадцатом веке.


Закажите бесплатно консультацию эколога

Вес воздуха

Как мы все знаем воздух имеет хоть и незначительный, но вес. К примеру, научно доказали, что даже в совершенно пустой бутылке будет воздух, вес которого составляет больше одного грамма. Как говорят ученые: своим весом воздух давит на нас, а также на все окружающие нас предметы.

Были произведены различные опыты, которые показали, что воздух даже в пустой таре необходим. Яркий пример: что будет, если выкачать воздух из обычной консервной банки. Как мы знаем без воздуха железная тара просто сплющится.

В повседневной жизни вес воздуха нам знать не обязательно, достаточно просто понимать, как именно он помогает нам в жизни. Для того, чтобы произвести замеры воздуха на достаточно обратиться в нашу компанию "ЭкоТестЭкспресс", ведь наша лаборатория, с новейшим оборудованием поможет Вам в исследовании воздуха.

Если Вам интересны такие запросы как свойства воздуха 3 класс, свойства воздуха 2 класс, а также более информативные вопросы как свойства воздуха доклад или основные свойства воздуха 5 класс стоит обратиться в нашу лабораторию, где опытные специалисты и эксперты своего дела расскажут Вам о всех свойствах, которые могут Вас заинтересовать.

Подвижность воздуха

Еще одним довольно важным свойством воздуха является его подвижность. Подвижность воздуха определяется как раз скоростью движения воздуха. Что же такое скорость движения воздуха?

Итак, скорость движения - это число метров, которые проходит воздух за одну секунду времени. Как раз подвижность воздуха влияет на то, как быстро будет охлаждаться воздух. Если говорить научным языком, то это все проходит благодаря влиянию воздуха на теплопотери путем конвекции и потоиспарения.

Для человека это заметно немного, с другой стороны. Незначительная подвижность воздуха при повышенной температуре содействует ее скорому охлаждению, а пониженная температура в сочетании с высокой подвижностью воздуха способствует переохлаждению тела.

Из личного опыта мы знаем, что любой мороз в тихую погоду переносится легче, чем при сильном ветре. Умеренный ветер, как бы мы того не хотели оказывает бодрящее действие (5-7 м/сек).


Но зачем нам нужна эта подвижность воздуха? Подвижность воздуха является необходимой, поскольку способствует вентиляции зданий, помещений, приводит к самоочищению воздуха от загрязнений. Наиболее благоприятная скорость движения атмосферного воздуха - 1-5 м/сек, в помещениях - 0,1-0,3 м/сек. Для того, чтобы провести различные исследования, включая можно обратиться в "ЭкоТестЭкспресс".

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Шеленберг Татьяна Викторовна, учитель начальных классов Школы п. Колхозная Ахтуба филиала МОУ СОШ №3 р.п.Средняя Ахтуба, Волгоградская обл.
Описание: предлагаю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 3 классе, который может быть полезен для учителей начальных классов. Урок проводится в форме ролевой игры(класс- лаборатория, дети – ученые, учитель – руководитель исследовательской деятельности), в которой дети с удовольствием принимают участие: проводят опыты, записывают результаты наблюдений. А значит, легко усваивают изучаемый материал.
Тема: Состав и свойства воздуха
Оборудование: кружочки разного цвета – состав воздуха, 10 воздушных шариков для каждого ребенка, свеча, и банка, зажигалка, дезодорант, конверт – 3шт., изображения промышленной зоны, класса, леса
Таблица «Свойства воздуха» слайд
Диапроектор, ноутбук, экран – для презентации
Цель : закрепить знания о составе воздуха и понятиях «тела», «вещества», «частицы»; познакомить учащихся со свойствами воздуха.
Задачи и ууд : прививать интерес к открытию новых знаний, развивать наблюдательность, основы анализа и синтеза при проведении опытов; учить делать выводы на основе своих наблюдений; развивать навыки групповой работы.

План урока
1.Организация класса
2.Актуализация знаний.
А)Фронтальная работа.
Б)Ответ на вопросы по презентации.
Слайды: тела, вещества, состояния веществ, воздух - диаграммы без названия, с названием.
Г)Самостоятельная работа в тройках: как выглядит воздух в лесу, в комнате, над пром/зоной.
Слайды: Голубая планета Земля.
Важность воздуха для человека.
Лес – легкие планеты.
3.Постановка цели урока.
4.Лабораторная работа. «Свойства воздуха»
Опыты. Запись результатов в тетрадь в таблицу и на доске.
Коллективная работа.
Прозрачный. Бесцветный. Без вкуса. Без запаха.
1. Воздух занимает весь объем, упругий (шарик можно сжимать, но он опять становится круглым).
2. При нагревании расширяется слайд
3. Воздух нужен для горения.
(накрыть горящую свечу банкой, она быстро гаснет).
4. Воздух не пропускает тепло.
5. Как двигается воздух?
Таблица св-ва воздуха слайд.
5.Обсуждение результатов исследований.
6.Закрепление –выполнение теста на слайде.
Работа самостоятельная, проверка в парах, выставление оценок
7.Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация класса.
2. Актуализация знаний.
Фронтальная работа по слайдам 1-4.
- Ответьте на вопросы:
-Как называют ученые окружающие нас разные предметы? (Тела).
-Из чего состоит тело? (Из вещества)
-В каких состояниях могут находиться вещества?
-Что такое воздух? Как можно понять, почувствовать, что он есть?
Из каких веществ состоит воздух? Восстановите диаграмму.
Работа в парах . (на каждой парте кружки, обозначающие компоненты состава воздуха:азот, кислород, углекислый газ, пыльца растений, сажа, капельки воды, пыль и конверт с надписью комната или лес или промзона)
- Как, по вашему, будет выглядеть воздух в комнате? В лесу? В промышленной зоне?
Сложите в свой конверт кружки с нужными в вашем случае условными знаками.
Дети самостоятельно выполняют задание, а затем проверяем: на доске по 1 ученику объясняют содержимое своего конверта
Фронтальная работа по слайдам 5-6.
-Почему Землю называют голубой планетой?
Чем так важен воздух?
- Может ли исчезнуть кислород из воздуха? (Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса называют «легкими» нашей планеты)

Ответы детей.
-Подытожим ваши ответы:
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. С помощью воздуха мы говорим и поем. Воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле
Физкультминутка .
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем – крылья сложим назад.
3. Сообщение темы урока.
–Конечно же раз воздух есть везде, люди давно знают его свойства и по-разному используют их в своих целях. И мы сегодня познакомимся опытным путем со свойствами воздуха и узнаем как он умеет работать.
-Мы с вами будем сегодня учеными, а наш класс превратится в лабораторию.
Нам предстоит исследовать воздух и сделать важные открытия о его свойствах. У каждого из вас на столе лежит лист бумаги, на котором вы будете записывать результаты своих опытов, а в конце урока мы применим их для решения практических задач.
4. Лабораторная работа.

Опыт1 :
Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
- Нет.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
-Запишите свойство воздуха.
Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.
Опыт 2
– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
– Зелёные.
– Какого цвета школьная доска?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Сформулируйте еще одно свойство воздуха и запишите его.
Вывод: Воздух бесцветен.
Опыт 3 .

Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
- Какое свойства воздуха мы откроем?
Запись результата.
Вывод: Воздух не имеет вкуса.
Опыт 4

А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
- Ничего.
- Пахнет чем-нибудь воздух?
- Нет.
Закройте глаза. (Брызнуть дезодорант)
А сейчас?
(Запах дезодоранта).
Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В лесу, на кухне, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.(запись)
Вывод: Воздух не имеет запаха.

Опыт 5
Показать воздушный шарик.
- Что находится в шарике? (воздух)
- Какую форму имеет шарик? (круглый)
- Чем наполнен весь шарик? (воздухом)
- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух в шарике занимает весь предоставленный объем

Опыт 6
Показать надутый шарик.
Дать шарик каждой группе.
- Попробуйте немного сжать шарик руками.
- Что произошло с шариком? (он сжался)
-Разожмите шарик.
- А теперь что мы видим? (приобрел круглую форму)
- Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство воздуха называется упругостью.
-Запишите вывод.
Опыт 7
Воздух при нагревании расширяется рассмотрение по слайду 10
Опыт 8
Зажигаю свечу и накрываю ее банкой.
-Что произошло? Почему она погасла?
Вывод: воздух необходим для горения
- Какой газ нужен для горения? (запись)
-А как можно потушить пламя, если начинается пожар? (ответы детей)
-Чтобы прекратить горение, нужно перекрыть доступ кислорода:полить водой или накрыть чем-то плотным. Пожарные используют для тушения огня и воду, и специальные пены, и углекислый газ.

Опыт 9
Посмотрите на окно. Почему стоят двойные рамы?
-Какая температура на улице? А в классе?
- О каком свойстве воздуха это говорит?(запись)
Вывод: Воздух плохо проводит тепло .
Опыт 10
Как можно определить как двигается воздух?
Подержать руку над радиатором отопления. Теплый воздух поднимается вверх.
У открытого окна – холодный опускается вниз.
- Почему?
-Потому что теплый воздух легче холодного . (запись)
5. Чтение обсуждение результатов исследований.

- Уважаемые ученые, кто хочет прочитать записанные результаты исследований?
Чтение, обсуждение и корректировка результатов исследований
6.Закрепление пройденного.
Тест на слайде. (правильные ответы в конспекте помечены +)
1.Какими свойствами обладает воздух?
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.+
Б. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

2. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?
А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло+

3. Какое свойство воздуха нужно знать, чтобы потушить пожар?
А)воздух плохо проводит тепло;
Б) Воздух при нагревании расширяется
В)воздух необходим для горения+

4. Какое свойство теплого воздуха используют в воздушном шаре?
А)плохо проводит тепло
Б)необходим для горения при нагревании расширяется
В)теплый воздух легче холодного+

5. Почему радиаторы отопления расположены внизу, а не наверху?
А)теплый воздух легче холодного+
Б)воздух занимает весь объём
В)упругий
7.Итог урока.Рефлексия.
-Что вы сегодня нового узнали на уроке?
-Кому было интересно работать ученым? Почему?
Кто все понял и запомнил на уроке?
-За работу сегодня получаете следующие оценки...

Приложение
1.Свойства воздуха
прозрачный
бесцветный
без запаха
без вкуса
занимает весь объём
упругий
плохо проводит тепло
необходим для горения
при нагревании расширяется
теплый воздух легче холодного

2.слайды
1- тела и вещества
2- твердые, жидкие, газообразные
3- диаграмма «Состав воздуха»
4- Картинки: лес, комната, промзона
5- голубая планета
6- человек и животные
7- опыты свойства воздуха: при нагревании расширяется
8- вопросы теста
9- таблица свойства воздуха.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа №14

с углубленным изучением отдельных предметов»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 3-й класс

« Свойства воздуха.

Охрана воздуха»

«Урок для школьников с применением информационно-коммуникационных технологий»

Кононова Оксана

Николаевна,

учитель

начальных классов

Пояснительная записка

УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с ФГОС НОО.

Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Урок в 3-м классе по теме « Свойства воздуха. Охрана воздуха » изучается в разделе «Вода, воздух, горные породы» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».

Цель урока : выяснить свойства воздуха опытным путем;

определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;

воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма урока : урок-исследование.

ТСО : проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

Оборудование для проведения опытов;

Презентация (Приложение 1);

Видео фрагмент «Загрязнение воздуха» (Приложение 3).

План урока

1. Организационный момент. 1 мин

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин

1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. 5 мин

2) Свойства воздуха. Опыты. 10 мин

4. Физкультминутка. 2 мин

1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 10 мин

2) Охрана воздуха. 7 мин

6. Закрепление изученного. 3 мин

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин

8. Домашнее задание. 1 мин

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Учащиеся сидят в группах.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1

Сформулируйте тему урока.

На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?

А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?

Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?

Что же такое воздух?

На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2

Восстановите диаграмму.

Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.

(Мы продолжаем изучать тему воздух).

Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)

Что такое воздух? (смесь газов)

Как обнаружить воздух?

Какие свойства есть у воздуха?

Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.

Проведем опыты или исследования

Используем свой жизненный опыт

Воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.

(Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).

(Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).

Восстанавливают диаграмму.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.

Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:

(Да)

Ответы детей

1. Работать дружно.

2. Быть внимательным друг к другу.

3. Быть вежливым.

4. Помогать товарищу.

5. Доброжелательно относиться друг к другу.

ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?

Проводят опыт.

Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).

ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?

А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь (Р.т.стр.20 зад.42).

Проводят опыт.

Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

2) Свойства воздуха. Опыты.

Какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 3

Как нам это узнать?

Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Будем проводить опыты

ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?

А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4

Проводят опыт

Нет, нет

Да

Заполняют таблицу.

(Воздух прозрачен .)

ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?

Какого цвета школьная парта? Школьная доска?

А какого цвета воздух?

О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5

Проводят опыт. (Зеленые)

Ответы детей.

(Нет цвета)

Заполняют таблицу.

(Воздух безцветен. )

ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

- Заполните третий столбик таблицы. Слайд 6

- Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

Проводят опыт.

Заполняют таблицу.

(Воздух не имеет запаха. )

Проверка таблицы.

- У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,

Рябчик, тетерев, глухарь

Глубоко зарылись в снег.

Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? Слайд 7, 8

- Заполните четвертый столбик таблицы.

- Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

Заполняют таблицу.

(Воздух плохо проводит тепло .)

(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).

Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик?

Обратимся к учебнику стр. 52

(Еще есть свойства воздуха).

ОПЫТ 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит?

- Почему это стало возможным?

Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим?

Почему?

Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».

Дорогие ребята - исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.

Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении?

(Из трубки стали выходить пузырьки воздуха)

- Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется .

(Выделение пузырьков прекратится)

Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается .

Читает ученик.

Воздух

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

4. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

1. Упражнение « Цветочная поляна».

А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите… (АХ!)

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».

5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.

Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 9

В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.

Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой. А какой?

К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»

Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

Ребята, от чего воздух может загрязняться?

Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Какая играла музыка во время просмотра фильма?

Источниками загрязнения воздуха могут быть:

Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10

(Загрязненный. )

(Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень).

ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.

___________________

___________________

___________________

(Очень тревожная).

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Пожары.

Извержения вулканов,

Загрязнение земли непереработанным мусором (свалки).

2) Охрана воздуха.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.

Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Сделайте вывод.

(На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)

Работа в группах.

установка очистных сооружений

озеленение окружающей среды

Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

6. Закрепление изученного.

Тест «Воздух. Охрана воздуха». ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Кислород (Д) Азот (М)

Да (П) Нет (Г)

Проверка. (Воздух – ДРУГ)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Назовите тему урока одним словом

Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?

Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля?

(Воздух)

(Жизнь!)

8. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь: стр. 23 № 51, 52, 53 – выполните два любых задания.

Задание по желанию: рисунок на тему «Охрана воздуха»

Список литературы:

Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.

Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин

Обучение в 3 классе по учебнику "Окружающий мир"

Интернет-ресурсы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

СВОЙСТВА

ВОЗДУХ

_________________________________________

Предварительный просмотр:

Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?

Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?

Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

2. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

3. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхл опные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

4. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

___________________________________________________________________________


Воздух - это смесь газов, состоящая на 78 % из азота, 21 % кислорода, сравнительно немного углекислого газа, входят в его состав и пары воды.

Воздух необходим для дыхания всем живым организмам: человеку, животным, растениям.

Воздушный океан окружает нашу планету, заполняет все пустоты на земле, находится я воде в растворённом виде.

Неравномерное нагревание воздуха над поверхностью Земли приводит в движение воздушные массы и вызывает ветер. Тёплый, более лёгкий, воздух поднимается вверх над сушей или морем, холодный, более тяжёлый, с верхних слоёв опускается вниз. Это влияет на климат многих районов.

  1. значение воздуха на земле
  2. свойства воздуха
  3. состав воздуха
  4. охрана воздуха
  5. удивительные ветры

Значение воздуха на земле

  • Воздух необходим для дыхания всем живым организмам
  • Движение воздушных масс, связанное с неравномерным нагреванием у поверхности Земли определяет климатические особенности в разных регионах. Именно ветры приносят с океанов все те массы воды, которые питают реки и дают жизнь живой природе.
  • Многие свойства воздуха используются в повседневной жизни людей и животных.
  • Передача звука на расстояние происходит через воздух. Звук - это колебания воздуха, которые улавливает ухо. Самые грандиозные космические катастрофы, например, взрыв звезды, проходят совершенно бесшумно, в идеальной тишине. Удовольствие слышать звук мы может испытывать только на Земле, где есть атмосферный воздух.

Свойства воздуха

Полет самолетов, воздушных шаров, движение парусника и ветряной электростанции, парение птиц, работа пылесоса - все это происходит благодаря свойствам воздуха.

Упругость воздуха , то есть способность воздуха восстанавливать прежний объем после прекращения давления на него - автомобильные шины, мяч, пневматический пистолет. Сжимаемость характеризует свойство воздуха изменять свой объем и плотность при изменении давления и температуры.

Низкая теплопроводность воздуха и спользуется, например, в двойных оконных рамах. Стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают воздух, который плохо проводит тепло. И в квартире сохраняется нужная температура.

Воздух прозрачный и невидимый, без запаха, не имеет определенного объема, имеет массу легче воды, теплый легче чем холодный и поднимается вверх. Многие свойства человек научился использовать в науке, технике.

Состав воздуха

Воздух состоит на 1/5 из кислорода, на 4/5 из азота, и не более 1 % приходится на остальные газы, в том числе и углекислый газ. Входят в состав воздуха и водяные пары.

Именно кислород нужен животным и человеку. Углекислый газ СО 2 потребляют растения и вырабатывают кислород. Поэтому состав воздуха отличается в лесу или в городе. В городе кислорода меньше, углекислого газа - больше, в лесу - наоборот. Именно леса называют "легкими " нашей планеты.

Охрана воздуха

Промышленная деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды. Человечество сжигает нефть, газ, бензин, уголь и другие виды топлива в топках электростанций, различных заводов, в двигателях автомобилей. При неполном сгорании топлива в воздух попадают частицы вредных веществ. Они с воздушными массами переносятся ветрами по всему миру и вместе с осадками возвращаются на землю, загрязняя воду, почву и всю окружающую нас природу.

Загрязнение воздуха ведет к парниковому эффекту. Поверхность земного шара постепенно нагревается. Таят ледники на полюсах, растет уровень мирового океана. Все больше катаклизмов обрушивается на человечество. Человек, чтобы жить комфортно в будущем, обязан заботиться о защите чистоты воздуха, уменьшая выбросы от промышленных предприятий и автомобилей. Это вопрос существования светлого будущего.

Удивительные ветры

Ветер - обычное из обычных явлений приро­ды. Знакомое и понятное каждому. Порой приятное, иногда неприятное.

Что же такое ветер? Там, где воздух нагрелся сильнее, он поднимается вверх, более холодный и тяжёлый воздух опускается вниз. Мы говорим: дует ветер.

Бывает и так: песчаные барханы запевают загадочные песни. Ядовитое дыхание песчаной бури отравляет всё живое.

Дует ветер, и над землёй несётся огромный вихрь - торнадо. Тяжёлую картину разрушений оставляет после себя тропическая буря.

Торнадо - так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы. Эти вихри крушат на своём пути всё.

«Во время урока,- рассказывает учительниц»! одной из американских школ,- я услышала оглушительный грохот. Ветер подул внезапно с чудовищной силой. Не успела я увести детей в безопасное место, как все стёкла в школе вылетели. Дети бросились ко мне. Но тут словно невидимые крылья подхватили их и разные предметы, бывшие в классе. Мы все поднялись на воздух. Вокруг меня кружились дети и обломки школы».

Когда торнадо идёт по земле, он напоминает огромный пылесос - в воронку затягивается всё, что встречается на пути. Когда ветер проходит через водоёмы, нередко обнажается дно.

Бывают такие смерчи и в нашей стране, правда, но такие свирепые, но тоже сильные. Несколько лет тому назад на переезде подмосковной железной дороги ветер поднял высоко в воздух железнодорожную будку. Её бросило на землю в сорока метрах от старого места. Находившийся в ней обходчик остался жив. И всё это произошло за считанные минуты. Сорванные с домов крыши летали в воздухе, словно они внезапно чудесным образом оказались невесомыми. Там, где смерч пересёк Москву-реку, обнажилось её дно. Около сорока километров прошёл грозный вихрь, уничтожив по пути несколько подмосковных посёлков.

Отчего же образуются смерчи?

Тут ещё много засекреченного природой. Известно, что образуются они в грозовом облаке, там, где сталкиваются и перемещаются мощные потоки влажного тёплого и холодного воздуха. Из облака выпадает сильный ливень, и вихрь захватывает и закручивает всё новые и новые потоки, образуя огромную воронку.

Очень опасен ураган на море. Несколько лет назад американские учёные на крейсере попробовали пробиться в центр урагана, чтобы самим увидеть, что там происходит. Эта попытка окончилась трагиче­ски. Последнее сообщение исследователей было, что волны в центре тайфуна достигают высоты 40 метров, бурлят с чудовищной силой. В настоящее время много полезных открытий сделали лётчики-охотники за тайфунами. Главная их задача - оповестить об опасности, где тайфун, какова его сила, куда он движется.

Скачать доклад на тему воздух для 2 - 3 класса по предмету окружающий мир