Моя душа - элизиум теней. «Душа моя — Элизиум теней…» Ф. Тютчев

«Душа моя - Элизиум теней…» Федор Тютчев

Душа моя - Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных.

Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..

Анализ стихотворения Тютчева «Душа моя - Элизиум теней…»

Весной 1836 года князь Гагарин получает от своего друга Федора Тютчева письмо, к которому прилагается стихотворение «Душа моя, Элизиум теней…». Предполагается, что написано оно было несколько раньше, когда семья русского поэта и дипломата попала в кораблекрушение. К счастью, сам Тютчев, его супруга и две дочерей остались живы. Однако катастрофа произвела на Элеонору Тютчеву настолько удручающее впечатление, то женщина так и не смогла оправиться от пережитого ужаса и скончалась в 1838 году на руках у супруга.

К тому моменту, когда было написано стихотворение «Душа моя, Элизиум теней…», жизнь в Элеоноре Тютчевой уже угасала. Эта хрупкая и впечатлительная женщина практически не вставала с постели и уже не узнавала никого из домочадцев. Таким образом, при живой супруге поэт фактически стал вдовцом, искренне сожалея о том, что судьба отмеряла ему всего лишь 10 лет семейного счастья. Именно этими чувствами наполнено стихотворение «Душа моя, Элизиум теней…», в котором поэт мысленно обращается к прошлому, отмечая, память о нем навсегда осталась в его сердце. Его душа полна теней «безмолвных, светлых и прекрасных». Автор хочет вернуться в прошлое, когда он был по-настоящему счастлив, но понимает, что ему это не под силу .

В его воспоминаниях о счастливой жизни нет места печали и унынию, так как этими чувствами автор не хочет омрачать все то чистое и возвышенное, что связывает его с супругой. Между тем, его воспоминания уже настолько абстрактны, что уже непричастны «ни радостям, ни горю». Создается впечатление, что жизнь для Тютчева остановилась, и он настолько погружен в свой внутренний мир, что уже не замечает ничего вокруг.

Это действительно так, потому что в своих воспоминаниях поэт по-прежнему счастлив, и он не хочет расставаться с этой иллюзией, хотя и понимает, что с реальностью она не имеет ничего общего. Окружающий мир автор воспринимает, как «бесчувственную толпу», которой нет никакого дела до того, что происходит с его возлюбленной. Тютчев не ищет сострадания или же утешения, он просто не может смириться с предстоящей потерей, осознавая, что ответом на его страдания будет лишь равнодушие и дежурные фразы соболезнования, которые придется выслушивать из вежливости. Несмотря на то, что Элеонора Тютчева была обречена, поэт воспринял ее кончину очень близко к сердцу и, по утверждению очевидцев, полностью поседел за одну ночь, проведенную у гроба покойной.

Ливеровский Алексей Алексеевич (1903 – 1989), химик, профессор Ленинградской Лесотехнической Академии, писатель, сын А.В.Ливеровского и М.И.Борейша.

Шембель (Ливеровская) Татьяна Алексеевна (1914 – 1979), музыкант, дочь А.В.Ливеровского, жена Б.К.Шембеля.

Шембель Борис Константинович (1900 – 1987), физик, д.ф.-м. наук сотрудник ИФВЭ РАН, муж дочери А.В.Ливеровского.

« Душа моя - элизиум теней.

Теней безмолвных, светлых и прекрасных,


Ни замыслам годины буйной сей,


Ни радостям, ни горю не причастных.

Душа моя - элизиум теней,


Что́ общего меж жизнью и тобою?


Меж вами, призраки минувших лучших дней,


И сей бесчувственной толпою?»

Ф.И. Тютчев 1830.

Бурцева (Борейша) Екатерина Исидоровна (1873 – 1929) - дочь Исидора Петровича Борейши, жена Н.И.Бурцева, мать Наталии Николаевны Бурцевой, второй жены Н.Н.Семенова.

Высшие Бестужевские курсы - открыты в 1878 по инициативе А. Н. Бекетова, Н. В. Стасовой, М. В. Трубниковой, А. П. Философовой, названы по фамилии первого директора К. Н. Бестужева-Рюмина. Помещались на углу 10-й линии и Среднего проспекта Васильевского Острова. Срок обучения 3-4 года. Обучение платное. Выпускники получили право преподавать в женских средних учебных заведениях. В 1918 были преобразованы в т.н. 3-й Петроградский университет, включенный в 1919 году в состав Петроградского университета.

Райтц (Борейша) Наталия Исидоровна, врач-психиатр, дочь Исидора Петровича Борейши, жена Г.В.Райтца.

Рейтц, Густав Владимирович (1876 – 1942), петербургский врач, психиатр, многолетний коллега и соратник академиков В.М. Бехтерева и Э.Л. Радлова. Среди его трудов исключительно по вопросам лечения душевнобольных есть и очерк – биография шведского писателя и драматурга Августа Стринберга (Л. 1926 г.).

Психиатрическая больница св. Николая Чудотворца – Мойка 134. Названа так в честь храма, расположенного на территории больницы. В годы советской власти – Городская Психиатрическая больница. В обиходе горожане с самого основания больницы называют "Пряжка", поскольку вход расположен на набережной р. Пряжки.

Борейша Любовь Исидоровна, дочь И.П.Борейши.

Погожев Владимир Петрович (1851 – 1935), юрист, краевед, историк театра.

С 1895 года Управляющий Дирекцией Императорских Театров. Цензор.

Савина Мария Гавриловна (1854 – 1915), выдающаяся русская актриса, с 1874 года актриса Александринского театра.

Варламов Константин Александрович (1845 – 1915), русский актер, артист петербургской императорской сцены. Сын композитора А.Е.Варламова, автора популярных романсов.

Давыдов Владимир Николаевич (Горелов Иван Николаевич) (1840 – 1925), выдающийся русский, советский актер, народный артист РСФСР. С 1870 года артист Александринского театра.

Дебют В.Ф. Комиссаржевской в роли Ларисы Огудаловой состоялся 7 сентября 1896 года. Успех был полным. «Бесприданница» на много дней заняла воображение театрального Петербурга. Достать билет на этот спектакль было практически невозможно.

Ратьков – Рожнов Владимир Александрович (1834-1912), общественный деятель, предприниматель, петербургский городской голова.

Яковлев Леонид Георгиевич (1858-1919), певец (лирико-драматический баритон) и педагог. В 1887-1906 - солист Мариинского театра.

Фигнер Николай Николаевич (1857 - 1918), известный российский певец-тенор. В 1887 - 1903 и в 1907 Фигнер пел в Мариинском театре.

Измайловские Роты. С сентября 1730 года в слободе вблизи реки Фонтанки дислоцировался Измайловский полк лейб-гвардии. Отсюда, центральная улица слободы получила название «Измайловской». А улицы, отходящие от неё, - по номерам расположенных на них 12ти рот. С 1923 года - 1-12-я «Красноармейские улицы».

Генри Томас Бокль (1821 – 1858), английский историк, писатель и шахматист. Всю жизнь писал монументальную «Историю цивилизации в Англии» об истории умственного развития в своей стране и не только. В России с 1962 года и до сей день «Истории цивилизации в Англии» была переиздана более 50 раз.

Город Мстиславль (Амсцiслау) находится у самой границы с Россией (10-15 км) на востоке Беларуси. Основан в 1135 году, то есть это один из старейших городов Беларуси.

Леопольд Годовский (1870-1938), польско-американский пианист-виртуоз и композитор. Автор транскрипций на этюды Шопена, пьесы французских клавесинистов.

Внучка декабриста Вера Петровна Ивашева - педагог-словесник. Более двадцати лет она преподавала она в дореволюционных рабочих школах и тридцать с лишним лет учила советских детей.

Гревс Иван Михайлович (1860 – 1941), историк, краевед, педагог и общественный деятель, профессор Бестужевских курсов (с 1892 г.) и Петербургского университета (с 1903 г.). В 1921-24 г.г. возглавлял гуманитарный отдел Петроградского экскурсионного института, с 1934 до конца дней преподавал на историческом факультете ЛГУ.

Котляревский Нестор Александрович (1863 – 1925), историк литературы. Читал историю иностранной литературы на высших женских (Бестужевских) курсах в Петербурге и в Императорском Александровском лицее, академик, первый директор Пушкинского дома.

Фюстель де Куланж (1830 - 1889), знаменитый французский историк.

Введенский Александр Иванович (1856 – 1925), русский философ-идеалист и психолог, Профессор Петербургского университета (с 1890), председатель Санкт-Петербургского философского общества (с 1899). В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против материализма и марксизма.

Вольное экономическое общество или Императорское Вольное экономическое общество - старейшее из учёных обществ России. Учреждено в Петербурге в 1765 году Императрицей Екатериной II.Фактически прекратило работу в 1918 году. Находилось в Здании Генерального Штаба на Дворцовой Площади.

Душа моя, Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных!

Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..
Федор Тютче
в

В XVIII столетии в Англии и других странах Западной Европы некоторые сады, парки или их части стали называть Елисейскими полями; так же названа и центральная улица Парижа, и большой луг в парке Монрепо, протянувшийся от Cтупишинской аллеи до источника «Нарцисс». В этих названиях европейская культура в очередной раз вспомнила античность. Согласно греческой мифологии, в Элизиум, то есть на Острова блаженных теней, где и находились Елисейские поля, попадали избранные добродетельные герои, которых боги, по словам Платона, почтили «особым отличием» и избавили от смерти.

Герои даже могли отправиться туда не после смерти, а словно чудом избегая её и продолжая жить в Элизиуме, при этом они зрительно, но весьма эфемерно, сохраняли внешний облик, выражение глаз, тембр голоса, осанку, привычки и тому подобное, как при земной жизни. Правителем островов являлся бог Крон. Здесь пребывали многие знаменитые герои греческих мифов, получившие бессмертие (напр., Диомед, Пенелопа) или перенесённые сюда после смерти (Ахилл, Менелай, Медея и др.), и даже титаны, освобождённые из царства мертвых. Удивительно, что на птолемеевских картах Острова блаженных теней даже получили конкретные координаты: они, по мнению греческого астролога, лежали где-то недалеко за Геркулесовыми Столбами (то есть за Гибралтарским проливом в Атлантическом океане).

Души праведников гуляли по Елисейским полям, – по прекрасному лугу неувядающих цветов, окруженному сказочно красивым лесом, проводили время в беседах и наслаждались вечным покоем. Здесь царила вечная весна, не было болезней и страданий, здесь не сеяли, но всякий раз получали обильный урожай. Изредка выпадали слабые дожди, постоянно дули мягкие и влажные ветры, летали яркие райские птицы. На Елисейских полях их обитатели, не обременяя себя ни трудами, ни хлопотами, в изобилии собирали сладкие плоды, которые росли сами по себе.

Первым Элизиум упомянул легендарный Гомер (IX-VIII в. до н.э.). В "Одиссее" он приводит несколько эпизодов, в которых его герои попадают на Острова блаженных теней или рассказывают о них. Например, в одном из эпизодов Одиссей по воле Посейдона оказывается на чудесном острове, где живет счастливый народ феаков – спокойно и беспечно; их земли плодородны, и никто ни в чем не испытывает нужды. В другом эпизоде морской старец Протей предсказывает Менелаю, царю Спарты, вместо смерти блаженную жизнь на Елисейских полях, «где пробегают светло беспечальные дни человека, где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает…». Гомер противопоставляет Елисейские поля Аиду – царству мертвых, представлявшему собой мрачную "долину теней", в котором побывал Одиссей. Если следовать указаниям Гомера, то Елисейские поля скорее должны выступать как Земля живых. Гомер называет Елисейские поля Островами блаженных теней и помещает их на берега реки Океан.

У других греческих авторов более позднего периода Элизиум все-таки существует на территории подземного мира, то есть за пределами доступных человеку пространства и времени. У римских поэтов Элизиум обретает более конкретный образ: они отделили его от Тартара (Аида). Вергилий был уверен, что попавшие в загробное царство видят путь, разделяющийся на две дороги: правая ведёт в Элизиум, а левая низводит в Тартар. В «Энеиде» он описал Елисейские поля как блаженный приют, осенённый зеленью счастливых дубрав, где над полями простирается сверкающий эфир, багряным светом сияет «своё» Солнце и загораются «свои» звёзды. Вергилий полагал, что там обретают бессмертие не только герои, но и поэты, услаждавшие жизнь людей своим искусством.

Элизиум не был полностью забыт с окончанием античности. Отдельные его черты различимы и в модели христианского рая, и в кельтских сказаниях, и в произведениях многих живописцев, начиная с античных времен. В литературных произведениях стоит прежде всего вспомнить Данте, у которого Лимб, первый круг ада, по своему описанию напоминает Элизиум.
После гуманистов европейская культура уже не забывала о Елисейских полях. Они воскресали не только в садах XVIII в., но и в литературном жанре, описывавшем беседы в царстве мёртвых. У истока этого жанра стоял французский писатель Б. Фонтенель. Видимо, Элизиум оказался одной из вечных тем, отразивших неизбывную тоску о бессмертии. И вряд ли случайно Ф. Шиллер в своей оде, на слова которой Л. Бетховен написал знаменитую «Оду к радости», назвал радость «дочерью из Элизиума».

И всё-таки подавляющее большинство богов и героев, попав в подземное царство, мечтали вырваться из него, и самой знаменитой легендой со времен античности в данном случае является легенда о спасении из Царства Блаженных теней Эвридики, умершей от укуса змеи. Эвридика – прекрасная нимфа, ставшая женой великого музыканта Орфея. Орфей, в свою очередь, был сыном речного бога Эагра и музы Каллиопы.

После долгих страданий Орфей всё же решился вернуть Эвридику и спустился в царство мёртвых. Здесь он повстречал перевозчика душ Харона, которого заворожил своей музыкой на лире, и тот перевёз его на другой берег реки Стикс, в царство Аида. Своей музыкой Орфей поразил и царя Аида, да так, что тот согласился отпустить Эвридику в мир живых, но только с одним условием: впереди него пойдёт Гермес, за которым Орфей должен следовать неотступно, сзади него будет идти Эвридика. Что бы ни случилось, он не должен оглядываться. Если Орфей хотя бы раз оглянется назад – его жена вернётся в мир мёртвых. Орфей согласился и пошёл вслед за Гермесом в полумраке. Так как Эвридика в мире мёртвых была лишь тенью, он совершенно не слышал её шагов и постоянно сомневался – не отстала ли его возлюбленная, не потерялась ли во мраке? И вот уже впереди забрезжил свет, который указывал на выход в мир живых. Тропинка стала круто подниматься вверх, всё вокруг было загромождено камнями. Ещё больше забеспокоился Орфей, что Эвридика отстала, – ведь когда выход уже так рядом, он может просто её потерять.., и тогда Орфей обернулся. Бледная тень Эвридики постепенно растаяла во мраке.

"Первая опера, которую я посмотрел и услышал от начала до конца с неослабевающим удовольствием, была опера Глюка "Орфей", – писал в своих мемуарах Людвиг Генрих Николаи, который был лично знаком со знаменитым композитором. Он присутствовал на премьере оперы в Вене 5 октября 1762 года и считал её непревзойденным музыкальным произведением. А «Танец Блаженных теней» из оперы «Орфей и Эвридика», где изумительное по красоте звучание флейты сопровождается нежными звуками скрипок, до сих пор считается лучшим и самым известным произведением Кристофа Виллибальда Глюка.

Материал подготовила
Рассахатская Надежда Александровна,
старший научный сотрудник
музея-заповедника «Парк Монрепо»

Фёдор Иванович Тютчев

Душа моя — Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных.

Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..

Весной 1836 года князь Гагарин получает от своего друга Федора Тютчева письмо, к которому прилагается стихотворение «Душа моя, Элизиум теней…». Предполагается, что написано оно было несколько раньше, когда семья русского поэта и дипломата попала в кораблекрушение. К счастью, сам Тютчев, его супруга и две дочери остались живы. Однако катастрофа произвела на Элеонору Тютчеву настолько удручающее впечатление, то женщина так и не смогла оправиться от пережитого ужаса и скончалась в 1838 году на руках у супруга.

К тому моменту, когда было написано стихотворение «Душа моя, Элизиум теней…», жизнь в Элеоноре Тютчевой уже угасала. Эта хрупкая и впечатлительная женщина практически не вставала с постели и уже не узнавала никого из домочадцев. Таким образом, при живой супруге поэт фактически стал вдовцом, искренне сожалея о том, что судьба отмеряла ему всего лишь 10 лет семейного счастья. Именно этими чувствами наполнено стихотворение «Душа моя, Элизиум теней…», в котором поэт мысленно обращается к прошлому, отмечая, память о нем навсегда осталась в его сердце. Его душа полна теней «безмолвных, светлых и прекрасных». Автор хочет вернуться в прошлое, когда он был по-настоящему счастлив, но понимает, что ему это не под силу .

В его воспоминаниях о счастливой жизни нет места печали и унынию, так как этими чувствами автор не хочет омрачать все то чистое и возвышенное, что связывает его с супругой. Между тем, его воспоминания уже настолько абстрактны, что уже непричастны «ни радостям, ни горю». Создается впечатление, что жизнь для Тютчева остановилась, и он настолько погружен в свой внутренний мир, что уже не замечает ничего вокруг.

Это действительно так, потому что в своих воспоминаниях поэт по-прежнему счастлив, и он не хочет расставаться с этой иллюзией, хотя и понимает, что с реальностью она не имеет ничего общего. Окружающий мир автор воспринимает, как «бесчувственную толпу», которой нет никакого дела до того, что происходит с его возлюбленной. Тютчев не ищет сострадания или же утешения, он просто не может смириться с предстоящей потерей, осознавая, что ответом на его страдания будет лишь равнодушие и дежурные фразы соболезнования, которые придется выслушивать из вежливости. Несмотря на то, что Элеонора Тютчева была обречена, поэт воспринял ее кончину очень близко к сердцу и, по утверждению очевидцев, полностью поседел за одну ночь, проведенную у гроба покойной.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.