Викторина "Мир растений" методическая разработка по биологии (5 класс) на тему. Викторина «Эти удивительные растения» - Викторина Викторина знаешь ли ты растения

Занимательные вопросы о растениях с ответами для учеников начальной школы можно использовать в качестве подготовки к олимпиаде по окружающему миру, экологии. А также как дополнительный материал на уроках, вопросы викторины или выпуск познавательной газеты вместе с детьми.

1. Какие растения могут жить без воды? (Таких растений нет)

2. Дерево - чемпион Сибири по скорости роста? (Тополь)

3. Как называются листья можжевельника? (Хвоя)

4.Из какого дерева делают спички и почему? (Осина, мало смолистых веществ)

5. Какие леса называют тайгой? (Хвойные с примесью березы и осины)

6. Как размножаются цветковые растения? (Семенами, черенками, клубнями, отводками, усами, частями корня или корневища, луковицами)

7.Растения, от которых люди плачут? (Лук, хрен)

8. Какие особенности имеют растения тундры? (Низкорослые, с короткими корнями, коротким периодом цветения, очень медленным ростом)

9.Растения, у которого лист с одной стороны гладкий, а с другой шершавый (Матьи мачеха, бодяк разнолистный)

10.Какое растение цветет весной без листьев? (Мать - и -мачеха, прострел или сон - трава)

11.Какого цвета ствол у осины? (Зеленого)

12. Из каких растений получают сахар? (Сахарная свёкла, сахарный тростник, сахаристые георгины)

13.Какое дерево в Кемеровской области цветет последним в году? (Липа в июле)

14.Какой кустарник самый долговечный? (Можжевельник, до 1000 лет)

15. Как называется сок медоносных растений? (Нектар)

16. Как называется земляной орех (Арахис)

17. Как называются листья хвойных растений? (Хвоя)

18.Растения, из семян которых получают масла (Конопля, подсолнечник, маслины, облепиха, соя, хлопок, рапс и т.д.)

19. Хвойное растение, шишки которого не свисают с веток, а подняты вверх (Пихта, лиственница)

20. Растение, давшее название церковному празднику (Верба - вербное воскресение)

21. Растения, носящие женские имена (Марьин корень, роза, вероника, лилия, анютины глазки, виктория и др.)

22. Растения, носящие мужские имена (Иван-чай, василек, ванька- мокрый и др.)

23. Какого цвета цветы у растения Иван-да-Марья? (Марья - желтые, Иван - сине-фиолетовые)

24. Цветок жемчужина? (Маргаритка)

25. Цветок солнца в Японии и Китае? (Хризантема)

26. Цветок, который по преданию вырос из пылинки, упавший со звезды? (Астра - в переводе с латыни звезда)

27. Какое растение сначала было ватой, а потом стало рубахой? (хлопок)

28. Какое поле летом «снегом» покрыто? (хлопковое, одуванчиковый луг)

29. Как можно записать словом в четыребуквы - «душистая трава»? (Сено, мята)

30. Из семян какого растения научились делать молоко сосиски, конфеты, бензин и т.д.? (Соя)

31.Какая ягода самая большая? (Тыква, арбуз)

32.Как можно узнать по пню возраст дерева? (Сосчитать кольца на древесине)

33. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше заготовленных летом? (Зимой дрова сухие)

34. Растения, в названиях которых есть нота «до» (Водосбор, подорожник, донник, адонис, водокрас и т. д.)

35. Какое дерево самое распространенное в лесах нашей страны? (Лиственница. Занимает большие площади в Восточной и Западной Сибири)

36.Какая трава нашей страны вырастает выше деревьев? (хмель)

37. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз)

38. Меняют ли вечнозеленые хвойные растения листья? (Да. Меняют в течение нескольких лет в зависимости от вида растения)

39. Что образуется из бутона? (Цветок)

40. Что образуется из цветка? (Плод)

41. Какие приспособления есть у растений пустыни для обитания в жар ком сухом климате? (Листья видоизменились в колючки или совсем отсутствуют; листья могут,быть узкими, сильно опушенными; длинные корни; стебли видоизменяются для выполнения функции запаса воды и фотосинтеза)

42. Какие растения зимуют с листьями? (Хвойные)

43. Хвойное листопадное дерево, сбрасывает листья на зиму? (Лиственница)

44. Самое морозоустойчивое растение? (Лиственница)

45. У какого растения самое длинное детство? (У пихты)

46.Какое травянистое растение растет быстрее всех? (Бамбук)

47. Цветок какого растения использовали придворные дамы французской королевы как украшение для своей прически? (Картофель)

48. У каких растений золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик, мать - и - мачеха, осот)

49. Самый страшный враг леса? (Пожар)

50.Какое растение лучше других переносит пожары? (Баобаб)

51. Растения, из которых получают ткань? (Хлопок, лен, конопля)

52.У какого дерева лист желтеет первым? (Береза)

53.Какой цветок четыре раза меняет свой цвет? (Медуница. Распускается розовым, через несколько дней становится пурпурным, потом фиолетовым, а когда отцветает - синеет)

54. Какие сельскохозяйственные культуры самые распространенные в мире? (Зерновые)

55.Какое растение жжется? (Крапива)

56.Какая крапива не жжется? (Яснотка белая глухая крапива)

57. Дерево лесов Южной Америки, из плодов которого получают масло, молоко, сахар, вино и многое другое? (Кокосовая пальма)

58. Плоды, какого субтропического растения употребляют в пищу и для изготовления масла? (Маслины)

59.Дерево пустыни - тонет в воде, при ударе разбивается как стекло (Саксаул)

61. Какоерастениеявляетсясамыммощным насосом? (Эвкалипт)

62. «Королева» пустыни - держит голову в огне, а ноги в воде? (Финиковая пальма)

63. Как называется обособленный от основного лесного массива участок, состоящий из одновозрастных деревьев? (Роща)

64. Какое растение бегает? (Перекати - поле)

65. Как называется сушеный виноград? (Изюм)

66. Какие соцветия встречаются у злаков? (Сложный колос, метелка, початок)

67. Как называется коллекция засушенных растений? (Гербарий)

68. Как называется растение - никто не пугает, а вся дрожит? (Осина)

69. Какие леса средней полосы испаряют больше всего воды? (Лиственные леса)

70. Почему в рыхлой почве быстрее прорастают семена? (Росткам легче пробраться к солнцу, а корешкам к влаге)

71. Почему сорное растение пастушья сумка так назвали? (Семена похожи на сумку пастуха)

72. Какое дерево наших лесов называется «кормильцем», деревом - коровой? (Сосна сибирская)

73. Как называется растение - в сенокос горька, а в мороз сладка? (Рябина)

74. Какая ягода не боится снега? (Клюква, брусника, калина, рябина)

75. Как называется самое музыкальное дерево? (Ель, так как из нее делают музыкальные инструменты)

76. Какое дерево оставляет свой осенний наряд на зиму? (Дуб)

77. В какое время года бывает листопад - хвоепад у ели? (ранней весной)

78. Когда береза разбрасывает свои семена? (Зимой)

79. Орехи какого дерева самые маленькие? (Ольхи, липы)

80. Какое дерево в воде тонет, но не гниет? (Лиственница)

81. На каком хвойном растении спеют «ягоды»? (Можжевельник - у него шишкоягоды, кипарис)

82.Корни какой травы называют кошачьей радостью? (Валериана)

83. Почему даже в ночь под праздник Ивана Купала люди не могут найтилегендарный цветок папоротника? (Папоротники не цветут, так как размножаются спорами)

84. Растет ли дерево зимой? (Нет, оно «спит»)

85. Какие растения называются подснежниками? (Которые появляются ранней весной из - под снега; у них короткий цикл развития и начинается он под снегом)

86.Какие цветы появляются самыми первыми? (Верба, мать - и - мачеха)

87.Куда обращена «голова» подсолнуха в поддень? (К солнцу, т.е. на юг)

88.Лист какого дерева украшает герб и флаг Канады? (Клён)

89. Дерево, которое называют «легкими» города? (Тополь)

90.У какого растения самые большие:

Листья (Виктория амазонская, диаметр более 2 м)

Цветы (Раффлезия Арнольда, диаметр 1 м, масса 6 кг)

Плоды (Хлебное дерево из Юго-Восточной Азии, масса 6 кг)

Семена (Сейшельская пальма, длина 0,5 м, масса 30 кг)

91.Растения хищники наших мест (Росянка, пузырчатка)

92.Какие растения самые:

Высокие (Эвкалипт - 162 м)

Толстые (Баобаб - до 50 м в обхвате)

Длинные (Ротанговая пальма - 440 м)

93. Какие растения считаются:

Главным хлебом мира (Пшеница)

Кормильцем Востока (Рис)

- основным овощем мира (Капуста)

94. Какие растения считают символом:

Мира (Олива)

Солнца (Лотос)

Неприступности (Эдельвейс)

Навязчивости (Лопух)

95. Почему дуб чаще других деревьев подвергается воздействию молнии? Дуб называют «Перуновым деревом», почему? (Корневая система дуба уходит глубоко и достигает грунтовых вод, а вода является хорошим проводником тока. Молния обычно попадает в высокие предметы, в том числе и в дуб. Перун - бог грозы).

96. Знаменитый Саксонский смешанный лес в Германии из-за вырубок в конце XVIII века пришел в упадок. Решили посадить только ель. Чтобы хвоя не пропадала даром, её из-под деревьев выгребали и убирали. Стечением времени ель не только перестала расти, но и стала погибать. В чем причина? (Опавшая листва после гниения возвращает почве питательные веществавзятыеранее.Удалениелиствыиз-под деревьев означает их полную потерю и, как следствие этого, снижение плодородия почв).

97. В средней полосе России широко распространено одно лиственное дерево, в честь которого названо 3 городана евроазиатском континенте. Назовите дерево и города. (Липа - Липецк, Лейпциг, Лиепая)

98. Какой кустарник способен изгонять крыс, мышей и тараканов? (Бузина)

99.Какие деревья являются непревзойденными чемпионами по очистке воздуха от углекислого газа? (Одно дерево тополя с мая по сентябрь связывает 44 кг углекислого газа; дуб - 28 кг)

100. Веточки какого дерева, поставленные воду, за короткое время очищают её от вредных бактерий, а вода эта долго стоит и не портится? (Рябина)

101. Какое имя в древней Греции носила богиня плодородия и урожая? (Деметра)

102. Какие деревья обладают фитонцидными свойствами? (Тополь, береза, сосна)

103. Стоит дерево - цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - дряхлымпеленанье, четвертое - людям колодец. Что это? (Береза)

104. Какое дерево называют «царем тайги»? (Кедр, сосна сибирская или кедровая)

105. Какое растение имеет самые крупные плоды в мире? (Тыква)

106. Какое овощное растение боится жары и ветра, холода и дождя? Это растение спасает от морской болезни, а в огне дает удушливый едкий дым? (Перец)

107. Какое цветковое растение самое мелкое на Земле? (Вольфия бескорневая - около 1 мм)

108.Какое цветковое растение самое мелкое в Кузбассе? (Ряска)

Вагина Людмила Геннадьевна, МБОУ «COШ №92», учитель начальных классов, г. Новокузнецк, Кемеровская область

Чтобы скачать материал или !

Эта викторина-игра на знание растений, деревьев и др. Интересные вопросы о жизни растений. Все вопросы с ответами.

Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и даче на них правильных ответов. Она организуется с участием нескольких человек. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество точных ответов.

В царстве растений «Знаешь ли ты эти растения?»

■ Как называется наука о растениях? Ботаника.

■ Какие бобы легко превратить в конфеты, гусятину, курятину и даже молоко? Бобы, сои можно превратить во многие продукты питания.

■ Какое масло не дает дыма? Кокосовое масло.

■ Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко вдоль? Поперек мы рассекаем стенки сосудов, а вдоль — отделяем одну группу сосудов от другой.

■ Из чего ученые с помощью микроорганизмов (плесени, дрожжей) получили питательные жиры? Эти жиры могут использоваться как лекарство, для производства маргарина, туалетного мыла. Древесные стружки.

■ Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот.

Он снизу седоватый,

Повыше — зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей. Мох.

■ Что представляют собой вздутия галлы на листьях дуба и какое применение им находят? Галлы образуются в результате откладывания в мякоть листа яиц насекомых — галлиц, из них можно получить черную краску для лица, применяемую в косметике.

■ Какие ядовитые растения вам известны? Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, болиголов.

■ Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка, долек сколько?

8, 10, 20, 30...

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть дольки снова перечесть? Тысячелистник, лекарственное растение, препараты которого применяются при различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечений.

■ Что послужило основанием для выражения «Дрожит как осиновый лист»? Листья осины имеют очень длинные черешки, легко дрожат от малейшего ветерка.

■ Почему орешник цветет весной, а липа — летом? Орешник опыляется ветром, а липа — пчелами.

■ О каком растении говорят:

«Эй, брат комарик, берегись!

На куст ее ты не садись —

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь — вновь уж не подняться»? Росянка, это растение питается мухами и комариками. Из нее готовят лекарство от бородавок.

■ На какой год созревают шишки у сосны? А у ели? У сосны на 2-й год, у ели на 1-й.

■ Сколько лет может жить дуб? До 2000, а в среднем 400-500.

■ Как определить возраст спиленного дерева? По количеству колец на стволе.

Блиц «Такие разные растения»

■ Плод дуба. Желудь.

■ Густой лес. Чаща.

■ Дубовый лес. Дубрава.

■ Злак с толстым стеблем и желтыми зернами, собранными в початок. Кукуруза.

■ Тина на дне пруда. Ил.

■ Растение, отпугивающее запах моли. Герань.

■ Самое долговечное дерево. Дуб.

■ Самая высокая трава на Земле. Бамбук.

■ Малюсенькие растения на поверхности воды. Ряска.

■ Из него вырастет колос, если его не склюет курочка. Зерно.

■ Сушеная трава, зимний корм коровы. Сено.

■ Растение, у которого вместо листьев — колючки. Кактус.

■ Огород для арбузов и дынь. Бахча.

■ Воздушное лакомство, любимое детьми. Кукуруза.

Предварительный просмотр:

Познавательная игра-викторина

«Эти удивительные растения».

Задачи:

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к растениям, как части природы;

Формирование основ экологических знаний;

Развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём познавательную игру «Эти удивительные растения». Надеемся, что игра Вам понравится и быть может, вы узнаете ещё что-то новое об удивительном мире растений.

Ведущий:

Наша Земля удивительно прекрасна - это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле - явление уникальное, и природа на ней, это великий и мудрый воспитатель. Все мы - дети природы.

Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете. Кто бывал в лесу, на даче, в деревне, то мог увидеть много удивительных и красивых растений, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в таинственный мир природы. Проведём познавательную игру «Эти удивительные растения».

Ребята, а вы знаете, на какие группы делятся растения?

(деревья, кустарники, травы)

Молодцы!

Ведущий:

Давайте представим наши команды.

(каждый команда называет класс и даёт себе название)

Ведущий:

Итак, первая игра называется «Узнай дерево по описанию».

Игра 1 «Узнай дерево по описанию»

Дуб

Команда 1.

Это дерево растёт медленно, сначала - сильнее в высоту, позднее - в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
У него темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

Команда 2.

Липа

Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки. А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.
В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

Команда 3.

Сосна

Э то дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.

Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Под ней растут грибы, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.

Люди использовали смолу этого дерева, как клей.

Команда 4.

Рябина

Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит - так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные.

Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.

Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.

Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов - чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку.

Команда 5.

Берёза

Это большое лиственное дерево. Единственное среди огромного мира дерево, обладающая белоснежной корой. У нее белый, тонкий, стройный ствол. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. На ветках листья округлой формы. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым.

Издавна считалось, что в мае она обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным и слабым людям.

Листья и кора её тоже не бесполезны. Любимое лакомство для коз и овец. Верхний слой коры - береста. Из неё люди научились делать различные поделки.

Загадки для зрителей.

Ведущий:

Пока команды работают над заданием мы с вами отгадаем загадки.

Каждому классу нужно отгадать по две загадки. Каждый правильный ответ принесёт своей команде 1 балл.

Команда 1.

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?…
(Свекла)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива)

Команда 2.

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.

(Груша)

Команда 3.

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)

Команда 4.

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)


Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)

Команда 5.


Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)

Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке…
(Репка)

Игра 2 «Узнай лекарственные растения»

Ведущий:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Среди них много лекарственных. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.

В следующем конкурсе команды покажут нам свои знания о лекарственных травах.

Загадки для команды 1.

1. В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.

(ромашка)
Ромашка поможет больному при болях в горле и заболеваниях желудка.

Команда 2.

2. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Команда 3.

3. Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты,
Называется – ...
(мята)

В медицине мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, рвоте, головных болях, бессоннице, нервных расстройствах.

Команда 4.

4. Растет зеленый кустик,
Дотронешься-укусит.

(крапива)

Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос.

Команда 5.

5. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь -
На себе их все найдёшь.

(лопух)

С помощью лопуха лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы.

Игра 3 «Укажи лишнее».

В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. В следующем конкурсе ребята нам покажут знают они опасные растения или нет.

  1. Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника. Команда 1.
  2. Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик. Команда 2.
  3. Бузина, календула, пустырник, тысячелистник. Команда 3.
  4. Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана. Команда 4.
  5. Василёк, донник, женьшень, мышиный горошек. Команда 5.

Игра со зрителями

"Деревья, кустарники, травы".

Ведущий:

Ребята, я буду называть названия разных растений. Когда буду называть дерево, вы вытягиваете руки вверх, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие), травы – топаем ногами (травы низкие). Если речь идёт не о растениях, тогда вы не должны выполнять никаких действий.

(Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза).

Ведущий:

С древнейших времен люди цветами украшали свое жилище, одежду, дарили их в качестве подарков. История их возникновения уходит далеко в прошлое и начинается, как свидетельствуют археологические раскопки, 3000 лет назад в Древнем Египте.

Ребята, перед вами фрагменты комнатного растения. Вы должны собрать и сказать его название. Команда, которая полностью выполнит задание поднимает руки.

Команда 1.

Герань

Команда 2.

Кактус

Команда 3.

Фикус

Команда 5.

Бегония

Загадки для зрителей.

Ведущий:

Пока команды заняты, мы будем разгадывать загадки о кустарниках.

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует...

(сирень)

Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки.
(Орешник.)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешены на ветке.

(Шиповник.)

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,
Другая - чернеет.

(Смородина)

Игра 5 «Продолжи фразу».

Команда 1.

Наука, которая изучает растения, называется….(ботаника)

Команда 2.

Лучше всего на Земле очищают воздух… (растения)

Команда 3.

Природное сообщество, в котором преобладают деревья называется … (лесом)
Команда 4.

Рожь, овёс, пшеница, ячмень - это …(злаки)
Команда 5.
Растения, которые считаются редкими или исчезающими заносят в ….

(Красную книгу)

Ведущий:

В настоящее время некоторые растения находятся на стадии исчезновения и стали чрезвычайно редкими.

Игра 6 «Готовим блюда».

Ведущий:

Из каких растений можно приготовить:

Команда 1.

Иван-чай

Щавель

Ромашка

Суп картофель

Морковь

Сосна

Лук

__________________________________________________

Команда 2.

Щавель

Одуванчик

Варенье Репей

Малина

Крапива

Клубника

Команда 3.

Помидоры

Груши

Салат сливы

Огурцы

Облепиха

Редис

Соедините стрелками возможные варианты.

Команда 4.

Чеснок

Слива

Морс Ежевика

Пшеница

Кукуруза

Смородина

Соедините стрелками возможные варианты.

Команда 5.

Картофель

перец

Морковь

Винегрет Свёкла

Помидор

Огурец

Лук

крыжовник

Соедините стрелками возможные варианты.

Ведущий:

Пришло время подвести итоги.

(Жури называет количество заработанных очков. Вручаются грамоты.)

Игра 2 ««Узнай лекарственные растения»

Игра 3 «Укажи лишнее».

Игра 4 «Собери комнатное растение».

Загадки для зрителей.

Игра 5 «Продолжи фразу».

Игра 6 «Готовим блюда».

Итого

За каждый правильный ответ 1 балл.

На этом наша игра подошла к концу. Спасибо за активную работу.


Екатерина Ищенко
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема : «Какие цветы нас лечат .

Форма работы : викторина .

Воспитатель :

Ищенко Е. Е,

вторая реабилитационная группа

Целевая аудитория : несовершеннолетние 7 – 13 лет.

Форма и методы работы : упражнение, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, беседа, викторина , презентация слайдов, блиц-опрос.

Цель

Задачи :

лекарственных растениях .

лекарственных растений

Ожидаемый результат : знание детей лекарственных растений , умение применять их с целью оздоровления организма, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование : фишки красного и зелёного цвета , жетоны-цветочки , презентация слайдов, грамоты.

1. Начало занятия – упражнение «Давайте улыбнемся!» .

2. Вводная часть – деление на команды, рассказ воспитателя, чтение стихотворения.

3. Основная часть – беседа, викторина , презентация слайдов.

4. Заключительная часть – чтение стихотворения, подведение итогов, награждение победителей, блиц-опрос, рефлексия.

Викторина «Какие цветы нас лечат .

Цель : развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Задачи :

1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях .

2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,

обогащение природоведческого словаря.

Оборудование : красные и зеленые фишки, презентация «Какие цветы нас лечат » , вопросы для викторины , тексты стихотворений.

Ход занятия.

1. Начало занятия. Упражнение «Давайте улыбнемся!» .

2. Вводная часть.

Дети делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета .

Подготовка к восприятию материала.

Рассказ воспитателя :

Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения , и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?

Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Чтение стихотворения :

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать ,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства .

Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства . В нашей местности тоже растут лекарственные растения . Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство . Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен . Растения , которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений , человек научился выращивать.

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений . Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов .

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали , наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

3. Основная часть.

Воспитатель :

Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать ?

Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

Давайте вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

(Проведение викторины «Какие цветы нас лечат среди двух команд :

Чтобы начать викторину , необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

(Совещание команд, выбор названия, капитанов) .

Воспитатель : ответы на вопросы викторины поочередно , получение жетонов – цветочков за правильные ответы.

Задания для викторины :

1. Это лекарственное растение растет у дорог , его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ : Подорожник

2. Какое растение получило название «мяун-трава» ?

Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ : Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ : Клюква, в ней есть лимонная кислота.

4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ : Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи - хорошее средство от кашля.

5. Это растение , с шипами и красивыми цветами , придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ : Шиповник.

6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ : Чистотел большой.

7. Какое растение поможет укрепить волосы?

(Слайд 8) Ответ : Лопух большой, крапива двудомная

8. О каком растении в народе говорят : «Оно одно семерых врачей заменит» . Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ : Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ : В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

9. Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудиться :

Привяжется кашель, поднимется жар -

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ : Нивяник обыкновенный.

10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ : Сфагнум.

11. Целебное растение из Южной Африки . Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.

Другое его название столетник.

(Слайд 12) Ответ : Алоэ.

12. Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ : Лук и чеснок.

13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки .

Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ : Петрушка.

14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа , кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение . Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

(Слайд 15) Ответ : Герань.

15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах) . Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ : Каланхоэ перистое.

16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17) Ответ : Мята.

17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ : Лиственница.

18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд 19) Ответ : Плоды чёрной смородины.

4. Заключительная часть.

Воспитатель :

Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений . Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

(Подведение итогов викторины , вручение грамот игрокам победившей команды).

Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям , которые нас лечат , но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…

…Давай пройдёмся

медленно по лугу

И «здравствуй!»

скажем каждому цветку .

Я должен над цветами

наклониться

Не для того, чтоб рвать

или срезать,

А чтоб увидеть

добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Самед Вургун

Блиц - опрос

Для чего необходимы человеку лекарственные растения ?

(Для поддержания здоровья.)

Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё ?

(Корни, листья, цветы , побеги, плоды, кора, почки.)

Что можно приготовить из лекарственных растений ?

(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)

В какое время суток собирают лекарственные растения ?

(Утром, когда обсохнет роса.)

Как нужно сушить лекарственное сырьё ?

(В тени, в проветриваемом помещении.)

Все ли растения являются лекарственными ?

(Нет.)

Где можно хранить лекарственное сырьё ?

(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

Где можно собирать лекарственные растения ?

(Вдали от дорог)

Сколько листьев можно обрывать на растении ?

Умственно отсталые школьники плохо понимают природу и явления окружающего мира. Поэтому для учащихся классов со сложным дефектом в школьную программу включены такие предметы как мир животных и мир растений. Цель данных предметов научить школьников классифицировать по видам животных и растений, закрепить и расширить знания о животных и растениях, привитие интереса к животному и растительному миру.

Ознакомление с жизнью животных и растений учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. А также способствуют коррекции личности школьника.

Предлагаемая игра-викторина позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах, развить познавательный интерес к биологии, расширить знания о практическом значении растений в жизни людей, позволяет проявить себя в командном первенстве.

Цель: проведение турнира по предмету “Мир растений”.

Задачи мероприятия:

– проверить и углубить знания детей о растениях;
– помочь детям вспомнить уже известных растения разных ярусов.
– развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
– помочь детям учиться работать в команде.

Оборудование:

  • Компьютерная техника.
  • Презентация.
  • Листовые пластины деревьев и шишки.
  • Муляжи грибов.
  • Картинки с цветами, кустарниками.
  • Настоящие ягоды для угощения.
  • Макет телевизора.

Ход мероприятия

Ведущий: Как называется наука, изучающая растения (ботаника). Сегодня мы проведём викторину и узнаем, как хорошо вы знаете растения нашего края.

Какие самые высокие растения? (Деревья.)

1-й тур – деревья.

а) Цель: Определить дерево по листовой пластине, шишкам.

Деревья – самые высокие и крупные растения.

б) Цель: Назвать плодовые деревья.

Яблоня, груша, слива, вишня, черешня, облепиха

Ведущий: Многие растения исчезают с нашей планеты. И они занесены в “Красную книгу”. “ Красная книга” пришла сегодня в гости, что бы ещё раз напомнить о том, что нужно беречь природу.

Красная книга:

Я– Красная книга.
Красный цвет – сигнал запрета,
Понятный людям всего света.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ведущий: А теперь вспомним кустарники.

2-й тур – кустарники .

Цель: чтение детьми стихотворений наизусть, угощение гостей плодами с куста.

Ведущий: В чём отличие от деревьев? В отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много. Многие кустарники – ценные ягодные (крыжовник, смородина), орехоплодные (лещина) и декоративные (шиповник, сирень, чубушник) растения.

Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети “Ах!”
Вот лекарственный полковник –
А зовут его – шиповник!
И плоды его, ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт –
Очень долго проживёт!

Сирень. (Маршак Самуил.)

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти……….

Малина. (А. Тесленко.)

Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла малина.

Калина. (Антон Рысаков .)

Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная калина.

Смородина. (Л. Зубаненко.)

Красная, чёрная, белая
Манит смородина спелая.
Ягоды соком наполнились,
Солнечной краской окрасились
Птички слетаются шустрые,
Ягодки ранят упругие.
Чёрная, красная, белая
Вздыхает смородина спелая:
– Если меня не сорвёте,
Осыплюсь, потом не найдёте.

Очень густо орешник растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето
мы едим его конфеты
Не в бумажке, а в скорлупке,
Берегите, детки, зубки.

Ведущий: А теперь вспомним растения, которые растут низко над землёй.

3-й тур – злаки, цветы, грибы.

а) Цветы.

Цель: отгадать загадки и цветок прикрепить к ватману (засади поле цветами).

Самые красивы растения нашей планеты – цветы . Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходится без цветов. Даже самый скромный цветок оживит и украсит комнату. Давайте соберём букет, отгадав загадки.

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)

Маленький крошка
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Мак.)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик.)

Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка.)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис.)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василёк.)

б) Злаковые.

Цель: определить крупы и назвать растения, из которых их получают.

а) Гречневая.
б) Манная.
в) Рисовая.
г) Пшённая.
д) Геркулесовая.
е) Перловая

Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень.

в) Грибы в корзине (кроссворд).

Цель: отгадать загадки и мы узнаем, какие съедобные грибы собраны в корзине.

Груздь.

Опечален очень груздь,
На груздя напала грусть.
Почему он грустный?
Потому, что вкусный!

Сыроежка.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это...
(Сыроежки.)

Подосиновик.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я....
Ответ: Подосиновик

Боровик.

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый
Боровик

Рыжик.

К ёлке подойдём поближе.
Видим гриб… Да это рыжик!
Рыжий-рыжий, как морковка!
Рыжий, как лиса-плутовка!

Ведущий: А, сейчас, передача “Из жизни растений” (сценка).

Передача “Из жизни растений”.

Здравствуйте, –

В эфире передача “Из жизни растений” .

С Вами Татьяна

И Дмитрий –

Удивительные новости в мире растений.

Берёза – это символ России.

Ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого.

Роза – это королева цветов.

Чесноком можно лечить многие болезни, его добавляют в различные лекарства.

Малиновое варенье помогает при высокой температуре.

Самая крупная ягода – это арбуз.

Это были удивительные новости из жизни растений.

До новых встреч.

Окончание викторины. Учащиеся выстраиваются в ряд и по строчке наизусть называют стихотворение.

Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
Значит, жизнь себе продлим!

Ведущий: Спасибо всем учащимся за турнир. Берегите природу!