От чего иван да марья. Иван-да-марья: целебная сила красивого цветка. Когда искать цветок папоротника

Традиция собирать целебные и магические травы на праздник Купалы существует очень давно. Некто игумен псковского Елеазарова монастыря Панфил писал Дмитрию Владимировичу Ростовскому примерно в 1505 году, что в канун Иоанна Предтечи (который совпадает в Купалой или летним солнцеворотом) мужчины и женщины ходят по лугам, полям, лесам и болотам в поисках «смертных цветов», «на пагубу человеком и скотом», «тут же и дивиа корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с приговоры сотанинскими». Что есть описание сбора целебных трав травниками и обычными людьми.

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота и петров крест. По легендам, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети – как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.). Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Общие сведения о растении Иван-да-Марья

Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

Магические свойства

У восточных славян цветок иван-да-марья являлся символом купальских празднований. Во многих местностях у русских он известен также под названиями «цветок Купалы», «купавка», «купальница», «Иваньковский цвет». Белорусы называют его «брат и сестра» и «цветок плача», а украинцы – «братками».

Происхождение этого цветка у восточных славян и некоторых народов, соседствующих с ними – поляков, литовцев, связывается с фольклорным мотивом наказания брата и сестры за инцест – кровосмесительный брак. Так, у русских известно поверье о превращении брата и сестры, вступивших в запретную связь, в цветок, который, соответственно их именам – Иван и Марья, так и стал называться иван-да-марья. У украинцев и поляков широко распространены легенды с близким сюжетом: брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились и лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой – синего и желтого цвета. В фольклоре всех восточных славян встречаются баллады и песни, в которых рассказывается о том, что брат и сестра едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве:

А в вокресенье венчали,

В понедельник спать клали.

Стал пытати детина,

Якого роду девчина.

«Я с Киева войтовна, По батюшке Карповна!»

Стала пытати девчина,

Якого роду детина:

«Я с Киева войтович, По батюшке Карпович!»

«Ах, и где ж тому было,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не йдет,

А брат сестру не берет!

Мы пойдем у поле,

Мы скинемся травою

А что братец с сестрою!»

Эти баллады чаще всего использовались в качестве купальских песен. Невольное нарушение брачного запрета, встречающееся в обрядовых песнях на этот сюжет, соотносится с бытовавшими в народе рассказами о том, что в купальскую ночь в древние времена снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами. Этим обычаем объясняется и тот факт, что инцестуальные мотивы являются наиболее частыми именно в купальских песнях. Широко был распространен, например, купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить свою сестру-соблазнительницу. В другой песне делается акцент на том, что инициатива в предложении инцеста принадлежит сестре:

Ходит коник

Вороненький.

На том коне <…>

Иван сидит,

За ним Марья <…>

Вдогон бежит:

«Постой, Иван <…>

Скажу нечто! <…>

Тебя люблю <…>

С тобой пойду!

Загадаю <…>

Три загадки.

А что растет <…>

Без кореня?

А что горит <…>

Без полымя?

А что бежит <…>

Без повода?»

В этой песне содержится архаичный мотив разгадывания загадок космогонического характера (в данном случае разгадка – камень, сажа, вода), который в мифопоэтических текстах имеет отношение к теме испытания на знания, свидетельствующие о готовности к браку.

Сопоставив фольклорный и обрядовый материал восточных славян с мифологиями других народов, исследователи пришли к выводу, что в основе легенд, поверий, купальских песен об инцесте, в том числе и текстов о происхождении цветка иван-да-марьи, лежит архаичный миф о близнецах, один из которых – Иван – связан с жизнью и огнем, а другой – Марья – со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Песни о происхождении цветка иван-да-марьи, связанного с нарушением брачного запрета между братом и сестрой, исполняли в купальскую ночь, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер.

В украинских поверьях этот цветок является символом спасения от любви людей, близких по крови. У русских иван-да-марью наряду с некоторыми другими травами использовали для изготовления венков – девичьих головных уборов купальского праздника. Бросая эти венки в воду, девушки гадали о своей судьбе: если венок прибьется обратно к берегу, значит, в этом году остаться в девушках; уплывет к другому берегу – к замужеству; ну, а если венок потонет – гадающую ждет смерть. В Санкт-Петербургской губернии девушки, совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, входили в воду с цветами иван-да-марьи и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть.

Как и другие травы, цветок иван-да-марья в день летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, обладал, по народным представлениям, магической силой, которой крестьяне старались успеть воспользоваться. Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы. Как правило, за ними отправлялись девушки и молодки – вышедшие замуж в текущем году. В Псковской губернии они, ходили по полю в «рядок» – взявшись за руки, пять-шесть человек – и, собирая растения, обязательно пели:

Пойдем, девки, лугом,

Станем, девки, кругом,

Сорвем по цветочку,

Совьем по веночку,

Куда их денем?

Невестам оденем.

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Растения, среди которых цветок иван-да-марья встречался наиболее часто, приносили в деревню большими охапками. Их рассыпали по полу в храмах, жилищах и по земле во дворах, клали к окнам и около икон. Эти растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Во время грозы сохраненную травку бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии, то есть от стихии огня. Цветок иван-да-марья, сорванный в купальскую ночь, клали в углы избы: по поверьям, это помогает избежать кражи. Вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья, потому что «брат с сестрой будут говорить; вору будет чудиться, что говорит хозяин с хозяйкой». В белорусской традиции этот цветок – «брат-сестра» – использовали как целебное средство: купальским утром его давали коровам, чтобы были благополучны. Здесь же считали, что он помогает от кашля. В Полесье вплоть до второй половины ХХ века с этой же травой, называемой здесь «братками», купали детей, чтобы они хорошо спали.

Цветок папоротника

Описание

Сначала факты. Папоротники – отдел очень древних растений, богатый своим разнообразием (более 10 тыс. видов). Размножаются папоротники спорами и

вегетативным путем (отростками). Споры находятся на тыльной стороне листка и вполне невзрачны. Некоторые виды папоротников выбрасывают стрелку со спорами, которая напоминает соцветие, но никак не одиночный цветок. А еще папоротники бывают ядовитые. Летом в жаркую погоду в лесу воздух насыщен испарениями. Возможно, именно они вызывают различные слуховые и зрительные галлюцинации.

Легенды о цветке папоротника

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них – скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал – папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…».

Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

В России бытовала такая легенда о папоротнике: «Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего».

С этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум — венерин волос.

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».

У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

Когда искать цветок папоротника?

Тут все выглядит просто. Цветет он в ночь на Ивана Купала. А значит искать его следует ночью с 6 на 7 июля. Не тут-то было! Некоторые утверждают, что Купала празднуется 7 июля, а искать нужно в ночь праздника, следовательно, нужная ночь – с 7 на 8 июля. Кроме того, по старому стилю этот праздник приходился на 23-24 июня, что соответствует легенде про Перунов цвет. Примерно на этот период, с 20 по 26 июня, приходится день летнего солнцестояния, и именно в эти дни в других странах отмечают Ивана Купала. С переходом на новый стиль праздник сместился на 2 недели, а солнце, видимо, забыли предупредить, поэтому

днем летнего солнцестояния так и считается 22 июня. Мало того, нужно учитывать, что праздник Ивана Купала возник вследствие объединения языческого праздника Купала и христианского празднования дня рождения Иоанна Крестителя (22 июля). Так что когда искать – придется решать самим.

Где искать?

Это понятно. Там, где растет папоротник. Но вряд ли для этого подойдет папоротник в вазоне с вашего подоконника или с дачного участка. Нужен дикорастущий папоротник. Внешний вид у него достаточно характерный, так что вряд ли вы спутаете его с каким-то другим растением. Папоротники достаточно неприхотливы, им лишь бы было тепло да сыро. Поэтому растут они в лесах, на болотах, возле рек. Но идти все-таки придется в лес, причем в самую глухую его часть.

Как искать цветок папоротника?

Ответ напрашивается сам собой – тщательно. Хотя некоторые варианты легенды утверждают, что нужно возле папоротника очертить ножом магический круг, который будет защищать вас от нечисти, расположиться в нем и терпеливо ждать появления цветка. Расцветет он ровно в полночь и будет цвести… какое-то время. По разным источникам – от одного мгновения до целой ночи. Непонятно только как выглядит этот цветок. Одни говорят, что это крупный красный, «огненный», цветок, другие – серебристый, третьи – маленький беленький цветочек. Все сходятся только в одном – цветок этот светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет. Значит, разглядеть его ночью будет не так-то сложно. Только, говорят, будет страшно. Нечисть будет всячески стараться напугать вас видениями, различными звуками, могут даже окликать вас по имени. Представления наших предков об этом описаны Гоголем в «Майской ночи». А еще утверждают, будто у цветка этого есть страж какой-то особенный, цель которого – не дать вам сорвать заветный цветочек.

Что делать потом?

Цветок нужно быстро сорвать. Вдруг он все-таки цветет лишь одно мгновение. Потом, по различным источникам, спрятать и бежать, или бережно нести в ладонях. Главное – не оглядываться. Или же, по другим данным, сидеть в очерченном круге, дожидаясь утра. Что с ним делать дальше – непонятно. Видимо, засушить и хранить в домашнем гербарии. В одной из легенд сказано, что цветок вообще нужно бросить в реку и загадать желание.

Для чего вообще он нужен?

Обладатель цветка папоротника обретает массу сверхспособностей. Он будет уметь фактически все: понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно переноситься с места на место (телепортироваться), быть неуязвимым, повелевать духами, кроме того, все его желания будут исполняться. Все это будет длиться до тех пор, пока цветок папоротника будет находиться в ваших руках. А охочих отобрать у вас этот цветок будет достаточно и среди людей, и среди представителей нечистой силы.

Все любят необычные цветы. Для того, чтобы вырастить у себя в цветнике здоровое растение следует знать тонкости содержание. В настоящей статье редакторы попытались изложить подборку секретов, чтобы не допустить гибели при содержании необычного цветка. Тонкости содержания крупных групп растений различны. Капризное растение требует тщательного обеспечения условий. Рекомендуем определить для дальнейших мероприятий, к какому виду определен Ваш цветок.

Марьянник, иван-да-марья, желтяница, золотушная трава

МАРЬЯННИК ДУБРАВНЫЙ (Melampyrum nemorosum L.), или ИВАН-ДА-МАРЬЯ - однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем, семейства норичниковых (Scrophulariaceae), род марьянник (Melapyrum L.). Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия (губы желтые, трубка венчика красно-желтая). Цветки имеют гребенчато-зубчатые фиолетовые прицветники. Плод - яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные, с присемянником. Высота 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Семена служат кормом для лесной дичи.

Народные названия: марьянника дубравного - иван-да-марья, иванец, иванова трава, марьянник, брат с сестрой, анютины глазки , двуцветник, желтяница, золотушная трава, огнецвет; марьянника лугового - петровская трава, сорочьи стружки, васильки полевые, кушарка, люкрец, желтуха; марьянника лесного - гнетуха, кобылья трава; марьянника полевого - позвонок, звонец, иван-да-марья, желтоголовик, мать-и-мачеха, полевая трава.

Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей, посвящено символике запретной любви. Если верить сказке, название иван-да-марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата с сестрой - Ивана с Марьей. Когда они выросли и встретились, то полюбили друг друга, но узнав о своём родстве они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил (см. "Легенды о фиалке ").

Иван-да-марья - название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Наиболее популярны - марьянник дубравный и фиалка трехцветная . Значительно реже пользуются этим названием: живучка женевская, шалфей луговой и барвинок. У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части страны. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

В нашей зоне растут пять видов марьянника: марьянник дубравный (М. nemorosum L.); марьянник полевой (М. arvensis L.); марьянник луговой (М. pratense L.); марьянник лесной (М. silvaticum L.) и марьянник разрезной (М. laciniatum Kosh). Наиболее часто встречается марьянники: луговой и разрезной. А сейчас речь пойдет о ближайшем родственнике марьянника дубравного, который называется марьянником луговым.

Марьянник луговой очень похож на иван-да-марью, но только фиолетовых листочков у него нет, а цветки почти белые. Данный вид марьянника характерен для хвойных лесов, хотя имеет видовое название "луговой". Марьянник луговой - растение однолетнее. Каждый год оно начинает жизнь с семени. В конце весны в лесу ежегодно видишь много всходов марьянника с крупными овальными семядолями. Всходы быстро развиваются и через несколько недель превращаются во взрослые растения . В середине лета уже наступает цветение. Семена марьянника довольно крупные, белые, очень похожие по внешности на "муравьиные яйца" (личинки муравьев). Эти семена распространяются муравьями, которые растаскивают их по всему лесу. Такой способ распространения семян нередко встречается у лесных травянистых растений. Немало видов их пользуются "услугами" муравьев.

Растение ядовито. Внутреннее применение марьянников, как ядовитых растений, требует большой осторожности . Известно, что растение содержит следы алкалоидов, глюкозид меломпикрит (дульцит), а в семенах - весьма ядовитый глюкозид ринантин (аукубин), обладающий наркотическим и местным раздражающим действием. При отравлении семенами наблюдается слабость, сонливость, ослабляется сердечная деятельность.

Может наблюдается отравление овец и лошадей, когда их кормят зерном и мукой, засоренными семенами марьянника. Больные животные становятся сонливыми, дрожат, у них в моче появляется кровь, отмечают сердцебиение. Первая помощь заключается в назначении сначала слабительных средств, а потом в проведении курса симптоматической терапии (возбуждающие, сердечные и др.).

В настоящее время применяется только в народной медицине. В лекарственных целях используется трава растения, которую заготавливают в период цветения . Сушат на воздухе в тени или в хорошо проветриваемых помещениях. Применяемая часть - трава (стебли, листья, цветки) и плоды. Траву собирают в мае - сентябре, плоды - в июле - сентябре. Способ применения: 3 столовые ложки травы марьянника настаивать 2 часа в 1 л кипятка, процедить. Употреблять как наружное средство для местных ванн и обмываний при кожных заболеваниях.

Обладает инсектицидным, противовоспалительным и хорошим ранозаживляющим действием. Настой травы применяют внутрь при золотухе, наружно - в виде ванн и обмываний при золотухе, различных сыпях и чесотке. Свежая измельченная трава и ее порошок ускоряют заживление ран. Отвар плодов используют для уничтожения вредных насекомых. Подобными свойствами обладает и другой вид марьянника - марьянник полевой (Melampyrum arvense L.).

Надземная часть. Отвар - при гипертонической болезни, головокружении, болезнях сердца, невралгиях, эпилепсии, заболеваниях желудка и органов желудочно-кишечного тракта; наружно (ванны, обмывания, припарки) - при скрофулезе, туберкулезе кожи, чесотке, диатезах, экземах, сыпи, заболеваниях органов грудной клетки, ревматизме и как ранозаживляющее. Листья. Настой, чай (внутрь и наружно) - при скрофулезе, сыпях.

Способ применения (Лекарственные растения

Марьянник дубравный, или иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.)

Мезофит. Достаточно требователен к почвенным условиям. Семена марьянника дубравного прорастают осенью, в сентябре - октябре. У них образуется длинный ветвящийся корешок - в таком состоянии семена лежат на поверхности почвы, прикрытые опадом. Дальнейшее развитие их происходит весной, после таяния снега.

Цветет марьянник, сохраняя семядоли, после обсеменения, в сентябре октябре отмирает.

Неморальный, среднеюжноев-ропейский вид. Растет в европейской части СССР, в Сибири -в единственном месте, в районе Иркутска, - видимо, как заносное; за пределами СССР - в Скандинавии, Средней Европе и Западном Средиземноморье. Широко распространен в лесной и лесостепной полосе, обычен в лиственных лесах, на опушках, возле кустарников, встречается на сырых торфянистых лугах, на северо-востоке европейской части очень редок.

В Сибири предложено охранять этот вид в единственном известном местообитании.

Противопоказания:

при отравлении семенами наблюдается слабость, сонливость, ослабляется сердечная деятельность. Токсичность растения обусловлена присутствием аукубина, обладающего наркотическим и местным раздражающим действием.

Марьянник дубравный

Melampyrum nemorosum

Иван-да-марья

Описание: Однолетнее травянистое растение высотой 15-50 см. Стебель прямой, ветвистый, опушенный направленными вниз беловатыми волосками. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные, длиннозаостренные, цельнокрайние. Цветки на коротких цветоножках, обращены в одну сторону, по одному в пазухах верхних листьев, образуют рыхлую одностороннюю кисть, цветок имеет прицветный лист фиолетового, синего или малинового цвета. Цветки слегка поникшие. Венчик ярко-желтый. Плод - яйцевидная, заостренная коробочка. Цветет в конце весны и почти все лето до осени.

Распространение: Широко распространен в лесной и лесостепной зонах европейской части России , на Кавказе, в западных, северо-западных областях лесостепи Украины, в Сибири - заносное. Встречается по опушкам, среди кустарников, на сырых торфяных лугах, на меловых склонах.

Используемая часть: Используют траву и плоды. В траве содержатся алкалоиды, гликозиды, а в семенах - аукубин.

Сбор и заготовка: траву растения заготавливают в период цветения. Сушат на воздухе в тени или в хорошо проветриваемых помещениях. Траву собирают в мае - сентябре, плоды - в июле - сентябре.

Применение: Растение обладает инсектицидным, противовоспалительным и хорошим ранозаживляющим свойствами. В народной медицине настой травы в небольших дозах применяют и при заболевании желудка, сердца и крапивнице, а наружно в виде ванн и обмываний - при золотухе, различных сыпях, экземе и чесотке, туберкулезе кожи и диатезе у детей. Свежая измельченная трава способствует быстрейшему заживлению ран.

3 ст. л. травы марьянника дубравного на 1 л кипятка, настаивать 2 ч, процедить. Использовать как наружное средство для местных ванн и обмываний при кожных заболеваниях.

Марьянник дубравный, иван-да-марья

Сем. НОРИЧНИКОВЫЕ – SCROPHULARIACEAE - Марьянник дубравный, иван-да-марья - Melampyrum nemorosum L.

Марьянник дубравный - однолетнее травянистое растение со слаборазвитой корневой системой. Стебель прямостоячий , 15-50 см высоты, тупочетырехгранный, с длинными супротивными косо вверх отклоненными ветвями, покрытый жесткими, вниз направленными волосками. Листья супротивные, сверху голые, а снизу слегка волосистые. Цветки на коротких цветоножках, обращены в одну сторону, сидят по одному в пазухах верхних листьев, образуя рыхлую одностороннюю кисть, каждый цветок снабжен прицветным листом, окрашенным в ярко-лиловый цвет, более интенсивный у верхушки; венчик ярко-желтый, с красно-бурой изогнутой трубкой, нижняя губа венчика длиннее верхней. Плод - коробочка, яйцевидная, заостренная, равная или короче чашечки, голая, при раскрывании раздваивается.

Цветет с июня до осени.

Растет на лесных пастбищах, по кустарникам, холмам и опушкам, образует заросли.

Лекарственная форма: 3 столовые ложки марьянника настаивать 2 часа в 1 литре кипятка, процедить. Употреблять как наружное средство для местных ванн и обмываний при кожных заболеваниях.

Растение ядовито.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Часто название иван-да-марья используется по отношению к нескольким разным видам растений. Зачастую так называют и шалфей луговой, и фиалку трёхцветную, и живучку женевскую, и барвинок, но более известное растение – марьянник дубравный. Его другие названия – иванец, двуцветник или брат с сестрой.

Это растение относится к семейству заразиховых и считается однолетним. Цветок иван-да-марья – медоносное и декоративное растение, но в то же время и ядовитое. Несмотря на это, оно широко применяется в народной медицине.

Соцветье – верхушечное, кисть — колосовидная с редким цветом. Прицветники сердцевидно-яйцевидные, супротивные, заострённые с зубчиками, вдоль жилок и у основания слегка опушённые. У нижней части соцветия прицветники зелёного цвета, у основания средней части – фиолетово-синего, у верхнего – фиолетового окраса.

Чашечка, как правило, трубчатая с заострёнными зубчатками. Цветки у растения неправильной формы, цветоножки небольшие, обращены в одну сторону и опушённые. Венчик жёлтый, двугубый, с нижней губой и красноватой трубочкой. Цветёт с мая по сентябрь. Предпочитает произрастать в дубравах, на опушках и полях, в болотистых лугах и среди кустарников.

Трава иван-да-марья обширно распространена на европейской территории. Главные места произрастания – лесная и лесостепная зона в европейской части России. Но также растение можно повстречать на Кавказе и в Сибири, Украине. Лучшие условия для роста растения – торфяные и сырые луга, меловые склоны и лиственные леса.

Род марьянник насчитывает 35 видов. Для России наиболее характерным видом является иван-да-марья (марьянник дубравный), марьянник луговой, полевой и разрезной.

Галерея: цветок иван-да-марья (25 фото)

















Легенды о цветке

Природа одарила растение иван-да-марья очень яркой и контрастной окраской, поэтому вокруг него ходит так много разных легенд и сказаний.

Каждая народность рассказывает свою легенду появления цветка, но в каждой истории существовали влюблённые, которые, несмотря ни на что, хотели быть вместе. Так этот яркий цветок стал символом верности и любви. Ещё с древних времён считалось, что синий – это мужской цвет, а жёлтый – женский. Но также неудивительно, что в названии используются самые распространённые русские имена – Иван и Марья. Именно они могли символизировать любую влюблённую пару. Две самые распространённые легенды:

Вот такие удивительные и интересные истории сочинял народ про эту траву. Но цветок прославился не только необычными легендами, он также стал известен благодаря своим целебным свойствам.

Применение в народной медицине

В народной медицине для приготовления лекарственных средств применяют надземные части этой травы:

  • цветы;
  • плоды;
  • листья;
  • стебли.

Полезные свойства

Трава иван-да-марья – ядовитое растение. Вся наземная его часть содержит гликозиды и алкалоиды, в том числе – дульцит и аукубин. Очень ядовитыми считаются семена.

Они могут вызвать довольно сильное отравление как у людей, так и у животных. Поэтому употреблять растение в качестве лечебного средства нужно осторожно. Несмотря на это свойство, растение обладает лечебным действием при многих заболеваниях:

  1. Так, его польза очевидна при болезнях желудка и ЖКТ, сердца (гипертония), а также при невралгии и эпилепсии.
  2. Особенно эффективно применять наружно при туберкулёзе кожи, диатезе, чесотке, ревматизме, разных сыпях, для промывания ран. Наружно можно применять порошок из сушёного растения, но также и сок из свежего.
  3. Настой из цветков обладает успокаивающим, седативным, противосудорожным действием. Чай из растения пьют при золотухе.

Возможная опасность

Но применять растение нужно только по инструкции, иначе можно нанести вред здоровью. Основные симптомы передозировки, отравления:

  • желудочные боли;
  • слабость и сонливость;
  • рвота и тошнота;
  • сокращение сердечного ритма.

Если человек столкнулся с необходимостью применения этого цветка, то не надо забывать о его токсичных свойствах. Особенно опасны семена. Они оказывают наркотическое действие, вызывают сонливость и раздражительность. При появлении вышеуказанных симптомов следует обратиться к доктору.

Магические свойства растения

Люди издавна наделяют траву иван-да-марья магическими свойствами. Так, если сорвать растение в день солнцестояния, то цветок поможет уйти от погони тому, кто хранит его при себе.

Также на Руси считали, что человек, который держит цветок при себе, может быстро ездить даже на больной и старой лошади. Раньше многие разведчики и гонцы носили в кармане иван-да-марью. Известно, что свежий сок цветка давали пить людям, потерявшим ум и слух, рассудок и память.

Цветки иван-да-марьи, которые были собраны на Ивана Купалу, хранились в избе. Люди верили, что цветок защищает их дом от дурных людей и злых духов, а также способствует восстановлению отношений между супругами. Для защиты от воров цветки раскладывали в углы дома.

Иван да Марья – название, которое используют по отношению к нескольким совершенно разным видам растений. Могут так называть фиалку трехцветную, шалфей луговой, барвинок, живучку женевскую, но наиболее часто под этим названием понимают марьянник дубравный.

Цветок Иван-да-Марья: описание

Соцветье – верхушечная, редкоцветная колосовидная кисть. Прицветники супротивные, яйцевидно-сердцевидные, заостренные с зубчиками, у основания и вдоль жилок опушенные. Прицветники нижней части соцветия зеленные, средней – сине-фиолетовые у основания, верхние – полностью фиолетовые.

Чашечка трубчатая с долгозаостренными зубчиками (примерно на пол длины чашечки). Цветки неправильные, цветоножки небольшие, опушенные, обращенные в одну сторону. Венчик двугубый, желтый, с красноватой трубкой и нижней губой.

Продолжительность цветения – с мая по сентябрь. Растет на полянах и опушках, в дубравах, среди кустарников, на болотистых лугах.

Цветок получил свое народное название из-за резкого контраста желтого венчика и фиолетовых прицветников. Есть множество разновидностей легенд, которые объясняют это явление, и все их объединяет сюжет трагической любви молодца Ивана и красавицы Марьи (в более ранних версиях – Купала и Костромы).

Желтый цвет цветка приписывали юноше, а фиолетовый – девушке. Причины, по которым у молодых людей не сложилась судьба, у разных историй отличаются, но с тех пор растут и радуют людей эти интересные яркие цветы.

Фармакопейным растением не является, хотя считается перспективным для фармакологических исследований. Известно его применение цветка иван да марья как инсектицидного, противовоспалительного и ранозаживляющего в народе. В хозяйстве отвар семян раньше использовали для окраски тканей в желтый цвет, а также для борьбы с насекомыми.

Польза и вред для здоровья человека

Растение ядовито. Его наземная часть содержит алкалоиды и гликозиды, в их числе – аукубин и дульцит. Особенно ядовитые семена. Может вызывать сильные отравления также и в животных, которые его едят. Принимать внутрь — осторожно.

Известна польза цветка иван да марья для организма при болезнях сердца, ЖКТ и желудка, гипертонической болезни, эпилепсии, невралгиях. Наружно рекомендуют использовать при чесотке, диатезе, туберкулезе кожи, сыпях, ревматизме, для промывания ран. Марьянниковый чай пьют при золотухе.

Употреблять нужно точно по инструкции. Несоблюдение дозировки может нанести вред человеку. Основные проявления передозировки и отравления:

  • слабость;
  • боли в желудке, за грудиной;
  • тошнота и рвота;
  • сонливость;
  • ослабленная сердечная деятельность.

Лечение в таком случае: промывание желудка, сорбенты, если нужно – симптоматическая терапия (кофеин, валидол, нитроглицерин и т.д.).

Научно доказано, что настой цветка иван да марья характеризируется успокаивающим эффектом, сходным с таким от транквилизаторов. Он будет полезный для лечения начальной стадии эпилепсии.

Противопоказания

Точно определенных противопоказаний не имеет, но как ядовитое растение не рекомендуется применять внутрь беременным, детям и при индивидуальной непереносимости.

Применение травы Иван-да-Марья

Экстракты цветка иван да марья имеют нейролептические свойства. Они оказывают седативное, гипотензивное кардиологическое, и противосудорожное действия. Наружно используется при заболеваниях кожи, порошок из сушеного растения, а также сок из свежего – для заживления ран.

При болезнях кожи

Издавна используется растение иван да марья при заболеваниях кожи: сыпи различной этиологии, экзема, туберкулез кожи, демодекоз, чесотка, золотуха. Для ванн, а также местных обмыванийприменяют настой.

Рецепт настойки: 3 столовых ложки травы необходимо залить 1 л кипятка и настоять 2 часа, затем — процедить.

В нем также при диатезах купают детей.
Также из травы на места пораженные чесоточным клещом и твердые опухоли делают припарки. Сок или сушеный порошок растения использовали для ускорения заживления ран.

Настойка при болезнях сердца

В виде настойки применяется иван да марья при болях в сердце, вызванных спазмом сосудов. Она оказывает также общеукрепляющий эффект на сердечно-сосудистую систему и стимулирует нервную.

Настойка марьянника рецепт: 1,5 столовых ложки сырья необходимо залить 0,5 л водки, настаивать, периодически встряхивая 2 недели.

Пить нужно 2-3 недели по 1 столовой ложке 3 раза в день, потом следует сделать 1 неделю перерыва, после – продолжить лечение.

Рецепт отвара от давления

Отвар либо настой травы иван да марья пьют при гипертонической болезни. Можно также употреблять приготовленную по рецепту указанному выше настойку иван да марьи при давлении.

  • 1 столовая ложка травы заливается 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, тщательно процедить и пить по 1 столовой ложке 3 раза в день;
  • 10-20 г сырья необходимо залить 200 г воды, настоять на водяной бане 30 минут, процедить отвар и добавить кипяченой воды до первоначального объема. Пить по 1 столовой ложке 2-3 раза в день.

Настойки при невралгии и эпилепсии

Эффективны препараты из растения при эпилепсии. На начальном этапе заболевания настой цветка используют для лечения, а на более поздних – как дополнительное средство для послабления судорог, что позволяет уменьшить дозу потребляемых противосудорожных препаратов. Отвар цветка необходимо пить по полстакана 2 раза в день.
При невралгии делают ванны из настоя и отваров растения иван да марья.

Применение при беременности

При стрессах

Действие активных веществ марьянника направлено в основном на нервную и сердечно-сосудистую системы. Настой и настойку его рекомендуют пить при стрессах, депрессиях, а ведь они являются основной причиной многих женских заболеваний. Также цветок в составе сложного сбора применяют при лечении женских доброкачественных образований.

От заболеваний кишечника и желудка

Настой травы иван да марья для желудка пьют дважды в день по полстакана. Он помогает при воспалительных заболеваниях ЖКТ.

Сбор и заготовка растения

Наземную часть марьянника, которая используется как сырье, заготавливать следует во время активного цветения (май – сентябрь). Ее можно срезать или выдергивать прямо со слабо развитым корнем. Сушить — в закрытом от прямых солнечных лучей месте, которое к тому же должно хорошо проветриваться. Хранить можно до 10 месяцев, желательно в бумажных пакетах или стеклянных емкостях. Плоды (коробочки) можно собирать по мере дозревания с июля по сентябрь.

Сияет Марья в жёлтом сарафане,

Она - невеста, а Иван - жених,

Он в сине-фиолетовом кафтане,

И дан им стебель общий на двоих.

Всегда вдвоём в союзе неразлучном

Среди лугов встречаются они -

Иван-да-Марья - в том названье звучном

Знак верной неизмеренной любви!

Александр Соловьев

Иван да Марья – народное имя, которым называют несколько совершенно разных растений. Иногда так зовут фиалку трехцветную , иногда - шалфей луговой , так в некоторых областях принято называть барвинок и живучку женевскую, но наиболее часто под этим именем знают марьянник дубравный .

Это растение привлекает к себе взгляд неожиданным видом своих цветов, кажется, что Иван-да-Марья цветет одновременно и желтыми, и синими цветами. Такой цветовой контраст делает это растение необыкновенно эффектным и ярким. На самом деле цветки у этого растения желтого цвета, а над ними, этаким необычным зонтиком, расположены ярко синие листочки, которые прикрывают собой сами цветки.

Народных названий у этого растения очень много: луговой звонец, желтушка, иванова трава, липняк, иванец, брат с сестрой, медунка, сорочьи стружки, золотушная трава.

С этим растением связано много народных преданий, большей частью посвященных запретной любви. Один из самых распространенных сюжетов народного фольклора повествует о том, как родные брат и сестра, Иван и Марья, не зная о своем кровном родстве, вступили в брак, а когда узнали, что они родные по крови, ужаснулись случившемуся, но не смогли расстаться друг с другом, за что и были превращены богами в прекрасный цветок, ставший символом верности.

Славяне с давних времен наделяли цветы Иван-да-Марьи сильными магическими свойствами. Считалось, что сорванные в ночь на Ивана Купалу, они способны стать надежным оберегом дома от любых злых сил и чар, а также хранителем супружеского счастья.

Само сочетание желтого и синего цветов у славян являлось олицетворением купальских символов двух противоположных стихий - огня и воды. Именно поэтому Иван-да-Марья - один из четырех цветков - атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Славянские народы верили, что цветок Иван-да-Марьи помогает установить союз человека с богами, ведь в нем навсегда нашли свой союз две непримиримости - огонь и вода - земное и небесное.

Народные сказания утверждают, что эта травка способствует достижению человеком гармонии между стихиями инь и янь, даруя вечное счастье.

А еще на Руси существовал обычай попариться в баньке веником из Иван-да-Марьи в Купальскую ночь, чтобы обрести здоровье, красоту и благополучие.

Зацветает Иван-да-Марья в конце весны и цветет почти все лето до самой осени. Семена марьянника дубравного прорастают осенью, в сентябре – октябре у них образуется длинный ветвящийся корешок. Зимуют они под опадом, прямо на поверхности почвы. Дальнейшее их развитие происходит весной, после таяния снега.

Марьянник дубравный приспособился к распространению своих семян весьма оригинальным способом. В качестве добровольных распространителей семян выступают муравьи. Дело в том, что семена этого растения напоминают зерна пшеницы и имеют «мешочки» с ароматными маслами. А эти масла очень нравятся муравьям, которые и перетаскивают семена. Поэтому так часто густые заросли Иван-да-Марьи появляются вдоль оживленных лесных муравьиных троп.

В России марьянник дубравный широко распространен в лесной и лесостепной зонах европейской части. Чаще встречается по опушкам, разреженным лиственным лесам, среди кустарников, на сырых торфяных лугах, на меловых склонах, лесных пастбищах, обычно образуя густые заросли.

Всего род марьянник насчитывает 13 видов, среди которых для европейской зоны наиболее характерными являются марьянник дубравный, марьянник полевой (Melampyrum arvens e ), марьянник луговой (Melampyrum pratense ), марьянник лесной (Melampyrum silvaticum ) и марьянник разрезной (Melampyrum laciniatum ).

Иван-да-марья - растение-медонос.

Кроме того, марьянник дубравный издавна применяется в народной медицине, хотя ядовит. Отвары Иван-да-Марьи применяют при болезнях сердца и желудка, а также при невралгии и эпилепсии; для лечебных ванн - при лечении диатеза, различных сыпей, экземы, туберкулеза кожи, ревматизма. Растение обладает противовоспалительным, инсектицидным и сильным ранозаживляющим действием. Марьянник дубравный не является фармакопейным растением, хотя является перспективным для фармакологических исследований.

Как лекарственное сырье, используются цветки, стебли, листья, а также плоды. Собирают лекарственное сырье в период цветения растения. Сушку производят в хорошо проветриваемых помещениях.

Внимание! Лечебное сырье марьянника дубравного необходимо хранить отдельно от других растений! Срок хранения сухого сырья - до 10 месяцев.

При использовании этого растения в лечебных целях следует помнить, что оно весьма ядовито, поэтому применять его внутрь следует с большой осторожностью.

Плоды марьянника дубравного собирают с июля по сентябрь. Отвар плодов применяют для уничтожения вредных насекомых.

Марьянник дубравный обладает превосходными декоративными достоинствами. В садовом дизайне его можно использовать как бордюрное растение или, например, в композициях природного стиля вместе с другими некрупными растениями, живописными корягами и камнями.

Сегодня его можно увидеть лишь в садах травников или отдельных любителей растений, к которым этот цветок чаше всего попал самозванцем, выросшим из семян, занесенных на участок садовыми муравьями. Однако, научившись сдерживать его «вредные» привычки, можно подружиться с уникальным растением-оберегом, к тому же еще необыкновенным красавцем, который будет вызывать неподдельное удивление и восхищение ваших гостей.

Фото: Максим Минин, Рита Бриллиантова