Общее представление о воображении. Виды и функции воображения. Воображение. Понятие о воображении, его основных видах и процессах

Воображение- это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.

В широком смысле – процесс оперирование образами.

Роль воображения

1.Воображение – основа творчества, это движение общества вперед

2.Выводит человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.

Функции воображения

1.Образное представление действительности.

2.Регуляция эмоционального состояния.

3.Регуляция поведения.

4.Формирование внутреннего плана действий.

5.Планирование и программирование действий.

Воображение связано с памятью и мышлением.

Физиологический механизм

Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в процессе которой актуализируются и перегруппируются нервные связи в новые системы.

Связан с подкоркой и гипатоламо-лимбической системой. Огромную роль в процессе воображения играет речь.

Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.

Этапы воображения – анализ, синтез.

Факторы, влияющие на воображение :

1.Богатство опыта.

2.Особенности нервной деятельности.

К чертам личности, связанными с воображением относятся:

1.Прозаичность – отсутствие высокой мечты, прикованность к повседневным мелочам.

2.Романтичность – богатое воображение, идеи, гипотезы,свойственна деятельным и волевым натурам.

3. Фантазерство – незаметное для себя искажение фактов, выдача желаемого за действительное. Часто проявляется у детей.

Фантазерство некоторые осознают, некоторые нет.Данную черту используют, чтоб быть интересным, чтоб повысить самооценку и как способ реализации.

Виды воображения

По степени активности: пассивное, активное

По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное

Активное преднамеренное воображение:

1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта, которое соответствовало бы описанию.

2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение.

3.Мечта – самостоятельное создание новых образов.

Отличие мечты:

1.В мечте создается образ желаемого.

2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат.

3.Мечта направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас.

4.Мечты иногда реализуются.

Пассивное преднамеренное воображение или грезы

Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения

Непреднамеренное пассивное

1.Сон

2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.

Воображение (фантазия)* – это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Как и мышление, воображение относится к высшим познавательным процессам, возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека.

* В психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» рассматриваются как синонимы.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Благодаря воображению значительно расширяются его познавательные возможности. Воображение - необходимое условие поисковой творческой деятельности. Это способствует концентрации умственной сосредоточенности, повышает интенсивность внимания. Поэтому говорят о познавательной функции воображения. Воображение осуществляет также антиципирующую функцию в познании и деятельности. Это проявляется в предвосхищении результата какого-либо поступка. Почти вся человеческая материальная и духовная культура – продукт воображения. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Регуляторная функция воображения заключается в том, что оно создает определенный настрой личности на то, что должно произойти, и ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует хотя бы частичному удовлетворению многих потребностей, снятию порождаемой ими напряженности.

Воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом. Его специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохранившегося в виде представлений и понятий. И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти и преобразует то, что есть в памяти.

Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от него. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение.

Воображение играет значительную роль в составлении плана и программы предстоящих действий. Функция планирования и программирования позволяет человеку творить, разумно направлять и управлять деятельностью. Воображение выступает как нужный элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда в тех случаях, когда ситуация характеризуется неопределенностью.

Воображение играет огромную роль и в преобразовании окружающей нас действительности, выполняя важнейшую контрольно-корректирующую функцию. На основе деятельности воображения человек может предвидеть ход тех или иных событий, изменение явлений, течение процесса, может ожидать результат своих действий, поступков, а в речевом общении – то, какое влияние будет оказывать его высказывание на собеседника, и то, что скажет и сделает собеседник. В случае необходимости деятельность воображения может быть направлена на умение заметить ошибки и их исправление.



И, наконец, нельзя не отметить эмоциональную функцию воображения. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. При помощи воображения человек может хотя бы частично удовлетворить многие потребности, снять напряженность. Особенно это проявляется в работе людей творческих профессий - артистов, художников. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Сказанное свидетельствует о том, что деятельность воображения очень близка к мышлению. Эти процессы теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Но это разные психические процессы. Задача воображения – преобразовывать прошлое в новое. Задача мышления – обобщенное и опосредованное познание, основанное на установлении связей между предметами и явлениями. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Особое значение в создании его образов имеет мировоззрение, общая направленность личности их предметному воплощению. Посредством воображения человек получает возможность управлять восприятием, памятью, высказыванием. Таким образом, оно приобретает побудительное значение, способствуя активизации деятельности.

Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта.

Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что "Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке".

С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое".

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов".

Л.С. Выготский считает, что "Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением".

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний.

В учебнике "Общая психология" А.Г. Маклакова приводится следующее определение воображения: "Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

В учебнике "Общая психология" В.М. Козубовского содержится следующее определение. Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть:

Образ конечного результата реальной предметной деятельности;

картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;

образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что "Предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может". .

Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. "Очень важно при этом подчеркнуть, что такая "пристрастность" сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность".

Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации реальности. Отталкиваясь от свойств действительности, воображение познает их, раскрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного воображения. Это выражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение.

По мнению Э.В. Ильенкова, "Сущность воображения заключается в умении "схватывать" целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ". "Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий".

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счёте, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Итак, воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению.

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: "... круг замыкается... Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением" - пишет А.Д. Дудецкий.

Согласно Л.Д. Столяренко, можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых - пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Воображение может быть четырех основных видов:

Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы.

Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и др.). В этом плане люди различаются по:

яркости образов (от явлений четкого "видения" образов до бедности представлений);

по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);

по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения).

Воображение и проблемная ситуация.

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности. Строго говоря, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол; как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение - это необходимый элемент творческой дея тельности человека, выражающийся в построении образа про дуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе ризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны - выбор, например способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения. Например, некоторая неопределенность исходных данных сказывается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в литературном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев. Ему приходится иметь дело с гораздо большей степенью неопределенности, чем конструктору или инженеру, поскольку законы человеческой психики и поведения во многом более сложны, менее известны, чем законы физики.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситу ации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления- здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблему. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и дейст вовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Виды воображения.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д. Создав образ Манилова, Н. В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники имеют манеру пропускать или бегло просматривать в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности - фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал. Можно выделить четыре типа представлений воображения:

1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;

2) исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;

3) сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.;

4) образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в.

Образы воображения могут создаваться различными путями. Наиболее распространенными являются следующие способы.

1. Агглютинация – это соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности.

Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра, а, поставив избушку на куриные лапы, получили жилище Бабы Яги. Чаще всего такой прием используется в мифах и сказках.

2. Акцентирование – выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей.

Способ чаще всего применяется в карикатурах, шаржах.

Типизация – самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ.

Очень часто этим приемом пользуются писатели, создавая образы литературных героев.

Оно выручает в тех ситуациях, когда невозможно, затруднительно или просто нецелесообразно выполнять практические действия.

Таким образом, без воображения не был бы возможен прогресс ни в одной из областей человеческой деятельности.

Выделяются следующие виды воображения:

1) активное (произвольное) – пассивное (непроизвольное);

2) ародуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее).

Пассивное воображение возникает без волевых усилий и без сознательных намерений со стороны человека.

Наиболее распространенным видом пассивного воображения являются сновидения.

Активное воображение возникает, когда новые идеи или образы создаются путем специального намерения человека.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение основано на воссоздании новых образов в соответствии с имеющимся описанием, схемой и т. п.

Продуктивное воображение – новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности.

Однако чаще всего провести четкую грань между репродуктивным и творческим воображением не представляется возможным.


  • Понятие о воображении . Виды воображения . Функции воображения . Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.


  • Понятие о воображении . Виды воображения . Функции воображения . Воображение


  • Речь–это процесс общения через всевозможные коммуникационные средства (слова, жесты, интонаци. Воображение его виды и функции .
    Функции : 1. Фрагматическая – использование образа воображения на практике.


  • « Предыдущий вопрос. Понятие о воображении . Виды воображения . Функции воображения . Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые чел.


  • Виды , функции , свойства, природа воображения . Процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений называют воображением .


  • Понятие о воображении .
    Виды , функции , свойства, природа воображения . Процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений называют в... подробнее ».


  • Виды воображения . В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительными представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.


  • Воображение его виды и функции .
    Формы мышления (характеризуют структуру мысли): 1. Понятие (форма мышления, в которой отражены общие и существенные признаки предметов, процессов и явлений.


  • Воображение – это процесс представления информации в виде образов, причем такой процесс, при котором эти образы отличаются от реальной действительности. Продукт и результат его – придуманный человеком образ.


  • 1. Общее понятие об ощущениях. Ощущение -- психический процесс непосредственного, чувственного
    Воображение -- образно-информационное моделирование действительности на основе
    Психические процессы выражаются в специфическом содержании: функция ...

Найдено похожих страниц:10