Как делают невероятные изделия из коровьих рогов. Обработка рогов косули

Зебу на Мадагаскаре поистине незаменимое животное: на них и пашут, и ездят, их дарят на свадьбы, доят и едят… А кроме того, используют с пользой каждую часть тела, в том числе кости, рога и копыта.

В частности, из рогов и копыт делают всевозможные сувениры, магнитики, предметы домашнего обихода и даже посуду. Несколько дней назад мне довелось побывать в одной домашней мастерской, где ребята превращают части коров-зебу в гребешки, шкатулки, магниты и даже тарелки с ложками. Считанные минуты и коровьи рога превращаются в… ложки. Ловкость рук и никакого мошенничества.
Источник: aquatek-filips.livejournal.comкраина небольшого городка в центре огромного острова Мадагаскар. Люди здесь живут очень небогато, если не сказать бедно. Каждый на острове занимается тем, что может: кто-то просто сидит под пальмой, кто-то торгует на рынке, кто-то тащит рикшу с пассажирами, а кто-то целыми днями работает своими руками…

Здесь, в Анцирабе, в одном из домов с утра до вечера слышен шум мотора от стиральной машины и ощущается сильных запах горелых волос. Это работают с костями…


… а если быть более точными, в основном, с рогами местных варианций коров - зебу. Их рога, как и шкура с копытами являются ценным сырьем, из которого нужно извлечь прибыль. Например, сувениры.


Чтобы коровий рог превратился в гладкое изящное изделие, с ним придется поработать.

В первую очередь рога варят. Нет, не для того, чтобы получить наваристый бульн и приготовить солянку. Для того, чтобы отделить от роговой оболочки бесполезную пористую сердцевину.

Полчаса в кипятке на сильном огне и… простым ударом твердым предметом по рогу мастер выбивает из рога его пористую сердцевину.

Честно говоря, для моих друзей увиденное стало полной неожиданностью. Оказывается, все думали, что рог сам по себе изначально полый… Ан нет!


В общем, сердцевина отделена, костную оболочку можно пусть в работу и делать из нее что-нибудь нужное и полезное…

Кстати, сердцевину тоже не выбрасывают. Их здесь собирают, затем сжигают и удобряют грядки на приусадебном участке. Говорят, прекрасное удобрение.


Между тем, на сцене появляется мастер и включает станок. Ну как станок… Самодельный агрегат, собранный их двигателя от стиральной машинки, направляющего вала, на который надеваются режущие и шлифовальные круги. Первым делам, с помощью режущего круга он вырезает из рога заготовку будущего предмета.


В тот момент, когда мы были в этой мастерской, здесь делали сувенирные ложки. Вот заготовка для нее.


После того, как мастер вырезал заготовку, он обильно смазывает ее дегтем и помещает в жаровню с открытым огнем. Деготь не дает гости гореть и пока заготовка находится в огне, она размягчается.


После того, как она размягчится до необходимого уровня, заготовку ложки быстро помещают под пресс, где с помощью специальной насадки ей придадут нужную выгнутую форму.


Теперь будущая ложка из рога зебу выглядит так.


Наступает кропотливый этап обрезки лишнего и шлифовки.


Рабочее место более, чем спартанское. На верстаке ничего лишнего. Только рога и шливовальные круги.






Зачем мадагаскарцы вырезают дырки на джинсах?


Им нужна джинсовая ткань. Они складывают несколько слоев кругляшей из джины, чтобы получить идеальный диск для финальной доводки изделия) Вот так!


5-7 минут шлифовки и ложка практически готова. Осталось ее покрыть лаком и отправить в сувенирную лавку.


Кстати, из кости эти ребята делают не только такие простые вещи, как ложки, но и довольно сложные поделки в виде лемуров, бабочек, баобабов и других знаковых символов острова Мадагаскар…

Рог - это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура. Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный монолитный конец. Роговой чехол, из которого удален костный стержень, мастера обычно называют просто рогом. Его используют для изделий, которые можно условно разделить на две группы.

К первой относятся такие изделия, в которых в основном используется природная форма рога. Скульптура, в которой художники, используя естественную форму и рисунок рога, создают небольшие фигурки птиц и зверей, возникла сравнительно недавно, а в древности из целого рога мастера чаще всего изготовляли утилитарные предметы: совки, черпаки, пороховницы, кубки.
Во многих областях России пастухи издревле применяли рог для изготовления раструба жалейка. В Белоруссии и Польше рог шел на раструбы волынки. У народов Кавказа коровий рог служил основой традиционных кубков. Его применяли в сочетании с латунью и серебром.
Древнюю традицию поддерживают современные мастера.
Ко второй группе относятся предметы, сделанные из распрямленных пластин рога: гребни, пуговицы, лотки, туалетные коробочки, женские украшения.
Коровий рог хорошо режется (в распаренном виде даже ножницами), гнется, прессуется, полируется и окрашивается. Его можно отделывать инкрустацией, гравировкой, ажурной резьбой, насечкой.
Рисунок рога разнообразен, он имеет мягкие, приглушенные цвета с постепенным переходом от черного к почти белому. Роговая масса полупрозрачна, и слои рога, просвечивая, придают ему неповторимое своеобразие.

Несколько слов об инструментах, необходимых для обработки рога.
Распиливают рог на пластины обычной столярной пилой. Для черновой обработки применяют тесло или косарь, а для выравнивания пластин - небольшой рубанок и рашпили. Для выпрямления пластин используют прессы, струбцины и зажимы. Шабером, циклями и кусочками битого стекла шлифуют поверхность рога перед полированием. Шаберы различных сечений легко изготовить из напильников и надфилей, сточив с них насечку. Для шлифования поверхностей, имеющих сложную кривизну, применяют фигурные цикли. Окончательную шлифовку и полировку производят специальными пастами вручную или на шлифовальных дисках. Круги для шлифовального диска можно вырезать из голенищ старых валенок. Диаметр диска может быть от 15 до 30 см, а толщина - 3-4 см. Войлочные круги склейте клеем БФ-6 и высушите под прессом. Проделав в центре готового диска отверстие, укрепите его на валу точильного станка вместо абразивного камня. Можно укрепить диск гайками с шайбами на металлическом стержне с резьбой, а сам стержень зажать в патроне сверлильного станка.
Кроме войлочного, нужен еще и матерчатый диск - на нем полируют детали, имеющие сложную конфигурацию: благодаря своей гибкости он способен полировать самые труднодоступные углубления. Кроме того, матерчатым кругом снимают лишнюю пасту после полирования на войлочном круге.
Чтобы изготовить такой диск, вырежьте из обрезков сукна или хлопчатобумажной ткани несколько десятков одинаковых кругов. Сложив вместе столько кругов, сколько возьмет машинка, сшейте их. Отступив от края на 3-4 см, сначала прошейте по окружности, а затем по спирали, постепенно приближаясь к центру. Сшитые круги последовательно склейте друг с другом. Клей наносите узкой полоской, идущей вдоль края на расстоянии 3-4 см от него.

Тряпичный круг, как и войлочный, укрепляется на валу точильного станка.
Удалить костный стержень из рогового чехла можно двумя способами - вымочить рог в воде (на это уйдет две-три недели) или выварить в течение нескольких часов. После вымачивания или вываривания легкими ударами костным стержнем о деревянную колоду снимите с него роговой чехол. Затем проварите роговой чехол в воде, добавив в нее немного питьевой соды. После этого тщательно вычистите рог изнутри деревянной лопаткой и обрежьте ножницами тонкие неровные края раструба.
Обычно рог имеет серый налет, который мешает рассмотреть естественный рисунок. Чтобы проявить рисунок, обработайте рог вчерне шабером или циклей.
Учитывая форму рога, пропорции и рисунок, определите, для каких целей можно применить заготовку. Случается, в иной заготовке отчетливо угадывается образ какого-нибудь животного.
Не только форма, но и расположение цветовых пятен рисунка подчеркивают сходство.
Редкий мастер удержится, чтобы не выполнить из такого рога анималистическую скульптуру.
Монолитный конец рога дает возможность наносить на него глубокие порезки. Обычно из монолитной части вырезают морду животного. Причем вырезают осторожно, чтобы не нарушить целостности, которая присуща анималистической скульптуре из рога. Часто бывает достаточно слегка наметить глаза и нос - и сразу можно узнать, к примеру, медведя, муравьеда или барсука.
Порой достигают выразительности добавлением нескольких мелких, но характерных деталей. Скажем, белые клыки из кости превращают рог в забавного моржа.
Существует и более трудоемкий способ создания анималистической скульптуры - наборный, когда фигурка склеивается из отдельных деталей. Работать над наборной скульптурой можно только после освоения многих технических приемов обработки рога.
Прежде всего необходимо уметь распрямлять и гнуть пластинки рога.
Зажав монолитную часть в тисках, распилите рог на кольца или пластинки. Оставшийся монолитный конец может быть потом использован для мелких резных и токарных работ.
Кольца и пластинки кипятите в воде до тех пор, пока они не станут мягкими. Слегка дав рогу остыть, распрямите кольцо или пластинку руками и зажмите в прессе между двумя медными полированными плитами, предварительно подогретыми.
Чтобы заготовки рога не треснули, винт пресса нужно вращать медленно.
После высыхания прямо в прессе заготовки надежно сохраняют полученную форму.
Есть и другой способ выпрямления рога - его применяют, когда нужно распрямить целый рог. Отпилите монолитный конец и разрежьте раструб вдоль выпуклой части. Возьмите рог металлическими щипцами, углубите в муфельную печь и держите на весу. Перед этим обязательно наденьте огнезащитные рукавицы. В зависимости от температуры в муфельной печи рог будет развертываться быстрее или медленнее.
Как только он развернется совсем, не давая остыть, зажмите в прессе между двумя медными плитами.
После полного остывания рог можно вынимать из-под пресса.
Из распрямленных роговых пластинок толщиной не более 5 мм можно изготовить декоративные лотки, коробочки, а также детали наборной скульптуры способом прессования.
Из березового, дубового или букового бруска изготовьте матрицу и пуансон. В матрице вырежьте полукруглыми стамесками углубление, соответствующее форме изделия. В пуансоне эта же форма должна быть выпуклой, но с таким расчетом, чтобы при соединении пуансона и матрицы между ними оставался зазор, равный толщине пластинки.
Перед прессованием роговую пластинку прострогайте рубанком, следя за тем, чтобы толщина ее была одинаковой на всех участках. Затем окончательно обработайте пластинку рубанком, отшлифуйте и отполируйте.
Нагретую в муфельной печи пластинку нужно сразу же прессовать, осторожно, без резких движений вдавливая ее пуансоном в матрицу под прессом.
После полного остывания изделие или деталь выньте из-под пресса.
При работе с рогом часто возникает необходимость согнуть некоторые детали под определенным углом. Крупные детали можно согнуть, нагревая их над электрической или газовой плитой, а мелкие - над пламенем свечи. Нужно следить за тем, чтобы пламя не касалось рога.
После размягчения пластинку согните как нужно и дайте остыть в этом положении.
Крупные детали гните в рукавицах.
Ювелирные изделия, декоративные панно и другие вещи, имеющие темную однородную окраску, в некоторых случаях можно инкрустировать металлической проволокой. По контуру процарапанного тонкой иглой рисунка просверлите отверстия, соответствующие диаметру проволоки. Проволоку можно взять латунную, медную или алюминиевую. Смазав конец проволоки клеем БФ-2, вставьте ее в отверстие и обрежьте кусачками заподлицо.
Таким же образом заполните все остальные отверстия рисунка. После высыхания клея концы проволоки сточите напильником, затем отшлифуйте наждачной бумагой и отполируйте.
Крупную деталь или целый рог можно довольно хорошо отшлифовать шабером или кусочками стекла. Шлифовать нужно все время вдоль направления волокон.
Проверить качество шлифовки можно на глаз, поместив рог так, чтобы на него падал боковой свет, хорошо выявляющий мельчайшие царапины. При шлифовании снимаются мельчайшие стружки. На последней стадии шлифовки, чтобы снимаемые стружки были как можно тоньше, обрабатывайте рог очень легкими прикосновениями инструмента.
Детали, имеющие сложную поверхность, шлифуйте подходящими по размерам и форме циклями. Но чтобы удалить очень мелкие царапины, которые трудно заметить невооруженным глазом, отшлифуйте поверхность еще и пемзовой пастой.
Размолотую и просеянную пемзу разведите в широкой посудине водой до густоты сметаны. Затем смочите края тряпичного диска и нанесите на него пасту деревянной лопаточкой. Поверхность рога тоже покройте слоем пасты с помощью щетинной кисти.
Включив станок, начинайте шлифовать, осторожно прижимая рог к диску.
Шлифовку можно считать законченной после полного удаления пасты с поверхности рога.
Закончив шлифовку, протрите рог чистой тряпкой и высушите.
Полируют рог на войлочном кругу с пастой ГОИ. Паста наносится на круг во время его вращения. При полировании не следует сильно прижимать предмет к диску - от сильного трения на роге могут возникнуть оплывы.
После того как на выпуклых и других доступных участках возникнет интенсивный блеск, а углубленные места, забитые пастой, уже не прополировываются, продолжите полирование на чистом тряпичном диске - оставшаяся в углублениях паста удалится, одновременно отполируются углубленные места.
Полировать можно и вручную куском войлока, но это займет значительно больше времени.
Для многих поделок полировка - заключительная стадия работы. Но если изделие состоит из отдельных деталей, работа завершается только после склеивания.
Все детали нужно отшлифовать и отполировать до склеивания.
В наборной скульптуре детали склеивают рыбьим клеем или клеем БФ-2. Пластины рыбьего клея размельчите и залейте водой. Примерно через пять часов, когда клей окончательно разбухнет, распустите его в клееварке.
Предназначенные для склеивания места зачистите наждачной бумагой, смажьте тонким слоем клея, приложите друг к другу и накрепко свяжите прочными нитками.
В некоторых случаях детали можно склеить под прессом или стянув струбцинами.
Окончательно рыбий клей высыхает примерно через 5-6 часов.
Некоторые детали из рога по желанию можно окрасить в более темный цвет. Красивую окраску с серебристым лоском дает водный раствор азотнокислого серебра. Азотнокислое серебро, больше известное под названием ляписа, можно купить в аптеке.
Тон окраски будет зависеть от концентрации раствора.
Погрузите пластинку в раствор и выньте из него, как только она станет бурой. Затем опустите ее в стеклянную посуду с чистой водой и поставьте на свет, лучше на солнце.
Пластинку нужно вынуть из воды, как только она приобретает желаемую окраску.
Просушенную пластинку натрите куском замши до появления мягкого серебристого блеска.
Подкраску можно применять и в тех случаях, когда необходимо сделать более выразительной гравировку, выполненную на светлом роге. Гравированный рисунок натрите масляной краской более темного тона, чем цвет рога.
После протирания поверхности сухой тряпкой на ней четко проявится гравировка.

Сырье для изготовления изделий из кости и рога является отходами мясной промышленности и зачастую его можно приобрести почти без затрат. Вместе с тем, возможно изготовление очень многих изделий: шкатулок, гребней, пуговиц, брелоков, стаканов, ножей для бумаги, пряжек, трубок для курения, мундштуков, табакерок, статуэток, украшений и т. п.
Материал для художественной обработки должен подбираться тщательнейшим образом, т. к. все виды кости и рога подвержены разрушению и деформации — растрескиванию, расслаиванию, короблению. Влажность и температура очень влияют на сохранность и качество.

Подготовка материала :
Кости и рога разных животных предварительно обязательно обрабатываются. Если попадется рог с закрытым каналом, основание его спиливают и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть. Простую животную кость обязательно надо обезжирить. Для этого, удалив остатки мяса, хрящей, костного жира, кость вываривают в котле в течение 2-3 часов в растворе кальцинированной соды (7-12 г на 1 л воды). Проваренная кость промывается теплой и холодной водой, а затем просушивается на решетках. Кость должна сушиться постепенно, без резкого изменения температуры, без воздействия холодных или горячих струй воздуха. Оптимальные условия хранения: температура воздуха — +15-20°С, относительная влажность — 50-60%.
Затем материал подвергается предварительной обработке, в которую включается распиловка, шлифование, отбеливание, склеивание, полирование и некоторые другие виды работы.

Предварительная обработка
:

  • Распиловка заключается в правильном раскрое сырья на отдельные части без трещин и других дефектов. Ее можно производить вручную лучковой пилой, предварительно зажав кость в тисках, сделав метку на месте распила трехгранным напильником. В условиях большого производства это делается на круглопильном станке (за 8 часов распиливается до 80 кг кости).
  • Шлифование необходимо для выравнивания поверхности изделия и снятия царапин шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически. Циклей выполняется выравнивание плоскости, совсем мелкие царапины снимают на шлифовальном станке пемзой, разведенной до густоты сметаны.
  • Отбеливание производится для устранения различных дефектов: желтизны, пятен и др. При изготовлении изделий из рога отбеливание считается излишним. Изделия из животной кости подвергаются отбеливанию для более полного обезжиривания. Используется 2-3%-ный водный раствор каустической соды, который вместе с изделием доводится до кипения и затем в течение 20-30 минут выдерживается при температуре +70-80°С. Можно отбеливать известью, для чего кость закладывают в емкость, пересыпая слоями извести (толщиной 5 см), выдерживают 12-36 часов. Также отбеливать можно 30%-ным раствором перекиси водорода (пергидролем), который вместе с опущенной в него костью доводится до кипения. Процесс продолжается в остывающем растворе еще 5-20 минут. После отбеливания изделия тщательно промывают теплой водой и сушат на деревянных лотках при комнатной температуре.
  • Склеивание используется при оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия. Наилучшие результаты при склеивании кости дают рыбий клей, БФ-2, БФ-4, ПВА.

    Полировка изделий :
    Полирование применяется для окончательной отделки изделия для придания поверхности изделия блеска. Полирование производится вручную раствором мела с водой в течение 25 минут с помощью волосяной щетки. В промышленных условиях полирование изделий производится на специальном мягком хлопчатобумажном круге с применением меловой мастики в течение 3-5 минут. Хорошо поддается полированию (пастой ГОИ) коровий рог, который принимает ровный, «стеклянный» блеск. Отполированное изделие промывают под струей холодной воды.

    Окрашивание изделий из кости и рога :
    Окрашивать можно все сорта кости, предварительно обезжирив их спиртом или пергидролем. Все виды крашения, кроме глубинного, производятся после полирования.

  • Тонировку можно производить с помощью графита, втирая порошок марлевым тампоном в изделие (подходит только для резных изделий). Со всех выпуклых мест изделия порошок удаляется. Тонировать кость можно акварельными красками, для чего ее опускают на 4- 5 минут в насыщенный раствор краски.
  • Поверхностное окрашивание можно производить с помощью естественных, природных красителей, для чего обезжиренную кость опускают на непродолжительное время в крепкий настой красителя (чай, луковая шелуха и т. д.). Для окрашивания кости пригодны анилиновые красители (для шерсти). Изделия после окрашивания промываются холодной проточной водой, а затем сушатся при комнатной температуре. Недостатком основных красителей является подверженность их выгоранию.
  • Глубинное окрашивание предусматривает предварительное обезжиривание кости кальцинированной содой (на 2-3 л воды 30 г соды) в эмалированной посуде. Раствор с костью доводят до кипения и держат на огне 5-7 ч. Затем кость промывают теплой водой и сушат на открытых деревянных лотках. Обезжиренные пластины связывают проволокой небольшими партиями и опускают в готовый красящий раствор. Конец проволоки зацепляют за край емкости. Используются химические реагенты: раствор медного купороса с аммиаком, хромит хлористый кобальт и др.

    Оборудование для резьбы по кости и рогу :
    Для больших объемов производства необходимо приобрести круглопильный станок с различными режущими дисками, обдирочный (опиловочный) станок для выполнения черновой обработки заготовок кости, шлифовальный, сверлильный, токарный, фрезерно-копировальный станки, для работы с рогом понадобятся муфельная печь, пресс и некоторая другая оснастка.
    Для художественной обработки кости и выполнения некоторых вспомогательных операций потребуется бормашина (медицинская), механический лобзик для ажурного выпиливания и контуров изделий, для предания изделию окончательного блеска — полировальный станок.

    Инструменты для резьбы по кости и рогу :
    Специальный инструмент для резьбы по кости и рогу не выпускается. Для данной цели используют в основном инструмент по дереву и металлу. Специфический инструмент, применяемый только при обработке кости, рога и китового уса, изготовляется самими резчиками.

  • Нож с широким лезвием, стамески — одни из самых необходимых инструментов для резьбы по кости и рогу.
  • Терпуг – тяжелый напильник с крупной односторонней насечкой зуба понадобится при обдирке заготовки. Его устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх. Стружка снимается с заготовки движением кости вниз-вверх вдоль инструмента. Режущим моментом является движение вниз.
  • Втиральник применяется при ажурных работах (на проем). Втиральники разной конфигурации изготовляют вручную из инструментальной стали, насечка зуба делается в одну сторону в отличие от напильника.
  • Долик — разновидность втиральника с очень малым диаметром режущей части и нарезкой на одной стороне инструмента. Используется для тончайшей ажурной резьбы.
  • Клепики применяют в гравировке, при резьбе рельефов. Режущая часть выполняется из инструментальной стали. Размер и конфигурация режущей части зависят от характера резьбы и масштаба рисунка. Гравировку выполняют самым кончиком клегшка, держа инструмент почти вертикально.
  • Цикли (гладильщики) применяют в процессе отделочных работ больших плоскостей для выравнивания, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. При работе с коровьим рогом для этой цели используют шабер.
  • Тесло (топорик небольшого размера) применяется для грубой обработки бивней и крупных кусков кости. Им снимают поверхностный слой эмали, поврежденной мелкими трещинами, и выравнивают волнистую поверхность кости. Тесло состоит из металлической части — железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять. Режущая часть тесла устанавливается под углом 60° к рукояти. Она имеет одностороннюю внутреннюю заточку. Угол заточки лезвия 45°. Длина железки 200 мм, ширина от 20 до 40 мм.
    Понадобятся также круглогубцы, кусачки, ножницы и плоскогубцы, линейка, угольник, малка и ерунок, циркуль-разметчик, рейсмус, рашпили и напильники для шлифовально-обдирочных работ, штихели для гравировальных работ, метчики и плашки, молотки столярный и маленький, а также некоторые инструменты, необходимые для работы станков.
  • М. ЗАСЛАВСКИЙ, руководитель группы экспериментальной таксидермии Зоологического музея АН СССР

    "Охота и охотничье хозяйство" № 1 1980

    Из добытого на охоте животного можно приготовить трофеи, пригодные как для экспонирования на охотничьих выставках, так и для расположения в интерьере. Мне бы хотелось предложить ряд охотничьих предметов, наиболее легко приготовляемых в домашних условиях.

    Черепа копытных (оленя, лося, косули) и хищников (волка, медведя, рыси) - ценные охотничьи трофеи, украшающие уголок охотника и выставляемые для оценки на охотничьих выставках. Для изготовления трофея череп прежде всего должен быть целым, без видимых дефектов. С черепа снимают шкуру, срезают мускулатуру, удаляют глазные яблоки и язык, отделяют нижнюю челюсть, через затылочное отверстие извлекают мозг, а его остатки и мозговую пленку вымывают сильной струей воды. Для удаления крови череп вымачивают 10-12 дней в проточной воде или дают ему вымокнуть в стоячей воде, часто ее меняя.

    Наиболее доступный способ очистки черепа от прирезей мышц и костного жира - это мацерация гниением. К сожалению, при гниении тканей, которое длится не менее двух-трех недель, возникает сильный специфический запах. Чтобы его ослабить, в воду нужно добавлять раствор агар-агара.

    Мацерацию следует производить в холодной некипяченой воде, используя деревянную, стеклянную или пластмассовую посуду. В железной посуде мацерировать нельзя: кости в ней почернеют. Через каждые пять-семь дней раствор меняют. После отхода от костей мускулатуры и жира череп извлекают и промывают в проточной воде. Затем хорошо отмытый горячей водой с мылом череп высушивают.

    Другой не менее эффективный способ обработки - вываривание костей в мягкой воде. Ею заливают череп и посуду с ним ставят на огонь. Если череп имеет рога, к ним прикрепляют рогульки, которые, располагаясь по краю посуды, не дают им погрузиться в горячую воду. С кипящей воды снимают пену; выварка продолжается до отделения остатков мускулатуры от костей; при этом слабеют костные связи и швы, выпадают зубы, поэтому такие черепа лучше вываривать зашитыми в марлевые или полотняные мешки.

    После вываривания череп долго промывают в воде, а затем высушивают. При появлении жирного налета на костях его погружают на 30 час в 10% раствор нашатырного спирта.

    У полорогих (дикого барана, козерога) отделяют роговые чехлы: завернув в тряпку рог, поливают его кипятком. Размякнув, чехол легко сходит со стержня. После выварки черепа чехлы вновь насаживают на стержни и крепят их шурупами или укрепляют на клее.

    Можно черепа и кости скелета обрабатывать теплой водой, поддерживая постоянную температуру + 30 С, + 40 С. Мацерация этим путем длится не более 10-15 суток. Если она проходит недостаточно активно, добавляют кусочек свежего мяса, что ускоряет гнилостный процесс. Череп, проведший такую обработку, тщательно моют теплой водой с мылом. Если на костях черепа выступили клейкие вещества, его следует погрузить в горячий (+60 С) пятипроцентный содовый раствор на 10 суток. Череп нельзя обезжиривать в горячем растворе щелочи: она разрушает поверхность кости, портит ее внешний вид. Хорошо отмытый череп высушивают.

    Следует помнить, что при мацерации в теплой воде растрескиваются клыки и резцы, что бывает вызвано резкой сменой температур. В этом случае черепа хищников и крупных грызунов лучше обрабатывать гниением.

    Если череп все ж; остался жирным, его необходимо опустить в бензин на 10-15 суток, где он окончательно обезжирится.

    Отбелка желательна для всех черепов после мацерации; производится она 4-5 % раствором перекиси водорода в эмалированной, деревянной или стеклянной посуде без крошек. Для быстрейшей реакции добавляют на 1 л 2,5 г нашатырного спирта. Чтобы череп равномерно побелел, его изредка переворачивают. Естественная окраска костей черепа светло-желтоватая, поэтому при отбелке не следует добиваться слишком большой белизны.

    Отбеленный сухой череп натирают смесью мела и извести, парафином и полируют чистой суконкой. Выпавшие при обработке косточки, зубы вклеивают на свои места. В таком виде череп подготовлен для монтировки на подставку.

    Трофеи укрепляют на подставках или медальонах. Подставки можно делать разного типа и формы, но они всегда должны быть скромными. Очень выразительна подставка, изготовленная из березового бревна, капа. Ее размер должен быть пропорционален трофею. Устойчивые подставки ставятся на ножки из прочных жердей (рис. 1). При этом должна создаваться гармония между типом коры на подставке, структурой и окраской рогов. Подставки следует изготовлять только из сухой выдержанной древесины, не тронутой вредителями. Они могут быть как простыми, так и резными, с мотивами растительности по бокам (рис. 2). Подставки окрашивают водяными красками в светло- или темно-коричневые тона, шлифуя их поверхность до появления матовости. Подставки "старят": обжигают, подкапчивают, что позволяет более резко выделить на ее поверхности светлый череп или лобные кости с рогами.

    Медальоны под крупные черепа с рогами или для голов лося, оленя, дикого барана следует изготовлять из прочных материалов - бука, березы, дуба. Их форма может быть разной (рис. 3). По своим размерам подставки должны соответствовать типу и размерам трофеев, гармонировать с интерьером, для которого они предназначены.

    Для рогов дикого барана или козерога, которые заходят своими изгибами далеко за затылок черепа, подставку изготовляют иначе: на нее крепят обрезок бревна, на который в свою очередь укрепляют череп или лобную кость с рогами (рис. 4). Можно монтировать такие рога и на обычных подставках, но тогда их приходится крепить к стене на специальных сварных металлических упорах (рис. 5).

    Крупные черепа без нижних челюстей крепят к подставке так: переднюю часть черепа укрепляют медной лентой (10- 15 мм шириной), дугой, опоясывающей верхнюю челюсть, и пропускают ее по бокам черепа в прорезь на подставке; с тыльной стороны ее закрепляют шурупами. Для укрепления затылочной части применяют изогнутый под прямым углом металлический кронштейн с резьбой. Для этого в подставке просверливают отверстие, через которое пропускают конец кронштейна: другим концом его вставляют в затылочное отверстие. Затягивая гайку под подставкой, череп подтягивают к ней и прочно закрепляют.

    Для укрепления рогов с лобной костью на подставке просверливают в лобной части по два отверстия. Легкие рога укрепляют шурупами, тяжелые и массивные - болтами, закрепляя их гайками с тыльной стороны подставки.

    В зависимости от длительности пребывания под снегом, лучами солнца сброшенные рога оленей белеют, теряют свою окраску и разрушаются. Если рога были найдены вскоре после их сброса, они еще могут иметь естественную окраску. Такие трофеи могут быть использованы для различных поделок - изготовления люстр, светильников, подсвечников, ручек к охотничьим ножам.

    Для придания сброшенному рогу естественного вида его прежде всего хорошо отмывают от грязи горячей водой с мылом, затем окрашивают роговину растворенной в воде краской (бейцем, бисмарком, марганцовокислым калием или другими водяными красками). Для придания рогу свежести его натирают парафином и шлифуют суконкой.

    Светильники одиночные или парные из рогов лосей, оленей можно изготовить в зависимости от количества симметричных или близких по своему внешнему виду и размерам рогов. По верхней поверхности рога к каждому отростку подводят электропровод, который укрепляют на кости гвоздиками или эпоксидной смолой (рис. 6). На концах роговых отростков устанавливают небольшого размера патроны для ламп. Рог прикрепляют к подставке следующим образом: в его основании просверливают по центру отверстие диаметром 5 мм, глубиной до 30-40 мм. В центре деревянной подставки (в месте установки рога) просверливают сквозное отверстие и через него, совмещая рог и подставку, ввертывают прочный и длинный шуруп, который хорошо удерживает и крепит рог (рис. 7). Если рог тяжелый, тогда в его основании выпиливают прорезь в 2-3 мм и глубиной до 40-50 мм; в нее вставляют железную полосу, совмещают с нею основание рога и просверливают железо и рог одновременно. В отверстия забивают заклепки или рог укрепляют болтами, врезая головки в кость (рис. 8), Изогнутый противоположный конец полосы пропускают через прорезь в подставку и закрепляют ее с другой стороны шурупами. Электропровод пропускают через отверстие в подставке.

    При изготовлении декоративной люстры из рога оленя на его отростках располагают лампочки или подсвечники. Рог подвешивают на тросиках к потолку (рис. 9). По бокам лопаты или оленьего рога просверливают отверстия, в которых закрепляют концевые части тросиков. Электропроводку спускают от потолка к центру рога. Расположение провода, его закрепление такое же, как и при изготовлении светильника.

    Если делают люстру из 3-4 рогов, то в этом случае рога совмещаются между собой по центру основаниями и укрепляются под определенным углом на прочной сварной крестовине. Основание каждого рога обжимается железной полосой, которую закрепляют болтиками. Медная трубка 20-30 мм в диаметре прочно скрепляется с крестовиной и становится держаком, который подвешивают к потолочному крюку. Длина трубки зависит от высоты помещения. Крестовина с нижней стороны декорируется рогом или срезом капа (рис. 10), Такая люстра может иметь 10-15 ламп. На отростках рогов укрепляют и подсвечники. Следует иметь в виду, что люстра тяжела и требует прочной арматуры и надежного крепления.

    Уже сама форма изящной передней или задней конечности кабана подсказывает ее использование в качестве настенного светильника. У добытого животного отделяют конечность, по нижней ее стороне наносят разрез до основания копыт. Нож лучше вводить под шкуру, тогда он не портит волоса. Если возможно, шкуру с ноги лучше стянуть чулком до копыт и на подошве сделать один небольшой разрез для ее отделения (рис. 11). Если это удалось, кожу необходимо хорошо выскоблить от сухожилий и мышц, консервировать поваренной солью и алюмокалиевыми квасцами. Одновременно с этим на бумагу боком укладывают извлеченную из ножи конечность и обводят карандашом, получая ее абрис. По нему и размерам, снятым с конечности, вырезают из плотного пенопласта или накручивают по проволочному каркасу материалы, удобные для воспроизводства конечности в макете,- пеньку, солому, стружку, сено, мох.

    Следует учитывать, что в том месте, где обычно проходит сухожилие, через всю конечность в макете будет проходить электрический провод. Светильник, изготовленный из конечности, должен иметь изгиб в суставе, что позволяет укрепить между передних копыт небольшой патрон электролампы или установить светильник типа подсвечника. Такой изгиб оправдывает тип светильника (рис. 12). Перед тем как установить макет и обшить его, необходимо подготовить для этого шкуру, хорошо отмыть ее в теплой воде от соли и крови, применяя для этого мыло или стиральный порошок, потом протереть ветошью, в мех высушить крахмалом, втирая его глубоко в подшерсток, а затем выдуть его из меха струей воздуха из пылесоса. Для предохранения экспоната от порчи его молью или жуком-кожеедом мездровую сторону шкуры несколько раз смазывают 3-4% раствором карбофоса. В очищенные от мышц и костей копыта набивают мягкую глину для придания этой части ноги правильной формы. Подготовленный макет укладывают в шкуру и обшивают, стремясь сделать шов малозаметным. В связи с тем, что проволока или металлический штырь, выходящий из макета конечности, имеет на конце резьбу, его будет нетрудно прикрепить к стене на подставку.

    Из нижней части конечности кабана можно изготовить стаканчик для карандашей. Для этого снимается или стягивается шкура до копыт чулком, между копыт наносят разрез, через который вычищают кожу. Шкуру протравливают и, зашив разрез, плотно набивают ее полость сухими опилками или песком. При этом ее правильно устанавливают, укрепляют на временной подставке и высушивают, следя за тем, чтобы кожа не деформировалась. Через несколько дней она прочно затвердевает, содержимое удаляют и внутреннюю сторону кожи и копыт проклеивают слоями марли. Верхний край стаканчика выравнивают, срезая лишние участки кожи. Чтобы стакан стоял прочно, его прикрепляют к подставке болтиком, просверлив для этого отверстие между копыт на подошве (рис. 13).

    Пепельницу изготовляют из черепа волка или медведя. Из черепной коробки выпиливают крышку, которая затем укрепляется на петле и откидывается назад (рис. 14). Нижняя челюсть в этом случае может быть отделена, а сам сувенир укреплен на подставке из среза березы или березового капа. На подставке можно укрепить череп с открытой пастью, закрепив его шурупами: тогда будут хорошо видны клыки.

    Vos 15-01-2013 06:17

    Добрый день. Прошу совета у знающих людей. Осенью был добыт лосик, я взял рога с частью черепа и шкуры. Выскоблил насколько мне это удалось мясо и жир между кожей и костью. Засаливал это дело несколько раз. Убирал старую соль и пересыпал новой между черепом и кожей. В итоге все хорошенько просолилось и высохло. Между шкурой и черепом существует некоторое пространство что мне на руку т.к. я планирую просверлить в кости дырки и засунуть в это пространство гайки с шайбами для крепежных винтов. Но вот момент - край шкуры некрасиво загнулся и хотелось бы его как то размочить чтобы подогнуть как мне надо. Как сделать шкуру снова мягкой и как потом её опять законсервировать?

    И еще вопрос: чем стоит обработать уже готовые смонтированые на медальоне рога? Т.е. может чем то пересыпать или опрыскать шкуру или череп?

    Naur 15-01-2013 07:19

    Шкуру изначально нужно было снять и выделать.
    Единственный вариант отмочить шкуру и снять, пока совсем не задубела, т.к. со временем кожееды сожрут. Как найдете другую шкуру, после выделки приклеите так как нужно.
    Еще как вариант - поставить пластиковую лобовину.

    Ruslan33 15-01-2013 10:30

    Шкуры то всё равно маловато.Но как вариант после съёмки родной шкуры уменьшить лобовую кость с затылочной и носовой стороны.Потом выпилить основание по форме получившейся лобовины её закрепить саморезами пустоты заполнить пеной и потом уже только приклеить шкуру а края завернуть к основанию и зафиксировать скобами с помощью мебельного степлера.Ну и при желании сделать медальон.

    taxsidermist 15-01-2013 16:48

    Я бы тоже посоветовал испольховать пластиковую лобовину и медальон.

    Ruslan33 15-01-2013 18:09

    Можно ещё посоветовать и использовать искусственный мех стоит недорого и никто не сожрёт.На фото рога пятнистого оленя череп вырублен по-максимуму остались практически одни рога,остальной объём доведён вышеописанным мной способом и снаружи оклеян искусственным мехом.По бюджету всё мероприятие составит в районе 500 р.

    Vos 15-01-2013 21:45

    Че 100% кожееды сожрут? Они че везде водятся и ничем их не спугнуть?

    VitMan66 15-01-2013 21:45

    Вопрос не в тему,можно окрашивать рога или нет?

    Vos 16-01-2013 02:47

    Например если я тупо засыплю соли между шкурой и черепом и в таком виде повешу рога - что все равно кожееды заведутся?

    oos 16-01-2013 08:03

    quote: Вопрос не в тему,можно окрашивать рога или нет?

    Если необходимо,то можно.Маленький нюанс-если рога трофейные и планируете их обмерить и выставить,то тонировку рогов лучше не делать,если исключительно для использования в бытовых условиях,то красьте хоть в "золото"))

    taxsidermist 16-01-2013 10:46

    oos 16-01-2013 12:10

    quote: А затонировать можно просто крутым раствором марганцовки.

    Или водной морилки ПРОСТО крутым раствором марганцовки сложно воспользоватся из-за неПРОСТОТЫ или даже невозможности приобретения оного в аптеках.

    Ruslan33 16-01-2013 14:18

    А для блеска ещё вощат(не лакируют).

    VitMan66 16-01-2013 16:29

    Чёрт возьми,рога-то классные а я уже намазал их марганцовкой.Такие рога замеру уже не подлежат?

    Ruslan33 16-01-2013 17:17

    На счёт Российских правил на 100%не могу сказать- trophybook.ru там можно посмотреть,по методике (sci) так:

    Vos 16-01-2013 18:37


    Не 100 процентов конечно,но 99 точно,что какая -нибудь гадина посягнёт на необработанную шкуру.Кожееды вообще солёненькое очень любят,соль всего лишь консервант,а не инсектицид.А волос с удовольствием почикает моль...

    Vlad V 16-01-2013 18:54

    Камрады, тут такое дело. Не охотник ни разу, достался хороший лосиный рог по случаю с креплением. Но! Он, блин, белый. Т.е. старый хозяин его зачем-то щёткой отчистил до белизны((Марганцовка цвет восстановит точно? Чем ещё можно вернуть натуральный цвет и вид?
    Дайте совет, пожалуйста.

    oos 16-01-2013 19:05

    Ruslan33 16-01-2013 19:25

    quote:

    а после тонировки пошаркать слегка нождачкой-все бугорки осветлятся.

    VitMan66 16-01-2013 20:37

    ivan44 16-01-2013 20:50

    quote: Чем ещё можно вернуть натуральный цвет и вид?

    Я пробовал масляными худ. красками. Наводишь нужный цвет, по необходимости слегка разбавить и нанести на рога. Потом взять тряпочку, смочить ее растворителем и затереть рога в нужных местах. Получается совершенно естественно.

    Vlad V 16-01-2013 20:54

    Спасибо за совет, попробую.

    Vos 17-01-2013 12:40

    Повторюсь, а то мою тему перебили:

    quote: Originally posted by oos:
    Не 100 процентов конечно,но 99 точно,что какая -нибудь гадина посягнёт на необработанную шкуру.Кожееды вообще солёненькое очень любят,соль всего лишь консервант,а не инсектицид.А волос с удовольствием почикает моль...

    А чего тогда туда засыпать чтобы отпугнуть гадин? Может бораксом (бурой) пересыпать?

    oos 17-01-2013 07:42

    quote: А чего тогда туда засыпать чтобы отпугнуть гадин? Может бораксом (бурой) пересыпать?

    Шкуру надо было изначально ВЫДЕЛЫВАТЬ,кость в идеале вывырить,посыпания солью и бораксом не дают никакой гарантии сохранности.

    Не забывайте что я обьяснил ранее - шкура (или скальп ) сейчас фактически соединены с черепом в 2х местах - вокруг обоих рогов. Остальная часть полностью отделена от черепа и как бы свисает. Поверхность черепа под шкурой вычищена. Поверхность шкуры тоже выскоблена насколько это было возможно.

    Ruslan33 18-01-2013 09:10

    Снимите шкуру и выделайте её это не поздно.

    Vos 18-01-2013 18:43

    Вот блин, какие упрямые таксидермисты . А как выделать? Можно в двух словах простейший вариант? Или засесть за поиск?

    oos 18-01-2013 20:54

    quote: Что _можно_ сделать в заданных условиях (т.е. не снимая полностью шкуру).



    Вы ж ведь сами обрубили лобную кость по самый минимум,законсервировали шкуру столь "изящным " способом-когда делали мысли-то ведь были какие-то -как всё это дело завершить.Или -по наитию?Вот так всегда -"очумельцы" на охоте " запорют" трофей и потом несут "упрямому" таксидермисту: "Сделай.Ты же художник.Подкрасишь,подклеишь". Семь раз отмерь -один отреж- вот уж воистину.

    DemaWG 18-01-2013 23:51

    есть такой препарат Ликва тан, в этом случае пойдет как нельзя кстати... выделает шкуру не снимая её , а для рогов пойдет специальный краситель из моего ассортимента....

    Vos 19-01-2013 22:19

    quote: Originally posted by oos:

    А можно ли надеть штаны через голову?Теоретически-ДА!
    Размачивать шкуру,отделять её от жалкого огрызка лобной кости ПОЛНОСТЬЮ и выделывать,если конечно шкура ещё будет годна к этому-вот простейший план действий(тока не спрашивайте как это ВЫДЕЛАТЬ).
    Вы ж ведь сами обрубили лобную кость по самый минимум,законсервировали шкуру столь "изящным " способом-когда делали мысли-то ведь были какие-то -как всё это дело завершить.Или -по наитию?Вот так всегда -"очумельцы" на охоте " запорют" трофей и потом несут "упрямому" таксидермисту: "Сделай.Ты же художник.Подкрасишь,подклеишь". Семь раз отмерь -один отреж- вот уж воистину.

    Не стоит так распаляться. Вы когда нибудь охотитесь? Я имею ввиду реальную охоту, без гидов, ерегерей и.т.д. А когда не знаеш будет ли трофей и будеш ли ты стрелком, взявшим его. Вот и я не знал. Поэтому для меня это было полной неожиданностью и уж извините нету у нас в группе таксидермистов. Кто то сказал "выреж с куском черепа, засоли и на стенку повесь!" Вот и вырезали. А как правильно делать - кто его знает? Вот так то. И заметьте - я к Вам его не принес, так что не надо чувства к Вашим клиентам сюда переносить.

    oos 19-01-2013 22:46

    quote: Не стоит так распаляться. Вы когда нибудь охотитесь? Я имею ввиду реальную охоту, без гидов, ерегерей и.т.д.

    Уважаемый,Это Вы не распаляйтесь.НИКОГДА в своей охотничьей практиике НЕ пользовался ни гидами,ни услугами егерей.Напротив несколько лет подряд как раз учавствовал в организации охот для иностранцев.На гуру охоты пожалуй претендовать не буду,но шкуру грамотно сниму с любого животного.А вообще знать КАК ПРАВИЛЬНО обработать свой законно добытый трофей хотя бы теоретически должен знать КАЖДЫЙ охотник.Точнее каждый НАСТОЯЩИЙ охотник,а не тот который полагается на "знания и советы" чаще не совсем грамотных егерей и гидов или иных советчиков.Меня этому никто не учил.Захотел узнать и научится-начал практиковаться,"лопатить " литературу,которой при сегодняшнем доступе интернета достаточно.
    Про чувства к НАШИМ клиентам.Скажите СПАСИБо своим советчикам "поспособствующим" откровенно (лично моё мнение) ИСПОРТИТЬ СВОЙ трофей.А можно было сделать классную вещь.Судя по диаметру розеток-рога достойные.
    Советов Вам дано достаточно,потому в полемике смысла нет.

    Vos 19-01-2013 23:25

    Все, я Вас понял. Выслушаем других людей у которых, как оказалось есть тоже дельные советы.

    Dersu Uzala 20-01-2013 19:57

    Не морочьте человеку голову.
    От нападения насекомых прекрасно помогают бытовые аэрозоли от тараканов (только в аннотации нужно посмотреть, чтобы они были длительного действия), например "Раптор". Обработка 1 раз в год и НИКАКОЕ насекомое к чучелу близко не подлетит. Во всяком случае у меня уже 28 лет к сове (самое древнее из всех) не подлетают.

    Ruslan33 20-01-2013 21:45

    quote: помогают бытовые аэрозоли от тараканов

    -круто!
    quote: Не морочьте человеку голову.
    -он сам просил совета.Вы хотите сказать что насекомые не доберутся с такой обработкой?Если только раз в день пшикать.Вокруг рогов то всё равно он непочистил,а вкурсе сколько там ещё вкусного для жучков и и.п.осталось?Да и оставлять в том виде в каком сейчас выглядит черепушка с рогами и лохмотьями шкуры не эстетично и солёная шкура вдобавок ко всему при изменении температурно-влажностного режима будет "играть" и "плакать" солёными "слёзами".В итоге какой бы там ни был потом медальон,он будет покрыт кристаллами соли или вечно сырой вокруг шкуры.

    Dersu Uzala 22-01-2013 08:58


    Руслан, я смотрел ваши работы и очень уважаю Вас как мастера, но когда Вы ещё писали в подгузники я уже умел делать чучела. Да, это были дедовские методы накруткой, но Соколова и иже с ними тогда ещё не было. Не было химикатов, искуственных глаз, манекенов... ничего не было, кроме алюминиевой проволоки, ваты и огромного желания
    Так вот свою коллекцию с тех самых пор я сохраняю именно таким методом. Кстати после 5-ти лет ежегодных обработок можно больше не обрабатывать - ФОС въедаются в перья и мех и моль с кожеедами больше чучелами не интересуются.

    Хотя присоединюсь к большинству и тоже посоветую искуственную лобовину и искуственный же мех

    Ruslan33 22-01-2013 14:10

    Dersu Uzala, манекены,искусственные глаза и тем более химикаты были и использовались мастерами не только когда я писал в подгузник,а даже задолго до моего и Вашего рождения.Посмотрите на досуге историю таксидермии в России.На счёт использования аэрозолей от насекомых я не говорил что нельзя ими пользоваться-пожалуйста в профилактических целях.Ваших работ что то невидно.

    Dersu Uzala 22-01-2013 20:06

    quote: Ваших работ что то невидно.

    Я скромный

    Если в СССР было всё так радужно, то почему все краеведческие музеи заставлены покемонами. В том числе и Дарвиновский в Москве (не весь ассортимент конечно, но встречаются).

    Кстати в том же Дарвиновском музее в лихие 90-тые я часто ощущал запах дихлофоса.

    Ruslan33 22-01-2013 20:21

    Я сам музейщик.И дихлофосом пропшикиваю раз в месяц (санитарный день) каждое чучело в экспозиции,+ выкладываем таблетки нафталиновые но опять-таки ради профилактики.По поводу покемонов не везде так плохо как Вы считаете,музеи с хорошими руководителями и мастерами обзаводились неплохими чучелами сделаными на манекенах из папье-маше.В нашем музее далеко не бедная коллекция крупных животных сделаных в конце 70-х.А покемоны встречаются ещё и потому что чучело очень старое или животное редкое и основная функция любого музея это собирать и потом уже демонстрировать публике.И давайте закончим этот флуд,для него есть спец.тема.Тут человек поинтересовался что ему делать-"пищу"для размышлений ему предоставили аж в 3-х вариантах.