Как жильцам проверить работу управляющей компании? Разбираемся, кто контролирует управляющие компании жкх и как самостоятельно проверить их деятельность

Городские жители в основном проводят свою жизнь в многоквартирных домах. Их обслуживанием занимается товарищество собственников жилья (ТСЖ) или управляющая компания – окончательный выбор за собственниками. Жильцы надеются на четкую и компетентную работу тех, кому доверили общедомовое имущество. Но что делать и как поступать, если от управляющей компании нет никакой пользы, ее действия и решения неправомерны либо она полностью бездействует. Важно понять и разобраться, куда жаловаться на управляющую компанию, есть ли реальная польза от подобных жалоб?

Собственники жилья, выбрав компанию, заключают договор управления многоквартирным домом. Если он правильно составлен и соответствует законодательству, то в нем разъясняется, в какой орган и по каким конкретно поводам подавать жалобу. Федеральные, региональные и местные законодательные акты подробно разъясняют эту процедуру, а решение общего собрания собственников утверждает окончательных выбор жильцов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

На что жаловаться?

Чаще всего обитатели дома жалуются на:

  1. ненадлежащий уровень или периодичность выполнения жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ);
  2. ненадлежащая подготовка дома к подаче ЖКУ, в основном, накануне отопительного сезона;
  3. не предоставление необходимого промежуточного либо итогового отчета или ненадлежащая отчетность управляющей компании;
  4. процессуальные нарушения в проведении собрания собственников либо не проведение такого собрания;
  5. не выполнение других условий договора управления многоквартирным домом.

Как правильно составить и подать жалобу?

Управляющая компания обязана профессионально выполнять свои функции и оказывать услуги надлежащего качества, а также отчитываться за проделанную работу перед теми, кто оплачивает ее работу. Следовательно, жильцы многоквартирного дома имеют полное и законное право на любые уклонения от выполнения работ в вышестоящие органы. Например:

  • в подъезде нужен косметический или капитальный ремонт;
  • сломан лифт или мусоропровод;
  • слабо отапливаются квартиры, или отопление полностью отсутствует;
  • выбиты или перегорели лампочки в подъездах, включая лестничную клетку.

Узнать, кому жаловаться на ЖКХ, и каким именно образом, можно, тщательно изучив подробности законодательства и поняв общие правила по написанию жалобы.

Форма жалобы – произвольная, пишется от руки или на компьютере. Обязательно указывать адресата, то есть конкретный государственный орган, куда направлено обращение. Следует заполнять имя, отчество, фамилия заявителя, его контактные данные: телефон для связи – домашний и мобильный, электронная почта, обратный почтовый адрес, куда должен быть прислан ответ. Рекомендуется указывать адрес регистрации жалобщика либо его представителя или абонентский ящик.

Непосредственно в тексте обращения перечисляются нарушения управляющей компании, указываются конкретные сроки и продолжительность ненадлежащих действий, точный адрес дома, подъезд, этаж и квартиру. Желательно привести ссылки на нормативные акты, где поименованы нарушения: Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), Жилищный Кодекс, Санитарные правила и нормы (СанПин), Постановления городского правительства, федеральные законы и другие законодательные акты. Упомянуть о нарушении конкретной статьи и пункта договора с управляющей компанией.

Обращение должно быть изложено четким и понятным языком, разборчивым почерком и не допускающим двусмысленного толкования фраз. Если необходимо — прилагаются дополнительные документы: фото нарушений, договора, отчеты или иные документальные доказательства неправомерных действий компании.

Претензии могут заканчиваться просьбой выполнить какое-либо требование в необходимом объеме и четко обозначенный законодательством срок. Суть жалобы удостоверяется подписью заявителя и ее расшифровкой, проставляется дата. При подачи коллективного обращения указываются сведения о каждом жильце.

Жалобы в управляющую компанию и в адрес иных государственных структур следует писать в двух экземплярах. Первый должны принять в канцелярии организации и присвоить входящий номер с датой. На втором экземпляре также проставляется номер и дата, и выдается на руки заявителю. Обязательно дается пояснение, в какие сроки и каким образом будет дан ответ. Отчет срока начинается со дня подачи заявления и, по общему правилу обращений в государственный орган, составляет не более 30 дней. Предусмотрены и более короткие сроки – на основании Федерального Закона «О защите прав потребителей» ответ на претензию на управляющую компанию должен быть получен в срок до 10 дней.

На обеих жалобах должна содержаться подпись принявшего его сотрудника и его должность. Эти формальные требования удостоверяют факт обращения в соответствующую инстанцию. При невозможности подать жалобу лично, она должна быть направлена почтовым заказным письмом с уведомлением о вручении.

Подача жалобы на управляющую компанию в вышестоящие органы

Если жалоба, направленная в управляющую компанию осталась без ответа или ответ не удовлетворил жильцов, то вопрос, куда жаловаться на ЖКХ, имеет несколько вариантов ответа. Согласно процессуальным нормам обжалование каких-либо действий может происходить с участием вышестоящих организаций, а именно жилищной инспекции, Роспотребнадзора, прокуратуры. После обязательного внесудебного порядка исковое заявление направляется в судебные органы.

Обращение в жилищную инспекцию

Контакты жилищной инспекции по своему региону вы можете найти в интернете. Например, вот сайт Государственной жилищной инспекции города Москвы — https://www.mos.ru/mgi/

Обращаясь в жилищную инспекцию, следует знать, что она как государственный орган осуществляет надзор за:

  • надлежащим исполнением правил эксплуатации жилья;
  • соблюдением стандартов и норм по использованию жилья;
  • соблюдением сроков и качества подготовки к отопительному сезону;
  • выполнением нормативов по получению жильцами коммунальных услуг;
  • правомерностью и выполнением норм законодательных актов при созыве общего собрания собственников жилья, непосредственного выбора управляющей организации;
  • выполнением управляющей компании нормативных актов.

Работа жилищной инспекции направлена за защиту прав собственников квартир и сохранение их жилища. Она обязана проверить, как исполняет свои функции управляющая компания, и при обнаружении нарушений укажет на необходимость их устранить. Примерные сроки для выполнения такого предписания составляют один месяц. При выявлении нарушителей инспекция вправе привлечь виновных к административному наказанию.



Пример жалобы в жилищную инспекцию
(нажмите для увеличения)

Помимо стандартной процедуры подачи жалобы, на сайтах региональной жилищной инспекции можно воспользоваться сервисом для онлайн обращения в надзорный орган.

Обращение в Роспотребнадзор

Жалобы в Роспотребнадзор в отношении управляющих организаций поступают в случаях:

  • несоответствия договора между управляющей компанией и жильцами нормам Федерального закона «О защите прав потребителей»;
  • нарушение прав жильцов по предоставлению полных и достоверных сведений о предоставляемых жилищно-коммунальных услугах;
  • необходимость проверки бухгалтерской отчетности, в том числе документов, подтверждающих платежи, на предмет соответствия их действительности;
  • установления необходимости и обоснованности изменения тарифов и размеров платы за жилищно-коммунальные услуги.

При обращении в Роспотребнадзор перечисляется, в какие органы уже обращались жильцы, и говориться о результатах подачи жалоб. При выявлении нарушений Роспотребнадзор обязан принять необходимые меры по устранению нарушений, после проведенной проверки возможны санкции по отношению к нарушителям.

Подача заявления возможна как лично, так и посредством заполнения онлайн формы на сайте государственного органа.

Обращение в прокуратуру

Прокуратуру вашего региона вы также можете найти в интернете. Вот сайт прокуратуры Москвы — http://www.mosproc.ru/

Органы прокуратуры принимают меры по выявлению нарушений по:

  • умышленной или непреднамеренной нецелевой трате денежных средств, выражающееся в экономических преступлениях: грабеже, мошенничестве, присвоении, растрате;
  • бездействию или неправомерных действиях надзорных или контролирующих органов.

Прокуратура проводит проверку и расследует все обстоятельства дела. По ее итогам возможно будет привлечь нарушителей вплоть до уголовной ответственности.

Обращение в суд

Выяснив, по каким поводам и кому жаловаться на управляющую компанию, можно обратиться в судебные органы. Процессуальные нормы позволяют жильцам после досудебного урегулирования вопроса или неудовлетворительного результата проверки написать исковое заявление. Суд рассмотрит обращение, если дело касается материальных требований, и необходимо уточнить размер компенсации за причиненный ущерб жильцам или имуществу собственников. Например, не спиленное вовремя ветхое дерево или плохо закрепленный столб упали на автомобиль, плохо убранный снег или покрытая льдом дорожка у дома повлекли травмы жителей.

По гражданскому законодательству — статье 28 Гражданско-процессуального кодекса (ГПК РФ) — подача искового заявления происходит по месту нахождения управляющей организации, если договором не была определена иная подсудность. Требования к содержанию иска перечислены в статье 131 ГПК РФ , согласно которой он должен содержать:

  • наименование и полные реквизиты суда, истца и ответчика, в том числе их местонахождение;
  • суть излагаемых требований – описание нарушения прав или интересов истца;
  • доказательства обоснования искового заявления и обстоятельства дела;
  • денежные требования и их обоснование;
  • перечисление государственных органов, куда обращался истец в порядке досудебного урегулирования;
  • необходимые дополнительные документы и их перечисление.

Иск должен быть принят в производство спустя пять дней после подачи либо возвращен заявителю с требованием устранить нарушения при его подаче. Исполнение решений суда происходит либо добровольно, либо с участие судебных приставов.


    Когда управляющая компания берет на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, это означает, что она должна обеспечить максимально благоприятные. Безопасные и комфортные условия для проживания в этом доме для всех без исключения жильцов. Управляющей компанией обеспечивается и правильное содержание всего имущественного добра, которое принадлежит на общих правах всем жильцам и собственно ТСЖ. Все хорошо звучит только на бумагах, а когда дело доходит до практики и надлежащего исполнения компанией своих обязательств, предписанных договором, выясняется, что энтузиазм исполнителей куда-то девается, просто исчезает. Чтобы такого не происходило в вашем товариществе, необходимо в заключенном договоре на обслуживание многоквартирного дома указать пункт, в котором будет четко предписано, как деятельность ТСЖ и кем будет контролироваться и проверяться. Здесь же должно и четко быть указано, какое наказание, или какие санкции будут предприняты в отношении правления, если оно не будет выполнять свои обязательства или будет выполнять не соответствующим договору образом.
    Рассмотрим для начала, что же вообще такое "контроль над деятельностью управляющей компании" и как он проводится. К контролю можно отнести как мероприятия, способствующие надлежащему исполнению и предоставлению услуг жильцам, так и проверочная деятельность, наблюдение и проверка на соответствие состояния и работоспособности объектов коммунального хозяйства. Деятельность по контролю над управляющими организациями может осуществляться различными лицами или компаниями. К примеру, сами собственники помещений могут контролировать свое ТСЖ. Можно для этих целей привлечь аудиторскую компанию, инженерных специалистов и специалистов другого профиля. В некоторых случаях, согласно действующему законодательству, контролирующими структурами могут быть органы по самоуправлению и государственные уполномоченные лица.
    При обнаружении каких-либо нарушения в деятельности ТСЖ, контролирующая организация должна отразить их в соответствующих документах. Со своей стороны собственники помещений не должны молча наблюдать за тем, что происходит в их доме и безучастно соглашаться со всеми проводимыми мероприятиями. Каждый собственник помещения имеет полное право предъявлять требования, высказывать пожелания и собственное мнение по поводу того или иного мероприятия в доме. Все высказанные пожелания обязательно фиксируются, также как и жалобы жильцов, и заявления. После того, как принята жалоба или заявка, она должна быть не просто выполнена, а проконтролирован весь процесс по ее выполнению, причем надлежащему. Контролю должны быть подвластны и услуги, которые оказываются коммунальными предприятиями, с которыми ТСЖ заключает договора.
    Для каждого собственника должна быть доступной и открытой любая информация, которая может касаться деятельности ТСЖ, товарищества собственников создаются на добровольной основе, все делается ради того, чтобы хорошо было самим жильцам, поэтому они должна понимать и видеть, постоянно убеждаясь, что ТСЖ действует именно в интересах жильцов. В договоре должны быть сразу указаны те услуги, которые ТСЖ будет предоставлять. Изменение договора практически невозможно, поэтому сразу необходимо продумать все пункты. которые должны быть в договоре. Иначе потом довольно сложно потребовать от каких-либо организаций, принимающих участие в управлении многоквартирным домом, выполнения того, что договором не предусмотрено.
    Контроль деятельности коммунальных и управляющих организаций обязательно регулируется законодательством государства. Это самый главный Закон о защите прав потребителей, на основании которого определяется и наказание за невыполнение услуги, и ее надлежащее качество.
    Собственник в данном случае является самым обычным потребителем коммунальных услуг и других услуг, связанных с управлением домом. Поэтому он может контролировать самостоятельно качество выполнения работ и предъявлять претензии, если качество не соответствует, по мнению собственника, должному уровню.
    Осуществление контроля - важная и нужная мера. Какой бы добропорядочной не выглядела компания, управляющая домом, от ее деятельности зависит благосостояние всех жильцов в доме, поэтому не стоит лениться и тщательно продумывать каждый пункт договора при его составлении и подписании. От бдительности самих жильцов и компетентных органов зависит комфорт и безопасность всего дома.

    В России немало фундаментальных проблем, которые являются стереотипами. Когда говорится о нашей стране то замечают сразу же пару основных проблем – это неудовлетворительные дороги, низкий заработок, а также постоянные проблемы с жильем. На самом деле не везде все настолько ужасно, ведь проблемы с дорогами и деньгами по большей мере решаются, да и в целом народ в последнее время не жалуется. Но, к сожалению, проблема с жильем так и остается и от нее никак не получается избавиться.

    И заключается она в следующем: в стране за каждый отдельный многоквартирный дом отвечает ЖКХ, которое в свою очередь полностью следит за домом, а также прилегающей к нему территорией, выполняет ремонт в случаях, когда это нужно. Если говорить просто, то жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование домов и делают так, чтобы людям было комфортно жить в этих самых зданиях. За свою деятельность эти организации получают определенную сумму денег.

    Но не все так прозрачно, не каждая из них настолько честна перед жителями многоквартирных домов. Очень часто происходит так, что управляющая организация просто наглеет и начинает воровать деньги у жильцов, в прямом смысле этого слова, хотя многие могут даже ничего не подозревать. Именно поэтому есть орган, стоящий свыше, который осуществляет надзор за управляющими компаниями.

    Организация контролирующих органов

    Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.

    Федеральный уровень

    Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:

    • ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
    • Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
    • Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).

    Региональный уровень

    Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:

    • Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
    • Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
    • Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
    • Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
    • Формирования фондов по ремонту жилья.

    В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их. Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.

    Муниципальный уровень

    Чаще всего – это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне. Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании. Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.

    Жильцы в виде контролирующего органа

    Жильцы также могут выступать в виде органа, который контролирует управляющую компанию ЖКХ, так как с ними заключен договор о предоставлении определенных услуг. Именно поэтому жильцы могут затребовать проверку, которая будет выполнена по отношению к качеству этих самых выполняемых ЖКХ услуг.

    Жильцы могут запросить полную отчетность за 1 – 2 года, на основании которой будет ясно, насколько честно ведет учет управляющая организация. В случае если что-то не сходится, то жильцы могут обращаться в суд или в контролирующий орган. Важно обратить внимание на то, что коллективное письмо ускорит этот процесс. Чем больше жильцов подключаться, тем быстрее решится вопрос. В случае если суд подтвердит незаконные действия, то все поборы возместятся жильцам.

    Аудиторские проверки

    Аудиторская проверка заключается в том, чтобы проверить на прозрачность управляющую компанию ЖКХ, осуществляется она по некоторым критериям по которым и делается заключение проверки. Проверяется корректность оформления всех бумаг, деклараций и так далее. Делается это специальным человеком, называемым аудитом. В заключении аудит дает рекомендации по улучшению работы ЖКХ.

    Проверка УК ЖКХ на честность в три этапа:

    Контролирующие органы в сфере ЖКХ бывают не честны, поэтому приходится выполнять проверку таким образом, чтобы это было действительно быстро, минимально затратно как по времени, так и по ресурсам и соответственно имело максимальную отдачу.

    Первый этап: Сбор информации

    Для того, чтобы заняться проверкой управляющих компаний нужно уметь изучать документацию и быть довольно терпеливым и внимательным в этом плане. У УК собрать весь необходимый пакет, в котором прописана тарификация всех услуг, предоставляемых компанией. От лица собственников написать заявление, с которым и запросить расчеты. Требуется получить максимум бумаг.

    Второй этап: Проверка расчетов и выполненных работ

    Проверить правильность расчетов организации, а также обоснования, по какой причине производилась оплата за услуги. Также желательно проверить действительно ли были выполнены эти услуги в полной мере, а также их качество.

    Если самостоятельно не получается выполнить перерасчеты, чтобы проверить их правильно, то за помощью стоит обратиться к профессионалам. Такие расходы, как правило, чаще всего окупаются, но стоит помнить, что приступать к этому действию нужно в тех случаях, когда действительно возникает подозрение по отношению к нечестности УК.

    Третий этап: Заключительный

    На этом собственно и заканчивается надзор в сфере ЖКХ. Если в заключении управляющая организация все же является нечистой, то далее – обращаться в суд, а также предупредить жильцов о том, что на УК придется написать жалобу.

    Оформление и подача жалоб на управляющую компанию

    Для того, чтобы была выполнена проверка финансово хозяйственной деятельности управляющей компании органами свыше чаще всего приходиться оформлять жалобу, которую в дальнейшем подавать в суд, прокуратуру, инспекцию или другую государственную часть, которая этим занимается.

    Составление жалобы

    До того, как обращаться в контролирующий орган нужно попробовать получить ответ от самой УК, если ответ не устроит или его вообще не будет, то можно будет приступить к оформлению жалобы. Делается это по образцам оформления жалоб на УК.

    Жалоба в жилищную инспекцию

    Работа этой государственной части направлено на защиту потребителей, то есть жильцов, но не стоит забывать, что она занимается только определенной частью возможных проблем, это было описано выше. В ином случае придется обращаться в другой госорган.

    Жалоба в прокуратуру

    Прокуратура не является тем, кто контролирует работу управляющих компаний ЖКХ, но все же в случаях с незаконными действиями, но она может выполнить работу, если нарушения будут связанны с денежным оборотом. По итогам дела можно будет привлечь организацию к уголовной ответственности за совершение неправомерных действий.

    Жалоба в суд

    Когда органы, контролирующие порядок работы управляющих компаний ЖКХ, не справляются возможно обратиться к судье и решить конфликты и вопросы, связанные с УК и в судебном порядке. Это требует больше времени и сил, но практичнее, по отношению к другим способам.

    Жалоба в Роспотребнадзор

    Этот орган опять же не относится к тем, кто контролирует деятельность управляющих компаний, но при этом , когда нарушаются права и законы “О защите прав потребителей”, в случаях, когда услуги предоставлены не в полной мере, или вовсе не предоставлены.

    Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

    Законодательная база

    Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

    В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

    Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

    ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

    КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

    Органы

    Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

    Федеральный уровень

    Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

    Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

    Сюда входят:

    • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
    • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
    • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

    Региональный уровень

    Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

    На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

    1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

    • содержание жилых помещений;
    • проведение перепланировок и переустройств;
    • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
    • размер оплаты за содержание жилых помещений;
    • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
    • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
    • формирование ремонтных фондов.

    Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

    Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

    2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

    3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

    • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
    • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
    • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
    • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

    В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

    Местный уровень

    На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

    Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

    • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
    • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
    • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
    • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

    Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

    В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

    Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

    Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

    По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

    Контроль со стороны жильцов

    Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

    В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

    Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

    Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

    Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

    Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

    Аудиторские проверки

    Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

    • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
    • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
    • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

    По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

    В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

    • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
    • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
    • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

    Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

    Выводы

    Итак, кому подчиняются управляющие компании?

    УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

    Куда обратиться с жалобой на качество ЖКУ?

    Куда обратиться с жалобой на качество жилищно-коммунальных услуг. На эти вопросы ответит специалист Региональной энергетической комиссии Свердловской области.

    Какие обращения поступают в РЭК Свердловской области?

    Количество писем и телефонных звонков о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства, поступающих в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области за год, исчисляется тысячами. Значительная часть из них - обращения граждан. Одни вопросы имеют самое непосредственное отношение к деятельности Комиссии, другие, по сути, должны быть направлены в иные ведомства, как не входящие в компетенцию РЭК Свердловской области.

    Чаще всего жителей волнуют проблемы, связанные с качеством предоставляемых коммунальных услуг, с санитарно-эпидемиологическим состоянием жилого фонда, обоснованностью начисления размера платы за квартиру.

    Однако нельзя согласиться с утверждением, что предоставление ответов исполнителями «затягивается».

    Действующее законодательство обязывает органы государственной власти предоставлять ответ на любое обращение гражданина в месячный срок. В РЭК Свердловской области это требование соблюдается неукоснительно. Вместе с тем, ни одно министерство и ведомство не наделено правом предоставления официальных разъяснений по вопросам, не входящим в его компетенцию.

    Поясните, пожалуйста, по каким же признакам простой гражданин может понять, туда он обратился со своим вопросом или нет?

    За официальными разъяснениями правовых актов надлежит обращаться непосредственно в тот орган государственной или муниципальной власти, которым интересующий правовой акт был издан. Так, например, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области может комментировать лишь постановления, принятые Комиссией. По вопросам, не относящимся к ведению Комиссии, мы можем высказать лишь свое частное мнение, но оно не может расцениваться как официальное толкование норм права.

    К сожалению, обращения, поступившие в РЭК Свердловской области, часто приходится направлять в адрес инстанций, непосредственно уполномоченных решать тот или иной вопрос. Как вы понимаете, на изучение обозначенной проблемы и все пересылки по ведомственной принадлежности требуется определённое время. Теряется минимум три-четыре дня в результате граждане ждут. С нашей точки зрения, причина заключается в том, что, задавая вопросы органам государственной власти, заявители не всегда четко для себя представляют, куда именно следует обратиться.

    Для многих жилищно-коммунальные услуги – понятия неразделимые, и, стало быть, отвечать за них должен кто-то один…

    В действительности это не так. Когда речь идёт о предоставляемых предприятиями ЖКХ услугах, нужно понимать, что условно их можно разделить на две категории – жилищные и коммунальные. Что включают в себя коммунальные услуги? Электроснабжение, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отоплении. Жилищные услуги – это содержание и ремонт жилья и общего имущества.

    :
    [продолжение]
    Теперь попробуем определить, в чьём ведении находится решение той или иной проблемы.

    Куда обратиться, если речь идёт, например, о плохом техническом состоянии жилищного фонда либо нарушении правил пользования жилыми помещениям? Данные вопросы относятся к компетенции государственной жилищной инспекции.

    Одним из наиболее частых вопросов со стороны граждан является вопрос о структуре и правильности начисления платы за содержание жилья.

    В соответствии с действующим законодательством утверждение размеров платы гражданам за жилое помещение находится в компетенции собственников жилья (ТСЖ, ЖСК…) либо органов местного самоуправления. Поэтому по вопросам, связанным с оплатой жилищных услуг, гражданам целесообразно обращаться в органы управления ТСЖ, ЖСК, либо в администрацию муниципалитета по месту жительства и т.д.

    Вы сомневаетесь в правильности перерасчёта, произведённого, например, за перерывы в подаче горячей воды? Обращайтесь к исполнителю услуг в лице управляющей компании, ТСЖ, жилищного кооператива и т. д.

    За какие вопросы отвечает Региональная энергетическая комиссия Свердловской области?

    Мы отвечаем за тарифы и нормативы. Сегодня многие путают понятия «тариф» и «плата за коммунальные услуги». Между тем, разница между ними существенна. Что такое тариф? Это стоимость одной единицы коммунальной услуги – 1 кВтч. электроэнергии, 1 Гкал. тепловой энергии, 1 кубического метра природного газа или воды, 1 килограмма сжиженного газа. Устанавливая эти величины для предприятий ЖКХ, РЭК Свердловской области несёт полную ответственность за экономическую обоснованность каждой из них. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются, как правило, один раз в год, и не подлежат изменению за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

    Что касается платы за коммунальные услуги, она складывается из двух составляющих – тарифа, умноженного на объём потреблённой услуги, и может меняться каждый месяц.

    Таким образом, когда есть претензии к правильности начисления платы за коммунальные услуги за определённый период времени – следует обращаться в органы Роспотребнадзора, так как это опять же вопрос защиты прав потребителей. А вот если предъявляемые к оплате тарифы, не соответствуют величинам, утверждённым в установленном порядке – обращайтесь в РЭК Свердловской области.

    Кроме того, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области устанавливает предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В случае если на территории муниципалитета этот индекс нарушается, граждане вправе обратиться именно к нам.

    А если ответы вышеперечисленных ведомств гражданина всё-таки не устраивают?

    Возникшую проблему можно разрешить по усмотрению граждан в органах прокуратуры или суде. После изучения дела и подтверждения фактов нарушения закона прокуратура вправе выдать протест или направить представление в адрес лиц, допустивших то или иное нарушение.

    Что касается суда, то по итогам судебного разбирательства с ответчика (например, управляющей компании, ТСЖ, ЖСК и пр.) может быть взыскана денежная сумма, неправомерно начисленная к оплате за жилищно-коммунальные услуги.