Бюджет местного самоуправления муниципальные финансы. Муниципальные финансы. Понятие муниципальных финансов современной России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Контрольная работа

по дисциплине «Финансы и кредит»

за 6 семестр 2010/2011 уч. года

Самойлов Артем Валерьевич

3курс заочного отделения

факультета менеджмента и маркетинга

г. Казань

Введение

Глава 3. Местный бюджет как основной источник муниципальных финансов

Заключение

Введение

Что такое муниципальные финансы? Важный ли это элемент в экономической системе нашего общества?

В настоящее время важное место занимает изучение данной проблемы, так как муниципальная финансовая система выступает одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом.

Цель данной работы - изучение и анализ муниципальной финансовой системы, ее функций, целей, задач и основных принципов, а объект - сами муниципальные финансы в целом.

Задачи данной работы следующие:

Дать общий обзор муниципальной финансовой системе;

Сформулировать и рассмотреть главные функции и особенности муниципальных финансов;

Определить основные задачи местных органов власти в формировании муниципальной финансовой системе.

Данная работа состоит из введения, где определены цель, объект и задачи изучения, где идет уже более детальное ознакомление с особенностями муниципальной финансовой системы, заключения и списка использованной литературы. В первой главе подробно рассматривается многогранность понятия муниципальных финансов, рассматриваются объект и предмет исследования. Вторая глава посвящена изучению формирования доходов и расходов муниципальных финансов в целом. В третьей главе мы рассматриваем функции и задачи местного бюджета как основного финансового источника. Четвертая же глава посвящена проблемам, которые возникают в современном обществе при развитии сферы муниципальных финансов. В заключении сделаны выводы по проделанной работе и обобщена вся информация.

Глава 1. Понятие, функции и задачи муниципальных финансов

Муниципальные финансы - это система экономических денежных отношений по формированию, распределению, использованию, контролю фондов денежных средств муниципального образования (включая безналичные деньги и высоколиквидные активы), предназначенных для удовлетворения потребностей данного муниципального образования и его жителей (местного сообщества).

Как экономическая категория финансы отражают содержание экономических процессов и явлений в сфере финансовых отношений и являются важнейшей составной частью экономической системы в целом. От результативности финансовых отношений во многом зависит эффективность экономической системы государства и уровень экономического развития общества.

Финансовая система РФ состоит из двух основных элементов: финансы властных структур (государственные и муниципальные) и финансы самодеятельных субъектов экономической сферы.

Финансы властных структур - это государственные и муниципальные финансы, которые показывают формирование доходов и расходов органов государственной власти - федеральной и субъектов - и местного самоуправления для решения задач соответствующего уровня.

Особое внимание в настоящее время государство уделяет муниципальной финансовой сфере, так как она является основой формирования всего государственного бюджета.

Муниципальные финансы - важнейшее звено и составная часть системы финансов государства. Поэтому для определения специфики муниципальных финансов (составной части системы финансов государства) приемлемы все сущностные характеристики, присущие общей категории финансов. Различие состоит лишь в более узкой сфере перераспределительных отношений, характерной для местных финансов.

Важно отметить тот факт, что сущность муниципальных финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы. Можно выделить наиболее главные функции, а именно:

осуществление публичной власти в узком смысле (принятие правовых актов и осуществление действий, имеющих юридическое значение);

защита интересов граждан (включая внешние функции государственных образований, оборону и безопасность, экологическую функцию);

социальная поддержка малообеспеченных граждан в форме выделения им различных пособий;

экономическая функция (по созданию государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих возмездную экономическую деятельность в целях получения прибыли, и управлению ими, в том числе по предоставлению им финансовой поддержки);

оказание всему населению или группам граждан, имеющим льготы, безвозмездных услуг, финансируемых за счет соответствующих бюджетов.

Общей целью всей муниципальной финансовой системы является повышение эффективности осуществления указанных функций. Однако при этом необходимо учитывать, что эффективность какой-либо деятельности муниципальных образований, либо других субъектов хозяйствования определяется эффективностью осуществления всех её элементов, в том числе финансового обеспечения этой деятельности.

Таким образом, муниципальные финансы - это сложная система, состоящая из множества отдельных элементов, чье взаимодействие необходимо для получения максимального результата.

В последние годы ушедшего века наметились некоторые положительные тенденции в экономическом состоянии России, началось увеличение производства, удалось приостановить нарастание внешней задолженности, появилась возможность разработать программу долгосрочного развития страны за счет новых задач муниципальных финансов.

Среди основных задач, которые выполняют муниципальные финансы можно выделить:

обеспечение дальнейшего роста производства и объема доходов в хозяйстве с целью достижения их докризисного уровня;

рост реальных доходов населения и уменьшение разрывов в душевых доходах различных слоев населения;

утверждение уставов местного самоуправления;

осуществление в интересах населения внешнеэкономической деятельность в порядке, установленном законом;

сохранение положительного сальдо внешней торговли и улучшение платежного баланса;

дальнейшее развитие системы образования, науки и научных исследований на перспективных направлениях;

существенное улучшение социального обслуживания населения;

создание условий для активизации инвестирования свободных финансовых ресурсов в материальное производство;

проведение налоговой реформы, призванной стимулировать все экономические объекты к расширению производства, увеличению доходов, к переходу от теневой к легальной хозяйственной деятельности;

обеспечение устойчивого равновесия доходов и расходов бюджета, по возможности недопущение его дефицита;

регулярные платежи по внешнему долгу, существенное сокращение общего объема государственной задолженности.

Только детальное изучение, анализ и правильное планирование задач развития муниципальной финансовой сферы могут привести к максимальному и эффективному результату и повышению экономического благосостояния страны.

Интересно то, что государственное воздействие на бизнес осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии. Т.е. государство не управляет муниципальными финансами, а воздействует через финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики. Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

Итак, мы можем сказать, что управление муниципальными финансами - набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

Объектом управления в муниципальной финансовой сфере выступает система финансов или совокупность денежных отношений. Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление же финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

На всем протяжении процесса управления целями выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного долга, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

В управлении как муниципальными, так и государственными финансами специалисты выделяют несколько функциональных элементов:

планирование - оценивает состояние финансов и направления эффективного их использования;

оперативное управление - комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов;

контроль, который осуществляется на всех стадиях использования финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты.

В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления

финансами муниципалитета :

финансовое планирование;

прогнозирование;

программирование;

финансовое регулирование;

финансовый контроль;

принятие финансового законодательства;

система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Важно отметить то, что основными субъектами управления муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам и другие.

Мы видим, что муниципальные финансы России уже длительное время находятся в сложном состоянии. Это проявляется в том, что государство не может обеспечить финансирование общественных потребностей на традиционно сложившемся уровне.

Резко упали расходы на оборону, образование, науку, здравоохранение и другие важные социальные нужды. Главная причина финансового кризиса - падение производства и его медленное восстановление. Сокращение производства означает уменьшение объема доходов в обществе и, как следствие, снижение доходов государства. Между тем потребности в финансировании по многим направлениям сохраняются на прежнем уровне. Численность учащихся, пенсионеров, лиц, нуждающихся в медицинском обслуживании, осталась в основном та же, что и раньше. Так, образовался разрыв между необходимым финансированием и реальными финансовыми ресурсами государства.

Таким образом, главный путь выхода из финансового кризиса заключается в подъеме производства, росте доходов общества и всех субъектов экономической деятельности. Именно на это и должна быть направлена финансовая кредитно-денежная политика в настоящее время как на уровне государства, так и на уровне регионов.

Глава 2. Формирование доходов, расходов и источников муниципальной финансовой системы

На органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъекта Федерации в соответствии с Конституцией РФ юридически возложена обязанность содействовать органам местного самоуправления. Но выражается она удивительным «способом».

Существующие правовые и экономические проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма на современном этапе не решаются путем повышения финансовой достаточности и укрепления самостоятельности местной власти за счет совершенствования налоговой системы и межбюджетных отношений. Напротив, эти проблемы перекладываются на плечи населения страны.

В процессе формирования и исполнения муниципального бюджета возникает широкий круг отношений, которые регулируются особым подразделением финансового права - бюджетным правом, в котором оговариваются отношения бюджетного устройства, порядок формирования и исполнения бюджетов.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

1) на уровне хозяйствующих субъектов -- прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, про-центы, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другимиэмитентами;

2) на уровне населения -- заработная плата, премии, надбавкик заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

3) на уровне государства, органов местного самоуправления -- доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации.

Как мы уже сказали, муниципальные финансы являются важным звеном всей финансовой системы, потому что местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципальных финансов являются местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов местного самоуправления и выделением собственных предметов ведения возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Бюджет выступает не только как опись доходов и расходов, но и как важнейший инструмент осуществления определенной политики, отражает реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет - это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.

Очень важно акцентировать внимание на расходе муниципальных финансов, который основывается на расходах местных бюджетов.

Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Соответственно классификация видов расходов прежде всего исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства. Обычно бюджетные классификации различных стран, несмотря на их различие, выделяют две основные группы расходов:

Обязательные расходы. К этой группе относят расходы на финансирование отраслей городского хозяйства, связанные с поддержанием определенного уровня его развития. Как правило, первоочередность финансирования данных расходов закрепляется нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.

Необязательные расходы. К этой группе расходов относят расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве случаев эти обязанности возлагаются на органы местного самоуправления населением или самими органами местного самоуправления, исходя опять же из интересов жителей, которых эти органы представляют.

Важно отметить тот факт, что не менее важным является деление расходов на текущие расходы и расходы на развитие, так как данная классификация позволяет увидеть динамику развития муниципального образования.

Следующим обязательным вопросом в финансовой муниципальной политике стоит вопрос о доходах муниципальных финансов.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов.

Основные доходные источники, которыми располагают муниципальные финансы, могут быть отнесены к четырем категориям: налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.

Первые две группы доходных источников являются в той или иной степени средствами, которые государство собирает с населения и предприятий.

Третья и четвертая группа напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться.

Итак, все четыре источника дохода зависят также от состояния законодательства, в котором определяется правоспособность органов местного самоуправления.

Налоги. Для большинства стран мира налоги являются основным доходным источником. По своей природе налоги как инструмент хозяйственной политики играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода, а с другой стороны - как мощный регулятор определенных хозяйственных и общественных отношений. Изменение ставки налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить определенные процессы, происходящие в обществе. Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать определенные виды деятельности. Поэтому принципиально важно не только то, какие объемы доходов обеспечивают налоговые поступления, но и способность муниципалитетов влиять на формирование самой налоговой базы.

Неналоговые поступления. К неналоговым поступлениям обычно относят следующие источники дохода: городскую и земельную ренту, доходы от тарифных платежей за услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями, санкционные (прежде всего штрафы), различные виды пошлин и сборов.

Городская и земельная рента активно применяются во многих странах мира и являются достаточно весомой добавкой к бюджетам муниципальных образований. В нашей стране она, к сожалению, не применяется в связи с тем, что местные органы власти пока лишены права самостоятельно устанавливать виды налогов. Не менее проблематичным в нашей стране является и применение штрафов, поскольку установлением их видов и размеров занимаются органы государственной власти. Подобная практика приводит к тому, что штрафы (особенно взимаемые с граждан) практически не применяются, так как исчезает заинтересованность в них органов местного самоуправления.

Другим достаточно распространенным видом неналоговых поступлений являются тарифные платежи за услуги муниципальных предприятий. Отличает их от взаиморасчетов между другими субъектами хозяйственных отношений то, что тарифы на услуги утверждаются органами местного самоуправления. К этой же группе доходных источников относятся и сборы, которые также являются платой за услуги, оказываемые органами местного самоуправления.

Муниципальный кредит. По своей природе кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования. Источниками муниципального кредита могут выступать население, государство, частные кредитные учреждения, другие органы местного самоуправления (взаимный кредит).

Таким образом, от формирования доходов и расходов муниципальных финансов, а так же от источников этой сферы зависит не только экономический уровень отдельных хозяйственных единиц, но и экономический уровень всей страны, поэтому следует внимательно подходить к регулированию основных источником муниципальной финансовой сферы.

муниципальный финансовый доход расход

Глава 3. Местный бюджет, его виды, принципы и функции

Местный бюджет выступает одним из основных источников муниципальных финансов, поэтому нужно уделять особое внимание на его планирование, анализ и изучение.

Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования.

К доходам местного бюджета относятся:

доходы от местных налогов и сборов

отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов

отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов

безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

добровольные пожертвования

иные законные поступления.

Специалисты, с точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов - текущий бюджет и бюджет развития .

Текущий бюджет. Он представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Прежде всего сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления. Другими словами, это средства для поддержания функционирования городского хозяйства.

Бюджет развития. Он включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.

Итак, местные бюджеты -- один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Следует отметить тот факт, что планирование, утверждение, исполнение и оценка результатов исполнения бюджета выступают как определенный процесс, который получил название бюджетного процесса. Согласование бюджетных интересов происходит прежде всего между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Грамотно построенный бюджетный процесс должен прежде всего исходить из тщательно организованного хозяйственного планирования развития территории муниципального образования, поскольку сам бюджет лишь механизм реализации целей развития территории.

Важно помнить то, что экономическая сущность муниципальных финансов проявляется так же через функции местных бюджетов:

формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Нельзя не сказать о том, что формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.

Всем известно, что доходы местных бюджетов регулируются Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 которого определяет доходную часть местных бюджетов, состоящую из:

собственных доходов;

поступлений от регулируемых доходов.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.

Важно то, что рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

В России в настоящее время через муниципальные бюджеты финансируется 65% расходов консолидированного бюджета на образование, более 60% - на жилищно-коммунальное хозяйство, 58% и 50% соответственно - на здравоохранение и социальную политику.

Таким образом, мы еще раз приходим к выводу о том, что местные бюджеты являются составной частью муниципальных финансов, от развития которых зависит состояние всей муниципальной финансовой сферы.

Глава 4. Проблемы развития муниципальной финансовой сферы в современном обществе

Рассмотрение и определение сущности местных финансов в современной финансовой науке является одной из важнейших проблем, острота которой подчеркивается новизной ее восприятия и безотлагательной необходимостью подвести теоретическую базу под уже реально формирующуюся систему финансовых отношений.

Эти отношения складываются в процессе осуществления властных полномочий на местном уровне не через органы государственной власти, а через создающиеся и функционирующие органы, не входящие в систему государственной власти. Однако разработка этой теоретической базы наталкивается сегодня на нерешенность вопросов сущности и функций финансов на общетеоретическом уровне. Следует отметить также отсутствие пока единой, общепринятой научной терминологии и перспективность теоретико-методологических исследований в этой сфере.

Период экономической и социальной трансформаций, переживаемый нашим обществом, сопровождается радикальным изменением механизма образования и распределения муниципальных финансов, которые, как и любое нововведение, встречают на своем пути ряд задач и проблем.

Жизнь и закон распорядились так, что за все это отвечают органы местного самоуправления и муниципальная финансовая система. Иначе это называется «передачей с федерального и субфедерального уровней государственной власти расходных полномочий на уровень органов местного самоуправления». В реальности же получается большая несправедливость и неразбериха, так как полномочия сверху вниз передаются, а деньги - нет. Граждане требуют (совершенно законно и справедливо) реализации своих прав, в том числе в судах. Граждане выигрывают дела, а платят за все опять же органы местного самоуправления. Чиновники, получающие зарплату из федерального бюджета, пользуются всеми услугами городских служб на льготных условиях, но вплоть до начала 2001 года никто и никогда не возмещал муниципалитетам эти расходы.

То есть одной из главных проблем муниципальной сферы является чрезвычайная запутанность всей финансовой системы России, которая проявляется в слабости и некой фантастичности всего законодательства.

Другая явная проблема, которая стоит на пути муниципальной финансовой сферы - это проблема «тающих доходов». Это выражается в том, что объем «расходных полномочий» непрерывно растет, а доходы местных бюджетов - неуклонно сокращаются. Основу доходов местных бюджетов составляют отчисления (постоянно меняющиеся год от года) от налога на прибыль предприятий, подоходного налога на физических лиц, акцизов, платежей за пользование природными ресурсами, налога с продаж, на вменённый доход и нескольких других. Большинство из них являются федеральными или региональными и влиять на их ставки и долю отчислений местные власти не могут.

Однако процесс становления механизма сбора и обработки информации о личных доходах населения в нашей стране растянулся на несколько лет и, несмотря на это, все еще далек до совершенства. При этом глубокий и всесторонний анализ этого вопроса, безусловно, требует не только четкой и направленной системы первичной статистической информации, но и разработки новой и совершенствования существующей комплексной системы показателей, а также методов исследования для оценки деятельности домашних хозяйств, и, прежде всего, их доходов. Поэтому важно детально изучить и упорядочить систему формирования и сбора информации об общем состоянии муниципальных финансов.

Так же нужно акцентировать внимание на укреплении самостоятельности и независимости муниципальной сферы и законодательства в целом, а для этого важно:

укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации;

создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;

создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;

повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;

оказание методологической и консультационной помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения эффективности и качества управления муниципальными финансами, а также в целях реализации реформы местного самоуправления.

Таким образом, в целях расширения самостоятельности и повышения ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере бюджетного планирования и управления необходимо уточнить состав бюджетной классификации, групп и подгрупп классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицита бюджетов, разделов и подразделов классификации расходов, групп и статей операций сектора государственного управления, а также установить предельный срок внесения изменений в бюджетную классификацию.

Еще одна явная проблема в муниципальной финансовой сфере - это проблема представления прозрачной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основой процесса решения данной проблемы должны стать требования к публичному раскрытию информации о планах, условиях и результатах деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Важно отметить тот факт, что прозрачность облегчает контроль со стороны общества за эффективностью управления муниципальными финансами, повышает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за принятые решения, содействует укреплению внутренней дисциплины в муниципальных учреждениях.

В настоящее время в открытом доступе на регулярной основе существуют отдельные элементы статистической информации о состоянии региональных и муниципальных финансов, в числе которых присутствует отчетность об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Исходя из этого, Министерство финансов Российской Федерации должно разработать порядок формирования, ведения и распространения единой информационной базы, характеризующей состояние и качество управления бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, обеспечить свободный доступ к этой базе через сеть Интернет.

Кроме того, для решения данной проблемы должны быть разработаны единые принципы составления статистической информации на всех уровнях государственной власти в целях составления региональных и муниципальных показателей их социально-экономического развития по одинаковой методологии и достижения их согласованности с показателями федерального уровня.

Итак, при анализе муниципальной финансовой сферы мы видим, что она встречает на своем пути множество проблем, которые требуют незамедлительных решений не только со стороны государства, но и со стороны органов местного самоуправления.

Интересно отметить то, что в целях активизации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому оздоровлению и улучшению качества управления муниципальными финансами, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в составе федерального бюджета образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

Многие эксперты и специалисты говорят о том, что для решения проблем муниципальных финансов нужно повысить бюджетную дисциплину субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В связи с проводимой бюджетной реформой и смещением акцентов в бюджетном процессе с "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" возникла потребность в осуществлении независимой экспертизы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В Российской Федерации функции по независимой экспертизе частично исполняют контрольно-счетные палаты, имеющие статус органов государственного и муниципального контроля. Их главной функцией является контроль за исполнением бюджета, анализ отклонений бюджета от установленных показателей, обнаружение и предотвращение нецелевого использования бюджетных средств, определение эффективности и целесообразности их расходования. В то же время контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальные контрольно-счетные органы не осуществляют оценку результативности и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Подводя итог всему выше сказанному, мы можем отметить то, что любая сфера жизни общества, будь то экономика, культура или политика встречает на своем пути определенные препятствия. Перешагнув через которые, можно только с правильно продуманной программой. Так и в управлении муниципальными финансами. Все зависит от правильности принятия решений, то есть от финансовой политики местных органов власти.

Местные власти не только должны проводить финансовую политику, соответствующую государственным интересам. Наряду с этим они должны осуществлять свою собственную финансовую политику. Каждый год должен составляться новый бюджетный план, который определяет финансовую политику на будущий год. Одновременно должны приниматься решения, связанные с исполнением текущего бюджета, осуществлением инвестиционных проектов, изменением коммунальных тарифов и сборов, а также ставок местных налогов.

Муниципальные органы власти, будучи базовым звеном федеративного государственного устройства, особенно ограничены в свободе действий. У них нет такого набора инструментов, каким обладает центральное правительство, поэтому местные власти в значительной степени связаны решениями вышестоящих уровней федеративной системы.

Таким образом, наряду с развитием муниципальной финансовой сферы приходится сталкиваться и с рядом проблем, которые тормозят развитие экономики не только отдельных регионов, но и страны в целом, потому что муниципальные финансы - основа бюджета России. Поэтому для решения всех выше перечисленных проблем необходимо сначала детально изучить предпосылки их возникновения, а потом уже переходить к корректировке курса экономического развития, разработке новых планов и идей и воплощения их в действительность.

Заключение

Проанализировав информацию, изложенную в данной работе можно прийти к некоторым выводам и умозаключениям.

Во-первых, на всем протяжении экономического развития мы можем проследить стремление муниципальных финансов расширить свои возможности не только за счет привлечения дополнительных ресурсов и источников, но и за счет построения правильной тактики и стратегии построения местного бюджета.

Интересно то, что основная проблема экономических преобразований в современный период состоит в ограниченности внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов компенсировать недостаток капиталовложений для преодоления кризисной ситуации.

Во-вторых, муниципальные финансы имеют сложную комплексную природу и являются составной частью экономической и финансовой системы.

Важно отметить тот факт, что муниципальные финансы являются фундаментом бюджетной системы Российской Федерации. Не укрепив фундамент, нельзя кардинально улучшить всю систему. При этом в муниципальных финансах сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу. Вопросы регулирования межбюджетных отношений в социальной сфере, в условиях, когда основные социальные функции, - образование, здравоохранение, обеспечение жильем, выплата детских пособий, пособий по нуждаемости и др., - передаются с федерального уровня на региональный и далее в ведение муниципалитетов, приобретают особенно важное значение и требуют детальной проработки.

В-третьих, муниципальная финансовая система выполняет определенные функции, благодаря которым человек и общество в целом может принимать более рациональные решения и искать новые пути расширения и получения доходов.

Институт местного самоуправления нужно укреплять и развивать не только ввиду его необходимости для оперативного и качественного решения локальных проблем и в частности проблем социального развития, но и по причине его крайней полезности для государственного строительства в целом - как противовеса центробежным устремлением регионов. Задача первостепенной важности - добиться формирования полноценных органов местного самоуправления повсеместно на всей территории России.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что только в результате детального изучения, подробного анализа и осуществления всех этих мер может быть выстроена сложная система взаимного сбалансированного контроля региональных и местных органов власти, способствующая стабилизации всего финансового механизма Российской Федерации.

Список использованной литературы

Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы - М.: Финансы, ЮНИТИ,1999.

Большаков С.В. Основы управления финансами: Учеб пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

Бюджетный кодекс РФ от 31.01.98 г. № 145-ФЗ.

Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие - М.: Дело, 2001.

Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г. № 1734-1.

Закон РТ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г. № 154-ФЗ.

Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13.11.92 г.

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.91 г. № 1499-1 (в редакции от 01.07.94 г. № 9-ФЗ).

Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Положение «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 19.08.94 г. № 984.

Постановление Правительства РФ «О Программе пенсионной реформы в РФ» № 463 от 20.05.98 г.

Постановление Правительства РФ «О создании Российской государственной страховой компании» № 76 от 10.02.92 г.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью» № 353 от 19.04.93 г.

Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.96 г. № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 26.03.98 г. № 31- ФЗ).

Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 26.12.94 г.

Федеральный закон «О федеральном бюджете».

Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25.09.97 г. № 126-ФЗ.

Финансы предприятий: Учебник/ Под ред. проф. Н.В. Колчиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Финансы: Учеб. Пособ./ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2000.

Экономика предприятия (фирмы): Учебник под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы организации муниципальных финансов и их формирование. Доходы местных бюджетов. Направления расходования средств муниципальных финансов. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов. Финансовые проблемы местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Понятие муниципальных финансов современной России. Нормативные акты, регулирующие муниципальные финансы. Система муниципальных финансов современной России. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Нормативно-правовые аспекты регулирования муниципальных финансов. Зарубежный опыт. Общая характеристика государственных и муниципальных заимствований в зарубежных странах. Казначейское исполнение местных бюджетов. Отчет об исполнении местного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Состав и структура муниципальных финансов. Местный бюджет как главная финансовая база органов власти. Анализ формирования и использования муниципальных финансов на примере г. Бишкек. Бюджетный процесс в условиях проведения реформы местного самоуправления.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2015

    Сущность и параметры муниципальных финансов. Социально–экономическая характеристика Череповецкого муниципального района. Анализ динамики и структуры доходов и расходов местного бюджета. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2016

    Понятие государственных и муниципальных финансов, их сущность и особенности, отличительные черты и характеристика. Анализ современного состояния и развития государственных и муниципальных финансов в России, их проблемы и перспективы дальнейшего развития.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2009

    Понятие муниципальных финансов современной России, существующие проблемы и эффективность их формирования. Объем поступлений доходов в бюджет МО "Лешуконский муниципальный район" на 2008 год и нормативы их распределения, не установленные законодательством.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Понятие финансов, их признаки и функции. Понятие финансовой политики, ее задачи, цели и принципы. Содержание и структура финансового механизма. Содержание, значение, задачи финансового планирования. Сущность государственных доходов и расходов, бюджет.

    учебное пособие , добавлен 02.05.2009

    Сущностные характеристики категории "финансы". Формирование и развитие финансов как системы экономических отношений. Распределительная и контрольная функции финансов. Структура финансовой системы. Задачи, объекты и реализация финансового контроля.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Определения "финансовой системы". Порядок функционирования и взаимосвязь сфер финансов субъектов хозяйствования (коммерческих, некоммерческих и индивидуальных предпринимателей) и государственных и муниципальных финансов (бюджеты и внебюджетные фонды).

Финансовую основу местного самоуправления составляют местные финансы, т.е. совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Они включают в себя:

– средства местного бюджета;

– государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

– другие финансовые средства.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

БК РФ относит местные бюджеты к третьему уровню Ст. 10 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)., входящему в бюджетную систему РФ. Бюджет муниципального образования Ст. 15 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ). (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местные бюджеты: Ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

4. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

5. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Доходы муниципальных бюджетов Ст. 55 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». состоят из:

Собственных доходов (налоговые и неналоговые доходы);

Поступлений от других уровней бюджетной системы.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) Средства самообложения граждан - под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения Ст. 56 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». .

2) Доходы от местных налогов и сборов - перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах Ст. 57 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»..

3) Доходы от региональных налогов и сборов - доходы от региональных налогов и сборов, которые зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ в соответствии с законодательством о налогах и сборах Ст. 58 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»..

4) Доходы от федеральных налогов и сборов - доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии со ст.59 Ст. 59 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»..

5) Безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты Ст. 62 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». и другие безвозмездные поступления;

6) Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном местной администрацией. Ст. 53 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

– формирование муниципальной собственности и управление ею;

– организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправлении;

– организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

– муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

– благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

– организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

– организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов самоуправления;

– охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

– реализация целевых программ, принимаемыми органами местного самоуправления;

– обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагает на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обязанность обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Такие расходы устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Если доходная часть не может быть обеспечена за счет доходных источников, то федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Расходы региональных бюджетов.

Объем расходов некоторых бюджетов субъектов РФ значительно отличаются друг от друга по аналогии с различием их доходов.

Наибольшие бюджетные расходы имеют: г. Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, республика Татарстан.

Наименьшие бюджетные расходы имеют: Корякский автономный округ, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Республика Алтай, Таймырский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Республика Ингушетия, Коми-Пермяцкий автономный округ, Усть-Ордынский автономный округ и Агинский Бурятский автономный округ (у последнего - в 300 раз меньше г. Москва).

Структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам. Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений (здравоохранения и образования) Поэтому в региональных бюджетах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия (до 50%).

Перечень статей расходов региональных бюджетов:

1. Управление.

2. Правоохранительная деятельность.

3. Промышленность, энергетика, строительство.

4. Сельское хозяйство и рыболовство.

5. Транспорт, дорожное хозяйство и связь.

6. Жилищно-коммунальное хозяйство.

7. Образование и подготовка кадров.

8. Культура и искусство.

9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.

10. Социальная политика.

В современных условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет территориальных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться такие мероприятия как:

Охрана окружающей среды;

Развитие систем водоснабжения и канализации;

Мусоропереработке и захоронению бытовых отходов;

Защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности;

Улучшение благоустройства российских городов и сел.

Муниципальные (местные) финансы – представляют собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают :

Средства местного бюджета;

Государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органами местного самоуправления;

Другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы основываются на следующих принципах:


Самостоятельности;

Государственной финансовой поддержки;

Гласности.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданной в управление органам местного самоуправления, другой собственности, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.

При этом органы государственной власти гарантируют:

Право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местного бюджетов;

Право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местного бюджетов, образовавшихся в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов и т.п.

К примеру , порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются непосредственно населением или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Каждое муниципальное образование, имея собственный бюджет, имеет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъектов РФ. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.

Органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся :

Нормативы отчислений от регулирующих доходов;

Дотации и субвенции из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

Средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Доходная часть местных бюджетов состоит из:

Собственных доходов;

Поступлений от регулирующих доходов;

Финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований);

А также средств по взаимным расчетам.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1. Местные налоги и сборы.

2. Другие собственные доходы.

3. Доли федеральных налогов.

4. Доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

5. Доходы от приватизации и реализации муниципального имущества.

6. Доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации (не менее 10%).

7. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель.

8. Платежи за пользование недрами и природными ресурсами на территории муниципального образования.

9. Штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты.

10. Государственная пошлина.

11. Доля налога на имущество предприятий (не менее 50%).

12. Подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К собственным доходам местных бюджетов могут относиться любые другие платежи, установленные законодательством РФ и субъектов РФ.

Расходная часть местных бюджетов включает:

Расходы, связанные с решением вопросом местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

Расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления;

Расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

Ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Особое значение имеет бюджетное регулирование внутри каждого субъекта РФ.

Межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ строятся на следующих принципах :

1. Взаимной ответственности.

2. Применения единой для всех муниципальных образований методологии с учетом их местных особенностей.

3. Выравнивания доходов муниципальных образований.

4. Максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков.

5. Компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти.

6. Повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов.

7. Гласности.

По аналогии с бюджетным выравниванием в масштабах всего государства (трансфертная поддержка, дотации и субсидии субъектам РФ) в каждом регионе есть административно-территориальное образование с различным налоговым потенциалом, что требует перераспределения финансовых ресурсов через вышестоящий в регионе бюджет субъекта РФ между входящими в него административными образованиями. Это осуществляется в плане бюджетного регулирования .

Для этой цели в бюджете субъекта РФ создается специальный фонд финансовой поддержки муниципальных образований . Средства фонда формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ.

Средства фонда распределяются с учетом следующих факторов :

Численности населения муниципального образования;

Доли детей дошкольного и школьного возраста;

Доли лиц пенсионного возраста в этой численности;

Площади территории муниципального образования;

Уровня душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования и др.

При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта РФ осуществляют проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, достаточности мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблюдению законодательства РФ по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование.

Комплекс социально-экономических отношений, возникающих между администрацией города (района), населением и субъектами бизнеса при распределении и использовании денежных средств, принадлежащих органам местной власти.

Источники формирования

Существует три источника пополнения муниципальной казны:

  • Государственные средства, которые передаются местной администрации в виде дохода от налогообложения и безвозмездных перечислений.
  • Собственные доходы муниципалитета, получаемые за счет сдачи в аренду имеющейся недвижимости, оказания услуг населению и бизнесу.
  • Заемные средства, получаемые от граждан и организаций.

Соотношение между источниками формирования муниципальных финансов определяет степень самостоятельности городских властей. Если в их структуре будет преобладать первая или третья группа, администрация окажется зависимой от собственных кредиторов, федерального или регионального центра, не сможет направлять средства в достаточном объеме на решение актуальных социальных задач. Оптимально, если наибольший доход приносят источники из второй группы.

Структура

В структуре финансов городского (районного) образования выделяют:

Муниципальный бюджет

Это финансовый план доходов и расходов на определенный период, формирование и соблюдение которого осуществляется органами местной власти самостоятельно. Его наличие позволяет местным администрациям реализовывать полномочия, определенные Конституцией РФ: решать вопросы территориального значения, распоряжаться принадлежащим им имуществом.

С точки зрения целевой направленности бюджет делится на текущий и плановый. Первый представляет собой роспись расходов, направленных на решение первоочередных задач территориального образования, второй составляется по остаточному принципу с целью совершенствования городской среды.

Муниципальные внебюджетные фонды

Это средства муниципальной власти, выделенные из бюджета для конкретных целей. Они формируются для более эффективного использования местными администрациями денежных средств, их создание направлено на обеспечение социального и экономического развития территориального образования.

К числу возможных источников для формирования внебюджетных фондов в рамках муниципалитетов относятся добровольные взносы компаний, штрафы, взимаемые за совершение административных нарушений, нанесение вреда экологии или объектам культурного наследия, доходы от проведения аукционов.

Средства внебюджетных фондов размещаются на специальных банковских счетах и не подлежат изъятию. Их можно расходовать исключительно по целевому назначению, например, на создание объектов социально-бытовой инфраструктуры, поддержку деятельности местных производителей и т.д.