Газообразные вещества: примеры и свойства. Примеры жидких веществ

Окружающий мир – это разнообразие предметов и форм. Но все многообразие нашего мира можно условно разделить на три группы: тела, вещества и частицы. О том, как их отличить, и что характеризует каждое из этих понятий, речь пойдет на уроке окружающего мира в 3 классе.

Тела

С точки зрения науки, любой предмет – это тело. Все, что вас окружает, дома, в классе, на улице – это тела. Например, кружка, стол, телефон, камень, стул, мяч.

По происхождению тела могут быть:

  • естественными – созданными природой;
  • искусственными – созданными человеком;
  • живые ;
  • неживые .

Рис. 1. Многообразие тел

Тело характеризуется:

  • размером;
  • формой;
  • цветом
  • массой;
  • температурой.

Любое тело при делении превращается в новый предмет. Например, ручка – тело, но если ее разобрать, получится несколько деталей.

Вещества

Вещество – это то, из чего состоит тело. Предмет может состоять из нескольких веществ. Например, кувшин сделан из глины, шарф связан из шерсти, ложка – из металла.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Вещества

Вещества бывают трех состояний:

  • твердые – те, которые можно пощупать;
  • жидкие – например, вода;
  • газообразные – воздух.

Одно из удивительных свойств некоторых тел – это возможность переходить из одного состояния в другое под воздействием некоторых факторов. Например, вода при температуре ниже нуля принимает твердую форму льда, а при 100 градусах по Цельсию начинает кипеть и превращается в газообразную форму – пар.

В отличие от тела, вещества при делении не изменяются. Если кусочек сахара разделить еще на несколько частей, то каждый из них все так же будет сахаром. Или разлить воду по чашкам, она так и останется водой, а не станет новым веществом.

Частицы

Вещества состоят из еще меньших единиц. Они настолько маленькие, что их невозможно увидеть без микроскопа. Их называют частицы.

Частицы сохраняют свойства вещества. В качестве опыта можно размешать кусочек сахара в воде. От этого жидкость станет сладкой, но вещества мы не увидим, поскольку частицы сахара смешались с частицами воды.

Между частицами есть свободное пространство. Состояние вещества будет завесить от того, как плотно находятся в нем элементы. В твердых веществах промежутков между частицами почти нет, в жидких – имеется некоторое расстояние между элементами, а в газообразных – частицы свободно перемещаются, поскольку между ними большое расстояние.

Рис. 3. Частицы в разных телах

Что мы узнали?

Тема “Тела, вещества, частицы” по окружающему миру – это очень интересный предмет для обсуждений. Можно делать множество опытов, чтобы изучить их свойства. Тела – это сложные предметы, состоящие из одного или нескольких веществ. В свою очередь, в любом материале есть совокупность наименьших неделимых элементов – частиц.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что такое тело, вещество, частица?

Задачи:

Различать тела, вещества и частицы,

Ставить опыты, используя лабораторное оборудование

Предметные результаты

Научатся

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

Различать тела и вещества, классифицировать их.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации.

Коммуникативные: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Личностные результаты

Мотивация учебной деятельности

Основные понятия и определения

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают.

Рассмотри схему. На какие две группы мож-но разделить тела? Приведи примеры тел каждой группы.

Изучение нового материала

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока — это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами

ВЕЩЕСТВА

Тела состоят из веществ. Кусок сахара — те-ло, а сам сахар — вещество. Алюминиевая про-волока — тело, алюминий — вещество.

Есть тела, которые образованы не одним, а не-сколькими или многими веществами. Очень сложный состав имеют живые тела. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека

Итак, веществами называют то, из чего состо-ят тела

Различают твёрдые, жидкие и газообраз-ные вещества. Сахар, алюминий — примеры твёрдых веществ. Вода — жидкое вещество. Воз-дух состоит из нескольких газообразных ве-ществ (газов).

Тела и вещества

Тела . Вещества

Опыт . Из чего состоят вещества

Три состояния вещества

ЧАСТИЦЫ

Опыт. Возьмём тело, образованное одним веществом, — кусочек сахара. Опустим его в стакан с водой, помешаем. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится неви-димым. Попробуем жидкость на вкус. Она слад-кая. Значит, сахар не исчез, он остался в ста-кане. Почему же мы не видим его? Выскажите предположение.

Кусочек сахара распался на мельчайшие, не видимые глазом частицы, из которых он состо-ял (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды.

Вывод: опыт доказывает, что вещества, а значит, и тела состоят из частиц.

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.

Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти проме-жутки совсем маленькие, в жидких побольше, в газах ещё больше. В любом веществе все частицы постоянно движутся.

Осмысление и понимание полученных знаний

Презентация "Тела, вещества, молекулы"

Тела и вещества вокруг нас

1.Проверьте с помощью учебника, верны ли приведённые ниже утверждения.

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

Вещества — это то, из чего состоят тела.

2. Выберите из списка сначала тела, потом вещества. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

Подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.

3.Покажите с помощью модели процесс раст-ворения кусочка сахара в воде.

4.Изобразите с помощью моделей располо-жение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах.

Самостоятельное применение знаний

Что называют телами? Приведи примеры.

Что такое вещества? Приведи примеры. 3. Из чего состоят вещества? Как это доказать? 4. Что ты можешь рассказать о частицах?

Домашнее задание. Запиши в словарик: тело, вещество, частица.

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

В природе вещества встречаются в трех состояниях: в твердом, жидком и газообразном. Например, вода может находиться в твер­дом (лед), в жидком (вода) и газообразном (водяной пар) состояниях. В хорошо знакомом вам градуснике ртуть - это жидкость. Над по­верхностью ртути находятся ее пары, а при температуре -39 С ртуть превращается в твердое тело.

В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Большинство окружающих нас тел состоят из твердых веществ. Это дома, машины, инструменты и др. Форму твердого тела можно изме­нить, но для этого необходимо приложить усилие. Например, чтобы согнуть гвоздь, нужно приложить довольно большое усилие.

В обычных условиях трудно сжать или растянуть твердое тело.

Для придания твердым телам нужной формы и объема на заво­дах и фабриках их обрабатывают на специальных станках: токар­ных, строгальных, шлифовальных.

Твердое тело имеет собственную форму и объем.

В отличие от твердых тел жидкости легко меняют свою форму. Они принимают форму сосуда, в котором находятся.

Например, молоко, наполняющее бутылку, имеет форму бутыл­ки. Налитое же в стакан, оно принимает форму стакана (рис. 13). Но, изменяя форму, жидкость сохраняет свой объем.

В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму - форму шара. Это, например, капли дождя или капли, на которые разбивается струя жидкости.

На свойстве жидкости легко изменять свою форму основано изго­товление предметов из расплавленного стекла (рис. 14).

Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объем.

Воздух, которым мы дышим, является газообразным веществом, или газом. Поскольку большинство газов бесцветны и прозрачны, то они невидимы.

Присутствие воздуха можно почувствовать, стоя у открытого ок­на движущегося поезда. Его наличие в окружающем пространстве можно ощутить, если в комнате возникнет сквозняк, а также дока­зать с помощью простых опытов.

Если стакан перевернуть вверх дном и попытаться опустить его в воду, то вода в стакан не войдет, поскольку он заполнен воздухом. Теперь опустим в воду воронку, которая соединена резиновым шлан­гом со стеклянной трубочкой (рис. 15). Воздух из воронки начнет вы­ходить через эту трубочку.

Эти и многие другие примеры и опыты подтверждают, что в окру­жающем пространстве имеется воздух.

Газы в отличие от жидкостей легко изменяют свой объем. Когда мы сжимаем теннисный мячик, то тем самым меняем объем воздуха, наполняющего мяч. Газ, помещенный в закрытый сосуд, занимает весь его целиком. Нельзя газом заполнить половину бутылки так, как это можно сделать жидкостью.

Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предос­тавленный им объем.

  1. Какие три состояния вещества вам известны? 2. Перечис­лите свойства твердых тел. 3. Назовите свойства жидкостей. 4. Какими свойствами обладают газы?

Газ (газообразное состояние) Газ – это агрегатное состояние вещества, характеризующееся очень слабыми связями между составляющими его частицами (молекулами, атомами или ионами), а также их большой подвижностью.

Особенности газов Легко сжимаются. Не имеют собственной формы и объема Любые газы смешиваются друг с другом в любых соотношениях.

Число Авогадро Значение NA = 6, 022…× 1023 называется числом Авогадро. Это универсальная постоянная для мельчайших частиц любого вещества.

Следствие из закона Авогадро 1 моль любого газа при н. у. (760 мм рт. ст. и 00 С) занимает объем 22, 4 л. Vm = 22. 4 л/моль – молярный объем газов

Важнейшие природные смеси газов Состав воздуха: φ(N 2) = 78%; φ(O 2) = 21%; φ(CO 2) = 0. 03 Природный газ – это смесь углеводородов.

Получение водорода. В промышленности: Крекинг и риформинг углеводородов в процессе переработки нефти: C 2 H 6 (t = 10000 С) → 2 C + 3 H 2 Из природного газа. CH 4 + O 2 + 2 H 2 O → 2 CO 2 +6 H 2 O

Водород H 2 В лаборатории: Действие разбавленных кислот на металлы. Для проведения такой реакции чаще всего используют цинк и разбавленную серную кислоту: Zn + 2 HCl → Zn. Cl 2 + H 2 Взаимодействие кальция с водой: Ca + 2 H 2 O → Ca(OH)2 + H 2 Гидролиз гидридов: Ca. H 2 + 2 H 2 O → Ca(OH)2 +2 H 2 Действие щелочей на цинк или алюминий: Zn + 2 Na. OH + 2 H 2 O Na 2 + H 2

Свойства водорода Самый лёгкий газ, он легче воздуха в 14, 5 раз. Водород обладает самой высокой теплопроводностью среди газообразных веществ. Его теплопроводность примерно в семь раз выше теплопроводности воздуха. Молекула водорода двухатомна - Н 2. При нормальных условиях - это газ без цвета, запаха и вкуса.

Кислород В промышленности: Из воздуха. Основным промышленным способом получения кислорода, является криогенная ректификация. В лаборатории: Из перманганата калия (марганцовки): 2 KMn. O 4 = K 2 Mn. O 4 + Mn. O 2 + О 2 ; 2 H 2 O 2 = 2 Н 2 О + О 2.

Свойства кислорода При нормальных условиях кислород - это газ без цвета, вкуса и запаха. 1 л его имеет массу 1, 429 г. Немного тяжелее воздуха. Слабо растворяется в воде и спирте Хорошо растворяется в расплавленном серебре. Является парамагнетиком.

Оксид углерода (IV) В лаборатории: Из мела, известняка или мрамора: Na 2 CO 3 + 2 HCl = 2 Na. Cl + CO 2 +H 2 O Сa. CO 3 + HCl = Ca. Cl 2 + CO 2 + H 2 O В природе: Фотосинтез в растениях: C 6 H 12 O 6 + 6 O 2 = 6 CO 2 + 6 H 2 O

Оксид углерода (IV) Оксид углерода (IV) (углекислый газ) – это бесцветный газ, без запаха, со слегка кисловатым вкусом. Тяжелее воздуха, растворим в воде, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы – «сухого льда» . При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется, температура сублимации -78 °С.

Аммиак (н. у.) – это бесцветный газ с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта). Аммиак почти вдвое легче воздуха, растворимость NH 3 в воде чрезвычайно велика. В лаборатории аммиак получают: Взаимодействием щелочей с солями аммония: NH 4 Cl + Na. OH = Na. Cl + H 2 O + NH 3 В промышленности: Взаимодействие водорода и азота: 3 H + N = 2 NH

Этилен В лаборатории: Дегидратация этилового спирта В промышленности: Крекинг нефтепродуктов: C 4 H 10 → C 2 H 6 + C 2 H 4 этан этен

Этилен - бесцветный газ, обладающий слабым сладковатым запахом и относительно высокой плотностью. Этилен горит светящимся пламенем; с воздухом и кислородом образует взрывоопасную смесь. В воде этилен практически нерастворим.

Получение, собирание и распознавание газов Название газа (формула) Водород (H 2) Кислород (O 2) Углекислый газ (CO 2) Аммиак (NH 3) Этилен (С 2 H 4) Физические Лабораторный Способ свойства способ собирания получения Способ Значение распознаван газообразног ия о вещества

Задачи Задача № 1. 13, 5 грамм цинка (Zn) взаимодействуют с соляной кислотой (HCl). Объемная доля выхода водорода (H 2) составляет 85 %. Вычислить объем водорода, который выделился? Задача № 2. Имеется газовая смесь, массовые доли газа в которой равны (%): метана – 65, водорода – 35. Определите объемные доли газов в этой смеси.

Задача № 1 1) Запишем уравнение реакции взаимодействия цинка (Zn) с соляной кислотой (HCl): Zn + 2 HCl = Zn. Cl 2 + H 2 2) n (Zn) = 13, 5 / 65 = 0, 2 (моль). 3) 1 моль Zn вытесняет 1 моль водорода (H 2), а 0, 2 моль Zn вытесняет х моль водорода (H 2). Получаем: V теор. (H 2) = 0, 2 ∙ 22, 4 = 4, 48 (л). 4) Вычислим объем водорода практический по формуле: V практ. (H 2) = 85 ⋅ 4, 48 / 100 = 3, 81 (л).

Задача № 2 Имеется газовая смесь, массовые доли газа в которой равны (%): метана – 65, водорода – 35. Определите объемные доли газов в этой смеси.

Притяжение и отталкивание частиц определяют их взаимное расположение в веществе. А от расположения частиц существенно зависят свойства веществ. Так, глядя на прозрачный очень твердый алмаз (бриллиант) и на мягкий черный графит (из него изготавливают стержни карандашей), мы не догадываемся, что оба вещества состоят из совершенно одинаковых атомов углерода. Просто в графите эти атомы расположены иначе, чем в алмазе.

Взаимодействие частиц вещества приводит к тому, что оно может находиться в трех состояниях: твердом , жидком и газообразном . Например, лед, вода, пар. В трех состояниях может находиться любое вещество, но для этого нужны определенные условия: давление, температура. Например, кислород в воздухе - газ, но при охлаждении ниже -193 °C он превращается в жидкость, а при температуре -219 °C кислород - твердое вещество. Железо при нормальном давлении и комнатной температуре находится в твердом состоянии. При температуре выше 1539 °C железо становится жидким, а при температуре выше 3050 °C - газообразным. Жидкая ртуть, используемая в медицинских термометрах, при охлаждении до температуры ниже -39 °C становится твердой. При температуре выше 357 °C ртуть превращается в пар (газ).

Превращая металлическое серебро в газ, его напыляют на стекло и получают «зеркальные» очки.

Какими свойствами обладают вещества в различных состояниях?

Начнем с газов, в которых поведение молекул напоминает движение пчел в рое. Однако пчелы в рое самостоятельно изменяют направление движения и практически не сталкиваются друг с другом. В то же время для молекул в газе такие столкновения не только неизбежны, но происходят практически непрерывно. В результате столкновений направления и значения скорости движения молекул изменяются.

Результатом такого движения и отсутствия взаимодействия частиц при движении является то, что газ не сохраняет ни объема, ни формы , а занимает весь предоставленный ему объем. Каждый из вас посчитает сущей нелепицей утверждения: «Воздух занимает половину объема комнаты» и «Я накачал воздух в две трети объема резинового шарика». Воздух, как и любой газ, занимает весь объем комнаты и весь объем шарика.

А какие свойства имеют жидкости? Проведем опыт.

Перельем воду из одной мензурки в мензурку другой формы. Форма жидкости изменилась , но объем остался тем же . Молекулы не разлетелись по всему объему, как это было бы в случае с газом. Значит, взаимное притяжение молекул жидкости существует, но оно не удерживает жестко соседние молекулы. Они колеблются и перескакивают из одного места в другое, чем и объясняется текучесть жидкостей.

Наиболее сильным является взаимодействие частиц в твердом теле. Оно не дает возможности частицам разойтись. Частицы лишь совершают хаотические колебательные движения около определенных положений. Поэтому твердые тела сохраняют и объем, и форму . Резиновый мяч будет сохранять форму шара и объем, куда бы его не поместили: в банку, на стол и т. д.