Озвончение и оглушение согласных примеры. Оглушение согласных

Диссимиляция (от лат. dissimilis- несходный) – это расподобление двух или более согласных звуков, находящихся в пределах одного слова, по каким-либо акустико-артикуляционным признакам. «Если для ассимиляции характерно взаимодействие двух соседних звуков, то диссимилируются очень часто и звуки, находящиеся в одном слове не в непосредственном соседстве друг с другом» 13 .

Диссимиляция может быть прогрессивной (например, просторечное произношение пролубь вместо прорубь или современное литературное февраль на месте старого феврарь 14 ). Однако чаще встречаются случаи регрессивной диссимиляции, когда первый согласный «отталкивается» от второго, диссимилируется с ним по какому-либо признаку, как, например, в просторечном произношении бомба как бонба.

Согласные могут диссимилироваться по разным признакам, в соответствии с этим различают два наиболее часто встречающихся вида диссимиляции.

а) Диссимиляция по способу образования. Например:

мягко - мя[хк]о , но мягок – мя[гък] .

Труднопроизносимое сочетание двух взрывных согласных – [г] + [к] – заменяется сочетанием щелевого [х] с взрывным [к]. Или такой пример:

скучно – ску[шн]о .

Аффриката [ч], т.е. смычно-щелевой звук, должна в этом слове сочетаться со смычно-проходным звуком [н], т.е. в артикуляции обоих звуков наличествует связка. Такое сочетание считается труднопроизносимым, поэтому смычно-щелевой звук [ч] заменяется щелевым звуком [ш].

б) Диссимиляция по месту образования (встречается в основном в просторечии и представляет собой нарушение орфоэпической нормы, например:

бомба - бо[нб]а.

Труднопроизносимое сочетание двух губно-губных согласных звуков [м] и [б] заменяется сочетанием губно-губного [б] с переднеязычным согласным [н].

Оглушение звонких согласных в конце слова

Оглушение - это замена звонких парных согласных в абсолютном конце слова на глухие согласные. Надо отметить, что, в отличие от ассимиляции и диссимиляции, оглушение парных звонких согласных в конце слова не вызывается никакими объективными причинами (например, приспособлением органов речи к произнесению двух соседних звуков). Мы хорошо знаем, что любой русский человек при изучении иностранных языков (например, английского) свободно перестраивается и перестает оглушать конечные согласные. Значит, процесс оглушения можно считать традиционным для русского языка фонетическим явлением. Примеры оглушения: столб – стол[п], луг – лу[к], грязь – гря[с’ ] .

Задание № 25. Разбейте слова на две группы: 1) слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости-глухости; 2) слова, в которых ассимиляции нет.

Ковкий, жезл, отговорить, отбить, арбитр, приятный, укладка, ложка, гвалт, сбить, жизнь, привезли, с другом, кворум.

Задание № 26 . Определите, в каких словах происходит ассимиляция по звонкости, в каких - по глухости. Затранскрибируйте эти слова.

Резьба, косьба, с боями, пробка, просьба, повозка, отголосок, плуг, разжечь, расшуметься, подписать, отбить.

Задание № 27. Затранскрибируйте предложения, подчеркните слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости-глухости.

    Ты - как отзвук забытого гимна В моей черной и дикой судьбе (А.Блок).

    И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука (А.Блок).

    Приди сюда хоть русский царь, Мы от бокалов не привстанем. (Н.Языков).

4. За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и по-доброму. (Б.Паст.)

Задание № 28. Распределите слова на три группы, где а) ассимиляция по мягкости происходит регулярно; б) носит факультативный характер; в) не происходит. В случае затруднения обращайтесь к «Орфоэпическому словарю русского языка».

Вьюнок, сплетни, надменные, распятье, вязание, перекресток, сохли, блестели, свечи, кантик, банщик, гнездо, глиняный, гвозди, кисти, ветки, разве, сделать, ладья, медведь, яркий, полдень.

Задание № 29. Затранскрибируйте слова. Отметьте наличие или отсутствие ассимиляции по мягкости (ассимилятивного смягчения).

Вонзить, кончик, тончайший, сверху, тмин, при лампе, съежился, кегли, реквием, жалость, фонтанчик, каменщик, бедняжка.

Задание № 30. Выпишите и затранскрибируйте слова, в которых встречается разные виды ассимиляции (по звонкости-глухости, по твердости-мягкости, полная), а также слова с оглушением согласных в конце слова.

    Слепой осел с дороги сбился (он в дальний путь было пустился), но к ночи в чащу так забрел мой сумасброд, что двинуться не мог ни взад он, ни вперед (Крылов).

    Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? (Пушкин).

    С башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает. (Пушкин)

    Неслышно ходили по дому, не ждали уже ничего. Меня привели к больному, А я не узнала его. (Ахм.)

    Потряхивая карбованцами И медленно пуская дым, Торжественными чужестранцами Идем мы городом родным (Цветаева)

    Напрасно в дни великого совета, Где высшей страсти отданы места, Оставлена вакансия поэта: Она опасна, если не пуста. (Паст.)

    И мгновенно житейской канет, словно в темную пропасть без дна... И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина. (Блок)

    Все наденут сегодня пальто И заденут за поросли капель, Но из них не заметит никто, Что опять я ненастьями запил. (Б.Паст.)

Задание № 31. Установите, какие действующие в современном языке законы привели к появлению следующих омофонов:

Рот - род, съезд - съест, из сказки - и сказки, от оков - а таков, возка - воска, освещу - освящу, свезти - свести, вязом - вязам, а дед - одет.

Фонетика - это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика - это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.

Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук - [лук] и лючок - [л"ук].

б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш"], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
  • звук [ш"] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает двойной (длинный) звук . К примеру, щека - [ш"ика], чаща - [чаш"а], ванна - [вана], касса - [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
  • в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д"], [з], [з"] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т"], [с], [с"] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [г] - [к], [г"] - [к"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.

    г) Звуки [й], [л], [л"], [м], |м"], [н], [н"], [р], [р"] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х"].

    3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н"], тоже смягчается, и мы получаем звук [з"]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз"н"]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка - ло[т]ка, притча - ска[с]ка, воз - во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба - ко[з"]ба, просьба - про[з"]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:

    1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность - [пол"за], лось - [лос"] и др.

    Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:

    а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья - лис[т"йа], бе-лье - бе[л"йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - ножик (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.

    2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л"эс], мёд - [м"от], лил - [л"ил], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик - [в"ин"т"ик], слива - [с"л"ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:

  • сначала слова: к примеру, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, предоставляют - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
  • Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех - [м"эх], нёс - [н"ос], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш"] - глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш"] - всегда мягенькие.
  • Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .

    При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.

    Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):

  • свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
  • свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
  • 5. Укажите количество звуков и букв.

    Эталоны фонетического разбора слова (базисный уровень)

    Земле - зем-л
    з[з"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[и] - гласный, безударный
    м[м] - согласный, жесткий, гулкий
    л[л"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ----------
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют - чер-н -ют
    ч[ч] - согласный, мягенький, глухой
    е[и] - гласный, безударный
    р[р] - согласный, жесткий, гулкий
    н[н"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ю[й] - согласный, мягенький, гулкий
    [у] - гласный, безударный
    т[т] - согласный, жесткий, глухой.
    -----------
    7 букв, 8 звуков

    См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.

    Дополнительно:

  • Каковы правила российской транскрипции в школе?
  • Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
  • Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
  • Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?
  • ирина шаева
    Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков

    Консультация для родителей

    «Профилактика нарушения письменной речи . Дефект оглушения звонких согласных звуков ».

    г. Новокузнецк

    МБДОУ «Детский сад №279»

    Учитель – логопед : Шаева И. Н.

    Причинами являются недоразвитие фонематического слуха (способность человека к анализу и синтезу речевых звуков , т. е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка , недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.

    Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект оглушения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи , что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

    Более всего дефекты глухости проявляются при произнесении парных звуков . Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных , т. е. дефект звонкости . Оглушение звонких согласных звуков : согласные Б , В,Г,Д,Ж,З произносятся глухо, без голоса, как П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа,шелесо,и. т. д.)

    Эти недостатки чаще всего встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.

    Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок» , «щук» вместо замок, жук; «терево» , «куси» ,

    «пулка» вместо дерево, гуси, булка)

    Подготовительные упражнения при коррекции оглушения звонких согласных звуков :

    Поочередно воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе.

    Сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков , как отрывистого, так и длительного.

    Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.

    Как говорилось выше, причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха.

    Фонематический слух – это очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма . Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение , звуковой анализ речи . Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь в этом? Конечно же, играючи!

    «Живая азбука»

    Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед ребенком на столе изображением вверх : Ж - Ш, Б – П,В-Ф,Г-К, Д-Т, З-С. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игрока выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту : отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук .

    «Перевозим грузы»

    В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин.

    «Путаница»

    Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить. Например :

    Русская красавица своей козою славится.

    Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

    Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

    Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

    Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному, не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете в развитии внимания, памяти и воображения.

    Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!

    Публикации по теме:

    Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.

    Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука [Л’] со стечением согласных звуков Цели: автоматизация звука Ль со стечением согласных звуками в слогах, словах, фразах, предложениях, формирование грамматического строя,.

    Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики - пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.

    Конспект занятия по ЛФК. Профилактика и нарушения плоскостопия «Ножки топают по дорожке» Конспект занятия по ЛФК профилактика и нарушения плоскостопия " Ножки топают по дорожке". Инструктор по физической культуре: ЧДОУ "Детский.

    Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.

    Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

    Когда-то давно на уроках русского языка в школе, еще в младших классах, все мы старательно артикулировали под бдительным руководством учительницы: округляли или сжимали губы, приставляли язычок к небу или толкали им зубы… Мы учились различные звуки. А потом нам объясняли и другие правила из раздела фонетики. Мы выросли, правила забылись. Кто помнит сейчас примеры озвончения согласных и как оно вообще происходит?

    Что такое фонетика

    Слово «фонетика» происходит от греческого «звук». Это название одного из разделов языка, который изучает звуки, их строение, а также интонацию, ударение и слоги. Звуки важно отличать от букв - первых существует более сотни, вторых в русском алфавите, как известно, тридцать три. Изучение фонетики включает в себя две стороны: артикуляционную (способы образования звуков) и акустическую (физические характеристики каждого звука).

    Разделы фонетики

    Дисциплина состоит из пяти частей:

    1. Фонетика - изучает, как уже сказано, сами звуки и их признаки.
    2. Фонология - исследует фонемы. Фонемой называется минимальная звуковая единица, позволяющая отличить одно слово от другого (например, в словах «луг» и «лук» фонемы «г» и «к» помогают понять разницу между ними).
    3. Орфоэпия - изучает произношение, в том числе нормы правильного литературного произношения.
    4. Графика - исследует соотношение букв и звуков.
    5. Орфография - изучает правописание.

    Основные понятия фонетики русского языка

    Самое главное в данной дисциплине - звуки. У них нет никакого значения (в отличие от целых слов), но они помогают отличать друг от друга разные слова и формы слова: пел - пил, дом - дома - домой и так далее. На бумаге для обозначения звуков используются это называется транскрипцией.

    Звуки бывают Первых всего десять, их произносить легче, чем согласные: воздух спокойно проникает через рот. Гласные можно растягивать, выкрикивать, пропевать. Когда артисты поют, они тянут как раз эти звуки. Именно от их количества зависит, сколько слогов в слове. А бывают слова, состоящие исключительно из гласных (например, союзы или предлоги).

    Согласных - 21, при их выговаривании воздух наталкивается на препятствие: либо в виде щели, либо в виде смыкания. Это два способа образования согласных звуков. Щель получается при приближении языка к зубам. Так произносятся звуки «с», «з», «ж», «ш». Это шумные звуки, они издают шипение либо свист. Второй способ - это когда смыкаются губы. Такие звуки не растянешь, они резкие, короткие. Это «п», «б», «г», «к» и прочие. Зато они очень чувствуются.

    Так же, как и по твердости и мягкости, согласные могут составлять пары по звонкости и глухости. Отличить их просто: звонкие произносятся звонко, глухие - глухо. Это такие пары, как «б» - звонкая, и «п» - глухая; «д» - звонкая, и «т» - глухая. Всего подобных комбинаций шесть. Есть, кроме того, пять согласных, у которых отсутствует пара. Они всегда остаются звонкими. Это «л», «м», «н», «р» и «й».

    Складываясь в различные слова, составляя фразы, звуки приобретают множество свойств. Такое, например, как озвончение и оглушение согласных. Как же оно происходит?

    Озвончение согласных: примеры

    Пять вышеуказанных букв (й, л, м, н, р) данным свойством не обладают. Очень важно запомнить это! Озвончение согласного звука может произойти, только если звук этот - парный.

    Глухой согласный может стать звонким по парности в некоторых случаях. Основное условие - он должен находиться непосредственно до звонкого звука (именно до, не после!).

    Итак, озвончение глухого согласного случается на стыке морфем. Морфема - это часть слова (существуют корень, приставка, суффикс, окончание; выделяют еще постфиксы и префиксы, но они не настолько важны). Таким образом, на стыке приставки и корня либо корня и суффикса возможен процесс озвончения. Между суффиксом и окончанием такого не бывает, поскольку окончание, как правило, состоит из гласных звуков. Примеры озвончения согласных в этом случае следующие: сделка («с» - приставка, глухой звук, корень «дел» начинается со звонкого «д», поэтому происходит ассимиляция, то есть уподобление. Вслух мы произносим это слово как «зделка»), косьба (корень «кос» заканчивается на глухой звук «с» - мягкий знак в расчет не берется, за ним стоит звонкий суффикс «б» - вновь происходит ассимиляция, и слово это произносится как «козьба») и так далее.

    Слова с озвончением согласных встречаются также на стыке самостоятельного слова и частицы (частицы - служебные слова: же, бы, не, ни, ли и так далее). Хоть бы (произносится вслух «ходьбы»), как бы (произносится «кагбы») и прочие комбинации - это все случаи озвончения.

    Наконец, примерами озвончения согласных могут служить такие ситуации, когда нужные звуки находятся на стыке самостоятельного слова и предлога (предлог - служебная часть речь, помогает связывать слова в предложения: в, к, при, под, на и другие): к бане (произносим «гбане»), от дома (говорим «оддома») и так далее.

    Оглушение согласных: примеры

    Как и в случае с озвончением, оглушение происходит только при наличии парных звуков. В такой ситуации звонкий согласный должен стоять впереди глухого.

    Обычно такое случается в финале слова, если оканчивается оно на согласный: хлеб («хлеп»), мед («мет»), принести много стульев («стульеф») и так далее. Также оглушение происходит, если в середине слова (как правило, это соединение корня и суффикса) встречается сочетание «звонкий плюс глухой». Например: похлебка («хлеб» - корень, оканчивается на звонкую «б», «к» - глухой суффикс, на выходе произносим слово «похлепка»), сказка (корень «каз» оканчивается на звонкую «з», «к» - глухой суффикс, в сумме получаем «скаска»).

    Третий вариант, когда встречается оглушение согласного звука - также на стыке слова и предлога: под потолком (потпотолком), над тобой (наттобой) и прочие. Это свойство русского языка особенно тяжко дается школьникам, которые действуют по методу «как слышим, так и пишем».

    А как у других?

    Самый распространенный в мире язык - английский - имеет свои особенности в фонетике, как и любой другой язык. От русской фонетики британскую отличает следующее:

    1. В России гласные не делятся на долгие и краткие, а в Англии - делятся.
    2. Согласные в английском язык всегда произносятся твердо, а в русском могут смягчаться.
    3. Английские согласные никогда не оглушаются, потому что это может поменять смысл целого слова.

    Неважно, школьник ты или взрослый, но если ты живешь в России, ты должен уметь правильно выражать свои мысли и знать особенности родного языка. Ведь наш язык - наше богатство!

    Тема . Оглушение звонких согласных в середине слова.

    Цель . Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных.

    1. Рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно):

    а) чашка - ложка

    б) ветка – лодка

    В каждой паре слов выделить третий звук:

    а) в обоих словах слышится (произносится) ш;

    б) в обоих словах слышится (произносится) г. Сравнить написание рассмотренных слов.

    Выяснить в беседе, что оглушение звонких согласных ж и д в словах ложка, лодка объясняется соседством глухого согласного к. Если устранить это соседство," звуки зазвучат звонко, без искажения: ложечка, лодочка. Прояснению согласных способствует соседний гласный (е, о).

    Оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных. В этом случае звонкий согласный произносится как его парный глухой согласный (см.табл.):

    2. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах (когда за звонким следует глухой согласный):

    3. В середине слов чашка, ветка встретились два глухих согласных: шк, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и правописанием, обратимся за помощью к тем же гласным: чашечка, веточка.